Сделай Сам Свою Работу на 5

Апокалипсис Иоанна» Р.Штайнера.





Цикл из 12 докладов на тему «Апокалипсис» был прочитан Р.Штайнером в Нюрнберге с 17 по 30 июня 1908 года. Рассуждения антропософа о Христианстве, как религии, как благовестия Евангелий понятны для любой ступени познания, явствует о призыве последних к глубочайшим мистериям и проникновению в учения человекомудрия. Именно в этом, а не в чём-то другом, заключается задача антропософии как учения о духе. Антропософия, отмечал Р.Штайнер, не есть религия, как таковая, она не противоречит ни одной из них. Антропософия призвана стать орудием, применив которое думающий человек уяснил бы себе исполненное глубокого смысла знание и истину, сделать для человека понятными прежде скрытые от него, исполненные жизни религиозные тайны. Духовная наука, то есть антропософия, не должна иметь своей опорой ни одно писание, ни какое-либо предание. Глубоко заложенные, дремлющие в душе человека духовные сверхчувственные силы и способности лежат в основе всего видимого. Пользуясь предлагаемыми человеку методами антропософии, он раздвигает границы своего мировосприятия за кулисы чувственного бытия, туда, где есть духовные первопричины и невидимые для зрительного спектра существа, воспринимаемые лишь теми, чьи способности ясновидца не подвергаются сомнению. Независимым источником духовного знания, по Р.Штайнеру, является непринуждённое применение сил человека, сверхчувственных сил, ещё дремлющих у большинства людей. Когда человек овладел приёмом, приводящим к сверхъестественному за чувственным познанием, когда он является носителем знания о нём, он может обратиться к преданиям, через которые в ходе развития приходили к людям вести о той области, где завершаются наши чувства и начинается то, что есть сверхчувство. Тогда такой человек познаёт и оценивает эти памятники согласно их истинной ценности, а те в свой черёд показывают, что являются более глубокой мудростью, нежели это представлялось человеку, не посвящённому в антропософский путь познания.



Религия лучше всего характеризует то, что есть в сердце человека. В его чувствах, в тех переживаниях и настроениях, отталкиваясь от которых он возносит лучшее из того, что воспринимает его душа. От интенсивности этих ощущений зависит характер религии человека, в то время её содержанием, несомненно, является духовный или сверхчувственный мир. Как свидетельствовал Р.Штайнер, для понимания времён бесконечно далёкого прошлого мы должны обратиться к дорелигиозной эпохе человечества, то есть к эпохе, в которой пребывал человек до момента зарождения религии. И как следствие этого, Р.Штайнер ставил вопрос: существовала ли дорелигиозная эпоха человечества?



Отвечая на него, Р.Штайнер признаёт существование того времени, когда на Земле не существовало религии. Для человека религия имеет то значение, что оно выражает собой. То есть, связь человека с его Божественным, с духовным миром. Таким образом, эпоха может быть названной религиозной лишь в том случае, когда в ней человек страстно стремится соединиться с Божественным, - независимо от того, исходит ли оно из источников знания, или определённого рода переживания. Признавая существование времени, где человек более предчувствовал в самом себе, нежели знал что-либо внешнее, он постигал интуитивным порядком, нежели логикой, сверхчувственный мир. В своей лекции Р.Штайнер особо подчеркнул, что именно эти времена и были религиозными эпохами Земли. Р.Штайнер признавал и то обстоятельство, что до них существовали и другие. Когда человек не нуждался в связи с духовно-сверхчувственным миром. Почему? Потому, что об этом духовном мире он знал так же, как современный человек знает о чувственных вещах. Человек прежде жил в той эпохе, когда его окружали духовные существа и явления, о которых ему было известно из религий или учений мудрости.



Слово «эволюция» наука применяет только лишь к чувственным фактам, хотя само оно для того, кто исследует мир духовнонаучно и ограничивается этим, включает в себя всё, в том числе и сознание человека. Ясное дневное сознание, благодаря которому мы постигаем реальный мир, развилось из древнейшего сознания человечества. О нём антропологи не могут сообщить ровным счётом ничего, так как они пользуются чувственными инструментами, а в качестве метода у них выступает рассудок. Антропология полагает, что в бесконечно далёкие времена человек прошёл состояния, характерные тем, что ныне сейчас проходят современные животные. Р.Штайнер отрицал одну из стадий природы человека, как животного существа. Если человек перерос ранние ступени своей эволюции, то животные вросли в них. В мире животные есть отставшие братья человечества, не обладающие свойственными ранним ступеням развития человека формами. Эти ступени развития пройдены в ту эпоху, когда на Земле были иные условия жизни, стихии не были ещё разделены так, как теперь, а сам человек не был заключён в тело, но всё же был человеком.

