Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и основные направления индивидуального предупреждения (профилактики) преступлений





В связи с происходящими в обществе социальными процесса­ми, изменениями в уголовной политике, необходимостью эконо­мии уголовной репрессии значительно увеличилось количество лиц, осуждаемых к мерам наказания, не связанным с лишением свобо­ды, а также освобождаемых от уголовной ответственности с приме­нением мер административного воздействия. Эти процессы опре­деляют особую значимость индивидуального предупреждения (про­филактики) преступлений, объектами которого являются конкретные лица и их социальная микросреда с наиболее выражен­ными криминогенными характеристиками.

Индивидуальное предупреждение преступлений (индивидуальная профилактика)— это деятельность государственных и негосудар­ственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать соверше­ния преступления, оказанию воздействия на них и окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, лик­видации либо нейтрализации криминогенных факторов, действу­ющих в данной среде.

Проведение индивидуального предупреждения преступлений связано с преодолением серьезных трудностей, многие из которых порождены особенностями современной ситуации. Основными из этих особенностей являются следующие:



— ранее существовавшая система негосударственных субъектов индивидуальной профилактики (добровольные народные дружины, товарищеские суды, домовые комитеты и т.п.) практически распалась;

- количество общественных помощников органов внутренних дел в проведении индивидуальной профилактической работы (в том числе общественных воспитателей) резко сократилось либо их не стало вообще (шефы, наставники, члены комсомольских оператив­ных отрядов);

— значительно снизились возможности органов внутренних дел в оказании профилактируемым лицам помощи в бытовом и трудо­вом устройстве, в ресоциализации лиц, освобожденных из мест ли­шения свободы;

- из-за увеличения числа безработных, бедствующих слоев на­селения резко возросло количество маргинальных элементов (бро­дяг, попрошаек и просто нищих), слабо поддающихся индивиду­ально-профилактическому воздействию, пополняющих ряды пре­ступников;



— отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в перспективе со­циального благополучия осложняет отношения во многих семьях, способствует бытовым конфликтам, отрицательно влияет на вос­питание детей, порой перечеркивает все усилия индивидуально-профилактического воздействия;

— ликвидация одних (ЛТП) и попытки реорганизации других (спецприемников, приемников-распределителей для несовершеннолетних, мест изоляции маргинальных элементов и правонаруши­телей) резко снизили возможности применения мер принуждения к лицам, на которых убеждение и оказание помощи не действуют.

Все это заставляет искать новые формы и методы индивидуаль­но-профилактического воздействия, принимать меры по восстанов­лению в преобразованном виде системы субъектов и мер индиви­дуальной профилактики.

При этом необходимо иметь в виду, что определение круга лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии закон­ных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым — ущемление прав граждан. Применительно к индиви­дуальной профилактической работе правоохранительных органов такие основания — это прежде всего факты противоправного пове­дения конкретных лиц. Именно они дают право поставить лицо на профилактический учет, влекущий за собой определенное ограни­чение его прав и свобод. Поэтому категории этих лиц и виды их антиобщественного поведения специально установлены в законо­дательных и нормативных актах, что определяет пределы индиви­дуальной профилактической работы правоохранительных органов.



К категориям лиц, к которым могут применяться меры индиви­дуальной профилактики преступлений, отнесены:

1) лица, в отношении которых осуществляется контроль за со­блюдением установленных для них в соответствии с законом огра­ничений (условно осужденные; осужденные к мерам, не связанным с лишением свободы, или к принудительным мерам воспитатель­ного воздействия; освобожденные из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления либо имеющие две и более судимости за совершение преступлений сред­ней тяжести, а также подпадающие под действие Положения об административном надзоре и состоящие под таким надзором; ос­вобожденные из специальных учебных или лечебно-воспитатель­ных учреждений; несовершеннолетние правонарушители, состоя­щие на учете в подразделениях по предупреждению правонаруше­ний несовершеннолетних);

2) лица с устойчивым противоправным поведением (неоднок­ратно и грубо нарушающие общественный порядок; систематичес­ки потребляющие наркотические или другие одурманивающие сред­ства без назначения врача; злоупотребляющие алкоголем, поведение которых представляет опасность для окружающих, вследствие чего к ним применялись меры административного воздействия; грубо нарушающие обязанности по воспитанию детей и своим по­ведением вовлекающие их в совершение правонарушений или спо­собствующие этому);

3) лица, привлекаемые к ответственности за совершение пре­ступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемы­ми в совершении преступлений (в период расследования) либо в отношении которых уголовное дело прекращено по нереабилити­рующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям.

