Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА ТРЕТЬЯ УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ 10 глава





В то же время количество и характер ошибок, допускаемых при выполнении учебных заданий, также определяют успевае­мость учеников. Исполнительские ошибки можно разделить на грубые — когда часто нарушаются элементарные основы техни­ки движения, плохо воспринимается ритм и характер музыки; второстепенные — когда ученик изредка нарушит некоторые дета­ли техники движения, не всегда ритмичен и музыкален; мало­значащие — случайное и редкое нарушение техники движения, незначительные музыкально-ритмические погрешности.

Количество ошибок и их характер могут оказаться самыми раз­личными, но не все они должны приниматься во внимание при оценке успеваемости. Учитывать надо только те ошибки, которые при самом настоятельном требовании преподавателя учащиеся не исправили и продолжают их повторять на следующих уроках. Ошибки, которые ученик не может исправить в силу своих еще не окрепших физических данных, но при этом проявляет незаурядные музыкальные и актерские способности, рекомендуется учитывать строго, не умаляя, однако, вышеуказанных достоинств, ибо объек­тивно данный предмет подготавливает учащихся к другим танце­вальным дисциплинам, актерскому мастерству и к сцене вообще. Успеваемость во многом определяется прилежанием, но его, конечно, не следует возводить в степень таланта; а талант без правильного отношения к труду является лишь неиспользованной потенциальной возможностью. Бывают случаи, когда очень способ­ный ученик с отличными данными не желает всегда хорошо тру­диться. А серьезное отношение ученика к его повседневным обя­занностям зависит в значительной мере и от самого преподавателя. Каков личный пример преподавателя, его опыт, требовательность и педагогическое мастерство, таково и отношение его питомцев к учебной работе и в конечном итоге — результат успеваемости. По­этому, учитывая прилежание ученика при оценке успеваемости, преподаватель должен быть особенно объективен и самокритичен. Если прилежание недостаточно активно и устойчиво, необходимо, прежде всего, выяснить причину этого факта и только тогда делать вывод — либо исправить собственные недочеты в работе, либо при помощи убеждения и даже строгого взыскания заставить ученика отказаться от его ошибочного отношения к труду (происходящего, быть может, от дурного влияния извне). В том случае, когда уче­ник упорно не желает изменить своего отношения к работе, препо­даватель обязан снизить ему оценку.





Не менее важным фактором отношения ученика к занятиям является его внешний вид. Он всегда должен быть не только вну­тренне собран, но и аккуратно одет в хорошо сидящий на его фигу­ре танцевальный костюм, включая туфли и т. д. Словом, за внеш­ним видом ученика, его личной гигиеной и манерами общения (со своими сверстниками и взрослыми) надо следить тщательно, так как все это понадобится будущему артисту не только в личной жизни, но и на сцене.

Ученики должны успевать не только по специальным дисцип­линам, но и по всем общеобразовательным предметам. Проверять эту успеваемость рекомендуется путем прямого контакта с клас­сным руководителем. В случае необходимости ученику следует напоминать, что артист советского балетного театра должен быть всесторонне образованным и воспитанным человеком и что недо­статочность в его знаниях, небрежность в поведении и внешнем виде может самым отрицательным образом сказаться на исполни­тельской культуре.

Все сказанное выше рекомендуется в какой-то мере отражать в оценке успеваемости, так как это тоже имеет самое прямое отно­шение к формированию личности и специальности будущего тан­цовщика.

Говоря о профессиональных данных учащихся, следует отме­тить, что они во многом определяют собой успеваемость ученика, а в театре — квалификацию и характер работы артиста балета.



Профессиональные качества учащихся слагаются из внешних данных: телосложение, пропорциональная стройность фигуры, рост; психофизических данных: внимание, память, воля, актив­ность, ловкость (свободная и точная координация движения), мы­шечная сила, гибкость и выносливость всего двигательного аппа­рата; музыкально-актерских данных: музыкальность, эмоциональ­ность, творческое воображение. Конечно, это разграничение очень условное, но оно позволяет ясно представить себе, из каких факто­ров слагается комплекс профессиональных данных ученика.

