Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА ТРЕТЬЯ УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ 9 глава





28(СТР85-88)

 

 

Малоопытные педагоги, как правило, слишком увлекаются осо­бенностями своего творческого «почерка» (который, по сути дела, еще не определился) в ущерб учебной полезности построения ком­бинированных заданий. В то же время каждый педагог должен укреплять танцевальное мастерство учащихся именно путем учеб­ного построения комбинированных заданий в сочетании с художе­ственными особенностями своего учительского, а не балетмейстер­ского воображения. Тогда учащиеся будут свободно и всесторонне владеть своим двигательным аппаратом, ибо чем выше техническое мастерство, исполнительский вкус артиста балета, тем больше у него средств для выразительного танца.

Итак, правильное построение и развитие урока всецело подчи­няются четырем условиям: последовательной расстановке движе­ний в различных частях урока; соразмерной длительности отдель­ных частей урока; темпу, в котором должен протекать весь урок; правильному составлению комбинированных заданий. Все четыре условия органически связаны между собой и требуют строго про­порционального соотношения.

Допустим, что последовательность движений будет соблюдена, а длительность отдельных частей урока нарушена, тогда время за­нятий будет расходоваться нерационально. Если же длительность отдельных частей урока будет нормальной, а последовательность движений случайной, то не произойдет постепенного усложнения урока. Если первые два условия будут соблюдаться безошибочно, а темп урока нарушится, это понизит рабочий тонус и успевае­мость учащихся. В том случае, когда все три условия соблюдаются верно, а комбинированные задания составлены «разбросанно», не в учебной форме, то ученики не приобретают прочных навыков. Сле­довательно, очень важно хорошо построенный и спланированный во времени урок проводить в соответствующем темпе, который ставил бы перед учениками определенные трудности, не превышая в то же время их подготовки и физических возможностей.



В программах хореографических училищ существует специ­альный учебный раздел «Сценическая практика». Цель его — все­стороннее развитие и усовершенствование исполнительского мас­терства учащихся на основе репетиционной работы и сценических выступлений.



Таким образом, этот раздел является неотъемлемой и завершаю­щей частью учебного процесса.

В данной книге затрагиваются лишь вопросы, связывающие уроки классического танца и сценическую практику. Учащиеся хореографических училищ, как правило, со второго класса присту­пают к сценической практике, которая требует от них определен­ных профессиональных знаний и умений, правда, еще очень эле­ментарных, но достаточно точных и хорошо отработанных.

Поэтому, зная построение сценического произведения, рекомен­дуется учебно-комбинированные задания соответствующих частей урока как бы «увязывать» с его танцевальными приемами. Вначале наиболее сложные элементы сценической композиции, состоящие примерно из двух, максимум трех движений (по усмотрению пре­подавателя), следует включать в комбинированные задания с та­ким расчетом, чтобы они были бы «близки», схожи по своему рит­му, форме и характеру. В то же время это не должно нарушать учебных задач соответствующей части урока, но подготавливать, нацеливать учащихся на более точное, свободное и технически со­вершенное овладение исполнительскими приемами сценической композиции.

Не менее полезно в комбинированных заданиях акцентировать внимание учащихся на варьировании используемых в сценическом произведении танцевальных приемов, чтобы еще больше углубить и расширить связь учебной программы со сценической практикой. И, наконец, после урока, если это необходимо и позволяет времям можно проходить с отдельными учениками наиболее сложные по технике движения и трудные по дыханию сольные вариации.



Таким образом, сценическая практика, опираясь на учебный процесс в виде элементарной подготовки, затем углубляется на ре­петициях и, наконец, завершается выступлениями учащихся.

Желательно, чтобы всю работу проводил один и тот же препо­даватель, это позволит наилучшим образом подготавливать уча­щихся к сценическим выступлениям.

Для успешного проведения урока необходимо предусматривать (планировать) целый ряд условий. Например, для лучшего наблю­дения за учениками рекомендуется раз в неделю переставлять их с боковых станков на средние и наоборот. Это дает возможность устранять те недостатки исполнения, которые не всегда можно за­метить, если ученик постоянно занимается на одном и том же месте.

