Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА ТРЕТЬЯ УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ 8 глава





Любой урок классического танца состоит из четырех частей. Первая — экзерсис, то есть изучение элементарных движений, из которых затем слагаются самые сложные формы классического танца. Экзерсис должен быть отлично усвоен учениками, иначе нельзя овладеть точной техникой исполнительского мастерства.

Большую ошибку допускают те, кто рассматривает экзерсис как нечто второстепенное, предназначенное лишь для «разогрева­ния ног». Экзерсис необходим не только начинающему, но и ква­лифицированному танцовщику для постоянного укрепления и со­вершенствования основ его исполнительского мастерства.

Последовательность изучения всех движений классического танца предлагает учебная программа предмета. Но по мере их усвоения последовательность эта несколько изменяется и так удерживается в дальнейшем.

У станка и на середине зала последовательность экзерсиса может быть примерно такой?

1. Grand plie. 2. Различные виды battement tendu. 3. Rond de jambe par terre. 4.Battement fondu et battements soutenus. 5. Различные виды battements frappes. 6. Battement releve lent et battements developpes. 7. Rond de jambe en l'air. 8.Grand battement jete. 9. Petit battement sur le cou-de-pied.

Сюда же входят различные позы, port de bras, танцевальные шаги, повороты, пируэты, постепенно усложняющие последова­тельность исполнения экзерсиса, который, конечно, может варьи­роваться в зависимости от подготовленности учеников и личного метода преподавателя. Например, одни преподаватели предпочи­тают battement developpe у станка в конце экзерсиса, grand batte­ment jete в середине его; или экзерсис у станка начинать с batte­ment tendu, а не с grand plie и т. п.



Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компакт­нее, короче и техничнее. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упраж­нений. Но как бы ни был построен экзерсис на середине зала, он всегда должен лишь хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать ее.

Вторая часть урока — adagio — это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью. Если в экзерсисе при помощи многократного повторе­ния различных battements и других движений в одном и том же упражнении отрабатывается элементарная техника танцевально­го мастерства, то в adagio усваиваются характер, манера и техни­ка, необходимые для исполнения большой и плавной танцевальной фразы.



Построение adagio в различных классах складывается из прой­денных поз, движений. Но в первом классе adagio как такового еще нет. Здесь только начинают изучать различные малые позы с ногой, не отделенной от пола. Со второго класса начинают изу­чать позы на 90° и соединять несложными приемами, то есть со­ставлять простейшее adagio, которое выполняется после экзерсиса на середине зала.

Постепенно, примерно в четвертом — пятом классах, это adagio приобретает все более трудный и силовой характер за счет объема и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приемов связи, поворотов, малых и больших pirouettes. Таким пу­тем постепенно утверждается учебная форма большого adagio.

И, наконец, в пятом — шестом классах, когда подготовленность учеников требует интенсивной нагрузки, после большого adagio вводится так называемое второе adagio, которое представляет собой чередование постепенно усложняющегося вращения на полу. В техническом отношении его построение должно быть сложнее, подвижнее, но в силовом — легче и короче, чем в большом adagio. Второе adagio можно начинать с выполнения малых pirouettes, оканчивающихся различными большими позами, затем переходить к выполнению малых pirouettes,- начинающихся с больших поз. Далее можно комбинировать оба приема, соединяя их через прохо­дящее demi-plie. Во второе adagio могут включаться и другие виды непрерывного вращения, например tour chaine. Кроме того, в стар­ших классах в большое adagio в качестве подходов к малым и боль­шим pirouettes полезно вводить некоторые прыжки, например pas failli, sissonne tombee.



25(СТР76-78)

 

Во втором adagio можно вводить те же прыжки с добавлением pas echappe по II позиции (к малым pirouettes) и как связь jete passe и большое jete с открытого положения ноги. Эти прыжки можно выполнять и с поворотом, но преимущественно во втором adagio в старших и выпускных классах.

