Сделай Сам Свою Работу на 5

Антропологическая концепция Р. Штайнера.





Р. Штайнер писал: «Тот, кто хочет признавать один лишь чувственный мир, сочтёт это описание за несуществующее порождение фантазии. Но кто хочет искать пути, ведущие за пределы чувственного мира, тот скоро научиться понимать, что человеческая жизнь приобретает цену и значение только через прозрение в иной мир». (Духоведение, 1927 г.).

Каждый человек через призму своего индивидуального миросозерцания, пытается постичь процессы, не воспринимаемые чувствами. По своей природе они есть порождение психики высшего порядка, силой прозрения способные чётко уяснить границы бытия человека, исходя из мировоззрения индивида, из его определённой системы знаний и убеждений об окружающем мире.

На страницах своих произведений, Рудольф Штайнер предстаёт экспериментатором. Антропософ излагает, собственно то, что пережил, пережил не как воображаемое, а как высшее переживание, в акте которого он раскрыл в себе способности миста, то есть, способность переживать такой мистический опыт, который не обобщается в теорию и не выводится из неё.

Восприятие мира и места человека в нём имеет сокровенный смысл и постигается только на субъективном уровне мистического опыта, (медитации современной йоги; психические аутотренинги; психология бессознательного; «инсайт» в науке, или переработанная Р. Штайнером в учение об органическом росте, динамической истины, гётеанская идея «вечного становления»). Всё это указывает на особый стиль мышления автора-антропософа, поставившего перед собой цель поразмышлять, исходя из основы собственного духовного опыта, над сверхчувственным познанием мира и о назначении человека в нём. В ранней статье Р. Штайнера «Эгоизм в философии» (1899 г.), прослеживается эволюция индивидуального сознания от древнегреческих философов до Макса Штирнера и Фридриха Ницше. Р. Штайнер определял желание единичного как в масштабе всего мира, бессмысленную, исчезающую в потоке времени точку. Человек бессмертен в той мере, в какой даёт отмереть в себе самость. Познание есть преданность миру в мыслях; искусство - в воззрении, религия, - в душе. Р. Штайнер считал любовь преданностью суммой всех любовных сил тому, кто является для человека самым достойным уважения существом во всём мире: «Ибо любовь есть поистине небесный свет в повседневной жизни. Благочестивая, истинно духовная любовь, облагораживает наше бытие вплоть до его глубочайших основ, она возвышает всё, живущее в нас». Эта чистая, благочестивая любовь преображает всю душевную жизнь в другую жизнь, - в жизнь, родственную мировому духу. «Именно в единении с духом состоит предназначение человека. Живущий в духе живёт свободно, ибо он отверг всё второстепенное. Ничто не принуждает его, кроме того, от чего он охотно терпит принуждение, ибо познал это как высочайшее». Р. Штайнер в этой же статье приводит собственные критические суждения о Гераклите и Пармениде. Одно только упускает Гераклит из виду: то, что река уносит с собой, сохраняется мышлением, считающим, что нечто сущностное из того, что уже было, в следующее мгновение снова выступает перед органами чувств. Парменид не принимал во внимание того, что мышление есть деятельность человеческой личности, он считал мышление безличным, вечным содержанием бытия.





Симптоматично и определение духовидцем понятия «мистика», мыслимая им только через духопознание, берущее истоки не столько из внешней природы человека, сколько из «внутреннего» органа чувств, воспринимающего материальный мир. Р. Штайнер, подобно русским софиологам С. Н. Булгакову и П. А. Флоренскому, предпринимает поиск новой синтетической и универсальной методологии познания, который ведётся и по настоящее время.

В первой четверти XX века такая методология скорее предчувствовалась, предвосхищалась, чем осознавалась, что, по сути, и выразил в своих духовно-научных сочинениях Р. Штайнер (Теософия…, 1904; Очерк Тайноведения, 1910; Философия свободы, 1894; Христианство как мистический факт, 1902).



Учение о человеке составляет как бы ядро философской доктрины Р.Штайнера. Особо следует отметить в его творчестве влияние концепции «божественной мудрости», или теософии Е.П.Блаватской, рамки учения которой выходят за пределы познания органами чувств.

Со времён гностицизма, неоплатонизма и розенкрейцерства являясь вневероисповедной формой мистики, теософия нашла своё яркое выражение в учении Елены Петровны Блаватской, взгляды которой до 1913 года разделял Р.Штайнер, но разошёлся с её поздними последователями в трактовке человека.

