|
ГЛАВА ТРЕТЬЯ УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ 2 глава
Неразрывность понятий — актер и гражданин — Тарасов справедливо считал одним из важнейших принципов советской хореографической школы. Питомцы Николая Ивановича были всегда откровенны с ним. Они делились своими сокровенными мыслями, тревогами, думами о будущей профессии. И обращаясь к любимому педагогу, они знали, что всегда получат полезный совет.
Николай Иванович уважал своих юных и еще не окрепших собратьев по искусству, уважал чувство их человеческого достоинства. И, даже наказывая за серьезные провинности, он всегда помнил, что перед ним еще не сложившийся характер, хрупкий, легко ранимый, нуждающийся в особой корреляции.
Мы, кому посчастливилось учиться у Тарасова, никогда не слышали громкого, раздражительного голоса, окриков, язвительно-насмешливых замечаний. Его выдержанность, внутренняя собранность, воспитанность навсегда останутся для нас примером. В педагогике, в воспитательной работе Николая Ивановича была еще одна интересная особенность. Он пробуждал в нас инициативу, учил размышлять об увиденных спектаклях столичных и периферийных театров, гастролях иностранных трупп, кинопремьерах, выставках. И каждый раз не без доброй улыбки спрашивал: «Ну, что из увиденного вы взяли в ваш актерский портфель?»
Проблемы методики классического тренажа и эстетического воспитания учащихся всегда очень волновали Николая Ивановича. Это я особенно почувствовал и понял, когда, уже будучи артистом балета, беседовал с ним по вопросам преподавания, ставшим близким и для меня. Тарасов был в числе тех, кто придал хореографической педагогике подлинно научную основу и систематизацию. В 1940 году вместе с В. Морицом, А. Чекрыгиным он создал книгу «Методика классического тренажа». Выпущенная солидным тиражом, она почти сразу стала библиографической редкостью. Ее успех объясняется не только полным охватом словаря классического танца, но еще и тем, что движения классического танца, его позы были представлены в динамике, в процессе «естественного бытия» с множеством ценнейших методических указаний.
Изыскания по методике преподавания он продолжал в качестве сценариста и консультанта полнометражного учебного кинофильма «Методика классического танца».
Тарасов неоднократно принимал участие в создании программ по классическому танцу и методическим пособиям. Сторонник научно обоснованной педагогики и единой системы преподавания, Николай Иванович всегда ратовал за педагога-творца, умеющего по-своему преломлять эту методику. В книге «Методика классического тренажа» точно сформулиро-вана эта мысль: «Единство системы отнюдь не должно сковывать педагогическую индиви-дуальность преподавателей. Правильная методика не может помешать проявлению творчества педагога, она не устраняет необходимость того, чтобы каждый преподаватель танцевального искусства был и сам художником»1.
Сложность репертуара, численный рост оперно-балетных театров, открытие новых училищ потребовало новых балетмейстерских и исполнительских кадров, способных талантливо преломлять реалистический метод в жанре своего искусства, создавать произведения, созвучные нашей эпохе.
В 1945 году при Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского открылся балетмейстерский факультет, а через несколько лет и факультет, готовящий педагогов по хореографии. Впервые в истории мирового балета было учреждено высшее хореографическое образование. Организатор факультета выдающийся советский балетмейстер Р. В. Захаров сумел найти верных соратников и помощников, способных вести занятия на таком сложном факультете и стать авторами программ по отдельным дисциплинам и всего учебного плана. Единомышленниками Захарова оказались деятели балета, кровно связанные с Большим театром и его школой, — Н. Тарасов, М. Васильева-Рождественская, Т. Ткаченко, А. Цейтлин. Вскоре к ним присоединился и Л. Лавровский.
В ГИТИСе началась новая и очень значительная страница биографии Тарасова. Официально он числился руководителем курса «Композиция классического танца». Реально же возглавлял и направлял все дисциплины, связанные с классическим танцем. Николай Иванович не только приобщал студентов к будущей профессии, но и всячески пополнял их знания по классике. Мудрый наставник творческой молодежи исходил из принципов, выверенных жизнью, — балетмейстер, досконально не знающий языка классики, не может быть полноценным сочинителем, создателем долговечных спектаклей.
Николай Иванович следил за тем, чтобы ежедневные занятия по классическому танцу превращались в творческую лабораторию, пополняющую художественную палитру будущих хореографов.
