Сроки криминологического прогнозирования
Криминологическое прогнозирование в зависимости от охватываемых временных этапов может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.
Целькраткосрочного прогнозирования, заключается прежде всего в том, чтобы научно предсказать тенденции, закономерности, а также конкретные варианты изменения преступности в ближайшем будущем по детализированным показателям. На этой основе разрабатываются краткосрочные прогнозы, определяющие направленность работы по предупреждению преступности.
В практической деятельности все большее применение находят сверхкраткосрочные прогнозы, охватывающие весьма небольшие отрезки времени (сутки, неделя, месяц и квартал). Они получили название "оперативные прогнозы". Такой прогноз очень удобен в работе городских и районных органов внутренних дел, особенно в связи с проведением массовых мероприятий (например, митингов, спортивных мероприятий и т. п.).
Среднесрочное прогнозирование включает период от 6 до 10 лет. В отличие от краткосрочных прогнозов оно направлено не только на более отдаленную перспективу, но и определяет стратегию борьбы с преступностью.
Долгосрочное прогнозирование рассчитано на срок свыше 10 лет и базируется на анализе закономерностей развития общества в целом, связи уровня и структуры преступности с уровнем социально-экономического и культурного развития общества.
Криминологическое планирование борьбы с преступностью
При разработке мер борьбы с преступностью необходимо обеспечить наличие ряда условий их эффективности. К таким условиям относятся: 1) обоснование проблемы; 2) обоснование наличных возможностей ее разрешения; 3) познание проблемного явления как предполагаемого объекта рассматриваемой деятельности; 4) разработка способов воздействия на это явление; 5) определение предполагаемых (ожидаемых) результатов такого воздействия.
Обоснование проблем борьбы с преступностью включает в себя обозначение: 1) причин и условий преступности; 2) неблагоприятных для общества последствий существования и развития этого явления; 3) причин недостаточной эффективности до сих пор применявшихся мер борьбы с преступностью; 4) возможностей улучшения деятельности субъектов борьбы с преступностью.
Процесс установления перечисленных весьма значимых факторов требует научного подхода с привлечением высококвалифицированных специалистов, способных выполнять заказы на проведение криминологических экспертиз. Их комплексное заключение позволит в последующем сориентироваться на цели, задачи, направления, объекты, оптимальные затраты по организации борьбы с преступностью.
От наличия возможностей разрешения проблемы борьбы с преступностью зависят результаты воздействия на нее. Обозначение таких возможностей включает перечень: субъектов данной деятельности; их функций (основных и специфических относительно мер борьбы с преступностью); финансовых и других источников обеспечения этой деятельности; составляющих механизма реализации предполагаемых мер борьбы с преступностью.
Без учета наличных возможностей намечаемые мероприятия оказываются оторванными от реальности, превращаются в неосуществимые пожелания.
Познание проблемного явления необходимо для: установления направленности криминологического воздействия; конкретизации объектов такого воздействия; установления восприимчивости этих объектов; предвидения их возможных изменений; определения качества и количества необходимых затрат, обеспечивающих достижение намечаемых результатов; определения способов воздействия на преступность.
Подобное познание включает: собирание сведений о преступности (криминологической информации), с соблюдением требований своевременности, полноты и достоверности информации; обработку полученных сведений (обобщение, систематизация); анализ информации (выводы, характеризующие преступность по необходимым показателям); предположения, характеризующие развитие преступности в будущем в конкретных временных пределах (прогноз); предвидение реагирования преступности на меры борьбы с нею (результативности криминологического воздействия на преступность).
Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступностью обеспечивают криминологические планы. Планирование предупреждения преступности означает деятельность органов государственной власти по разработке и внедрению комплекса мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейтрализующих возможность поведения людей, отклоняющегося от норм уголовного законодательства.
Современный план борьбы с преступностью представляет собой управленческий документ, который должен содержать следующее:
1. Обоснование проблемы, включающее: описание ее наличности; обозначение ее угрозы для общества; объяснения неотложности разрешения проблемы; разъяснение населению неизбежности определенных затрат на ее разрешение.
2. Сведения о преступности (или ее части): криминологическая информация и источники ее получения; анализ показателей преступности (выводы о ее неблагоприятном для общества развитии).
3. Предвидение ее развития в будущем (прогноз): в случае отсутствия криминологического воздействия на нее; по результатам осуществления намечаемых мероприятии.
4. Перечень мероприятий: необходимых для заметного сокращения преступности; намечаемых с учетом имеющихся возможностей.
5. Сроки реализации: всего плана в целом; отдельных мероприятий.
6. Перечень исполнителей, ответственных за реализацию: всего плана; конкретных мероприятий.
