|
Тема № 2 История КРИМИНОЛОГИИ: ИСТОКИ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ
Современная криминология возникла не на пустом месте, она, в известной мере, не может не быть ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию. Современная криминология широко использует то богатство идей, принципов, конкретных приемов исследования, которые содержатся в истории познания.
Первопроходцы много десятилетий и даже веков тему назад, высказывая идеи о преступности, ее причинах и условиях, мерах предупреждения, о лицах, совершающих преступления, не могли предвидеть, что они создают новую науку, науку в нашем современном понимании, что создаваемая ими наука с учетом ее теоретической и практической значимости распространится почти во всех передовых странах мира. Эта наука - криминология, изучая которую, нельзя не обратить внимания на то, что современное поколение ученых, достигшее больших успехов в своей области, все же постоянно испытывает необходимость в истории криминологии. Многие сложные криминологические проблемы, с которыми сталкивается современное поколение, заставляют обращаться к богатому социально-историческому опыту прошлого.
История криминологии - это, прежде всего, процесс ее становления, возникновения, развития и упрочения. Это и рост криминологии, т.е. положительные ее изменения, и совершенствование, развитие, переход от одного качественного состояния к другому, от этапа к этапу, от стадии к стадии. Такое движение криминологии вперед имеет самые различные проявления. Их изучение и является историческим анализом.
Возникновению криминологии как науки предшествовал длительный период накопления знаний о преступлении и преступнике, о преступности и путях ее предупреждения. Интерес к преступному поведению людей пробудился очень рано. Наблюдения за преступностью, зафиксированные в трудах мыслителей многих веков, были той основой, на которой в дальнейшем и возникла наука криминология.
Несмотря на древнюю историю преступности, первые работы, о которых можно говорить как о трудах, действительно имеющих отношение к криминологии, появились в XVI-XVIII вв. Правда, высказываются суждения о том, что криминологическое направление в науке возникло с появлением уголовного права. Это мнение связывается с возникшей в то время необходимостью государственного решения проблемы борьбы с преступлениями и преступниками. Однако криминологические взгляды в рамках науки уголовного права тоже появились не сразу, тем более что и само уголовное право не сразу стало наукой в ее современном значении. Следовательно, речь должна идти «не о криминологии как науке, а об идеях, позже оформившихся в науку криминологию». Собственно, и уголовное право сложилось как наука только в XVI в.
Кроме того, если увязывать вопросы появления криминологии с необходимостью вести борьбу с преступлениями, то можно вспомнить и Платона, который устами Протагора предлагал «не забывать о том, что в борьбе с преступлениями следует думать о будущем, а не о прошлом». Идеи, касающиеся борьбы с преступностью, нетрудно увидеть и у Аристотеля, высказанные в контексте его философских взглядов.
Говоря о XVI-XVIII столетиях, как активном периоде становления криминологического направления в гуманитарных отраслях научного знания, имеются в виду криминологические идеи известных мыслителей того времени Локка, Гельвеция, Гольбаха, Руссо, Мора, Вольтера, Фейербаха. Конечно, с рассматриваемой нами проблемой можно увязать много и других имен. Например, имена представителей «утопий» обращают наше внимание к таким временным границам, как XVII, XVIII и XIX в. В их числе следует упомянуть, прежде всего, Кампанел-лу, Мелье, Сен-Симона, Фурье, Оуэна, Кабе. Их мысли о преступности и борьбе с нею содержали в основном пророческие суждения. Нельзя в этом ряду не отметить Монтескье и Беккариа (XVIII в.).
Творчеству Шарля Монтескье (1689) и Чезаре Беккариа криминологами обычно уделяется много внимания. Их произведения выделяются потому, что и Монтескье, и Беккариа четко отражают тече-ние эпохи Просвещения. Монтескье в своих трудах затрагивал широкий круг общественных проблем и лишь вскользь коснулся преступности как частного явления. Беккариа же направил свое внимание исключительно на проблемы преступности и наказания за преступления. Он считал себя последователем Монтескье. В своем труде «О преступлениях и наказаниях» Беккариа писал: «Бессмертный президент Монтескье только бегло коснулся предмета преступности. Но истина всегда едина, она-то и заставила меня пойти по светлым следам этого великого человека». Определенное влияние на научную деятельность Беккариа имели и произведения Жан-Жака Руссо. В трудах этих трех мыслителей можно найти много общего, что связано с криминологией и историей ее развития.
