Методические рекомендации для проведения практического занятия в активных и интерактивных формах
При решении практических задач необходимо руководствоваться положениями действующего уголовного законодательства, а также основными концептуальными положениями криминологической науки, связанными с предупреждением преступности. Анализ ситуации проводится фронтально. Составляя фрагмент представления по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений необходимо соблюдать основные требования документооборота. Ответы должны быть мотивированы и носить характер рассуждения.
Форма работы обучающихся групповая. Принятие решений осуществляется после общегрупповой дискуссии. Задания 3-5 проводятся в форме практикума «мастер-класса» под руководством приглашенного практического работника (следственного подразделения, штаба ОВД, оперативного работника ФСИН либо ОВД). Анализ конкретной ситуации осуществляется методом мозгового штурма. Справки и дополнительные сведения по ситуациям дает преподаватель. После завершения работы, преподаватель делает обобщенный вывод в целом по всем рассмотренным типовым ситуациям.
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Тема 11. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности
Практическое занятие №1
Задание 1
Проанализируйте статистические данные о преступности в России за последние 3 года, охарактеризуйте современную структуру рецидивной преступности.
Задание 2
Гаврилов, будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свободы. За эти преступления Гаврилов был осужден к лишению свободы.
Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.
Задание 3
В каких из приведенных ниже показателей точнее выражается уровень рецидивной преступности, аргументируйте:
а) количество и доля рецидивистов, содержащихся в местах лишения свободы;
б) количество и доля рецидивистов в общем числе осужденных;
в) количество рецидивистов в общем числе взрослого населения региона;
г) количество рецидивистов в общем числе лиц, отбывших наказания.
Задание 4
29 мая 2012 г. в отдел внутренних дел поступило сообщение из исправительно-трудовой колонии о предстоящем освобождении и прибытии на территорию обслуживания Саакашвили, осужденного по ч.1 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы. 1 июня 2012 г. на имя начальника отдела внутренних дел из колонии поступило письмо с просьбой оказать содействие в трудоустройстве Саакашвили, в котором указывалось на необходимость быстрого решения данного вопроса, поскольку 10 июня освобожденный должен прибыть на территорию обслуживания отдела внутренних дел. На основании письма начальник отдела дал указание участковому инспектору оказать содействие в трудоустройстве Саакашвили. после прибытия освобожденного.
Из характеризующего материала на Саакашвили следовало, что он 1951 г. рождения, уроженец г. Новгорода, образование среднее, до второго осуждения работал водителем автобуса. За время отбывания наказания добросовестным отношением к труду не отличался, к мероприятиям воспитательного характера относился пассивно, участия в самодеятельных организациях осужденных не принимал.
После прибытия к месту жительства Саакашвили обратился в отдел внутренних дел с просьбой оказать ему содействие в трудоустройстве, поскольку на прежнее место работы его не приняли. Уполномоченный инспектор, пригласив его на беседу, выяснил, где ему хотелось бы работать. В течение недели Саакашвили. был прописан по прежнему месту жительства и трудоустроен на автобазу слесарем.
10 июня на очередной беседе уполномоченный инспектор милиции дал положительную оценку Саакашвили., сказав, что он хорошо работает, претензий к нему по работе нет. В семье бывают ссоры, но, как выразился Саакашвили, это бывает во всех семьях.
14 августа на имя начальника отдела от директора автобазы поступило сообщение о том, что Саакашвили. систематически не является на работу без уважительных причин, употребляет спиртные напитки на рабочем месте, 13 августа учинил драку после очередной выпивки.
22 августа от жены Саакашвили поступило заявление о том, что ее муж продолжает пьянствовать, установил связи с ранее судимыми приятелями, ведущими антиобщественный образ жизни. После работы часто не является домой, а когда возвращается – устраивает скандалы, воспитанием сына не занимается. На следующий день Саакашвили. был задержан за совершение мелкого хулиганства.
1. Дайте оценку обоснованности и законности действий сотрудников ИУ и отдела внутренних дел в отношении Саакашвили
2. Определите перечень документов, необходимых для организации и осуществления профилактической работы с Саакашвили;
3. Разработайте перечень общесоциальных и специально-криминоло-гических профилактических мер, необходимых для проведения в отношении Саакашвили.
Методические рекомендации для проведения практического занятия в активных и интерактивных формах
Практическое занятие №1
При подготовке к решению практических задач необходимо ознакомиться с состоянием и структурой организованной и групповой преступности в России за предыдущие три года, отраженном в статистических данных, размещенных на сайте МВД России.
К решению задач следует подходить творчески, используя при этом теоретические знания, а также юридическую и криминологическую терминологию. Ответы должны быть мотивированы.
Форма работы обучающихся при выполнении заданий 1-3 индивидуальная. Принятие решений осуществляется самостоятельно. В каждом конкретном случае, в том числе и при выполнении заданий творческого характера, необходимо давать мотивированную оценку своего ответа с учетом положений УК РФ и основополагающих криминологических воззрений.
При выполнении задания №4 предполагается групповая форма обучения (в составе микрогрупп по 4-6 ч учащихся) с элементами тренинга, в ходе которого преподаватель развивает у студентов компетенции в части организации и планирования индивидуально-профилактической работы. Каждая микрогруппа работает самостоятельно с реализацией метода мозгового штурма. После завершения работы, каждая группа защищает свое решение перед всей группой. Преподаватель делает обобщенный вывод в целом по всем рассмотренным типовым ситуациям.
Практическое занятие №2
Задание 1
Дайте объяснение существованию следующих явлений, свойственных для преступного мира большинства стран:
ü Противостояние администрации учреждения, в котором осужденный отбывает наказание;
ü Существование неписанного закона и правил поведения;
ü Нарушение «тюремного закона» влечет жестокое наказание
Задание 2.
Охарактеризуйте экономическое и идеологическое значение «общака», используя для этого следующие умозаключения:
ü Общак – коллективная собственность тюремной общины, равенство членов общины – важнейшая норма в тюремном мире, общак – центральный символ в котором она заключена;
ü Общак является средством сплочения коллектива, но одновременно и средством утверждения авторитета «лидера». Вор, смотрящий – неформальный лидер в тюрьме, ведает распределением общака;
ü Смотрящий в камере распределяет общак межу осужденными
ü В созидании коллективной собственности тюремной общины принимают участие все осужденные
Задание 3
В июне 2012 года вор по кличке Плотник при выезде в одну из областей Центральной России приобрел для осужденных исправительного учреждения, где отбывали наказание воровские авторитеты, постельные принадлежности на несколько миллионов рублей.
Как следует расценивать подобный поступок Плотника
Задание 4
Изобразите несколько татуировок преступного мира и напишите несколько жаргонных выражение, объясните их значение и укажите для чего подобной информацией должен обладать сотрудник УИС.
Практическое занятие № 2
При подготовке и решении поставленных задач следует использовать материал, изученный самостоятельно и отражающий специфику криминальной субкультуры. При этом элементы криминальной субкультуры необходимо оценивать трезво, в преломлении на их фактическое значение, а не на преподносимое авторитетами преступного мира.
Форма работы обучающихся индивидуальная. Принятие решений осуществляется самостоятельно. В каждом конкретном случае, в том числе и при выполнении заданий творческого характера, необходимо давать мотивированную оценку своего ответа с учетом положений УК РФ и основополагающих криминологических воззрений.
Перед выполнением задания №4 необходимо методом мозгового штурма выявить примеры проникновения в обыденную речь жаргонизмов преступного мира, как элементов популяризации романтики криминального мира, с целью формирования правильного восприятия масштабов распространения тюремной субкультуры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|