Сделай Сам Свою Работу на 5

Рудольф Штайнер: личность, мыслитель, педагог.





До 90-х годов 20 века (исключение составляет дореволюционный период) в России был малодоступен для ознакомления и практически неизвестен мыслитель, основатель современной науки о духе, или антропософии, создатель распространённого более чем в 40 странах мира духовно-педагогического движения, основоположник антропософской медицины, эвритмии и биодинамического сельского хозяйства – Рудольф Штайнер (1861-1925). Антропософию Философский Энциклопедический словарь (1983) кратко определил как оккультно-мистическое учение о человеке как носителе «тайных» духовных сил, как путь к раскрытию заключённых в человеке «духовных» сил с помощью особой системы воспитания.

Существует большое количество уже написанной на эту тему литературы, и в целом её обычно подразделяют на две группы.

Первую составляют воспоминания, которые имеют своей задачей обрисовать образ Рудольфа Штайнера как человека и тем самым передать то неизменно возвышающее и преобразующее жизнь воздействие, которое от него исходило. Для многих антропософов вся их жизнь делилась на эпоху до встречи с доктором Р.Штайнером и на эпоху после этой встречи.



Вторую группу составляют биографии, преследующие несколько иную цель. В них на передний план больше выступают попытки рассмотреть феномен жизни Рудольфа Штайнера на фоне общего европейского развития на рубеже столетий в связи с определяющими его культурными и историческими факторами, найти связь между личностью Р.Штайнера и его творчеством.

Рудольф Штайнер родился 25 февраля 1861 года в местечке Кральевич (нынешняя Хорватия), которое расположено в области, лежащей на границе между Средней и Восточной Европой. Родители Р.Штайнера происходили из Нижней Австрии. В 1863 году родители Р.Штайнера переехали на маленькую железнодорожную станцию Потшах в Нижней Австрии. В описании жизни Рудольфа Штайнера до 14 лет и даже позднее в его автобиографии можно найти в изложенных там событиях почти все принципы воспитания антропософской педагогики.

Второйпериод жизни Р.Штайнера начинается с переезда его родителей в Нойдорфль в Бургенланде в 1868 году. Незадолго до отъезда из Потшаха в станционном помещении 7-летний Р.Штайнер переживает явление ему умершей в этот момент дальней родственницы – событие, о котором он сам рассказывал в берлинской лекции от 16 февраля 1916 года, указав на него как на своё первое ясновидческое переживание. Р.Штайнер становится министрантом в Нойдорфльской церкви и необычайно интенсивно переживает сверхчувственный элемент католической мессы. От школьного учителя геометрии Р.Штайнер получает первые импульсы в области искусства. Несколько позднее через врача из Винер-Нейштадта Р.Штайнер знакомится с творчеством И.В.Гёте, Ф.Шиллера, Ф.Лессинга, а через нойдорфльского священника с коперниканской системой мира, которую позднее духовидец из Кральевича в своих лекциях представлял как физически-эфирный образ вселенной, в то время как система Клавдия Птолемея - астральный образ. От знакомства с геометрией Р.Штайнер приходит к внутреннему доказательству правомерности духовных переживаний наравне с переживаниями чувственного порядка. В 1872 году Р.Штайнер поступает в реальное училище в Винер-Нейштадте. Внешне это решение определялось желанием отца, по профессии железнодорожного служащего, хотевшего, как и он сам, сделать из него инженера путей сообщения. К 14 годам Р.Штайнер начинает успешно справляться со школьными предметами, постепенно избавляется и от ошибок в немецком правописании.



Третийпериод биографии Рудольфа Штайнера определяется как время, начиная с которого он на пути развития собственной мыслительной жизни приходит к её окончательному оформлению и к полной самостоятельности в этой сфере.



В 14 лет он знакомится с сочинениями И.Канта (1724-1804), но, по 20 раз изучив каждую страницу «Критики чистого разума», переходит от Канта к И.Г.Фихте. От проблемы мышления к проблеме Я. Ибо, как считал Р.Штайнер, только правильная постановка проблемы Я могла пролить свет на все тайны и возможности человеческого мышления.