Шарль Монтескье - автор знаменитого философско-правового трактата «О духе законов», вышедшего в свет в середине XVIII столетия. Он исследовал законы, анализируя их функции в различных областях общественной жизни, дал развернутую характеристику вопросов о законодательстве, об основах уголовной политики и наказания, изучал законы в их возникновении и во взаимосвязи с познанными явлениями. Наказание, писал Монтескье, должно соответствовать тяжести преступления. Действительно гениальным является выдвинутый им тезис: «Хороший законодатель не столько заботится о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений». По существу, здесь речь идет о правовом регулировании поведения, о предупреждении антиобщественного поведения с помощью законодательства.
Необходимо отметить, что Монтескье был сторонником целесообразности и необходимости предупреждения преступлений. Огромное значение имеет также положение Монтескье о том, что преступления и наказания относительны, поскольку они всегда являются функциями общественно-исторических отношений, их содержательное соотношение постоянно изменяется в зависимости от различных эпох и обществ. Оценивая это положение, ученые нередко характеризуют его как первое появление криминологической теории, поскольку в нем выявлен подход к преступлению как явлению действительности, находящемуся во взаимосвязи с различными общественными отношениями. Для криминологии имеют большое значение прежде всего те идеи Монтескье, которые непосредственно касаются преступности и ее причин, впоследствии развитые Беккариа.
Чезаре Беккариа - автор первого в истории специального и цельного уголовно-политического трактата «О преступлениях и наказаниях», вышедшего в свет во второй половине XVIII в. Юрист по образованию, он фактически явился одним из основателей классической школы в уголовном праве. Беккариа вслед за Монтескье отделял так называемые естественные и божественные законы от человеческих законов. Он, следуя принципам Монтескье, выступал против жестокого феодального уголовного правосудия, обращал особое внимание на необходимость анализа законов своего времени. Беккариа находился под влиянием Жан-Жака Руссо и именно из его позиции выводил «право наказания». Беккариа стремился дать наиболее полную характеристику уголовно-правовой сферы, определить социальную и юридическую природу преступления и наказания. Здесь ученый во многом следовал примеру Монтескье.
Позиции Беккариа часто тождественны взглядам Монтескье. Например, он полагал, что нельзя правильно изучить преступления и наказания без анализа сложных и чрезвычайно изменчивых общественных отношений. Как и Монтескье, Беккариа пришел к выводу о том, что лучше предупреждать преступления, чем наказывать. Призывал коллегию, являющуюся исполнителем законов, к большей заинтересованности в их соблюдении, чем в нарушении. Основным средством предупреждения преступлений Беккариа считал усовершенствование воспитания. «Воспитание - это самое верное, но и самое трудное средство». К такому трудному делу он призывал государство, семью. Семья и государство, по мнению Беккариа, должны выступать как единая воспитательная система.
Вклад Беккариа в криминологию велик. Нет необходимости пересказывать его идеи, мысли, точки зрения. Можно привести лишь такое высказывание о нем: «Сочинение Беккариа и до нашего времени сохранило всю свежесть первоисточника великих идей, одушевляющих и в настоящее время лучших деятелей в области борьбы с преступностью. К тому же это произведение так невелико, что прочтение его для каждого юриста, имеющего претензию быть образованным, совершенно обязательно». Это было сказано в начале прошлого столетия. Однако такая оценка имеет свою свежесть и сегодня.
Конечно, изложенными научными идеями просветителей прошлого не ограничивается весь объем источников криминологической науки. На ее зарождение в качестве таковой повлияли многие другие творческие личности. И все же, как в истории любого социального процесса или явления, наука всегда питается творчеством наиболее ярких талантов, становящихся спустя долгое время ее символами. Таковыми на начальном этапе зарождения криминологической мысли, безусловно, следует считать упомянутые великие имена. Именно они, их идеи легли в основу формирования криминологии как самостоятельной науки о преступности и ее предупреждении. Получив мощный заряд интеллектуальной энергии от классиков философской мысли, криминология стала активно развиваться, проникая вглубь и вширь социальной действительности, интенсивно пополняя свое научное знание и направляя его на объяснение феномена преступности в обществе, вовлекая на этом пути в орбиту своих изысканий достижения других гуманитарных отраслей знания, способных помочь этому объяснению. Так постепенно начали складываться отдельные направления криминологического анализа, переросшие впоследствии в соответствующие криминологические школы, дискуссии между которыми не утихают и поныне, обогащая криминологическую науку и стимулируя ее поступательное развитие по новым ступеням истории. К таковым традиционно относятся биологическое (антропологическое) и социологическое направления криминологических исследований.
