Сделай Сам Свою Работу на 5

Символика цвета в общественной жизни Западной Европы





В отличие от религиозно-мистической цветовой символики христианства западноевропейская общественная цветовая символика утверждалась выдающимися деятелями культуры, философами и учеными. Еще в древности Аристотель белым цветом обозначал Воду и Воздух, желтым – Солнце и Огонь, черным – Землю. Более образно использовал цвета Леонардо да Винчи: белый – Свет, желтый – Земля, зеленый – Вода, синий – Воздух, красный – Огонь, черный – мрак. Гегель создал символику в эмоционально-цветовом соответствии: светлое и желтое – это созидательное, жизненное, бодрое; темное и синее – тихое, кроткое, осмысленное; красное – мужское, царственное и господствующее; зеленое – спокойное и нейтральное.
Ньютон создал символические эмоционально-световые ассоциации между музыкальными нотами и цветами спектра: до – красный, ре – оранжевый, ми – желтый, фа – зеленый, соль – голубой, ля – синий, си – фиолетовый.

Цветовая символика особенно прочно вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имела силу закона. Петр I ввел ее в России специальным Уложением. Символика цветовой геральдики без религиозных символов строго соблюдается в гербах и флагах современных государств: белый цвет – Серебро, Чистота, Правдивость, Европа, Христианство; желтый – Золото, Богатство, Смелость, Азия, Буддизм; красный – Сила, Демократия, Революционность, Америка; зеленый – Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам; голубой – Невинность, Миролюбие; синий – Мудрость, Владение морем; фиолетовый – Печаль, Бедствие; черный – Траур, Смерть, Африка.
Современная цветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признаки психического эмоционального значения. В настоящее время создана расширенная система цветовых символов: желтый цвет – Солнце, Свет, Радость, Ревность, Зависть, светлый, легкий, свежий, веселящий, юный, сияющий; оранжевый – Зной, Энергия, Радость, Теплота, Спелость, излучающий, выступающий вперед, сухой, теплый, взволнованный; красный – Огонь, Любовь, Страсть, Борьба, Динамизм, Гнев, Сила, Революция, близкий, жгучий, возбуждающий, громкий; пурпурный – Великолепие, Достоинство, Власть, Держава, Зрелость, Богатство, компактный, исполненный внутренней силы, раскаленный, насильственный, торжественный, важный; фиолетовый – Затмение, Старость, Вера, Совесть, Смирение, тупой, окутывающий, душный, угрюмый, тяжелый, сумрачный; синий – Бесконечность, Космос, Тоска, Холодность, Верность, серьезный, укрепляющий, свежий, прохладный, удаляющийся;
изумрудный – Кристалл, Холод, Лед, Окоченелость, Вода, сдержанный, ледяной, утомленный, удаленный; зеленый – Природа, Покой, Молодость, Безопасность, надежда, скромный, спокойный, влажный, мягкий, посредственный; белый – Чистота, Невинность, Свет, легкий, свежий, прохладный, ослепительный, чудесный, блестящий;
черный – Тьма, Мрак, Траур, Смерть, темный, тяжелый, теплый, впитывающий, засасывающий; серый – Достоинство, Звание, разный, дифференцирующий, нейтральный, знатный, важничающий; коричневый – тяжелый, грубый; светло-синий – отчужденный, равнодушный; светло-коричневый (охра) – тупой, землистый; лиловый – сентиментальный, раздражительный: розовый – нежный, легкий; темно-зеленый – успокаивающий; бежевый – легкий; темно-синий – тяжелый.
Все национальные цветовые символики имеют широкий обобщающий смысл, которым оперировали философы, теологи, ученые и художники. Системы цветовой символики имеют сходные признаки, разделяющие их на несколько групп.





Первая группа имеет наиболее распространенные (и наиболее древние) цветовые символы. Вследствие ассоциативности с натурой они наиболее живучи: белый – Свет, Серебро; синий – Небо, Воздух;
черный – Мрак, Земля; красный – Огонь, Кровь; желтый – Солнце, Золото; зеленый – Природа, Растения.



Вторая группа. Цветовые символы имеют отдаленное сходство с характерными особенностями объекта или понятия и в конкретной обстановке приобретают познавательное значение. Как цветовая метафора, они приобретают выразительное (экспрессивное) значение в живописи, цветной фотографии и в искусстве различного художественного оформления: белый цвет – Светоносность, Духовность, Чистота, Невинность, Ясность; черный – Поглощение, Материальность, Беспросветность, Тяжесть; желтый – Сияние, Легкость, Динамизм; Близость, Радость; синий – Небесность, Глубина, Бесконечность, Холод, Бесстрастность; красный – Активность, Насильственность, Возбужденность, Страстность; зеленый – Спокойствие, Безопасность, Статичность, Благотворность. Третья группа – самые разнообразные и самые условные символы, цвет которых не имеет сходства с обозначаемым объектом или понятием. Они составляют кодовые цветовые символы абстрактного обозначения: желтый – Буддизм, Богатство, Зависть, Ревность; синий – Религиозность, Мудрость, гласная Ы, нота Соль; красный – Демократия, Зло, Царь, религия Бон, Вторник;
веленый – Ислам, Посредственность, Луна, Разрешение, Ангел и др.