В 1879 году родители Р.Штайнера переезжают в Инциндорфпод Вену. В одну из своих поездок в Вену летом 1879 года он впервые познакомился с произведениями И.Г.Фихте. Проблема Я, как основная проблема всей западной духовной жизни, встаёт перед Рудольфом Штайнером во всём своём объёме и значимости. Основать духовную науку как науку о высшем я человека и о практическом пути к нему, - вот цель всей жизненной миссии Рудольфа Штайнера. Своё воззрение на сущность Я Штайнер выразил как «на единственную возможную исходную точку для истинного познания». (Р.Штайнер. Мой жизненный путь. Гл. 3.). Но такой взгляд на центральное значение Я в процессе познания ставил перед Р.Штайнером задачу найти обратный переход Я к миру, к природе. Р.Штайнер поставил цель в своём духовном поиске соединить природу и духовный мир через импульс Я и этим проложить новый путь к спиритуализации человеческой культуры. Достижение этой цели потребует от 18-летнего Рудольфа поистине титанических усилий и будет им осуществлено лишь к сорока годам, то есть к периоду, когда он будет готов впервые выступить как учитель. В 1879 году 18-летний Р.Штайнер встречается с собирателем трав Феликсом Когутским(1833-1909). Для Р.Штайнера это был первый человек, с которым он мог, открыто говорить о своих внутренних переживаниях, что явилось для его духовного одиночества существенной опорой. Позднее Феликс Когутский послужит прототипом для образа Бальди в драмах-мистериях.

Внешняя жизнь Р.Штайнера в этот период связана с учёбой в Высшей технической школе в Вене, где он знакомится с Карлом Юлиусом Шроером(1825-1900), который читал в ней лекции по истории немецкой литературы. Благодаря Шроеру сильно вперёд продвинулось эстетическое развитие Р.Штайнера. По рекомендации Шроера Р.Штайнер был привлечён к работе по изучению естественнонаучных сочинений И.В.Гёте, что явилось для него началом возведения здания методологии духовной науки, ныне называемой гётеанизмом.

Новый большой период в жизни Р.Штайнера также начинается с больших внешних перемен.

По рекомендации того же Шроера Р.Штайнер в 1882 году переселяется в Вену и становится редактором издания естественнонаучных сочинений Гёте в серии «Немецкая национальная литература» Кюршнера. Р.Штайнер пишет для сборников Кюршнера введение к гётевской ботанике, геологии и учению о цвете.

С 1884 года Р.Штайнер учительствует в семье венского коммерсанта Ладислава Шпехта. У него 10-летний ребёнок страдал гидроцефалией, на что домашний врач семьи Броер, в своё время учивший З.Фрейда, был в большом сомнении относительно способности к развитию воспитанника Р.Штайнера. Сам Р.Штайнер так не считал. Он придерживался того мнения, что в мальчике ещё не пробудились способности духа, а для того, чтобы они пришли в действие, необходимо было привести духовно-душевное в здоровое равновесие с телесным. И в течение двух лет ученик Р.Штайнера наверстал упущенное в школе, с успехом сдал экзамен на аттестат зрелости, а затем поступил в университет и стал врачом. Проблема взаимоотношения мира и Логоса, Логоса и человеческой души получила своё первое оформление в 1886 году в книге «Теория познания гётевского мировоззрения», - над её основными идеями Р.Штайнер начал работать примерно со времени своего участия в кюршнеровском издании. В 1890 году Р.Штайнер переехал с этой целью в Веймар, где под патронажем герцогини Софьи проработал семь лет в архиве Гёте и Шиллера, хотя до этого в 1888 году издавал в Вене «Немецкий еженедельник», и выступил в Венском Обществе Гёте с докладом на тему «Гёте как родоначальник новой эстетики».

В этот период(1891 год) Р.Штайнер защитил докторскую диссертацию на тему» Истина и наука», а в 1894 году издаёт основной свой философский труд, - «Философия свободы». В нём он приходит к окончательному мнению о том, что истинный человек есть его творческая свобода, но такая, которая не есть произвол, а опирается на познание. Философская система Рудольфа Штайнера в этом сочинении предполагает наличие познаваемой объективной действительности. В свою очередь она состоит из чувственного опытного мира, который постигаем рассудком, и, сверхчувственного мира, он постигается разумом как идея.

Вскоре Р.Штайнер знакомится с кружком, сгруппировавшимся вокруг поэтессы Марии Евгении дела Грацие. Вокруг неё собирались также венские профессора теологии. Здесь царствовало преклонение перед духом средневековья и полное неприятие Гёте. Сама организатор кружка писала стихи, исполненные глубокого пессимизма.