Антропологическая школа базировалась на медицине и биологии, социологическая - на общественных науках. Наряду с этим появилась и так называемая компромиссная позиция - промежуточное направление как результат механического объединения двух названных. Это направление стало именоваться биосоциальным.
Необходимо отметить, что появление антропологического и социологического направлений было связано также с «ликвидацией» так называемой классической школы уголовного права, которая в то время уже не отвечала предъявляемым требованиям. Как известно, эта школа, опирающаяся на типичное для общества конца XVIII - начала XIX столетия «юридическое мировоззрение», основывала свою систему борьбы с преступностью только на базе уголовной репрессии, исходя из идеи наказания как единственного инструмента предупреждения преступлений. Классическая школа практически не принимала во внимание при решении вопроса об уголовной ответственности личность преступника. Против доктрины классической школы с ее «юридическим мировоззрением», догматизмом, жесткостью правовой схемы «преступление - наказание», ограничением борьбы с преступностью формальными процессуальными рамками и выступили две другие школы тогдашнего уголовного права: антропологическая и социологическая.
Антропологическое направление своим формированием обязано самому яркому его представителю, по сути, классику криминологической мысли - Чезаре Ломброзо. Будучи врачом-психиатром, профессором медицинского факультета университета в Павии (Италия), Ч. Ломброзо более 30 лет своей научной карьеры посвятил исследованию преступников, выявлению психофизиологических закономерностей их организмов, пытаясь объяснить таковыми особенности преступного поведения. Своей теорией он открыл совершенно новый путь в криминологическом направлении, связанный с объяснениями природы преступности биологическими составляющими человека, чем положил основу непрекращающейся криминологической дискуссии о соотношении биологического и социального в личности преступника. Ч. Ломброзо - автор многотомного труда о преступном человеке, целиком вышедшем в свет под названием «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» в Италии в 1877 г. (в России опубликован в Санкт-Петербурге в 1892 г. под названием «Новейшие успехи науки о преступнике»). Это ему принадлежит знаменитое откровение: «Внезапно однажды утром мрачного декабрьского дня я обнаружил на черепе каторжника целую серию атавистических ненормальностей, аналогичную тем, что имеются у низших позвоночных. При виде этих страшных ненормальностей - как будто яркий свет озарил темную равнину до самого горизонта - я осознал, что проблема сущности и происхождения преступников была разрешена для меня».
Преступники, отмечал Ломброзо, - это двуногие тигры среди людей, это хищники, которые не могут приспособиться к обычным человеческим условиям и в силу своих психофизических качеств способны лишь убивать, грабить и насиловать. Как среди животных, уверял Ломброзо, есть тигры и лошади, так и среди человечества есть, были и будут преступники и честные люди. И как тигра нельзя превратить в домашнее животное, так и преступника нельзя исправить, т.е. сделать честным. Судить таких людей, мол, бессмысленно, их надо беспощадно уничтожать или в крайнем случае изолировать. Не случайно, в результате своих изысканий Ломброзо пришел к выводу, что преступление - явление столь же естественное и необходимое, как рождение, смерть, зачатие, психические болезни, печальной разновидностью которых оно часто является. Судить о том, является человек преступником или нет, позволяли, как полагал Ломброзо, внешние признаки туловища, головы, конечностей, рот, глаза, нос. Отсюда, собственно, и проистекает название антропологической школы в криминологии.