Символика цвета проявляется и в настоящее время. Например, в одежде: сочетание черного и белого цветов, как правило, характерно для официальных и торжественных ситуаций; розовый и голубой – цвета одежды для новорожденных соответственно для девочек и мальчиков; синий – цвет неба и моря, он используется в форменной одежде летчиков и моряков.

Символическое значение цвет приобрел на ранних стадиях развития человечества. Оно связано с физиологией человеческого тела и сильными физиологическими переживаниями, обусловленными эмоциональным осознанием «сильных» цветовых символов – белого, красного и черного. Эти символы существуют в настоящее время у африканских, индейских и австралийских племен.

У них белое ассоциируется с Водой, Воздухом, Чистотой, Миром и Счастьем; черное – с Землей, Нечистотами, Злом и Смертью; красное носит промежуточное значение: примыкая к белому, обозначает добрые силы, а к черному – злые. Это относится также к Огню и Солнцу – согревающим и сжигающим явлениям природы, к крови, потому что кровь здорового человека «чистая» и «белая», а больного

– «нечистая» и «черная». На первом этапе диалектического развития люди использовали только два цвета: белый и черный, символизирующие соответственно Небо и Землю, Свет и Тьму, Мужчину и Женщину, Счастье и Несчастье, Добро и Зло, Жизнь и Смерть. В эпоху сложившихся общественных отношений понадобился и третий цвет, которым стал красный. В поздние времена, когда развитие общества потребовало наличие системного языка, стало применяться большое количество цветовых символов и стало закономерным, что у разных народов цветовая символика превращалась в системы языкового характера. Такие системы были у инков, индейцев-ирокезов и других племен.
В инкском узелковом письме „кипу» цвета шнурков символизировали события, растения, животных и другие предметы: белый цвет обозначал Мир и Серебро, пурпурный – Войну и и Воинов, красный – Богатство, зеленый – Маис, желтый – Золото, синий – Религию. С помощью этих цветовых знаков-символов передавалась информация в общественной жизни и производственных отношениях.
В индейском знаковом письме грамматическую роль играли раковины и их вязка на шнурке, а цвет обозначал следующие явления: белый – Мир, Счастье, Благополучие, черный – несчастье, красный –

Войну, фиолетовый – Опасность и Враждебность. У других древних народов цветовая символика развивалась параллельно с основной письменностью и формировалась в отдельные знаковые системы, в которых цвет выражал философско-зстетическое значение.

В Древнем Египте цвет символизировал: желтый – бога Ра и пустыню, красный – Силу, Зло, Насилие и зарубежные Земли, зеленый – бога Осириса, Воскресение и плодородие, голубой – главное божество Мемфиса бога Пта и Небо, коричневый – Жизнь, черный – Плодородие, а на статуях людей – Смерть.

5.5 Приложение Д.Значение цвета в рекламе (по Люшеру)

Архетипы коллективного бессознательного

Цвет – символическое значение, тесно связано с контекстом и особенностями этнической психологии: красный – кровь, рана, мука; оранжевый – пламя; желтый – солнце, просветление, надежда; зеленый – произрастание; голубой – небо и море; синий – небо и ночь;

коричневый – земля; черный – плодо­родная земля; золотой – духовное солнце; серебряный – оду­хотворенная Луна.

Психологическая символика цвета, формирование эмоций(Люшер):

Красный – страсть, чувственность, неудовлетворенность, животворящие силы. Настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок; сделать энергичное усилие и купить то, что вы рекламируете. Способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета –"внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам". Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Это особенно необходимо учесть при рекламе продукции, адресованной мужчинам, для которых красный цвет всегда был знаковым, но он хорош в меру. Так, небольшая деталь объявления/каталога, выделенная красным, будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрезмерное его использование способно вызвать у потребителя агрессивность и даже раздражение предметом рекламы.

Пурпур – синтез, власть, духовность, величие, благородство.

Оранжевый – гордость, амбиции. Помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус, цвет здоровья и творчества, лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, услуг в области здравоохранения и образования. Он прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Желтый – великодушие, прозрение, интеллект. Настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности, помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение, способен "наделить" предмет интеллектом. Лучше использовать для рекламы высокотехнологичных товаров, детских товаров, услуг туристических фирм, рекламных и PR-агентств.

Зеленый – пло­дородие, симпатия и приспособляемость. Все смягчает, снимает остроту переживаний, оказывает целительное, расслабляющее действие. Уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.

Розовый – плоть, чувственность и эмоции. Помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров.

Голубой цвет тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ, цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной и способен придать предмету целостный вид, а вопросу/делу – глобальность и благоприятный исход.

Синий – религиозное чувство, преданность и невинность. Помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.

Фиолетовый – носталь­гия, память, интуиция. Цвет внутренней сосредоточенности, способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего, в данный момент ненужного, и сконцентрироваться на главной проблеме, хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Поэтому, если мы рекламируем товар, с помощью которого хотим подчеркнуть его креативность, или ориентированы на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима.

Черный цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи, но он способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в полиграфической рекламе лучше не использовать. Эта рекомендация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы. Как раз в отношении их, за редким исключением, лучше не экспериментировать.

Белый цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Стоит лишь заметить, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект – когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.