Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема № 5. Личность преступника как объект криминологического анализа, понятие виктимологии.





 

С точ­ки зре­ния рус­ско­го язы­ка сло­во “лич­ность” оп­ре­де­ля­ет­ся, как “че­ло­век,... но­си­тель ка­ких-ни­будь свойств...” или “со­во­куп­ность свойств, при­су­щих дан­но­му че­ло­ве­ку, со­став­ляю­щих его ин­ди­ви­ду­аль­ность...”, “от­дель­ный че­ло­век в об­ще­ст­ве, ин­ди­ви­ду­ум...”

Сло­во “пре­ступ­ник” оз­на­ча­ет то­го, “кто со­вер­шил уго­лов­ное пре­сту­п­ле­ние”(в един­ст­вен­ном зна­че­нии) или “че­ло­век, ко­то­рый со­вер­ша­ет или со­вер­шил пре­сту­п­ле­ние”. Си­но­ни­ма­ми это­го сло­ва яв­ля­ют­ся “уго­лов­ник” (разг.); пра­во­на­ру­ши­тель (юрид.); зло­умыш­лен­ник, вор, тать (ус­тар.); вар­нак (ус­тар., прост.); зло­дей, ли­хо­дей (ус­тар.)

И так, “лич­ность пре­ступ­ни­ка” мож­но пред­ста­вить, как “со­во­куп­ность свойств, при­су­щих, со­вер­шаю­ще­му или со­вер­шив­ше­му пре­сту­п­ле­ние, че­ло­ве­ку, со­став­ляю­щих его ин­ди­ви­ду­аль­ность”.

Кри­ми­но­ло­ги изу­ча­ют эту со­во­куп­ность свойств для то­го что­бы на их ос­но­ве оп­ре­де­лить де­тер­ми­нан­ты со­вер­ше­ния кон­крет­но­го пре­сту­п­ле­ния, ко­то­рые, в свою оче­редь, мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны в про­цес­се рас­сле­до­ва­ния и рас­смот­ре­ния уго­лов­но­го де­ла, а так­же при соз­да­нии ос­нов и ме­то­дик ин­ди­ви­ду­аль­ной про­фи­лак­ти­ки. Од­на­ко на ос­но­ве изу­че­ния лич­но­сти кон­крет­но­го пре­ступ­ни­ка не­воз­мож­но оп­ре­де­лить при­чи­ны со­вер­ше­ния не толь­ко всех пре­сту­п­ле­ний, но и оп­ре­де­лен­ной их груп­пы. На­при­мер, при­чин со­вер­ше­ния квар­тир­ных краж. Имен­но по­это­му, кри­ми­но­ло­ги в про­цес­се на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и обоб­ще­ний пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки изу­ча­ют лич­ность пре­ступ­ни­ка на груп­по­вом уров­не, а так­же как сво­его ро­да со­во­куп­ный “субъект пре­ступ­но­сти” в це­лом, т.е. используя типологию.



При та­ком под­хо­де изу­ча­ют­ся ка­те­го­рии и ти­пы пре­ступ­ни­ков, вы­де­ляе­мые по сход­ст­ву как со­вер­шае­мых пре­сту­п­ле­ний, так и со­дер­жа­ния лич­но­ст­ных свойств субъектов дея­ний.

Та­ким об­ра­зом, лич­ность пре­ступ­ни­ка в кри­ми­но­ло­гии изу­ча­ет­ся на трех уров­нях:



- ин­ди­ви­ду­аль­ном;

- груп­по­вом, и;

- об­щем.

Ес­ли обоб­щить при­ве­ден­ные три уров­ня изу­че­ния лич­но­сти пре­ступ­ни­ка, то мож­но сфор­му­ли­ро­вать кри­ми­но­ло­ги­че­ское по­ня­тие лич­но­сти пре­ступ­ни­ка (в ши­ро­ком смыс­ле), как сис­те­мы ха­рак­те­ри­стик, ис­поль­зуе­мых для изу­че­ния лич­но­сти че­ло­ве­ка, со­вер­шив­ше­го пре­сту­п­ле­ние и оп­ре­де­ле­ния при­чин со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ний”.