На середине зала учащихся следует размещать в шахматном порядке, чтобы видеть всех в равной мере. Через один или два урока необходимо менять линии. Причем состав каждой линии должен быть по возможности постоянным и подбираться препода­вателем независимо от способностей учащихся. Это позволит им чувствовать себя на уроке равноправными членами коллектива и создаст между ними здоровое чувство товарищества.

Делить учащихся по группам на середине зала следует с таким расчетом, чтобы они могли передвигаться по площадке, не мешая друг другу. Все не занятые выполнением данного задания стоят у правого и левого станков, не облокачиваясь на них. Средний ста­нок должен быть свободен. Эти условия диктуются элементарными правилами проведения занятий.

Крайне важно, чтобы учащиеся, передвигаясь по учебной пло­щадке, сохраняли правильные интервалы. Умение сохранять опре­деленное расстояние между собой необходимо учащимся для их настоящих и будущих сценических - выступлений.

Желательно, чтобы уроки классического танца проходили перед зеркалом. Это позволяет учащимся смотреть на себя со стороны. Время от времени занятия перед зеркалом полезно прекращать. Такие периоды улучшают развитие самоконтроля и приближают учащихся к пространственным условиям сцены, где нет зеркала.

Содержание, характер и форма замечаний на уроке имеют ис­ключительно важное значение для успешной работы преподавате­ля. Замечания могут относиться ко всему классу и к отдельным ученикам. В том и другом случае полезно делать предварительные замечания профилактического характера. Зная слабые стороны класса или ученика, преподаватель предварительно указывает, на что следует обратить особое внимание, что усилить, чего избегать. Такой прием применяют и при повторении задания, выполнений его с другой ноги или в обратном направлении.

Замечания «попутные», касающиеся экзерсиса и adagio, нужно и можно делать во время исполнения задания. Длительность и по­вторяемость движений названных частей урока вполне позво­ляют это.

Быстрый темп прыжков, напротив, не дает возможности выска­зывать замечания во время исполнения, поэтому их рекомендуется делать, когда задание выполнено.

В тех случаях, когда исполнение задания не вызывает особых замечаний, педагогу следует отметить это как достижение, не до­пуская, однако, самоуспокоенности учащихся.

В младших классах, особенно в первом, одновременно с устны­ми замечаниями полезно подправлять учащихся руками, то есть осторожно, но все же достаточно твердо довести выворотность ноги до необходимой нормы или установить более правильное положе­ние рук, корпуса и головы. Это поможет учащимся быстрее освоить правильность положения той или иной части тела. Однако чрезмер­но увлекаться таким приемом не рекомендуется,- так как учащиеся должны сами добиваться лучших результатов исполнения.

В подобных случаях педагог вынужден находиться около одно­го из учеников, невольно теряя из поля своего зрения остальных. Следить за всеми учениками безусловно трудно, но в этом и заклю­чается мастерство преподавателя, который должен уметь «выби­рать» ошибки и поправлять в первую очередь наиболее грубые. Но это не означает, что можно оставлять без внимания второсте­пенные и малозначащие ошибки. Напротив, учащиеся должны чув­ствовать и знать, что за каждым из них ведется постоянное наблю­дение и что каждая допущенная ими ошибка не ускользает от внимания учителя. Лучше всего находиться у зеркала (в центре), откуда возможно наблюдать за работой всех учеников. Начинаю­щему преподавателю с первых же шагов работы необходимо раз­вивать в себе эту способность.

Замечания следует делать в простой, ясной, краткой, утверди­тельной и логически последовательной форме, особенно в младших классах. Нельзя все смешивать в одном замечании. Надо четко раз­граничивать их содержание и придавать им соответствующий ха­рактер и форму изложения. Например, сначала указать на недо­статки, относящиеся к движению ног, затем рук, корпуса и головы. Или прежде сказать о хореографии, затем о музыке, о внимании, памяти, устойчивости, мягкости, связи движения и т. д. и т. п.

