Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные требования к знаниям и умениям учащихся





 

Учащиеся должны уметь:

правильно выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000 (случаи, сводимые к действиям в пределах 100), выполнять проверку вычислений;

выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, производить проверку правильности письменных вычислений;

называть компоненты арифметических действий;

читать и записывать выражения (сумма, разность, произведение, частное);

чертить отрезки, многоугольники по заданным размерам с помощыо линейки;

вешать текстовые задачи, содержащие отношения «меньше на» и «больше на», «меньше а» и «больше в».

 

Учащиеся должны знать:

таблицу сложения и умножения однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);

последовательность чисел от 0 до 1 000 (как называть, читать и записывать эти числа).

единицы длины и массы, их обозначения;

единицы времени, их обозначения.

V КЛАСС(238 ч)

 

Числа от 1 до I 000 000

(продолжение темы)

 

Сложение и вычитание (28 ч)

 

Сложение и вычитание в пределах 1000 000 (обобщение и си­стематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитани­ем; перестановка и группировка слагаемых при сложении несколь­ких чисел; взаимосвязь между суммой и слагаемыми, между умень­шаемым, вычитаемым и разностью; сложение и вычитание с ну­лем; проверка устных и письменных вычислений и т.



Умножение и деление (189 ч)

 

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление нуля и невозможность деления на нуль; пе­рестановка множителей; умножение суммы на число и числа на сумму, деление суммы на число; умножение и деление числа на произведение; взаимосвязь между множителями и произведением, между делимым, делителем и частным; способы проверки умно­жения и деления. Решение уравнений вида 6*х=426, х: 18 = 270, 364 : х=2 и их использование при решении задач.

Устное умножение и деление на однозначное число (случаи, сво­димые к действиям в пределах 100); умножение и деление на 10, 100, 1 000.

Письменное умножение на однозначное, двузначное и трехзнач­ное число.

Письменное деление на однозначное и двузначное число (в пределах 1000 000).



Числовые выражения в 2—3 действия, содержащие умнодса и деление (со скобками и без них), вычисление их значения.

Задачи на нахождение среднего арифметического, на нахождение нескольких долей числа.

Примеры зависимости между величинами (время, скорость путь при равномерном движении; цена, количество, стоимость и др.).

Числовые выражения в 3—4 действия (со скобками и без них) содержащие сложение, вычитание, умножение и деление; вычисле­ние их значений.

Представление о площади фигур. Единицы площади: квадрат­ный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.

Задачи на нахождение площади прямоугольника (квадрата). Задачи в 3—4 действия, содержащие сложение, вычитание, умно­жение и деление.

 

Повторение (21 ч)

 

В точение всего года проводятся устные вычисления с псполнИ зованием изученных приемов, проверка устных вычислений.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

читать и записывать числа в пределах 1000 000; правильно и быстро устно вычислять в пределах 100; устно оперировать с большими числами в случаях, сводимых к действиям впределах 100;

выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, проверку правильности вычислений;

выполнять письменно умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число, проверку правильности вычис­лений;

вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 действия (со скобками и без них); находить числовое значение простейшего буквенного выражения при заданных числовых значе­ниях входящих внего букв;



находить сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квад­рата);

решать задачи в 2—3 действия (на сложение, вычитание, ум­ножение и деление).

Учащиеся должны знать:

таблицы сложения и умножения однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);

таблицы единиц измерения величин (длины, площади, массы, времени), применять эти знания впрактике измерений и при ре­шении задач;

взаимосвязи между такими величинами, как цена, количество, стоимость, скорость, время, путь при равномерном движении и др., применять эти знания к решению текстовых задач.

Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся

 

Отметка «5» ставится, если ученик:

правильно отвечает на все поставленные вопросы;

производит вычисления (устные и письменные) правильно и до­статочно быстро;

умеет самостоятельно решать задачи (составляет план, выпол­няет решение, точно формулирует ответ на вопрос);

при выполнении практических работ по измерению и черчению умеет правильно использовать измерительные и чертежные инстру­менты, выполняет задание правильно и аккуратно.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает установленные для-отметки «5» умения, но при этом:

допускает при ответе некоторые неточности в формулировках

(не искажающие смысла);

при вычислениях допускает отдельные негрубые ошибки и ока­зывается в состоянии их исправить;

при решении задач дает недостаточно точные пояснения (при

правильном ходе решения);

допускает неточности при выполнении измерений и черчении. Все эти недочеты ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя;

Отметка «3» ставится, если ученик.

допускает в вычислениях отдельные грубые ошибки, но исправ­ляет их при помощи учителя;

справляется с решением задачи только при помощи учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик не может ответить на боль­шую часть поставленных вопросов, не справляется с решением задач и вычислениями даже при помощи учителя.

Отметка «l» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание программного материала.