Об­ще­при­ня­ты­ми по­сту­ла­та­ми оте­че­ст­вен­ная кри­ми­но­ло­гия, при рас­смот­ре­нии лич­ность пре­ступ­ни­ка, счи­та­ет то, что:

1. Со­во­куп­ность ин­тег­ри­ро­ван­ных в ней со­ци­аль­но-зна­чи­мых свойств, об­ра­зо­вав­ших­ся в про­цес­се мно­го­об­раз­ных и сис­те­ма­ти­че­ских взаи­мо­дей­ст­вий с дру­ги­ми людь­ми. Этот ас­пект лич­но­сти по­зво­ля­ет рас­смат­ри­вать лич­ность пре­ступ­ни­ка как:

- чле­на об­ще­ст­ва;

- чле­на со­ци­аль­ных групп или иных общ­но­стей (на­при­мер, во­ен­но­слу­жа­щих) и;

- но­си­те­ля со­ци­аль­но-ти­пич­ных черт.

2. Че­ло­век не ро­ж­да­ет­ся, а ста­но­вит­ся пре­ступ­ни­ком. То есть ка­ж­дый ин­ди­вид как лич­ность - это про­дукт не толь­ко су­ще­ст­вую­щих от­но­ше­ний, но так­же сво­его соб­ст­вен­но­го раз­ви­тия и са­мо­соз­на­ния. Од­но и то же по сво­им объ­ек­тив­ным при­зна­кам об­ще­ст­вен­ное по­ло­же­ние бу­ду­чи по-раз­но­му вос­при­ня­то и оце­не­но лич­но­стью, по­бу­ж­да­ет его к со­вер­шен­но раз­лич­ным дей­ст­ви­ям. Сис­те­ма от­но­ше­ний че­ло­ве­ка к раз­лич­ным со­ци­аль­ным цен­но­стям и сто­ро­нам дей­ст­ви­тель­но­сти, нор­мам и ин­сти­ту­там, са­мо­му се­бе и сво­им обя­зан­но­стям, раз­лич­ным общ­но­стям, груп­пам и т.д. за­ви­сит, сле­до­ва­тель­но, как от внеш­них, так и внут­рен­них, лич­но­ст­ных об­стоя­тельств



3. Не­об­хо­ди­мо изу­чать субъ­ек­ты со­вер­ше­ния са­мых раз­но­об­раз­ных пре­сту­п­ле­ний, в том чис­ле и не­ос­то­рож­ных.

4. Стой­кие ан­ти­об­ще­ст­вен­ные взгля­ды и ори­ен­та­ции и яр­ко вы­ра­жен­ная ин­ди­ви­дуа­ли­сти­че­ская на­прав­лен­ность не ха­рак­тер­на всем без ис­клю­че­ния ли­цам, со­вер­шив­шим пре­сту­п­ле­ние.

5. Лич­ность пре­ступ­ни­ка от­ли­ча­ет­ся от за­ко­но­пос­луш­ной лич­но­сти сво­ей об­ще­ст­вен­ной опас­но­стью. Од­на­ко об­ще­ст­вен­ная опас­ность лич­но­сти гра­ж­да­ни­на не пред­по­ла­га­ет фа­таль­но­сти пре­ступ­но­го по­ве­де­ния. Это ка­че­ст­во ли­бо реа­ли­зу­ет­ся, ли­бо не реа­ли­зу­ет­ся в его дея­тель­но­сти, что за­ви­сит как от са­мой лич­но­сти, так и от внеш­них об­стоя­тельств, спо­соб­ных пре­пят­ст­во­вать та­ко­му по­ве­де­нию.

6. Изучение лич­но­сти пре­ступ­ни­ка долж­но стро­ить­ся на твер­дой пра­во­вой ос­но­ве, т.е. долж­на изу­чать­ся лич­ность тех, кто по за­ко­ну при­зна­ет­ся субъ­ек­том пре­сту­п­ле­ния. По­это­му рас­смат­ри­вае­мая ка­те­го­рия име­ет вре­мен­ные рам­ки: с мо­мен­та со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ния, удо­сто­ве­рен­но­го су­дом, и до от­бы­тия уго­лов­но­го на­ка­за­ния.

7. Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают другие юридические науки: криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.

Для криминологии главное в личности преступника - ее природа и сущность, источники, пути, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт, те особенности, которые во взаимодействии со средой или пред преступной ситуацией порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение преступления. Результаты такого изучения являются основой для разработки криминологией проблем профилактики преступлений.

