Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема № 7. Организация и методика криминологических исследований.





 

Под методикой в философской литературе понимается способ или средство познания социальной действительности. В узком плане методика - это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, ее причинах и личности пре­ступников, а также о мерах борьбы с нею. Результатом криминологи­ческих исследований должны быть практические выводы с реко­мендациями, предложениями по повышению эффективности борь­бы с преступностью, по составлению программ предупреждения пре­ступности и совершенствованию законодательства и т. п. В связи с этим отдельными учеными в понятие методики включаются и мето­ды разработки таких выводов, предположений и рекомендаций.

Применительно к современной криминологии все методы ус­ловно можно классифицировать на три группы: 1) методы, используемые в юридических науках (исторический, сравнитель­ный, логический, системный и др.); 2) методы, используемые в социологии (наблюдение, опрос в виде анкетирования и интер­вьюирования, эксперимент, экспертные оценки, контрольная группа, документальный метод); 3) методы, используемые в пси­хологии (социометрия, тестирование и др.). Особое место в кри­минологии занимает статистический метод.



Применение тех или иных методов в любом криминологи­ческом исследовании на различных объектах (трудовой коллек­тив предприятия, социальная группа, район, город и т. д.) обус­ловливается главным образом предметом, целями и задачами изучения.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в науке нет универ­сальных методов; каждый метод имеет как положительные сто­роны, так и недостатки. Поэтому необходимо сочетать методы по принципу подкрепления, дополнительности и взаимоконтроля. Увлечение каким-то одним методом без широкого использова­ния других может привести к ошибочным выводам.

Овладение совокупностью методов и применение их с долж­ным знанием дела обусловливают получение доброкачествен­ной и полной информации и, следовательно, способствуют повышению обоснованности выводов, рекомендаций и предло­жений.

Процедура криминологического исследования - это после­довательность действий исследования или коллектива исследо­вателей, определенные этапы (или стадии) процесса кримино­логического изучения проблем преступности, которые необхо­димо соблюдать, чтобы с наибольшей эффективностью добиться ответа на поставленные задачи и цели исследования. Соблюде­ние ее обеспечивает организованность, целенаправленность и оптимальность всей исследовательской работы.



В целом процедура криминологического исследования со­стоит из следующих этапов (стадий):

1) подготовительный этап;

2) разработка программы (проекта) исследования;

3) определе­ние эмпирических объектов исследования;

4) разработка мето­дики данного конкретного исследования;

5) проба (пилотаж) методик, их доработка;

6) сбор первичной информации;

7) коли­чественная и логическая обработка собранных данных;

8) ин­терпретация результатов, выводы, рекомендации и предложения.

Для сбора и анализа криминологической информации при­меняется, как уже указывалось ранее, значительное число част­но-научных методов. Наиболее важным из них является статис­тический метод.

1) Статистический метод. Статистика - один из методов по­знания состояния и развития социальных явлений. Преступ­ность - это массовое социальное явление. Поэтому именно с помощью статистического метода можно собрать и обобщить информацию о количественных характеристиках преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника. Эта информа­ция позволит обнаружить закономерности, типические черты изу­чаемых явлений, зависимости между изменениями одних и дру­гих. В результате можно получить необходимые данные для раз­работки различных мер предупреждения преступности, для оценки эффективности действующей системы мер борьбы с ней.



В связи с наличием курса судебной статистики и значительного количества литературы по статистике приемы статистического метода в криминологии рассматриваются лишь в необходимых пределах- для раскрытия понятия методики криминологического исследования.

Статистический метод в криминологических исследованиях включает в себя, как правило, три этапа.

Первый этап - сбор необходимой первичной массовой ин­формации. Исследователь может получить ее из статистических карточек и статистических отчетов, имеющихся в органах МВД, прокуратуре, юстиции и суда, а также из материалов анкетирова­ния, интервью, уголовных дела, эксперимента и т. д.

