Сделай Сам Свою Работу на 5

Приложение Б. Цветовое решение интерьеров

 

Общее впечатление от цветового решения складывается в зависимости от цвета всех по­верхностей помещения – стен, потолка, пола, оборудования, ме­бели, драпировки и др.

Характер отделки помещения определяется каким-либо одним цветом, являющимся доминирующим. Если доминирующий цвет за­нимает в помещении наибольшую площадь, то он должен быть малонасыщенным.

Другие цвета являются лишь сопровождающими, второстепенными. Чем более насыщен цвет, тем меньшая площадь поверхности должна быть окрашена в него. Следовательно, цвет может доминировать в помещении количественно, т. е. размерами окрашенных поверхностей, или качественно – своей интенсивностью. Фоном должны быть более пассивные цвета, с меньшей насыщенностью. Нанейтральном фоне можно применять самые разно­образные сопровождающие цвета.

Применение интенсивного доминирующего цвета сокращает возможность выбора сопровождающие цветов.

Следует учесть, что использование большого количества различ­ных цветов создает впечатление беспокойства. В то же время одно­цветность ведет к монотонности и производит впечатление неза­вершенности цветового решения.

В последнее время в отделке интерьеров широкое распростра­нение получает многоцветная окраска одних и тех же помещений. Членение поверхностей интерьера на отдельные площади окраски должно быть обосновано. Следует избегать функционально неоправ­данного разделения стены цветом – диагональных полос, членения стен на панель и верхнюю часть и других делений, разрушающих визуальное единство объема.

Допустимо вертикальное членение окрашиваемых поверхностей вытянутых помещений, но и в этих случаях рекомендуется по воз­можности использовать естественно ограничивающие элементы – выступы, ниши, пилястры и т.д.

В выборе колеров окраски существенное значение имеет свойство цветового контраста. Различают два вида цветового контраста: светлотный, выражающийся в изменении светлоты, и хроматичес­кий – в изменении цветового тона или насыщенности цвета под действием соседних цветов.



Сильные хроматические контрасты (например, красный – зеленый) усиливают воздействие контрастирующих цветов, увеличивают чис­тоту и силу излучения более чистого цвета. Слабые хроматические контрасты (например, красный – фиолетовый) кажутся мягкими, нежными. Сильные светлотные контрасты (например, черный – белый) разграничивают плоскости, они могут быть формообразующим, а также разделяющим средством. Слабые светлотные контрасты (на­пример, черный – серый) сглаживают границы, производят впечатление невыразительности.

Отдельные цветовые тона обладают свойством так называемого вторичного контраста – создавать впечатление удаления и прибли­жения поверхностей. Как правило, теплые цвета кажутся более близкими, а холодные – удаленными. Из хроматических цветов наибольшей способностью приближать поверхность обладают оран­жевый и желтый цвета, а удалять ее – синий цвет. Разбеленные цвета несколько утрачивают эти свойства.

Таким образом, выбор цвета окраски отдельных элементов по­мещения влияет на впечатление о размерах помещения в целом. Потолки, окрашенные в светлый цвет, кажутся более высокими, чем темные потолки. Светлые и содержащие синий цвет тона зрительно расширяют, а темные и содержащие красный цвет тона уменьшают помещение. Так, например, для оптического сокращения длинного коридора торцевую стену можно окрасить в красный цвет, идли оптического удлинения его – в синий. В большинстве цветовых сочетаний образуется несколько видов контрастов. Например, в цветовой паре оранжевый – синевато-серый наблюдаются светлотный и хроматический контрасты, контраст по чистоте топа и контраст теплого и холодного цветов.

