Теоретические основы цветоведения
Т. Н. Жидких
ЖИВОПИСЬ
С ОСНОВАМИ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Барнаул 2013
Т.Н.Жидких
ЖИВОПИСЬ
С ОСНОВАМИ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Барнаул 2012
Жидких, Т. Н. Живопись с основами цветоведения : учеб. пособие / Т. Н. Жидких; Барн. торг.-экон. колледж. – Барнаул, 2012. – 107 с.
Учебное пособие «Живопись с основами цветоведения» рекомендовано к печати Методическим советом КГБОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж», протокол № 1 от 21.09.2012.
Пособие составлено с учетом требований Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, программы дисциплины «Живопись с основами цветоведения». Рассмотрены вопросы основ цветоведения и живописи, воздушной перспективы, гармонических цветовых сочетаний, общих правилах использования цвета в их приложении к практическому применению в создании рекламных проектов.
Рекомендовано для специальности 031601 «Реклама», некоторые разделы могут быть использованы для специальности 100116 «Парикмахерское искусство», 100105 «Гостиничный сервис» и 100201 «Туризм»
Рецензенты: Поддубная З. Л. – старший преподаватель методики преподавания ИЗО кафедры теории и методики начального образования института педагогики и психологии Алт.ГПА
Кривошеева Е. А. – преподаватель рисунка и композиции ПЦК информационно-рекламных дисциплин КГБОУ СПО «БТЭК»
Содержание
| Введение ………………………………………………….
| 5
|
| Живописные материалы ……………………………….
| 6
| 1.1
| Кисти ………………………………………………………
|
| 1.2
| Краски ……………………………………………………..
|
| 1.3
| Основа под живопись …………………………………….
|
|
| Теоретические основы цветоведения …………………
|
| 2.1
| Общие сведения о цвете ………………………………….
|
| 2.2
| Свет и цвет. Волновая природа цвета ..............................
|
| 2.3
| Цветовой спектр…………………………………………...
|
| 2.4
| Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота…………………………………..
|
| 2.5
| Основные, составные цвета………………………………
|
| 2.6
| Дополнительные цвета……………………………………
|
| 2.7
| Смешение цветов …………………………………………
|
| 2.8
| Цветовые контрасты………………………………………
|
| 2.9
| Колорит…………………………………………………………
|
| 2.10
| Теория гармонических цветовых сочетаний ……………
|
|
| Теоретические основы живописи………………………
|
| 3.1
| Передача освещения
|
| 3.2
| Пространственные свойства цвета……………………….
|
| 3.3
| Перспективное изменение цвета…………………………
|
| 3.4
| Светотень в живописи…………………………………….
|
| 3.5
| Цветовые отношения локальных цветов………………...
|
| 3.6
| Освоение живописных техник……………………………
|
| 3.6.1
| Гризайль……………………………………………………
|
| 3.6.2
| Акварель…………………………………………………...
|
| 3.6.3
| Гуашь ………………………………………………………
|
| 3.6.4
| Пастель…………………………………………………….
|
|
| Список использованных источников …………………
|
|
| Приложения
|
| 5.1
| Приложение А Орнаменты ……………………………….
|
| 5.2
| Приложение Б Цветовое решение интерьеров ………….
|
| 5.3
| Приложение В Психология цвета ………………………..
|
| 5.4
| Приложение Г Символическое значение цвета. …………
|
| 5.5
| Приложение Д Значение цвета в рекламе ……………….
|
| 5.6
| Приложение Е Анализ цветовой гармонии живописного произведения……………………………………………….
|
|
Введение
«…благодаря истинному знанию
Ты будешь гораздо смелее и совершеннее
В каждой работе, нежели без него».
Альбрехт Дюрер
Чтение учебной литературы по вопросам живописи и цветоведения приносит особую пользу, когда теория изучается параллельно с практическими занятиями и теоретические положения применяются на практике.
Зрение человека благодаря целенаправленному развитию острее, тоньше улавливает характеристику форм и красок, без развития глаза можно «смотреть да не видеть».
Данное пособие позволит студентам успешнее овладевать теоретическими знаниями и практическими умениями в области цветоведения и живописи; применять полученные знания и умения при создании рекламных проектов.
В нем даются практические советы при работе в разных живописных техниках письма, их особенностях, свойствах красок, растворителей, инструментов.
В пособии представлены:
– теоретические основы цветоведения;
– теория гармонических цветовых сочетаний, эмоциональное
воздействие их на зрителя;
– теоретические основы живописи;
– символическое значение цвета;
– анализ цветовой гармонии живописного произведения;
– значение цвета в рекламе.
Данное учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой и тематическим планом учебной дисциплины «Живопись с основами цветоведения».
Живописные материалы
Кисти
Для работы акварелью, гуашью, темперой, масляными красками нужны кисти разного размера, формы, из разного волоса.
Кисти бывают беличьи, колонковые, барсучьи, щетинные (из свиной щетины), синтетические (под
колонок).
По форме изготавливаются кисти круглые, плоские.
Рисунок 1 – Формы кистей
Круглые кисти больших размеров (№ 16 – № 20) понадобятся для работы акварелью в технике, требующей широких заливок, живописи «по - сырому», кистевых набросков. Круглые колонковые кисти №3 – №12 нужны для проработки деталей, передних планов в живописных этюдах, а также для выполнения графических зарисовок.
