Сделай Сам Свою Работу на 5

Антропософская мистерия Рудольфа Штайнера.





Науменко Владимир Иванович.

 

 

Антропософия Рудольфа Штайнера.

2014год.

В книге кандидата педагогических наук В.И.Науменко ретроспективно представлен жизненный путь основоположника антропософии, мыслителя, личности и педагога Рудольфа Штайнера (1861-1925), актуальность его философских идей (антропология, методология познания), мистико-апокалиптические воззрения. Обстоятельно освещено влияние учения Р. Штайнера на судьбу и творчество русских мыслителей, проанализированы факты, имеющие непосредственное отношение к опыту применения идей вальдорфских школ за рубежом и в России.

 

Наша жизнь слагается из поступков свободы и несвободы. Но мы не можем додумать до конца понятие человека, не придя к свободному духу как чистейшему выражению человеческой природы. Ибо мы поистине люди лишь постольку, поскольку мы свободны!

Р. Штайнер.

Философия свободы (1894).

Введение.

Мистицизм Европы 20 века вряд ли был бы представлен полно, не будь антропософии Рудольфа Штайнера. Писать и размышлять о творчестве Рудольфа Штайнера, - знаковой фигуре духовной жизни Европы первой четверти 20 века, о его антропософии, - сложно. До сих пор Рудольф Штайнер и его «наука о духе» вызывает самые разноречивые мнения, суждения и оценки, зачастую весьма далекие от самой постановки вопроса о ней, от знакомства с ней, что имеет своим следствием совершенно иную трактовку этого учения, нежели ту, которой изначально придерживался сам антропософ. Достаточно глубоко пустившая свои корни в европейскую почву, антропософия Рудольфа Штайнера с самого своего существования придерживается традиции христианского гнозиса, а если быть точным, - христианско-розенкрейцеровского. Современная Россия лишь в начале 90-х годов прошлого века переоткрыла для себя и самого Рудольфа Штайнера, и саму антропософию. В её образовательное пространство был открыт широкий доступ вальдорфской прогрессивной педагогике, являющейся педагогической новацией Рудольфа Штайнера. Это вызвало необходимость осмыслить не только педагогическое, но и само антропософское направление поиска, раскрыть те положения, опираясь на которые учёный мог бы направить их практико-ориентированный вектор на придание учебно-воспитательному процессу человека, его духовной культуре одухотворяющих качеств, призванные пробудить в нём живое отношение к учёбе, гуманизировать межличностные связи в системе «учитель-ученик». Человеческая природа должна прийти к духовности, к гармонии с космосом, обществом и с самим собой, а основу личности должны составить нравственные идеалы. В связи с этим возникает настоятельная потребность внимательного изучения философских, мистико-апокалиптических, педагогических идей, в нашем случае популярного антропософского педагогического направления, - вальдорфских школ.





Развитие философской педагогической культуры в условиях России 21 века немыслимо без обращения к идеям и опыту как зарубежных, так и отечественных мыслителей, педагогов-практиков, его беспристрастного анализа. В этом плане особый интерес представляет изучение с философских и педагогических точек зрения наследия Рудольфа Штайнера, явившего собой значительное событие в развитии мистико-эзотерической и педагогической мысли 20 века. Являясь автором свыше 350 томов собственных сочинений, Р.Штайнер внёс свой весомый вклад в осмысление по-новому таких наук, как: философия, педагогика, культурология, религиоведение, медицина, история эзотерического христианства. В области естественных наук заслуги антропософа заметны в аграрном хозяйстве, почвоведении, химии, кристаллографии.

Р.Штайнер являлся генеральным секретарём немецкой секции Теософского общества (до 1913 года), основателем антропософии (1913-1925). В основном Р.Штайнер занимался лекционной деятельностью в Дорнахе (Швейцария) и принимал активное участие в исследовании духовных подоснов современной ему эпохи, попытался духовно обновить искусство воспитания, постепенно оформившееся в систему вальдорфской педагогики, придать новые импульсы эзотерическим событиям современной ему Европы. Приоритет в изучении духовного наследия Р.Штайнера принадлежит, прежде всего, западным исследователям. Одной из первых подобных попыток явились воспоминания о Р.Штайнере и биографии о нём живших с ним в одной эпохе, а также разделявших его воззрение последователей. Здесь следует назвать работы С.О.Прокофьева, Ф.Риттельмайера, К.Лиденберга, Ф.Карлгрена, К.Штокмайера, Б.Ливехуда, К Штудер-Зенн и др.



Суть, цели и задачи антропософии и вальдорфской педагогики в частности нашли своё отражение в трудах и современных российских исследователей (А.А.Пинский, В.К. Загвоздкин, А.Л.Битова, О.В.Черкасова, Е.Огарёва, Е. Карпова, С.Ловягин, М.Шаскальская и др.). В работах этих российских авторов исследуются пути использования на практике антропософских идей вальдорфской школы в России, все они единодушны в том, что степень изученности проблемы вальдорфской педагогики, исследования наследия Р.Штайнера недостаточны, кроме того имеются диаметрально противоположные оценки антропософии, - как некритически-восторженные, так и скептические. На мой взгляд, это объясняется недоступностью научным кругам и общественности России многих зарубежных оккультно-мистических течений и инноваций в области педагогики, которые не соответствовали диалектико-материалистическому мировоззрению.