При составлении первого и второго adagio необходимо, чтобы все движения последовательно и логично соединялись между собой, образовывая стройный и законченный учебный пример, а не просто случайный набор движений. В каждом adagio должна при­сутствовать определенная учебная задача — отработка того или иного исполнительского приема, а не вообще силы, устойчивости и пластичности движения.

В третьей части урока — allegro — осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются эле­ментарные навыки, в adagio ведется работа над позами и танце­вальной фразой в медленном темпе, то здесь все это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного. Прыжки так же, как и все другие движения, изучаются в той последовательности, которая указана в учебной программе. В даль­нейшем курсе обучения эта последовательность несколько изменя­ется.

Сначала выполняются комбинированные задания (кроме пер­вого класса), состоящие из малых прыжков, например: temps sau­te, pas echappe, pas glissade, petit pas assemble, petit pas jete, sisson­ne simple, sissonne tombee; заносок, petit cabriole, различных пово­ротов, малых пируэтов и т. д. Каждый прыжок должен повторять­ся в одном и том же комбинированном задании в порядке трудно­сти его исполнения.

Затем рекомендуется выполнять большие прыжки без подходов, такие, как grande sissonne ouverte, grande sissonne fermee, pas ballotte, temps leve в больших позах, jete passe, большие заноски с двух ног на две ноги, различные повороты, малые и большие пи­руэты, простые tours en l'air и т. д.

Затем следует переходить к большим прыжкам, которые связа­ны с энергичными подходами, например: pas chasse, pas glissade, pas failli, pas coupe, pas de bourree и т. д. Такими большими прыжками могут быть: grand assemble, grand jete, перекидное jete, grand fouette, grand cabriole, saut de basque, различные повороты, боль­шие заноски, сложные tours en l'air и т. д. и т. п. Прыжки эти ха­рактеризуются высокой полетностью и большим продвижением по прямым, диагональным и закругленным линиям учебного класса. Такого рода прыжки комбинируются от задания к заданию в по­степенно усложняющейся форме так же, как в предшествующей части урока.

Наконец, вторично выполняются малые прыжки, но в более усложненной комбинации, чем в начале этой части урока. Здесь используются различные виртуозные заноски с поворотами, напри­мер brise, pas jete и т. д. Заканчивать прыжки следует простыми упражнениями типа petit changement de pied в сочетании с entre­chat quatre и т. п., с тем чтобы привести организм и дыхание уче­ника в более спокойное состояние. Ко всему сказанному надо доба­вить, что по мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших, они как бы приобретают большую «подвижность» в смысле разнообразия сочетаний и последователь­ности выполнения на уроке.

Четвертая, завершающая часть урока предназначена для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы окончатель­но пришел в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.

Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением, без резких подъемов и спадов. При этом каждая часть урока также должна иметь свою кривую с постепенным на­растанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами.

Подобное построение урока обусловливается психофизическими особенностями организма учеников и предохраняет их от возмож­ного повреждения суставо-связочного аппарата, расстройства сер­дечной деятельности и т. д.

Одновременно следует учитывать, что структура различных движений и правила их выполнения также вызывают у учащихся различную степень психофизического напряжения. Поэтому в каж­дой части урока рекомендуется вначале выполнять движения не сложные по своей структуре, не вызывающие у учеников особого напряжения внимания и памяти, но постепенно повышающие фи­зическую трудность исполнения. Затем можно переходить к слож­ным движениям, которые вызывают более высокую степень напря­женности внимания и затрату физических сил. И, наконец, следует приступать к движениям, выполнение которых требует максималь­ного напряжения внимания, но позволяет уменьшить физическую нагрузку в каждой части урока, кроме последней. Сложные силовые упражнения рекомендуется чередовать с более легкими, чтобы в процессе занятий ученики могли восстанавливать свои силы и свободнее и легче преодолевать дальнейшие трудности урока.

