Сделай Сам Свою Работу на 5

КЛАССИФИКАЦИЯ КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЙ





(по пространственно-временным рамкам, уровню, содержанию и характеру воздействия на оказавшееся в такой ситуации лицо)

Рис. 6.4

 

Не прибегая к подробному анализу существующих точек зре­ния, можно с уверенностью констатировать, что современной на­укой не доказано существование каких-либо прирожденных про­грамм социально одобряемого или преступного поведения. Не установлены также наследственные признаки такого поведения. Современная генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно. Это отнюдь не означает, что при изучении причин конкретного преступления следует избе­гать всего того, что относится к биологической структуре лич­ности преступника. Нельзя отрицать, что человек не только со­циальное, но и биологическое существо. В его поведении, в том числе и преступном, всегда имеют место не только социальные, но и биологические элементы. Так, биологическая необходимость сохранения вида и поддержания рода определяет, например, по­требности в питании, одежде, отдыхе, воспроизведении потом­ства и т.д.

Биологическое, естественное начало в личности, такие ее свой­ства, как эмоции, черты характера, особенности нервной системы, реакции на внешние раздражители (ситуации), темперамент, ин­теллектуальные и умственные способности, память и т.д., тесно переплетаются с социальным. Генетический код человека, взаимо­действуя с внешней средой, получает широкий путь развития, ко­торый в основном определяется жизнью и деятельностью конкрет­ного индивида, его воспитанием, обучением и общественной прак­тикой. Имеющиеся неблагоприятные наследственные признаки могут быть в одних случаях нейтрализованы, в других — получить криминальное развитие. Бесспорно одно: многие биологические свойства человека при благоприятном изменении жизненных ус­ловий меняются в общественно полезную сторону, и наоборот, не­благоприятная социальная обстановка способствует закреплению и развитию генетически унаследованных отрицательных качеств, которые при определенных обстоятельствах могут привести к кри­миногенным последствиям.



Второе звено рассматриваемой причинной цепочки связано с соотношением социального и биологического в процессе формиро­вания личности. Следует сразу же заметить, что биологический эле­мент в этом звене выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а со­циальный — значительно сильнее.



Из числа биологических качеств в процессе формирования лич­ности существенное значение имеют пол, возраст, состояние фи­зического и психического здоровья, а также наличие патологичес­ких отклонений. Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воз­действие социальной среды на личность далеко не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юно­шеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные послед­ствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления.

С увеличением возраста в поведенческой реакции конкретного человека все большую роль играют социальные факторы. Если го­ворить об антиобщественном поведении, то в этом случае крими­ногенное влияние на формирование личности оказывают в первую очередь неблагополучные обстоятельства семейного воспитания, среда общения и досуга, негативные условия учебы и трудовой дея­тельности.

Третье звено причинного комплекса индивидуального преступ­ного поведения связано с зарождением преступного намерения и ре­ализацией преступного замысла. В этом звене взаимодействуют два социальных фактора: конкретная жизненная ситуация, имеющая значение повода к совершению преступления, и личность преступ­ника со сложившейся криминогенной мотивацией. Это звено бли­же всех других стоит к акту преступного поведения.



Подчеркивая решающую роль в этом звене социальной среды, нельзя не учитывать значение биологических моментов. К числу постоянных биологических факторов относятся прежде всего те, что действовали в предыдущих стадиях: пол, возраст, индивидуальные особенности физического и психического развития. Но здесь к ним добавляются еще и такие факторы, как естественные потребности и основанные на них мотивы поведения, а также временные физи­ческие и психические состояния типа усталости, утомляемости, болезни, опьянения и др.

Уголовная статистика, например, показывает, что большинство преступлений насильственного характера совершается лицами мо­лодого и среднего возраста. Однако возрастную активность нельзя расценивать в качестве причины преступности, поскольку она мо­жет быть как социально полезной, так и социально вредной. Здесь важно учитывать, на что именно направлена возрастная активность. Последнее, безусловно, определяется социальными причинами, связанными с формированием личности.

Не являются причинами преступного поведения и потребности биологического характера. Естественные человеческие потребнос­ти в пище, жилище, одежде и т.д. могут определять конечную цель поведения, но не средства ее достижения. Преступными же могут быть только средства (а не цели) удовлетворения этих потребнос­тей, но, как известно, они определяются жизненной ориентацией личности, которая имеет социальное происхождение.

В поведение человека включаются, помимо целеполагания и мотивационных основ деятельности, также воля, творчество, эмоцио­нальная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реак­ции существенное значение имеют особенности биологии человека — нейродинамические процессы, связанные с проявлением элементар­ных поведенческих реакций. Но даже они опосредуются социальны­ми условиями по многоканальным связям с внешней средой.

В последние годы в криминологической литературе получили дискуссионное отражение проблемы хромосомных аномалий. Кри­миногенными признаются две хромосомные аномалии, такие, как синдром Клайнфельтера (хромосомное половое нарушение у муж­чин типа 47/XXY) и синдром Y-дисомии (хромосомное половое нарушение у мужчин типа 47/XYY). Нормальный набор половых хромосом у мужчин — 46/XY. Здесь бросается в глаза крайняя спор­ность по существу и весьма слабая эмпирико-статистическая обо­снованность выдвигаемых положений. Несовершенство методик исследования, малое число наблюдений в каждом из них — все это привело к тому, что различия в оценках разных ученых степени рас­пространенности лишней хромосомы среди преступников дости­гают двадцатикратных размеров. По существу, исследования хро­мосомных аномалий установили известную связь этих аномалий не столько с преступностью, сколько с психическими заболеваниями: среди обследованных значительное большинство составили имен­но лица с такими заболеваниями (аномалиями).

