Практическое занятие по теме № 7 ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА. МЕХАНИЗМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данной темы. А так же выработать умения в определении детерминант индивидуального преступного поведения. Уяснить основные этапы (звенья) механизма индивидуального преступного поведения.
Место проведения: учебная аудитория
Материально-техническое обеспечение: схемы, сборник учебно-методических материалов и альбом схем по «Криминологии», конспекты студентов, графопоектор, кодозаставки, классная доска.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Понятие механизма преступного поведения.
2. Мотивация преступления.
3. Роль конкретной ситуации.
4. Планирование преступления.
5. Совершение преступления.
Методические указания
Раскрывая понятие и содержание детерминант и условий отдельного (единичного) преступления, следует прежде всего усвоить, что они проявляются в виде взаимодействия, с одной стороны, негативных нравственных свойств индивида, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий его нравственного формирования, а с другой - внешних обстоятельств, в том числе криминогенных, порождающих намерение или решимость совершить данное преступление, стимулирующих его совершение. При этом необходимо уяснить соответствие и взаимосвязь детерминант и условий индивидуального преступного поведения с общими детерминантами преступности.
Анализируя социально-психологический механизм совершения конкретного преступления, надо разобраться в его составных элементах и этапах их проявления, установить те элементы и этапы, с которыми более всего связан "криминогенный сбой" в поведении лица, в связи с чем оно приобретает преступный характер. Оценивая значение потребностей в механизме индивидуального преступного поведения, важно иметь в виду решающую криминогенную роль избранного лицом способа удовлетворения данной потребности, а также обстоятельства, определяющие этот выбор.
Неблагоприятные условия формирования личности в различных сферах и микрогруппах объясняют происхождение негативных нравственно-психологических свойств индивида, детерминировавших его преступное поведение, указывают конкретные направления и содержание необходимых профилактических усилий. При этом следует иметь в виду так называемое «криминологическое эхо», при котором последствия неблагоприятных условий нравственного формирования личности проявляются в совершенном лицом преступлении, порой со значительным сдвигом во времени.
Серьезное внимание надо уделить ситуации совершения преступления:
- понятию ситуации как необходимой составляющей генезиса большинства преступлений;
- объективному содержанию и субъективному восприятию ситуации виновным;
- обстоятельствам, обусловливающим искаженное се восприятие;
- роли потерпевшего в создании криминогенной ситуации и некоторым другим вопросам.
Поскольку проблема механизма индивидуального преступного поведения во многом связана с проблемой лиц, совершивших преступления, при работе над настоящей темой следует освежить в памяти основные положения темы "Лица, совершившие преступления, как объект криминологического исследования".
Вопросы для самоконтроля:
1. Соотношение детерминант и условий индивидуального преступного поведения, с детерминантами преступности.
2. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.
3. Понятие ситуации совершения преступления.
4. Криминогенные ситуации и их разновидности.
5. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.
6. Задачи правоохранительных органов по устранению криминогенных ситуаций.
Практические задания.
Для закрепления теоретических знаний предлагается выполнить ряд практических заданий:
Задание 1
Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
1. Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?
2. Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?
3. На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?
В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник милиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В.. подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: "Надо бы помочь". С криком: "А что! Попробуем!" В. набросился на милиционера, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом милиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: "Надо бы помочь", был установлен и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику милиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.
В., 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец - инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: "Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя".
Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания "хотел жить честно", возвратился домой, но там было все "по-старому", даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как "болельщик" посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.
Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: "Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся.
Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него кошелек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним озлобленность.
Освободившись из мест лишения свободы. В. после соответствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым инспектором милиции были проведены две беседы с В. (одна - при решении вопроса о его регистрации, вторая - после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.
В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя "пропащим человеком", никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников милиции.
Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, В. заявил: "Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню, помаленьку тащил все. что "плохо лежит", а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал "работать" не по мелочам, а по-настоящему".
По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.
Задание 2
Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу Е. и выполните следующие задания:
1. Укажите обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению указанного преступления.
2. Разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного.
3. Оцените роль в совершенном Е. преступлении его личностных свойств и ситуации.
4. Изобразите схематически обстоятельства, обусловившие совершение преступления.
Водитель Е., закончив работу, возвращался домой. Его машину остановил Т. и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Е. ехать побыстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и обещал хорошо "отблагодарить" его. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Е. резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания школы, расположенной на противоположной стороне. Из-за гололеда машину занесло влево, на полосу встречного движения транспорта, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результате чего был причинен тяжкий вред здоровью самого Т. и водителя встречного автомобиля. Девочка не пострадала. Работниками ГАИ, прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина Е. столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака "Осторожно, дети!". Скорость движения его машины в момент столкновения была 70 км/час, встречной машины - 50 км/час. При медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Е., дорожного знака он не видел из-за тумана. В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначительного превышения скорости, то оно, по его мнению, не является причиной случившегося.