 

Примечания:

1. Отметка «2» в подготовительном и I классах не ставится.

2. При оценке выполнения практических работ по измерению и черчению следует учитывать двигательные возможности руки уче­ника.

Контрольные работы могут быть однородными или комбиниро­ванными. При оценке однородных контрольных работ (состоящих только из двух задач) отметка «5» ставится, если правильно реше­ны обе задачи.

Отметка «4» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены ошибки (до 2) в вычислениях.

Отметка «3» ставится, если при правильном ходе решения обеих задач допущены 3 ошибки в вычислениях; если одна задача решенаправильно, а в другой имеется ошибка в ходе решения.

Отметка «2» ставится, если в обеих задачах неправильный ход решения.

Для оценки результатов комбинированных контрольных работ (включающих задачи, примеры, неравенства и др.) отметка «5» ставится, если правильно выполнены все задания.

Отметка «4» ставится, если допущены 1—2 ошибки (в вычисле­ниях, при выполнении чертежей).

Отметка «3» ставится, если, допущены 3—4 ошибки.

Отметка «2» ставится, если допущено более 4 ошибок.

Отметка «1» ставится, если ученик не приступил к работе.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основу коммунистического воспитания школьников составляет формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения. В осу­ществлении этой задачи важную роль играет курс природоведения.

Природоведение ставит своей целью:

а) сообщить школьникам необходимые сведения о неживой и живой природе, постепенно углубляя, обобщая и систематизируя их по мере прохождения курса;

б) обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений жибой и неживой природы;

в) раскрыть некоторые доступные для каждого возраста взаи­мосвязи в природе, а также между человеком и природой (пока­зать влияние изменений в природе на труд человека; познакомить с трудом людей по использованию природы, объяснить зависимость будущего природы от деятельности человека);

г) дать учащимся некоторые знания о значении охраны приро­ды, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране при­роды в данной местности (крае, республике);

д) дать первоначальные гигиенические знания, привить некото­рые навыки личной и общественной гигиены.

В процессе усвоения курса природоведения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи должна решаться также специаль­ная коррекционная задача, состоящая в преодолении речевого не­доразвития и связанных с ним особенностей словесно-логического

мышления учащихся.

Не раскрывая понятия о биологическом равновесии в природе, учащимся необходимо дать представление о том, что гибель одного природного фактора влечет за собой гибель других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, нарушению почвы, уменьшению числен­ности животных и т. д.). Изучение вопросов охраны природы долж­но быть стержнем для всего курса природоведения, помогать вос­питывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.

В связи с изучением природоведения и проведением природоох­ранительной работы необходимо организовать детей на участие в различных видах общественно полезного труда (сбор корма, под­кармливание птиц, сбор семян цветочно-декоративных растений и распространение их среди населения, сбор колосков на полях после уборки урожая, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне,

выращивание растений, участие в работе зеленых и голубых рулей и т. д.).

Содержание курса природоведения используется для патрио-ческого воспитания. Оно должно включать воспитание любви бережного отношения к природе, своему краю, гордости за дОст жения тружеников своего края, «Школа призвана формировать к чества рачительных хозяев, заботливое и бережное отношение i общественному достоянию и родной природе»,—записано в Основ ных направлениях .реформы общеобразовательной и профессионадь" ной школы '.

Природоведение по своему содержанию является предметом ес- тественнонаучного цикла, поэтому ведущее место в его преподава­нии должны занимать методы, свойственные этим паукам: непос­редственные наблюдения предметов и явлений в самой природе натуральных объектов и их изображений на уроке в классе, осу­ществление простейшего учебного эксперимента, а также органи­зация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практиче­ские работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке и т. д.

В программе определен обязательный минимум этих работ, од­нако в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения их количество может быть увеличено.

Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопас­ности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.

Наблюдения ведутся по заданиям «Дневников наблюдений». Порядокнаблюдений определяется последовательностью изменений в природе данной местности. Проведенные в природе наблюдения фиксируются в «Дневниках наблюдений» и являются основой формирования важнейших знаний о природе.

Важным принципом преподавания природоведения является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В этих же целях учитель вправе произвести за­мену и перестановку уроков. Так, в III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе. Если такого совпадения нет, уроки могут быть переставлены или на какое-то время уроки природоведения заменяются другими уроками при условии последующей обратной замены.

В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.

Программой по природоведению предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и

О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник до­кументов и материалов. — М.: 1-984. — С. 53. 116

фермах колхозов и совхозов, добыча и использование местных полезных ископаемых и др.).

Природоведение способствует развитию логического мышления и речи учащихся. Это имеет особое значение для реализации коррекционной направленности курса природоведения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В процессе усвоения природоведческого материала на основе посредственного знакомства учащихся с объектами и явлениями природы, наблюдений в природе, использования на уроках всевоз­можных средств наглядности (демонстрация натуральных объектов, печатных пособий, диа- и кинофильмов и т. д.) активизируется познавательная деятельность учащихся и создаются условия для их речевой практики.