29(СТР89-91)

Не рекомендуется делать слишком пространные и многослов­ные замечания в ущерб практической работе. Это зачастую приво­дит к непроизводительной потере времени, учащиеся «остывают», и занятия становятся неполноценными. Сам предмет требует того, чтобы замечания педагога отличались целеустремленностью, образ­ностью, четкостью, не были растянутыми и расплывчатыми. Они должны касаться существа учебного задания и излагаться так, что­бы учащиеся быстро и хорошо понимали, что от них требуется.

От содержательного и своевременного замечания в значитель­ной мере зависит успеваемость учащихся. Однако можно делать очень правильное и своевременное замечание в самой строгой и сжатой форме, но вполне устранимые ошибки будут повторяться. Это означает, что педагог только указал ученику на ошибку, не заставив ее исправить. В таком случае неопытный педагог часто ищет оправдания в отсутствии у учащихся прилежания, внимания и т. д., что, однако, не оправдывает его самого. Преподаватель обязан постоянно помнить, что самое ценное в его работе — это уме­ние довести дело до конца и обязательно добиться выполнения сво­их указаний, может быть, путем жесткой требовательности. Иначе замечания перестанут достигать цели, и учащиеся, привыкнув к малой требовательности педагога, будут выполнять учебные зада­ния небрежно. Тогда уже не помогут никакие самые обоснованные и своевременные методические замечания.

В то же время суровую требовательность не следует возводить в систему. Отношения между учителем и учениками всегда долж­ны быть предельно ясными и взаимоуважительными. Если ученик или группа учеников ленится, проявляет инертность, неуравно­вешенность в труде и т. п. — это просчет учителя, который отвеча­ет за все, что делается у него на уроке: и за выучку и за воспита­ние сознательной дисциплины.

Учитель должен проявлять строгость, взыскательность, но не резкость и тем более грубость, не травмировать психику ученика

Разумеется, проявлять требовательность вовсе пе означает, что учитель должен все время силой «тащить» ученика к знаниям. На­до добиться того, чтобы учитель и ученик взаимно помогали друг другу достигнуть хороших учебных результатов. Конечно, талант­ливые и послушные ученики более приятны в работе и чаще раду­ют учителя своими успехами, но ученики «трудные» более полезны для роста его педагогического мастерства. Словом, начинающий преподаватель обязан изучать закономерности и процессы психи­ческой деятельности человека, овладевать психологией как наукой, которая позволит глубже и точнее разбираться в вопросах воспита­ния личности ученика.

Молодой преподаватель классического танца обычно затрудня­ется ясно и кратко проанализировать и оценить контрольный урок, зачет или экзамен, показанный кем-либо из его товарищей по ра­боте.

Участвуя в методических обсуждениях, необходимо быть по­следовательным и точным в своих высказываниях. Сначала можно определить, как коллега составил урок: достаточно ли сложно, по­лезно, строго учебно, без прикрас, внешних комбинированных эф­фектов или, напротив, слишком просто, примитивно, с намерением «красиво скрыть» при помощи своего балетмейстерского таланта технические и другие недочеты учащихся.

Далее рекомендуется отметить, как «поставлено тело» учеников (ноги, руки, корпус, голова), какие именно просчеты в исполни­тельских приемах и элементах были допущены, какие из них хоро­шо или слабо отработаны. Затем следует остановиться на воспита­нии музыкальности, индивидуальности и артистизме ученика, отметить, как выполнена программа предмета, воспитано ли трудо­любие и сознательная дисциплина, оценить работу преподавателя и концертмейстера, сделав это, разумеется, объективно, доброже­лательно и в то же время решительно и вполне откровенно, — с пользой для учеников.

Эта схема позволит начинающему преподавателю не только по­лезно, ясно и четко выразить свое мнение относительно виденного урока, зачета или экзамена, но и самому достаточно критично оце­нить свою работу.

Хорошую и особенно отличную работу преподавателя надо, ко­нечно, воспринимать с большим уважением и признательностью, но излишние восторги здесь неуместны, так как они не приносят истинной пользы, а лишь отнимают время и иногда задерживают профессиональный рост учителя, следовательно, и успеваемость учеников.

