Практическое занятие по теме № 8 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ
Цель занятия:закрепить основные положения темы и добиться ее усвоения курсантами и слушателями. Дать основные понятия системы, субъектов, мер и значения предупреждения преступности, а также основ деятельности ОВД по предупреждению преступности.
Место проведения: учебная аудитория
Материально-техническое обеспечение: схемы, сборник учебно-методических материалов и альбом схем по «Криминологии», учебники, конспекты студентов, графопоектор, классная доска.
Вопросы практического занятия:
1. Понятие предупреждения преступности.
2. Система предупреждения преступности.
3. Объекты предупреждения преступности.
4. Субъекты предупреждения преступности.
5. Уровни предупреждения преступности.
6. Меры предупредительного воздействия.
7. Информационное обеспечение предупреждения преступности.
8. Организация предупреждения преступности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания
При подготовке ответов на теоретические вопросы данной темы следует ещё раз вспомнить, что из себя представляет деятельность по предупреждению и профилактике преступлений и преступности. (Схема № 20.) Здесь же необходимо определить соотношение понятий "предупреждение" и "профилактика" преступности. Далее необходимо знать цели профилактики преступлений.
Говоря о системе предупреждения преступности, следует отметить ее составные элементы:
1) Объекты профилактики.
2) Субъекты осуществляющие профилактическую работу.
4) Уровни предупреждения преступности.
3) Меры предупредительного воздействия. (Схема № 21.)
При ответе на вопрос о субъектах предупреждения преступлений, необходимо знать, что все субъекты предупреждения преступности разделены на три уровня. (Схема № 22.) Говоря о мерах предупредительного воздействия, необходимо помнить о том, как и по каким признакам их можно классифицировать. Кроме того, необходимо уметь толковать меры предупредительного воздействия по содержанию.
В зависимости от характера предупредительных мер и от субъектов их проводимых, следует знать три основных уровня предупреждения преступлений и преступности. (Схема № 23.) Особое внимание необходимо обратить на понятие индивидуальной профилактики, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных воздействий, применяемых к личности в целях предотвращения совершения ею преступлений и в целях её перевоспитания т.е. декриминализации. Здесь следует иметь ввиду, что при определении мер профилактического воздействия в отношении конкретной личности, необходимо учитывать степень её криминализации, а также качества и свойства данной личности. Раскрывая далее понятие индивидуальной профилактики, следует отметить, что её осуществление складывается из четырёх этапов. (Схема № 23.) Немаловажную роль при осуществлении индивидуальной профилактики играют её принципы. Необходимо знать и уметь толковать эти принципы. Проводя поэтапно индивидуальную профилактику и основывая её на определённых принципах, необходимо иметь представления и о конкретных методах её проведения.
Давая ответ на третий учебный вопрос, нужно чётко представлять какое же именно место занимают ОВД в системе субъектов профилактики преступлений. Здесь же следует остановиться на правовых основах деятельности ОВД по предупреждению преступлений. Говоря о правовых основах деятельности ОВД по предупреждению преступлений целесообразно использовать знания, полученные при изучении ОРД и административной деятельности милиции. Далее следует остановиться на основных субъектах осуществления ОВД деятельности по предупреждению преступлений: I) криминальная милиции, 2) милиция общественной безопасности, 3) государственный пожарный надзор, 4) органы предварительного расследования. Специфика профилактической работы в отдельных службах и подразделениях ОВД зависит от того, какое место в их общей деятельности занимает профилактика преступлений, на какой объект или объекты она ориентирована, каковы реальные профилактические возможности конкретной службы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие предупреждения преступлений и преступности.
2. Соотношение между понятиями "предупреждение" и "профилактика" преступлений.
3. Цели профилактики преступлений.
4. Значение профилактики преступлений.
5. Система предупреждения преступности.
6. Объекты профилактики.
7. Субъекты, осуществляющие профилактическую работу.
8. Классификация предупредительных мер по содержанию.
9. Уровни предупреждения преступности.
10. Общесоциальный уровень предупреждения преступности.
11. Специально-криминологический уровень профилактики преступлений.
12. Индивидуальный уровень профилактики преступлений.
13. Виды индивидуальных уровней профилактики преступлений.
14. Цели индивидуальной профилактики.
15. Этапы индивидуальной профилактики.
16. Принципы индивидуальной профилактики.
17. Методы индивидуальной профилактики.
18. Субъекты индивидуальной профилактики.
19. Правовые основы профилактической работы ОВД.
20. Основные задачи деятельности ОВД по предупреждению преступлений.
21. Основные субъекты осуществления ОВД деятельности по предупреждению преступлений.
22. Профилактическая работа аппаратов СКМ.
23. Профилактическая работа МОБ.
24. Профилактическая работа лицензионно-разрешительной службы ОВД.
25. Профилактическая работа подразделений государственного пожарного надзора.
26. Профилактическая работа органов ведающих исполнение наказания.
27. Профилактическая работа органов предварительного следствия.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Возможно ли общество без преступности?
2. Каких целей может достичь общество в воздействии на преступность? Смоделируйте идеальные социальные условия, в которых было бы возможным достижение этих целей. Возможно ли сделать реальностью указанные идеальные условия?
3. Возможно ли полное уничтожение преступности в определенном регионе? Если «да», то при каких условиях?
4. Политический деятель сделал заявление, что в течение 100 дней после избрания его президентом он избавит страну от преступности. Дайте оценку этому заявлению.
5. Разумно ли в качестве цели ставить задачу полного искоренения преступности?
6. В стране принята программа мер борьбы с преступностью, однако финансирование ее не было осуществлено. Оцените социально-политическое значение этой акции (плюсы и минусы). Какой принцип нарушен в данном случае?
7. Можно ли осуществлять эффективное воздействие на преступность в бедных странах?
8. В древнем мире применялись такие меры воздействия на преступность, как полное уничтожение жителей населенного пункта или региона. Оцените эту практику через призму принципов воздействия на преступность.
9. Попробуйте смоделировать, как будет изменяться преступность по мере увеличения жесткости уголовных наказаний? (имеется в виду введение смертной казни и активное ее применение, увеличение сроков лишения свободы, широкое применение пожизненного заключения и т.п.).
10. Что такое организующая сила воздействия на преступность? Каковы ее источники?
11. Какие субъекты воздействия на преступность работают более эффективно:
- государственные или общественные;
- специальные или неспециальные.
12. Какие меры могли бы повысить эффективность и интенсивность деятельности различных субъектов?
13. Попробуйте смоделировать, как будет изменяться преступность по мере увеличения численности органов внутренних дел?
14. Как влияет правосудие на преступность?
15. По силам ли отдельному человеку оказать воздействие на преступность?
16. Что такое социальный процесс? Как влияют социальные процессы на преступность? Можно ли управлять социальными процессами (в каких пределах и каким образом)? Каким образом можно воздействовать на преступность посредством управления социальными процессами?
17. Каким образом можно использовать криминологическое прогнозирование в целях оптимизации воздействия на преступность?
18. Каким образом культура влияет на преступность? Каким образом можно воздействовать на преступность посредством культуры?
19. В чем суть принципа системности воздействия на преступность?
20. Какими бывают системы воздействия на преступность?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|