В это время Р.Штайнер ещё глубже погружается в сферу современной ему науки, - покидает лабораторию Рейтлинга, но с другой стороны по-прежнему бывает у жившего в мире идей Платона Карла Шроера. Благодаря этому все три главные сферы деятельности человека, - наука, искусство и религия, - предстают перед Р.Штайнером во всей их разобщённости и оторванности от живых источников духа. Как позже считал Р.Штайнер, ни возвышенный мир идей Шроера, ни католические симпатии кружка дела Грацие, ни современная ему материалистическая наука не могут пробиться к действительному переживанию духа, вследствие чего будут не в силах прийти к объемлющему их синтезу, они шли к односторонности и окончательному разобщению.

Р.Штайнер знакомится с небольшим кругом целенаправленно ищущих дух высших теософов, группировавшихся вокруг Марии Ланг. Тёплые душевные отношения сложились у Рудольфа Штайнера с Розой Майредер. Но и тут были свои сложности. Неопределённо мистическое мышление этих людей оставалось чуждым Р.Штайнеру, его собственному подходу к духовному миру. Рудольф Штайнер знакомится с Фридрихом Экштейном, являвшимся знатоком классического оккультизма и каббалы. В то же время в руки Р.Штайнера попадает теософское сочинение» Эзотерический буддизм» Синетта, которое произвело на него глубоко отталкивающее впечатление. Работая в Гёте-Шиллеровском архиве, Р.Штайнер погружается в идейный мир Эрнеста Геккеля и Фридриха Ницше. В Геккеле Р.Штайнеру не импонировало его естествознание (учение об эволюции), отрицавшее духовное. В 1895 году Р.Штайнер выпустил в свет сочинение «Фридрих Ницше, борец против своего времени». В этом мыслителе Р.Штайнер усмотрел трагедию человеческого Я, переживающего себя в самой низшей точке мирового развития и не могущего подняться вверх к новому обретению духовного. Для Р.Штайнера Ф.Ницше явился тем трагическим духом, желавшим быть честным перед самим собой, но принимая при этом естественнонаучный образ мысли за основную силу современности. В индивидуальной судьбе Ницше Р.Штайнер рассмотрел жизненные крушения, то будущее, светлыми сторонами которого может злоупотребить ориентированная на материю человеческая цивилизация в лице обслуживающей её запросы науки.

Другой период жизни Р.Штайнера начинается с переезда в Берлин, где он редактирует «Литературный журнал», активно сотрудничает с «Театральным обществом», принимает участие в работе «Свободного литературного общества», посылает в «Драматический листок» собственные критические статьи. Через журнал «Обозрение» Р.Штайнер сразу же погружается в самую гущу социальной жизни, вступает в личные контакты с большим числом людей из самых разных духовных и иных течений той эпохи. В своих статьях он отзывается почти на все актуальные устремления научной и клерикальной мысли. В 1899 году Р.Штайнера приглашают в основанную Карлом Либкнехтом школу преподавать рабочим историю и ораторское искусство. В ней он оставался до 1904 года, а потом из-за своей растущей популярности был вынужден прекратить свою преподавательскую деятельность. Другой причиной для его отстранения от преподавания послужила немарксистская подача учебного материала. В 1900 году Р.Штайнер продал «Литературный журнал», а 22 сентября того же года выступает с докладом о Ф.Ницше в Теософской библиотеке графини и графа Брокдорф. Этот и последующие за ним доклады предопределили дальнейшую жизнь духовидца.

1902-1910 годы в биографиях Рудольфа Штайнера часто называют первой фазой развития антропософии.

1902 год является годом присоединения Рудольфа Штайнера к Теософскому обществу, поскольку только в нём он мог найти достаточно подготовленную аудиторию, перед которой можно было открыто говорить на оккультные темы. 19-20 октября 1902 года Р.Штайнер 10 немецкими ложами был избран генеральным секретарём немецкой секции Теософского общества. Сам факт избрания Р.Штайнер прокомментировал так: «Это не то же самое, а нечто совсем другое» (Библ.258, 11 июня 1923 г.). Р.Штайнер напрасно надеялся, что сила новых открытий, притекающих через него, сможет постепенно преобразить всё Теософское общество и поставить его на служение общечеловеческим интересам, от которых оно отступило уже со времени поздней Е.П.Блаватской, приняв восточную, откровенно нехристианскую окраску. Р.Штайнер читает в секции многочисленные циклы лекций, раскрывающие перед потрясёнными слушателями всю грандиозность и глубину христианско-розенкрейцеровского эзотеризма. В своих лекциях 1904-1907 годов Р.Штайнер подробно описывал 3 основных пути духовного познания:

1. Восточно-йогический;

2. Христианско-гностический;

3. Христианско-розенкрейцеровский.