Создавая новую дисциплину, профессор Тарасов опирался не только на свой богатейший опыт, чувство стиля, теоретические знания. Он учитывал и то, чем живет современный театр, что требует жизнь от искусства танца.
Талантливый и опытный методист, Тарасов создал программу по курсу «Композиция классического танца», точно определив задачи предмета и методику его преподавания. Он словно предчувствовал, что этот предмет скоро займет почетное место в учебном плане хореографических факультетов институтов культуры и институтов искусств. Программа эта действенна, современна и сегодня.
Жизнь предъявляет к искусству все новые и новые требования, и возможно, что через какой-то промежуток времени в академически безупречную программу Тарасова будут внесены коррективы и дополнения. Но фундаментом, основой этого сложного предмета всегда будет то, что начертал и практически утвердил ее автор.
От изучения структуры и художественной архитектоники танцевальных форм Тарасов никогда не отказывался. Но под «Композицией классического танца» он подразумевал предмет, в котором изучаются не только стили и формы классического балета. Новый предмет развивал у студентов сочинительские навыки, учил свободно владеть всеми темпами и лексическими оборотами классического танца.
1 Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М. — Л., «Искусство», 1940, с. 3.
4(СТР 9,10)
Новую гармонизацию движений, новые стилевые особенности студенты постигали в работе над современной темой, которую Тарасов понимал широко и не мыслил ее вне глубокого идейно-философского аспекта. В то же время Николай Иванович неустанно напоминал своим ученикам о жанровых границах и специфике балетного искусства, пренебрежение к которым приводит художника к катастрофе.
Создание при ГИТИСе факультета педагогов хореографии — закономерное явление. В стране открылось много новых училищ. Они требовали квалифицированных кадров. Основателем и душой нового факультета был Николай Иванович Тарасов. Он разработал общий учебный план и программу по методике преподавания классического танца.
Сегодня почти во всех хореографических училищах нашей страны, во многих зарубежных государствах преподают выпускники педагогического факультета ГИТИСа — ученики Н. И. Тарасова. Сегодня Николай Иванович живет в своих учениках, и они свято хранят его заветы и, так же как он, преданы искусству.
Ныне разрослось педагогическое отделение ГИТИСа. Теперь оно готовит не только преподавателей для хореографических училищ, но и педагогов-репетиторов, так необходимых нашим музыкальным театрам. И на двух этих отделениях преподают в основном воспитанники и последователи Н. И. Тарасова.
Первое издание книги «Классический танец», вышедшее в 1971 году при жизни автора, — последняя дань Тарасова родному искусству. И книга эта уникальна. Выпускавшиеся до сих пор исследования по классическому танцу носили общий характер или были обращены к лексике женского танца. Тарасов посвятил свой труд мужскому танцу. Подзаголовок книги-
«Школа мужского исполнительства». Аспект этот не случаен. Здесь, как и во всём, что делал Николай Иванович, учтены потребности современного искусства.
Советский театр - театр высокой патетики. Героико-революционная и стременная тема являются стержнем его репертуара. В партитурах этих спектаклей особое место занимает мужской героический танец, полетный масштабный, экспрессивный. Во многих балетах классического наследия заново отредактированы и укрупнены мужские партии. Все это усложняет преподавание мужского танца, заставляет вносить много нового в педагогическую методику. Но уникальность книги определяется не только этим. Исследование свое Тарасов начинает главой о школе и разделами, посвящёнными методике преподавания мужского танца и сразу же формулирует магистральную линию советского хореографического искусства: «Реалистическое направление в искусстве русского и советского балета является традиционным. Оно определяет характер творческой деятельности не только театра, но и балетной школы и преподавателя»1.Эта мысль еще раз подтверждает, что под «школой» Тарасов подразумевает не только учебное заведение, сумму стойких профессиональных знаний. Школа и театр для него единое целое — категория художественно-идейного, методологического порядка. В основе русской школы — реалистическое начало. Оно является импульсом всех художественных и педагогических поисков мастеров русского советского балета.
Значение этого труда высоко оценено советской общественностью. В 1975 году за книгу «Классический танец» Николай Иванович Тарасов был удостоен Государственной премии СССР.
Книгу свою Тарасов посвятил тем, кто развивает великие традиции русской школы танца, воспитывает в артистах балета не только виртуозный профессионализм, но и высокие гражданственно-патриотические устремления.
Марис Лиепа,
лауреат Ленинской премии,
народный артист СССР
1 См. наст, изд., с. 20.