Индивидуальная профилактическая работа проводится также с лицами, являющимися потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, физичес­ких или психических особенностей, социально-ролевых установок.

В отношении всех этих лиц меры индивидуальной профилакти­ки играют роль социального инструмента, призванного нейтрали­зовать или устранить негативные черты личности и ее антиобще­ственное поведение. Когда же речь идет о профилактическом воз­действии на конкретную социальную среду личности, то подразумеваются нейтрализация либо устранение внешних нега­тивных элементов материального и духовного порядка, которые де­формируют личность (неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, влияние нравственно неблагополучной микросреды, отрицательные межличностные отношения и др.).

Личность — главное звено в цепочке причин преступного пове­дения. Именно через нее в результате взаимодействия «преломля­ется» влияние криминогенной среды. На личность поэтому в пер­вую очередь и должно направляться профилактическое воздействие.

Конкретизация этого воздействия требует внимания к следую­щим основным характеристикам личности:

антиобщественное поведение и образ жизни лица, соверше­ние преступлений которым достаточно вероятно;

— социальные и демографические элементы структуры личнос­ти, отражающие и одновременно определяющие ее негативное по­ведение (антиобщественную направленность);

— социально значимые психофизические особенности в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению. Здесь имеются в виду особенности личности, которые сами по себе, возможно, не имеют криминогенного значения, но в конкретной неблагополуч­ной для личности жизненной ситуации могут сыграть роль побуди­тельной силы к совершению преступления (аномалии в психике, не исключающие вменяемости, в сексуальном поведении и т.п.);

— условия неблагоприятного формирования личности и крими­ногенного влияния на нее в семье, бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах;

— неблагополучные условия индивидуального бытия и иные длительно действующие обстоятельства, определяющие криминаль­ную ситуацию и облегчающие совершение преступления;

- элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые имеют криминогенный характер и существуют достаточно продол­жительное время, чем определяется возможность их выявления и воздействия на них.

Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения — от ан­тиобщественного к законопослушному. Достижение этой цели тре­бует последовательного решения следующих конкретных задач:

— выявление лиц, поведение которых свидетельствует о реаль­ной возможности совершения ими преступлений;

- изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них;

- прогнозирование индивидуального поведения;

- постановка лиц на профилактический учет;

- планирование мер индивидуальной профилактики;

- непосредственное профилактическое воздействие;

— контроль за поведением и образом жизни лиц, поставленных на учет;

— систематическая проверка результатов проведенных профи­лактических мероприятий.

Решение этих задач возложено на субъектов, которым законода­тельно или нормативно предписывается проведение индивидуаль­ного предупреждения (профилактики) преступлений в отношении указанных категорий граждан. К таким субъектам относятся служ­бы, подразделения и учреждения следующих федеральных ведомств Российской Федерации: Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Федеральной службы безопасности, госкомитета по противодействию незаконному обороту наркотиков, Государственного таможенного комитета. Однако основ­ной объем этой работы осуществляют органы внутренних дел во вза­имодействии с другими правоохранительными органами и с обще­ственными организациями правоохранительной направленности.

Индивидуальная профилактика начинается с выявления лиц, поведение которых свидетельствует о реальной опасности совер­шения ими преступлений. Полнота выявления таких лиц предпо­лагает систематическое и своевременное поступление информации из всех возможных источников (оперативно-профилактические учеты, уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголов­ных дел, об административных и иных правонарушениях, приго­воры судов, материалы исправительных учреждений, заявления и письма граждан, сообщения государственных, негосударственных органов и организаций, материалы периодической печати, радио, телевидения).

Выявление неразрывно связано с изучением лиц, которые явля­ются объектами индивидуальной профилактики. В этой связи под­лежат изучению следующие конкретные данные, характеризующие личность профилактируемого.

1. Преступное и иное противоправное поведение: когда, где и за что привлекался к уголовной или административной ответствен­ности, какая мера наказания или взыскания была назначена, где отбывал наказание и как характеризовался в этот период.

