Grand rond de jambe en l’air
В этом движении свободная нога описывает по горизонтали большую дугообразную линию в воздухе. Отсюда возникло название «grand rond de jambe en l'air», то есть большой круг ногой в воздухе.
Форма этого движения такова: с V позиции выполняется battement developpe вперед на 90°, затем раскрытая нога переводится через II позицию назад в IV и опускается в исходное положение или при помощи passe, «у колена», продолжает это же движение еще раз сначала и т. д. Такое направление движения ноги в воздухе называется en dehors (наружу). Когда поднятая назад нога на 90° движется в обратном направлении — en dedans.
Battement developpe в данном случае является подходом, который может быть выполнен другим приемом, например battement releve lent или grand battement jete с задержкой ноги на 90°. Перевод раскрытой ноги в этом движении может делаться и не на полный круг, а на половину (demi), то есть с IV позиции во II или обратно — со II в IV в обоих направлениях. Рука в этом упражнении обычно удерживается во 2-й позиции или переводится в положение, которое она будет занимать в большой позе, например arabesque, attitude, ecartee и т. д.
Корпус удерживается прямо, но при переводе ноги со II позиции назад одновременно слегка подается вперед и, наоборот, выравнивается, если раскрытая назад нога переводится во II позицию. Голова поворачивается к раскрытой руке, когда нога переводится вперед или назад в IV позицию. Если нога раскрывается в сторону, голова удерживается en face, при ее переводе в IV позицию поворачивается к руке, раскрытой во 2-ю позицию.
Перевод раскрытой ноги надо выполнять выворотно (особенно со II позиции назад или обратно), плавно, с постепенным и небольшим повышением, с вытянутыми коленом, подъемом и пальцами. Опорная нога подтянута в колене. Бедра ровные. Стопа равномерно примыкает к полу, без навала на большой палец.
Изучается данное движение вначале на высоте 45° на всей cтупне (и по половине круга, затем целый круг) и стоя на полупальцах. Например, исполнив battement fondu вперед на 45°, переводят ногу en dehors до II позиции и т. д. — «крестом», затем все в направлении en dedans. Battement fondu и перевод ноги делается равномерно.
На 90° это движение осваивается сначала в сочетании с battement releve lent и в той же последовательности, которая указывалась выше. Например, исполнив battement releve lent вперед на 90° (один такт в 4/4), переводят ногу en dehors до II позиции (2/4), фиксируют это положение (1/4), опускают ногу в исходную позицию (1/4) и т. д. — «крестом» и en dedans.
Когда движение на 45° и 90° вполне усвоено, его соединяют с releve на полупальцы, затем с demi-plie. Например, раскрывание ноги вперед исполняется на всей ступне, а перевод во II позицию делается одновременно с releve на полупальцы и т. д. В сочетании с demi-plie раскрытая нога может переводиться одновременно с выпрямлением опорной или ее сгибанием. Причем оба случая могут соединяться с последующим или предварительным releve на полупальцы.
Существует еще один прием выполнения grand rond de jambe en l'air, в котором раскрытая нога быстро переводится из IV позиции во II на затакт, затем без задержки и так же быстро возвращается обратно с акцентом вперед и последующей остановкой. Точно так же можно переводить раскрытую ногу из II позиции в IV и обратно. Данный прием называется balance (d'ici-de-la) и может быть исполнен со всеми усложнениями, которые указывались в обычном grand rond de jambe en l'air, только в старших классах с соблюдением тех же правил, легко и четко по темпу. Рука в этом приеме сохраняет 2-ю позицию, голова — исходное положение. При исполнении всех указанных приемов необходимо соблюдать выворотность и эластичность движения обеих ног.
Grand rond de jambe jete
Данное движение является как бы собирательной и завершающей формой всех предыдущих rond de jambe с добавлением элемента grand battement jete. Оно отлично развивает свободу и легкость вращательного движения бедра.
Начинается grand rond de jambe jete с I позиции, откуда нога, слегка сгибаясь в колене, выбрасывается вперед на 45°. Далее она, вытягиваясь в колене, продолжает подниматься по дугообразной линии на II позицию до высоты 90°.
Затем уже вытянутая нога еще чуть повышается и, завершая круг, опускается назад в IV позицию и, наконец, через носок возвращается в исходную I позицию. В данном случае направление движения ноги осуществлялось en dehors. При движении en dedans нога также выбрасывается назад на 45°. Затем, вытягиваясь, поднимается по дуге в сторону на 90°. Далее чуть повышается и, завершая круг, опускается вперед в IV позицию и через носок закрывается в исходную позицийя. Рука сохраняет 2-ю позицию, корпус и голова удерживаются прямо.