Отчитываясь в своей работе, молодой преподаватель также дол­жен уметь последовательно и кратко доложить членам методиче­ского совета, как он работал с учениками, какие ставил перед собой задачи, каков был творческий контакт с концертмейстером, какие были трудности и какие еще есть, как выполнена учебная программа.

В ходе обсуждения начинающий преподаватель должен понять полезность откровенной критики его работы, особенно со стороны старших, опытных мастеров. Выслушать критику выдержанно, с благодарностью, как бы огорчительна она ни была. Самоуверен­ность и тем более самоуспокоенность никогда еще никому не при­носили истинной пользы.

Классический танец как учебный предмет в советских хорео­графических училищах изучается ученицами и учениками раздель­но, так как отличается по своему исполнительскому стилю, прие­мам и материалу программы.

В первых двух классах (ученики девяти-одиннадцати лет) это различие внешне еще не столь приметно, но в дальнейшем оно выявляется достаточно определенно. Если, например, девочки, осо­бенно подростки в переходном возрасте (преимущественно от две­надцати до шестнадцати лет), уже стремятся быть убедительно-грациозными, изящными, то ученики в этом же возрасте проявля­ют еще некоторую мальчишескую нескладность. Вообще девочки, как правило, двигаются гораздо смышленее, ловчее и увереннее, так как психофизически развиваются несколько раньше, чем маль­чики.

Юноши к семнадцати-девятнадцати годам (в переходном возра­сте от отрочества к зрелости) только еше начинают обретать некоторую мужественность и гармоничность движения, в то время как девушки этого же возраста уже чувствуют себя гораздо самостоя­тельнее, увереннее и активнее.

С большим вниманием, по-рыцарски относясь к исполнитель­ской грации своих сверстниц, ученики должны сохранять особен­ности своей возрастной манеры движения, не отставая в развитии ее техники. Во время урока учитель обязан всех своих воспитан­ников — и вихрастых непокорных мальчишек, и «чопорных» под­ростков, и застенчивых или слишком эмоциональных юношей — оберегать от той грации, которая естественна и необходима в клас­сах учениц и так нежелательна в классах учеников.

Ученики так же, как и ученицы всех классов, должны быть хорошо воспитаны, обладать хорошим вкусом, музыкальностью, благородной манерой движения, артистизмом и т. д., но в соответ­ствии со своим возрастом.

Учебная практика показывает, что опытные преподавательни­цы классического танца, ведущие младшие классы мальчиков (пер­вый — третий), отрабатывают отличную точность движения и дру­гие исполнительские элементы, что, конечно, очень важно и ценно. Признательность и благодарность их труду велика и безгранична. Однако воспитание мальчишеской психологии для будущего тан­цовщика все-таки может быть где-то незаметно упущено. А ведь все начинается с младших классов. В них закладывается та перво­основа, то невидимое пока что зернышко мужского исполнитель­ского стиля, которое впоследствии может дать неправильные ростки — появление излишне грациозной, женственной манеры движения.

Думается, что со временем все младшие классы мальчиков по­ведут опытные преподаватели-мужчины. Теперешнее положение надо рассматривать лишь как временное исключение, как недоста­ток хороших учителей-мужчин.

В самом деле, ведь не доверяют же ведение младших классов учениц преподавателю-мужчине даже самой высокой квалифика­ции, так как во всех женских классах сложились особая учебная специфика, свой стиль, характер и множество других исполнитель­ских тонкостей, которые учитель-мужчина может не знать и легко упустить.

Провести несколько уроков в младших классах учениц или уче­ников дело не очень сложное, но в течение длительного периода воспитывать и раскрывать индивидуальность, музыкальность, вкус и артистизм будущего исполнителя — задача очень трудная и спе­цифически тонкая, требующая от педагога чувства подлинной при­роды мужского и женского танца.

Напоминаю, что слишком изящный исполнительский стиль, копирующий грацию женщин, противоречит естественной природе мужского танца, порождая лишь эстетство и фальшь, которые про­тивостоят реалистической школе искусства советского классиче­ского балета.