Второй этап заключается в сводке и группировке (классифи­кации) всей массы собранных данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество, и затем они группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрастным груп­пам), проводится подсчет по этим признакам, что сводится воеди­но в статистическом отчете, таблицах, схемах, диаграммах.

Различают три вида группировок: 1) типологические, 2) ва­риационные, 3) аналитические.

Типологические группировки - это группировки, распределя­ющие изучаемую совокупность на однородные в качественном отношении типы (например, группировки по видам преступле­ний, по месту совершения преступлений).

Вариационные группировки распределяют исследуемые явле­ния по количественному (варьирующему) признаку. Этот вид группировок применяется при изучении возрастного состава пре­ступников, сроков лишения свободы, рецидива и т. д.

Аналитические группировки ставят перед собой цель устано­вить взаимосвязь между изучаемыми явлениями. Например, меж­ду преступностью и пьянством, преступностью и семейным поло­жением, преступностью и образованием и т. д.

Информация, заложенная в указанных группировочных табли­цах, несет в себе определенный логический смысл, позволяющий сделать уже определенные выводы, в частности о существовании определенной связи между алкоголизмом и преступностью, о значительной распространенности хулиганства среди лиц в возрасте от 18 до 30 лет.

Третьей, завершающей стадией (этапом) статистической работы является анализ собранных и сгруппированных данных о преступно­сти при помощи обобщающих показателей. Он представляет собой процесс и результат сравнения, изучения полученных первичных и сгруппированных цифровых данных, их обобщения для установления взаимосвязей и закономерностей криминологически значимых явле­ний и процессов. Абсолютные величины, даже будучи сгруппирован­ными, часто не позволяют выявить реально существующие взаимосвя­зи. Поэтому прежде чем приступить к логическому и качественному анализу разгруппированных абсолютных данных (величин), необхо­димо привести их в сравнимый вид, т. е. преобразовать в обобщающие показатели. Последние в статистике подразделяются на средние и от­носительные. В криминологических исследованиях средние показате­ли применяются весьма редко (например, для определения средних сроков наказания, среднего возраста преступников, средних сроков про­хождения уголовных дел в судах). Относительные показатели исполь­зуются в криминологии для характеристики как количественной, так и качественной стороны преступности. К ним относятся коэффици­ент преступности, удельный вес или процент того или иного вида пре­ступлений, темпы роста и темпы прироста преступности и др.

Выполнение описательной задачи статистико-криминологического исследования завершается вычислением комплекса показателей, характеризующих состояние преступности, ее струк­туру, характер и динамику за ряд лет; дается ее количественно-качественная характеристика. После этого переходят к выполне­нию аналитической задачи, собственно анализу. Он состоит в интерпретации полученной цифровой информации, в ходе кото­рой формулируются выводы о существующих связях и зависи­мостях между теми и другими явлениями и процессами; соотно­сятся полученные данные с уже имеющимися и доказанными и т. д. На этой основе вырабатываются рекомендации и предло­жения по повышению эффективности борьбы с преступностью.

Следует также иметь в виду, что при изучении некоторых вопро­сов преступности и борьбы с ней необходимо сопоставлять данные уголовной статистики с данными иной статистики - демографической, экономической и др. Так, при анализе состава осужденных по полу, возрасту, по социальному положению, по образованию используются для сравнения данные статистики населения (демографическая ста­тистика). Данные о численности населения и ее изменениях требу­ются и для вычисления коэффициентов преступности. При изучении преступлений против личности или хулиганства показатели их уров­ня, динамики и структуры сопоставляются с показателями потребле­ния алкоголя. Для исследования влияния пьянства на преступность важное значение имеют данные о производстве и продаже алкоголь­ных напитков и т. д. (экономическая статистика).