45(154-157)
Выполняется это движение слитно, сильным, широким взмахом. Свободная нога, проходя через I позицию, легко касается пола всей ступней; отделяясь от него, она сильно вытягивается в подъеме и пальцах. При взлете ноги с 45° до 90° колено предельно вытянуто.
Следя за выворотностью, надо проявлять большую требовательность, особенно когда нога двигается en dehors, проходя через II позицию назад в IV. Опорная нога подтянута и выворотна. Бедра ровные. Рука удерживается во 2-й позиции точно и свободно. Корпус хорошо подтянут, строен и тоже свободен от сильного и широкого движения ноги.
Центр тяжести тела фиксируется на опорной ноге. Голова вместе с корпусом строго сохраняет отвесное положение. Взгляд направлен прямо перед собой.
Изучать grand rond de jambe jete надо медленно, с остановками, на четыре музыкальных такта в 2/4. Первая остановка на 1/4— при поднимании ноги на 45°, вторая — на 1/4 при поднятой ноге по II позиции, третья — на 1/4 при опускании ноги на носок и последняя остановка — на 1/4 по I позиции. Таким образом, движение свободной ноги происходит на первую четверть каждого такта. Делается это для того, чтобы хорошо усвоить очертание круга и все детали самого движения, так как оно усваивается трудно и постепенно. В дальнейшем все упражнение выполняется слитно, но еще плавно, на два такта, затем на один такт и, наконец, приобретает свой обычный темп — в 1/4 такта.
TEMPS RELEVE
Это движение имеет малую и большую форму и является своеобразным подходом к выполнению малых и больших pirouettes. Однако оно сначала отрабатывается как элементарное движение без последующего вращения, соединяясь с другими упражнениями. Малая форма temps releve может соединяться с battements fondus, battements frappes, rond de jambe en l'air, petits battements sur le cou-de-pied, большая форма — с battements developpes. В дальнейшем temps releve выполняется с pirouettes en dedans и en dehors.
Petit temps releve. Исходное положение — V позиция. Впереди стоящая нога переводится sur le cou-de-pied вперед, опорная одновременно выполняет demi-plie. Далее без остановки нога с положения sur le cou-de-pied дугообразным движением открывается во II позицию на 45°, опорная — одновременно вытягивается и поднимается на полупальцы. Руки во время перевода ноги sur le cou-de-pied из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию; в момент перевода ноги на II позицию — раскрываются тоже на 2-ю позицию. Корпус и голова удерживаются прямо, en face.
В обратном направлении petit temps releve выполняется таким же приемом, то есть нога, стоящая сзади в V позиции, через положение sur le cou-de-pied переводится дугообразным движением на II позицию. Руки, корпус и голова действуют так же.
В целом petit temps releve выполняется слитно, в четком ритме, чтобы верхняя часть ноги (колено и бедро) удерживалась выворотно и по возможности неподвижно, а нижняя часть ноги переводилась вперед или назад, не увлекая за собой бедро. Это условие обязательно для выполнения petits pirouettes, начинающихся с одной ноги; оно поддерживает устойчивость и четкость вращения. При выполнении petit temps releve с малым pirouette вводится некоторое дополнение — перевод ноги на II позицию производится на demi-plie, которое в этот момент несколько углубляется для более четкого и энергичного перехода во вращение.
Изучается данное движение сначала у станка в замедленном темпе и отдельно без pirouette. Затем — в сочетании в battement fondu. В этом случае temps releve начинается не с V позиции, а с положения sur le cou-de-pied. Например, выполняются три battements fondus и один temps releve. Музыкальный размер — 2/4; каждый battement делается на один такт, 1/4 падает на demi-plie перед temps releve, 1/4 — на перевод ноги во II позицию. Когда движение будет усвоено, его можно вводить в другие упражнения и выполнять с малым pirouette.
Grand temps releve выполняется по такой же схеме, что и малая форма этого движения, только нога вместо sur le cou-de-pied удерживается в положении «у колена» спереди или сзади и переводится во II позицию на 90°. Руки, корпус и голова действуют так же, как в малой форме этого движения. Здесь не менее обязательно удерживать неподвижно верхнюю часть ноги и столь же расчетливо отбрасывать нижнюю ее часть по дугообразной линии (рис. 44).
Изучается grand temps releve в сочетании с battement developpe. Сначала выполняется developpe в сторону на полупальцах, затем раскрытая нога сгибается в положение «у колена», на опорной одновременно делается demi-plie; далее свободная нога с этого положения отбрасывается дугообразным движением на II позицию и одновременно поднимается на полупальцы.