2. Преступный опыт: особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность о методах оперативной работы, участие в преступных группировках и т.п.

3. Факторы, детерминирующие преступное и иное противоправ­ное поведение: что было причиной каждого правонарушения, в от­ношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны с пьянством или употреблением наркотиков, конфликтом в семейно-бытовой сфере, какие условия способствовали либо об­легчили совершение правонарушений и т.п.

4. Социально-демографические характеристики: образование, возраст, семейное положение, состав семьи, место жительства; куль­турный уровень; социальное положение; специальность, должност­ное положение, трудовой стаж; отношение к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям и т.д.

5. Условия жизни и ближайшее окружение: характеристика чле­нов семьи, семейно-бытовых отношений; жилищные условия; мо­рально-психологический климат в трудовом коллективе, взаимо­отношения с сослуживцами, условия работы, материальная обес­печенность; круг общения, кто из ближайшего окружения может оказать положительное влияние, пользуется авторитетом и т.п.

6. Индивидуально-психологические особенности: развитие ин­теллекта (уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, широта и направленность взглядов и т.п.); черты характера (замкнутость или общительность; эгоистичность, легкомыслие, безответственность; активность или пассивность, правдивость или лживость; мстительность, жестокость, наглость, хитрость, завист­ливость и т.д.); волевые качества (настойчивость, решительность, организованность, способность подчинять себе других или подда­ваться чужому влиянию и др.); интересы (к материальным, духов­ным благам, к чтению, спортивным играм, охоте, рыбной ловле, техническому творчеству и др.).

7. Физиопсихологические особенности и заболевания (алкого­лизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.).

8. Особые склонности антиобщественного характера: к употреб­лению спиртных напитков или наркотиков, азартным играм, раз­вратному, паразитическому образу жизни, агрессивно-конфликт­ному поведению и т.п.

В целях всестороннего изучения личности могут применяться такие методы, как ознакомление с различными документами (в том числе и обобщение независимых характеристик); анализ поступ­ков профилактируемого, беседы с гражданами, хорошо его знаю­щими, изучение окружающей его среды и т.д.

В процессе изучения личности осуществляется прогнозирование ее индивидуального поведения. Такое прогнозирование — задача большой сложности, решаемая на основе оценки всей совокупности внутренних и внешних факторов. Информация о прошлом и насто­ящем личности, социальных связях и ближайшем окружении явля­ется основой для прогноза ее будущего поведения. Факторы, могу­щие положительно повлиять на человека в будущем, должны быть поддержаны, а возможно, и активизированы; факторы, могущие ока­зать отрицательное влияние, должны стать объектом предупредитель­ного воздействия. Индивидуальная профилактика, таким образом, направляется на то, чтобы прогноз, указывающий на возможное со­вершение преступления данным лицом, не оправдался.

Индивидуальный прогноз может быть только вероятным, про­гнозируется лишь возможное преступное поведение. Сама возмож­ность предсказания поведения человека зависит от того, насколь­ко полно известны определяющие его факторы, а также «программа», по которой оно развертывается вовне. Трудности, возникающие при этом, связаны с тем, что в настоящее время еще нет точных методик измерения всех внешних и внутренних факторов, влияю­щих на преступное поведение.

Прогнозирование преступного поведения и индивидуальная про­филактика — во многом единый процесс. Профилактика сама по себе предполагает постоянное, всестороннее и глубокое изучение лично­сти, ее поведения, связей и намерений. Полученные в результате этого сведения и осуществляемый по ним прогноз влияют на коррекцию плана индивидуальной профилактической работы.

Вопрос о постановке лица на профилактический учет решается в строгом соответствии с нормативными предписаниями. При этом важно всесторонне оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности фактических оснований для постанов­ки того или иного лица на учет, поскольку это может повлиять на судьбу человека, накладывать на него определенные ограничения, а также иметь достаточно серьезные последствия для его дальней­шей жизни.