В июле 1902 года Р.Штайнер посещает Теософский конгресс в Лондоне и знакомится с лидером теософии А.Безант. С 1903 по 1908 годы Р.Штайнер издавал журнал «Люцифер-гнозис» и начинает выпускать духовно-научные труды.

В работе «Христианство как мистический факт и мистерии древности» (1902 год) Р.Штайнер рассуждал о неизречённости как признаке мистического опыта. Р.Штайнер отмечал, что преображённая через обретение мистического опыта личность, соприкоснувшаяся с трансцендентальным миром, оказывается для самой себя как бы прошедшей через смерть и пробудившейся к новой жизни. Р.Штайнер в этом труде показал христианство не просто как вероучение, которое можно понимать так или иначе, но что оно вступило в мир как факт, который можно понять только духовно. Р.Штайнер подробно описывает тайный смысл мистерий как феноменов культуры. Окружающий человека мир обладает для него статусом реальности, но то, что возникает в душе, для него уже не действительность, но «…бывает и так, что люди считают реальными те образы, которые возникают в их духовной жизни». То есть, мистический опыт невыразим, ибо в человеке пребывает нечто, что вначале препятствует тому видеть духовными очами. Мистерии являлись единственным путём для проникновения в духовное из физически-чувственного.

В «Теософии»(1904 год) Р.Штайнера описывается оккультное строение человека и его посмертная судьба.

Впервые в западном мире Р.Штайнер попытался привести в систему учение о перевоплощении, так, как оно содержится в христианском эзотеризме. В этой работе Р.Штайнер развивал и представление о том, что самопознание человека является отправным пунктом на пути к высшему знанию. Теософы, ознакомившись с содержанием этого труда, поняли. Р.Штайнер не выражал в нём позицию теософии в духе Е.П.Блаватской или А.Безант, а в своих внутренних переживаниях опирался на европейскую и христианскую традицию, современную науку. В то время как теософы занимались оккультными и спиритическими опытами, а один из их лидеров Чарльз Ледбитер вносил материалистический образ мышления в духовный мир, а в теории это вылилось в оккультный материализм. В «Теософии» Р.Штайнера мир душ духовно распространяется вплоть до мира звёзд. Лежащий «над ними» «мир прообразов» находится не только за пределами Солнечной системы, но и всего видимого космоса. А именно, в той высшей духовной сфере, откуда некогда элогимы, в процессе творения земного человека принесли силы, необходимые для возникновения его индивидуального Я, и откуда прообраз этого Я был принесён на землю Христом (Библ. 122, 22.08.1910г.).

В отличие от теософов, считающие действительный переход от материи к духу количественным переходом, в сочинениях Р.Штайнера описывается основанный на качественном переживании конкретный путь, ведущий за пределы физически обозримой вселенной, по ту сторону пространства и времени, где пребывает Единый Троичный Источник всего сущего. В сотворённой вселенной Он раскрывается через посредство присущей ему 9-членной иерархии:

1.а) Ангелы – духи – хранители отдельных людей;

б) Архангелы – духи – водители различных народов, историческое водительство становления человечества;

в) Начала – (Архаи) – руководители сменяющих друг друга исторических эпох.

Все они принадлежат к творческим силам святого Духа, пробуждающего сознание во всех существах;

2.а) Власти – духи формы;

б) Силы – Духи движения;

в) Господства – Духи мудрости.

В совокупности эта триада есть не что иное, как Божественный Сын (Божественное Слово), через неё руководящий с Солнца всей жизнью солнечной системы и придаёт всем существам и процессам их духовную форму.

3.а) Престолы – Духи воли;

б) Херувимы – Духи гармонии;

в) Серафимы – Духи любви;

Через эту иерархию открывается Божественный Отец, даруя бытие всему сущему во вселенной, всему звёздному космосу.

В книге »Как достичь познания высших миров» (1904-1908 гг.) Р.Штайнер раскрывает перед миром новый путь современного посвящения, в эти же годы окончательно складывается и всеобъемлющая картина мировой эволюции. Весьма негативную реакцию Р.Штайнера получили методы Ч.Ледбитера (1847-1934). В своё время Ч. Ледбитер был англиканским священником в Лондоне, а в 1883 году он становится членом Теософского Общества. По совету оказавшей ему в Индии своё покровительство Е.П.Блаватской он изменил своей вере, став буддистом. Этим своим поступком Ч. Ледбитер преследовал цель быть полезным махатмам, в чьём истинном предназначении, и они ли есть те, за кого себя выдают, стал сомневаться Р.Штайнер. В 1904 году Ч. Ледбитер ясновидческим путём нашёл в Америке 13-летнего Губерта ванн Хука, сделав его своим кандидатом в «мировые учителя», но в 1906 году из-за скандала Ч. Ледбитер вышел из общества.

