Детерминанты преступности
Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данной темы. А так же выработать умения в определении причин и условий отдельных видов преступности, ориентируясь в криминологической классификации причин и условий преступности, криминогенных ситуациях.
Место проведения: учебная аудитория
Материально-техническое обеспечение: схемы, сборник учебно-методических материалов и альбом схем по «Криминологии», учебники, конспекты студентов, графопоектор, классная доска.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Понятие причин и условий преступности.
2. Теории причин преступности.
3. Экономические отношения и преступность.
4. Социальные отношения и преступность.
5. Политические интересы и преступность.
6. Нравственное состояние общества и преступность.
7. Самодетерминация преступности.
методические указания
При рассмотрении темы необходимо чётко представлять, что под причинами и условиями преступности в криминологии понимают систему негативных для соответствующего общества социальных явлений, детерминирующих преступность как своё следствие. При этом, под детерминантами понимаются комплексы причин и условий, совместное действие которых вызывает следствия - преступность и преступление.
Определяя по отдельности причины и условия преступности можно сказать так: причины преступности - это такие социальные явления и процессы, которые порождают преступность, как своё закономерное следствие, а условия преступности - это такие явления и процессы, которые сами не порождают преступность, а лишь способствуют, облегчают действие причин преступности т.е. способствуют преступности. Фактически причина порождает преступление, а условие всегда этому способствует.
Основными задачами сотрудника ОВД являются не только задачи, связанные с выявлением, раскрытием преступлений, но и задачи выявления причин и условий, способствующих совершению конкретных преступлений, что закреплено в УПК РФ и других нормативных актах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов. Зная конкретные причины и условия конкретных преступлений, можно проводить профилактическую работу целенаправленно в целях недопущения подобных преступлений впредь.
При подготовке к занятию следует обратить внимание и на философское понятие причин и условий, в особенности на причинно-следственную связь, как одну из форм связей между явлениями и процессами, происходящими в обществе. Необходимо чётко себе представлять звено "причина - следствие" из бесконечно длинной цепи таких звеньев.
Следует себе чётко представлять, что представляют собой криминогенные факторы и антикриминогенные факторы, как социальные явления. Какова роль при этом фоновых явлений?
Говоря о причинах преступности, криминологи различают причины преступности в целом, причины видов преступлений и причины конкретных преступлений. Необходимо самостоятельно научиться их различать и строить «цепочки» между ними на основе причинно-следственных связей между явлениями и процессами.
Кроме социальных факторов, как причин преступности, существуют и психологические причины отдельного преступления, кроящиеся в стремлении лица, совершающего преступление тем самым удовлетворить свои потребности в ущерб интересам общества и других лиц. Различают следующие виды потребностей: жизненно-необходимые, социально-оправданные, престижные, извращённые.
Рассматривая причины и условия преступности и отдельных преступлений, следует знать и классификацию так называемых криминогенных ситуаций т.е. жизненных ситуаций, в которых оказывается человек и которые в связи с наличием у него негативных нравственных качеств, вызывают решимость совершить преступления. Классификацию криминогенных ситуаций обычно дают по объёму действия, по источнику возникновения, по значению для виновного.
На основе изученного материала, необходимо себе чётко представлять, что в криминологии существует несколько теорий причин преступности: 1) социальные, 2) психологические, 3) биологические. Хотя основная масса учёных криминологов России в большей степени придерживаются первой т.е. социальной теории - причины преступности социальны.
Говоря о классификации общих причин преступности, следует отметить, что криминологи могут давать различную их классификацию. В качестве классификационных критериев выбирают такие разделения, по которым можно сделать определённые теоретические и практические выводы. Также следует иметь ввиду, что разделение причин на самостоятельные группы по определённому признаку не означает полной обособленности этих причин. Как преступность представляет собой целостное явление, в котором группы преступлений взаимодействуют друг с другом, так и причины преступности, порождающие определённые виды преступлений не изолированы. Применительно к реальным процессам детерминирующим преступность и преступления, необходим комплексный анализ с использованием множественных подходов. Обычно классифицируют причины преступности по: I) происхождению, 2) глубине воздействия, 3) природе, 4) сферам социальной жизни, 5) уровню действия. (Схема № 7.) Необходимо самостоятельно разобраться с классификацией общих причин преступности по указанным пунктам, уметь их толковать основываясь на практических примерах.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Какими нормативными актами в обязанности сотрудников ОВД включена обязанность выявления причин и условий преступности и преступлений?
2. Что из себя представляет причинно-следственная связь, как одна из форм связей между явлениями?
3. Что называют детерминантами?
4. Что детерминирует преступность в обществе, как своё закономерное следствие?
5. Что понимают под причинами преступности?
6. Что понимают под условиями преступности?
7. Почему причины и условия преступности по происхождению и сущности считают социальными?
8. Что из себя представляют криминогенные факторы?
9. Что из себя представляют антикриминогенные факторы?
10. Что является фоновыми явлениями преступности?
11. Что является психологическими причинами преступности?
12. Дайте классификацию потребностей человека, в силу которых он может пойти на преступление, как причин преступности и преступлений?
13. Что такое криминогенная ситуация?
14. Дайте классификацию криминогенных ситуаций по объёму действия.
15. Дайте классификацию криминогенных ситуаций по источнику возникновения.
16. Дайте классификацию криминогенных ситуаций по значению для виновного.
17. Какие теории определения причин преступности существуют в криминологии?
18. Дайте классификацию причин преступности по происхождению.
19. Дайте классификацию причин преступности по глубине воздействия.
