Нотная запись и пение по нотам
Дети должны знать названия нот и уметь петь мелодии в постепенном движении на нескольких звуках (в пределах первой октавы).
Различать па слух несложные песни и попевки.
Дети должны знать и понимать знаки нотной записи, нотный стан (скрипичный ключ, ноты на линейках и между ними). Знать обозначения длительности звуков (четверть, восьмая, половинная); уметь записывать и петь по нотам простые мелодии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
правильно и быстро находить нужный темп ходьбы и бега в соответствии с характером, размером и строением музыкального произведения;
различать двух-, трех- и четырехдольный размер, двухчастную и трехчастную формы в музыке, отмечать в движении метр, акцепты, ритмический рисунок;
слышать и самостоятельно менять движение в соответствии
со сменой музыкальных фраз и частей;
различать основные характерные движения некоторых танцев
народов СССР;
следить за движением мелодии при исполнении песни; различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя ансамбль. Учащиеся должны знать:
элементарные сведения о нотной записи: нотный стан, счет линеек, скрипичный ключ, запись нот на потном стане на линейках и между линейками;
Государственный гимн СССР, революционные песни и песни гражданской и Великой Отечественной войн.
V КЛАСС(35 ч)
ПЕНИЕ
Вокально-хоровые навыки. Уметь петь в диапазоне сим — рег. Соблюдать при пении правильную певческую установку. Уметь петь звонким голосом; напевные, плавные песни исполнять легко, мягко, но не вяло; в отрывистых песнях сохранять мягкость. Уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы. Уметь правильно форсировать гласные и четко произносить согласные. Уметь петь в унисон, чисто, слитно, ритмично; выразительно.
Уметь петь выученные песни всем классом, подгруппами с сопровождением и а капелла. Уметь легко исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа. Ясно и четко произносить трудные звуковые сочетания.
Музыкальный материал
1. Певческие упражнения.
Пение упражнений по звукоряду вверх, вниз, по звукам трезвучий, интервалов.
Использовать прибаутки, скороговорки:
У сосенки-сосенки выросли опенки.
Рост землю старый крот, разоряет огород.
Сыворотка из-под простокваши.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
2. Разучивание песен.
Встало солнце. Муз. 3. Компансйца, сл. Л. Кондрашенко.
* Дубинушка. Трудовая песня.
Зимний вечер. Муз. М. Яковлева, сл. А. Пушкина.
Солнце, в дом войди. Грузинская народная песня. Обр. Д.Ара-кишвнли.
* Ах вы, сени, мои сени. Русская народная песня (а капелла),
* Петушок. Латышская народная песня.
* Отважная песня. Муз. 3. Компанейца, сл. Л. Кондратенко.
* Наша школьная страна. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева.
Эх, хорошо! Муз. И. Дунаевского, сл. В. Шмидтгофа.
В буденовке-шапке. Муз. М. Зива, сл. В. Коростылева. Звонкая песня. Муз. и сл. А. Негго.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Дети слушают русские народные песни, определяют ихидейное и художественное значение, выявляют особенности музыкального языка. Использование народной песни в творчестве композиторов. Дети знакомятся с музыкой Э. Грига. Знакомятся с певческими голосами: сопрано, тенор, бас.
Музыкальный материал
Русские народные песни
Ой, да ты, калинушка. Рекрутская песня.
Про татарский полон. Историческая песня.
Дубинушка. Трудовая песня.
Про Добрыню. Былина.
Русская народная песня в творчестве
композиторов
Я с комариком. Былина о птицах. Из «Восьми народных песен для симфонического оркестра» А. Лядова.
Во поле березонька стояла, Из финала IV симфонии (фрагмент) П. Чайковского.
Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом трэде Китеже».
Хор «Высота». Из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.
Зарубежная музыка
Утро. В пещере горного короля. Танец Анитры из первой сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.
Шествие гномов. Норвежский танец. Муз. Э. Грига.
Полонез до минор. Мазурка. Муз. Ф. Шопена.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Уметь определять характер музыки в связи с содержанием произведения (веселая, грустная, шуточная, торжественная, маршеоб-разная); различать смену частей в двух- и трехчастном произведении.
Различать на слух законченность и незаконченность мелодий, определять тонику как главный устойчивый звук и петь ее (до, фа, соль); петь мажорную и минорную гаммы. Уметь на слух выделять сильную долю в музыкальном отрывке. Иметь представление о тактовой черте и о такте, размерах 2/4 и ¾. Знать длительности (целые, половинные, четверти, восьмые), уметь пользоваться ими при пении по нотам.