Ломброзо пытался открыть новый путь в науке, стараясь объяснить природу преступности на основе анатомических и антропометрических, а также биологических и психологических признаков преступника. Помимо внешних признаков человека, которые Ломброзо считал наиболее важными, он не отрицал и роли физиологических и нравственных особенностей личности. При этом Ломброзо допускал некоторые переплетения, скорее всего противоречия. С одной стороны, он изучал биологические факторы (врожденные соматические особенности), и этого было для него достаточно, чтобы сказать о человеке, преступник он или нет. С другой, - исследовал и принимал во внимание психологические и даже нравственные качества, связанные с воспитанием человека. Основываясь на всех этих признаках и, главным образом, биологических особенностях, Ломброзо делал выводы о предрасположении того или иного человека к совершению преступления. При этом, однако, подчеркивалось, что таковое может себя проявить в определенных условиях (климат, время года, род занятий и т.д.). Ломброзо полагал также, что особенности человека, по которым можно судить о его «преступном типе», можно выявить уже в раннем детском возрасте. Но проявление, дальнейшее развитие этих особенностей, по его мнению, вполне возможно предотвратить с помощью различных средств воспитательного воздействия. Однако здесь же Ломброзо вступал сам с собой в противоречие, отмечая, что прирожденный преступник рано или поздно, безусловно, должен совершить преступление. Здесь Ломброзо вместо воспитания предлагает принятие особых мер предотвращения преступлений. Поскольку прирожденный преступник опасен для общества, предлагается не ждать момента совершения им преступления. Для предупреждения преступления, которое непременно должно произойти, необходимо принять меры безопасности - изолировать такого человека от общества. Отсюда беспощадная «предупредительная» борьба с «преступниками» независимо от их вины, а лишь в силу «биологической неполноценности», отсюда - и отказ от суда присяжных и т.д. При этом Ломброзо говорит не только о душевнобольных, но и о нормальных людях, способных, по его мнению, совершить преступления. Самым опасным и совершенно неприемлемым в учении Ломброзо является признание им «существования особых преступных рас». Практическое применение этого направления учения, независимо от того, задумывался или нет над этим Ломброзо, напоминает геноцид.
Идеи и научные выводы Ч. Ломброзо, наряду с объективной критикой, несомненно, заслуживают специального изучения. Большинство их было отвергнуто как причудливые гипотезы и необоснованные обобщения. Но он был первым, кто использовал эмпирические методы для изучения причин преступности и личности преступника. Может быть, потому на некоторых криминологических исследованиях и до сих пор лежит печать антропологического принципа.
Разумеется, Ч. Ломброзо был не одинок в своих помыслах. У него были, есть и, вероятнее всего, будут последователи. В числе современников великого ученого ярко выделяются Энрико Ферри и Рафаэль Гарофало. Кстати, не следует думать, будто школу Ломброзо представляли только отдельные ученые-медики, было довольно много и юристов, каковыми, собственно, и являлись Ферри и Гарофало. Они не слепо шли за Ломброзо, а пересмотрев отдельные положения его теории, дополнили ее признанием роли некоторых социологических факторов в формировании преступника. Однако и им не удалось уйти от линии антропологической школы. Ферри, например, сформулировал понятие «опасного состояния». Он, как и Ломброзо, дал определение человека, который с момента рождения предрасположен к преступлению, так называемый «преступный тип». Гарофало, вслед за Ломброзо, стремился выработать понятие преступления, не связанное с правовым определением. Он первый, кто на титульном листе своей книги поставил заголовок «Криминология», хотя существует мнение, что термин «криминология» ввел Топинард. В названной книге Гарофало рассматривал преступление как оскорбление основополагающих альтруистических чувств милосердия и справедливости, как непременное условие социальной адаптации индивида среди равных себе. Ферри писал о преступлении как о многогранном явлении. Преступников он называл «больными» и призывал изучать и лечить такие болезни. Гарофало пытался дать социологическое определение преступнику и преступлению. Ферри вел речь о мерах социальной защиты. Он же, оценивая различные группы причин преступлений, особое внимание обращал на социальные факторы. Так или иначе, и Ферри, и Гарофало приходят, по сути, к тем же выводам, что и Ломброзо. Потому их и рассматривают как ярких представителей ломброзианства.