Основанием для применения этой меры индивидуального пре­дупреждения преступлений является наличие достаточных, прове­ренных данных, указывающих на:

- неоднократное совершение лицом дисциплинарных проступ­ков, гражданско-правовых деликтов либо административных пра­вонарушений с нарастанием степени их общественной опасности, свидетельствующее о возможности совершения им преступлений;

— наличие в деянии лица отдельных признаков объективной или субъективной стороны состава преступления при отсутствии осно­ваний для возбуждения уголовного дела;

— совершение лицом деяния, содержащего признаки преступ­ления, при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу или влекущих его прекращение либо освобожде­ние от уголовной ответственности;

- невыполнение лицами, осужденными условно или освобож­денными условно-досрочно, обязанностей, возложенных на них приговором суда;

- противоправное поведение лиц, освобожденных из мест ли­шения свободы, судимость которых не снята или не погашена;

— совершение дисциплинарных проступков либо администра­тивных правонарушений лицами, которым отсрочено отбывание наказания либо освобожденными от отбывания наказания в связи с болезнью.

Планирование мер индивидуальной профилактики призвано упо­рядочить сложный и многогранный процесс профилактического воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути профилактической работы с лицами, постав­ленными на учет, обеспечить выбор необходимых тактических ме­тодов и приемов.

Конкретность планирования индивидуально-профилактической работы, его обусловленность особенностями каждой данной ситуа­ции не исключают возможности программирования действий по некоторым параметрам. Практически невозможно разработать ти­повой план индивидуальной профилактики, пригодный для всех без исключения случаев и для различных категорий лиц. Вместе с тем нельзя отрицать определенного значения примерных планов инди­видуальной профилактики, разработанных с учетом некоторых ти­пичных ситуаций, складывающихся в этой сложной деятельности.

Общий подход к выработке этих планов состоит в том, что пла­нируемые мероприятия должны облегчить последовательное осу­ществление перечисленных ниже работ, составляющих содержание непосредственного профилактического воздействия.

1. Знакомство с личностью и окружающей средой:

- изучение личности, т.е. получение информации, характери­зующей ее;

- изучение окружающей среды во всех сферах жизнедеятельно­сти данной личности (место жительства, учебы, работы, проведе­ние свободного времени);

- проведение ознакомительных бесед с профилактируемым, его родственниками;

- посещение профилактируемого по месту жительства и знаком­ство с социально-бытовыми условиями его жизни;

- посещение мест работы, учебы профилактируемого, знаком­ство со сложившимися там условиями, проведение бесед с ближай­шим окружением, администрацией;

— другие меры.

2. Текущие меры индивидуальной профилактики:

- постановка лица на профилактический учет;

— регулярные (не реже одного раза в месяц) встречи с подучетным и проведение воспитательных бесед;

— осуществление контроля за поведением профилактируемого по месту жительства путем опроса родственников, соседей, работ­ников коммунальных служб, старших по подъездам и т.п.;

— осуществление контроля за поведением лица по месту рабо­ты (учебы) с помощью администрации, ближайшего окружения, официальной информации о его поведении;

— оказание (при необходимости) помощи в трудовом устройстве, улучшении условий жизни, учебы, в проведении свободного вре­мени;

— привлечение к индивидуальной профилактической работе других лиц, могущих оказать позитивное воздействие на профилак­тируемого;

— другие меры убеждения и помощи.

3: Меры по предотвращению и пресечению правонарушений непре­ступного характера и преступлений небольшой тяжести, дающие возможность их своевременно пресечь, предупредить совершение тяжких преступлений (привлечение к административной ответ­ственности, ограничение дееспособности, помещение в специаль­ные учебно-воспитательные учреждения, центры социальной реа­билитации и др.).

4. Меры по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений:

— склонение лица к отказу от совершения преступлений путем воздействия на само лицо, на окружающую его отрицательную мик­росреду (изоляция лидеров криминальных групп, разобщение этих групп и т.п.);

- привлечение лица к ответственности за совершение преступ­лений небольшой тяжести (в том числе предусмотренных статьями уголовного закона с «двойной превенцией»), позволяющее предот­вратить совершение более тяжких преступлений;

- защита объектов возможного преступного посягательства (консультирование администрации предприятий, граждан, оказа­ние им помощи в установке охранной сигнализации, в необходи­мых случаях организация охраны возможной жертвы);

- устранение или нейтрализация обстоятельств, способствую­щих совершению преступления;

— другие меры оперативно-профилактического характера.