Сценическая практика показывает, что некоторые танцовщики при весьма скромных внешних физических данных достигали и достигают иногда высокохудожественных актерских результатов. Бывает наоборот, при вполне хороших внешних физических дан­ных в сочетании с отличной техникой движения они не могут соз­дать сколько-нибудь живого, глубоко волнующего сценического образа.

1 В первом классе письменные домашние работы можно давать лишь со второго полугодия, когда уже накопится учебный материал, а учащиеся освоятся со спецификой изучения самого предмета.

32(99-101)

Следовательно, артистизм ученика должен высоко цениться преподавателем. Не замечать и не учитывать эту особенность даро­вания — значит не видеть главного в ученике.

Оценивая профессиональные данные, некоторые преподаватели допускают просчет, когда предъявляют всем своим ученикам одно­типные требования, рассматривают их только как будущих испол­нителей классического танца и только ведущих ролей балетного репертуара, забывая при этом, что жанровый уклон и квалифика­ция артиста балета бывают различными.

Исполнительские данные каждого ученика должны всесторон­не оцениваться преподавателем классического танца, так как пред­мет этот является ведущим в системе профессионального хореогра­фического образования. Но преподаватель классического танца обязан знать, как успевают его ученики по воем специальным дис­циплинам. Это поможет вернее и глубже определить уклон их будущей сценической деятельности, еще в школе выявить особен­ности профессиональной одаренности учеников и определить про­филь их специализации.

Преподаватель классического танца обязан принимать во вни­мание, что для некоторых учеников профилирующей дисциплиной может стать народно-сценический танец и что заниженная отмет­ка в данном случае неуместна, она может принести ученику толь­ко вред, травмировать его психику.

Аналогичная ситуация может возникнуть с учеником, который обладает отличными актерскими способностями, но посредствен­ными внешними и физическими данными. Такому ученику также нельзя выводить заниженную отметку по классическому танцу по тем же причинам.

Руководствуясь вышесказанным, отметку «5» можно поставить ученику, если он исчерпывающе знает объем учебной программы, все правила выполнения пройденных движений и приемов, умеет без затруднения, достаточно активно, точно, устойчиво, гибко и мягко выполнять всевозможные учебные задания при любом их видоизменении, ошибки допускает малозначащие, только при вы­полнении сложных учебных заданий; безукоризненно относится к повседневной работе; все замечания и указания преподавателя вос­принимает очень активно, иногда сам задает встречные вопросы преподавателю (разумеется, с его разрешения); телосложение име­ет стройное, пропорциональное; двигательный аппарат сильный, выносливый, гибкий и легко подвижный. Обладает хорошо разви­тым вниманием, отличной музыкальной и хореографической па­мятью, врожденным чувством ритма, эмоциональностью восприя­тия музыки, живым и ясным творческим воображением, хорошим исполнительским вкусом, волевым и целеустремленным характером и, наконец, яркой исполнительской индивидуальностью.

Отметку «3» можно поставить ученику, если он удовлетвори­тельно знает объем учебной программы и правила выполнения изученных движений, хорошо справляется с выполнением простых и привычных (по своему построению) учебных заданий, но не всег­да правильно и экономно распределяет свои силы; допускает раз­личные ошибки, иногда грубые; хорошо относится к повседневной работе, не нарушая дисциплины в классе; замечания преподавате­ля принимает активно, но не всегда; телосложение имеет пропор­циональное, двигательный аппарат в целом довольно подвижный, но недостаточно сильный и выносливый; внимателен; обладает хо­рошей памятью, удовлетворительным чувством ритма; достаточно музыкален, творчески активен, но исполнительская индивидуаль­ность (включая и внешние данные) не отличается примечательны­ми свойствами.

Здесь приводятся слагаемые оценок «5» и «3», так как они дают достаточное представление о тех требованиях, которые должны предъявляться: к успеваемости учащихся. Эти примеры надо рас­сматривать не как учетный стандарт, а лишь как ориентировочные случаи, заключающие в себе сумму показателей, из которых слага­ется оценка успеваемости ученика. Данные оценки могут уточнять­ся детальнее по линии изучаемых приемов и отдельных движений или, напротив, если все ясно, обосновываться с предельной крат­костью и лаконичностью.