Среди исследователей, объяснявших природу преступления биологическими особенностями человека, несомненно, следует назвать Зигмунда Фрейда (1856-1939). Взгляды этого ученого-психиатра на преступность также относятся к области биологических концепций. Однако фрейдизм внес нечто новое в теорию «прирожденного преступника». Если Ломброзо считал, что только некоторая часть людей рождается преступниками, то исходной позицией Фрейда явилось положение о том, что все без исключения люди рождаются преступниками (хотя большинство ими не становятся). Теория Фрейда основывается на том, будто сущность психики человека есть результат воздействия врожденных, архаичных половых и агрессивных инстинктивных импульсов. Контролирует эти инстинкты волевое образование человека. Такое образование уже выше человека, оно довлеет над ним. Однако, как утверждал Фрейд, определяющую роль играют инстинкты. Волевое же образование, иногда именуемое фрейдистами интеллектом, должно подавить, затормозить природный инстинкт. Если такового не происходит, возникает невротический конфликт, внешним проявлением которого является преступление. Иначе говоря, когда контролирующий фактор не способен подавить природный инстинкт, то возникает конфликт, выливающийся в преступление. Нетрудно заметить, что данная проблема никак не увязывается с сознанием человека. Это - теория сексуальности, которая является краеугольным камнем учения Фрейда. По Фрейду, человек от природы наделен разрушительными, агрессивными инстинктами. Поэтому в основе теории Фрейда лежит образ человека как части природы, а динамика человеческой психики объясняется иррациональными факторами. Для этого привлекаются явления и процессы, которые сами нуждаются в анализе с точки зрения человеческого поведения. Нетрудно увидеть родство этой теории с концепциями Ломброзо об атавизме. Фрейд пытался преодолеть вакуум в естественных науках, который в тот период восполнил И.П. Павлов, разработавший теорию рефлексов.
Фрейдизм, по существу, никак не объясняет истоки преступности. Эта теория почти полностью игнорирует роль социальных факторов, отвлекает внимание от социальных причин преступности. Собственно, теорию Фрейда нельзя назвать криминологической. Скорее, это психология повседневной, обыденной жизни. Психология же преступного поведения при этом, по существу, не объясняется. Любые поступки людей, утверждает Фрейд, увязывая свои взгляды с преступлениями, - это рвущиеся наружу бессознательные инстинкты или влечения. В этом квинтэссенция теории Фрейда.
Под воздействием контраргументов фрейдисты (Сонди, Алексан-дер, Штауб, Хилли, а вслед за ними Гловер, Хилгард, Хартунг, Уайт, Болмберг) пытались утвердить свою правоту за счет различных модификаций. Именно на почве фрейдизма возникла фрустрационная концепция. В соответствии с этой теорией преступное поведение объясняется как агрессивная реакция, вызванная неудовлетворенностью инстинктивных желании. Данная теория получила довольно широкое распространение, однако она, как показала жизнь, отнюдь не объясняет в полной мере преступное поведение.
Социологическое направление сформировалось не без влияния антропологической школы. Определенное время социологическая школа существовала параллельно с антропологической, а затем заметно потеснила ее. Она была более влиятельной. Наиболее яркой фигурой, представляющей социологическую школу в криминологии, является французский социолог Габриэль Тард (1843-1904). В числе его многочисленных трудов следует особо выделить книгу «Философия криминологии». В ней Г. Тард скрупулезно, буквально пункт за пунктом, критикует все основные положения Ломброзо и его последователей. Тард полностью отвергает понятие «прирожденный преступник». В его работах встречается термин «привычный преступник», однако при этом поясняется, что речь идет о «профессиональном типе», примерно таком же, как в любой другой области, а не только в преступной. Тард был также основателем психологического течения в рамках социологической школы. Благодаря Тарду, в социологическом направлении (в отличие от существовавшей теории) получает развитие роль индивидуального поведения в формировании общественных явлений. Тард доказал социальную обусловленность преступности, обратив внимание на ее статистические закономерности. Придавая преступности общественное значение, ведя при этом речь о формировании индивидуального поведения, Тард объясняет, что преступный тип может сложиться и в результате подражания (преступникам). Человек, отмечает Тард, обладает склонностью к подражанию. Всякий, по его мнению, «подражает ближнему» если, однако, при этом имеются большая выгода и незначительный риск. Свою теорию «преступного типа», «привычного преступника» и «подражания» Тард распространил почти на все социальные проблемы, связанные с преступностью. При этом подчеркивается: нельзя говорить о каждом человеке, что он станет преступником во все времена и при любых обстоятельствах. Здесь обращается особое внимание на формирование индивидуального поведения. В этих рассуждениях Тарда можно проследить нить, ведущую к проблеме роли общества в формировании индивидуального поведения. Основная позиция данного ученого, связанная с социальным подходом к вопросам преступности, сводится к следующему: изменить общественные условия, с изменением социальных условий изменится и «криминальность». Это главный вывод, к которому пришел Тард.