ОТ АВТОРА
Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена учебным основам русской и советской школы классического танца. Адресована, она будущим педагогам хореографических факультетов театральных институтов и хореографических училищ. Вместе с тем данная работа может быть полезна и будущим балетмейстерам и артистам балета, которые должны отлично знать школу классического танца, чтобы полнее использовать ее выразительные средства в своей творческой деятельности.
Материал в книге делится на две части. Первая рассматривает цели и задачи школы классического танца, планирование работы педагога и учёт успеваемости учащихся. Вторая часть включает комплекс упражнений (учебный материал), принятый школой классического танца, различные приемы и способы изучения этих упражнений. Рисунки иллюстрируют правила исполнения отдельных упражнений.
В целом книга трактует школу классического танца как метод, как систему воспитания и обучения будущего танцовщика профессионального балетного театра.
Хочется, однако, подчеркнуть, что никакая, даже самая полезная книга не может заменить собой практику, так как только при помощи последней куется мастерство и накапливается опыт преподавателя. В то же время книга поможет, расширить, уточнить и углубить теоретические и мето-дические знания преподавателя, внести в его практическую работу целенаправленность, планомерность и принципиальность.
В данной работе я стремился, возможно, полнее и подробнее ответить на вопросы, зачем, что и как изучает школа классического танца. В чем заключается суть исполнительского и педагогического мастерства. В какой мере мне это удалось — определит читатель и время. Я же буду весьма удовлетворен, если мой труд принесет начинающему педагогу хотя бы небольшую пользу. Мне будет особенно приятно, если книга окажется так же полезной хореографам народных театров, институтов культуры и самодеятельных коллективов. В заключение хочется поблагодарить всех, кто, словом или делом помог мне подготовить к печати и издать эту книгу.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯГЛАВА ПЕРВАЯШКОЛА
I
Искусство балета берет свое начало в народном танцевальном творчестве. Живительный, неиссякаемый родник народной хореографии позволил балетному театру обрести и создать все то богатство и разнообразие выразительных средств, которыми он располагает в настоящее время.
Стремясь к воплощению на сцене самых разнообразных жизненных тем и сюжетов, балетный театр в своем становлении и развитии выработал особые специфические выразительные средства, по которым можно отличить народно-характерный танец от историко-бытового, классический танец от гротескового, а также от пантомимического действия.
О том, когда и как создавались эти танцевальные жанры, очевидно, со временем будут написаны соответствующие работы. Здесь же необходимо лишь отметить, что классический танец обладает чрезвычайно стройной и четко разработанной системой сценических движений. Диапазон его исполнительской техники очень велик. Эта особенность дает возможность балетмейстеру создавать самые разнообразные хореографические композиции, подобно тому, как в музыке на основе принятого звукоряда композитор строит самые разнообразные звуковысотные связи. Иначе говоря, выразительные средства классического танца позволяют балетмейстеру создавать произведения самого различного содержания и формы: от небольших концертных этюдов до многоактных спектаклей, от кордебалетных ансамблей до ведущих танцевальных партий, таких, как Одетта и Одиллия, Жизель, Раймонда, Джульетта, Мария, Эсмеральда, Параша, Китри, Лауренсия, Сванильда, Аврора, Фадетта, Данила, Ромео, Евгений, Филипп, Вацлав, Спартак и другие.
Словом, классический танец располагает богатейшими средствами воплощения драматургии балетного спектакля и характеристик действующих в нем персонажей. Все это, однако, не означает, что классический танец является главным компонентом театральной хореографии. Отнюдь нет. Все разновидности сценического танца, каждый в своем роде, являются равноценным средством художественного выражения, как в самостоятельном значении своего жанра, так и в целом балетном спектакле.
5(СТР 11-15)
Путь развития классического танца сложен и труден. Было время,когда модернисты и другие мнимые новаторы от хореографии утверждали, что язык классического танца настолько устарел, что он не может выразить новое содержание жизни, создать образ современника и что поэтому классический танец вместе с его академической школой надо немедленно и навсегда сдать в архив.