Социально-экономические катаклизмы в мире первой четверти 20 века отразились во взглядах Р.Штайнера на человека, на его путь познания, очеловечивание самой его природы, воспитания и образования, на роль эзотерики в целом. Рассматривая человека как индивида, а не как биологический тип, который связан с телом, душой и духом, мыслитель обозначил альтернативный вариант развития человечества, то есть создание «науки о духе», педагогической антропософии, где учитель принимал бы во внимание «своё» (то есть ученика) пространство, индивидуальный характер и скорость развития. Способности и задатки проявляются в ребёнке индивидуально. Без уяснения этих положений антропологии Р.Штайнера бессмысленна сама идея вальдорфской педагогики.

Предпринятая в данной монографии попытка философски и педагогически обосновать антропософские основы учения Р.Штайнера привела к исследованию основы её положений, к исследованию основанной им вальдорфской педагогики (1919), где центральное место принадлежит всесторонне развитой личности, её роли в развитии социума и космопланетарной эволюции. Основным следствием реализации антропософской педагогики, по мнению мыслителя, является новая и глубинная «философия детства» и разработанное до деталей искусство обучения и воспитания.

В первой главе монографии – «Антропософская мистерия Рудольфа Штайнера», - раскрыта биография Р.Штайнера как личности, мыслителя и педагога, показана его основополагающая роль в эзотеризме Европы первой четверти 20 века и те коллизии жизненного пути мыслителя, во многом определившие его судьбу и творчество. Как показал анализ работ Р.Штайнера и его учеников, антропософия является философской основой вальдорфской педагогики, в не подкреплённом конкретной психологической теорией пути познания опирающимся на метафизический метод, усматривающий в природе «жизненные силы», продукт которых есть органическая и неорганическая природы.

Душа и дух, по антропософскому учению, бессмертны, находятся с накопленным на земле человеком духовным опытом в состоянии реинкарнации и кармы, на основе метода познания истории и будущего человечества, - «духоведения», - разработана антропософская теория развития, начинающаяся с трактовки эволюции духа времени.

Согласно воззрениям Р.Штайнера, с эволюцией Земли протекает развитие и самого человека, представляемого как рост, назревание и соединение друг с другом человеческих частей. Природа человека подразделяется на физическое, эфирное, астральное тела и Я-тело.

По трактовке антропософского учения, духи мудрости, движения, любви, формы, личности, огня, гармонии и жизни обеспечивают эволюцию. Человек по своей природе является связующим звеном феноменального и идеального миров. Низший член в духовной иерархии – человек – в следующих стадиях развития земли становится ангелом, архангелом и, в конечном итоге, приближается к Божественному. Духовный мир человек сможет познать тогда, когда в ученичестве пройдёт семь этапов, это: учение духовной науки, имагинация, инспирация, интуиция, познание соотношения макро- и микрокосмоса, слияние с макрокосмосом, блаженство в Боге. Для внутреннего ученичества характерны три признака: изучение, медитация и моральные упражнения (последние обладают 6 качествами, это: мыслительный контроль, волевой контроль, хладнокровие, положительность, непредвзятость и внутреннее равновесие). «Мыслительная йога» Р.Штайнера есть одна из медитативных практик целостно-интуитивного видения мира. Идея воскресения души в антропософии связана с её развитием во время земной жизни. Антропософское учение является для его адептов совокупностью абсолютных истин, что позволяет им пропагандировать не только её философско-религиозные положения, но и педагогические.

Во второй главе «Мистико-апокалиптические воззрения Р.Штайнера» рассмотрены его взгляды на самых ярких представителей средневековой мистики, рассмотрено основное содержание докладов Р.Штайнера, посвящённых Апокалипсису св. Иоанна Богослова с антропософской точки зрения.

В третьей главе «Антропософия и русские мыслители» раскрыта специфика оценок русскими мыслителями антропософии, предпринята попытка рассмотреть её воздействие на творчество интеллигенции в лице А.Белого, Н.А.Бердяева, Эллиса и А.Кураева; также освещена отрицательная оценка православием антропософии.

Проведённый анализ источников показал, что Андрей Белый глубоко лично пережил увлечение идеями Р.Штайнера, отразившееся на его духовных исканиях и в его художественном творчестве.

Николай Бердяев специально глубоко не исследовал (перефразируя А.Белого, а «всего-навсего перелистал») это учение и дал несколько критических высказываний отдельным его положениям. Поэтому неправомерно ссылками на этого философа давать исключительно отрицательную оценку идеям Р.Штайнера.

Эллис не подверг объективной проверке учение Р.Штайнера. Своими критическими замечаниями, он отомстил Р.Штайнеру за свою былую приверженность его учению, на что поссорившийся с ним А.Белый заметил: «всё талантливое в себе отдавал он (Эллис) кончику языка; бездарное – кончику пера».

В четвёртой главе «Зарубежный и российский опыт вальдорфской школы» исследована организация учебно-воспитательного процесса вальдорфских школ за рубежом и в России, осуществлён философско-педагогический анализ практики, выявивший как позитивные, так и негативные моменты, рассмотренные в данной монографии. Здесь же раскрыто применение опыта вальдорфской школы в России, дана оценка её состояния и перспектив отечественными педагогами, представлены воззрения Р.Штайнера на личность учителя.

В заключение представлены итоги исследования и сформулированы основные выводы.

 

 

Глава 1.

Антропософская мистерия Рудольфа Штайнера.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.