Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные факторы, способствующие формированию личности преступника





Процесс формирования личности всегда является достаточно про­тиворечивым. В то же время, если этот процесс совершается в пози­тивном направлении, его результат будет благоприятен: рассогласо­ванность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности человеческого существа, по­степенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, ко­торая не препятствует активной деятельности человека.

Но при неблагоприятном нравственном формировании лично­сти происходит обратное: возникает несоответствие между свой­ствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам лич­ности, как потребности и интересы, нормы нравственности и пред­ставления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате — субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в кото­рой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.

Если выделить основные источники нравственного формирова­ния личности, то ими будут:

— сама личность со всеми присущими ей свойствами;



— малые социальные группы — семья, школа, производствен­ный коллектив, в которых эта личность непосредственно форми­руется;

— общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства мас­совой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и соци­альные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбира­ются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнепо­литические события также влияют на представления и взгляды че­ловека.

В то же время личность формируется под воздействием не толь­ко всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в ко­торых она состоит. А это формирование не всегда оказывается бла­гоприятным.

Многие социальные противоречия, свойственные обществу, ре­ализуются через малые группы. Например, наличие тех или иных социальных различий сказывается в различиях образа жизни и фун­кционирования малых групп (семьи, родственников, друзей, сосе­дей), обсуждаются и оцениваются ими.



Относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникать групповые нормы пове­дения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценно­стями, принятыми обществом и санкционированными государ­ством. Это не означает, что такие групповые образцы поведения всегда противоречат правовым или нравственным нормам общества; часто они в этом смысле нейтральны, т.к. касаются только профес­сиональных или иных определенных интересов участников группы (традиции семьи, взаимоотношения спортсменов и т.д.).

Вместе с тем возможны и такие групповые нормы и образцы по­ведения, которые противоречат праву и общественной нравствен­ности. Причем всякая малая группа осуществляет внутренний (не­формальный), а иногда и внешний (формальный) контроль за вы­полнением указанных норм и требований.

Наиболее острые противоречия и конфликты между групповой моралью и обществом возникают на основе расхождения между нравственными, правовыми и иными нормами общества и группо­выми нормами, что проявляется в безнравственности, правонару­шениях и преступлениях.

Центральное значение для формирования личности имеет ее семья, в которой приобретаются основные знания, первоначаль­ное представление об окружающем мире, о нормах поведения. При этом в семье зачастую существует целый ряд обстоятельств, спо­собствующих неблагоприятному нравственному формированию личности, как объективного (неполнота семьи, материальные зат­руднения, болезнь родителей и т.п.), так и субъективного характера (негативные нравственно-педагогические позиции членов семьи, низкий уровень воспитания).



Эти обстоятельства проявляются в вовлечении детей в преступ­ную деятельность, в пьянство, попрошайничество, проституцию; в совершении родителями аморальных проступков, преступлений; в существовании в семье антиобщественных взглядов, нравов, пози­ций; в нездоровой морально-психологической атмосфере, конфликтности; неправильной линии воспитания детей и в отсутствии во­обще какого-либо воспитания.

К факторам, при наличии которых наиболее интенсивно про­исходит формирование негативных нравственно-психологических особенностей личности преступника, можно также отнести: отри­цательные явления в трудовом коллективе (плохая организация производства, атмосфера бесхозяйственности и безответственнос­ти, низкая дисциплина, пьянство, прогулы, текучесть кадров, от­сутствие гласности и демократического управления в трудовом кол­лективе, нарушения трудового законодательства и др.); упущения в школьном воспитании (отрыв обучения от воспитания, недоста­точная нравственно-психологическая подготовка учащихся к тру­довой и общественной деятельности, слабая связь школы с семьей, формализм в педагогической работе, подмена воспитания админи­стрированием и др.); недостатки в сферах общения и досуга (отри­цательное влияние маргинальных групп, ориентация ближайшего окружения на антиобщественные «образцы» поведения и вседоз­воленность, ложное самоутверждение путем издевательств и хули­ганских действий и др.); отсутствие социального контроля (недо­статочная его эффективность в отношении лиц с начавшимся про­цессом деформации, игнорирование задачи позитивного воздействия на лиц, находящихся в неблагополучной среде, про­медление с началом профилактического воздействия, безнаказан­ность правонарушителей и др.).

Объективные данные, полученные из достоверных источников о личности преступника, о его социальном окружении, имеют осо­бое значение для проведения индивидуальной профилактической работы с ним. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в про­шлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, ан­кетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подроб­но они описаны в разделе, посвященном методике проведения ин­дивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников ан­тиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить ком­плексное изучение, включающее социологические, психологичес­кие и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.

Основными источниками криминологической информации яв­ляются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и то­варищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, исправительно-трудовых учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентации и правосозна­ния хорошие результаты дает применение специальных тестов.

В правоохранительных органах эта работа проводится в двух направлениях: изучение и анализ конкретной личности в связи с решением вопросов о привлечении к уголовной ответственности либо применении индивидуально-профилактического воздействия; изучение и анализ личности преступника для получения обобщен­ной, типичной характеристики различных категорий лиц, совер­шивших преступления.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы основные признаки криминологического понятия личности преступника?

2. В чем заключаются особенности преступного поведения?

3. Назовите содержательные признаки структуры личности пре­ступника и покажите, в чем заключается их практическое значение.

4. Назовите, какие особенности личности играют основную роль в детерминации преступного поведения.

5. Как следует рассматривать соотношение биологического и социального в формировании личности преступника?

6. В чем заключается практическое назначение типологии лич­ности преступников?

7. Каковы основные факторы, оказывающие существенное вли­яние на формирование криминогенных свойств у лиц, склонных к правонарушениям?

 

Глава 6

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.