|
Тема № 7. Организация и методика криминологических исследований.
Под методикой в философской литературе понимается способ или средство познания социальной действительности. В узком плане методика - это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, ее причинах и личности преступников, а также о мерах борьбы с нею. Результатом криминологических исследований должны быть практические выводы с рекомендациями, предложениями по повышению эффективности борьбы с преступностью, по составлению программ предупреждения преступности и совершенствованию законодательства и т. п. В связи с этим отдельными учеными в понятие методики включаются и методы разработки таких выводов, предположений и рекомендаций.
Применительно к современной криминологии все методы условно можно классифицировать на три группы: 1) методы, используемые в юридических науках (исторический, сравнительный, логический, системный и др.); 2) методы, используемые в социологии (наблюдение, опрос в виде анкетирования и интервьюирования, эксперимент, экспертные оценки, контрольная группа, документальный метод); 3) методы, используемые в психологии (социометрия, тестирование и др.). Особое место в криминологии занимает статистический метод.
Применение тех или иных методов в любом криминологическом исследовании на различных объектах (трудовой коллектив предприятия, социальная группа, район, город и т. д.) обусловливается главным образом предметом, целями и задачами изучения.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в науке нет универсальных методов; каждый метод имеет как положительные стороны, так и недостатки. Поэтому необходимо сочетать методы по принципу подкрепления, дополнительности и взаимоконтроля. Увлечение каким-то одним методом без широкого использования других может привести к ошибочным выводам.
Овладение совокупностью методов и применение их с должным знанием дела обусловливают получение доброкачественной и полной информации и, следовательно, способствуют повышению обоснованности выводов, рекомендаций и предложений.
Процедура криминологического исследования - это последовательность действий исследования или коллектива исследователей, определенные этапы (или стадии) процесса криминологического изучения проблем преступности, которые необходимо соблюдать, чтобы с наибольшей эффективностью добиться ответа на поставленные задачи и цели исследования. Соблюдение ее обеспечивает организованность, целенаправленность и оптимальность всей исследовательской работы.
В целом процедура криминологического исследования состоит из следующих этапов (стадий):
1) подготовительный этап;
2) разработка программы (проекта) исследования;
3) определение эмпирических объектов исследования;
4) разработка методики данного конкретного исследования;
5) проба (пилотаж) методик, их доработка;
6) сбор первичной информации;
7) количественная и логическая обработка собранных данных;
8) интерпретация результатов, выводы, рекомендации и предложения.
Для сбора и анализа криминологической информации применяется, как уже указывалось ранее, значительное число частно-научных методов. Наиболее важным из них является статистический метод.
1) Статистический метод. Статистика - один из методов познания состояния и развития социальных явлений. Преступность - это массовое социальное явление. Поэтому именно с помощью статистического метода можно собрать и обобщить информацию о количественных характеристиках преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника. Эта информация позволит обнаружить закономерности, типические черты изучаемых явлений, зависимости между изменениями одних и других. В результате можно получить необходимые данные для разработки различных мер предупреждения преступности, для оценки эффективности действующей системы мер борьбы с ней.
В связи с наличием курса судебной статистики и значительного количества литературы по статистике приемы статистического метода в криминологии рассматриваются лишь в необходимых пределах- для раскрытия понятия методики криминологического исследования.
Статистический метод в криминологических исследованиях включает в себя, как правило, три этапа.
Первый этап - сбор необходимой первичной массовой информации. Исследователь может получить ее из статистических карточек и статистических отчетов, имеющихся в органах МВД, прокуратуре, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, уголовных дела, эксперимента и т. д.
Второй этап заключается в сводке и группировке (классификации) всей массы собранных данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество, и затем они группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрастным группам), проводится подсчет по этим признакам, что сводится воедино в статистическом отчете, таблицах, схемах, диаграммах.
Различают три вида группировок: 1) типологические, 2) вариационные, 3) аналитические.
Типологические группировки - это группировки, распределяющие изучаемую совокупность на однородные в качественном отношении типы (например, группировки по видам преступлений, по месту совершения преступлений).
Вариационные группировки распределяют исследуемые явления по количественному (варьирующему) признаку. Этот вид группировок применяется при изучении возрастного состава преступников, сроков лишения свободы, рецидива и т. д.
