Сделай Сам Свою Работу на 5

Сроки криминологического прогнозирования





Криминологическое прогнозирование в зависимости от охватываемых временных этапов может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.

Целькраткосрочного прогнозирования, заключается прежде всего в том, чтобы научно предсказать тенденции, закономерности, а также конкретные варианты изменения преступности в ближайшем будущем по детализированным показателям. На этой основе разрабатываются краткосрочные прогнозы, определяющие направленность работы по предупреждению преступности.

В практической деятельности все большее применение находят сверхкраткосрочные прогнозы, охватывающие весьма небольшие отрезки времени (сутки, неделя, месяц и квартал). Они получили название "оперативные прогнозы". Такой прогноз очень удобен в работе городских и районных органов внутренних дел, особенно в связи с проведением массовых мероприятий (например, митингов, спортивных мероприятий и т. п.).

Среднесрочное прогнозирование включает период от 6 до 10 лет. В отличие от краткосрочных прогнозов оно направлено не только на более отдаленную перспективу, но и определяет стратегию борьбы с преступностью.



Долгосрочное прогнозирование рассчитано на срок свыше 10 лет и базируется на анализе закономерностей развития общества в целом, связи уровня и структуры преступности с уровнем социально-экономического и культурного развития общества.

Криминологическое планирование борьбы с преступностью

При разработке мер борьбы с преступностью необходимо обеспечить наличие ряда условий их эффективнос­ти. К таким условиям относятся: 1) обоснование проблемы; 2) обо­снование наличных возможностей ее разрешения; 3) познание проблемного явления как предполагаемого объекта рассматри­ваемой деятельности; 4) разработка способов воздействия на это явление; 5) определение предполагаемых (ожидаемых) резуль­татов такого воздействия.

Обоснование проблем борьбы с преступностью включает в себя обозначение: 1) причин и условий преступности; 2) неблагопри­ятных для общества последствий существования и развития этого явления; 3) причин недостаточной эффективности до сих пор при­менявшихся мер борьбы с преступностью; 4) возможностей улуч­шения деятельности субъектов борьбы с преступностью.



Процесс установления перечисленных весьма значимых фак­торов требует научного подхода с привлечением высококвали­фицированных специалистов, способных выполнять заказы на проведение криминологических экспертиз. Их комплексное зак­лючение позволит в последующем сориентироваться на цели, задачи, направления, объекты, оптимальные затраты по организа­ции борьбы с преступностью.

От наличия возможностей разрешения проблемы борьбы с пре­ступностью зависят результаты воздействия на нее. Обозначение таких возможностей включает перечень: субъектов данной дея­тельности; их функций (основных и специфических относитель­но мер борьбы с преступностью); финансовых и других источни­ков обеспечения этой деятельности; составляющих механизма ре­ализации предполагаемых мер борьбы с преступностью.

Без учета наличных возможностей намечаемые мероприятия оказываются оторванными от реальности, превращаются в нео­существимые пожелания.

Познание проблемного явления необходимо для: установле­ния направленности криминологического воздействия; конкре­тизации объектов такого воздействия; установления восприим­чивости этих объектов; предвидения их возможных изменений; определения качества и количества необходимых затрат, обеспе­чивающих достижение намечаемых результатов; определения спо­собов воздействия на преступность.

Подобное познание включает: собирание сведений о преступно­сти (криминологической информации), с соблюдением требований своевременности, полноты и достоверности информации; обработку полученных сведений (обобщение, систематизация); анализ инфор­мации (выводы, характеризующие преступность по необходимым показателям); предположения, характеризующие развитие преступ­ности в будущем в конкретных временных пределах (прогноз); пред­видение реагирования преступности на меры борьбы с нею (резуль­тативности криминологического воздействия на преступность).



Наибольшую результативность в сфере борьбы с преступно­стью обеспечивают криминологические планы. Планирование предупреждения преступности означает деятельность органов го­сударственной власти по разработке и внедрению комплекса мероприятий, направленных на создание и развитие позитивных объективных и субъективных условий, исключающих или нейт­рализующих возможность поведения людей, отклоняющегося от норм уголовного законодательства.

Современный план борьбы с преступностью представляет со­бой управленческий документ, который должен содержать сле­дующее:

1. Обоснование проблемы, включающее: описание ее на­личности; обозначение ее угрозы для общества; объяснения неотложности разрешения проблемы; разъяснение населению неизбежности определенных затрат на ее разрешение.

2. Сведения о преступности (или ее части): криминологи­ческая информация и источники ее получения; анализ пока­зателей преступности (выводы о ее неблагоприятном для об­щества развитии).

3. Предвидение ее развития в будущем (прогноз): в случае отсутствия криминологического воздействия на нее; по ре­зультатам осуществления намечаемых мероприятии.

4. Перечень мероприятий: необходимых для заметного со­кращения преступности; намечаемых с учетом имеющихся возможностей.

5. Сроки реализации: всего плана в целом; отдельных ме­роприятий.

6. Перечень исполнителей, ответственных за реализацию: всего плана; конкретных мероприятий.