Сама историческая эпоха (рубеж 19-20 веков) в философии и в других науках поставила перед человеком проблему несостоятельности утверждения рационального мышления как единственно верного и непогрешимого эталона в познании мира.

В философии наблюдается всплеск идей, затрагивающих вопросы человеческого бытия, давшего начало двум проявлениям экзистенционализма как учения, - религиозному (Н.А.Бердяев, К.Ясперс) и атеистическому (Ж.П.Сартр, А.Камю).

Физику на рубеже 19-20 веков стали именовать не иначе, как наукой о наиболее общих свойствах материи и её строении, в её основу полагали фундаментальные законы о движении и взаимодействии тел, открытые ещё Исааком Ньютоном.

В психологии появилась теория З.Фрейда, давшая свой ответ на вопросы о бессознательном. В физике бурно обсуждались и проводились эксперименты, подтверждающие постулаты корпускулярно-волнового дуализма, основоположниками которого были И.Ньютон, Р.Гук и Х.Гюйгенс.

В »духовных» же сферах происходило нечто такое, что не вписывалось ни в религиозное, ни в научное мышление. Происходит своеобразная кристаллизация многовекового духовного опыта, через его переосмысление и сопоставление с насущными потребностями настоящего и грядущего поколений. Предпринимается попытка заполнить вакуум в естествознании новыми теориями, которые бы с иных позиций объясняли природу человека.

Антропология Р.Штайнера, его видение человека, не вписывались в доктрину теософской школы. Отойдя её, Р.Штайнер разработал учение, в отличие, от теософских традиций опирающееся на активность, а не на пассивность сознания.

Внутренняя пассивность теософских воззрений на человека, по Р.Штайнеру, несовместима с духовной активностью. Она необходима для того, кто встал на путь духовного ученичества.

В фокусе антропософии (от греч. «антропос» - человек и «софия» - мудрость) – обожествляемая человеческая натура, открытая только посвящённым: «Душевное – это область, недоступная телесному содержанию» (170; 20-21). Без эгоизма не было бы возможным становление индивидуума. Эгоизм обрекает индивидуум на изоляцию и приводит его к слепоте. Неизбежным следствием эгоизма является зло. Уровень самосознания и самосозерцания человека по духу идентичен божественному, ибо последнее, если исходить из новозаветного изложения, непостижимо для человеческого рассудка, а лишь проявляется в таких Учителях, как Будда и Христос. Высшее «Я» рождается в муках преодоления «Эго» и трансформации низшего «я», то есть, человек постоянно осуществляет своё становление в русле самопознания.

В своём учении Р.Штайнер выражает субъективные познания о сверхчувственном в идеях, соответствующих образу мышления его времени. Индивидуальность выступает одной из основополагающих категорий штайнеровской антропологии. Человек интересен как индивид, а не как биологический тип. Поэтому для педагога крайне важно постоянно принимать во внимание «своё» пространство в ученике, а также индивидуальный характер и скорость развития.

Способности и задатки проявляют в ребёнке индивидуальность. Правда нам несёт достоверность, когда развивается индивидуальное в нас. Без уяснения себе этих положений антропологии Р.Штайнера бессмысленна сама идея вальдорфской педагогики.

В антропософии человек есть гражданин трёх миров: тела, души и духа.С помощью первого мира человек познаёт свою телесную сущность, строит его из компонентов тех строительных материалов природы, словно растение, размножающееся вегетативно.

Сообразно животному миру человек способен воспринимать предметы и на основе впечатлений от них слагать присущие только ему душевные переживания. Дух же, в отличие от тела и души, не принадлежит к области повседневного опыта, хотя человек и может догадаться, что эта ступень сознания существует.

Следовательно, замечает Р.Штайнер, человек может быть органически вписан в минеральную, растительную и животную среду. Строение же человека есть облик, воспроизводимый чувствами и абстрагированный в категории «тело». Вследствие этого ему приписывается, помимо трёх форм бытия и четвёртая, - человеческая, что позволяет судить об особом царстве.

Раскрывая одну сторону устройства человека, Р.Штайнер во второй главе «Теософии» переходит к размышлениям об отличии телесного мира индивида от его душевного мира, который в силу своей скрытости под телесной оболочкой «хомо сапиенс» составляет неповторимое и самостоятельное существование, открывающее себя чувственному ощущению. Так, например, люди, страдающие цветовой слепотой, не в силах видеть всю гамму красок мира.