Теперь имея общее представление о понятии “личности преступника”, перейдем к ее “свойствам”, т.е. к тому из чего она состоит.

Личность преступника, рассматриваемая с точки зрения се системного строения, включает следующие подсистемы (признаки):

- биофизиологические,

- социально-демографические,

- психологические,

- нравственные,

- социально-ролевые,

- уголовно-правовые

- криминологические.

Любая из названных подсистем не может быть автономной, так как все они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя единое целое. Такое единство вкладывается в две основные категории: человек как организм и человек как личность. Социально-биологическое содержание человека позволяет соединить природное и общественное. Это содержание зависит от временных параметров и этапов развития общества.

Биофизиологические признаки - это пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции, природные свойства нервной системы и т. д.

Биологическая природа человека - необходимое условие индивидуальности личности, определяющее ее самобытность и неповторимость. Известно, что некоторые существенные психологические характеристики людей имеют генетический (наследственный) характер. От генетически обусловленных свойств и особенностей, психофизиологических возможностей индивида зависит во многом и то,что он берет из окружающей среды, конкретных условий жизни и воспитания и других обстоятельств, с которыми ему приходится сталкиваться на жизненном пути. Важное значение, в выстраивании жизненной линии индивида имеет также генетически обусловленная степень активного сопротивления негативным явлением окружающей среды.

Подсистемы человека, оказываются настолько органически соединены, что биологическое не выступает в чистом виде, оно испытывает прямые и обратные социальные воздействия, преобразуется под их влиянием.

Социально-демографическая подсистема включает такие характеристики, как пол, возраст, образование, социальное происхождение и положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности, принадлежность к городскому или сельскому населению и т. п.

Возрастная характеристика преступников позволяет судить о степени интенсивности проявления криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. В частности, преступления, совершаемые молодыми людьми, чаще носят агрессивный, импульсивный характер, для лиц же старшего возраста, напротив, характерно более обдуманное совершение преступлений.

Образовательный и интеллектуальный уровни во многом определяют характер преступления. Это и понятно, поскольку данные качества в значительной мере влияют на круг интересов и потребностей, направленность общения и досуга, и в конечном счете на образ поведения лица. Важное криминологическое значение имеют данные о социальном положении, роде занятий и профессиональной принадлежности (рабочий, служащий, колхозник, кооператор, носитель индивидуально-трудовой деятельности, учащийся, пенсионер, лицо, не занятое общественно полезным трудом и др.).

Наиболее криминогенной социальной группой являются лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.

При изучении личности преступника и характера совершенного им преступления должны учитываться данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности и месте жительства.

Нравственные и психологические признаки, мировоззренческая ориентация личности позволяют глубже познать ее внутреннее содержание, взгляды, убеждения, ценностные предпочтения, жизненные стремления и ожидания.

Мировоззренческая позиция не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, но сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.

С этой точки зрения при изучении личности преступника особое значение имеют следующие два момента. Во-первых, установившиеся отношения к различным социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности (к трудовым обязанностям, собственности, семье, детям, окружающим и т. д.). Во-вторых, уровень, характер и социальная значимость потребностей и притязаний (социально полезные и оправданные или социально вредные, неоправданные) и избираемых способов их удовлетворения (правомерные, неправомерные, общественно опасные).

Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.

К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т. д.

Эмоциональные свойства включают такие признаки, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т. д.

Подволевыми свойствами обычно имеют в виду способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкость, твердость характера, настойчивость и др.

Для характеристики личности преступника представляют существенное значение его социальные роли и социальные статусы.

Подсоциальной ролью принято понимать реальные социальные функции конкретного лица, обусловленные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к определенной социальной группе.

Социальная роль связана с определеннымсоциальным статусом человека, его обязанностями и правами. В соответствии с этим статусом от каждого человека ожидается определенный образ поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызвать конфликт между личностью и обществом либо ее окружением.

Наиболее важными в понимании специфики личности преступника являются уголовно-правовые и криминологические характеристики. Именно они отражают степень социальной деформации личности, ее особые свойства, позволяющие обозначить наиболее существенные признаки лиц, совершивших преступления.

Каждый из указанных признаков образует своеобразный слой в многообразии криминогенных свойств личности преступника и их оттенков. Все это реально отражает необходимость криминологической типологизации таких лиц.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.