Определить разницу между исполнительским стилем ученика и ученицы можно следующим образом. Например, при выполнении какого-либо battement, port de bras, позы, прыжка и т. п. форма и темп движения в основном одинаковы, но меняется его характер. У мальчиков, как правило, более определенно выражены волевое начало, физическая сила, простота, лаконизм и строгость исполне­ния.

30(СТР92-94)

Если ученица и ученик фиксируют один и тот же поворот или наклон головы, то мальчик должен исполнить его более решитель­но, более определенно, с большей волевой пластической окраской, чем девочка. Действия шеи, рук, корпуса и ног ученика также дол­жны отличаться по своему характеру от изящной и смягченной пластики танца учениц. Таким образом, воспитание исполнитель­ского стиля ученика и ученицы требует своей психологической на­правленности и строгого учительского вкуса, а не вообще достиже­ния «красивой» и виртуозной манеры движения будущей танцов­щицы или танцовщика.

Поэтому профессиональная школа должна очень разборчиво, тщательно и ответственно подбирать и готовить кадры молодых учителей для мужских классов и особенно младших, не переклады­вая эту работу на преподавательниц даже самой высокой квали­фикации.

Может быть, учебную программу предмета «Классический та­нец» следовало бы составить отдельно для учениц и учеников, вне­ся в нее соответствующее пояснение и коррективы. Это помогло бы наилучшим образом выявить суть и характер обучения и вос­питания будущих балерин и танцовщиков, то есть раскрыть мето­дику ведения предмета в целом.

Школьная судьба каждого учителя классического танца скла­дывается весьма различно. Одни по своим возможностям и склон­ностям специализируются в средних классах, другие — в младших, старших или выпускных. Опыт подтверждает, что очень редко встречаются учителя, которые могут одинаково хорошо вести занятия во всех классах на протяжении всего курса обучения.

Чтобы окончательно утвердиться на какой-либо ступени (млад­шая, средняя, старшая) как отличному специалисту, необходимо совершенствовать свое мастерство с первого года работы в школе и в младших классах, что, к сожалению, не всегда удается осу­ществить по различным причинам. Тем не менее это позволит мо­лодому преподавателю хорошо понять и освоить элементарные осно­вы школьной работы, ее «азы», направление и технику ведения самого урока, чтобы в последующих классах более уверенно и пла­номерно развивать свое мастерство, разумеется, под наблюдением и руководством опытных педагогов. Наконец, накопив достаточный опыт, можно закрепиться в том или ином классе на длительное время, то есть окончательно утвердиться в своем преподаватель­ском «амплуа».

Некоторые начинающие преподаватели «находят себя» доволь­но быстро, другие — трудно и медленно, что зависит от множества причин. Одна из них — случайные назначения или частые пере­брасывания из одного класса в другой. Они вредно отражаются на работе начинающего учителя, следовательно, на успеваемости уче­ников и школы в целом.

Вообще воспитание начинающего преподавателя — дело слож­ное, требующее от художественного руководства школы и товари­щей по работе большой заботы, внимания, выдержки и знаний. Поручить какой-либо класс или группу учеников начинающему преподавателю — значит помогать ему постоянно, систематически, конечно, квалифицированно. Иначе отличный исполнитель не смо­жет стать отличным преподавателем, мастером своей новой спе­циальности.

Однако некоторые хореографы склонны утверждать, что на­учиться педагогическому мастерству нельзя, надо с ним родиться. Конечно, талант необходим каждой специальности (например, ба­летмейстеру), но к таланту надо приложить и глубокие профессио­нальные знания, подлинное трудолюбие и культуру.

Знания, умение, труд и талант — вот тот синтез, который необ­ходим для становления каждой специальности хореографа. Один талант — это только ценнейшие предпосылки, возможности, кото­рые оформляются и развиваются при помощи специальной подго­товки или специального образования. И пусть у нас будет как мож­но больше отличных и разных преподавателей, пусть творческая индивидуальность каждого из них формируется и развивается са­мостоятельно, отличаясь своим неповторимым талантом, стилем и методом ведения предмета. Но пусть всех преподавателей объеди­няет отличная выучка их воспитанников, а также высокие художе­ственные принципы советской хореографической школы и совет­ского балетного искусства.

