Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминологическая характеристика особенностей личности несовершеннолетних преступников





Преступность несовершеннолетних в первую очередь определя­ется особенностями личности преступника.

Главное при ее рассмотрении, как было отмечено выше, — воз­раст. С ним связаны определенные биологические, психологичес­кие и психические изменения в структуре личности. Возрастом обус­ловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений, и даже «физическая» возможность совершения определенных пре­ступлений. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста, когда он начинает усваивать роли, которые формируют его личностные качества. Именно в детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность пред­видеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества, такие как настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосозна­ние, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятель­ности. Все это тесно связано с последующим поведением личности несовершеннолетнего.

В то же время возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особенностей психики, ее неустойчивость, обусловленную про­цессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания. Эти особенности психики несо­вершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в результате проявления таких качеств, как:



- искаженное представление о подлинной сущности и значе­нии таких важнейших нравственных понятий, как смелость, тру­сость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность;

- ошибки в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неуме­ние оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств;

- предпочтение внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей;

— эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повы­шенная возбудимость, резкая смена настроений;

— обостренное отношение к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта;

— повышенная физическая активность, инициативность, избы­ток сил и энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности;



— стремление к самостоятельности, самовыражению и самоут­верждению «любой ценой»;

— неприятие «чужих советов», педагогических сентенций стар­ших и иных форм воспитательного воздействия;

— желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству;

- внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подра­жательству, конформизм.

В результате неустойчивости психики несовершеннолетние легко поддаются влиянию со стороны взрослых преступников, склонны романтизировать преступный мир. Они, с одной стороны, болез­ненно реагируют на любые формы проявления по отношению к себе несправедливости, а с другой, не терпят излишней опеки. Для них характерно стремление казаться взрослыми. При этом неадекват­ным выражением такого стремления может явиться совершение противоправного поступка. Так, по подсчетам специалистов, тяга к приключениям выступает ведущим мотивом при побегах подрос­тков из домов.

Для несовершеннолетних вообще и несовершеннолетних пре­ступников, в частности, характерно культивирование возрастных различий (разница в один год и более часто признается существен­ной). На этой основе могут возникать даже межличностные конф­ликты, ведущие к совершению преступлений.

Важно, однако, заметить, что возрастное изменение личности не является причиной и однозначно не увязывается с динамикой ос­новных жизненных отношений, сохранность которых сочетается с изменчивостью личности на протяжении жизни под влиянием со­бытий, обстоятельств и других факторов. Более того, кроме хроно­логического существуют психологический, педагогический и физи­ческий возрасты, причем все они между собой не совпадают, что при­водит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Следует также иметь в виду, что так назы­ваемого среднестатистического возраста реально не существует. Об­щие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности. Поэтому возведение общевозрастных свойств несовершен­нолетних в степень криминогенных недопустимо.



Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14—15 лет— подростково-малолетняя, 16—17 лет — несовершеннолетние.

Однако криминологические, социологические и психологичес­кие особенности лиц в возрастном интервале 14—17 лет свидетель­ствуют, что на их поведение оказывают влияние как условия жизни и воспитания в предшествующие годы, так и молодые взрослые. Следовательно, преступность несовершеннолетних следует рассматривать в контексте с правонарушениями лиц в возрасте до 14 лет и лиц старше 17 лет.

Рассматривая личности несовершеннолетних и взрослых пре­ступников, можно говорить об их многих общих свойствах. Грань, которая определяет разницу между преступниками разных возрас­тов, по существу стирается, когда сравниваются две возрастные группы: 16—17 лет и 18—20 лет. В данном случае вполне допустимо вести речь о единой возрастной группе, если использовать понятие неполного совершеннолетия.

Статистические данные показывают, что более половины несо­вершеннолетних, совершивших преступления, относятся к возра­стной категории 16—17 лет. Подростки 14—15 лет совершают 30— 32% преступлений. Причем, как отмечалось выше, удельный вес преступлений, совершаемых 14—15-летними подростками, из года в год растет примерно на 0,6—0,7%.

Продолжая характеризовать криминогенные особенности лич­ности несовершеннолетних преступников, отметим, что среди них преобладают лица мужского пола. Это объясняется психическими и психологическими особенностями мужчины, с исторически сло­жившимся различием интересов, поведения, воспитания мальчи­ков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и дру­гими общехарактерологическими свойствами мужчин. Согласно статистике в общей массе несовершеннолетних, совершивших пре­ступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девуш­ки — около 9%. Вместе с тем в последние годы наблюдается расши­рение круга и количества преступлений, которые совершают девоч­ки-подростки и девушки. Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые зани­маются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жиз­ни, неизбежным следствием чего является преступное поведение.