Аналитические группировки ставят перед собой цель установить взаимосвязь между изучаемыми явлениями. Например, между преступностью и пьянством, преступностью и семейным положением, преступностью и образованием и т. д.
Информация, заложенная в указанных группировочных таблицах, несет в себе определенный логический смысл, позволяющий сделать уже определенные выводы, в частности о существовании определенной связи между алкоголизмом и преступностью, о значительной распространенности хулиганства среди лиц в возрасте от 18 до 30 лет.
Третьей, завершающей стадией (этапом) статистической работы является анализ собранных и сгруппированных данных о преступности при помощи обобщающих показателей. Он представляет собой процесс и результат сравнения, изучения полученных первичных и сгруппированных цифровых данных, их обобщения для установления взаимосвязей и закономерностей криминологически значимых явлений и процессов. Абсолютные величины, даже будучи сгруппированными, часто не позволяют выявить реально существующие взаимосвязи. Поэтому прежде чем приступить к логическому и качественному анализу разгруппированных абсолютных данных (величин), необходимо привести их в сравнимый вид, т. е. преобразовать в обобщающие показатели. Последние в статистике подразделяются на средние и относительные. В криминологических исследованиях средние показатели применяются весьма редко (например, для определения средних сроков наказания, среднего возраста преступников, средних сроков прохождения уголовных дел в судах). Относительные показатели используются в криминологии для характеристики как количественной, так и качественной стороны преступности. К ним относятся коэффициент преступности, удельный вес или процент того или иного вида преступлений, темпы роста и темпы прироста преступности и др.
Выполнение описательной задачи статистико-криминологического исследования завершается вычислением комплекса показателей, характеризующих состояние преступности, ее структуру, характер и динамику за ряд лет; дается ее количественно-качественная характеристика. После этого переходят к выполнению аналитической задачи, собственно анализу. Он состоит в интерпретации полученной цифровой информации, в ходе которой формулируются выводы о существующих связях и зависимостях между теми и другими явлениями и процессами; соотносятся полученные данные с уже имеющимися и доказанными и т. д. На этой основе вырабатываются рекомендации и предложения по повышению эффективности борьбы с преступностью.
Следует также иметь в виду, что при изучении некоторых вопросов преступности и борьбы с ней необходимо сопоставлять данные уголовной статистики с данными иной статистики - демографической, экономической и др. Так, при анализе состава осужденных по полу, возрасту, по социальному положению, по образованию используются для сравнения данные статистики населения (демографическая статистика). Данные о численности населения и ее изменениях требуются и для вычисления коэффициентов преступности. При изучении преступлений против личности или хулиганства показатели их уровня, динамики и структуры сопоставляются с показателями потребления алкоголя. Для исследования влияния пьянства на преступность важное значение имеют данные о производстве и продаже алкогольных напитков и т. д. (экономическая статистика).
2) Выборочный метод. Для изучения проблем преступности и состояния борьбы с ней недостаточно пользоваться данными статистической отчетности МВД, суда, юстиции и прокуратуры, поскольку она всегда бывает ограничена в объеме. В частности, в статистических отчетах не содержится данных о мотивах преступлений, о конкретных причинах и условиях совершения преступлений, многих данных о личности преступников и др. Эту дополнительную информацию можно получить путем выборочного исследования. Его сущность состоит в том, что целое описывается на основе ее части; изучается только часть всей совокупности, а полученная информация используется для характеристики всей совокупности.
Теория статистики и практика утверждают, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть установлены и измерены закономерности, которые характерны для всей изучаемой совокупности (генеральной совокупности). Конечно, между результатами сплошного и выборочного изучения будут определенные расхождения, называемые ошибкой репрезентативности. Так, например, выборка 10% из 1000 уголовных дел об убийствах показала, что мотив убийств из ревности составил 13%, в то время как на основе сплошного изучения (т. е. всех 1000 дел) этот мотив составил 8%. Отсюда ошибка репрезентативности будет составлять 5%.
Следует отметить, что пределы допустимой ошибки обусловлены целями исследования. Как свидетельствует практика криминологических исследований, в тех случаях, когда требуется
повышенная точность результатов исследования, допускается ошибка выборки от 2 до 3%, обычная точность допускает 3 - 10%.