Известно, что модернизм и декадентство с проповедью пессимизма, нездоровой символики, мистики, секса и т. п. справедливо осуждены в советском искусстве. Классический танец отлично выдержал испытание временем и продолжает успешно развиваться по пути реализма. Творческий опыт советских балетмейстеров со всей очевидностью доказал, что средствами классического танца можно создать произведения, ярко и правдиво отображающие новое содержание жизни. Подтверждается это целым рядом новых концертных постановок и балетных спектаклей, например: «Летите, голуби!», «Барышня и хулиган», «Тропою грома», «Ленинградская симфония», «Берег счастья», «Горянка», «Асель», «Жаклин» и многие другие. В этих произведениях выразительные средства классического танца использованы максимально. Сохранены строгие, пластически завершенные формы хореографии, возвышенный поэтический стиль действия, безукори-зненно отточенная исполнительская техника движения. Изменились композиционный строй танцевального языка, образ, характер и поступки действующего лица, но совершенная хореографическая первооснова сохранилась незыблемой.
Правда, классический танец в прошлом использовался как основное средство для создания в балете образов принцесс и принцев, их подруг и друзей, рабынь и рабов, различных фантастических персонажей и воплощения сказочных сюжетов. Однако основа, на которой возник «язык» классического танца, чрезвычайно жизненна и естественна, - это сама природа человека, органика его движения, творческое воображение, эмоциональность, любовь и стремление к прекрасному, благородному, возвышенному, целомудренному, что использовал в своем танцевальном творчестве народ, а затем балетный театр.
Однако выразительными средствами классического танца надо правильно и умело пользоваться. Например, вряд ли можно движениями народно-характерного танца создать образы Джульетты, Параши, Ромео и Евгения и т. д. Трудно сказать, как получился бы замечательный танец с подушками из балета «Ромео и Джульетта», если бы он был поставлен средствами классического, а не историко-бытового танца и т. п. Неправильное использование выразительных средств жанра показывает слабость балетмейстера, а не хореографии.
Классический танец может совершенствоваться по линии искусства балетмейстера, исполнительского мастерства, методики преподавания, теории, но, повторяю, его хореографическая первооснова, то есть школа, должна оставаться неизменной так же, как музыкальный звукоряд.
Такие замечательные русские балетмейстеры, как М. И. Петипа, Л. И. Иванов, М. М. Фокин, А. А. Горский, отлично знали классический танец и его школу и на этой основе создали высокохудожественные хореографические произведения, созвучные направлению и стилю своего времени. Вот почему творчество этих мастеров история хореографии считает новаторским.
То же самое можно сказать и о наших современниках — Ф. В. Лопухове, К. Я. Голейзовском, Л. М. Лавровском, Р. В. Захарове, В. И. Вайнонене, К. М. Сергееве, В. П. Бурмейстере, Ю. Н. Григоровиче, И. Д. Вельском, Л. В. Якобсоне, О. М. Виноградове и многих других.
Наконец, для правдивого и яркого отражения жизни необходимо не только знание школы, но и глубокое понимание современности, режиссерское и исполнительское мастерство, музыкальная и актерская культура. Поэтому преподаватель классического танца должен твердо помнить, что он призван формировать не только высокую исполнительскую технику, но и морально-эстетическое сознание будущего артиста балета. От этого зависит, как будут его питомцы создавать образы современников в новых балетных спектаклях.
Репертуар советского балетного театра обретает все более глубокое идейно-смысловое содержание. Драматургия современного балетного спектакля требует от танцовщика не только отличной технической выучки, но и более совершенного актерского мастерства, музыкальной и общей культуры.
Воспитание и обучение будущего советского танцовщика во многом определяет школа — ее традиции, направление и мастерство преподавателя.
Старейшие профессиональные школы классического танца — французская, русская и итальянская — имеют свои глубоко национальные исполнительские традиции, но хореографическая основа (состав движений) всех трех школ едина.
Вместе с тем исполнительский стиль, манера движения, идейно-художественные и национальные особенности, проявляющиеся в творчестве артиста, различны.
Принято считать, что для французской балетной школы характерна высокая исполнительская техника, стиль изящный, манера движения мягкая, легкая, грациозная, но порой несколько изысканная, что свойственно французскому искусству вообще.
Итальянской школе присуща виртуозная техника, стиль строгий, с некоторым уклоном в гротеск, манера движения стремительная, порывистая, несколько напряженная и подчас угловатая.
Для русской школы типична совершенная техника, стиль строго академический, манера движения простая, сдержанная и мягкая, свободная от внешних эффектов. Кроме того, русской балетной школе совершенно чужд так называемый стиль модерн.
Некоторые зарубежные хореографы считают, что будто бы русская школа представляет собой слияние французских и итальянских исполнительских традиций. Конечно, состав движений классического танца и его терминология утверждены не в России, а во Франции. Однако идейно-художественные и национальные особенности, проявляющиеся в творчестве русского танцовщика, совершенно самостоятельны. Музыкальный звукоряд тоже, вероятно, утверждался не в России, но русская музыкальная школа имеет свои собственные, глубоко национальные исполнительские традиции и идейно-художественную направленность.
