Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие по теме № 5. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА





 

Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данной темы. Выработать умения у слушателей построения структур личностей преступников, а также отнесение, их к тем или иным типам пре­ступников. Определение роли потерпевшего при совершении пре­ступления (виктимология).

Место проведения: учебная аудитория

Материально-техническое обеспечение: схемы, сборник учебно-методических материалов и альбом схем по «Криминологии», учебники, конспекты студентов, графопоектор, кодозаставки, классная доска.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1. Преступник и личность преступника

2. Структура личности преступника

3. Классификация преступников.

4. Личность преступника как социальный тип.

5. Понятие виктимологии как науки.

6. Характеристика потерпевших от преступлений

методические указания

При рассмотрении вопросов лекции необходимо иметь представление и чётко различать понятия "человек", "личность" и "индивид".

По своему объёму эти понятия тождественны. Но по содержанию понятие "человек" шире понятия "личность", поскольку "человек" - явление био­социальное, а "личность" - это общественная сторона человека. Понятие "индивид" характеризует единичность и неповторимость свойств конкретного человека, конкретной личности. Обычно в понятие «личность» вкладывают 3 компонента: I) социальный статус, 2) социальные роли, 3) нравственно-психологическая характеристика. Здесь нас в большей степени интересует преступник, как личность, поэтому чаще и употребляется именно этот термин.



Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологическое находится в подчинённом отношении к социальному. Так, во всяком случае, считают большинство криминологов.

Необходимо знать понятие личности преступника которое может трактоваться по разному, но сущность сводится к совокупности социально-демографических, социально-психологических, нравственных и других свойств, признаков, связей, отношений, хара­ктеризующих лицо, совершившее преступление, влияющих на его престу­пное поведение. (Схема № 8.)



С криминологической позиции "личность преступника" начинается с момента совершения им преступления и заканчивается с момента отбытия наказания. Необходимо чётко представлять цели изучения личности преступника в криминологическом аспекте.

Криминология усматривает отличительные черты личности преступника от не преступника, эти черты также следует курсантам знать.

Для практики предупреждения преступлений большое значение имеет перспективная характеристика личности преступника, на основе которой можно сделать прогноз о возможности совершения данным лицом преступления. При этой характеристике даётся оценка со­отношения между негативной и позитивной направленностью личности преступника.

Криминогенность личности можно рассматривать не только как результат, но ещё и как процесс её становления. Начало этого, процесса может быть заложено задолго до совершения преступления, завершение его далеко не всегда совпадает с окончанием преступления Личность преступника может быть представлена в совокупности стадий генезиса её криминогенности. Эти предполагаемые стадии курсанты должны знать. Но здесь следует иметь ввиду, что генезис преступника имеет некоторые особенности в случаях, когда преступник обладает физическими или психологическими отклонениями, которые оказывая влияние на поведение человека, облегчают, в иногда стимулируют сове­ршение преступлений.

Некоторые учёные считают, что у преступников есть всегда определённые отклонения. Например, отличительные физические аномалии, высокорослость, широкоплечесть, низкорослость, врождённые свойства нервной системы и так далее, влияют на предрасположенность совершения тех или иных преступлений. К психическим аномалиям, которые чаще всего исследуются криминологами относятся: психопатия, алкоголизм, наркомания, олигофрения, травмы нервной системы, шизофрения, эпилепсия. Тут важно отметить, что психоаномалии существенно влияют и затру­дняют усвоение социальных норм, регулирующих поведение. Такие люди, как правило, в большей мере отчуждены от общества, от малых соци­альных групп. Их социально-полезные связи узки, сужен кругсемейных,досуговых и деловых отношений, а иногда и вовсе отсутствует. Как сочетание психических аномалий с ненадлежащим воспитанием, без необходимых коррекционных социально-психслогических мероприятий существенно влияют на криминализацию личности.



Говоря о структуре личности преступника, сле­дует знать, что она складывается из её подструктур /признаков/: биофизических, социально-демографических, психологических, нравственных, социально-ролевых, уголовно-правовых и криминологических.

Говоря о типологии личности преступника, следует отметить что в основу построения модели типологии личности преступника положен характер её антисоциальной направленности, отражающий особен­ности сферы мотивации преступных действий. Мотив является главным в механизме не только преступного, но и любого другого поведения или поступка человека. Большинство мотивов, определяющих поведение человека, зависят от его нравственных черт. В мотиве как бы конкретизируются потребности, которые дополняются и обогощаются другими психологическими свойствами и чертами личности (интересы, стремления, влечения, жизненные ориентиры).

Главными типологическими признаками социальной направленности личности являются:

1) Негативно-пренебрежительное отношение к личности человека и её важнейшим благам.

2) Корыстные и частнособственнические взгляды.

3) Индивидуалистически-анархическое отношение к различным общепри­нятым ценностям и социальным установкам.

4) Легкомысленное - безответственное отношение к своим обязанностям и охраняемым законом социальным ценностям.

Необходимо не только знать данные типологические признаки, но и уметь их толковать с приведением практических примеров.