Вместе с тем, опираясь на установленные теорией статистики формулы и разработанные специальные таблицы, можно всегда рассчитать величину этой ошибки и определить число единиц, включенных в выборку, с тем чтобы ошибка не превышала пределов, допустимых при оценке ситуации. Следует также иметь в виду, что чем больше выборка (в % отношении ко всей совокупности), тем точнее результаты, меньше ошибка репрезентативности и, с другой стороны, чем более однородная совокупность, тем меньше может быть выборка.
При выборочном методе важно, чтобы: 1) отобранная часть была достаточно многочисленной, тогда в ней смогут проявиться объективные закономерности, обусловленные материальной природой изучаемых явлений; 2) единицы, составляющие эту часть, были отобраны в случайном порядке, т. е. независимо от воли или склонности исследователя. Для этого каждая единица отобранной части от всей совокупности должна иметь одинаковую возможность быть отобранной. Для этого математическая статистика рекомендует ряд следующих методов, способов выборки: простую, случайную, систематическую, типическую, серийную, двухстадийную, по принципу квот и др.
В криминологических исследованиях наиболее часто применяются такие способы выборки, как случайная и по принципу квот. Сущность случайной выборки состоит в том, что заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равновероятное попадание в выборочную совокупность любой и каждой единицы наблюдения. Например, количество уголовных дел о кражах за один год в районе составляет 1000, но мы хотим изучить личности воров по 100 делам. Следовательно, исходя из случайной выборки, из общего количества дел о кражах отбирается каждое 10-е. В качестве основы такой выборки должна служить картотека суда.
Необходимость применения выборочного метода (выборки) обусловливается тем, что исследователям нередко затруднительно проводить сплошное обследование всей совокупности, требующее много времени, сил и средств.
Выборочный метод фактически всегда используется при опросах граждан, работников правоохранительных органов, заключенных, преступников, а также при изучении уголовных дел в целях получения интересующей нас информации по проблемам преступности, ибо невозможно опросить или изучить столь многочисленные группы указанных лиц и значительное количество уголовных дел.
Отсюда вытекает необходимость строгого соблюдения условий и требований, относящихся к выборке. Следует отметить, что в ряде случае для расчетов репрезентативной выборки прибегают к помощи специалистов-статистиков и математиков. Вместе с тем определенная математико-статистическая подготовка необходима каждому юристу, криминологу для компетентного криминологического исследования, а затем для теоретического анализа порченной информации.
К социологическим методам, применяемым в криминологии, относятся, как уже отмечалось выше, метод наблюдения, экспертных оценок, контрольной группы, документальный метод и опрос. Общим для всех этих методов является то, что они, как правило, применяются при выборочных криминологических исследованиях. Способы и приемы обработки и анализа результатов, полученных от использования социологических методов, те же, что и изложенные ранее применительно к информации, полученной из уголовной и иной статистики.
1) Наблюдение. Это специфический метод в криминологических исследованиях. Он состоит в том, что исследователь не собирает сведения от других лиц, а сам непосредственно воспринимает и описывает интересующие его факты, события, ситуации и процессы (например, наблюдение и фиксирование хода рейда по выявлению безнадзорных подростков).
Различают два вида наблюдения: 1) простое и 2) включенное. При простом наблюдении фиксация событий, фактов ведется как бы «извне» по отношению к среде, в которой имеют место изучаемые факты, события, процессы. Включенное наблюдение заключается в том, что исследователь смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, например членом трудового коллектива, в котором систематически происходят хищения готовой продукции, членом группы правонарушающих подростков. Результаты наблюдений фиксируются. Проблема здесь заключается в допустимой степени интеграции с правонарушающими группами, в то время как исследователь - нейтральный наблюдатель.
2) Метод опроса. Опрос является одним из распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни. Цель его состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). В криминологических исследованиях при помощи опроса изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личность преступника и потерпевшего, эффективность применяемых мер предупреждения преступности, престиж правоохранительных органов, уровень правосознания различных социальных групп населения, их отношение к проблемам борьбы с преступностью и др.
Все разнообразие методов опроса, применяемых в социологии и криминологии, можно свести к двум основным видам: 1) анкетирование и 2) интервьюирование.
При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету).
Интервью - это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респондент) отвечает на поставленные исследователем вопросы.