Безусловно, взаимовлияние школ существовало. В прошлом русские и иноземные мастера балета во время своих зарубежных гастролей заимствовали друг у друга наиболее совершенные приемы исполнительской техники, иностранные хореографы обучали русских танцовщиков. В дореволюционной России насаждались стиль и манера французской и итальянской исполнительской школы. В то же время творческая деятельность выдающихся русских хореографов — Евгении Колосовой, Авдотьи Истоминой, Екатерины Санковской, Тимофея Бубликова, Андрея Нестерова, Адама Глушковского, Сергея Соколова, Дидло и многих других — говорит о том, что они боролись за развитие русской школы классического танца, которая всегда принимала лучшие достижения исполнительской техники зарубежных школ, не меняя, однако, своих национальных традиций.
Великий Октябрь окончательно освободил русскую школу классического танца от иностранных исполнительских влияний.
А. Я. Ваганова пишет, что «начиная с первых десятилетий XX века в чистом виде на нашей сцене нельзя уже встретить ни французской, ни итальянской школы». Таким образом, уже в начале 20-х годов русская школа обретает полную исполнительскую самостоятельность.
Примерно в середине 20-х годов начинают создаваться профессиональные хореографические училища в союзных республиках. Русская школа оказывает им самую дружескую и широкую помощь. Русские балетмейстеры и преподаватели работают в республиканских театрах и школах. В Ленинграде и в Москве готовят для них исполнительские, балетмейстерские и педагогические кадры.
Некоторые хореографические училища в национальных республиках и сейчас еще очень молоды. Они находятся на стадии становления как по выучке, так и по уровню профессиональной исполнительской культуры, но в области развития своих национально-творческих традиций все республиканские училища остаются абсолютно самостоятельными.
В настоящее время для всех школ классического танца в Советском Союзе характерен академический строгий стиль, но самая разнообразная исполнительская манера движения, которая не ограничивает, не сковывает индивидуальность танцовщика, а, напротив, позволяет полнее и глубже раскрыть все его творческие возможности и национальное своеобразие.
6 (16-18)
Искусство советского танцовщика проявляется в его творческой индивидуальности, а не в заученной манере движений своего учителя или любимого артиста. Одна из главных традиций русской и советской школы классического танца — это воспитание самостоятельных художников.
Конечно, на первых порах ученики невольно заимствуют исполнительскую манеру своего учителя. Затем, когда у них появится уверенность в своих силах и некоторая самостоятельность действия, надо постепенно предлагать им вкладывать в каждое учебное задание свое исполнительское чувство, свое отношение к нему, то ость проявлять свою манеру движения, не нарушая при этом строгого академического стиля.
В этот переходный период надо очень внимательно следить за том, чтобы учащиеся проявляли искренность и безыскусственность действия, так как «играть» манеру движения нельзя, она должна рождаться естественно, а не по принуждению. Подобный учебный подход позволит учащимся «найти себя», свою индивидуальность, что немаловажно для актерского мастерства будущего танцовщика.
Кроме того, надо избегать однообразной, «холодной» и монотонной манеры движения так же, как я ложного пафоса, фальшивого темперамента, самодовольства и тому подобной безвкусицы.
Исполнительская и общая культура танцовщика определяет его манеру движения, которая, разумеется, без точной выучки не может быть воспитана, так же как совершенная техника движения без соответствующей культуры. Манера движения — это пластическое средство выражения индивидуальности танцовщика, это свое, а не чужое исполнительское творчество, это искусство подлинное, а не подражание даже самому любимому и знаменитому артисту балета.
Невозможно представить себе, что исполнительская манера В. Смольцова и Б. Шаврова, К. Сергеева и В. Чабукиани, А. Ермолаева и М. Габовича, А. Мессерера и Н. Фадеечева — это копия манеры их замечательных учителей. Безусловно, влияние учителя, и действенность традиций, высокая техника движения и отраженно времени есть, но подражательства — нет.
Молодой смене преподавателей хочется пожелать, чтобы они, утверждая современную и индивидуальную манеру движения, не забывали о традициях прекрасного и вдохновенного мастерства ушедшего со сцены поколения, чтобы смена эта непримиримо относилась к формалистическому исполнительству, недостаточной актёрской и музыкальной культуре, небрежной и не всегда точной технике танца.