7. Механизм реализации плана, включающий: ресурсное обеспечение, в том числе источники финансирования всего плана в целом и каждого мероприятия в отдельности; последствия неисполнения мероприятий для субъектов, ответственных за их выполнение; порядок обеспечения взаимодействия исполнителей и координации их усилий; резервные силы и средства для реагирования на неожиданные изменения преступности (маневренный фонд).
8. Обозначение ожидаемых результатов реализации планируемых мероприятий.
Необходимо учитывать зависимость эффективности планирования от качества прогнозирования: чем точнее прогноз, тем больше возможностей для оптимизации планируемых мероприятий.
Помимо планирования мер борьбы с преступностью, разработка способов воздействия на нее должна учитывать апробационные действия, предшествующие составлению плана. Оптимизация таких способов обеспечивается путем составления модели комплексной программы действий и проведения эксперимента по проверке результативности способов криминологического воздействия. Подобным образом разрешаются такие вопросы, как: разделение пригодных и непригодных мероприятий; определение их иерархии (более и менее значимых направлений, приоритетных и вспомогательных мероприятий); последовательность реализации мероприятий (первоочередные и последующие).
Оптимизация плана в целом предполагает определение:
1) сроков реализации плана: краткосрочный (1-3 года); среднесрочный (5 лет); долгосрочный (10 - 15 лет);
2) привязанных к плану и выбранных с учетом сроков: видов и методов прогнозирования;
3) предполагаемых (с учетом имеющихся возможностей) затрат;
4) способов воздействия на конкретные проявления преступности с научным обоснованием их выбора в зависимости от: масштабности планирования (федеральное, региональное, районное или на конкретном объекте); по направленности планирования (территориальное, межотраслевое или отраслевое); по объекту воздействия (на преступность в целом, на отдельный вид или группу преступлений либо на определенную категорию совершающих преступления лиц); по составу и роли исполнителей (комплексно-территориальное, межведомственное, ведомственное или функционально-ведомственное);
5) ожидаемых результатов использования тех или иных способов для обоснования предпочтительности выбранного варианта. Перечисленные условия эффективности борьбы с преступностью одновременно являются и основами планирования такой деятельности. Этот перечень не исчерпывающий, а минимально необходимый для обеспечения реализации задач борьбы с преступностью при разработке мероприятий правоохранительных органов в этом направлении.
Региональные программы по борьбе с преступностью содержат комплекс мер, направленных на эффективную реализацию в пределах территории региона единых для всей страны организационно-правовых норм и предписаний, а также нацеливают на максимальное использование местных потенциальных возможностей для предупреждения преступлений. Кроме того, данные программы учитывают местную специфику тенденций преступности и ориентируют на нее правоохранительные органы и другие субъекты профилактики.
В эти программы необходимо также включать подробный анализ состояния преступности и тенденций ее последующего развития не только по различным видам преступлений, но и по районам региона. Это позволит осуществить качественный прогноз, необходимый для упреждения тенденций преступности на наиболее опасных и вероятных направлениях. Сроки осуществления мероприятий должны быть точными и сжатыми.
Региональная программа позволяет практическим работникам правоохранительных органов эффективно использовать в каждом районе следующие положительные стороны для предупреждения преступлений:
1) анализировать оперативную обстановку на основе подробных сведений о состоянии преступности в районе, соседних районах и в целом по региону;
2) использовать рекомендуемые методы обнаружения и упреждения определенных проявлений в тенденциях преступности с учетом местной специфики;
3) рассматривать себя в качестве конкретных субъектов осуществления предупредительных программных мероприятий;
4) осуществлять взаимодействие с другими субъектами предупредительной деятельности, обеспечивая при этом координацию совместных мероприятий;
5) использовать выделенные средства в пропорциях относительно соответствующих программных мероприятий.
Несмотря на наличие значительного количества нормативных актов, регламентирующих планирование и организацию профилактической деятельности, имеются и недостатки, снижающие эффективность планируемых мероприятий и затрудняющие процесс их реализации, а именно:
1) общая сумма средств не распределена не только по отдельным мероприятиям, но такое разделение не коснулось даже отдельных частей нормативных документов;
2) по-прежнему не предусмотрена ответственность за ненадлежащее выполнение профилактических мероприятий, начиная с Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью.
Высокая нагрузка на правоохранительные органы вынуждает их идти по пути борьбы с уже совершенными преступлениями, т. е. с последствиями преступности, а не с причинами, ее порождающими. Не обеспечена заинтересованность субъектов криминологической профилактики и должностных лиц в предотвращении, недопущении преступлений.