Таковы примерно некоторые особенности ведения работы пре­подавателя классического танца в мужских классах школ, методика, которой дается здесь лишь как отправное начало, как направле­ние, помогающее воспитывать исполнительский стиль будущего артиста советского балета.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Периодически в установленные сроки преподаватель классиче­ского танца должен давать оценку успеваемости учащихся и фи­ксировать ее в виде отметок в специальных документах учета (табель, классный журнал, дневник).

Отметки — не просто формальный показатель качества успевае­мости, а действенное средство воспитания, которое стимулирует отношение каждого ученика к более активному и сознательному труду. Преподаватель лично отвечает за качество успеваемости своих учеников, следовательно, и за оценку этого качества.

Позволю себе дать краткие, но наиболее существенные сведе­ния и советы по данному вопросу.

Существуют оценки промежуточные и итоговые. Первые фикси­руют проверку текущей успеваемости учащихся, вторые подводят итог за определенный период времени учебного года: за четверть, за полугодие или за весь год. Помимо этого, выводится экзамена­ционная оценка и общеитоговая, которая слагается из годовой и экзаменационной.

Промежуточные отметки являются очень важными звеньями в системе учета, на них ориентируется преподаватель, когда выво­дит итоговую оценку успеваемости.

Каждый ученик будет проявлять максимум прилежания и упор­ства в работе, зная, что оценка его успеваемости дается препода­вателем систематически, а не от случая к случаю и что усилия, которые ученик прикладывал для достижения лучших результатов успеваемости, будут учтены в отметке за пройденный период вре­мени, а не за последние два-три урока, когда менее прилежные учащиеся обычно «подтягиваются», надеясь нагнать упущенное и получить более высокую оценку.

Промежуточная оценка позволяет преподавателю отметить не­добросовестное отношение ученика к занятиям и своевремевно как в училище, так и в семье принять соответствующие меры воспи­тательного характера или помочь неуспевающему ученику, кото­рый по болезни отстал и нуждается в дополнительных уроках.

Текущий учет успеваемости рекомендуется проводить во всех классах один раз в две недели, выставлять в классных журналах и дневниках учащихся соответствующие отметки. Таким образом, каждая четверть разделяется примерно на четверть части и конт­ролируется преподавателем дополнительно.

Однако одним текущим учетом успеваемости ограничиться нельзя, так как он фиксирует лишь отдельные, кратковременные периоды обучения (в среднем двенадцать уроков по два часа каж­дый). Необходимы итоговые оценки, которые показывают, как учащиеся успевают в целом в четверти, полугодии и в течение все­го учебного года, достаточно ли прилежно и систематически тру­дятся весь этот период.

Определяя итоговую оценку успеваемости, необходимо прини­мать во внимание промежуточные отметки, полученные учащимися за истекшую четверть. В то же время четвертная оценка не должна выводиться простым арифметическим подсчетом промежуточных оценок. Ее надо выставлять на основании фактических знаний уча­щихся. Поэтому наибольшее значение здесь надо придавать послед­ним промежуточным отметкам.

По такому же принципу определяется и годовая оценка. Какую бы оценку ни выводил преподаватель, он не должен про­являть излишнюю мягкость или непомерную требовательность. Объективность и точность — вот руководящий принцип для препо­давателя в оценке успеваемости. Ведь в конечном итоге результат успеваемости учащихся есть показатель работы самого преподава­теля. Поэтому не следует преувеличивать или занижать оценки, напротив, необходимо доказать учащимся, что только справедливая оценка может принести им настоящую пользу и что наилучших результатов успеваемости они могут достигнуть только в том слу­чае, если будут сами правильно, объективно относиться к выстав­ленной оценке. Такое отношение учащихся к оценке не возникает само по себе, а систематически воспитывается преподавателем пу­тем беспристрастного и вместе с тем требовательного отношения к успеваемости всех своих учеников.