Вот, собственно, те ориентировочные сведения, которые считаю необходимым сообщить начинающему преподавателю. Установить же абсолютный порядок прохождения отдельных движений на уро­ке не представляется возможным. Даже если бы это удалось сде­лать, то весь урок приобрел бы стандартную форму, которая не дает возможности всесторонне развивать техническое мастерство ученика, его индивидуальность, не говоря уже о творческом начале в работе преподавателя. Напоминаю лишь еще раз, что само по себе построение кривой урока в целом логически подсказывает по­следовательность прохождения отдельных движений в отдельных частях урока.

Следующим условием, относящимся к правильному построению урока, является длительность его частей, то количество времени, которое необходимо уделять для ежедневных занятий в каждой части урока.

Общепринятая длительность урока классического танца в хо­реографических училищах равняется двум академическим часам. В пределах этого времени (на протяжении всего курса обучения от первого до последнего класса) постепенно сокращается длитель­ность первой части урока и увеличивается сложность и трудность ее комбинированных заданий. Вторую и особенно третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объему движений и трудности изучаемых приемов. Четвертая часть корот­ка по времени и усложняется очень незначительно.

Если в первом классе к концу года первая часть урока (экзер­сис) у станка и на середине зала будет занимать половину всего времени, то к последнему классу она постепенно сократится и бу­дет занимать примерно четвертую часть всего времени. Вторая часть урока, adagio, будет возрастать по времени примерно в два раза, третья часть, allegro, — в три раза и более.

Такое распределение частей урока по времени является при­близительным, и отклонения от указанной нормы могут и должны быть в ту или иную сторону, в зависимости от конкретных условий работы. Если, например, учащиеся утомлены театральной или внутришкольной сценической практикой, то рекомендуется не­сколько сократить длительность всего урока, особенно второй и третьей его части. После каникул, и тем более летних, следует постепенно увеличивать длительность всего урока, особенно вто­рой и третьей части, и сокращать эту длительность к концу учеб­ного года, после экзаменов.

За учениками, которые пропускали занятия по болезни, следует вести особое наблюдение и увеличивать для них длительность уро­ка до полной нормы постепенно.

Дальнейшим условием развития урока является правильный темп его проведения. Можно установить разумную последовательность прохождения различных движении, полезно с высоким про­фессиональным вкусом составить комбинированные задания, вы­держать соответствующую длительность каждой части урока, но вое же не достигнуть его планомерного развития. Учащиеся перио­дически будут «остывать»1 или чрезмерно утомляться, другими словами, не будут находиться все время в хорошо «разогретом» рабочем состоянии. Это обычно происходит от того, что преподава­тель не соблюдает правильного темпа проведения урока.

Постепенно возрастающая нагрузка вызывает у учащихся мак­симальное напряжение не только мышечного аппарата, но и цент­ральной нервной системы. Чем сильнее напряжение, тем более утомляется организм. Чтобы избежать этого, необходимо периоды напряжения чередовать с периодами отдыха, что позволит учащим­ся попутно восстанавливать свои силы и быть готовыми к выпол­нению еще более сложного задания. Следовательно, указанные периоды должны быть строго регламентированы, что и определит правильный темп урока.

Если времени отдыха для восстановления работоспособности учащихся недостаточно, а сами упражнения вызывают чрезмерную усталость, это означает, что урок проходит в слишком быстром темпе. В таком случае у вполне здоровых детей появляются при­знаки переутомления: общая слабость, рассеянность внимания, на­рушается способность точно координировать движения и быстро реагировать на указания педагога. 26(СТР79-82)

Если же отдых «расхолаживает» учащихся, это значит, что урок проходит вяло, в слишком медленном темпе и некоторая часть его времени расходуется нерационально. Такой урок не спо­собствует развитию силы и выносливости учащихся. Например, в экзерсисе перерыв между отдельными заданиями следует делать кратким, ибо нагрузка этой части урока еще не столь велика.

В adagio рекомендуется делить учащихся на две группы, так как учебная нагрузка в этой части урока уже заметно увеличива­ется. Пока одна группа исполняет задание, другая отдыхает.

