Сделай Сам Свою Работу на 5

Методология науки криминологии





Своеобразие криминологии как науки определяется существо­ванием, наряду с предметом, ее метода.

Под методом науки криминологии понимается совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономернос­ти, формы и содержание явлений, входящих в предмет криминологии.Таким образом, метод криминологии тесно связан с ее предметом, и их нужно рассматривать в диалектической взаимосвязи.

Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и до­статочно полно исследованы только на основе диалектики — всеоб­щего метода познания. Использование основных философских за­конов и категорий, таких как познаваемость социальных явлений, единство и борьба противоположностей, переход количества в каче­ство, причинность и следствие и т.п., позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемых криминологией явлений и процессов.

Диалектика помогает проследить на криминологических объек­тах взаимосвязь отдельного и общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия. Эти законы диалектики лежат в основе криминологической характеристики струк­туры преступности, сущности и классификации ее причин, выра­ботки предупредительных мер. Использование диалектического метода в криминологии помогает при изучении личности преступ­ника комплексно анализировать систему его жизнедеятельности и мотивационную сферу.



Однако философия не дает науке криминологии готовых реше­ний тех вопросов, которые она изучает, а только вооружает методо­логией познания для нахождения верных и обоснованных решений. Поясняя это, следует отметить, что исторический подход, будучи важным проявлением диалектического изучения общества, учит нас рассматривать преступность как своеобразную систему, функцио­нирующую в разных исторических условиях, показывает ее изме­нения на различных этапах общественного развития. В кримино­логической науке учет исторического развития позитивных и нега­тивных факторов, анализ их характеристик во взаимодействии, а подчас и в противоборстве, совершенно необходимы для познания закономерностей возникновения и изменения как преступности в целом, так и отдельных видов преступлений. В противном случае неизбежны вульгаризация и упрощение, поверхностные и неточ­ные выводы. Так, если оценивать в криминологическом плане се­годняшнюю преступность в стране, ее особенности и тенденции без исторического анализа предпосылок ее изменения, то неизбежно возникнут ошибочные суждения и оценки.



Поэтому не случайно применению в криминологии системного подхода к изучению явлений в последние годы придается все боль­шее значение. По степени глубины познания и масштабности ох­вата предмета исследования этот подход можно отнести к числу современных всеобщих методов познания.

Системный подход связан с изучением криминологического объекта как целостного единства, с познанием степени и характера взаимосвязи элементов (подсистем), входящих в системное обра­зование. Важнейшее назначение этого подхода заключается в том, что его использование позволяет выявить качественные, устойчи­вые стороны интегрального образования, а не просто зафиксиро­вать механическую совокупность составляющих его компонентов. Достоинством данного подхода является и то, что он позволяет ис­пользовать всеобщий метод как отправную точку научного познания, а общенаучные и частнонаучные методы — как способы реше­ния конкретных исследовательских задач.

Примером системы криминологического характера являются причины и условия преступности. Такая система слагается из вза­имодействующих подсистем и элементов, представляющих пита­тельную почву для преступности. Ей противостоит система борьбы с преступностью. Обе системы, как криминогенная, так и антикри­миногенная, взаимодействуют по закону единства и борьбы проти­воположностей и в свою очередь входят в более общую систему об­щественных отношений на данном этапе развития общества.



В необходимых случаях системный метод может быть допол­нен комплексным подходом к исследованию криминологических проблем.

Комплексность и системность, как методологические принци­пы социального исследования, хотя и взаимосвязаны, но не тожде­ственны. Прежде всего они отличаются тем, что системный подход нейтрален по отношению к идеологии и поэтому без каких-либо качественных изменений может использоваться наукой. Комплек­сный подход отражает социально-философский метод познания. Он призван обеспечить изучение и осмысление социальной действи­тельности не с формальной или технической стороны, а со сторо­ны содержательной, качественной, идеологической.