Как отмечается в криминологической литературе, динамика преступности несопоставима по своим темпам с генетической эволюцией человека. Генотип современного человека сложился еще 40 тыс. лет назад. Это, безусловно, не означает, что естественный отбор уже окончен: генетическое развитие — процесс по существу бесконечный, но весьма длительный, преступность же изменяется гораздо более динамично, буквально за годы и десятилетия. Одна­ко некоторых ученых подкупает заманчивая простота подмены изу­чения социальных факторов исследованием биологических струк­тур человека, т.к. анализ социальных факторов гораздо сложнее, чем биологических. Поэтому и изучение причин преступности перено­сится в область генетических законов.

Результаты исследований на «криминогенность» хромосомных нарушений показали, что среди 1868 обследованных только пять ока­зались аномалами, четверо из которых были невменяемыми, а один — с психопатическими чертами и интеллектуальной ограниченностью. Отечественная наука пока располагает информацией о шести тыся­чах преступников, среди которых обнаружено около двадцати чело­век с хромосомными аномалиями. Почти все они признаны невме­няемыми или имеющими серьезные психические отклонения. Эти данные не подтверждают утверждение ряда ученых о большой кри­миногенности хромосомных аномалий, если иметь в виду общую популяцию населения и остальную массу преступников.

Некоторые ученые в подтверждение того, что биологические факторы могут сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к такому поведению биологически детер­минирована и может передаваться по наследству, приводят данные о том, что в общей массе преступников немало лиц с расстройства­ми психической деятельности.

Действительно, как показывают исследования, среди преступ­ников, особенно совершающих насильственные преступления, высок (достигает 30%) удельный вес людей, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости. Положения психологии, психо­физиологии, психиатрии, некоторые криминологические данные дают основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникно­вению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и вместе с тем ведет к снижению воле­вых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдержива­ющих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности, приводят к инвалидности, мешают за­ниматься определенными видами деятельности и вообще трудить­ся, что повышает вероятность совершения противоправных дей­ствий и ведения антиобщественного образа жизни. Значимость указанных факторов возрастает в современных условиях, харак­теризуемых общей психической напряженностью, увеличением количества эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической дезадаптации.

Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений. Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют боль­шинства. Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конк­ретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыгра­ли криминогенную роль в его противоправном поведении. В-треть­их, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разуме­ется, такие аномалии могут способствовать их возникновению и раз­витию, как и самому противоправному поведению, но лишь в каче­стве условия, не определяющего это поведение в целом.

Констатация какой-то психической аномалии (например, пси­хопатии, олигофрении в степени дебильности, органического по­ражения центральной нервной системы и т.д.) отнюдь не объясня­ет, почему данный человек совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного рас­стройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять субъектив­ные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если, конечно, они имеются, вовсе не представляют мотивов пре­ступного поведения, хотя и могут влиять на них.

Как установлено, психопатии, например, являются одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступ­лений. В то же время давно известно, что психопаты успешно рабо­тают и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом.

Криминологами предпринимались попытки выявить значение биологических факторов в личности преступника и путем изучения близнецов. Это изучение ориентируется на единое генетическое на­чало, а именно на сходство (идентичность) генотипа, и направлено на выяснение степени совпадения иных, в том числе криминоло­гических признаков. Значение близнецового метода состоит в том, что одно яйцевые близнецы имеют идентичный генотип. Они рож­даются в виде двух мальчиков или двух девочек. Сравнивая таких близнецов и оценивая величину внутрипарной корреляции (соот­ветствия), можно установить, какие их особенности детерминиро­ваны генотипом и какие — воздействием среды. Сопоставление данных различных исследований показывает частоту преступнос­ти второго близнеца, если первый был преступником. При этом, как оказалось, частота преступного поведения одно яйцевых близ­нецов в два раза выше, чем у двуяйцевых. Однако это не может слу­жить доказательством биологического происхождения преступле­ний. Преступное поведение лиц, обладающих сходным генотипом, может объясняться как общей средой формирования личности, так и сходными психофизическими особенностями изученных лиц. К тому же одно яйцевых близнецов среди населения очень немно­го, а среди преступников практически единицы, что не позволяет сделать какие-либо однозначные выводы.

Таким образом, когда речь идет о личности, о роли биологичес­ких факторов, можно говорить лишь о личностном, психологичес­ком уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, аре­ной, на которой происходит взаимодействие социальных и биоло­гических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать дей­ствие этих факторов в структуре личности, поскольку человечес­кое поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивность проявления социальных и биологи­ческих обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Од­нако и здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объек­та общественных отношений, социальное качество человека, сфор­мированное воспитанием, средой.

Тем самым подчеркивается, что преступность, как и конкрет­ные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это не означает игнорирования биологи­ческих факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его при­чины.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем состоят причины конкретного преступления? Дайте их краткое определение.

2. Раскройте механизм формирования криминогенной мотива­ции.

3. Покажите соотношение причин индивидуального преступного поведения с общими причинами преступности.

4. Раскройте причинные связи конкретного преступления.

5. Что принято понимать под криминогенной ситуацией и ка­кова ее роль в механизме совершения конкретного преступления?

6. Назовите виды криминогенных ситуаций.

7. В чем заключается виктимность поведения жертвы преступ­ления?

8. В чем состоит неблагополучие семьи с точки зрения ее влия­ния на формирование криминогенной мотивации у лица?

9. Какое практическое значение в деятельности правоохрани­тельных органов имеет установление причин и условий соверше­ния конкретного преступления?

 

Глава 7

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.