2) Выборочный метод. Для изучения проблем преступности и состояния борьбы с ней недостаточно пользоваться данными ста­тистической отчетности МВД, суда, юстиции и прокуратуры, по­скольку она всегда бывает ограничена в объеме. В частности, в ста­тистических отчетах не содержится данных о мотивах преступле­ний, о конкретных причинах и условиях совершения преступлений, многих данных о личности преступников и др. Эту дополнитель­ную информацию можно получить путем выборочного исследова­ния. Его сущность состоит в том, что целое описывается на основе ее части; изучается только часть всей совокупности, а полученная информация используется для характеристики всей совокупности.

Теория статистики и практика утверждают, что при достаточ­но большом числе наблюдений могут быть установлены и изме­рены закономерности, которые характерны для всей изучаемой совокупности (генеральной совокупности). Конечно, между резуль­татами сплошного и выборочного изучения будут определенные расхождения, называемые ошибкой репрезентативности. Так, на­пример, выборка 10% из 1000 уголовных дел об убийствах показа­ла, что мотив убийств из ревности составил 13%, в то время как на основе сплошного изучения (т. е. всех 1000 дел) этот мотив соста­вил 8%. Отсюда ошибка репрезентативности будет составлять 5%.

Следует отметить, что пределы допустимой ошибки обуслов­лены целями исследования. Как свидетельствует практика крими­нологических исследований, в тех случаях, когда требуется

повышенная точность результатов исследования, допускается ошибка выборки от 2 до 3%, обычная точность допускает 3 - 10%.

Вместе с тем, опираясь на установленные теорией статистики фор­мулы и разработанные специальные таблицы, можно всегда рассчи­тать величину этой ошибки и определить число единиц, включенных в выборку, с тем чтобы ошибка не превышала пределов, допустимых при оценке ситуации. Следует также иметь в виду, что чем больше выборка (в % отношении ко всей совокупности), тем точнее резуль­таты, меньше ошибка репрезентативности и, с другой стороны, чем более однородная совокупность, тем меньше может быть выборка.

При выборочном методе важно, чтобы: 1) отобранная часть была достаточно многочисленной, тогда в ней смогут проявиться объек­тивные закономерности, обусловленные материальной природой изучаемых явлений; 2) единицы, составляющие эту часть, были ото­браны в случайном порядке, т. е. независимо от воли или склонности исследователя. Для этого каждая единица отобранной части от всей совокупности должна иметь одинаковую возможность быть отобран­ной. Для этого математическая статистика рекомендует ряд следую­щих методов, способов выборки: простую, случайную, систематичес­кую, типическую, серийную, двухстадийную, по принципу квот и др.

В криминологических исследованиях наиболее часто применя­ются такие способы выборки, как случайная и по принципу квот. Сущность случайной выборки состоит в том, что заранее не опре­деляется единица наблюдения, а обеспечивается равновероятное попадание в выборочную совокупность любой и каждой единицы наблюдения. Например, количество уголовных дел о кражах за один год в районе составляет 1000, но мы хотим изучить личности воров по 100 делам. Следовательно, исходя из случайной выборки, из об­щего количества дел о кражах отбирается каждое 10-е. В качестве основы такой выборки должна служить картотека суда.

Необходимость применения выборочного метода (выборки) обусловливается тем, что исследователям нередко затруднитель­но проводить сплошное обследование всей совокупности, требу­ющее много времени, сил и средств.

Выборочный метод фактически всегда используется при опро­сах граждан, работников правоохранительных органов, заключенных, преступников, а также при изучении уголовных дел в целях получе­ния интересующей нас информации по проблемам преступности, ибо невозможно опросить или изучить столь многочисленные груп­пы указанных лиц и значительное количество уголовных дел.

Отсюда вытекает необходимость строгого соблюдения условий и требований, относящихся к выборке. Следует отметить, что в ряде слу­чае для расчетов репрезентативной выборки прибегают к помощи специалистов-статистиков и математиков. Вместе с тем определенная математико-статистическая подготовка необходима каждому юристу, криминологу для компетентного криминологического исследования, а затем для теоретического анализа порченной информации.