Таким образом, механизм реализации планируемых мероприятий, которые и так зачастую далеки от совершенства, отсутствует, что порождает порочный круг декларативности разноуровневых планов и программ борьбы с преступностью. Отсутствие надлежащей общегосударственной правовой базы предупреждения преступности, а также вышеперечисленные недостатки практики планирования борьбы с нею могут привести к ослаблению контроля государства над преступностью как в стране в целом, так и в отдельных регионах.
Трудности, с которыми приходится сталкиваться ученым и практическим работникам при планировании борьбы с преступностью, вынуждают прибегать в основном к содержательному, т. е. качественному анализу преступности, выделяя при этом наиболее значимые, решающие факторы ее развития.
Анализ преступности в том или ином регионе (районе, городе, области и т. п.), профессиональный опыт и наблюдение за развитием социальной действительности позволяют выявить и в определенной мере оценить наиболее существенные конкретные факторы, оказывающие влияние на структуру и динамику, а также на характер и все виды преступности и тем самым значительно повысить степень вероятности прогноза.
В отличие от прогноза план имеет значительно большую степень точности показателей и предусматривает именно конкретный перечень мероприятий, которые должны привести к реализации целей, вытекающих из прогноза.
Используя методы экстраполяции, экспертных оценок и математических моделей, работники органов внутренних дел Санкт-Петербурга изучают внутригодовые колебания преступности (так называемой «сезонной волны»), которые имеют достаточно устойчивые закономерности. Это позволяет разработать специальный криминологический календарь на весь год, отражающий, какие периоды года являются наиболее криминогенными и какие виды преступлений и объекты преступных посягательств вызывают особое внимание. На основе такого прогноза преступности разрабатываются варианты рационального использования сил и средств в наиболее криминально пораженные периоды, а также в наиболее криминально пораженных зонах.
В связи с недавним созданием штабов в органах внутренних дел и введением компьютерных систем в их деятельность появляются возможности использовать указанные методы и на районном уровне.
В целях дальнейшего совершенствования регионального планирования мер борьбы с преступностью целесообразно разработать порядок внедрения прогнозирования и программирования таких мер в деятельность правоохранительных органов на районном уровне. Структура районных программ должна содержать меры, ориентированные на:
1) отдельные виды преступлений, распространенные в данном районе;
2) выявление лиц, совершающих эти преступления и склонных к их совершению;
3) отдельные территориальные единицы и объекты наиболее криминально пораженные.
Районные программы должны также содержать четкое обозначение особенностей данной местности, каким-либо образом влияющих на тенденции преступности в районе. Кроме того, в них необходимо предусмотреть обеспечение порядка постоянного сбора и анализа информации о состоянии преступности в целях быстрого реагирования на неспрогнозированные и незапрограммированные тенденции.
Такая информация подвергается обобщению, систематизации, оценке и уже сейчас используется в центральных ведомствах для прогнозирования преступности и программирования борьбы с нею сверху донизу. Однако детальной регламентации процесса прогнозирования и программирования на районном уровне пока нет. Но первые шаги на местах к этому уже делаются, особенно что касается преступности несовершеннолетних и рецидивной преступности, хотя по большей части существенных показателей преступности (особенно качественных) этого сейчас не делается.
Большая роль в указанной деятельности принадлежит штабу ОВД. Штаб - мозговой центр, его содержание должно быть заполнено соответствующими кадрами. Пока еще множество несвойственных функций, которыми наделены штабы, позволяет использовать в его составе и недостаточно компетентных работников. Собирание и обобщение статистических данных, руководство дежурными частями и т. п. функции не требуют продолжительной и сложной специфической подготовки. А вот функции планирования, прогнозирования, контроля за исполнением планируемых решений следует возлагать на наиболее опытных и высококвалифицированных работников.
По мере совершенствования штабной деятельности постепенно будут предъявляться и более высокие требования к сотрудникам, направляемым на эту ответственную работу. В их руках - стратегия предупреждения преступности в районе. Планирование может быть верным, гарантирующим эффективное воздействие на преступность лишь в том случае, если оно научно обосновано. И районное звено в этом смысле не должно быть исключением.
Программа деятельности территориальных ОВД по предупреждению преступлений должна быть согласована с планами аналогичных мероприятий других правоохранительных органов на местах. Для этого должны использоваться координационные совещания прокуратуры, которая в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре РФ» осуществляет координацию деятельности местных правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Важным моментом в разработке и реализации программ профилактики преступлений является поддержка общественного мнения региона. Для этого необходимо с помощью местных СМИ изучать предложения граждан по вопросам безопасности и укрепления правопорядка и учитывать их при разработке программных мероприятий, особенно в стадии реализации. При этом пресса должна объективно отражать как саму деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, так и общественное мнение об этой деятельности. Поддержка средствами массовой информации профилактической деятельности является существенным фактором ее эффективности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|