Качество получаемой информации при анкетировании и интервьюировании во многом зависит от правильно сформулированных вопросов, организации и техники опроса. Вопросы в анкете или при интервью - это инструмент регистрации первичных фактов. Характер вопросов определяется целями и задачами исследования.
Общие требования, предъявляемые к формулировке вопросов:
1) вопрос должен быть конкретным, понятным и простым по конструкции; 2) вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе; 3) в вопросе не следует употреблять слова, термины с двойным значением; 4) в анкете не должно быть так называемых беспокоящих, трудных для опрашиваемых вопросов; 5) контрольные вопросы в анкете не должны следовать сразу же за основными; 6) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опрашиваемого в той области, на которую направлен вопрос; 7) при необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое предисловие; 8) вопрос должен указывать на всевозможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы). Вопросы могут быть открытыми (свободное изложение ответа) и закрытыми, должны быть предусмотрены определенные варианты ответов по типу: «да», «нет», «знаю», «не знаю» и т. д.
Каждая анкета должна начинаться вступлением, где в общей форме изложены цели и задачи данного исследования, его практическая значимость, название организации, его проводящей, и др.
При организации самого анкетирования необходимо прежде всего проверить правильность формулировок вопросов, проведя так называемое пилотажное исследование за счет анкетирования 20 - 50 чел., что дает возможность уточнить формулировки вопросов, время, необходимое для их заполнения опрашиваемым, возможный невозврат анкет. Опыт исследовательской работы показывает, что весь процесс заполнения анкеты опрашиваемым не должен превышать 30 мин., что следует учитывать при ее создании.
Психологическая наука различает два вида интервью: 1) формализованное и 2) свободное. При формализованном интервью заранее вопросы подготовляются исследователем по типу анкет, ставятся перед опрашиваемым и ответы записываются не обследуемыми лицами, а' исследователями. Свободное интервью не требует предварительной разработки вопросника (анкеты) беседы. Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для решения задач криминологического исследования.
Полученная при анкетировании и интервьюировании информация подвергается статистической обработке и группировке. Если предполагается машинная обработка информации, то целесообразно все ответы кодировать.
В социологической литературе справедливо отмечается, что метод опроса не может быть универсальным, единственным методом любого исследования. Метод опроса дает положительные результаты только тогда, когда он позволяет сопоставить субъективные оценки опрашиваемых соответствующими объективными данными.
3) Метод контрольной группы. Эксперимент. При исследовании отдельных криминологических проблем может применяться метод контрольной группы. Главное в этом методе заключается в том, что отбираются две или более группы, одна из которых является основной (экспериментальной), а другая - контрольной. Причем группы должны быть тщательно уравнены по всем признакам, кроме изучаемого. Сравнение результатов исследования основной и контрольной группы показывает, типичны ли установленные закономерности для основной группы.
Контрольная группа (или группы) является тем необходимым фоном, на котором выявляется и ведется анализ количественных и качественных признаков изучаемого явления. Например, исследование группы несовершеннолетних преступников показало, что 78% из них проживали в семье, имевшей отдельные квартиры. Большой это процент или нет, влияют ли жилищные условия на совершение преступлений несовершеннолетними? Обратимся к контрольной группе - к такому же числу подростков, не совершивших преступлений. Проверка показала, что 75% этих несовершеннолетних проживает в семье, также имеющей отдельные квартиры. Отсюда можно сделать вывод, что жилищные условия как таковые не играют большой роли в преступности несовершеннолетних.
Выделение контрольной группы, сравнение с которой подчас является единственным путем нахождения тех признаков, которые отличают изучаемые объекты от всех других, при исследовании проблем криминологии в ряде случаев оказывается непростым делом. Невозможно, например, в целях изучения эффективности общепредупредительного воздействия какого-либо действующего уголовного закона разделить людей на тех, кого касается и кого вообще не касается этот закон. Закон равно обязателен для всех. Необходимо искать иные пути решения таких задач. Но там, где возможно выделение контрольных групп, - это одно из условий успешного исследования.
С учетом целей, задач и предмета исследования могут применяться разные принципы подбора контрольной группы. Так, при изучении несовершеннолетних, совершивших тяжкие насильственные корыстные и корыстно-насильственные преступления в «малом» городе с населением 44 тыс. человек, в качестве контрольной группы применялась 13%-ная выборка от всего населения этого города в возрасте 14 - 17 лет. Причем эта выборка точно воспроизводила структуру несовершеннолетнего населения города по полу, образованию, роду занятий.