Человек способен воспринять окрашенный в красный цвет стол, но бессилен воспринять зрительные особенности другого индивида, проявляющиеся у того в силу своей значимости, которую он придаёт воспринимаемому объекту.

Значит, наши чувственные ощущения суть душевные?

Именно к этому и подводит нас Р.Штайнер, когда пытается уяснить природу человеческих ощущений. Человек взаимодействует с внешним миром через волю, оставляя в нём след своего внутреннего существа. Поэтому задачей антропософии является, по Р.Штайнеру, выявление в человеке особенностей, отличающих человеческое бытие от бытия других существ. Это делает человека не только человеком, но и человечным. Эти идеи созвучны мыслям феноменолога Э. Гуссерля, изложенным в его основополагающей работе «Пролегомены к чистой логике» (1900 год). Сам Э. Гуссерль попытался защитить философию от позитивизма. Он вплотную подошёл к идее реинкарнации, но был бессилен в этом вопросе продвинуться дальше. Тем и отличается человек от проявлений внешней природы, что своим поступком налагает на свою личность отпечаток собственного внутреннего мира. Душа человека противополагает себя внешнему миру как нечто сокровенное. Из чего человек получает побуждения и в соответствии с ними, тем не менее, строит собственный мир. Рудольф Штайнер намеренно избегал говорить о картине или образе человека, так как это подразумевает наличие готового образа, а он не всегда может восприниматься диалектично, но и догматично. Р.Штайнер всегда сознательно употреблял выражение «познание человека» или «самопознание» как суть происходящих в человеке живых процессов, длящихся на протяжении всей жизни.

Познание, являющееся по Р.Штайнеру ключом к пониманию его антропологии, есть живой процесс взаимодействия непосредственного опыта через наблюдение и творческую интуицию, - понятий и идей, где раскрывается сущность наблюдаемых явлений.

Суммируя атрибуты душевного существа, он заключает: «Телесность становится основой душевного» (Теософия, 1904 г.).

Духовное существо человека замыкает собой телесное и душевное, что придаёт ему прецизное (определённое) толкование.

Человек не свободен от собственных восприятий и поступков. Он размышляет, внося жизнь в мысли, в течение которых Р.Штайнеру и видится главная задача одного из тринитарных миров. Ведь человек переживает в себе мысли не в абстрактной форме, но чувствует в них силы. Душевную жизнь, возможно, уловить там, где отсутствует ощущение: будь это ощущение сладкого или ощущение удовольствия.

Согласно антропософскому учению существует 5 сверхчувственных планов:

1. мир будхи (мир первообразов);

2. высший девахан (небесный мир, или рай);

3. низший девахан;

4. астральный мир;

5. мир стихийных существ природы.

Как отражение макрокосмоса человек согласно учению Р.Штайнера состоит из 4 основных планов:

1. физическое тело;

2. эфирное тело (жизнь);

3. астральное тело (сознание);

4. «я» (воспоминание).

В самом же человеке заключены три части духовного существа:

1. Духочеловек (в нём Я осознаёт себя как физического человека);

2. Жизнедух (Я осознаёт себя как живое);

3. Самодух (где Я осознаёт себя собственно как «самость»).

Такие этические понятия, как терпение, сострадание и жертвенность, тоже нашли своё место в антропологии Р.Штайнера. Согласно Доктору, терпение есть отражение в душе сил эфирного тела; сострадание – отражение в душе сил астрального тела; а жертвенность есть отражение в душе сил физического тела.

Как же Р.Штайнер в своей концепции человека уясняет различия между телом, душой и духом? Только путём размышления о самом себе. Кроме физического, у человека существует духовный облик, - эфирное силовое поле, интерпретируемое антропософами как «эфирное тело». Здесь прослеживается явная аналогия с двойником древних египтян «ка», призраками замков средневековой Англии, с теорией посмертного существования древнеиндийских трактатов, а также, как это ни парадоксально, современными научными исследованиями психолога-трансперсоналиста С. Грофа и А. Маслоу; психоанализ Р. Ассаджиоли и теория оргона В. Райха; так называемая эфиродинамика В. Балыбердина и газоразрядная визуализация супругов Кирлиан. Для усмотрения эфирного тела разрабатывались специальные медитативные упражнения, и по сей день занимающие видное место в мистических традициях Востока, умозрение исихастов и др. У Р.Штайнера это пробуждённое духовное око. «Обозначение, пишет Ф. Карлгрен (66;33) имеет недостаток, потому что оно даёт основание думать о чём-то физическом, хотя в действительности речь идёт о «сверхчувственном феномене».