Оценивая текущую и итоговую успеваемость, следует прини­мать во внимание не только исполнительские умения, но и знания учеников, которые проверяются устным опросом. Например, на те­мы исполнительских приемов, художественного вкуса, музыки, позы, жеста и т. д.

Классический танец является дисциплиной сугубо практиче­ской, а не теоретической.

31(СТР95-98)

Поэтому существует мнение, что, если преподаватель хорошо показывает и объясняет задание, а учащие­ся хорошо выполняют его, незачем им задавать устные вопросы и попусту терять драгоценное время, ибо каждый ученик на каж­дом уроке, выполняя учебное задание, фактически отчитывается в своих знаниях и умениях. Думается, что это не совсем верно, так как для более всесторонней и объективной оценки успеваемо­сти преподаватель обязан не только видеть каждого ученика, его исполнительские достижения и отношение к повседневной работе, но также знать подлинность и глубину понимания им действия.

Без устной проверки очень трудно, а иногда и невозможно устано­вить, как ученик выполняет учебное задание — интуитивно или сознательно.

Устные вопросы следует задавать каждому ученику, но только те, которые имеют прямое отношение к выполнению текущего за­дания, и очень экономно по времени, чтобы не ослабить темп про­ведения урока. Выслушивая устные ответы, преподаватель должен приучать своих учеников к связному, четкому, образному и крат­кому изложению мысли, а также к правильному произношению музыкальных и танцевальных терминов.

Существует еще один способ проверки и укрепления знаний, но, к сожалению, редко практикуемый, — это письменные домаш­ние работы. Автор пользовался в своей педагогической работе по­добным способом проверки и рекомендует осуществлять это так. Во всех классах один раз в две недели дается письменное задание, оценка за которое фиксируется только в дневнике ученика, но обя­зательно учитывается в промежуточной оценке1. Темы домашних работ рекомендуются следующие. В младших классах — запись терминов классического танца; описание и правила выполнения изучаемых движений с указанием размера и характера используе­мой музыки. В средних классах — то же самое, но с добавлением: изложение выполненных комбинированных заданий, самостоятель­ное составление учебных примеров с указанием музыкального ма­териала. В старших классах — темы домашних работ те же, что в средних классах, с добавлением: изложение всего пройденного уро­ка; самостоятельное составление отдельных частей урока и, нако­нец, целого урока. Составление целого урока можно поручать уча­щимся примерно раз в четверть и только в двух последних классах. К сожалению, методика проведения домашних письменных работ еще недостаточно разработана и практически мало провере­на. Но несомненно одно: они полезны, так как воспитывают у уча­щихся углубленный самоконтроль и более внимательное отноше­ние к танцевальному и музыкальному материалу, следовательно, и творческое понимание учебных задач предмета.

Подобная домашняя работа необходима не только будущему танцовщику, но и будущему преподавателю, балетмейстеру, репе­титору, ибо каждый из них должен хорошо и всесторонне знать школу классического танца. Поэтому в хореографических учили­щах необходимо установить особое время, которое предназначалось бы только для критического разбора письменных домашних работ. На таких занятиях преподаватель обязан проанализировать работу каждого ученика: как она изложена и какой заслуживает оценки с учетом всех ее достоинств и ошибок. Кроме того, на подобных занятиях преподаватель сможет поделиться с учащимися своим педагогическим и сценическим опытом, который непосредственно связан с изучением и осмыслением искусства классического танца. Такую работу осуществлять на рядовых уроках, конечно, невоз­можно.

Оформляется оценка успеваемости учащихся при помощи пяти­балльной системы, согласно которой баллом «5» обозначается от­личная успеваемость, баллом «4» — хорошая, баллом «3» — удов­летворительная, баллом «2» — плохая, баллом «1» — очень плохая. Основные показатели, которыми должны руководствоваться преподаватели при оценке успеваемости, сводятся к следующему: 1) в какой мере ученик освоил объем программы; 2) в какой сте­пени он осмыслил ее содержание; 3) как, в каком качестве умеет практически владеть пройденным учебным материалом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.