При изучении системы воздействия на преступность комплекс­ный подход предполагает решение следующих задач: определение сущности и функционального назначения системы воздействия на преступность; описание суммы образующих ее элементов и их фун­кций; выявление характера взаимосвязи структурных элементов; исследование характера взаимосвязей системы с внешней средой; рассмотрение системы воздействия на преступность в историчес­ком аспекте; оценку реальных возможностей современного обще­ства в противоборстве с преступностью; поиск путей и средств ее преодоления.

Помимо всеобщего метода познания, в криминологии широко используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические методики.

Общенаучные методы включают формальную логику, т.е. ана­лиз и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др.

Анализ и синтез представляют собой процессы практического или мысленного разложения целого на части и воссоединения це­лого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные части целого, раскрыть отношения, которые являются общими для всех частей, и тем самым осознать особенности возникновения и развития все­го изучаемого объекта. Путем синтеза исследуемое явление воспро­изводится в мышлении как некое целое во всем многообразии его связей и частей.

Индукция — это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений этого класса. Во втором случае вывод делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данно­го класса. В научной практике более часто применяется неполная индукция. С индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза.

В настоящее время под дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктивный метод при­меняется, как правило, после того, как накоплен фактический ма­териал в известной области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений всех следствий.

В криминологическом познании широко применяется такой научный метод, как обобщение, под которым понимается отраже­ние и формулирование закономерностей, лежащих в основе изуча­емого явления. Обобщение, как правило, связано с построением теории определенного класса.

В ряду общенаучных методов важное место принадлежит абст­рагированию, под которым понимается процесс мысленного выде­ления одних свойств и связей изучаемого явления и отвлечения их от различных побочных явлений. Это позволяет выделить главные, существенные признаки явления и установить, таким образом, за­кономерности его развития. Примером абстрактного суждения в системе криминологических знаний может служить понятие пре­ступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие ее природу и основные закономерности.

Необходимым моментом научного криминологического знания является выдвижение гипотез. Само понятие гипотеза означает то, что это еще не доказанное теоретическое положение основано на предположении. Выдвижение, обоснование и доказательство гипо­тезы является необходимым элементом всякого научного знания, в том числе и криминологического.

Впитывая в себя весь арсенал средств познания социальной дей­ствительности, криминология использует и применяет в своих це­лях такие частнонаучные социологические методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование и анализ документов.

Наблюдение состоит в непосредственном восприятии самим ис­следователем фактов, касающихся изучаемого криминологическо­го объекта и поставленных исследовательских задач. Принято раз­личать включенное и невключенное наблюдение. Последнее в оп­ределенной степени носит самопроизвольный характер. Оно заключается в том, что не только исследователь, но и практичес­кий работник в своей повседневной деятельности наблюдает и оце­нивает те или иные факты и явления социальной действительнос­ти, и у него складываются определенные реальные представления о сущности наблюдаемого. Эти знания могут оказать значительную помощь в решении конкретных задач. По общему правилу, присту­пая к наблюдению, исследователь должен заранее определить про­грамму, включающую перечень интересующих его фактов, их ха­рактеристик и признаков. Здесь мы имеем дело с включенным на­блюдением, когда исследователь имеет ясно поставленную цель и в соответствии с заранее подготовленной программой изучает нуж­ный криминологический объект.

Важным методом познания является опрос. Он осуществляется в форме двух основных разновидностей: анкетирования и интер­вьюирования.

Анкетный опрос — наиболее удобный способ получения нуж­ной криминологической информации. Для этого необходимо чет­ко, правильно и понятно сформулировать вопросы анкеты. Самое главное, чтобы они обеспечивали однозначное толкование. Не сле­дует составлять громоздкие анкеты. Последние могут быть форма­лизованными и неформализованными. В формализованной анкете содержатся так называемые закрытые вопросы, на которые заранее сформулированы альтернативные варианты ответов. В этом случае опрашиваемому предоставляется право выбрать ответ в положитель­ной или отрицательной форме («да»—«нет»), В неформализован­ной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ. Такие анкеты более сложны для их последу­ющей обработки.

К числу распространенных методов опроса относится интервью­ирование. Проводится оно в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого.

