Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные криминогенные факторы, обусловливающие должностную и коррупционную преступность, и меры предупреждения





Должностная и коррупционная преступность во многом предоп­ределяется общими для всей преступности страны криминогенны­ми социально-экономическими, политическими, социально-пси­хологическими и другими факторами. К их числу относятся общие негативные последствия реформирования страны (кризис и неста­бильность развития экономики, существование ее «теневой» состав­ляющей, «дикого» рынка, криминального бизнеса, неразвитость форм правового регулирования рыночных отношений, падение нравственности, снижение уровня правосознания населения и т.п.).

В то же время для анализируемой преступности присущи и осо­бенно значимы специфические причины и условия ее существова­ния и развития, связанные преимущественно с государственной, муниципальной и иной службой.

Среди этих специфических факторов следует выделить те из них, которые связаны с особенностями служебной среды, условиями службы; с характеристикой самих служащих; с состоянием соци­ального контроля за их служебной деятельностью.

Выделяя служебную средув качестве продуцирующего должност­ную и коррупционную преступность фактора, особое внимание не­обходимо обратить на: а) условия службы; б) существующий тип уп­равления; в) социально-психологическую обстановку в коллективе.



Существующие в настоящее время условия службы большинства чиновников, размер оплаты их труда, не позволяющий достойно жить им и их семьям, к сожалению, зачастую влияют на формиро­вание корыстной мотивации служащих, провоцируют их на совер­шение преступлений.

Наличие во многих учреждениях ситуативного (а не норматив­ного) типа управления, позволяющего служащим решать многие вопросы по своему усмотрению, а также распространенность не уведомительного, а разрешительного порядка решения физически­ми и юридическими лицами тех или иных своих проблем способ­ствует практической реализации чиновниками их корыстной мо­тивации.

На должностную и коррупционную преступность серьезно влия­ет и существующая в учреждениях социально-психологическая об­становка, признание коррупции в среде служащих нормальным яв­лением.

Большое значение в системе детерминант должностной и кор­рупционной преступности имеют негативные личностные характе­ристики самих государственных и иных служащих,особенно учиты­вая колоссальный рост в стране их количества (только в государ­ственном секторе в настоящее время насчитывается около 1,5 млн чиновников).



К числу этих характеристик относятся такие черты, как антиоб­щественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, про­фессиональную честь.

На формирование и проявление этих черт личности служащих существенное влияние оказывают:

- изначальная настроенность служащих на использование сво­ей работы в личных корыстных интересах;

— наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального бла­госостояния, достигнутого за счет криминальной деятельности;

- некоторое снижение уже достигнутого ранее уровня матери­альной обеспеченности личности и желание поднять его с помо­щью совершения преступлений;

— ориентированность на высокие стандарты жизни, достигну­тые сослуживцами;

- наличие дорогостоящих привычек и интересов;

— желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования, устройство на работу, а также включиться в общий процесс коррупции.

Одним из существенных условий, способствующих совершению должностных и коррупционных преступлений, являются недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля.К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйствен­ность (расточительство при использовании энергоресурсов, матери­альных и людских ресурсов); недостатки в воспитательной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохранительных орга­нов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции.



Существование недостатков социального контроля — результат крупных просчетов в управлении делами государства и общества, в формировании экономических и организационно-правовых основ функционирования государственной и иной службы, в распрост­ранении психологии вседозволенности и допустимости использо­вания любых средств обеспечения личного благополучия как служащих, так и лиц, их подкупающих. В результате ослаблена и рабо­та правоохранительных органов, их борьба с должностной и кор­рупционной преступностью. Не случайно ежегодно вскрывается крайне незначительное число соответствующих преступлений (око­ло 4000—4500 получения взятки, до 2500 — дачи взятки, 2500 — ком­мерческого подкупа и т.п.). Еще меньше лиц, виновных в соверше­нии этих преступлений (около 4000), фактически привлекаются к уголовной ответственности. При этом к лишению свободы приго­вариваются лишь около трети осужденных взяточников. Конечно, во многом такое положение объясняется привлечением к ответ­ственности случайных, невысокого ранга взяточников, а не лиц, занимающих в государственном и ином аппарате высокие должно­сти или имеющих высокопоставленных покровителей.

Недостатки социального контроля проявляются также и в непол­ной реализации законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на снижение коррупции (Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятого в 1995 г.; Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ в 2002 г.), в отсут­ствии четко определенного механизма их исполнения.

Не в полной мере соразмерна установленная законом ответствен­ность лиц, виновных в совершении должностных и коррупцион­ных преступлений, с тяжестью содеянного. Так, за получение и дачу взятки, коммерческий подкуп возможно назначение виновному уголовного наказания в виде штрафа. Иначе определяется ответ­ственность должностных лиц государственного аппарата и даже коммерческих структур большинства западных стран. В США, на­пример, взяткой, влекущей уголовное наказание, признается даже получение в течение года подарков из одного источника на сумму более 50 долларов.

В борьбе с должностной и коррупционной преступностью важ­ное значение имеет предупреждение,т.е. позитивное воздействий на ее причины и условия, профилактика и пресечение преступной де­ятельности отдельных лиц.

Мерами такого предупреждения являются:

- совершенствование правовой базы борьбы с должностной и коррупционной преступностью (принятие Закона «О борьбе с коррупцией»; внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Феде­рации», определяющих ежегодное представление каждым госу­дарственным служащим исчерпывающих сведений о его доходах и собственности; принятие правового акта, регулирующего по­рядок взаимодействия кадровых служб, контролирующих и пра­воохранительных органов при проверке достоверности сведений, представляемых лицами, назначенными на государственные дол­жности);

— совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов; четкая правовая регламентация служебной деятель­ности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечи­вающих достойный уровень жизни;

— совершенствование подбора и расстановки кадров в государ­ственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, на­рушивших этические нормы поведения, связанные с осуществле­нием должностных полномочий;

- разработка и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупционной преступностью;

— осуществление повышенного контроля за доходами и расхо­дами государственных, муниципальных и иных категорий служа­щих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возмож­ностью совершения должностных и коррупционных преступлений;

— обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также чле­нов их семей;

— повышение уровня правоохранительной деятельности по пре­дупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных преступлений;

— совершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по предупреждению и пресечению этих преступ­лений;

- установление и осуществление административного надзора за лицами, имеющими судимости за совершение тяжких должност­ных и коррупционных преступлений;

— использование средств массовой информации и системы об­разования, всех институтов гражданского общества для активного содействия осознанию гражданами страны опасности коррупции и тем самым снижения уровня общественной терпимости и ее про­явлениям.

Наряду с указанными специально-криминологическими мера­ми важнейшее значение для предупреждения должностных и кор­рупционных преступлений имеют устранение негативных послед­ствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую на­рушаемых государством прав и интересов физических и юридичес­ких лиц.

Превалирование в деятельности государственных служащих ре­шения задач защиты интересов личности, населения над интереса­ми государства, несомненно, будет способствовать снижению дол­жностной и коррупционной преступности.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие и особенности должностной преступности.

2. Что такое коррупция и каковы ее основные признаки?

3. Каковы особенности коррупционной преступности?

4. Раскройте специфику личности должностного и коррупцион­ного преступника.

5. Каковы основные причины и условия совершения должност­ных и коррупционных преступлений?

6. Охарактеризуйте меры общего и специально-криминологичес­кого предупреждения данной преступности.

 

Глава 17

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.