Доводы Р.Штайнера в пользу своей концепции возводились не на песке зыбкого воображения, а согласовывались предшествующими мистическими школами, но не копировали их. Это око недоступно тем, кто отрицает духовный мир, кто предприняв поиск объяснения всему этому с позиции материализма пытается доказать вербально невыразимое. Посвящённый только через переживания экстаза может усмотреть истоки духовного в человеке, но не в целом, а через субъективацию образов субъективного мира.

Антропософ рассуждает о материализме как о «феномене душевного страха человека», который пробивается к признанию духовного как неотъемлемого элемента своего «Я», но из-за боязни раскрепощения в ином качестве прибегает к иллюзии о непознаваемости духовного мира, даже не пытаясь в него углубиться.

Этические воззрения Р.Штайнера на человека чем-то предвосхищают интуитивизм Н.О.Лосского (1870-1965). Как и для русского мыслителя «всё имманентно всему», так и для Р.Штайнера душа купается в лучах вечного света, именуемого им истинное добро. Истина и добро составляют для Р.Штайнера суть бессмертие души, именуемой душой сознательной, под которой подразумевается основа человеческого сознания, или «душа в душе».

Для посвящённого в сверхчувственные миры человек, - мизерная часть всего айсберга, что составляет Человека.

С антропософских позиций Р.Штайнер вырабатывает в себе качества наблюдателя переплетения физического тела с эфирным, за пределами коих созерцается тело душевное или астральный облик, то есть «…в астральном существе человека действуют не природные законы Земли, а законы, управляющие процессами звёздного мира» (171; 856-857). Согласно Р.Штайнеру, «В нём (в астральном теле – В.Н.) находится другое «Я» человека, которое находит своё выражение в повторных земных жизнях». ( Там же, 888). Эти образования, - суть человеческая аура, в чьей облачной структуре заложена сила мышления. Это суждение Р.Штайнера, спустя тысячелетия, парадоксально перекликается с мыслями Гераклита Эфесского (540-480 гг. до н.э.): «Сила нашего мышления заложена вне тела».

В собственном «Я» человек, по Р.Штайнеру, конструирует то, что переживает как телесное и духовное существо, но парадокс «Я» не имеет телесной природы.

На ранней стадии развития самосознания человек не мыслит себя самостоятельным существом, а рассуждает о себе, как о постороннем, чьи припоминания о прошлых жизнях кажутся взрослым детской фантазией, - на ум приходят теория припоминания и эксперименты канадского учёного У. Пенфилда; труды американского нейролога К. Лешли. К слову сказать, сам термин «сознание» предполагает наличие некоторой «раздвоенности» человека (рефлексивная дистанция). Сознание своего «Я» выражается через телесные условия, через которые ребёнок действует, и по мере развития он уже различает своё имя от остальных имён.

«Духовное есть извечная пища человека», - акцентирует Р.Штайнер. Для постижения человеческого духа необходимо знание двух вещей:

1. Раскрыть в сознании человека вечность, а она черпается из собственного духа;

2. Узреть в человеке наложившие на душу отпечаток сокровища прошлого.

Человек, считал Р.Штайнер, способен забыть приобретаемые из переживаний впечатления, но плоды этих переживаний остаются в его душе, хотя и не застрахованы от преобразований. Благодаря такой переработке человеческий дух прогрессирует, но не запечатлевает в себе прошлые переживания, проявляющиеся в человеке через приобретённые в ходе становления способности. Р.Штайнер заключает, что духовный человек должен существовать до рождения физического тела. Таким образом, человек в антропологии Р.Штайнера выступает в роли космического перехода от дочеловеческого к сверхчеловеческому состоянию. В этом, по мнению представителей ортодоксального христианства, и заключается различие между антропософией и христианством. Человек, говорят они, не произошёл из низших сфер космической жизни, а сотворён Богом и несёт в себе образ и подобие Божье.

На мировоззрение Р.Штайнера оказало влияние пифагорейское учение о метемпсихозе, правда, там человек мыслится не как духовный, а как душа, способная воплотиться в другое тело. Н.О.Лосский приводит в подтверждение реальности самого факта перевоплощения воззрения Р.Штайнера на эту тему ( 87 ).

Дидактико-методологические подходы Р.Штайнер разработал, исходя из представлений И.В.Гёте о метаморфозе. Штайнеровский цикл метаморфоз делит развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для телесности, мышления, воли и чувств. Перед вальдорфским педагогом ставится задача точно проследить эти метаморфозы, и тем самым создать для их протекания благоприятные условия.