Причину падения Ч.Ледбитера Р.Штайнер усматривал не в его аморальном поведении, а во всей его оккультной системе, в тех методах духовного развития, которые он предлагал последователям теософии (Р.Штайнер. Циркулярное письмо. Берлин. Июнь 1906 г, Библ. 264). Ч. Ледбитер, - говорит далее о нём Р.Штайнер (Библ. 199, 11.09.1920 г.) – строит духовные миры, строит духов, ангелов и так далее из… атомов». Он совершал нечто ужасное тем, что мир у него атомистичен. Сами методы Ч.Ледбитера развивали медиумически-атавистические способности, в них отсутствовало «ментальное обучение», которое вело к «мыслительно-внутреннему созерцанию», к строжайшему и последовательному обучению мысли. На место сознательного контроля ясновидящего над своими сверхчувственными переживаниями, необходимые для различения в духовном мире истины от заблуждения, Ч. Ледбитер ставил непререкаемый авторитет гуру, тем самым, обрекая ясновидящего на игру с ним оккультных сил весьма сомнительного происхождения. И А.Безант и Ч. Ледбитер считали, что задача теософского движения состоит в подготовке человечества к приходу мессии, а в отличие от них Р.Штайнер не искал мессию на физическом плане, а дал те методы внутренней работы, которая, ускоряя внутренний рост человека, может привести того к опытному познанию высших миров.

В 1906 году между Р.Штайнером и А.Безант состоялся разговор об опасностях разработанного Ч.Ледбитером метода познания. Как полагал Р.Штайнер, их кажущимся, а не истинным преимуществом было то, что они якобы быстрее приводят к достижению «результатов». Но сама опиравшаяся на практические советы и рекомендации Ч.Ледбитера, неоднократно издававшая в соавторстве с ним теософские сочинения, А.Безант не прислушалась к вполне обоснованным предостережениям Р.Штайнера. Это непонимание только усилилось, когда в 1907 году скончался президент Теософского общества Генри Стил Оллкотт, а вместо него движение возглавила А.Безант.

Но Р.Штайнер продолжает творчески жить, и всё неизмеримое богатство духовного знания он обобщает в одно законченное целое в книге, которую можно назвать энциклопедией нового христианского оккультизма, - в «Очерке тайноведения»(1910).

Тем самым Р.Штайнер, в самой строгой мыслительной форме и доступное пониманию каждым человеком дав изложение собственных мыслей, закладывает основание науки о духе.

Однако это не устроило Теософское общество, с 1907 года всё более и более становившееся послушным орудием в руках восточно-тибетских оккультных братств. Это со всей очевидностью показал и состоявшийся с 30 мая по 2 июня 1909 года в Будапеште Теософский конгресс и та предыстория, окончательно разведшая пути Р.Штайнера и лидеров теософии. В апреле 1909 года в Адьяре Ч.Ледбитер нашёл Д.Кришнамурти, и в январе 1910 года после церемонии посвящения провозгласил его учителем человечества. Сразу же Р.Штайнер стал предостерегать теософов от представлений Ч.Ледбитера, связанных с миссией Д.Кришнамурти. Но услышан не был. С бескомпромиссным служением одной общечеловеческой истине Р.Штайнер постепенно становится для лидеров теософии непреодолимым препятствием. Это удручающее обстоятельство усугубилось ещё и тем фактом, что в начале 1911 года ученик Ледбитера Д.Арундель основал внутри Теософского общества орден» Восходящего Солнца», впоследствии переименованный в орден» Звезда на Востоке». Главной целью новоявленного ордена стала подготовка к пропаганде в мире нового физического воплощения мессии, с чем не мог согласиться Р.Штайнер. Пытаясь смягчить возникшее напряжение внутри общества Анни Безант предложила объявить Р.Штайнера перевоплощением апостола Иоанна, надеясь, что председатель немецкой секции примет участие в работе ордена. Когда же Р.Штайнер отказался, то А.Безант прибегла к откровенной лжи, объявив, что Р.Штайнер намеревался по приезде в Индию захватить всю власть в Теософском обществе. Вот истинная, а не вымышленная подоплёка разрыва теософии с Р.Штайнером. В работе «Восток против Запада». Часть 1 (1998). С.О.Прокофьев выделяет три этапа развития Теософского общества.