Иметь представление о жанрах русской народной песни (былина, историческая песня, обрядовая, хороводная), их обработках.
Нотная запись и пение по нотам
Знать расположение нот: до1 — до2, следить по нотам за мелодией при разучивании песен в пределах до1 — до2; узнавать выученные песни по потной записи; определять исполнение учителем мелодии (4—5 звуков) в знакомом диапазоне; уметь петь упражнения, части песен в до мажоре в пределах звукоряда до1 — до2 и ля миноре.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
исполнять песни без сопровождения.
Учащиеся должны знать:
основные жанры русских народных песен и песен народов
СССР;
особенности музыкального цикла народной песни, ее идейное и
художественное содержание;
запись нот на добавочных линейках, запись размера, деление на такты, такт и тактовую черту, запись длительностей (целая, половинная, четверть, восьмая).
VI КЛАСС(35 ч)
ПЕНИЕ
Уметь петь в диапазоне лям - ре2. Петь напевно, звонко. При пении не допускать резкого, форсированного звучания. Экономно расходовать дыхание при исполнении напевных песен, петь на одном дыхании более длинные фразы в медленном темпе. В отрывистых, быстрых песнях уметь брать быстрый вдох.
Уметь петь песни с элементами двухголосия.
Уметь петь песни без сопровождения всем классом и отдельными группами.
Музыкальный материал
Дружное наше звено. Муз. И. Дунаевского, сл. Ц. Солодаря. Светлячок. Грузинская народная песня (двухголосно).
* Ой, по-над Волгой. Современная народная песня. Обр. В. Локтева (двухголосно).
* Бородино. Обр. М. Иорданского, сл. М. 'Лермонтова (двухголосно, а капелла).
* Сусанин. Русская народная песня (двухголосно).
Ой, ты, Волга-реченька. Современная русская народная песня (двухголосно, а капелла).
* Пионер шагает по планете. Муз. Е. Тиличеевой, сл. В. Коркина.
Орленок. Муз. В. Белого, сл. Я. Шведова.
Ты, соловушка, умолкни. Муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы
* Песня о Ленине, Муз. Л. Новикова, сл. Р. Селянина.
* Варшавянка. Старая революционная песня.
Хор птиц из оперы «Снегурочка». Муз. Н. Римского-Корсакова.
Я держу путь в страну свободы. Негритянская народная песня. Обр. Т. Попатенко, пер. Ю. Хазанова.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
Краткое знакомство с музыкой западноевропейских композиторов.
Становление оперы и симфонии. Знакомство с оперой и ее элементами: увертюра, ария, речитатив, хоры, танцы.
Симфонический оркестр: группы инструментов, их звучание и выразительное значение. Роль дирижера.
Знакомство с симфоническим творчеством Л. Бетховена, героика его музыки.
Знакомство с творчеством М. Глинки, основоположником русской классической музыки. Особенности его творчества: патриотизм, народность, национальный эпос.
Знакомство с творчеством Н. Римского-Корсэкова. Отличительные особенности его творчества: интерес к истории народа, к фольклору (былинам, сказкам, песням).
Знакомство с общественно-музыкальной деятельностью и творчеством Д. Кабалевского. Знакомство с его музыкой для детей.
Музыкальный материал
Зарубежная музыка
В. Моцарт. 40-я симфония соль минор.
Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». V симфония (фрагменты).
Русская музыка
М. Глинка. Мазурка, романс Антониды, ария Сусанина, сцена в лесу, заключительный хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»; увертюра из оперы «Руслан и Людмила».
Н. Римский-Кор саков. Вступление, ария Снегурочки, 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка»; вступления «Океан — море синее», песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», колыбельная Волховы, хор «Высота», песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя из оперы «Садко».
Советская музыка
Д. Кабалевский. Ш концерт для фортепиано с оркестром (2-я часть); Реквнем-хор «Наши дети»; увертюра к опере «Мастер из Кламси».
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
Расширение знаний и навыков в области лада и мстроритма. Уметь различать на слух мажорное и минорное трезвучие, тон и полутон (от одного звука). Размер 4/4. Нотная запись и пение но нотам.
Уметь разучивать песни по нотам. Знать знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), правила их употребления.
Знать и понимать знаки при ключе. Знать ноты: четверть с точкой, паузы (1/2, ¼, 1/8).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|