По материалам личного дела было установлено, что Е. проработал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости и двойной обгон) дважды подвергался административной ответственности. Три года назад по заявлению жены о фактах его пьянства и сквернословия в семье поведение Е. рассматривалось по месту работы. По свидетельству жены, он часто пьянствовал, так как имел "лишние" деньги. Заработную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления Е. в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.
Задание 3
Определить механизм совершения преступления по предложенным видеосюжетам из цикла «Криминальная Россия»
Практическое занятие по теме № 10,12 МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИх ИССЛЕДОВАНИЙ. КРИМИНОЛОГИЧНЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ.
Цель занятия: закрепить теоретические знания по изученной теме. Проверить усвоение основных положений данной темы. Показать порядок организации и методики изучения преступности, какие методы при этом используются и с какой целью.
Место проведения: учебная аудитория
Материально-техническое обеспечение: схемы, сборник учебно-методических материалов и альбом схем по «Криминологии», учебники, конспекты студентов, графопоектор, классная доска.
Вопросы для обсуждения на практическом занятии:
1. Понятие методики криминологического исследования.
2. Источники криминологической информации.
3. Статистические методы криминологических исследований.
4. Социологические методы криминологических исследований.
5. Психологические методы криминологических исследований.
6. Математические методы криминологических исследований.
методические указания
В рамках данной темы необходимо прежде всего осознать, что изучение преступности является составной частью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, поскольку без знания криминологической обстановки на обслуживаемой территории, детерминант преступности и другой криминологической информации невозможно обеспечить успешную профилактику преступлений.
Один из важнейших вопросов настоящей темы - информационное обеспечение борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Необходимо усвоить понятие криминологической информации, знать ее назначение, виды и источники получения, требования, которым эта информация должна отвечать.
Успех в изучении преступности зависит от разнообразия и полноты используемых при этом методов, от знания их особенностей и умения правильно выбирать их с учетом характера объекта исследования. Наконец, надо четко представлять себе организацию прикладных криминологических исследований, основные этапы проведения и способы оформления их результатов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Виды, направления и уровни изучения преступности.
2. Понятие криминологической информации.
3. Виды криминологической информации
4. Источники криминологической информации.
5. Организация и этапы криминологических исследований.
Практические задания.
Задание 1.
По указанию преподавателя разработайте программу и организационный план изучения одного из следующих проявлений преступности на территории вашего города (района):
- преступность несовершеннолетних;
- квартирные кражи;
- грабежи;
- разбои:
- преступления, связанные с наркотиками;
- хулиганство:
- вымогательство (рэкет);
- нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Программа должна содержать:
- обоснование выбора и описание объекта исследования;
- определение предмета, цели и задач исследования,
- формулирование основных гипотез исследования;
- перечень необходимой криминологической и иной информации и указание источников ее получения;
- разъяснение методов сбора каждого вида информации.
Организационный план должен предусматривать:
- материально-ресурсное обеспечение исследования;
- последовательность проведения исследовательских мероприятий:
- расстановку и распределение ролей между участниками исследования;
- сроки осуществления основных этапов исследования;
- разработку рабочего инструментария исследования (анкеты, опросные листы, бланки формализованного изучения документов, сценарии наблюдения и эксперимента и т.д.).
Задание 2.
На основе разработанной программы криминологического исследования подготовьте необходимый для ее проведения инструментарий - анкеты, опросные литы, планы анализа документов, сценарии наблюдения и т.д.
Практическое занятие по теме № 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
Цель занятия: закрепить основные положения темы и добиться ее полного усвоения. Дать понятие криминологического прогнозирования и планирования борьбы с преступностью. Показать основные методы, виды и масштабы криминологического прогнозирования.
Место проведения: учебная аудитория
Материально-техническое обеспечение: схемы, сборник учебно-методических материалов и альбом схем по «Криминологии», учебники, конспекты студентов, графопоектор, классная доска.
Вопросы практического занятия:
1. Понятие криминологического прогнозирования.
2. Прогнозирование преступности и его методы.
3. Прогнозирование индивидуального преступного поведения.
4. Прогнозирование общественно опасного поведения.
5. Планирование борьбы с преступностью.
Методические указания.