1. Христианское направление – (последняя четверть 19 века), или розенкрейцеровское эзотерическое христианство.

2. Дохристианское направление, или эзотерика древних дохристианских религий Востока, Запада на данном этапе, по мнению С.О.Прокофьева, заключалось в привитии западному миру своей формы из древности, сохранённого спиритуального познания.

3. Антихристианское направление, то есть, борьба с христианством оккультистов левого толка Востока и Запада.

Находясь ещё в Теософском обществе, Р.Штайнер уже с антропософских позиций рассмотрел мистерию и миссию Христианца Розенкрейца, и посвятил розенкрейцерам ряд лекций (1911-1912). Р.Штайнер считает розенкрейцеров предтечами «духовной науки» и очень подробно описывает время, в котором возникло это движение. 13 век – время Фомы Аквинского, религиозных распрей и межэтнических войн. Для сознания человека той эпохи примитивное ясновидение исчезло, а для оккультно-мистического постижения мировых событий наступило затмение; снять его завесу была призвана легендарная личность. Христианц Розенкрейц. Много ли мы о нём знаем? Этот человек для Р.Штайнера стал своего рода водителем по тернистым тропам судьбы, ведущим к самопознанию и познанию тайн вселенной, к своего рода взаимодополняемости атома и космоса. Чтобы понять мироощущение розенкрейцеров, необходимо, прежде всего, понять то, что все адепты стремились подготовить и развить в себе такое созерцание, которое бы позволило им узреть в повышенной деятельности моральных сил души искомую субстанцию (квинтэссенцию), из которой состоит всё сущее. Розенкрейцеры нашли, что в неопределённой форме эта субстанция живёт в мире, в макрокосмосе, но в самом человеке она возникает тогда, когда в нём наличествует гармоническое взаимодействие между мышлением и волей. Вне человека эта субстанция предстаёт не более как великое одеяние макрокосмоса. Найти её (в нашем понимании праматерию) пытались не только розенкрейцеры, но и алхимики, для жизненного опыта которых были важны внутренние душевные переживания во время формирования веществ, а не своекорыстные побуждения. Способствующий постижению тайны квинтэссенции душевный процесс и для розенкрейцеров и для последователей Р.Штайнера состоял в ревностной самоотдаче Божеству и делился на три этапа:

1. Мысли Богов (аура медного оттенка);

2. Любовь Богов (аура серебристого оттенка);

3. Жертвенное служение Богов (блистающая золотая аура).

Эти антропософски интерпретируемые, но, по сути, оригинальные положения розенкрейцеровской мудрости предвосхитили результат морально-этико-интеллектуальной работы алхимиков 14-18 веков. Ведущие к ясновидению и скрытые в мистической субстанции силы человек найдёт лишь в том случае, если изучит и пропустит через себя многовековой опыт оккультных наук и посредством строгой невербальной медитации и концентрации полностью отдастся внутренней жизни души. Последняя, очищенная и прозрачная, согласно внеконфессиональным воззрениям о предназначении человека на земле, таким образом, будет подготовлена к приходу Христа в мир в эфирном теле (а не физическом в случае с Д.Кришнамурти). Прежде чем узнать о его пришествии человеку понадобится специфическое спиритуальное прозрение в мировые взаимосвязи, что предполагает открытие в нём способности духовного воззрения на природу, известной как средневековым розенкрейцерам, так и современным антропософам. Изменить канву событий уже было невозможно. В январе 1913 года Р.Штайнер исключается из Теософского общества, а 2 февраля в Берлине Р.Штайнер основал Антропософское общество. Р.Штайнер не вышел из рядов теософии сам, а был именно исключён, но его не забыли. Примечателен здесь тот факт, что одно оккультное общество масонской ориентации предложило Р.Штайнеру свой диплом высшей степени и право на самостоятельную символически-культовую деятельность. Приняв этот диплом, Р.Штайнер хотел дать возможность другому потоку традиционной эзотерии западного направления найти подход к новой спиритуальной мудрости. Однако в последовавших затем недоразумениях и нападках на Р.Штайнера, со стороны принявшего было его воззрения общества, была выявлена трагическая неспособность западного оккультизма найти правильное отношение к новому откровению. Задачей доктора философии (защитился в Ростоке) Рудольфа Штайнера как основоположника антропософии стала попытка восстановить союз религии и науки, внести Бога в науку и Природу и таким образом духовно оплодотворить искусство и жизнь. И хотя развитие антропософии на первых порах и было внешне связано с Теософским обществом (до 1913 года), но в глубоком эзотерическом смысле она с самого начала являлась самостоятельным духовным течением, которое черпало свои познания и жизненные силы из собственных, независимых от каких-либо других, оккультных источников, как источников истинного эзотерического христианства. Сам термин «Антропософия» в смысле эзотерии указывает на то, как в результате становления Божественного Существа Христа человеком, Антропосом, космическая Тео-София (не путать с учением Е.П.Блаватской и её преемников) стала Антропо-Софией. Антропософия, если её перевести на простой язык, есть наука о духе как сверхчувственного познания мира через самопознание самого человека, кого эта наука считает космическим существом.