По глубине, стойкости и интенсивности проявления антиобще­ственной направленности в криминологии принято выделять следующие типы преступников: случайный, ситуационный, неустойчивый, злостный и особо злостный.

Стоит отметить, что данная типология не может расцениваться как единственная и исчерпывающая. Возможны и другие подходы к изу­чению личности преступника.

Если говорить об отличии типологии преступников от их классификации, то здесь можно отметить, что типология обобщает совокупность типичных для всех или определённых групп социальных особенностей, а классификация подразделяет преступников на группы согласно еди­ничному, индивидуальному признаку. Поэтому классификация предшествует типологии. Классификация преступников может даваться по социально-демографическим признакам, по признакам социального положения и рода занятий, по признакам места жительства и длительности прожи­вания, по интенсивности и характеру преступной деятельности. На основе предложенных классификаций составляются и статистические данные о лицах, выявленных в совершении преступлений.

Говоря о виктимологии, следует знать, что она представляет учение о жертве преступления. Предметом виктимологии является: жертва преступления; отношения, связывающие преступника и жертву; ситуации, предшествующие преступлению. Курсантам необходимо знать и уметь толковать предмет виктимологии. Рассказывая о виктимности потерпевших, курсанты должны уметь чётко выражать не только теоретические знания, но и своё мнение, свои взгляды при обсуждении практических ситуаций совершения отдельных преступлений и роли в них самих потерпевших.

Вопросы для самоконтроля:

1) Какими нормативными документами в обязанности органов дознания и следствия включена обязанность о сборе на подозреваемых и обвиняемых характеризующих данных?

2) С какой целью орган дознания или следствия изучает личность подозреваемого и обвиняемого?

3) В чём заключаются отличия между понятиями "человек", "личность" и "индивид"?

4) Назовите основные компоненты, входящие в понятие «личность»?

5) Что понимается под личностью человека?

6) Что понимается под личностью преступника?

7) Назовите цели изучения личности преступника криминологией.

8) Назовите основные отличительные черты личности преступника от не преступника.

9) Каким образом можно получить перспективную характеристику личности преступника?

10) Что из себя представляют стадии генезиса криминогенности лич­ности?

11) Что такое декриминализация личности преступника, когда и как она может наступить?

12) В чём могут заключаться физические и психологические отклонение личности преступника?

13) Как влияют на криминализацию личности преступника физические и психологические отклонения?

14) Что в большей степени влияет на криминализацию личности: социальная среда, биологические особенности или физические и психические аномалии и почему?

15) Какие признаки включает в себя структура личности преступника?

16) Что включают в себя биофизиологические признаки человека?

17) Что включают в себя социально-демографические признаки престу­пника?

18) Что представляет собой нравственная характеристика преступника?

19) Что представляет собой психологическая характеристика преступника?

20) Какие признаки включает в себя структура личности преступника?

21) Что включают в себя социально-демографические признаки человека?

22) Что понимается под нравственной характеристикой личности пре­ступника?

23) Что понимается под психологической характеристикой личности преступника?

24) Что относится к интеллектуальным, эмоциональным и волевым свойствам личности преступника?

25) Что понимается под социальной ролью личности?

26) Что представляют собой уголовно-правовые и криминологические характеристики личности преступника?

27) Что такое типология личности преступника?

28) Какие типы личностей преступников выделяет криминология в соответствии с признаками антисоциальной направленности личности?

29) Дайте типологию личностей преступников по глубине, стойкости и интенсивности проявления антиобщественной направленности?

30) Каким образом можно классифицировать личности преступников?

31) Что такое виктимология?

32) Что является предметом виктимологии?

33) Что понимают под виктимностью и виктимизацией?

34) Что из себя представляет виктимологическая классификация ситуаций?

35) Какие 3 вида поведения жертвы выделяет криминология?

36) Как классифицируются личностные качества жертв?

Практические задания.

Предлагается решить ряд заданий, в которых необходимо дать характеристику личности преступника, выделить признаки, относящиеся к криминологической характеристике лиц, совершивших преступления.

Задание 1. Дайте характеристику личности преступника. Дайте характеристику жертве преступления.

Артеев B.C. с 12-летнего возраста стал убегать из дома со своим другом. Находясь в бегах, они совершали кражи продуктов и вещей у граждан. Были поставлены на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, имели приводы в милицию. В 14 лет Артеев был привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 144 ч. 2 и осужден к трем годам лишения свободы. В воспитательно-трудовой колонии во время отбытия наказания Артеев познакомился с Нестеровым Б.А., с которым в первый же месяц после освобождения из ВТК совершили грабеж и вымогательство. Отбыв пять лет лишения свободы, назначенных по приговору за совершение ука­занных преступлений, Артеев устроился работать охранником в ком­мерческую фирму, принимал участие в криминальных «разборках» фирмы с другими подобными фирмами. Во время одной из таких «раз­борок» совершил умышленное убийство Васнева И.П.

Задание 2. Дайте характеристику личности преступника. Дайте характеристику жертве преступления.