20. Дайте классификацию причин преступности по природе.
21. Дайте классификацию причин преступности по сферам социальной жизни.
22. Дайте классификацию причин преступности по уровню действия.
Практические задания.
Для окончательного закрепления изученного материала предлагается определить причины и условия преступления, используя данные уголовных дел.
Пример 1. Назовите причины и условия преступления
Бокшин А.А., проживая в зарегистрированном браке с Бокшиной Н.Р., систематически на почве ссор и других семейно-бытовых причин наносил Бокшиной побои и другие телесные повреждения, которые в силу их неоднократности причиняли потерпевшей значительные физические и психические страдания, а потому носили характер истязания.
Так, в октябре 2008 года около 23 часов Бокшин, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, на почве ревности стал избивать свою жену, нанес ей несколько ударов кулаком по лицу, спине, ноге, бил по другим частям тела, причинив потерпевшей легкие без кратковременного расстройства здоровья повреждения в виде кровоподтеков левой молочной железы, левого плеча, левого бедра, левой ягодицы.
В ноябре 2008 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения, Бокшин в результате ссоры с женой избил ее, сбил ее с ног на пол, несколько раз пнул ногой по различным частям тела, причинив потерпевшей побои и телесные повреждения в виде кровоподтеков на теле.
В феврале 2009 года вечером, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома, Бокшин на почве неприязненных отношений стал наносить удары кулаками по лицу, сбил с ног, а когда Бокшина упала на пол, стал пинать ее ногами по спине, рукам, груди, в результате чего потерпевшей была причинена закрытая черепно-мозговая травма с явлениями сотрясения мозга, кровоподтеки обеих глазнично-подчелюстных областей, межлопаточной области.
Допрошенный в судебном заседании подсудимый Бокшин суду пояснил, что брак с Бокшиной был зарегистрирован два года назад. Отношения вначале были хорошие, заработанные деньги он отдавал жене, спиртное употреблял только по праздникам. В дальнейшем отношения стали портиться, поскольку, как заявил подсудимый, он не был готов к семейной жизни, к рождению ребенка. Стесненные бытовые условия (проживание в однокомнатной квартире) не давали ему возможности отдохнуть после работы. В результате Бокшин подал в суд заявление о расторжении брака, но суд брак не расторгнул, а дал срок на примирение.
Некоторые данные о личности преступника: Бокшин А.А. родился в 1952 году, имеет неполное среднее образование, ранее судим:
1) В 1970 году по ст. 206 ч. 3, ст. 108 ч. 1 УК РСФСР к семи годам лишения свободы.
2) В 1975 году по ст. 108 ч. 1 УК РСФСР к пяти годам лишения свободы, на основании ст. 41 УК РСФСР присоединен не отбытый срок по предыдущему приговору, таким образом, к отбытию назначено шесть лет и шесть месяцев лишения свободы. На основании ст. 24-1 УК РСФСР признан особо опасным рецидивистом. Освобожден в 1982 году по отбытии наказания.
Пример 2. Назовите причины и условия преступления
2 мая 2000 года около 5 часов утра Клочкова Л.В. в комнате общежития в присутствии своего сожителя Бондарева С.В. родила живого, доношенного ребенка - мальчика. Родившийся ребенок стал кричать. По совету Бондарева, Клочкова неоднократно закрывала рот ребенку махровым полотенцем, а когда убирала полотенце, ребенок продолжал кричать. Клочкова попросила у Бондарева ножницы и отрезала пуповину, затем, с целью убийства новорожденного, попросила Бондарева найти веревку. Бондарев отрезал часть от бельевого шнура и подал Клочковой, чем она и задушила ребенка.
Вечером 2 мая 2000 года Клочкова и Бондарев сели в пригородный поезд и по пути следования поезда выбросили сверток с трупиком ребенка на правую сторону колеи железнодорожного пути.
Допрошенная в судебном заседании подсудимая Клочкова вину в совершении преступления признала полностью и пояснила, что с Бондаревым сожительствует более года, проживала вместе с ним в общежитие училища. О том, что беременна, она узнала за несколько месяцев до родов. Об этом никому не говорила, поскольку в тот период времени нигде не работала и пыталась трудоустроиться. В женскую консультацию не обращалась. Ребенка она не хотела, так как не имела ни постоянной работы, ни жилья, брак с Бондаревым не был зарегистрирован, а сделать аборт она опоздала.
Клочкова Л.В., 1959 года рождения, имеющая средне-специальное образование ранее не судима.
Пример 3. Назовите причины и условия преступления
Кулагин B.C., 43 лет, имевший высшее образование, работавший инженером электро-механического завода, пользовался авторитетом и уважением в коллективе, был хорошим семьянином, много времени уделял воспитанию детей.
В один из дней, позвонив домой, он пообещал жене, что приедет домой пораньше и они смогут сходить в цирк всей семьей. В тот день шел сильный дождь, был туман, в связи с чем видимость на дороге была ограниченной. Рассчитывая на свой большой опыт вождения машины (более 10 лет) и желая выполнить обещание, Кулагин вел машину со скоростью 70-80 км в час. На одном из поворотов водитель впереди идущей машины «Жигули» неожиданно затормозил и без включения сигнала поворота занял левый ряд и приготовился к повороту налево. Дистанция между машинами была чрезвычайно мала, и Кулагин во избежание столкновения с «Жигулями» стал резко тормозить и взял вправо. Но из-за скользкой дороги и высокой скорости машину сразу занесло, остановить ее не удалось, и правым боком машины был сбит человек, который шел по краю дороги.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|