Сделай Сам Свою Работу на 5

Список использованных источников

Основная

 

1. Бесчастнов, Н. П. Живопись : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н. П. Бесчастнов [и др.]. – М. : Владос, 2001. – 224 с., 32 с. ил.

2. Визер, В. В. Система цвета в живописи : учеб. пособие/ В. В. Визер. – СПб. : Питер, 2004. – 192 с. : цв. ил.

3. Яшухин, А. П. Живопись : учебник / А. П. Яшухин, С. П. Ломов. – М. : Рандеву–АМ, 2001. – 232 с.

 

Дополнительная

4. Величко, Н. К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия : энциклопедия / Н. К. Величко. – М. : АСТ-Пресс, 2010 – 224 с. – (Золотая библиотека увлечений).

5. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. В 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка : учебник для 5-8 кл. / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 2001. – 80 с. : цв. ил.

6. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи : учебник для 5-8 кл. / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 2001. – 80 с. : цв. ил.

7. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. В 4 ч. Ч. 3. Композиция : учебник для 5-8 кл. / Н. М. Сокольникова. – Обнинск : Титул, 2001. – 80 с. : цв. ил.

8. Фокина, Л. В. Орнамент : учеб. пособие / Л. В. Фокина. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 176 с. : цв. ил.

9. Шембель, А. Ф. Основы рисунка / А. Ф. Шембель. – М. : Высш. Шк., 1994. – 153 с.

10. Школа изобразительного искусства. Выпуск 1 : учеб. пособие / под ред. Б. С. Угарова. – М. : Изобразительное искусство, 1986. – 176 с. : ил.

11.Артэнциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch?text97 =Артэнциклопедия+Цветовая+гармония&clid=40795&lr=197

12. Яндекс. Словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.mirslovozhegova.ru/show_termin/57831/ живопись

13. Яндекс. Словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.mirslovozhegova.ru/show_termin/57831/ колорит

14. Яндекс. Словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ БСЭ/ Цветоведение/

15. Яндекс. Словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch?text =ожегов+композиция&clid=40795&lr=19740795&lr=197

16. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (http://shedevrs.ru/cvetovedenie/222-cvetovocpriyatie.html)

17. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kkorovin.ru/impression/korovin5.php

 

5 Приложения

На первой странице обложки акварель В.И. Сурикова «Минусинская степь», 1873, Государственная Третьяковская галерея.



Приложение А. Орнаменты

Слово «орнамент» (от лат. ornamentum) означает украшение. С незапамятных времен люди, изготовляя различные ве­щи, почти всегда стремились их делать так, чтобы они были не толь­ко полезными, но и приятными на вид, красивыми. Это достигалось не только отысканием формы предмета, но и нанесением на него ри­сунка, узора – орнамента. Так, зачастую самые обычные бытовые предметы – чашки, солонки, тяпки, прялки – превращались в на­стоящие произведения декоративно-прикладного искусства

 

 

Рисунок 26 – Русский народный орнамент

Это искусство всегда было подлинно народным. Его создавали, по словам М. Горького, «гончары, кузнецы и златокузнецы, каменщи­ки, плотники и резчики по дереву и кости, оружейники... и вообще ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи».

Орнамент не может существовать сам по себе как скульптура или картина, роль его служебная, он не может существовать вне связи с предметом, на который нанесен, будь то фрагмент архитектуры, ме­бель, предметы быта, костюм или оружие. Он воспринимается неот­делимо от них. Форма, материал, конструкция определяют и харак­тер орнамента: где-то нужно сохранить плоскость, лишь слегка тро­нув ее легким рисунком, а где-то, наоборот, ослабить впечатление тя­жести глубоким рельефом или богатой живописной разработкой орна­ментального узора.

Прекраснейшие образцы орнаментальных композиций дали про­славленные русские зодчие в воспетых Пушкиным кованых и литых решетках Ленинграда («Люблю... твоих оград узор чугунный»).

Орнамент имеет место и в оформительском искусстве – на тема­тической выставке, в различных декоративных панно, в плакате, в стенной газете и особенно – в грамотах и поздравительных адресах. Орнамент способен сделать эти произведения гораздо привлекатель­нее для зрителя.

Работа над орнаментом развивает чувство цвета, скомпонованности и в особенности – ритма.

Под ритмом здесь понимается повторение или чередование, выделе­ние одних и подчинение им дру­гих элементов на основе опре­деленного повтора. Беспорядоч­ное расположение частей будет лишь набором случайных знаков и не произведет никакого эстети­ческого впечатления. Располо­женные же в определенном рит­мическом порядке, они образуют нечто целое и эстетически выра­зительное.

Другое важнейшее средство достижения вырази­тельности в орнаменте – сим­метрия. В зависимости от поло­жения осей симметрия может быть вертикальной, горизонталь­ной, диагональной, радиальной. Последняя имеет место при построении розеток, звезд и им подобных замкнутых фигур. Благодаря ритму и симметрии из одного элемента можно по­лучить множество орнаменталь­ных мотивов

 

Рисунок 27 – Получение различных орнаментов из одного элемента

Орнамент – особая область художественного творчества, отличаю­щаяся своеобразным, только ей присущим композиционным построе­нием, символической, схематизированной трактовкой формы и услов­ной передачей цвета.

Орнаменты очень разнообразны – от самых простых, геометрических до сюжетных, имеющих самостоятельный художественный смысл, но независимо от этого, все формы в орна­менте обязательно подчинены определенному ритму.

Различают орнаменты: геометрический, растительный, живот­ный и смешанный.

Орнамент основывается на мотивах окружающего нас мира, но перерабатывает их, стилизует и преобразует в узоры с такими сочетаниями цве­товых пятен, пластических форм и графических рисунков, которые подчиняются законам ритма, чередования; зрительной уравновешен­ности.