7. Механизм реализации плана, включающий: ресурсное обеспечение, в том числе источники финансирования всего плана в целом и каждого мероприятия в отдельности; по­следствия неисполнения мероприятий для субъектов, ответ­ственных за их выполнение; порядок обеспечения взаимо­действия исполнителей и координации их усилий; резерв­ные силы и средства для реагирования на неожиданные из­менения преступности (маневренный фонд).

8. Обозначение ожидаемых результатов реализации плани­руемых мероприятий.

Необходимо учитывать зависимость эффективности планиро­вания от качества прогнозирования: чем точнее прогноз, тем больше возможностей для оптимизации планируемых мероприятий.

Помимо планирования мер борьбы с преступностью, разра­ботка способов воздействия на нее должна учитывать апробационные действия, предшествующие составлению плана. Оптими­зация таких способов обеспечивается путем составления модели комплексной программы действий и проведения эксперимента по проверке результативности способов криминологического воздействия. Подобным образом разрешаются такие вопросы, как: разделение пригодных и непригодных мероприятий; определе­ние их иерархии (более и менее значимых направлений, приори­тетных и вспомогательных мероприятий); последовательность реализации мероприятий (первоочередные и последующие).

Оптимизация плана в целом предполагает определение:

1) сроков реализации плана: краткосрочный (1-3 года); сред­несрочный (5 лет); долгосрочный (10 - 15 лет);

2) привязанных к плану и выбранных с учетом сроков: видов и методов прогнозирования;

3) предполагаемых (с учетом имеющихся возможностей) затрат;

4) способов воздействия на конкретные проявления преступ­ности с научным обоснованием их выбора в зависимости от: масштабности планирования (федеральное, региональное, рай­онное или на конкретном объекте); по направленности пла­нирования (территориальное, межотраслевое или отраслевое); по объекту воздействия (на преступность в целом, на отдель­ный вид или группу преступлений либо на определенную категорию совершающих преступления лиц); по составу и роли исполнителей (комплексно-территориальное, межведом­ственное, ведомственное или функционально-ведомственное);

5) ожидаемых результатов использования тех или иных способов для обоснования предпочтительности выбранного варианта. Перечисленные условия эффективности борьбы с преступ­ностью одновременно являются и основами планирования та­кой деятельности. Этот перечень не исчерпывающий, а мини­мально необходимый для обеспечения реализации задач борьбы с преступностью при разработке мероприятий правоохранитель­ных органов в этом направлении.

Региональные программы по борьбе с преступностью содержат комплекс мер, направленных на эффективную реализацию в преде­лах территории региона единых для всей страны организационно-правовых норм и предписаний, а также нацеливают на максимальное использование местных потенциальных возможностей для предуп­реждения преступлений. Кроме того, данные программы учитывают местную специфику тенденций преступности и ориентируют на нее правоохранительные органы и другие субъекты профилактики.

В эти программы необходимо также включать подробный ана­лиз состояния преступности и тенденций ее последующего раз­вития не только по различным видам преступлений, но и по рай­онам региона. Это позволит осуществить качественный прогноз, необходимый для упреждения тенденций преступности на наи­более опасных и вероятных направлениях. Сроки осуществления мероприятий должны быть точными и сжатыми.

Региональная программа позволяет практическим работни­кам правоохранительных органов эффективно использовать в каждом районе следующие положительные стороны для предуп­реждения преступлений:

1) анализировать оперативную обстановку на основе подроб­ных сведений о состоянии преступности в районе, соседних районах и в целом по региону;

2) использовать рекомендуемые методы обнаружения и упреж­дения определенных проявлений в тенденциях преступности с учетом местной специфики;

3) рассматривать себя в качестве конкретных субъектов осуще­ствления предупредительных программных мероприятий;

4) осуществлять взаимодействие с другими субъектами предуп­редительной деятельности, обеспечивая при этом координа­цию совместных мероприятий;

5) использовать выделенные средства в пропорциях относи­тельно соответствующих программных мероприятий.

Несмотря на наличие значительного количества нормативных актов, регламентирующих планирование и организацию профи­лактической деятельности, имеются и недостатки, снижающие эффективность планируемых мероприятий и затрудняющие про­цесс их реализации, а именно:

1) общая сумма средств не распределена не только по отдельным мероприятиям, но такое разделение не коснулось даже отдельных частей нормативных документов;

2) по-прежнему не предусмотрена ответственность за ненадле­жащее выполнение профилактических мероприятий, начиная с Федеральной целевой программы по усилению борьбы с пре­ступностью.

Высокая нагрузка на правоохранительные органы вынуждает их идти по пути борьбы с уже совершенными преступлениями, т. е. с последствиями преступности, а не с причинами, ее порожда­ющими. Не обеспечена заинтересованность субъектов кримино­логической профилактики и должностных лиц в предотвраще­нии, недопущении преступлений.