Важную роль в методе контрольной группы играет соблюдение строгости в выравнивании групп по определенным признакам. Пренебрежение к выравниванию групп может привести к смещению и недостоверности результатов по всем исследуемым параметрам. Так, Г. X. Ефремова, изучая правосознание молодых правонарушителей, в качестве контрольной группы избрала группу законопослушных граждан (т. е. тех, кто не нарушал каких-либо законов вообще). Уравнивание групп производилось лишь по одному признаку - «возрастному». Этого явно недостаточно, тем более что другими исследователями установлено, что на уровень правосознания существенно влияют не только возраст, но и пол, и образование, и социальное положение, равно как и значимость каналов информации.
Эксперимент, т. е. научно поставленный опыт, - один из важнейших методических приемов познания социальной действительности, позволяющий установить новые или уточнить ранее известные факты, подготовить их для получения выводов, формулировки гипотезы, а затем закона. Социальный эксперимент можно определить как специфическую, ограниченную во времени и пространстве форму общественной деятельности, предпринимаемую с целью проверки гипотез, поиска средств для обеспечения оптимального функционирования и развития той иди иной социальной системы, разрешения противоречий, поиска путей и форм будущей массовой практической деятельности, эффективного управления общественными процессами.
Особенность социального эксперимента как метода исследования состоит в том, что он предназначен и незаменим для изучения не наличных, не готовых форм социальной жизни, а контролируемых, т. е. искусственно создаваемых, планируемых и сознательно внедряемых в эту жизнь. В социальном эксперименте искусственное изменение условий и форм общественной жизни является единственной необходимой предпосылкой достижения познаваемой и практической цели.
При исследовании проблем криминологии эксперимент может носить разносторонний характер. Он может быть экономическим, психолого-педагогическим и т. д., хотя цель его одна и та же: обоснование тех или иных мероприятий, повышающих уровень борьбы с преступностью.
Многие институты и меры воздействия были введены в действие лишь после экспериментальной проверки. Так, получивший в свое время признание и закрепленный законом новый вид исправительной колонии - колония-поселение - прошел вначале экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность нового вида колонии была подтверждена практикой, колонии-поселения стали создаваться повсеместно. Такие формы организации предупредительной работы, как советы профилактики, были рекомендованы в масштабе страны лишь после обобщения практики их использования в некоторых регионах.
Применение экспериментального метода возможно лишь тогда, когда выполняются следующие требования: 1) строгое соблюдение законности; 2) наличие научно обоснованной гипотезы; 3) выбран типичный объект эксперимента; 4) представлен определенный период времени, обеспечивающий возможность глубокой проверки выдвинутых гипотез и предложений; 5) наличие разрешения соответствующих органов.
4) Метод экспертных оценок. Это получение мнений, излагаемых по определенным вопросам группой специально отобранных экспертов из числа научных и практических работников, хорошо знающих проблемы борьбы с преступностью. Он достаточно широко используется для оценки уровня латентной преступности, прогнозирования преступности, изучения эффективности норм уголовного права, причин изменений в динамике преступности и др.
Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что центром количественной и качественной оценки объективных и субъективных факторов, влияющих или обусловливающих преступность, становится мнение специалистов, опирающееся на их профессиональный научный и практический опыт.
Основная задача исследования состоит в том, чтобы сформулировать вопросы, правильно отобрать экспертов и организовать с ними работу. Число экспертов определяется задачами исследования, сложностью изучаемой проблемы и др.
Существуют две основные формы опроса экспертов: 1) индивидуальные и 2) групповые. Опросы могут быть очные и заочные, письменные и устные, по общим и частным вопросам. Опросы позволяют получить серию отдельных и коллективных мнений по конкретным вопросам изучаемой криминологической проблемы. Ответы экспертов обобщаются, анализируются; подсчитываются количественные оценки факторов (если они были указаны); определяются средние значения.
5) Документальный метод. Изучение документов - один из важнейших методов получения информации в криминологических исследованиях.
Документальный метод подразумевает сбор и анализ данных из различного рода официальных и неофициальных, письменных и графических документов, предназначенных для передачи или хранения информации.