 

Таблица 1 – Оптическое воздействие и восприятие цветов

Наименование цвета Оптическое воздействие Воспринимается
Желтый Светлый, близкий, однородный, рассеивающий Теплым, легким, неплотным, сухим
Оранжевый Светлый, близкий, рассеивающий, выступающий Теплым, неплотным, сухим
Красный Светлый, очень близкий, однородный, излучающий Теплым, тяжелым
Пурпурный Однородный Тяжелым
Фиолетовый Мрачный, далекий Тяжелым, жестким, прохладным
Синий Темный, далекий Холодным, темным, плотным, влажным
Сине-зеленый Темный, далекий Холодным, тяжелым, плотным, влажным
Зеленый Далекий, однородный Прохладным
Желто-зеленый Светлый Прохладным
Белый Светлый, отступающий, однородный Легким, неплотным
Черный Темный, плотный Жестким, тяжелым
Красно-коричнеый Темный Теплым, жестким, плотным
Желто-коричневый Светлый, выступающий Легким, неплотным

 

Контраст теплых и холодных цветов относителен. Общепринято относить желтый, оранжевый и красный цвета к теплым, а фиоле­товый, синий и зеленый – к холодным. В то же время зеленый цвет может показаться теплым по сравнению с сине-фиолетовым, холодным – по сравнению с красным (табл. 1) и т. д.

Следует учесть, что чем насыщеннее цвет, тем больше его воз­действие на психику человека. Большое помещение, окрашенное в желтый цвет, воспринимается теплым и уютным, однако в малень­ких комнатах этот же цвет при большой насыщенности может вы­звать обратный эффект, т. е. оказаться раздражающим.

К сильно возбуждающим относят красный цвет. Длительное нахождение вблизи стены, окрашенной в красный цвет, утомляет. Голубовато-зеленый и зеленый цвета, напротив, оказывают успока­ивающее воздействие. Зеленый цвет, кроме того, создает впечатле­ние ограниченности пространства.

При выборе цвета окраски следует учесть освещенность поме­щений. Хорошо освещенные помещения и отдельные стены можно окрашивать в более темный цвет. Стены с окопными проемами находятся в контрасте света и тени и кажутся самыми темными в комнате, поэтому их рекомендуется окрашивать в более светлые цвета, чем освещенные стены.

Для коридоров и передних, слабо освещенных естественным светом, можно рекомендовать желтый и желтовато-красный цвета. При небольших площадях помещений можно потолок окрасить в интенсивный цвет, снижающий высоту этих помещений.

В рабочих комнатах цветовое решение должно быть лаконич­ным и ясным, подчеркивающим деловую атмосферу. Следует избе­гать применения ярких цветов в рабочих комнатах, так как спокой­ные по цвету плоскости способствуют концентрации внимания. Учитывая, что людям, работающим сидя, потолок в помещении кажется выше, чем в действительности, допустимо окрашивать его в более насыщенные цвета по сравнению с внутренней поверхностью стен.

Помещения, предназначенные для умственной работы, могут быть окрашены в стимулирующие цвета (например, желтовато-зеле­ный с оранжевым). Степень насыщенности цвета в данном случае зависит от расстояния, на котором воспринимается окрашенная по­верхность. При окраске помещений, предназначенных для интенсив­ной работы, связанной с большим нервным напряжением, жела­тельно применять пассивные цвета (например, зеленый, синий и т. п.). Они снижают также восприимчивость человека к возбуждению шумами.

Колеры окраски следует подбирать с учетом условий освещения во время эксплуатации данного помещения (табл. 2).

 

Таблица 2 – Изменение цвета при различных источниках освещения

Естественное освещение Искусственное освещение
Лампами накаливания Люминесцентными лампами Ртутными лампами
Фиолетовый Приобретает коричневый оттенок Сереет Сереет
Пурпурно-красный Сереет -//- Приобретает фиолетовый оттенок
Оранжево-красный Не меняется Становится приглушенным Приобретает коричневый оттенок
Оранжевый Слабеет Сереет Сереет
Желтый -//- -//- Зеленеет
Зеленый Желтеет -//- Становится более насыщенным

 

5.3 Приложение В. Психология цвета

Вопрос эмоционального воздействия цвета на человека достаточно сложен. В течение тысячелетий в психике и сознании человека закреплялись определенные сложноопосредованные ассоциации, связи различных цветов с реальными жизненными явлениями и процессами. Не случайно вопросами психологии цвета занимались такие видные теоретики искусства и художники как Гете, Леонардо да Винчи, Делакруа, Кандинский, Алпатов, Грабарь, и другие.

В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, рекламопроизводители всегда должны учитывать социально-демографические особенности – пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.