И, наконец, надо еще раз напомнить, что оценка каждому уче­нику должна выводиться не«сухо» арифметически, а с некоторым творческим прогнозом на будущее и, конечно, доброжелательным. Успехи каждого ученика находятся все время в стадии совершен­ствования. Поэтому оценивать их надо не отдельно от будущей сценической деятельности, а как еще очень молодое, не окрепшее, но непрерывно растущее поколение исполнителей. И чем младше ученик, оценивать его успеваемость надо осторожнее, любовнее и дальновиднее.

К сказанному следует добавить, что, оценивая успеваемость учащихся, преподаватель обязан указать каждому из них, почему выставлена такая отметка и как надо исправить свои недостатки. Только тогда оценка успеваемости может стать подлинным и силь­нейшим воспитательным средством, которое будет стимулировать ученика на достижение наилучших учебных результатов.

* * *

Известно, что профессия хореографа подразделяется на четыре специальности: балетмейстер, исполнитель-танцовщик, репетитор, преподаватель.

Все эти специальности теснейшим образом связаны между со­бой и вместе с тем отличаются друг от друга. Балетмейстер создает хореографические произведения. Танцовщик средствами своего ис­кусства воплоплащает замысел балетмейстера. Репетитор подготавли­вает танцовщика к сценическим выступлениям. Педагог в театре сохраняет и повышает исполнительскую квалификацию танцовщи­ка. Преподаватель хореографической школы готовит молодые кад­ры исполнителей.

Итак, на вопрос, что же является главным в работе начинаю­щего преподавателя хореографического училища, можно ответить кратко — все.

Однако следует выделить некоторые специфические особенности этой специальности, чтобы понять ее в целом. Надо отлично знать школу классического танца, ее направление и при­емы работы; уметь планировать и учитывать свою работу; любить своих учеников, но быть к ним всегда и во всем предельно тре­бовательным.

Все это суммарно, при наличии подлинной профессиональной ответственности, трудолюбия, воли, выдержки и таланта поможет начинающему преподавателю стать со временем опытным масте­ром своего дела.

Конечно, исполнительский опыт и талант исключительно важ­ны в работе начинающего преподавателя, так как природа танца и его техника познаются через исполнительство, но осмыслить спе­циальность педагога, следовательно, и овладеть ее подлинным мас­терством, без вышеуказанных знаний и умений невозможно.

Методический самоанализ — обязательное условие в работе пре­подавателя. Компиляция, копиизм — направление, чуждое совет­ской педагогической мысли и школе классического балета в част­ности.

И чем глубже проникнет начинающий преподаватель в суть своей специальности, тем более творческим и продуктивным станет его труд.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

В этой части книги излагаются упражнения (учебный матери­ал), принятые школой классического танца. Все упражнения рас­пределяются по группам и главам в зависимости от их общих при­знаков построения, названия и сложности исполнения. Сначала описывается построение упражнения, причем отдельно указывает­ся положение и движение ног, затем рук, корпуса и головы. Далее, по тому же принципу, излагаются особенности исполнения и прие­мы изучения того же упражнения, включая первоначальные учеб­ные примеры и сведения музыкально-ритмического порядка. Кро­ме того, в конце некоторых упражнений рассматриваются их раз­новидности, если они существуют. Такая форма изложения позволяет подробно, как бы в «партитуре» прочесть все детали изучаемого упражнения и, следовательно, полнее понять его учеб­но-исполнительские особенности в целом.

Рисунки фиксируют только схему отдельных положений или движений и только таких, динамику которых можно изобразить. Пируэты, tours в воздухе, заноски и т. д. не даются в рисунках, они заняли бы слишком много места без видимой пользы. Кроме того, основа самых сложных движений показана в предварительных рисунках и в своем повторении не нуждается.

Данная книга не является самоучителем, поэтому в тексте при­водятся рисунки, самые необходимые для работы начинающего преподавателя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.