Реалистическое направление в искусстве русского и советского балета является традиционным. Оно определяет характер творческой деятельности не только театра, но и балетной школы и преподавателя. Если на уроке есть жизнь, творчество, значит, здесь воспитывают танцовщиков реалистического направления. Если ученик сознает, что техника движения, которую он отрабатывает, является средством выражения его чувств и мыслей, значит, преподаватель ведет с ним учебную работу в реалистическом направлении. Никакая, даже самая высокая техника танца, если она мертва, механистична, не может служить искусству, воспевающему жизнь и творчество. Даже самый простой battement надо выполнять на уроке художественно, то есть пластически осмысленно, музыкально, с пониманием и чувством учебно-технических и исполнительских задач.
Любой театральный танец, в том числе и классический, воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии.
Молодое талантливое поколение советских танцовщиков — 3. Васильев, Ю. Соловьев, М. Лиепа, М. Лавровский, Ю. Владимиров и многие другие — воспитывалось в школе и сейчас воспитывается в театре именно в плане реалистического, а не формального исполнительства.
Русская и советская хореография гордится своими замечательными школьными учителями, такими, как П. А. Гердт, Н. П. Домашен, В. Д. Тихомиров, Н. Г. Легат, Л. С. Леонтьев, В. А. Семенов, В. И. Пономарев, Б. В. Шавров, А. А. Писарев, А. И. Пушкин, А. М. Мессерер, А. М. Рудевдсо, и многими другими.
У каждого из них своя, индивидуальная методика ведения предмета, но все они боролись и борются за чистоту классического стиля, за реалистическое направление в хореографии, которое помогает создавать на сцене самые разнообразные но жанру спектакли: от классических балетов «Коппелия», «Жизель», «Лебединое озеро» и т. д. до новых балетных произведений - «Берег надежды», «Лейли и Меджнун», «Легенда о любви», «Спартак».
Чтобы овладеть высоким исполнительским мастерством классического танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу.
Состав движений классического танца велик и многообразен, но основная его «речевая единица» — это поза во всем своем хореографическом и композиционном многообразии.
Поза классического танца по своей природе свободна от бытовой достоверности. Эмоционально-смысловое содержание и ход сценического действия раскрываются ее средствами поэтически обобщенно, а не прозаически бытово.
Конечно, поза классического танца условна. В ней всёподчиняется пространственным и временным законам театральной хореографии, которая пластически усиливает, укрупняет, возвышает, доводит до необычайной виртуозности природные движения тела человека. Но эта пластическая условность позы вполне реалистична. Она дает искусству классического танца исключительно стройные, емкие и гибкие средства выражения.
Например, при исполнении одной только позы arabesque, не нарушая ее хореографического строя, можно выразить самые различные по характеру сценические действия — от тонкой и светлой лирики до глубокого драматизма.
Поза классического танца отличается исключительным разнообразием приемов исполнения. Она может входить как основной или как дополнительный элемент в то или иное движение, принятое школой и театром классического балета; может воспроизводиться медленно и быстро, фиксироваться длительно и кратко, усиливать или ослаблять динамику движения. Поза может быть исполнена в малой, средней или большой форме, на полу (par terre) и в воздухе (en 1'air), без поворота, с поворотом, вращением, с заносной, кабриолем и т. д. и т. п.
Позы могут соединяться одна с другой в целую хореографическую композицию при помощи самых различных приемов связи.
И если эта композиция исполняется осмысленно, вдохновенно, музыкально и технически совершенно, тогда поза, превращаясь в живой, выразительный жест танца, способна характеризовать собой различные образы, жанр, стиль, эпоху, к которой относятся содержание балетного спектакля, различные чувства, стремления и переживания человека. Когда же поза или композиция в целом выполняется формально, вне всякого чувства и осмысления, она остается только условной хореографической схемой движения.
Таким образом, поза классического танца — это своего рода жест, вытекающий из осмысленного и выразительно выполненного действия, но жест такой, в котором принимает участие все тело танцовщика, а не только руки, обычно сопровождающие нашу речь для придания ей большей выразительности.
Создавая свои композиции, балетмейстер отбирает соответствующую хореографию позы, которая позволяет танцовщику наиболее полно и художественно верно раскрыть смысл и образ сценического действия. И если оба хореографа, и постановщик и исполнитель, талантливо выполняют свою творческую задачу, то сколько можно внести чувства, стремлений и неожиданных пластических интонаций в жест классического танца.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|