Упражнение это следует повторить и выполнить в обратном направлении. Музыкальный размер — 4/4; на 2/4 делается developpe, 1/4 — выдерживается пауза, на 1/4 выполняется положение «у колена», 1/4 — перевод ноги на II позицию, 2/4 — фиксируется это положение и на 1/4 нога опускается в исходную V позицию. Когда большой pirouette выполняется по II позиции при помощи grand temps releve, то никаких дополнений к нему не делается, как в малой форме.
FLIC-FLAC
Данное движение обычно отдельно не выполняется, а присоединяется как связующее звено к battement tendu, battement frappe, battement fondu, rond de jambe en l'air и т. д. Начинается flic-flac с открытого положения ноги по II позиции на 45°; затем эта нога быстро опускается и скользит полупальцами через V позицию сзади с легким сгибанием колена и чуть глубже, чем обычно; далее нога столь же быстро проходит положение sur le cou-de-pied сзади, приоткрывается слегка в сторону II позиции, выполняет то же самое скользящее движение спереди с одновременным переходом опорной ноги на полупальцы releve и, наконец, вновь раскрывается на II позицию.
Так делается flic-flac en dehors. En dedans выполняется так же, только первое скольжение ноги через V позицию происходит спереди, второе — сзади (рис. 45). Это основная форма flic-flac. По заданию она может начинаться с 90° и заканчиваться приемом developpe в какую-либо большую позу.
Руки на этом движении могут удерживаться во 2-й позиции, опускаться в подготовительное положение или переводиться в заданную позу. Корпус и голова удерживаются прямо или принимают положение, диктуемое какой-либо позой. В целом flic-flac выполняется в едином темпе с четким илегким движением свободной ноги.
Следует избегать расслабленного скольжения стопой, которая должна быть собрана, но и не слишком напряжена; чрезмерно глубокого забрасывания раскрытой ноги за опорную; потери выворотности и вялого перехода на полупальцы.
Изучать flic-flac рекомендуется раздельно. Сначала нога с V позиции отбрасывается в сторону на 45°, затем она выполняет flic назад, далее снова отбрасывается на II позицию и выполняет flac вперед. И так все повторяется четыре раза. Музыкальный размер — 2/4; первое открывание ноги на 45° — затактное, все остальные составные части этого упражнения выполняются на каждую четверть такта.
Когда ученики усвоят скользящее движение ноги на полу и правильное ее прохождение через sur le cou-de-pied на II позицию, можно перейти к слитному изучению flic-flac en dehors и en dedans в замедленном темпе и без releve на полупальцы. Потом можно вводить releve на полупальцы, доводя темп до нормального завершения, соединяя с различными battements.
ПОЗИЦИИ РУК
Позиций рук в классическом танце — три (рис. 46). В дальнейшем, когда приступают к изучению port de bras, появляются различные сочетания позиций рук. В сценическом танце допускается еще большее пластическое разнообразие, обусловленное замыслом балетмейстера, однако три позиции рук по-прежнему остаются основой их пространственного движения.
Правила выполнения трех позиций следующие.
В 1-й позиции обе руки округлены в локтях и запястьях и со сближенными кистями подняты перед собой на уровне диафрагмы, ладони обращены к корпусу. Во 2-й позиции руки при слегка округленных локтях и запястьях раскрыты в стороны чуть впереди корпуса и несколько ниже линии плеч, ладони обращены вперед. В 3-й позиции обе руки в овальном положении подняты вверх несколько впереди корпуса со сближенными кистями, ладони повернуты вниз. Расстояние между сближенными кистями рук в 1-й и 3-й позициях должно быть минимальным.
Удерживать руки во всех позициях следует в локтях и пальцах. Угловатость локтей совершенно недопустима так же, как напряженность или расслабленность кистей.
46 (158-162)
Пальцы должны быть свободны и не напряжены в суставах, сгруппированы мягко, как продолжение закругляющейся линии рук 1.
В начале изучения позиций рук большой палец должен легко соприкасаться со второй фалангой среднего, остальные, менее закругленные, незначительно отделяются от них (рис. 47). В дальнейшем положение пальцев будет постепенно изменяться: средний и безымянный пальцы разгибаться больше, а кисть — приобретать законченную группировку.
Помимо трех позиций руки могут находиться в подготовительном положении, в котором они свободно опущены вниз с мягко округленными локтями и запястьями. Кисти сближены, ладони обращены вверх, пальцы сгруппированы так же.
Надо следить за тем, чтобы в подготовительном положении руки не прикасались к корпусу или отводились слишком вперед; в 1-й и 2-й позиции не превышали несколько наклонной, постепенно и незначительно понижающейся линии; в 3-й позиции не слишком подавались вперед или заводились назад за фронтальную плоскость тела. При этом корпус подтянут, плечи свободно раскрыты и опущены. Голова удерживается прямо — en face, взгляд устремлен вперед, шея не напряжена.