5. Контроль и проверка эффективности индивидуальной профи­лактической работы:

- направление официальных запросов о поведении лица по месту работы, учебы, жительства;

— опрос окружающих его лиц, соседей, родственников, знако­мых, администрации о поведении и образе жизни;

— другие меры информационного характера.

6. Подготовка материалов для изменения статуса подучетного: для снятия с учета; для направления в специальные учебно-воспи­тательные, лечебные учреждения; для установления или снятия ад­министративного надзора, для отмены отсрочки исполнения при­говора и т.п.

Непосредственное осуществление индивидуальной профилак­тики предполагает достаточно длительное и систематическое воз­действие на личность, в процессе которого необходимо комплекс­но применять весь арсенал методов, все силы и средства воздей­ствия, соответствующие демократическим принципам отношения к личности. В практике используются следующие методы индиви­дуально-профилактического воздействия: убеждение, оказание по­мощи, принуждение.

Убеждение как метод профилактики — это комплекс воспитатель­ных, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изме­нения антиобщественной направленности профилактируемых и зак­репления их положительной социальной ориентации. Оно приме­няется в период нахождения лиц на профилактическом учете для преодоления или нейтрализации основных антиобщественных ори­ентации, могущих привести к совершению преступлений. При этом следует иметь в виду, что перевоспитание, предполагающее сформированность взглядов человека, когда он не из страха, а по убеждению не нарушает законов и норм морали, может быть достигнуто лишь в результате использования разнообразных средств, имеющихся в распоряжении общества. Основными формами реализации метода убеж­дения являются индивидуальные и коллективные беседы, обсужде­ние поведения лица, установление над ним индивидуального и кол­лективного шефства, совместное участие воспитателя и воспитуемого в общественно полезной деятельности и т.д.

В процессе применения метода убеждения необходимо исполь­зовать разнообразные психологические и педагогические приемы воздействия на разум, чувства и волю человека.

Основной организационно-тактической формой воспитательно­го воздействия на профилактируемых лиц является беседа. В инди­видуальной профилактике используются беседы трех видов: пред­варительная (или ознакомительная), предупредительная и воспи­тательная.

Предварительная беседа проводится в индивидуальном поряд­ке при постановке профилактируемого лица на учет. От ее содер­жания и результатов во многом зависит ход дальнейшей воспита­тельной работы с профилактируемым. Психологическая атмосфера такой беседы, ее тон должны отражать общую линию индивиду­ально-профилактической работы — сочетание доброжелательно­сти, заинтересованности в судьбе профилактируемого с требова­тельностью к нему, его поведению. Поэтому чтобы беседа была эффективной и предметной, необходимо заранее собрать как мож­но больше информации о самом лице, его поведении, окружении, связях и т.д.

Предупредительная беседа проводится при наличии фактов ан­тиобщественного поведения лица, взятого на профилактический учет, либо без каких-либо внешних поводов, т.е. в порядке повседневной работы. Наряду с главной задачей — оказанием непосредственного воспитательного воздействия на профилактируемого, она преследу­ет цель контроля за его поведением, а также используется для ин­формационного обеспечения индивидуальной профилактики.

Воспитательная беседа по цели, основному содержанию, спосо­бам воздействия близка предупредительной беседе. Пути воздей­ствия на сознание, чувства и волю профилактируемого, используе­мые в ходе предупредительных и воспитательных бесед, во многом сходны. Однако воспитательные беседы проводятся, как правило, в неофициальной обстановке, чаще представителями обществен­ности по месту жительства, учебы или работы профилактируемого.

К числу организационно-тактических форм непосредственного воспитательного воздействия на профилактируемых относится так­же вовлечение их в социально полезные занятия трудового, обще­ственного, спортивного характера с использованием при этом воз­можностей благотворительных фондов, помощи спонсоров и т.п.

Специфической формой воспитательного воздействия являет­ся шефство представителей общественности над профилактируемым (для несовершеннолетних — закрепление так называемых об­щественных воспитателей). Тем самым используется помощь тех лиц, которые могут положительно воздействовать на профилактируемого, нейтрализовать или устранить оказываемое на него нефор­мальным окружением отрицательное влияние.

Метод оказания помощи является, как правило, наиболее эффек­тивным в профилактической деятельности. Он используется для трудового устройства, улучшения бытовых условий, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирова­ния денежных расходов, выбора жизненных целей и т.д.