В своей антропологии Р.Штайнер попытался создать такую педагогическую антропологию, которая могла бы стать в учителе живой («педагогическим инстинктом», «педагогической интуицией»), а не системой абстрактных понятий. В эту антропологию входят: общее учение о конституции и, учение о конституциональных типах; учение о темпераментах и способах педагогической работы с ними; учение о взаимосвязи душевно-духовного с психофизиологическим, лежащее в основе представления о здоровье и болезни; ориентированная на практику возрастная периодизация.

В антропологии Р.Штайнера допускается существование души, но она мыслится носителем духовного мира. Круговорот жизней, перевоплощённых из одного тела в другое, невозможен без духовного человека, как невозможна истина, не испытавшая в сознании мук сомнений. Реинкарнация духовного человека выпадает из сферы доказуемости, реальные факты ставят предел метафизическим вопросам. Она всецело принадлежит духовной области, доступ к которой имеет только мышление. И все поступки, которые человек совершил в своей жизни, и известные на Востоке как карма (воздаяние), могут шлейфом наказания отразиться на последующих воплощениях духа.

 

 

Выводы к 1.3.

Антропология Рудольфа Штайнера означает поиск и приобретение высшего божественного начала внутри человека, а не вовне его, при этом она явно входит в противоречие с естественнонаучным представлением о человеке, о его внутренней самоорганизации как «кристалла» духа. Выдвигаемый Р.Штайнером тезис, нашедший подтверждение в экспериментах Р. Муди, Э.Кюблер-Росс, У. Пенфилда и К. Лешли о том, что сознание человека, пребывающее в поле внутреннего состояния, частично или полностью освобождается от тела, неприемлем в науке. Она представляет сознание не как первичный, а как вторичный, побочный феномен природы человека (так называемый эпифеноменализм). Антропософские взгляды на природу человека, тем не менее, ещё нуждаются в дальнейших исследованиях, которые сейчас активно проводятся в различных научных кругах Европы и Америки.

 

Выводы к главе 1.

1. Как личность, мыслитель и педагог, Рудольф Штайнер был таким, каким он был в своей богатой на события жизни. Медитацию «в свете, струясь, живёт мудрость» вполне обоснованно можно применить в качестве цели и смысла жизни этого выдающегося эзотерика 20 столетия. Рудольф Штайнер оставил по себе заметный след в духовно-интеллектуальной атмосфере Европы первой половины прошлого века, в принципе и определившую связь «Я» Р. Штайнера с его многогранным творчеством. Последнее нашло своё оригинальное выражение в антропософии, в этой не форме религии, как многие считают, а пути к познанию мира и человека. Трудно не согласиться и с тем доводом, что в учении духовидца есть очень много моментов из положений учения Христианца Розенкрейца, но оригинальных и необычных по своему содержанию.

Поставив перед собой цель, синтезировать через я в духовном поиске природу и духовный мир. Р.Штайнер попытался собственной антропософией найти новый путь к спиритуализации человеческой культуры. Это стоило ему титанических усилий, отразившихся в отказе следовать теософии и кажущимся мыслителю неверным откровением западного оккультизма.

2. Антропософская методология познания Р.Штайнера опирается на метафизический метод, усматривающий в природе «жизненные силы», продукт которых, - органическая и неорганическая природа. Трактовка Р.Штайнером познания для адептов антропософии есть совокупность истин, пропагандирующих как философско-религиозные, так и педагогические положения. Все они сводятся к тому утверждению, что после смерти «духовные части» человека сбрасывают физическое тело, после чего индивид, пройдя определённые этапы в своей эволюции, останавливается на уровне, соответствующей степени достигнутой в земной жизни развитости. Для учёных такое познание есть панпсихизм, к тому же не подкреплённый конкретной психологической теорией.

3. Вальдорфские педагоги усматривают истоки этой школы в гармонии тела, души и духа человека (биология, психология и биография по Б. Ливехуду), - будь это обособленная часть организма, или его интеграция в единое целое. Антропологическая концепция Рудольфа Штайнера предполагает как эзотерическое, так и экзотерическое знание воспитателем природы воспитанника, которую тот призван развить и помнить, в каком возрасте и как воздействовать на тот или другой телесный орган человека. Однако оно наукой не приемлется, так как в положениях о человеке Р.Штайнера усматривает эпифеноменализм, своего рода автономность сознания от тела.

Глава 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.