В allegro первые маленькие прыжки можно исполнять всем уче­никам одновременно. По мере возрастания трудности исполнения учащихся необходимо делить на две-три группы, с тем, чтобы дать возможность им отдохнуть, так как эта часть урока требует макси­мального напряжения всех сил.

Помимо общего темпа проведения урока большое учебное зна­чение имеет и темп исполнения отдельных упражнений или целых комбинаций. Движения классического танца отличаются друг от друга по темпу исполнения в зависимости от сложности их по­строения, условий выполнения и стадии разучивания.

Для эффективного освоения того или иного движения педагогу в каждом отдельном случае необходимо практически установить наиболее целесообразный темп. Какие-либо рекомендации здесь нецелесообразны, так как определение темпа во многом зависит от подготовки и возможностей учащихся. Но необходимо указать на то, что медленный темп исполнения является учебным приемом развития техники танца, так как он основательнее позволяет про­рабатывать все детали движения и усваивать его построение в целом. Для того чтобы укрепить мышцы, необходим момент, фи­ксирующий их напряжение. Кроме того, медленный темп хорошо вырабатывает внимание, память, ритмичность, точность, эластич­ность, устойчивость, кантиленность движения и т. д. Чем старше класс, тем более ускоряется темп исполнения движения, но учеб­ный подход к нему должен оставаться всегда неизменным.

Поэтому прорабатывать каждое движение следует по возмож­ности в медленном темпе, с тем чтобы оно потом в любой комбина­ции исполнялось правильно. В adagio, например, поза должна вы­держиваться какое-то время для того, чтобы основательно прове­рить и утвердить правильное положение рук, головы, корпуса, построение позы в целом, ее пластичность, скульптурность. Даже при разучивании различных видов вращения не следует прибегать к быстрому темпу. Учащиеся должны сначала усвоить правильную форму самого вращения и только после этого переходить к обыч­ному темпу его исполнения. Для лучшего освоения прыжков в на­чале разучивания остановки делаются после каждого взлета, а комбинации выполняются на сдержанном demi-plie.

Не следует, однако, слишком долго выдерживать учащихся на медленном темпе исполнения. Напротив, все достаточно хорошо усвоенные движения в каждом классе должны выполняться в нор­мальном для них темпе. Но при этом нужно быть крайне осмотри­тельным и преждевременно не увлекаться быстрым темпом, так как это неверный путь к освоению точных и устойчивых прыжков. Выдерживая нормальный, полезный темп урока, недопустимо снижать исполнительскую требовательность к ученику — это гру­бый методический просчет. Ученика надо не только хорошо и силь­но «разогреть» («до семи потов»), но добиться от него всего, что он может уже выполнить, и дать ему все, что он должен знать, включая высокую технику и культуру танца,

Не менее существенное значение в построении урока занимает методика составления комбинированных заданий. Задания эти мо­гут быть малые и большие, элементарные и сложные, но все они должны помочь развитию определенных исполнительских приемов техники танцевального мастерства.

Построение комбинированных заданий вообще не укладывается в рамки стабильного метода. На уроках классического танца уста­новилась последовательность разделов и прохождения отдельных движений, но комбинированные задания в основном зависят от умения педагогов приводить учебный материал в определенное соотношение друг с другом.

Творческая индивидуальность, мастерство и опыт преподавате­ля при этом играют исключительно важную роль, что неизбежно является причиной различия в методах и манере составления ком­бинированных заданий отдельными педагогами, хотя и объеди­ненными одной и той же направленностью учебного процесса.

Создание хрестоматии по классическому танцу — это в будущем труд целого коллектива педагогов. Но все же некоторые общие и краткие сведения и приемы работы можно рекомендовать начи­нающему преподавателю и сейчас.

Например, при составлении комбинированных заданий учиты­ваются такие факторы, как сроки обучения (шесть или восемь лет), задачи учебной программы, возраст и возможности учеников.