Таким образом, центральной задачей антропософии как учения стало раскрытие человечеству глубочайших мистерий космического Христа. Таков был в общих чертах первый период деятельности Рудольфа Штайнера как личности, мыслителя и педагога.

С сентября 1913 года начинается строительство Гётеанума, - архитектурного сооружения, своего рода символ духа и смысла антропософии как учения. В связи с этим Р.Штайнер смог дать духовные импульсы почти для всех изобразительных искусств: архитектуры, пластики, живописи, каждое из которых отныне получило возможность гармоничного сочетания эстетического и духовного начал, предвосхищая этим искусство будущего.

Уже само место, где состоялась закладка первого Гётеанума, и его окрестности, являлись с древних времён связанными со многими духовными потоками, которые в самых разных направлениях пересекали Европу, постепенно образуя всё своеобразие её духовной конфигурации. Именно в окрестностях Дорнаха («терновый венец») находилось святилище друидов, и в этих же местах было место поселения ирландских монахов. В области Эльзаса, что северо-западнее Дорнаха, находилось важное место посвящения, чьи импульсы действовали в европейской истории вплоть до Джузеппе Гарибальди. Когда-то через эти места был пронесён Грааль, - священную реликвию несли с юга на север. Недалеко от этих же мест проходил некогда путь странствий и Парсифаля, - одного из благородных рыцарей Круглого стола короля Артура. В 16 веке в Базеле действовал и Теофраст Парацельс, который черпал свои инспирации из розенкрейцеровской мудрости. В 1499 году возле Дорнаха произошла битва, имевшая решающее значение для последующего объединения и образования Швейцарии, как федерации кантонов. Всё это, конечно, не могло не предстать перед внутренним взором Рудольфа Штайнера, когда осенью 1912 года на своём пути в Эльзас к автору «Великих посвящённых» Эдуарду Шюре, он сделал остановку в Дорнахе, куда для короткого отдыха приезжали в это время года также Мария Штайнер (до 1914 года фон Сиверс), и некоторые её близкие друзья. По замыслу Р.Штайнера Гётеанум должен был быть окончательно закончен к 1917-началу 1918 года. В этих идеях Р.Штайнера можно проследить попытку внести в мир искусства, в частности и в архитектуру, новый смысл и новое одухотворение. Вместе с Э. Шюре Р.Штайнер путём живых символов в поставленных драм-мистериях хотел вызвать у «непосвящённых» зрителей прозрение в потусторонние миры. Соединив древние мистические вдохновения со всеми усовершенствованными приёмами современного искусства, Р.Штайнер надеялся тем самым создать могучее средство для воздействия на духовную природу человека. Но начавшаяся в апреле 1914 года первая мировая война сильно замедлила строительство, и даже к 1921 году оно ещё не было окончательно завершено. Р.Штайнер, надо воздать ему должное, не остался безучастным к факту войны. В своём плане выхода из войны антропософ подчёркивает культурно-духовную целостность европейских народов, он чётко себе представлял, что соединение понятий «государственность» и «нация» для Европы может обернуться опасностью национализма. Следует отметить, что именно в военные годы окончательно складывается антропософское учение о трёх системах организма человека: головной, ритмической и системе обмена веществ, чем был полностью выявлен эфирно-физический прафеномен, лежащий в основе всего строения и облика человека. В этом членении человеческого организма мы имеем дело с эфирно-физической проекцией человека.

Со второй половины 1916 года постепенно становится основной оккультно-социологическая тема лекций Р.Штайнера. В широком смысле она может быть обозначена как всеобъемлющее исследование духовных подоснов нашей эпохи. И хотя в многочисленных циклах и в отдельных лекциях, читавшихся Р.Штайнером, в основном, в Дорнахе в период 1916-1921 годов, хронологическая тема не всегда на первом плане, тем не менее, все лекции этого периода в совокупности образуют такое целое, которое обозначается как действие импульса Христа в 20 столетии, рассматриваемое с точки зрения сферы архангела Михаила.