К социологическим методам, применяемым в криминологии, относятся, как уже отмечалось выше, метод наблюдения, экспер­тных оценок, контрольной группы, документальный метод и оп­рос. Общим для всех этих методов является то, что они, как пра­вило, применяются при выборочных криминологических иссле­дованиях. Способы и приемы обработки и анализа результатов, полученных от использования социологических методов, те же, что и изложенные ранее применительно к информации, полу­ченной из уголовной и иной статистики.

1) Наблюдение. Это специфический метод в криминологи­ческих исследованиях. Он состоит в том, что исследователь не собирает сведения от других лиц, а сам непосредственно воспри­нимает и описывает интересующие его факты, события, ситуа­ции и процессы (например, наблюдение и фиксирование хода рейда по выявлению безнадзорных подростков).

Различают два вида наблюдения: 1) простое и 2) включенное. При простом наблюдении фиксация событий, фактов ведется как бы «извне» по отношению к среде, в которой имеют место изуча­емые факты, события, процессы. Включенное наблюдение заключа­ется в том, что исследователь смешивается с группой и становит­ся как бы одним из ее членов, например членом трудового кол­лектива, в котором систематически происходят хищения готовой продукции, членом группы правонарушающих подростков. Резуль­таты наблюдений фиксируются. Проблема здесь заключается в допустимой степени интеграции с правонарушающими группами, в то время как исследователь - нейтральный наблюдатель.

2) Метод опроса. Опрос является одним из распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни. Цель его состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). В кри­минологических исследованиях при помощи опроса изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личность преступника и потерпевшего, эффективность применяемых мер пре­дупреждения преступности, престиж правоохранительных органов, уровень правосознания различных социальных групп населения, их отношение к проблемам борьбы с преступностью и др.

Все разнообразие методов опроса, применяемых в социоло­гии и криминологии, можно свести к двум основным видам: 1) ан­кетирование и 2) интервьюирование.

При анкетировании информация собирается путем получения пись­менных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету).

Интервью - это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респон­дент) отвечает на поставленные исследователем вопросы.

Качество получаемой информации при анкетировании и интер­вьюировании во многом зависит от правильно сформулированных вопросов, организации и техники опроса. Вопросы в анкете или при интервью - это инструмент регистрации первичных фактов. Харак­тер вопросов определяется целями и задачами исследования.

Общие требования, предъявляемые к формулировке вопросов:

1) вопрос должен быть конкретным, понятным и простым по кон­струкции; 2) вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе; 3) в вопросе не следу­ет употреблять слова, термины с двойным значением; 4) в анкете не должно быть так называемых беспокоящих, трудных для опра­шиваемых вопросов; 5) контрольные вопросы в анкете не долж­ны следовать сразу же за основными; 6) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опра­шиваемого в той области, на которую направлен вопрос; 7) при необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести крат­кое предисловие; 8) вопрос должен указывать на всевозможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы). Вопросы могут быть открытыми (свободное изложение ответа) и закрытыми, должны быть предусмотрены определенные вариан­ты ответов по типу: «да», «нет», «знаю», «не знаю» и т. д.

Каждая анкета должна начинаться вступлением, где в общей форме изложены цели и задачи данного исследования, его практи­ческая значимость, название организации, его проводящей, и др.

При организации самого анкетирования необходимо прежде всего проверить правильность формулировок вопросов, проведя так называемое пилотажное исследование за счет анкетирования 20 - 50 чел., что дает возможность уточнить формулировки вопро­сов, время, необходимое для их заполнения опрашиваемым, возможный невозврат анкет. Опыт исследовательской работы по­казывает, что весь процесс заполнения анкеты опрашиваемым не должен превышать 30 мин., что следует учитывать при ее создании.