Одно из различий между изучением документов и другими методами сбора данных заключается в том, что зафиксированная в документах информация, из которой извлекается все необходимое с учетом данного исследования, аккумулирована по другим поводам, а не в связи с этим исследованием.
Исследователь не может по своему усмотрению расширить, изменять, дополнять информацию, полученную из документов. Наиболее часто источником документальной информации в криминологических исследованиях являются уголовные дела (обобщение судебно-следственной практики), в которых наряду с другими материалами содержатся сведения о личности преступника, о мотивах и обстоятельствах совершения преступления, о конкретных причинах и условиях, способствующих совершению преступления. Круг других документов (например, справки и обобщения правоохранительных органов, материалы прессы, личные документы), кроме уголовных дел, и объем их изучения определяется исследователем, исходя из целей и задач того или иного криминологического исследования.
Изучение уголовных дел производится на основании анкеты (вопросника), специально разработанной применительно к целям, задачам и предмету исследования. Как правило, эта анкета содержит четыре раздела. Первый раздел содержит вопросы, относящиеся к самому преступлению; второй - вопросы, относящиеся к личности преступника; третий - о целях и мотивах преступного деяния и четвертый - о воспитательном воздействии судопроизводства, о мерах наказания и предупредительной работе по материалам дела.
Сведения, полученные в результате изучения уголовных дела, а также другими социологическими методами, могут быть в обобщенном виде представлены в виде таблиц, схем, диаграмм, справок.
В последние годы происходит расширение использования в криминологических исследованиях вычислительной техники. Последняя постоянно применяется при обработке и анализе статистических данных и результатов выборочных исследований. Здесь важно правильно заполнить документы первичного учета, прокодировать показатели для переноса на перфокарту, магнитную ленту, а также обеспечить сотрудничество операторов компьютеров с консультантами по судебной статистике и иными лицами, знакомыми с областью криминологических исследований.
Тема № 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
Криминологический прогноз, если брать его традиционное определение, основывается на вероятностном суждении о будущем состоянии, уровне, структуре преступности и ее детерминантах, включающих качественную и количественную оценки предполагаемых изменений. Однако такое определение в некоторой степени является односторонним, поскольку не включает силы, противодействующие преступности, и возможности наступления иных последствий в зависимости от активности этих сил. Отсюда возможны неточности и искажения в прогнозе.
Научное криминологическое прогнозирование исходит из современного состояния изучаемых явлений, но с учетом того, что их характеристики претерпят изменения в будущем. Оно основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а на том, что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего состояния. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знания тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных и взаимосвязанных процессов, влияющих на нее.
Неотъемлемыми составными частями криминологического прогноза являются описания прошлого, настоящего и будущего состояний объекта, в качестве которого выступает преступность.
Анализ изменения преступности в трех названных временных параметрах позволяет установить ее общие закономерности и возможные тенденции, которые служат связующим звеном между описанием настоящей и прошлой ситуаций и установлением вероятностных характеристик преступности в будущем.
Как и любая сознательная деятельность, криминологическое прогнозирование имеет следующие специфические цели и задачи:
установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на этой основе нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении;
• выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов предупреждения и профилактики преступности;
• выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития (совершенствования) правоохранительных органов;
• установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;
• выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.
Чтобы названные цели и задачи могли быть выполнены, криминологический прогноз должен, во-первых, базироваться на достоверных знаниях; во-вторых, исключать предвзятость и предубежденность; в-третьих, правильно использовать конкретные методы (методики прогнозирования).
При этом следует учитывать, что любой прогноз, в том числе и криминологический, носит вероятностный характер. Научное предвидение будущего преступности всегда связано с проблемой неопределенности, ибо даже при самом тщательном изучении процессов, влияющих на преступность, невозможно предусмотреть все возможные варианты предстоящих изменений.
Основная задача криминологического прогнозирования состоит в том, чтобы найти действенные (по возможности, оптимальные) решения проблемы борьбы с преступностью в условиях неопределенности. Для этого необходимо свести до минимума степень неопределенности в описании будущих событий и составить прогноз, в максимальной степени приближенный к реальным тенденциям изменения изучаемого явления.
Для успешного решения указанных задач необходимо применять специальные методы криминологического прогнозирования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|