Изучение несовершеннолетних, совершивших преступления по месту жительства, показывает, что доля городских жителей среди них составляет 75%, а жителей сельской местности — 25%. Указан­ные различия зависят от социально-экономических условий, а так­же от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе. Более значительная доля несовершеннолетних преступни­ков, проживающих в городе, связана с ослаблением социального контроля, нерациональным использованием свободного времени, специфическими трудностями в обеспечении принципа неотвра­тимости наказания за совершенное преступление. Однако на со­временном этапе процессы урбанизации, миграции сводят на нет различия между городом и деревней. Происходит интенсивное вне­дрение городского образа жизни в деревни, последние перерастают в поселки городского типа либо исчезают. В связи с этим наблюда­ется более быстрый рост сельской преступности по сравнению с го­родской. Кроме того, все больше и больше селян совершают пре­ступления в городе, что именуется «городской» преступностью.

Криминологи часто указывают на взаимосвязь образовательно­го уровня и личности преступника. По этому признаку можно су­дить о потенциальных возможностях личности несовершеннолет­него правонарушителя в исполнении им своих социальных функ­ций, зависящих в определенной степени от уровня его культуры, интересов. Говоря об уровне образования несовершеннолетних пре­ступников, надо заметить, что он более низкий, чем у сверстников. Среди них часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ и других учебных заведениях.

В настоящее время более 350 тыс. подростков не посещают шко­лу. При этом число подростков, бросивших школу и начавших тру­довую деятельность, постоянно возрастает. По сравнению с 1988 г. оно выросло вдвое.

Более 30% несовершеннолетних, совершивших преступления, нигде не учились и не работали, причем наблюдается тенденция роста числа неработающих и неучащихся участников преступлений. Проблема трудовой занятости подростков в стране остается доволь­но напряженной, и прогноз в этом направлении неутешителен. В связи с этим доля неработающих и неучащихся подростков в структуре преступности несовершеннолетних будет возрастать. Предполагалось, что преступность несовершеннолетних, не заня­тых трудом или учебой, в ближайшие годы увеличится на 20%.

С криминологической точки зрения особое значение имеет изу­чение семейного положения несовершеннолетних преступников. Это вполне понятно, ибо в семье формируются социально значи­мые качества личности и свойственные ей оценочные критерии.

Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили ссоры, скандалы, взаимные оскорбления, пьянство и разврат, где они подвергались насилию. Каждого восьмого-десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родите­ли, старшие братья, близкие родственники.

Семья, бытовое окружение во многих случаях влияет на возник­новение и развитие у подростков таких психических аномалий, как психопатия, невропатологические реакции (крикливость, плакси­вость, капризность), заболевания алкоголизмом, наркозависимость, понижение уровня интеллекта и т.п. В настоящее время указанные аномалии обнаруживаются у каждого седьмого-десятого несовер­шеннолетнего преступника. Однако следует сказать, что такие ано­малии — чаще всего (80—85% случаев) — результат не наследствен­ности, а условий жизни, воспитания подростков.

Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное вли­яние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.

Немаловажными для характеристики личности несовершенно­летних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершенно­летних; негативным социальным опытом самого несовершеннолет­него.

Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, соверша­ющих преступления, выражаются в негативном отношении к нор­мам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Су­щественные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, о «неза­конном» осуждении.

Характерные особенности имеет и круг общения несовершенно­летних правонарушителей. В основном это лица, ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками.

Особой является и проблема досуга. Как правило, свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2—3 раза боль­ше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время соглас­но результатам отдельных исследований по мере увеличения сво бодного времени интересы подростков деформируются и приобре­тают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного вре­мени, тем выше вероятность совершения правонарушений. По дан­ным исследований, из числа подростков, имеющих за день 2—3 часа свободного времени, на учете в милиции состояло 18%, 5—7 часов — 53%. Именно в досуговой сфере подростки совершают большин­ство преступлений.

Рассмотренные выше личностные особенности несовершенно­летних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основ­ном к следующему:

- преобладание «детских» мотивов — совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверст­ников, стремления обладать модными вещами и т.п.;

— ситуативность мотивов;

— деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание товарищества, стремление поднять свой престиж;

— большой «веер» мотивов по сравнению с преступлениями взрослых.

Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних не ос­тается неизменной. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, возрастанием удельного веса мотивов, выражающих осознанный конфликт между правона­рушителем и окружающими людьми, обществом.

Так, в настоящее время среди мотивов противоправного пове­дения несовершеннолетних можно выделить такие побуждения, как корысть, жестокость, агрессивность, сексуальные потребности, эго­изм, подражательство, солидарность, самоутверждение, социальная безответственность и легкомыслие, отчуждение от общества и про­тивостояние ему.

Социальные и психологические особенности личности несовершен­нолетних играют особую роль при формировании неформальных группировок. Подобное объединение несовершеннолетних — это не только объективная реальность, но и необходимость, суть которой может быть понята, если учитывать существование таких типов культур как: а) постфигуративный, означающий, что дети учатся у своих родителей; б) конфигуративный — дети и взрослые учатся у своих сверстников; в) префигуративный — взрослые также учатся у своих детей. Поскольку в реальной жизни все эти типы культур действуют одновременно, несовершеннолетние объективно стре­мятся к объединению, в том числе со своими сверстниками. Для дошкольника наиболее авторитетны родители, для первоклассни­ка — учительница, для юноши — его сверстники.

Среди создаваемых несовершеннолетними групп психологи вы­деляют просоциальные, социально индифферентные и антисоци­альные. При этом группировки с явно асоциальной направленнос­тью объединяют не более 10% молодежи. Оставшиеся 90% — это резерв, который пополняет асоциальные группировки либо проти­востоит им.

Однако никакая формальная организация не способна охватить все стороны социальной среды, все интересы человека. Чем энер­гичнее пытаются разрушить порядки, установленные неофициаль­ными правилами, тем они устойчивее.

Американский социолог Джим Риорден разделил российских несовершеннолетних «неформалов» на пять групп: 1) создаваемые по личным интересам; 2) подверженные общественному давлению (когда неформальная группировка действует в позитивном русле и в соответствии с позицией, полностью устраивающей власть, ко­торая зачастую сама инспирирует создание подобных группировок); 3) подверженные запасному влиянию (когда неформальная груп­пировка имеет позитивную направленность, но является оппози­ционной по отношению к власти); 4) так называемые ультрапатри­оты; 5) нелегалы.

Что дает пребывание несовершеннолетним в неформальных объединениях и почему они стремятся к неформальным объедине­ниям? Согласно проведенным исследованиям это связано с тем, что, как утверждают сами несовершеннолетние, в подобных объедине­ниях они получают: а) взаимопонимание и поддержку (63,9% оп­рошенных); б) возможность проявить свою индивидуальность (36,5%); в) помощь в получении представления о реальной жизни и определение своего места в ней (26,3%); г) помощь в решении личных проблем (28,1 %); д) помощь в приобретении необходимого жизненного опыта (15,3%); е) помощь в формировании жизненных принципов (12,5%).

Психологические особенности подростка диктует форму пове­дения: он не может находиться в изоляции и ищет группу, в кото­рой был бы равным. Семья, даже самая благополучная, не может в полной мере компенсировать несовершеннолетнему такую группу.

В действительности так называемая групповая динамика помо­гает несовершеннолетним выжить в окружающих их стрессах и ин­формационном хаосе. Они спонтанно и неосознанно стремятся к объединению. Групповая динамика — это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами умень­шает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению.

В качестве одного из возможных вариантов может быть предло­жена следующая классификация существующих в настоящее вре­мя неформальных группировок несовершеннолетних: 1) обществен­но-политические группы; 2) социально-культурные; 3) решающие задачи прикладного характера; 4) клубы социальной защиты; 5) ре­лигиозные; 6) экологические (например, Greenpeace); 7) правоза­щитные; 8) спортивные; 9) спортивные и музыкальные фанаты; 10) асоциальные группировки, культивирующие свободное время­препровождение (например, «панки»); 11) националистические; 12) историко-патриотические; 13) криминальные.

Неформальные группировки несовершеннолетних делятся так­же на: 1) группировки с преобразовательной или критической про­граммой; 2) группировки, культивирующие уход отрешения насущ­ных проблем, пропагандирующие нежелание иметь с обществом никаких формализованных отношений; 3) группировки намерен­но агрессивного поведения, которые в свою очередь подразделяют­ся на: а) истинно агрессивные; б) демонстративные.