В некотором отношении интервьюирование имеет преимуще­ство перед анкетированием, поскольку при анкетировании не все­гда удается создать необходимый психологический контакт с опра­шиваемым, т.к. оно носит заочный характер. При интервьюирова­нии непонятные или затруднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулированы в другой, доступной и понятной форме. К тому же анкеты не всегда возвра­щаются.

Среди разнообразных приемов получения криминологической информации важное место занимает метод изучения документов.

В общепринятом понимании документ является средством фик­сации сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действи­тельности и мыслительной деятельности, имеющих отношение к исследуемой криминологической проблеме. Такими документами могут быть материалы расследования и рассмотрения в суде дел о совершенных преступлениях, личные дела осужденных, справоч­ная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации. Чтобы изу­чение документов проводилось целенаправленно, следует заранее составить вопросник, который призван помочь исследователю в отборе нужных данных.

В процессе проведения криминологических исследований воз­никают вопросы, каким методам отдать предпочтение, чтобы по­лучить наиболее полную и достоверную информацию. Обычно при этом используется комплекс методов. Важно с учетом достоинств и недостатков каждого решить, какие из них наиболее соответствуют характеру, обстоятельствам и условиям предполагаемых исследова­ний. Нужно запомнить, что не существует какого-то одного уни­версального метода, с помощью которого можно решить все поставленные задачи. В этих случаях нужно поступать так, чтобы недо­статки одного метода восполнялись достоинствами другого.

К числу частнонаучных методов следует отнести логико-матема­тические, включающие моделирование, факторный анализ и шка­лирование, а также методы уголовной статистики (статистическое наблюдение, группировка, статистический анализ, вычисление обоб­щающих показателей и др.). Применение этих методов в кримино­логических исследованиях играет вспомогательную роль. Они помо­гают более глубокому осмыслению различных статистических пока­зателей, позволяют использовать коэффициенты корреляции для установления степени связи и взаимообусловленности между различ­ными социальными явлениями и процессами, находящимися во вза­имосвязи с преступностью и ее детерминантами. Так, моделирование предполагает создание упрощенного образа изучаемого явления или процесса на основе отражения существенных сторон (свойств). Дос­тоинство этого метода прежде всего в том, что он, не претендуя на полное и адекватное отражение всех сторон и свойств изучаемого криминологического объекта, концентрирует внимание исследова­теля на наиболее важных его характеристиках и тем самым позволя­ет глубже проникнуть в суть предмета изучения и познать его наибо­лее существенные стороны. Примером самого простого отображения образа такого сложного явления, как преступность, является ее уро­вень, рассчитанный с учетом количеств совершенных преступлений и лиц, их совершивших, в соотношении с определенным для данной территории количеством населения.

Факторный анализ и шкалирование, будучи одними из простей­ших способов выражения математических зависимостей между со­ставными частями объекта исследования, помогают решить воп­рос о степени устойчивости и взаимного влияния тех или иных фак­торов, представляющих интерес для криминологического изучения. В частности, применяемое исследователем шкалирование позво­ляет выделить степень значимости того или иного признака при оценке возможных вариантов изучаемого явления.

Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графичес­кими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой, раз­деленный на равные части и снабженный словесными или числовы­ми обозначениями. Исследователю в этом случае нужно сделать от­метку на шкале в соответствии с его оценкой данного качества.

Ранжирование объектов или суждений является другим широко используемым приемом измерения. В этом случае производится оценка по измеряемому качеству совокупности объектов путем упо­рядочения по степени выраженности какого-либо признака. Каж­дому объекту соответствует оценка, равная его месту в данном ран­жированном ряду. Числа, полученные в результате применения этих шкал, в одних случаях могут выражать непосредственную оценку измеряемого качества, а в других — служить основой для дальней­шей математической обработки, например путем использования факторного анализа.

К специальным методам (методикам) криминологического иссле­дования относятся уже известные в социологии и психологии мето­ды и методики, такие, как использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое иссле­дование личности преступника, изучение различных категорий уго­ловных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведе­ние криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований.

Система методов криминологии показана на рис. 1.2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.