Промежуточное (биосоциологическое) направление получило развитие на фоне постепенного снижения интереса научной общественности и официальных правоохранительных органов к идеям антропологической школы, которая стала терять некоторые свои позиции вскоре после своего создания. Ее практические предложения не смогли служить основой карательной политики господствующего класса, ибо их несостоятельность стала очевидной в результате экспериментов и дискуссий. Не могла уже отвечать потребностям государства и социологическая школа. Ограниченность ее также стала очевидной. Практическая невостребованность результатов научных изысканий антропологических и социологических школ повлияла на формирование самостоятельного биосоциологического (промежуточного) направления криминологических исследований, сочетающих в себе элементы, представлявшиеся в то время более целесообразными. Создание этого промежуточного направления связано с именем Франца Листа (1851- 1919), которого по праву считают основоположником биосоциологической школы. Он утверждал, что преступление следует изучать и как индивидуальное явление, и как явление общественной жизни. По мнению Листа, преступление является результатом одновременного воздействия биологических и социологических факторов (суть промежуточного, биосоциологического направления). Лист отвергал понятие «преступный тип». Однако он использовал в своей теории термин «индивидуальная склонность», вкладывая в его содержание биологические особенности личности. Лист пишет в своих произведениях о нищете, безработице, кризисах, алкоголизме, проституции и др. Все это, по его мнению, так называемые вторичные социальные явления. Уменьшить их, полагал Лист, можно в результате социальных реформ. Вывод, сделанный им, заключается в том, что преступность - это естественный и неустранимый спутник общества, необходимый атрибут человеческой жизни. Преступность, таким образом, по мнению Листа, вечна. Поэтому вполне понятно, что многие направления в криминологии долгое время находились под преобладающим воздействием идей Листа.
Ограниченность методологии, увлеченность личностными качествами преступников, изучение преступлений только лишь как конкретных фактов деяния, недооценка преступности как явления, обладающего определенными закономерностями развития, а также многие другие обстоятельства не давали возможности ученым XVIII-XIX столетий заняться глубоким анализом исследуемых ими подлинно криминологических проблем. В известной степени сказанное касается и ученых, исследовавших преступность в начале XX в. Главное, чего не хватало многим научным криминологическим поискам того времени - знания и, соответственно, глубокого анализа уголовной статистики. Все это заметно сдерживало развитие исследований преступности с точки зрения ее статистических характеристик. Особо надо сказать о том, что многие ученые того времени стояли на позиции индетерминизма, не проявляя большого интереса к изучению причин и условий преступности как явления.
До середины XIX в. статистическое обобщение данных в области правосудия, по существу, имело своей задачей составление весьма общей характеристики деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, а также выявление связанных с этим потребностей общества. Для достижения таких целей изучался относительно короткий период времени, и на этой основе делались, как тогда считалось, серьезные, далеко идущие выводы. На самом же деле более или менее серьезное статистическое изучение преступности не осуществлялось. Конечно, было бы несправедливым, не упомянуть в этой части научные исследования Радищева, относящиеся ко второй половине XVIII в., а также Поля Лафарга, относящиеся к концу XIX - началу XX вв. Анализ статистических данных о преступности встречается и в работах Герри, Лексиса, Майра, Кетле, некоторых других исследователей. Можно назвать и русских дореволюционных ученых, таких, как Дриль, Неклюдов, Лихачев, Чиж, Тарновская, Баженов.
В своей книге «Моральная статистика Франции» Герри, осуществив статистический анализ преступности в различных районах страны, пришел к выводу, что в однородных по тем или иным признакам районах каждый год преступления проявляются в аналогичных форме и количестве. Примерно об этом же писали Лексис и Майр. Но в другом Герри пошел дальше их. Он доказал, что некоторые категории преступлений в неизменных пропорциях распределяются между мужчинами и женщинами по возрастным группам, а также по временам года. Этот вывод имел в тот период большое значение для предупреждения преступлений. Несколько позже Дриль, Неклюдов, Чиж, полемизируя с Кетле, используя работы Герри, Лексиса и Майра, пришли к такому же выводу. Недалеко от этого ушли Лихачев, Тарновская, Баженов. Разница лишь в том, что все они использовали свой статистический материал и исходили из своей научной платформы. Естественно, все эти ученые анализировали статистику разных регионов в различные периоды времени. Однако особую роль с точки зрения не только количественного анализа преступности, но и предупреждения данного явления, причем с позиций как настоящего, так будущего, играли исследования Адольфа Кетле (1796-1874), известного бельгийского статистика, оказавшего влияние на взгляды многих ученых-правоведов и социологов. В одной из основных своих книг «Социальная физика» (середина XIX в.), а также в ряде других работ Кетле аргументировано доказывал, основываясь на обширном статистическом материале, что общественная жизнь подчиняется строгим законам природы. Задача статистики, или, как называл ее Кетле, социальной физики, заключается как раз в том, чтобы выявить и изучить законы общественной жизни, которые, по его мнению, не менее точны, чем законы природы. Кетле писал, что преступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы.