В неформальных группах действуют специфические негативные способы самоутверждения несовершеннолетних, в том числе: не­выполнение основных социальных обязанностей; невыполнение принятых в обществе стандартов поведения; аморальное поведение; совершение правонарушения.

Психологи утверждают, что анонимность действий в группе вле­чет размывание личной вины. Поэтому несовершеннолетние чув­ствуют себя в группировке комфортно, они имеют возможность «выплеснуть» накопившуюся отрицательную энергию и при этом не ощущают каких-либо нравственных терзаний. Так, 31 % подростков заявляют, что они не порвут со своей группой ни при каких обстоятельствах.

Таким образом, неформальная группа несовершеннолетних — это юридически неоформленное общество людей, объединенное совме­стным делом, не укладывающееся в принятые официальные струк­туры, осознающее свою относительную замкнутость, возникающее и функционирующее на базе симпатий, интересов, свободного вре­мяпрепровождения.

В свою очередь неформальная преступная группировка несовершен­нолетних — это устойчивое объединение лиц, склонных к агрессив­ному противоправному поведению, с элементами вертикальной жесткой структуры и имеющая взрослого человека с преступным про­шлым либо в качестве консультанта, либо, что значительно реже, в качестве полноправного руководителя. В такие группировки объе­диняются несовершеннолетние с клеймом «социального аутсайдерства» (из неполных или неблагополучных семей; занимающиеся не­квалифицированным физическим трудом; имеющие плохую успе­ваемость в учебных заведениях; обладающие пристрастием к алкогольным напиткам, наркотикам и т.д.). Причем «социальное аутсайдерство» — это то общее, что зачастую сближает подростков и притягивает их друг к другу.

Помимо прочего, конформизм, который в принципе отличает подростковую психологию, облегчает вовлечение в преступную дея­тельность несовершеннолетних взрослыми. Происходит это посред­ством так называемого замазывания новичка. Обычно сначала ему оказывается помощь в каком-либо вопросе, а затем принуждают к совершению противоправного деяния чаще всего под предлогом ока­зания дружеской поддержки другим членам группировки.

Согласно проведенным исследованиям преступные взрослые «авторитеты», являющиеся консультантами либо руководителями неформальных криминальных объединений несовершеннолетних, принимающие участие в организации и совершении преступлений, назначении времени драк между противоборствующими группиров­ками, собирании денег под видом уплаты членских взносов у под­ростков, выявляются в 36% изученных уголовных дел.

Кстати, «войны» между различными объединениями несовер­шеннолетних — единственно возможная форма существования группировок с асоциальной направленностью. Главная идея таких массовых драк — это защита «своих» от «чужих». Нигде так не спла­чивается коллектив подростков как в массовой потасовке. Кроме того, в таких экстремальных ситуациях проверяется каждый из чле­нов группировки и выясняются лидерские способности «вожака». При этом новое поколение бандитов ценит семейные узы. Втяги­вая в преступную деятельность молодежь, они оберегают их от нар­котиков, готовя к главному — безоглядной преданности главарю.

Необходимо отметить следующие черты лидера неформальной группировки несовершеннолетних: 1) наличие хороших организа­торских способностей; 2) умение расположить к себе окружающих, хорошее знание на бытовом уровне психологии своих сверстников;

3) компетентность в решении вопросов групповой деятельности;4) отличное физическое развитие.

Принято считать, что лидеры утверждают свою власть с помо­щью кулака. Это не так. Они пользуются уважением молчаливого большинства. Неправильно утверждать, что лидеры преступных групп вольны в выборе своих средств, они тоже люди зависимые и вынуждены считаться со множеством факторов (мнением большин­ства, писаными и неписаными правилами поведения, необходимо­стью принятия справедливых, в понимании несовершеннолетних правонарушителей, решений и т.п.).

Следует особо подчеркнуть, что, однажды возникнув, нефор­мальные формирования несовершеннолетних криминальной на­правленности никогда не исчезают бесследно и внутри них идут постоянные процессы обновления и появления новых интересов.

Таким образом, объединение несовершеннолетних в неформаль­ные группировки является закономерным процессом, причем груп­пировки асоциальной и откровенно криминальной направленнос­ти становятся самыми устойчивыми и опасными и участие в них несовершеннолетних наносит существенный ущерб для их психи­ки и самым негативным образом влияет на последующее становле­ние и развитие их личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.