Таким образом, механизм реализации планируемых мероприя­тий, которые и так зачастую далеки от совершенства, отсутствует, что порождает порочный круг декларативности разноуровневых планов и программ борьбы с преступностью. Отсутствие надлежащей обще­государственной правовой базы предупреждения преступности, а также вышеперечисленные недостатки практики планирования борь­бы с нею могут привести к ослаблению контроля государства над преступностью как в стране в целом, так и в отдельных регионах.

Трудности, с которыми приходится сталкиваться ученым и практическим работникам при планировании борьбы с преступ­ностью, вынуждают прибегать в основном к содержательному, т. е. качественному анализу преступности, выделяя при этом наи­более значимые, решающие факторы ее развития.

Анализ преступности в том или ином регионе (районе, горо­де, области и т. п.), профессиональный опыт и наблюдение за раз­витием социальной действительности позволяют выявить и в оп­ределенной мере оценить наиболее существенные конкретные факторы, оказывающие влияние на структуру и динамику, а так­же на характер и все виды преступности и тем самым значитель­но повысить степень вероятности прогноза.

В отличие от прогноза план имеет значительно большую степень точности показателей и предусматривает именно конк­ретный перечень мероприятий, которые должны привести к ре­ализации целей, вытекающих из прогноза.

Используя методы экстраполяции, экспертных оценок и ма­тематических моделей, работники органов внутренних дел Санкт-Петербурга изучают внутригодовые колебания преступности (так называемой «сезонной волны»), которые имеют достаточно ус­тойчивые закономерности. Это позволяет разработать специаль­ный криминологический календарь на весь год, отражающий, ка­кие периоды года являются наиболее криминогенными и какие виды преступлений и объекты преступных посягательств вызы­вают особое внимание. На основе такого прогноза преступности разрабатываются варианты рационального использования сил и средств в наиболее криминально пораженные периоды, а также в наиболее криминально пораженных зонах.

В связи с недавним созданием штабов в органах внутренних дел и введением компьютерных систем в их деятельность появляются воз­можности использовать указанные методы и на районном уровне.

В целях дальнейшего совершенствования регионального пла­нирования мер борьбы с преступностью целесообразно разрабо­тать порядок внедрения прогнозирования и программирования таких мер в деятельность правоохранительных органов на рай­онном уровне. Структура районных программ должна содержать меры, ориентированные на:

1) отдельные виды преступлений, распространенные в данном районе;

2) выявление лиц, совершающих эти преступления и склонных к их совершению;

3) отдельные территориальные единицы и объекты наиболее криминально пораженные.

Районные программы должны также содержать четкое обо­значение особенностей данной местности, каким-либо образом влияющих на тенденции преступности в районе. Кроме того, в них необходимо предусмотреть обеспечение порядка постоян­ного сбора и анализа информации о состоянии преступности в целях быстрого реагирования на неспрогнозированные и незап­рограммированные тенденции.

Такая информация подвергается обобщению, систематизации, оценке и уже сейчас используется в центральных ведомствах для прогнозирования преступности и программирования борьбы с нею сверху донизу. Однако детальной регламентации процесса про­гнозирования и программирования на районном уровне пока нет. Но первые шаги на местах к этому уже делаются, особенно что касается преступности несовершеннолетних и рецидивной пре­ступности, хотя по большей части существенных показателей пре­ступности (особенно качественных) этого сейчас не делается.

Большая роль в указанной деятельности принадлежит штабу ОВД. Штаб - мозговой центр, его содержание должно быть заполнено соответствующими кадрами. Пока еще множество несвойственных функций, которыми наделены штабы, позволяет использовать в его составе и недостаточно компетентных работников. Собирание и обоб­щение статистических данных, руководство дежурными частями и т. п. функции не требуют продолжительной и сложной специфической подготовки. А вот функции планирования, прогнозирования, контро­ля за исполнением планируемых решений следует возлагать на наи­более опытных и высококвалифицированных работников.

По мере совершенствования штабной деятельности постепенно будут предъявляться и более высокие требования к сотрудникам, направляемым на эту ответственную работу. В их руках - страте­гия предупреждения преступности в районе. Планирование может быть верным, гарантирующим эффективное воздействие на пре­ступность лишь в том случае, если оно научно обосновано. И рай­онное звено в этом смысле не должно быть исключением.

Программа деятельности территориальных ОВД по предупреж­дению преступлений должна быть согласована с планами аналогич­ных мероприятий других правоохранительных органов на местах. Для этого должны использоваться координационные совещания проку­ратуры, которая в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О про­куратуре РФ» осуществляет координацию деятельности местных пра­воохранительных органов по борьбе с преступностью.

Важным моментом в разработке и реализации программ про­филактики преступлений является поддержка общественного мнения региона. Для этого необходимо с помощью местных СМИ изучать предложения граждан по вопросам безопасности и ук­репления правопорядка и учитывать их при разработке программ­ных мероприятий, особенно в стадии реализации. При этом пресса должна объективно отражать как саму деятельность правоохра­нительных органов по борьбе с преступностью, так и обществен­ное мнение об этой деятельности. Поддержка средствами массо­вой информации профилактической деятельности является су­щественным фактором ее эффективности.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.