По ходу своего развития он мог ждать своего нисхождения в плоть, но до тех пор, пока в ней не развил силу современного духа. Животные приняли плоть раньше, чем надлежало, вследствие чего и отстали. В прежние времена память у людей была развита, чем теперь, но из-за превалирования в культуре рассудка она отошла на задний план. Р.Штайнер приводит пример с Каспаром Хаузером, который непонятно как очутился в Ансбахе, и о котором не было известно практически ничего, кроме того, что он обладал врождённой правдивостью и изумительной памятью, но по мере приобщения к интеллекту, память о правдивости у него снизилась.

Всё это говорит о том, что в дорелигиозное время человек не соприкасался с чувственно воспринимаемыми вещами, он был связан с духовными явлениями и существами. Современный человек огрублён в чувствах, сквозь завесу материального мира пытается получить вести о духовном мире, для этого стала необходима религия.

Но существует переходное состояние, - от религиозного и, собственно, к религиозному сознанию. Это мифология, саги и сказания народов о духовных мирах. Их содержание есть последнее воспоминание о дорелигиозном сознании, то есть то, что некогда было переживаемо. Мифология есть обломок некогда переживаемых в древности людьми событий.

Человек нашёл средства и пути так развить своё внутреннее мировидение (Р.Штайнер имел в виду касту посвящённых), что снова мог созерцать те миры, из которых вырос, которые некогда виделись ему в смутном сознании.

Кто они такие, эти посвящённые?

Это люди, которые, определённым методам преобразовали собственное душевное и духовное содержание, и тем самым снова поднимались к духовному миру. В душе каждого человека в дремлющем состоянии пребывают сверхчувственные силы и способности, но может наступить такой момент, когда они пробуждаются. У человека разовьются душевно-духовные органы, благодаря которым из духовной темноты и безмолвного окружения начинается опять свет, и раздаются звуки.

Для возрастания к духовным мирам возможно развитие, а оно и есть посвящение. Его методы представляются людям в школах мистерий. Различия между методами науки и методами посвящения Р.Штайнер усматривает в том, что первая пользуется внешним инструментарием, а для посвящённого существует один инструмент, который он должен преобразовать.

Куда же ведёт первая ступень посвящения?

Это развитие, как считал Р.Штайнер, состоит не в философских рассуждениях, но в образах (имагинациях). Посвящённый, прежде всего, познаёт и постигает в образах, учится восходить в духовный мир, то есть обладать имагинативным сознанием. К своему дневному сознанию посвящённый присоединяет сознание духовного мира.

Для понимания того, что было даровано человечеству Христом, Р.Штайнер обращает наше внимание на то, что во всех дохристианских посвятительных центрах человек полностью отделяется от развития остальных людей, работая над своей душой в местах, окружённых глубочайшей тайной.

Человек должен был уйти из мира чувств для вступления в мир духовный. Но благодаря тому, что Христово начало вступило теперь в человечество, необходимость в этом отпала. Древние посвящённые под различными именами говорили об Иисусе Христе. В отдельном человеке пребывает Отец, и он чувствует себя включённым в целый народ, являемый для него управляемым единым «Я». На примере Ветхого Завета. То, что созерцаемо человеком духовными очами пред духовными очами бога, делает его выше единичного бытия, - вот то, к достижению чего стремились древние посвящённые, и то, что было возможно только в мистериях.

Чем индивидуальнее человек, тем более он может быть носителем любви. Когда одна индивидуальность, он укрепляет и развивает в себе Божественную искру, и тогда волны любви исходят от человека к человеку из свободного сердца. Новым импульсом любви человек обогащает связанные с кровью старые узы любви. И она постепенно переходит в духовную любовь, течёт от души к душе и в итоге обнимает всё человечество союзом вселенской братской любви. Дух Евангелия Р.Штайнер считает не чем иным, как изначальным существованием Христова Принципа, жившего во всём созданном. То, что Христос явился видимо, вступил в мир как человек среди людей, является отличием Христова Евангелия от божественного благовестия других религий. В них вся духовная мудрость направлена на нечто, находящееся вне мира. С Христом же вступило в мир нечто такое, что Само должно быть чувственно воспринимаемым явлением.

Что приняли первые апостолы за идеал своей мудрости?

Они постигли то, как Высочайший принцип мог существовать на Земле в исторической личности Христа, а не только бытие духов в стране духов. Различие между гнозисом и эзотерическим христианством Р.Штайнер усматривал в том, что хотя первый и признавал Божественность Христа, но не возвысился до понимания того, что «Слово стало плотью и обитало с нами».