Стилизация – в изобразительных искусствах, декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. С. – закономерный метод ритмической организации целого в декоративном искусстве, где особенно важно подчинение каждого изобразительного элемента общему ансамблю.

Наиболее характерна С. для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В истории дизайна важную роль сыграла С. объёмной формы (например, "обтекаемые" формы промышленных изделий 1930 – 40-х гг.).

В станковое искусство С. вносит черты декоративности, примером является творчество Гогена.

Характерная особенность орнамента – ритмическое чередова­ние аналогичных элементов. Один и тот же элемент или группа их может повторяться бесчисленное число раз. Такую повто­ряющуюся часть орнамента называют раппортом, а часть плоскости, где располагается раппорт, называют полем орнамента.

Повторяю­щиеся элементы или их группы могут быть разными, перемежая друг друга. Причем, один из них мо­жет играть роль главного, а осталь­ные – быть к нему дополнением. Например, основным элементом может быть изгибающаяся ветвь растения, но ее детали: листья, цветы, окружающие птицы и ба­бочки – могут быть совершенно различными по рисунку и по цвету.

 

 

 

Рисунок 28 – Повторение раппорта

Такое построение характерно для ленточного орнамента.

Орнамент остается орнаментом, если в нем раппорт не повторя­ется с абсолютной точностью, а трактуется более свободно, повто­ряясь только по какому-то основ­ному мотиву в различных вариан­тах. Однако и тут чувствуется общность в чередовании изгибов линий и ритмичность изображения, рисунок 28.

Рисунок 29 – Ленточный орнамент Рисунок 30 – Сетчатый

орнамент

 

Кроме ленточного орнамента, иногда еще называемого фризо­вым, рисунок 29, повторяющиеся элементы включают в себя и сетчатый орна­мент,рисунок 30.

В нем повторяю­щийся элемент распространяется во все стороны, по площади, как бы разбитой на невидимую сетку с определенной формой ячеек – квадратных, прямоугольных, ром­бовидных и т. д. Характеру этой невидимой сетки и подчиняется ритмическое размещение повто­ряющихся рисунков орнамента. Сетчатый орнамент особенно широко используется в различных рисунках обоев и всевозможных декоративных тканей. Иногда та­кой орнамент, в упрощенном вари­анте, применяется в современной архитектуре, при мозаичной обра­ботке стеновых панелей.

Есть третий вид орнамента, ког­да главный мотив не повторяется, а используется всего один раз на оформляемой замкнутой поверх­ности (рисунок 24). Такой орнамент называют композиционно замкну­тым. Чаще всего он бывает симмет­ричным, но может быть и асиммет­ричным. Симметричный строится так, что все его одинаковые элемен­ты располагаются симметрично от­носительно оси или в круглом или многоугольном виде (рисунки 20 и 21).

В асимметричном построении компо­зиционно замкнутого орнамента, где нет открыто выраженной симмет­рии, все равно должно быть дости­гнуто зрительное равновесие про­думанным распределением частей узора.

Работа над асимметричной композицией всегда сложнее, чем над симметричной. Это относится и к орнаменту. Творческая фантазия художника здесь не связана геомет­рической схемой симметрии, но тем не менее выполнение такой компо­зиции

требует более тонкого художе­ственного вкуса, чувства зрительной уравновешенности, одним словом – более развитого композиционного мышления.

Композиция орнамента может быть относительно статичной или динамичной, передающей движение.

Впечатление движения основано на наших наблюдениях в портрете.

 

 

Рисунок 31 – Композиционно

замкну­тый орнамент

 

Так, если во фризовом, ленточном орнаменте мы видим животных или птиц, изображенных в профиль и повернутых направо или налево, рисунок 33,у нас создается впечат­ление их движения в этом направ­лении. Композиция будет дина­мичной. Но если эти птицы или животные, сами по себе точно так же изображенные, будут поставлены попарно, головой друг к другу, впе­чатление направленного движения исчезнет, композиция станет симметричной, уравновешенной, в конечном счете неподвижной, статич­ной, рисунок 32.

 

Рисунок 32 – Орнамент ста­тичный

Рисунок 33 – Орнамент динамичный

 

Рисунок 34 – Орнамент центрический

 

Рисунок 35 – Древнегреческий меандр

 

Рисунок 36 – Растительный орнамент

 

Впечатление движения в орнаменте может быть передано и изо­бражением растительного или неживого мира. Так, если в орнаменте дано условное изображение волн, с гребнями, направленными в пра­вую сторону, орнамент поведет наш взор направо. Такой орнамент, состоящий из одной красиво изогнутой линии, был создан еще древними греками и называется меандром, рисунок 35.Если изобра­жено растение с ветвями и листьями, направленными направо, то все растение воспримется нами как растущее, а значит, и как бы дви­жущееся вправо, рисунок 36.

Впечатление движения передается и другими геометрическими фи­гурами, идущими в своих формах от стрелы, лодки с парусом, само­лета, ракеты и т. д.

Вообще передача движения в орнаменте основывается на наблю­дениях художника в природе и окружающей действительности, на творческой переработке живых образов.

д

Рисунок 37 – Принципы стилизации:

 

а – обобщение формы в ее границах, б – обобщение формы с измененномабриса и упрощением конструкции, в – превращение объемной формы в плоскостную – изменение характера формы на более декоративный, д – ритмическое чередование повторяющихся элементов (раппорт).

Виды композиции орнамента (рисунок 38):

а – прямой ленточный, б – центрический замкнутый,

в – прямой сетчатый.

Формы мотива орнамента (рисунок 39):

1 – геометри­ческий, 2 – растительный,

3 – анималистический, 4 – геральдический

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.