К изучению позиций рук следует приступать на середине зала, стоя в I полувыворотной позиции ног. Вначале рекомендуется изучать отдельно подготовительное положение и группировку пальцев, затем 1-ю и 3-ю позицию.
Учащиеся усваивают их путем перевода рук из подготовительного положения в 1-ю позицию, из 1-й — в 3-ю и обратно. При этом необходимо следить за тем, чтобы округлость рук, взятая в подготовительном положении, сохранялась в 1-й и 3-й позиции.
Переводы рук рекомендуется выполнять медленно, на восемь тактов в 3/41.На один такт руки из подготовительного положения плавно переводятся в 1-ю позицию, на следующий такт задерживаются в ней. Таким же образом происходит дальнейшее перемещение рук с последующими остановками, включая исходное положение, после чего движение повторяется примерно четыре раза.
Далее приступают к разучиванию 2-й позиции, переводя руки из подготовительного положения в 1-ю, а из нее — во 2-ю с последующим опусканием рук в исходное положение. При этом переводе рук из подготовительного положения в 1-ю позицию необходимо увеличивать их округлость, правильно удерживая локти и кисти. При переводе рук из 1-й позиции во 2-ю кисти очень незначительно и постепенно приоткрываются. Локти слегка распрямляются. При возвращении рук из 2-й позиции в подготовительное положение кисти, поворачиваясь ладонями вниз, слегка выпрямляются в пальцах и немного отстают от движения рук и лишь к концу движения рук постепенно принимают рисунок, обычный для подготовительного положения. Локти при повороте кистей несколько распрямляются (но не до конца), а затем, по ходу движения рук, присгибаются.
Данное движение рук подготовляет учеников к приему allongee (удлиненное), который в дальнейшем, наравне с приемом arrondie, широко применяется в учебной работе.
Выполнять эти упражнения следует на восемь тактов в 3/4, также с остановками, причем руки дополнительно придерживаются на два такта во 2-й позиции. В это время кисти на один такт плавно поворачиваются ладонями вниз, а на следующий такт удерживаются в том же положении. Далее движение рук производится так же, как оно начиналось, и повторяется четыре раза.
Когда данное упражнение будет усвоено на середине зала, его включают, но уже с движением головы, в качестве подготовки (preparation) или как составную часть к какому-либо упражнению у станка.
В этом случае голова в исходном положении повернута от станка к правому плечу. Далее при переводе руки из подготовительного положения в 1-ю позицию она поворачивается и слегка склоняется к противоположному плечу; взгляд направлен на кисть. Когда рука переводится из 1-й позиции во 2-ю, голова, поднимаясь, поворачивается в том же направлении, взгляд направлен на кисть этой руки. При возвращении руки из 2-й позиции в подготовительное положение голова, поворачиваясь, слегка наклоняется вперед, взгляд сопровождает кисть и занимает исходное положение.
Все движения головы и рук в данном упражнении должны быть строго согласованы между собой и с четко и определенно направленным взглядом. Когда это упражнение будет усвоено у станка, его можно переносить в экзерсис на середину зала. В дальнейшем, когда учащиеся начнут изучать port de bras, в движениях головы и рук должен появиться более определенный пластический апломб.
PORT DE BRAS
Port de bras является составной и неотъемлемой частью всех движений классического танца. Сценическое многообразие их безгранично.
Учебная практика насчитывает шесть твердо установленных форм port de bras. Основные элементы, из которых слагаются учебные формы port de bras, осваиваются при изучении позиций рук. Это переводы рук, повороты и наклоны головы, умение правильно удерживать корпус. При освоении port de bras вводятся: epaulement, сочетание различных позиций рук, перегибания и повороты корпуса.
Во всех port de bras движения головы, рук и корпуса должны быть плавными и слитными, но отчетливыми, без нарочитости и каких-либо «эффектных» подчеркиваний.
Исполнять port de bras нужно точно, но предельно просто и естественно. В будущем это позволит учащимся свободно и творчески создавать сценический танцевальный образ, а не механически повторять заученные жесты.
Необходимо помнить, что все основные правила, которые относятся к изучению позиций рук и ног, положения корпуса и головы, сохраняются здесь полностью.
Впервые положение epaulement применяется в port de bras, но изучается предварительно. Ученик должен встать в V позицию ног, выполненную croise, руки удерживать в подготовительном положении, голову повернуть к плечу, направленному по диагонали вперед.
Выполнение epaulement требует от будущего танцовщика большой четкости и пластического апломба. Любая неточность и ве-j уверенность в положении плеч, в повороте головы, направленности взгляда исключается. Когда все детали epaulement будут хорошо поняты и усвоены учащимися, можно переходить к изучению port de bras.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|