Далее в каждой части урока сначала намечаются движения, из которых будет состоять основа предполагаемой комбинации1. За­тем устанавливается последовательность исполнения этих движе­ний с постепенным усложнением, без лишних, случайных звеньев связи. Положение тела в конце каждого движения должно служить как бы исходным для выполнения последующего. Таким образом, каждое движение кроме самостоятельного значения будет нести дополнительную функцию связи.

Если не соблюдать это правило, комбинированное задание ста­нет «рыхлым», расплывчатым, тогда как оно всегда должно отли­чаться слитностью, компактностью и лаконичностью своего по­строения.

Все сказанное не означает, что сочетать малые движения с большими в качестве связи или подхода к ним не рекомендуется. Напротив, это придает комбинированному заданию контрастность и разнообразие, но пользоваться таким приемом надо в меру, ску­по, чтобы движения, взятые в основу построения комбинации, были бы четко выделены в ней, а не затушеваны.

Не следует увлекаться чересчур сложными и путаными сочета­ниями движений, быть может, интересными и эффектными с точки зрения балетмейстерской изобретательности, но неприемлемыми для учебной цели.

Зачастую неопытный педагог составляет слишком сложные и путаные комбинации. В результате оказывается, что движения, хо­рошо известные учащимся, выполняются не вполне правильно и музыкально. Не следует, однако, слишком упрощать комбинации, так как каждая из них должна содержать в себе достаточную сте­пень учебной трудности.

Наиболее правильно составленными комбинированными зада­ниями можно считать такие, при выполнении которых учащиеся (на основе имеющихся у них навыков) преодолевают трудности, не превышающие их возможностей и профессиональной подго­товки.

Кроме того, движения, из которых слагается комбинированное задание, должны обязательно в нем повторяться. Ученику это поз­волит пристальнее сосредоточить свое внимание на изучаемых дви­жениях1, приобрести более прочные навыки и глубокие знания, а учителю — продуктивнее и систематичнее устранять исполни­тельские недостатки.

Нельзя вводить в комбинированные задания большое количест­во разнообразных движений. Пусть лучше комбинация будет коро­че, но по работе над взятыми приемами предельно лаконична и целенаправленна в своем развитии.

Повторяемость движений экзерсиса является доминирующим фактором составления комбинированных заданий. В adagio и alleg­ro этот фактор присутствует в меньшей степени, но все, же повторе­ние должно пройти в таком количестве, которое диктуется сте­пенью успеваемости учащихся. В младших классах повторяемость движений должна, быть больше, чем в средних и старших, но в соответствии с учебными задачами каждой отдельной части урока и успеваемостью учащихся.

Замечу, что повторяемость движения (и его усложнение в ком­бинированных заданиях) нисколько не противоречит художествен­ному воспитанию учащихся. Напротив, она еще больше углубляет развитие музыкально-пластического чувства танца. Например, сложные движения, требующие более длительного освоения, реко­мендуется повторять в различных комбинациях, исполняя их при помощи возможных приемов и подходов. В данном случае имеют­ся в виду главным образом прыжки и вращения.

1 Определение «остыть» означает, что учащиеся вышли из нормального рабочего состояния. Неподготовленный организм в таком случае ощущает резкий переход к дальнейшему физическому напряжению, что отрицательно сказывается на здоровье учащихся, а следовательно, и на успеваемости. Кроме того, это вызывает у них инертное, отношение к занятиям, а иногда приводит к физическим травмам.

1 Имеются в виду движения, входящие в состав какой-либо определен­ной части урока.

1 В данном случае под термином «движение» имеется в виду и само движение, и позы, и их связь.

27(СТР82-85)

 

В первом классе комбинировать пройденные движения не реко­мендуется. Начиная со второго класса можно комбинировать не более двух движений простейшей формы. В последующих классах постепенно увеличивать количество различных движений в комби­нациях и их ритмическое разнообразие.

Все движения, находящиеся в стадии разучивания, не должны применяться в комбинациях. Впоследствии эти движения надо включать вначале в простые, затем в более сложные комбиниро­ванные задания.