Благодаря Апокалипсису Иоанна могут быть непосредственно раскрыты истины христианства. В нём содержится эзотерическое христианство. Р.Штайнер считал, что с самого начала христианского духовного движения Апокалипсис неправильно понимался теми, кто не являлся истинным христианским посвящённым. Апокалипсис понимался спиритуально-материалистически в те времена, когда великие религиозные течения извращались в односторонне-фанатические партийные движения. Также он понимался ложно в Новое время людьми, которые думали найти в нём разрешение загадки мира в вульгарном чувственном материализме. Благодаря посвящению, человек, по Р.Штайнеру, достигает реального созерцания и познания того, что доступно сверхчувственному восприятию. Каждая ступень посвящения приводит к более возвышенной точке человеческого познания. Это:

1. имагинативный мир, - познание 7 печатей;

2. инспирация – «труба»;

3. «чаши гнева» - выявляет истинное значение и сущность духовных существ.

На первой ступени посвящения человек видит всё то, что совершилось согласно своей внутренней сущности. По Р.Штайнеру человечество в своей эволюции проходит 7 культурных циклов:

1. древнеиндийская культура (великая война всех против всех);

2. древнеперсидская культура (борьба Аримана и Ормузда);

3. вавилоно-халдео-египетская культура;

4. греко-латинская культура;

5. современная (послеатлантическая) культурная эпоха, -её гибель возможна вследствие ужасных моральных заблуждений;

6. культурная (духовная) эпоха;

7. культурная эпоха (ужасное разложение культуры).

На второй ступени посвящённый достигает границы астрального и духовного (деваханического) мира.

Современный человек, по Р.Штайнеру, живёт в пятую подэпоху. Она распространится по миру как культура человечества, и Р.Штайнер, поэтому говорит о культурных эпохах в противоположность расам. Раса есть пережиток атлантической эпохи, в которой было 7 больших рас. В наше время, по Р.Штайнеру, понятие расы уже сменено понятием культуры.

Семь звёзд (то есть планет) Апокалипсиса Иоанна, по Р.Штайнеру, объясняют развитие человека. Это:

1. Сатурн, - дал человеку зачаток физического тела;

2. Солнце, - дало человеку зачаток эфирного тела;

3. Луна, - дала человеку зачаток астрального тела;

4. Земля, - дала человеку его «Я»;

5., 6., 7., - Юпитер, Венера и Вулкан создадут духовные члены человека.

Апокалипсис Иоанна, по Р.Штайнеру, показывает нам существ давно минувших времён и предназначен воспламенять волю и импульсы человека для будущего. Все эпохи развития человечества, по Р.Штайнеру, ведут к развитию интеллекта, разума и всех, связанных с ними способностей и сил. Апокалипсис Иоанна представляет собой христианское посвящение, и посредством этого открывается будущее человечества. Для объяснения Апокалипсиса необходим, по убеждению Р.Штайнера, взгляд на времена минувшего развития человечества. В далёком прошлом Земля явилась воплощением другой планетарной сущности (древняя Луна, Космос или Планета Мудрости). Сейчас наша Земля есть Космос или планета Любви. Луна является перевоплощением Солнца, Солнце, - перевоплощением Сатурна. В 6 докладе Р.Штайнер вкратце описал астрономические представления своего времени. Человек должен ориентироваться в основах мирового развития, которое постоянно протекает в соответствии с совершенно определёнными числовыми отношениями. Своей задачей Апокалипсис имел быть наставлением для того, кто приводил учеников к посвящению.

 

Выводы к 2.2.

«Апокалипсис Иоанна» Рудольфа Штайнера есть антропософская интерпретация тех эзотерических событий и символов, описанных Иоанном Богословом во время религиозно-экстатического состояния на острове Патмос. На уровне строго выверенного оккультизма Р.Штайнер описал неравнозначное развитие человечества в различные исторические эпохи, те ступени посвящения, которые проходит посвящённый в своём пути познания.

Космогония Р.Штайнера построена по оккультно-розенкрейцеровской (антропософской) схеме, и представляет для последователей повышенный интерес, хотя она разительно отлична от астрофизической картины мира современной науки.

Выводы к главе 2.

Мистико-апокалиптические воззрения Р.Штайнера явились продуктом духовно-интеллектуального созерцания, посредством которого антропософ предпринял попытку раскрыть мистическую подоснову творчества выдающихся мистиков средневековья, дать характеристику деяниям и времени, в котором они жили и творили.

Рудольф Штайнер, как автор курса лекций, составивших «Апокалипсис Иоанна», раскрыл символическую подоплёку Откровения Иоанна, используя собственную антропософскую методологию. Ещё пребывая в рамках теософского движения, тем не менее, расшифровал те знаки и символы, которые, по его мнению, должны в будущем серьёзно повлиять на эволюцию человечества.

 

Глава 3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.