II Основной этап - проведение деловой игры
Описание процедуры игры:
а) подготовительный этап: формирование 4-6 микрогрупп по 4-6 чел в каждой, определений целей и задач деловой игры, постановка задания № 6.
б) рабочий этап:
Выполнение задания №6
ü рассмотрение проблемы в рамках микрогрупп, определение целей задания,
ü формирования наиболее эргономичных путей достижения целей
ü посредством группового обсуждения с элементами тренинга и мозгового штурма формирование единого мнения по заданию;
ü подготовка письменное проекта решения задания №6.
Обмен между микрогруппами выполненных заданий №6,
Выполнение задания №7
ü рассмотрение проблемы в рамках микрогрупп, определение целей задания,
ü формирования наиболее эргономичных путей достижения целей
ü посредством группового обсуждения с элементами тренинга и мозгового штурма формирования общего мнения по заданию.
ü подготовка устного доклада.
выступление микрогрупп с докладами (из расчета 2-3 минуты, в зависимости от количества групп)
обмен мнениями между участниками микрогрупп (реплики, защита подготовленных вариантов решения задач).
в) Заключительный этап: обобщение вывода по итогам выполнения заданий № 6-7, определение наиболее удачных вариантов решения заданий
Задание 6
Самостоятельно смоделируйте преступление экономической направленности с завуалированно выраженным причинным комплексом и данными, позволяющими составить криминологическую характеристику личности преступника;
Задание 7
Изучите составленную другим студентом модель экономического преступления, выявить причинный комплекс преступления, составить криминологическую характеристику личности преступника, предложить мероприятия профилактического характера на индивидуальном уровне и указать субъекту предупреждения.
III. Постигровое моделирование
Форма отчета:
Задание №6 – коллективный письменный доклад (по количеству микрогрупп)
Задание №7 – коллективный устный доклад (по количеству микрогрупп)
Оценка результатов деловой игры осуществляется преподавателем путем анализа и сопоставления отчетов выполнения заданий №№ 6-7 без составления анкеты.
Тема 17. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности.
Практическое занятие
Задание 1
Проанализируйте формы статистической отчетности органов внутренних дел и охарактеризуйте особенности учета неосторожных преступлений (в том числе дорожно-транспортных);
Задание 2
Проанализируйте статистические данные о преступности в России за последние 3 года, охарактеризуйте современную структуру выявленных преступлений в сфере экономической деятельности;
Задание 3
Самостоятельно смоделируйте неосторожное преступление с завуалированно выраженным причинным комплексом и данными, позволяющими составить криминологическую характеристику личности преступника;
Задание 4
Изучите составленную другим студентом модель неосторожного преступления, выявить причинный комплекс преступления, составить криминологическую характеристику личности преступника, предложить мероприятия профилактического характера на индивидуальном уровне и указать субъекту предупреждения.
Методические рекомендации для проведения практического занятия в активных и интерактивных формах
При подготовке к решению практических задач необходимо ознакомиться с состоянием неосторожной преступности в России за предыдущие три года, отраженном в статистических данных, размещенных на сайте МВД России, выявить наиболее резонансные неосторожные преступления, проанализировать обстоятельства их совершения, выявив причинный комплекс и продумав направления группового предупреждения аналогичных преступлений. Анализ ситуации проводится фронтально.
Форма работы обучающихся индивидуальная и групповая (микрогруппами по 4-6 человек). В ходе выполнения заданий № 1-2 студенты работают самостоятельно. Задания 3-4 организуются в форме деловой игры – в ходе которой моделируется деятельность сотрудников ФСИН и ОВД, вовлеченных в сферу профилактической деятельности. При работе в группе принятие решений осуществляется после общегрупповой дискуссии с использованием элементов мозгового штурма. Каждая микрогруппа работает самостоятельно. После завершения работы, каждая группа защищает свое решение перед всей группой. Преподаватель делает обобщенный вывод в целом по всем рассмотренным типовым ситуациям.
Задание 5 организуются в форме тренинга, в ходе которого обучающиеся приобретают навык работе в группе при реализации метода экспертных оценок.
СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
I Подготовительный этап
Методическое обеспечение для проведения деловой игры
Целью деловой игры является развитие у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в сфере организации и осуществления предупреждения неосторожных преступлений. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
ü сформировать у студентов умений самостоятельно и в команде использовать знания о сущности неосторожной преступности, характеристиках личности преступника, детерминантах неосторожных преступлений и путях её предупреждения при решении конкретных задач;
ü выработать у студентов способность уяснять новые задачи по профилактике неосторожных преступлений и находить пути их решения в условиях взаимодействия;
ü развить навыки у студентов по планированию и организации предупреждения неосторожных преступлений;
ü сформировать у студентов способности работать в команде.
Функции участников:
ü Преподаватель: организационная, демонстрационная, воспитательная, развивающая
ü Руководитель учебной группы - организационная
ü Руководитель микрогрупп – организационная, развивающая
ü Участники микрогрупп – развивающая
План деловой игры:
а) подготовительный этап – 2 мин.
б) рабочий этап – 31 мин
ü выполнение задания №6 – 10 мин;
ü обмен материалами – 1 мин;
ü выполнение задания №7 – 5 мин.
ü выступление микрогрупп - 12 мин.
ü обмен мнениями – 3 мин.
в) заключительный этап – 2 мин.
Характеристика проблемы
Круг преступлений, совершаемых по неосторожности и посягающих на различные виды общественных отношений, достаточно широк. При всех различиях их объединяет форма вины — легкомыслие или небрежность.
Опасность неосторожных преступлений определяется прежде всего их последствиями: есть все основания предполагать, что причиняемый ими вред в целом больше, чем от умышленных преступлений.
Неосторожные преступления выделяются в криминологической классификации по особенностям механизма преступного поведения и его детерминант, которые существенно иные, нежели параметры при умышленных преступлениях. Даже мотивация неосторожных преступлений, например, против личности гораздо ближе к мотивации любых других видов неосторожного преступного поведения нежели к умышленным преступлениям против личности.
Таким образом, неосторожная преступность представляет интерес для науки криминологии как объект исследования, обладающий специфическими особенностями.
Большое значение в виктимологической профилактике и устранении негативных последствий неосторожных преступлений имеет специально-криминологическое предупреждение на индивидуальном уровне, формирование навыков которого предполагает проведение деловой игры по данной теме.
В основу методики анализа преступности в сфере экономики в рамках деловой игры положен диалектический метод научного познания, а также общенаучные методы: сравнительно-правовой, логический, статистический, наблюдение, измерение, описание, сравнение анализ и другие. Основу методики исследования составляют положения теории информации, моделирования, системно-структурный анализ, а также обзор современного состояния исследуемой проблемы в криминологической литературе. В основу методики образовательного процесса положены методы тренинга, мозгового штурма, деловой игры, а также другие специально-научные психологические и педагогические методы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|