Методические рекомендации для проведения практического занятия в активных и интерактивных формах
При подготовке к решению практических задач необходимо ознакомиться с состоянием преступности несовершеннолетних в России за предыдущие три года, отраженном в статистических данных, размещенных на сайте МВД России. Анализируя качественные и количественные показатели преступности, представленные в заданиях, необходимо подготовить письменный отчет.
Задания 1-4, 6 выполняются индивидуально. Составляя опросные листы при решении 6 задания, следует руководствоваться разработанными методическими рекомендациями, учитывать обязательный прикладной характер любого криминологического исследования и ориентировать вопросы на выяснение причинного комплекса преступности.
При выполнении заданий №5 предусматривается групповая форма обучения (микрогруппами по 4-6 человек) с элементами деловой игры. При этом принятие решений осуществляется после общегрупповой дискуссии с использованием элементов мозгового штурма. Каждая микрогруппа работает самостоятельно с реализацией метода мозгового штурма. После завершения работы, каждая группа защищает свое решение перед всей группой. Преподаватель делает обобщенный вывод в целом по всем рассмотренным типовым ситуациям.
Тема 14. Криминологическая характеристика и профилактика преступности в сфере экономики
Практическое занятие
Задание 1
Проанализируйте статистические данные о преступности в России за последние 3 года, охарактеризуйте современную структуру выявленных преступлений в сфере экономической деятельности;
Задание 2
Проанализируйте взаимосвязь экономической и организованной преступности на современном этапе развития Российского общества;
Задание 3
Самостоятельно проанализируйте основные наиболее резонансные преступления, освещенные в СМИ за последний год, предложите мероприятий по предупреждению подобных преступлений в будущем;
Задание 4
Укажите обстоятельства, затрудняющие применение уголовно-правовых мер к лицам, совершающим экономические преступления, и предупреждение этих преступлений в современных условиях;
Задание 5
В качестве эксперта составьте краткосрочный прогноз о тенденциях и перспективах экономической преступности в нашей стране и аргументируйте его;
Задание 6
Самостоятельно смоделируйте преступление экономической направленности с завуалированно выраженным причинным комплексом и данными, позволяющими составить криминологическую характеристику личности преступника;
Задание 7
Изучите составленную другим студентом модель экономического преступления, выявить причинный комплекс преступления, составить криминологическую характеристику личности преступника, предложить мероприятия профилактического характера на индивидуальном уровне и указать субъекту предупреждения.
Методические рекомендации для проведения практического занятия в активных и интерактивных формах
При подготовке к решению практических задач необходимо ознакомиться с состоянием экономической преступности в России за предыдущие три года, отраженном в статистических данных, размещенных на сайте МВД России, выявить наиболее резонансные преступления экономической направленности, проанализировать обстоятельства их совершения, выявив причинный комплекс и продумав направления группового предупреждения аналогичных преступлений. Анализ ситуации проводится фронтально.
Форма работы обучающихся групповая (микрогруппами по 4-6 человек) за исключением заданий 1-3, в ходе выполнения которых каждый обучающийся работает самостоятельно. При работе в группе принятие решений осуществляется после общегрупповой дискуссии с использованием элементов мозгового штурма. Каждая микрогруппа работает самостоятельно. Задание 5 организуются в форме тренинга, в ходе которого обучающиеся приобретают навык работе в группе при реализации метода экспертных оценок.
Задания 5-6 организуются в форме деловой игры – в ходе которой моделируется деятельность сотрудников ФСИН и ОВД, вовлеченных в сферу профилактической деятельности. После завершения работы, каждая группа защищает свое решение перед всей группой. Преподаватель делает обобщенный вывод в целом по всем рассмотренным типовым ситуациям.
СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
I Подготовительный этап
Методическое обеспечение для проведения деловой игры
Целью деловой игры является развитие у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в сфере организации и осуществления предупреждения преступлений экономической направленности. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
ü сформировать у студентов умений самостоятельно и в команде использовать знания о сущности экономической преступности, характеристиках личности преступника, детерминантах преступлений экономической направленности и путях её предупреждения при решении конкретных задач;
ü выработать у студентов способность уяснять новые задачи по профилактике преступлений экономической направленности и находить пути их решения в условиях взаимодействия;
ü развить навыки у студентов по планированию и организации предупреждения преступлений экономической направленности ;
ü сформировать у студентов способности работать в команде.
Функции участников:
ü Преподаватель: организационная, демонстрационная, воспитательная, развивающая
ü Руководитель учебной группы - организационная
ü Руководитель микрогрупп – организационная, развивающая
ü Участники микрогрупп – развивающая
План деловой игры:
а) подготовительный этап – 2 мин.
б) рабочий этап – 31 мин
ü выполнение задания №6 – 10 мин;
ü обмен материалами – 1 мин;
ü выполнение задания №7 – 5 мин.
ü выступление микрогрупп - 12 мин.
ü обмен мнениями – 3 мин.
в) заключительный этап – 2 мин.
Характеристика проблемы
Экономическая преступность в последнее десятилетие стала предметом пристального интереса отечественных криминологов. Борьбе с нею отводят особое место в своей деятельности органы внутренних дел, другие правоохранительные органы. Повышенное внимание к этим вопросам обусловлено следующими обстоятельствами:
ü криминализация экономических отношений в России превратились в явление, представляющее одну из главных угроз национальной безопасности.
ü совокупный материальный ущерб от совершаемых экономических преступлений намного выше потерь по другим видам корыстных преступлений.
ü деформация правовых форм и установление асоциальных норм поведения в экономической сфере.
ü реформируемая экономика стала сферой приоритетных интересов организованной преступности;
Большое значение в борьбе с преступностью экономической направленности имеет специально-криминологическое предупреждение на индивидуальном уровне, формирование навыков которого предполагает проведение деловой игры по данной теме.
В основу методики анализа преступности в сфере экономики в рамках деловой игры положен диалектический метод научного познания, а также общенаучные методы: сравнительно-правовой, логический, статистический, наблюдение, измерение, описание, сравнение анализ и другие. Основу методики исследования составляют положения теории информации, моделирования, системно-структурный анализ, а также обзор современного состояния исследуемой проблемы в криминологической литературе. В основу методики образовательного процесса положены методы тренинга, мозгового штурма, деловой игры, а также другие специально-научные психологические и педагогические методы.
Подготовка материально-технического обеспечения деловой игры
Раздача студентам планов проведения семинарских и практических занятий по криминологии организуется старостой учебной группы;
Подготовка письменных принадлежностей осуществляется самостоятельно каждым студентом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|