Психологическая наука различает два вида интервью: 1) фор­мализованное и 2) свободное. При формализованном интервью заранее вопросы подготовляются исследователем по типу анкет, ставятся перед опрашиваемым и ответы записываются не обследуемыми лицами, а' исследователями. Свободное интервью не требует предварительной разработки вопросника (анкеты) беседы. Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для ре­шения задач криминологического исследования.

Полученная при анкетировании и интервьюировании инфор­мация подвергается статистической обработке и группировке. Если предполагается машинная обработка информации, то це­лесообразно все ответы кодировать.

В социологической литературе справедливо отмечается, что ме­тод опроса не может быть универсальным, единственным методом любого исследования. Метод опроса дает положительные результа­ты только тогда, когда он позволяет сопоставить субъективные оцен­ки опрашиваемых соответствующими объективными данными.

3) Метод контрольной группы. Эксперимент. При исследова­нии отдельных криминологических проблем может применять­ся метод контрольной группы. Главное в этом методе заключает­ся в том, что отбираются две или более группы, одна из которых является основной (экспериментальной), а другая - контрольной. Причем группы должны быть тщательно уравнены по всем при­знакам, кроме изучаемого. Сравнение результатов исследования основной и контрольной группы показывает, типичны ли уста­новленные закономерности для основной группы.

Контрольная группа (или группы) является тем необходимым фоном, на котором выявляется и ведется анализ количественных и качественных признаков изучаемого явления. Например, исследо­вание группы несовершеннолетних преступников показало, что 78% из них проживали в семье, имевшей отдельные квартиры. Большой это процент или нет, влияют ли жилищные условия на совершение преступлений несовершеннолетними? Обратимся к контрольной группе - к такому же числу подростков, не совершивших преступ­лений. Проверка показала, что 75% этих несовершеннолетних про­живает в семье, также имеющей отдельные квартиры. Отсюда мож­но сделать вывод, что жилищные условия как таковые не играют большой роли в преступности несовершеннолетних.

Выделение контрольной группы, сравнение с которой подчас яв­ляется единственным путем нахождения тех признаков, которые от­личают изучаемые объекты от всех других, при исследовании проблем криминологии в ряде случаев оказывается непростым делом. Невоз­можно, например, в целях изучения эффективности общепредупреди­тельного воздействия какого-либо действующего уголовного закона разделить людей на тех, кого касается и кого вообще не касается этот закон. Закон равно обязателен для всех. Необходимо искать иные пути решения таких задач. Но там, где возможно выделение контрольных групп, - это одно из условий успешного исследования.

С учетом целей, задач и предмета исследования могут приме­няться разные принципы подбора контрольной группы. Так, при изучении несовершеннолетних, совершивших тяжкие насиль­ственные корыстные и корыстно-насильственные преступления в «малом» городе с населением 44 тыс. человек, в качестве конт­рольной группы применялась 13%-ная выборка от всего населе­ния этого города в возрасте 14 - 17 лет. Причем эта выборка точ­но воспроизводила структуру несовершеннолетнего населения города по полу, образованию, роду занятий.

Важную роль в методе контрольной группы играет соблюдение строгости в выравнивании групп по определенным признакам. Пре­небрежение к выравниванию групп может привести к смещению и недостоверности результатов по всем исследуемым параметрам. Так, Г. X. Ефремова, изучая правосознание молодых правонарушителей, в качестве контрольной группы избрала группу законопослушных граждан (т. е. тех, кто не нарушал каких-либо законов вообще). Урав­нивание групп производилось лишь по одному признаку - «воз­растному». Этого явно недостаточно, тем более что другими иссле­дователями установлено, что на уровень правосознания существен­но влияют не только возраст, но и пол, и образование, и социальное положение, равно как и значимость каналов информации.