Исследования Кетле имели целью выяснить, отвечают ли требованиям объективного закона действия человека как нравственного и мыслящего существа. Он пришел к выводу, что общество скрывает в себе зародыш всякого совершаемого преступления. Общество, писал Кетле, само подготавливает преступления тем или иным образом, а преступник есть только орудие, которое их осуществляет. Каждая общественная форма обусловливает определенное количество и определенные виды преступлений, являющиеся необходимым следствием его структуры. Преступность, таким образом, присуща всякому обществу, ибо она повторяется из года в год с «железной необходимостью». Постоянством же средних цифр преступлений, остающихся будто бы стабильными из года в год, Кетле обосновывает «вечность» преступности. Для подтверждения такого вывода он приводит много цифровых иллюстраций (данных) о совершенных преступлениях. Особое место в этом иллюстративном материале занимает моральная статистика.
Характерны взгляды Кетле на движение преступности и ее причин. Во всем, что касается преступлений, полагал Кетле, числа повторяются с легко обнаруживаемым постоянством. При этом он отмечал, что не только преступления (речь идет главным образом об убийствах) ежегодно совершаются почти в одном и том же числе, но и орудия, которыми они совершаются, употреблены в одних и тех же пропорциях. Данную позицию Кетле связывает с прогностической оценкой. Можно заранее вычислить, писал он, сколько людей замарают руки кровью себе подобных, сколько явится делателей фальшивых бумаг, сколько отравителей и др. Кетле убедительно доказывает не только стабильность преступности в прошлом и настоящем, но и факт устойчивости закономерностей ее развития в будущем. По существу, речь идет о проблемах прогнозирования.
Опираясь на статистические данные, Кетле пытался показать (и доказать) влияние на преступность целого ряда факторов: возраста, пола, климата, бедности, образования и т.д. Этот статистический анализ увязывается им с теорией факторов преступности (есть даже мнение, что именно Кетле одним из первых начал разработку этой теории). Факторный анализ Кетле увязывает и с моральной статистикой, в «плену» которой он находился довольно часто. Нетрудно понять его особое отношение к моральной статистике, поскольку он был ее основоположником. Основная задача моральной статистики, как полагал Кетле, состояла в изучении факторов, которые позволяли бы делать выводы о состоянии нравственности у людей. К числу этих факторов Кетле относил самоубийства, проституцию, венерические болезни, внебрачную рождаемость, аборты, нищенство (попрошайничество), бродяжничество и др. Определенное место занимали и преступления, с которыми «стыковалась» моральная статистика. Неизбежной необходимостью для Кетле, как и для Герри и Майра являлась оценка роли различных общественных явлений в связи с преступностью. Все трое (во главе с Кетле) следовали за Беккариа, а также в известной степени за Монтескье, когда брали за основу роль общественных явлений. Но, как отмечается в литературе, если концепция Беккариа основывалась на выводах, сделанных в результате простых опытов, то Кетле, Герри и Майр показали определяющую закономерную роль общественных явлений в преступности на основе статистического анализа. Этим самым они разработали целесообразный метод исследования. Однако многие выводы, сделанные Кетле, Герри, Май-ром, в частности положение о стабильности преступности, впоследствии были опровергнуты фактами, свидетельствовавшими об изменениях в уголовном законодательстве, в общественной жизни. Этим авторам, к сожалению, не удалось выйти за рамки позитивистского метода. Они не смогли исследовать преступность, как и явление, связанное с моралью, в зеркале общественно-исторических условий своей эпохи, с учетом объективно существующей системы общественных отношений и закономерностей их развития. В этом состоит один из недостатков подобных исследований того времени.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|