Если педагог замечает, что некоторые движения, входящие в состав комбинированных заданий, не всегда правильно выполня­ются учащимися, надо эти движения еще на нескольких уроках повторить отдельно, затем вновь выполнить в этом же сочетании и, может быть, провести в других комбинациях.

Движения, прошедшие через различные сочетания, включают­ся в комбинированные задания в том количестве, которое может обеспечить не только собранность, но и повысить качество их вы­полнения. Вновь освоенные движения должны выполняться в уве­личенном количестве и обязательно повторяться в других комби­нациях. На них следует делать как бы основной упор, соединяя с хорошо усвоенными движениями в разнообразных сочетаниях.

Совершенно необходимо, чтобы все комбинированные задания урока имели общую линию развития. Нельзя разбрасываться в освоении изучаемых движений и приемов танца. Конечно, весь пройденный учебный материал в одном уроке невозможно уло­жить, особенно в средних и старших классах, но нельзя составлять комбинированные задания экзерсиса в отрыве от adagio и allegro. Все должно быть взаимосвязано и работать на методическую це­лостность урока, его хореографическую и логическую стройность развития, а не дробиться на отдельные разрозненные части.

Кроме того, вести работу над комбинированными заданиями ре­комендуется определенными периодами повторения примерно в те­чение трех уроков. Первый урок посвящается освоению новых ком­бинированных заданий. Второй урок — повторению пройденных комбинаций с некоторым усложнением. Третий урок — оконча­тельному закреплению пройденного с некоторым сокращением пе­риодов отдыха.

Такой метод позволит учащимся более последовательно и ос­мысленно «вживаться» в изучаемые приемы и характер сочетания движений, не расходуя на каждом уроке своего внимания на запо­минание новых (однодневных) комбинированных заданий, может быть, и полезных по своему построению, но не подвергшихся даль­нейшему периодическому повторению и усложнению, что очень важно для приобретения прочных танцевальных навыков.

Таким образом, исполнительское мастерство учащихся будет развиваться более основательно, последовательно и планомерно.

После этого надо, составить совершенно новый урок и на кон­кретной, повторяющейся теме развивать и укреплять танцевальное мастерство учащихся, учитывая приэтом недостатки предшествую­щего периода.

Кроме того, необходимо подводить итог и давать как бы «раз­рядку» этим периодам, то есть в конце каждого месяца проводить примерно три урока из совершенно новых комбинированных зада­ний, выявляя таким путем слабые стороны подготовленности уча­щихся. Это поможет педагогу в дальнейшем составлять комбина­ции с учетом исправления обнаруженных недостатков, а учащимся укреплять свои знания и навыки1.

Надо иметь в виду, что учащиеся, переходя в следующий класс к другому педагогу, не сразу привыкают к новому строю комбини­рованных заданий и поэтому не всегда достаточно хорошо их вы­полняют. Но такой период скоро проходит, и учащиеся начинают привыкать к «почерку» нового педагога, то есть к особенностям его манеры и метода составления учебных комбинаций. Чтобы этот период проходил с наименьшей потерей времени, новому педагогу рекомендуется поначалу составлять комбинированные задания попроще, чтобы учащиеся более обстоятельно и быстрее поняли его методику.

Готовить урок к годовым экзаменам в средних и старших клас­сах рекомендуется за несколько дней до начала испытания, чтобы компактно показать весь пройденный курс и чтобы учащиеся, не очень волнуясь, могли показать, как они владеют пройденным; ма­териалом. Небесполезно педагогам других классов на экзаменах предлагать учащимся комбинированные задания, чтобы проверить, как они могут оправляться с новым для них учебным материалом, читая его как бы с листа. Правда, на сцене неподготовленных вы­ступлений не бывает, но все, же окончившие хореографическую школу должны твердо знать все приемы и умело ими пользоваться, обладать отличным вниманием, хорошей памятью и исключитель­ной «послушностью» своего двигательного аппарата.