Эксперимент, т. е. научно поставленный опыт, - один из важ­нейших методических приемов познания социальной действи­тельности, позволяющий установить новые или уточнить ранее известные факты, подготовить их для получения выводов, фор­мулировки гипотезы, а затем закона. Социальный эксперимент можно определить как специфическую, ограниченную во време­ни и пространстве форму общественной деятельности, предпри­нимаемую с целью проверки гипотез, поиска средств для обес­печения оптимального функционирования и развития той иди иной социальной системы, разрешения противоречий, поиска путей и форм будущей массовой практической деятельности, эффективного управления общественными процессами.

Особенность социального эксперимента как метода исследова­ния состоит в том, что он предназначен и незаменим для изучения не наличных, не готовых форм социальной жизни, а контролируемых, т. е. искусственно создаваемых, планируемых и сознательно внедряемых в эту жизнь. В социальном эксперименте искусственное изменение ус­ловий и форм общественной жизни является единственной необхо­димой предпосылкой достижения познаваемой и практической цели.

При исследовании проблем криминологии эксперимент может носить разносторонний характер. Он может быть экономическим, психолого-педагогическим и т. д., хотя цель его одна и та же: обо­снование тех или иных мероприятий, повышающих уровень борь­бы с преступностью.

Многие институты и меры воздействия были введены в дей­ствие лишь после экспериментальной проверки. Так, получивший в свое время признание и закрепленный законом новый вид исправительной колонии - колония-поселение - прошел вна­чале экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность нового вида колонии была подтверждена прак­тикой, колонии-поселения стали создаваться повсеместно. Такие формы организации предупредительной работы, как советы про­филактики, были рекомендованы в масштабе страны лишь после обобщения практики их использования в некоторых регионах.

Применение экспериментального метода возможно лишь тогда, когда выполняются следующие требования: 1) строгое со­блюдение законности; 2) наличие научно обоснованной гипотезы; 3) выбран типичный объект эксперимента; 4) пред­ставлен определенный период времени, обеспечивающий воз­можность глубокой проверки выдвинутых гипотез и предложе­ний; 5) наличие разрешения соответствующих органов.

4) Метод экспертных оценок. Это получение мнений, излагае­мых по определенным вопросам группой специально отобранных экспертов из числа научных и практических работников, хорошо знающих проблемы борьбы с преступностью. Он достаточно ши­роко используется для оценки уровня латентной преступности, прогнозирования преступности, изучения эффективности норм уго­ловного права, причин изменений в динамике преступности и др.

Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что центром количественной и качественной оценки объективных и субъективных факторов, влияющих или обусловливающих пре­ступность, становится мнение специалистов, опирающееся на их профессиональный научный и практический опыт.

Основная задача исследования состоит в том, чтобы сформу­лировать вопросы, правильно отобрать экспертов и организовать с ними работу. Число экспертов определяется задачами исследо­вания, сложностью изучаемой проблемы и др.

Существуют две основные формы опроса экспертов: 1) ин­дивидуальные и 2) групповые. Опросы могут быть очные и заоч­ные, письменные и устные, по общим и частным вопросам. Оп­росы позволяют получить серию отдельных и коллективных мнений по конкретным вопросам изучаемой криминологичес­кой проблемы. Ответы экспертов обобщаются, анализируются; подсчитываются количественные оценки факторов (если они были указаны); определяются средние значения.

5) Документальный метод. Изучение документов - один из важнейших методов получения информации в криминологичес­ких исследованиях.

Документальный метод подразумевает сбор и анализ данных из различного рода официальных и неофициальных, письмен­ных и графических документов, предназначенных для передачи или хранения информации.

Одно из различий между изучением документов и другими методами сбора данных заключается в том, что зафиксированная в документах информация, из которой извлекается все необхо­димое с учетом данного исследования, аккумулирована по дру­гим поводам, а не в связи с этим исследованием.