С учетом специфики учебного предмета, содержащего трудную для учащихся лексику, на уроках природоведения, наряду с посто­янным требованием нормативного оформления учащимися само­стоятельных высказываний, особое внимание уделяется словарной работе, в процессе которой усваиваются специальные термины, уточняются значения имеющихся у детей понятий. Изучая приро­доведение, учащиеся должны накопить словарь, который в даль­нейшем будет использован ими на уроках географии, физики, био­логии, химии. В связи с организацией наблюдений за сезонными явлениями природы и ведением календаря погоды учащиеся учатся последовательно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.

Наблюдения за объектами и явлениями природы, нахождение путем сравнения происходящих с ними изменений, обобщение по­лученных материалов служат основой для развития словесно-ло­гического мышления учащихся.

Изучение природоведения помогает формированию у учащихся ряда трудовых умений и навыков; воспитанию таких качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца.

В программу по природоведению заложены большие возможно­сти для осуществления межпредметпых связей уроков природове­дения с трудовым обучением, а также другими предметами. Задача учителей—полнее реализовать эти возможности. В школе для де­тей с тяжелыми нарушениями речи —это прежде всего связь с уроками развития речи и чтения, на которых закладывается основа последующего прохождения природоведения, усвоения соответст­вующей лексики. Особенно тесно природоведение связано с урока­ми развития речи, где в программу подготовительного—II классов включается природоведческий материал по ознакомлению с окру­жающим миром. Эту связь необходимо осуществлять и в дальней­шем; усвоению знаний по природоведению, уже как самостоятель­ному предмету в III классе, должна также предшествовать соот­ветствующая подготовка на уроках развития речи.

В III классе изучаются сезонные изменения в природе данной

местности, которые отражены в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном должен быть выдержан единый план изложения: изменения в неживой припп изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показыват что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности челове­ка. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащих­ся с ее явлениями и объектами, но, что очень важно, дает воз­можность объяснить их детям пока на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Изучение курса природоведения в III классе опирается на представления о природных объектах и явлениях, накопленные в I и II классах в ходе ознакомления с окружающим миром, которые на новом этапе обучения развиваются и обогащаются, Так, наряду с первоначальными понятиями о живой и неживой природе, уча­щиеся получают конкретные знания о связи людей с природой, тру­де людей в разные времена года, об использовании природы в хо­зяйственной деятельности человека; об охране природы, в первую очередь в данной местности и т. д.

Содержание программы IV класса раскрывается в теме «При­рода нашего края». В ней продолжается изучение природы своего края, однако если в III классе учащиеся знакомятся с природой местности, окружающей школу, то в IV классе они изучают приро­ду своей области (края, республики).

Как и в III классе, изучение природы должно идти последова­тельно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов, растения и их охрана, животные и их охрана, труд людей и использование человеком природных богатств области. Необходимо показать взаимосвязь факторов природы и на этой основе раскрыть, как комплекс природных условий влияет на труд людей края.

Курс природоведения в V классе охватывает следующие темы: «Ориентирование на местности. План и карта», «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания», «Организм человека, ох­рана его здоровья».

По теме «Ориентирование на местности. План и карта» учащие­ся усваивают некоторые способы ориентирования, учатся приме­нять их в практике нахождения направлений на местности, зна­комятся с устройством компаса, планом и картой.

Кроме того, учащиеся должны знать основные административ­ные центры, столицу СССР — Москву и столицы союзных рес­публик.

В некоторых случаях при значительных размерах области (края, республики) и при большом разнообразии природных условий объект для изучения может быть сужен несколькими ближайшими адиинистративными районами.

При изучении тем «Земля и другие небесные тела», «Воздух», «Вода». «Горные породы», «Почва», «Живые организмы и среда обитания» углубляются знания учащихся о природе, в частности и о местной природе, о рациональном использовании ее богатств, имеете с тем даются новые сведения о Земле и Солнце, о свой­ствах компонентов природы, о связях между органическим и неор­ганическим миром, об относительной приспособленности растений и животных к различным условиям среды обитания.

В теме «Организм человека, охрана его здоровья» дается лишь общее представление об органах, их положении в организме чело­века и выполняемой ими функции. Эти сведения необходимы для того, чтобы помочь учащимся представить организм человека как единое целое. Основное внимание должно быть уделено вопросам личной и общественной гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и ук- "' репления своего здоровья. Изучение этой темы пойдет успешнее, если учащиеся будут проводить самонаблюдения.

Предусмотренные программой знания, умения и навыки уча­щихся должны быть усвоены в основном на уроках, под руковод­ством учителя. Вместе с тем обучение природоведению потребует и систематического выполнения домашних заданий. Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом как на уроках, так и в домашних заданиях. В этих целях на каждом уроке следует заботиться о смене видов деятельности, проводить физкультминутки, снимающие утомление у детей.