Начинающий преподаватель обычно затрудняется самостоя­тельно составлять комбинированные задания, полностью отвечаю­щие методическим требованиям проведения урока. Такая неуве­ренность, естественно, возникает у него от недостатка педагогиче­ских знаний и опыта. Поэтому вначале надо пользоваться теми комбинированными примерами, которые он выполнял сам в свои школьные годы, разумеется, не в точности, но примерно в том же плане. Рекомендуется также посещать и записывать уроки опыт­ных и квалифицированных педагогов, пользуясь первое время этим источником в своей практической работе как учебным материалом, но не методическим руководством для проведения урока. Никакой самый совершенный виденный и записанный урок не может заме­нить живого творчества педагога, которое заключается не только в способности правильно построить урок, но и главным образом в искусстве умело и целесообразно проводить его и быть при этом предельно требовательным как к учащимся, так и к самому себе.

Кроме того, записанные комбинации не всегда могут подойти к той группе учащихся, которая поручена молодому педагогу, и не соответствовать задачам данного периода обучения. Всякая заранее составленная комбинация без учета возможностей учащихся и ос­мысления учебной задачи таит в себе опасность механического и формального ее применения и не способствует развитию собствен­ных знаний, творческой мысли и чувства ответственности педагога за результат своей работы. В книге намеренно не даются примеры комбинированных заданий, так как к каждому из них необходимо еще приложить талант и опыт учителя, которые способны художественно воспитывать исполнительское мастерство будущего танцовщика. Исполнительская культура и музыкальность ученика воспитываются не только при помощи полезных комби­наций, необходима еще творческая самостоятельность в работе каждого преподавателя. Пользоваться чужими примерами — зна­чит отказаться от собственного направления и индивидуального подхода к каждой новой группе учеников. Лучше пусть учебные комбинации первое время будут скромны и недостаточно совершен­ны, но свои, со своим творческим осмыслением предмета.

Собственный «почерк» имеет большое значение для воспита­ния техники и профессиональной культуры будущего артиста балета.

Поэтому не только начинающий, но и опытный педагог должен неустанно совершенствовать свой «Почерк», стремясь к наиболь­шей его лаконичности, художественной простоте, строгости и раз­нообразию, всячески избегая сумбурных и замысловатых нагро­мождений.

Конечно, «мужской почерк» по своему стилю и характеру отли­чается от женского, так как работа в классах учениц над грациоз­ностью и пластическим изяществом движения головы, шеи, плеч, спины, талии, локтя, запястья, кистей рук ведется своеобразно, иначе по ощущению, так же как над движениями ног, подготавли­вающими учениц к танцу на пальцах.

Преподаватель-мужчина, учившийся долгое или некоторое вре­мя в женских классах, иногда склонен в комбинированных задани­ях применять «женский почерк», но это, разумеется, неполезно для воспитания мужского исполнительского начала и даже в ка­кой-то мере виртуозной техники, например больших прыжков, сложных заносок и т. п.

1 Кстати сказать, повторяемость целых уроков или отдельных комби­наций цолезна и в учебных классах артистов балета. Она отлично восста­навливает и подготавливает к предстоящему выступлению нервные и физи­ческие силы, точность и пластичность техники движения, особенно ведущего танцовщика. Другими словами, танцовщики должны учиться в артистиче­ских классах, а не просто повторять ежедневно разнообразные комбинированные упражнения. Старые мастера классического балета говорили: «Мы се­годня (или в дни) хорошо, полезно учились, так как повторяли пред­шествующий урок». Учебные классы артистов балета иногда называют «тре­нировочными». Это неверно. Танец — это искусство, и остается им даже на рядовом уроке. Как можно сказать про певца, что он тренируется в области вокала, или про музыканта, что он тренируется на рояле, на скрипке и т. д.? Про танцовщика можно сказать, что кроме репетиций и своих вы­ступлений на сцене он должен ежедневно заниматься, учиться, а не трени­роваться, ибо это, по существу, не соответствует действительности и звучит дилетантски.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.