Криминологическое прогнозирование следует рассматривать в связи с изучением преступности, иных криминологических проблем как особую форму научного познания, проявление одной из функций криминологической науки, заключающейся в оценке наиболее вероятного состояния объекта изучения в будущем. Оно является необходимой научной основой адекватного реагирования общества на изменения, происходящие в преступности, организации эффективного воздействия на нее. Понимание криминологического прогнозирования не будет полным, если не разобраться, во-первых, в условиях научного прогнозирования (наличие достоверной информации о преступности и связанных с ней социальных явлениях; объективность суждений и оценок; использование современных методов прогнозирования) и во-вторых, - в его особенностях (вероятность прогноза, непрерывность и многовариантность прогнозирования). (Схема № 17.) Рассматривая виды криминологических прогнозов, надо различать их по объекту прогнозирования, объему и срокам. (Схема № 19.) Особое внимание следует обратить на методы прогнозирования преступности, поскольку в будущей практической деятельности слушателям, возможно, придется использовать эти методы. (Схема № 18.) Важно знать не только сущность таких методов, как экстраполяция, экспертные оценки, моделирование, но и их преимущества и недостатки, предпочтительность того или иного метода при разработке различных видов криминологических прогнозов.
Прогнозирование индивидуального преступного поведения - вопрос, который в той или иной мере будет возникать перед каждым слушателем в его будущей профессиональной деятельности. Изучая этот вопрос, следует прежде всего учесть, что для индивидуального прогноза характерны те же условия и особенности, что и для прогноза преступности. Необходимо иметь четкое представление об объектах индивидуального прогнозирования - категориях лиц, в отношении которых подобное прогнозирование возможно и необходимо, а также о характере сведений, являющихся информационной основой прогнозирования индивидуального преступного поведения.
Планирование борьбы с преступностью тоже относится к числу вопросов, с которыми многие слушатели непосредственно столкнутся в своей будущей работе. Поэтому необходимо знать существующие виды планирования правоохранительной деятельности (Схема № 40), а также нормативно-правовое регулирование криминологического планирования в органах внутренних дел.
Вопросы для самоконтроля:
1. Прогнозирование преступности и ее значение.
2. Цели (задачи) прогнозирования преступности.
3. Уровни прогнозирования общей преступности.
4. Понятие прогнозирования индивидуального преступного поведения.
5. Понятие и виды сроков прогнозирования преступности.
6. Методы прогнозирования преступности.
7. Понятие планирования предупреждения преступности.
8. Недостатки в эффективности планирования предупреждения преступности.
9. Что представляет собой современный план борьбы с преступностью.
Практические задания.
Как правило, группировка статистической информации и расчеты данных осуществляются путём сведения её в таблицу, по определённой форме, либо путём составления графических изображений, круговых секторов и т.д.
При составлении таблиц, их графы обозначаются согласно вносимой информации, например:
Зарегистрировано преступлений по регионам РФ
| регион
|
|
|
|
|
|
|
| Псковская
область
| 16.924
| 22.669
| 22.324
| 18.248
| 20.799
|
|
| Новгородская
область
| 13.987
| 16.954
| 16.912
| 15.285
| 18.067
|
|
| Метод Графического изображения заключается в составлении графиков. При этом преподаватель напоминает курсантам основные элементы графического изображения: а) графический образ, б) поле графика, в) пространственные ориентиры, г) масштабные ориентиры, д) словесные пояснения. Графический образ может выполняться линейным способом /полигон/ (рис. 2), прямоугольным способом /гистограмма/ (рис. 1), столбиковым способом (рис. 3).
В целях наглядности может быть использована и секторная диаграмма (деление окружности на части (рис. 4)).
После объяснения указанного выше материала, преподаватель даёт задания курсантам.
Задание 1.
Построить графическое изображение удельного веса лиц в % по следующим возрастным группам, используя способы гистограммы и полигона:
14 — 17 лет — 3%
18 — 21 год — 18 %
22 — 25 лет — 24 %
26 — 29 лет — 18%
30 — 33 года — 20 %
34 — 37 лет — 17%
Задание 2.
Построить круговую секторную диаграмму, показывающую структуру преступности в России (в процентах от общего числа), характеризующую преступность в 2004 году и в 2005 году, исходя из следующих данных:
2004 год
| 2005 год
| 3,4% — умышленные убийства (с покушениями), умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилования (с покушениями).
| 3,9% — умышленные убийства (с покушениями), умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилования (с покушениями).
| 4,9% — хулиганство
| 6,9% — хулиганство
| 57,2% — кражи
| 49,6% — кражи
| 5,5% — разбои и грабежи
| 6,5% — разбои и грабежи
| 29,0% — иные преступления
| 33,1% — иные преступления
|
Задание 3.
Охарактеризуйте роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по ее предупреждению.
Задание 4.
Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования.
Задание 5.
Раскройте содержание и значение особенностей криминологического прогнозирования (вероятностный характер, непрерывность и многовариантность).
Задание 6.
В городе А. планируется провести в ближайшие 2-3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды криминологических прогнозов следует выполнить, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.
Задание 7.
Дайте аргументированный ответ на вопрос, каких специалистов следует пригласить в качестве экспертов для составления прогнозов преступности несовершеннолетних в масштабах страны, города, района.
Задание 8.
Определите, какую информацию необходимо собрать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за изнасилование.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|