Плоские и круглые щетинные кисти, плоские кисти из синтетического волокна используются в живописи с плотной фактурой красок – гуаши, темпере, масле. Кисть набирает краску густо и кладёт её на основу рельефным мазком. Мазок плоской щетиной кисти оставляет характерный след, помогает выявлять объёмную форму. Круглые щетинные кисти рекомендуются для живописи в технике темперы и гуаши. Плоские кисти из синтетики прочны и упругие. Можно пользоваться ими для прокладки больших пятен и для тонких лессировочных покрытий.
Для акварели лучшей кистью будет беличья от №16 и выше. Тонких кистей должно быть одна – две, лучше колонковые.
Для работы гуашью необходимы щетинные и колонковые кисти.
Краски
Все виды красок приготавливаются из цветных порошкообразных пигментов и связующих. Связующее вещество соединяет частицы пигмента. Состав связующего определяет вид красок, технологию и технику живописи.
Акварель – водяные краски. Отличительными свойствами акварельных красок является очень тонко растертый пигмент и большой процент клеящих веществ в качестве связующего.
Гуашь
Краски гуаши в основном состоят из тех же компонентов, что и акварельные: цветная пудра на растительной, животной или минеральной основе, смешанная и скрепленная водорастворимыми смолами с добавлением желейных элементов для того, чтобы краски не ломались при высыхании. Гуашь продается в тюбиках или в банках.
Пасте́ль– группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.
Основа под живопись
Материалом для акварельной живописи служит бумага. Под акварель хороша бумага, которая не портится резинкой, но хорошо впитывает краску. Это шероховатая бумага ватман ГОЗНАК, некоторые сорта чертежной бумаги, специальная бумага под акварель.
Гуашью работают на бумаге, картоне, холсте.
Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов. Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага – предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска – выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага – имеет бархатистую поверхность. При работе с бархатной бумагой можно использовать минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели. Протонировать акварельную бумагу можно, используя чай или кофе.
Теоретические основы цветоведения
Общие сведения о цвете
Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, химии, физиологии, эстетики и психологии [14].
Физика учит, что в основе цветовых явлений лежат световые волны различной длины, что они преломляются, отражаются и поглощаются. Различное поглощение световых волн обусловливает различную окраску предметов.
С помощью химии стало возможным изготовление красок на основе изучения состава и строения красящих веществ.
Психофизиология нашла объяснения эмоциональному действию цветов. Эстетика изучает законы гармонизации (согласования цветов), объясняющие нам, почему одни цвета нам нравятся, а другие производят неприятное впечатление.
Цветоведение изучает основные характеристики цвета, основные, составные и дополнительные цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний и многое другое.
Наука о цвете возникла давно. В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика, которая повлияла на цветовую культуру Европы и Азии.
В эпоху античности цвет впервые стал рассматриваться как категория эстетики. Еще в IV веке до нашей эры, древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений.
Выдающиеся художники и теоретики эпохи Возрождения: Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472), Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Джорджо Вазари (1511 – 1574), Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) в своих трактатах о живописи писали о цвете. Альберти и Леонардо да Винчи открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции (это изменение цвета под воздействием другого цвета), предлагают новое толкование цветовой эстетики. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени. «Он образовал цветоряд из шести цветов, привязал их к природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый - черный, синий – желтый, красный – зеленый. Именно тогда фактически зародилась наука о цвете.
Цвет исследовали такие корифеи науки, как Ньютон (1642 – 1727), Ломоносов (1711 – 1765), Гельмгольц (1821 – 1894). Ломоносову принадлежит открытие трехцветной основы зрения. Гёте (1749 – 1832) написал специальный труд «Учение о цветах».
Идею шестицветного цветоряда по-своему интерпретировали и развивали Ф.Рунге, А.Шопенгауэр, У.Адаме, Э.Делакруа, Ван Гог, В.Кандинский и другие.
И.Ньютон закладывает «физический» фундамент цветоведения. Он провел эксперимент с преломлением луча света через призму, выделил семь цветов спектра и освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы – в зависимости от условий цвет может приобретать то или иное состояние и эмоциональную характеристику. В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль доказывает, что цвет, а не рисунок имеет важнейшее значение для живописи.
М.В.Ломоносов предложил гипотезу трехкомпонентности цветового зрения. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности, то есть для наших глаз необходим цветовой баланс.
Глаз воспринимает не цвета, а длину волны, из которой эти цвета состоят и все многообразие цветов, воспринимаемое глазом происходит благодаря сослагательному смешению трех основных вышеперечисленных цветов.
Как человек воспринимает цвета? Возьмем к примеру яблоко. В полной темноте яблоко не имеет цвета. Для того, чтобы получить вос- приятие цвета, нам нужен источник света. Отраженный от поверхности объекта свет попадает в глаза,
Рисунок 2 – Трехкомпонентность цветового зрения
информация о нем передается в мозг, который воспринимает цвет. Яблоко имеет красный цвет, потому что его поверхность отражает красную составляющую и поглощает остальную часть светового спектра [16].
Крупные открытия в области цвета происходят в XX в. На их основе создаются лазеры, голография, компьютерная графика. Результаты научных исследований все более целенаправленно используются в цветоведении, обучении живописи, влияют на творчество художников различных направлений (кубизм, кинетическое искусство и др.)
«Цвет – это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет – не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями». Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами.
В повседневной работе сталкиваются с цветами не только художники изобразительного искусства и работающие в промышленности, архитекторы, дизайнеры, декораторы, оформители, а в последнее время – работники кино, специалисты в области рекламы, фотографы и многие другие.
Эти знания помогают специалистам, занимающихся отделкой зданий и помещений, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Различные явления, с которыми мы повседневно сталкиваемся в природе и практической деятельности.
Изучение цветоведения дает возможность специалистам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|