В мае 1919 года Р.Штайнером было получено разрешение от министра культуры Хаймана о создании первой свободной вальдорфской школы. В сентябре она была открыта и приняла первых 256 учеников. Этим примечательным событием как бы подводится итог первым импульсам Р.Штайнера к духовно-научному обновлению искусства воспитания. Из этих импульсов постепенно возникает вся система вальдорфской педагогики.

В 1920 году открылись первые курсы Антропософской Высшей школы в недостроенном Гётеануме. С этого же года начинается стремительное развитие антропософской медицины. В 1921 году Ита Вегман основывает в Арлесхайме клинико-терапевтический институт. Был основан еженедельник «Das Goetheanum». В 1921 году импульс антропософии, связанный с новым откровением Христа в 20 веке, распространяется так же и на область религии. В 1921-1922 годах при содействии Р.Штайнера основывается Община Христиан, во главе которой становится Фридрих Риттельмайер.

Но, увы, в начале 20-х годов прошлого века у антропософского движения было мрачное будущее. После пожара, уничтожившего деревянное здание первого Гётеанума 31 декабря 1922 года, все процессы в этом движении, свидетельствующие о его внутреннем упадке, значительно усилились. Ещё одно событие добавило каплю во вполне понятную скорбь Р.Штайнера. Раскололось немецкое национальное Общество. От движения Р.Штайнера отделилось так называемое «Свободное Антропософское Общество», в котором в основном объединилось более молодое поколение антропософов.

И всё же, несмотря на эти удручающие события, деятельность Р.Штайнера в 1923 году была направлена на преодоление всех возникающих трудностей и препятствий через позитивную работу, через дальнейшее развитие самой антропософии. Начиная с марта 1923 года и до его окончания, Рудольф Штайнер развивает тему, связанную с антропософским обновлением основных христианских праздников, начало чему было положено в цикле лекций «Круговорот года как процесс дыхания Земли и четыре великих праздничных периода».

В этих лекциях Р.Штайнер раскрыл перед своими слушателями истинные оккультные основы основных христианских праздников. Начиная с конца января 1923 года, Р.Штайнер читает целый ряд отдельных лекций, которые должны были углубить у антропософов понимание сущности и задач Антропософского Движения и Антропософского Общества, а также придать большую сознательность в их отношения друг к другу. В соавторстве с Итой Вегман Р.Штайнер публикует «Основы для расширения искусства врачевания».

В июне 1923 года Р.Штайнер читает в Дорнахе уже целый цикл на тему об антропософии, состоящий из 8 лекций под названием «История и условия Антропософского Движения в его отношении к Антропософскому Обществу». В нём он продолжает обзор развития антропософии, начиная с первых её шагов внутри Теософского Общества и вплоть до 1923 года. В середине июля 1923 года ненадолго вновь поднимается социальная тема. Начиная с августа 1923 года, следует целый ряд циклов и отдельных лекций, в различных аспектах раскрывающих всё многообразие связей между человеком и космосом. («Наука инициации». Пенменмаур, 13 лекций; «Человек как гармония творящего, образующего и формирующего Мирового слова». Дорнах, 12 лекций; «Сверхчувственный человек, воспринятый антропософами». Гаага, 5 лекций).

Весь 1923 год связан с обширной деятельностью Р.Штайнера по подготовке новой и полной перестройки всего Антропософского Общества, что выразилось в создании и организации национальных Обществ в разных странах, из числа которых на Рождественском Собрании 1923-1924 годов должно было возникнуть, и возникло Всеобщее Антропософское Общество с центром в Дорнахе.

1923 год завершается одним из самых значительных циклов лекций Р.Штайнера «Образы мистерий». За всю историю человечества перед антропософами впервые раскрывалась сущность всех основных западных мистерий, содержание которых, вплоть до времени их упадка к началу христианской эры, тщательно оберегалось и хранилось только в потаённых святилищах и храмах древности, куда допускались только посвящённые. Образы самых значительных мистерий древности проходят здесь перед нами: Гиберния и Самофракия, Элевзис и Эфес, - мистерии, определявшие всё развитие западной культуры до наступления эры христианства, и нашедшие своё продолжение лишь в средневековом розенкрейцерстве.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.