Исследователь не может по своему усмотрению расширить, из­менять, дополнять информацию, полученную из документов. Наибо­лее часто источником документальной информации в криминоло­гических исследованиях являются уголовные дела (обобщение судебно-следственной практики), в которых наряду с другими матери­алами содержатся сведения о личности преступника, о мотивах и обстоятельствах совершения преступления, о конкретных причинах и условиях, способствующих совершению преступления. Круг других документов (например, справки и обобщения правоохранительных органов, материалы прессы, личные документы), кроме уголовных дел, и объем их изучения определяется исследователем, исходя из целей и задач того или иного криминологического исследования.

Изучение уголовных дел производится на основании анкеты (воп­росника), специально разработанной применительно к целям, зада­чам и предмету исследования. Как правило, эта анкета содержит че­тыре раздела. Первый раздел содержит вопросы, относящиеся к са­мому преступлению; второй - вопросы, относящиеся к личности преступника; третий - о целях и мотивах преступного деяния и четвертый - о воспитательном воздействии судопроизводства, о ме­рах наказания и предупредительной работе по материалам дела.

Сведения, полученные в результате изучения уголовных дела, а также другими социологическими методами, могут быть в обоб­щенном виде представлены в виде таблиц, схем, диаграмм, справок.

В последние годы происходит расширение использования в криминологических исследованиях вычислительной техники. Пос­ледняя постоянно применяется при обработке и анализе статис­тических данных и результатов выборочных исследований. Здесь важно правильно заполнить документы первичного учета, прокодировать показатели для переноса на перфокарту, магнитную ленту, а также обеспечить сотрудничество операторов компьютеров с консультантами по судебной статистике и иными лицами, знако­мыми с областью криминологических исследований.

 

Тема № 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

 

Криминологический прогноз, если брать его традиционное определение, основывается на вероятностном суждении о будущем состоянии, уровне, структуре преступности и ее детерминантах, включающих качественную и количественную оценки предполагаемых изменений. Однако такое определение в некоторой степени является односторонним, поскольку не включает силы, противодействующие преступности, и возможности наступления иных последствий в зависимости от активности этих сил. Отсюда возможны неточности и искажения в прогнозе.

Научное криминологическое прогнозирование исходит из современного состояния изучаемых явлений, но с учетом того, что их характеристики претерпят изменения в будущем. Оно основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а на том, что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего состояния. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знания тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных и взаимосвязанных процессов, влияющих на нее.

Неотъемлемыми составными частями криминологического прогноза являются описания прошлого, настоящего и будущего состояний объекта, в качестве которого выступает преступность.

Анализ изменения преступности в трех названных временных параметрах позволяет установить ее общие закономерности и возможные тенденции, которые служат связующим звеном между описанием настоящей и прошлой ситуаций и установлением вероятностных характеристик преступности в будущем.

Как и любая сознательная деятельность, криминологическое прогнозирование имеет следующие специфические цели и задачи:

установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении;

• выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов предупреждения и профилактики преступности;

• выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития (совершенствования) правоохранительных органов;

• установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;

• выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.

Чтобы названные цели и задачи могли быть выполнены, криминологический прогноз должен, во-первых, базироваться на достоверных знаниях; во-вторых, исключать предвзятость и предубежденность; в-третьих, правильно использовать конкретные методы (методики прогнозирования).

При этом следует учитывать, что любой прогноз, в том числе и криминологический, носит вероятностный характер. Научное предвидение будущего преступности всегда связано с проблемой неопределенности, ибо даже при самом тщательном изучении процессов, влияющих на преступность, невозможно предусмотреть все возможные варианты предстоящих изменений.

Основная задача криминологического прогнозирования состоит в том, чтобы найти действенные (по возможности, оптимальные) решения проблемы борьбы с преступностью в условиях неопределенности. Для этого необходимо свести до минимума степень неопределенности в описании будущих событий и составить прогноз, в максимальной степени приближенный к реальным тенденциям изменения изучаемого явления.

Для успешного решения указанных задач необходимо применять специальные методы криминологического прогнозирования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.