Ануфриков А.П. (52 года, образование 7 классов, по специальности токарь, по месту работы характеризуется положительно, ранее не судим) умышленно причинил своей жене Понкратовой А.В. тяжкое телесное повреждение в состоянии, внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного тяжким оскорблением со стороны потерпевшей.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах. В сен­тябре 2004 года Ануфриков, находясь у себя в квартире, после совмест­ного распития спиртных напитков со своей женой Понкратовой, когда последняя стала предъявлять ему в грубой оскорбительной форме нео­боснованные претензии по поводу низкой заработной платы, при этом выражаясь грубой нецензурной бранью, оскорбляя его мужское и чело­веческое достоинство, не вступал в ссору и пытался оправдаться перед своей женой, убедить ее в том, что его вины в получении низкого заработка нет. Однако Понкратова продолжала скандалить, назвав Ануфрикова «ничтожеством, а не мужчиной». В ответ на это оскорб­ление Ануфриков, вскочив со стула, мгновенно выхватил из ящика стола кухонный нож и нанес потерпевшей удар в грудь, причинив тяжкие телесные повреждения.

В судебном заседании Ануфриков вину свою признал полностью и пояснил, что с женой проживает около 5 лет, отношения всегда были хорошими, ссоры случались, но незначительные. В день преступления жена приготовила обед, они выпили вдвоем бутылку вина, и жена стала ругать его по поводу получения низкой зарплаты, оскорбляла, выража­лась нецензурно. А после того, как она сказала, что содержит его на свою пенсию, на него что-то нашло, охватила ярость, он мгновенно схватил нож, нанес жене удар в грудь, а затем опомнился и испугался. Тут же хотел вызвать скорую помощь, но жена не разрешила и попросила позвать племянницу, что он и сделал. В содеянном раскаивается.

Задание 3. Дайте характеристику личности преступника. Дайте характеристику жертве преступления.

Краснова Н.И., мать троих малолетних детей, работница ателье по пошиву верхней женской одежды, после примерки увидела, что заказчица вышла из примерочной, оставив дамскую сум­ку. Воспользовавшись отсутствием заказчицы, Краснова похитила из сумки 300 тысяч рублей.

Краснова Н.И., 43 года, образование среднее-специальное, ранее не судима. По месту работы характеризуется положительно, пользуется уважением в коллективе. Факт совершения преступления объяснила своим тяжелым материальным положением, тем, что она воспитывает одна троих детей, денег совсем не хватает.

Задание 4. Дайте характеристику личности преступника.

Судимый три года назад за мошенничество Греков рабо­тал коммерческим директором негосударственной автотранспортной организации. Он систематически получал взятки с водителей за наибо­лее доходные рейсы по области. С помощью бухгалтера постоянно не­доплачивал водителям заработную плату, обращая разницу в свою пользу. Ежемесячно уклонялся от уплаты налогов, в декларации о доходах всегда указывал заниженный уровень прибыли.

Прибывшему по жалобе одного из уволенных водителей налоговому инспектору дал взятку в крупном размере.

Задание 5. Дайте характеристику личности преступника.

Ответственный работник Госкомимущества мэрии Мос­квы Потеев трижды в течение квартала оформил подложные документы на приватизацию, причинив муниципальной собственности ущерб в размере 28 млн. рублей. Работнику. ГУВД по борьбе с организованной преступностью дважды пытался дать взятку в крупном размере.

Задание 6. Дайте характеристику личности преступника.

Народный депутат Фаткуллин стал соучредителем ком­мерческого банка. Несмотря на официальное предостережение проку­ратуры о незаконности совмещения депутатских функций с коммерче­ской деятельностью, работу в банке продолжал и от обязанностей на­родного депутата не отказался. Чтобы заручиться поддержкой «сверху», установил дружеские отношения с представителем администрации Президента по области, водил его неоднократно в рестораны, а затем купил ему за большую сумму туристическую путевку за границу.

Задание 7.

Ознакомьтесь со статистической карточкой на лицо, совершившее преступление (форма № 2), и выделите предусмотренные в ней признаки, относящиеся к криминологической характеристике лиц, совершивших преступления. Классифицируйте эти признаки применительно к структуре личности субъектов, совершивших преступление, и их типологии.

Задание 8.

Ознакомьтесь со статистической карточкой о результатах расследования преступления (форма № 1.1), и выделите предусмотренные в ней признаки, относящиеся к криминологической характеристике лиц, совершивших преступления. Классифицируйте эти признаки применительно к структуре личности субъектов, совершивших преступление, и их типологии.

Задание 9.

Уголовная статистика свидетельствует об устойчивом значительном различии криминальной активности мужчин и женщин. Чем это можно объяснить?

По результатам обсуждения структуры, типологии личности преступника и роли потерпевших при совершении преступлений преподаватель подводит итоги практического занятия в выставлением оце­нок всем, принимающим участие в опросе и обсуждении.

Задание 10.

Дать характеристику личности преступника и характеристику жертвы преступления по представленному видеосюжету из цикла «Криминальная Россия».

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.