В программе определены требования к знаниям и умениям уча­щихся по природоведению, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах естественнонаучных дисцип­лин: ботаники, зоологии, анатомии, географии.

 

ПРОГРАММА

 

III КЛАСС (34 ч)

 

Введение (1 ч)

 

Что такое природа? Природа живая и неживая. Наблюдения в природе.

 

Летние и осенние изменения в природе (11 ч)

 

Неживая природа летом: температура воздуха, характер облач­ности, летние дожди и грозы, состояние почвы и водоемов. Нежи­вая природа осенью: похолодание, характер облачности, осенние дожди и другие виды осадков, осенние туманы, первые заморозки,

состояние почвы и водоемов. Термометр. Измерение температи воздуха.

Растения летом и осенью. Части растения. Деревья, кустарники, травянистые растения. Деревья лиственные и хвойные. Внепщ вид растений летом. Цветение растений. Созревание плодов семян.

Изменения в жизни растений осенью: изменение окраски листьев, листопад, увядание травянистых растений. Осенние плоды семена. Охрана растений летом и осенью.

Дикие и домашние животные летом. Условия питания. Измене­ния в жизни диких и домашних животных осенью. Изменение ус­ловий питания. Исчезновение насекомых. Перелетные птицы и и отлет в теплые страны. Зимующие птицы и изменения в их жизни осенью. Подготовка к зиме зверей и других обитающих в данной местности животных. Отличия диких животных и домашних. Ох­рана диких животных летом и осенью.

Труд людей летом и осенью. Уход за посевами. Уборка урожая. Забота об урожае будущего года. Осенние посадки деревьев я кустарников. Подготовка садов и парков к зиме. Подготовка до­машних животных к зиме. Труд людей, связанный с охраной при­роды в данной местности. Участие детей в труде людей осенью.

Охрана здоровья человека. Предупреждение простудных забо­леваний. Режим дня школьника.

Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью знакомства с местными деревьями, кустарниками, травянистыми растениями и изменениями в жизни растений и животных осенью.

Практические работы (2): строение термометра и изме­рение температуры воздуха; части растения.

 

Зимние изменения в природе (11 ч)

 

Неживая природа зимой: температура воздуха, характер об­лачности, осадки. Снегопады, метели. Установление постоянного снегового покрова. Снег и лед. Состояние водоемов и почвы.

Растения зимой. Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой. Особенности зимовки растений под снегом. Значение снего­вого покрова для защиты растений. Охрана растений в природе зимой. Комнатные растения и уход за ними.

Животные зимой. Зимующие птицы и условия их питания зи­мой. Жизнь зверей и домашних животных в зимнее время. Охрана диких животных зимой.

Труд людей зимой. Задержание снега на полях. Подготовка техники к весне. Работа в зерно- и овощехранилищах. Уборка сне­га на улицах городов и поселков. Труд людей, связанный с охра­ной природы зимой. Участие людей в труде зимой.

Охрана здоровья человека зимой. Первая помощь при обмора­живании.

Экскурсия (1): в лес, сад или парк с целью наблюдения за состоянием деревьев и кустарников зимой.

Простейшие опыты со снегом и льдом.

Практические работы: измерение глубины снегового покрова;уход за комнатными растениями; первая помощь при обмораживании.

Весенние изменения в природе(10 ч)

 

Неживая природа весной: потепление, таяние снега, характер облачности, осадки. Состояние водоемов: ледоход, половодье, Оттаивание почвы, накопление влаги в почве.

растения весной. Раннецветущие растения. Набухание почек у деревьев и кустарников. Распускание листьев. Цветение рас­тений.

Размножение растений черенками, отводками, усами, луковица­ми, клубнями, корнями. Охрана растений весной.

Животные весной. Изменение условий питания животных. По­явление насекомых. Возвращение перелетных птиц, гнездование. Изменения в жизни животных. Появление детенышей у животных. Охрана диких животных весной. Домашние животные весной.

Труд людей весной. Весенние работы в полях, садах, парках, на улицах городов и сел. Весенние посадки деревьев и кустарни­ков. Труд людей, связанный с охраной природы. Участие детей в труде людей весной.

Экскурсия (1): в лес, садили парк с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений и животных.

Наблюдения за развитием растений из семян (на основе ранее заложенных опытов на уроках трудового обучения).

Практические работы: размножение растений черенка­ми (бальзамин, пеларгония и др.), луковицами (амариллис), от­водками (традесканция, плющ), усами (камнеломка); выращива­ние в ящиках или цветочных горшках лука; проращивание клубней картофеля.

 

Заключение (1 ч)

 

Обобщение знаний о временах года. Летнее закаливание орга­низма.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.