Меры оказания помощи в трудоустройстве и созданию надле­жащих бытовых условий, особенно лицам, освобожденным из мест лишения свободы после отбытия наказания, регламентированы в ряде нормативных актов. Однако в современных условиях их при­менение крайне затруднено, не обеспечивается объективными возможностями органов внутренних дел. В связи с этим для оказания помощи профилактируемым лицам необходимо использовать воз­можности меценатов, различных фондов, службы социальной за­щиты населения, центров социальной реабилитации и других по­добных структур.

Меры помощи реализуются также путем оказания воздействия на окружающую профилактируемого микросреду. Отрицательные факторы могут корениться во всех сферах микросреды: в семье, в школе, трудовом коллективе, в ближайшем окружении. Для исклю­чения отрицательного влияния микросреды на профилактируемо­го индивидуальная профилактическая работа (беседы, предупреж­дение, принуждение) проводится с носителями такого влияния; профилактируемый изолируется отданной микросреды (переводит­ся в другой класс, школу, трудовой коллектив); носители отрица­тельного влияния привлекаются к ответственности за правонару­шения, направляются на лечение от алкоголизма, наркомании; их отрицательное влияние нейтрализуется более сильным воздействи­ем, развенчанием носителя разлагающего влияния и т.д.

Метод принуждения является одним из основных в индивиду­ально-профилактической деятельности. Он реализуется путем при­менения различных по своей юридической природе, содержанию и направленности мер воздействия, которые регламентируются нор­мами соответствующих отраслей права (гражданского, семейного, административного и др.). К основным таким мерам, наиболее ча­сто применяемым органами внутренних дел, относятся:

— административный арест и административное задержание для предотвращения антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов его семьи от противоправных посягательств;

— административный надзор, преследующий цель осуществле­ния жесткого профилактического контроля за лицами, освободив­шимися из мест лишения свободы и не вставшими на путь исправ­ления;

- штраф, призванный реализовать материальную ответствен­ность лица за свои антиобщественные проступки и предупредить более серьезные правонарушения;

- наложение и ужесточение в отношении ранее судимых огра­ничений, позволяющих установить барьеры на пути противоправ­ной деятельности, способствующие социализации личности.

К мерам принуждения, применяемым в отношении несовершен­нолетних правонарушителей, относится также и направление под­ростков в специальные учебно-воспитательные учреждения и цен­тры временной изоляции. Оно применяется либо в том случае, ког­да другие меры не принесли результатов и подросток совершил общественно опасное деяние, однако ввиду недостижения возрас­та уголовной ответственности или по другим причинам в возбуж­дении уголовного дела было отказано, либо при систематическом совершении подростком административных правонарушений. Как крайняя мера применяется возбуждение ходатайства перед судом о лишении родительских прав и дееспособности в отношении роди­телей, которые явно отрицательно влияют на своих детей.

Контроль за поведением и образом жизни поставленных на учет лиц, а также систематическая проверка результатов профилакти­ческих мероприятий осуществляются в соответствии с планом ин­дивидуальной профилактики.

Индивидуальная профилактика представляет собой сложный вид деятельности, поскольку она всегда связана с конкретным че­ловеком, его индивидуальной неповторимостью, со спецификой только им прожитой жизни и только ему присущего жизненного опыта. Поэтому, оценивая ее результативность, необходимо учиты­вать, что, во-первых, эффективность профилактики преступлений достигается за счет применения не одной отдельно взятой меры, а целого их комплекса; во-вторых, данный результат при одних и тех же формах и методах профилактической работы существенно из­меняется в зависимости от степени криминогенности каждого из трех основных детерминантов преступного поведения — личности, микросреды и конкретной ситуации; в-третьих, интенсивность про­филактических мер находится в прямой зависимости от степени проявления названных криминогенных факторов.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что лежит в основе разграничения общего и индивидуально­го предупреждения преступлений?

2. Каковы цели общего предупреждения преступлений?

3. Перечислите меры общего предупреждения преступлений и раскройте их содержание.

4. В чем смысл мер-сигналов и мер-действий?

5. Какие особенности личности изучаются в процессе индиви­дуальной профилактики?

6. Перечислите лиц, к которым применяются меры индивиду­альной профилактики.

7. Раскройте основные методы индивидуальной профилактики.

 

Глава 9

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.