|
ГЛАВА ТРЕТЬЯ УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ 9 глава
28(СТР85-88)
Малоопытные педагоги, как правило, слишком увлекаются особенностями своего творческого «почерка» (который, по сути дела, еще не определился) в ущерб учебной полезности построения комбинированных заданий. В то же время каждый педагог должен укреплять танцевальное мастерство учащихся именно путем учебного построения комбинированных заданий в сочетании с художественными особенностями своего учительского, а не балетмейстерского воображения. Тогда учащиеся будут свободно и всесторонне владеть своим двигательным аппаратом, ибо чем выше техническое мастерство, исполнительский вкус артиста балета, тем больше у него средств для выразительного танца.
Итак, правильное построение и развитие урока всецело подчиняются четырем условиям: последовательной расстановке движений в различных частях урока; соразмерной длительности отдельных частей урока; темпу, в котором должен протекать весь урок; правильному составлению комбинированных заданий. Все четыре условия органически связаны между собой и требуют строго пропорционального соотношения.
Допустим, что последовательность движений будет соблюдена, а длительность отдельных частей урока нарушена, тогда время занятий будет расходоваться нерационально. Если же длительность отдельных частей урока будет нормальной, а последовательность движений случайной, то не произойдет постепенного усложнения урока. Если первые два условия будут соблюдаться безошибочно, а темп урока нарушится, это понизит рабочий тонус и успеваемость учащихся. В том случае, когда все три условия соблюдаются верно, а комбинированные задания составлены «разбросанно», не в учебной форме, то ученики не приобретают прочных навыков. Следовательно, очень важно хорошо построенный и спланированный во времени урок проводить в соответствующем темпе, который ставил бы перед учениками определенные трудности, не превышая в то же время их подготовки и физических возможностей.
В программах хореографических училищ существует специальный учебный раздел «Сценическая практика». Цель его — всестороннее развитие и усовершенствование исполнительского мастерства учащихся на основе репетиционной работы и сценических выступлений.
Таким образом, этот раздел является неотъемлемой и завершающей частью учебного процесса.
В данной книге затрагиваются лишь вопросы, связывающие уроки классического танца и сценическую практику. Учащиеся хореографических училищ, как правило, со второго класса приступают к сценической практике, которая требует от них определенных профессиональных знаний и умений, правда, еще очень элементарных, но достаточно точных и хорошо отработанных.
Поэтому, зная построение сценического произведения, рекомендуется учебно-комбинированные задания соответствующих частей урока как бы «увязывать» с его танцевальными приемами. Вначале наиболее сложные элементы сценической композиции, состоящие примерно из двух, максимум трех движений (по усмотрению преподавателя), следует включать в комбинированные задания с таким расчетом, чтобы они были бы «близки», схожи по своему ритму, форме и характеру. В то же время это не должно нарушать учебных задач соответствующей части урока, но подготавливать, нацеливать учащихся на более точное, свободное и технически совершенное овладение исполнительскими приемами сценической композиции.
Не менее полезно в комбинированных заданиях акцентировать внимание учащихся на варьировании используемых в сценическом произведении танцевальных приемов, чтобы еще больше углубить и расширить связь учебной программы со сценической практикой. И, наконец, после урока, если это необходимо и позволяет времям можно проходить с отдельными учениками наиболее сложные по технике движения и трудные по дыханию сольные вариации.
Таким образом, сценическая практика, опираясь на учебный процесс в виде элементарной подготовки, затем углубляется на репетициях и, наконец, завершается выступлениями учащихся.
Желательно, чтобы всю работу проводил один и тот же преподаватель, это позволит наилучшим образом подготавливать учащихся к сценическим выступлениям.
Для успешного проведения урока необходимо предусматривать (планировать) целый ряд условий. Например, для лучшего наблюдения за учениками рекомендуется раз в неделю переставлять их с боковых станков на средние и наоборот. Это дает возможность устранять те недостатки исполнения, которые не всегда можно заметить, если ученик постоянно занимается на одном и том же месте.
На середине зала учащихся следует размещать в шахматном порядке, чтобы видеть всех в равной мере. Через один или два урока необходимо менять линии. Причем состав каждой линии должен быть по возможности постоянным и подбираться преподавателем независимо от способностей учащихся. Это позволит им чувствовать себя на уроке равноправными членами коллектива и создаст между ними здоровое чувство товарищества.
Делить учащихся по группам на середине зала следует с таким расчетом, чтобы они могли передвигаться по площадке, не мешая друг другу. Все не занятые выполнением данного задания стоят у правого и левого станков, не облокачиваясь на них. Средний станок должен быть свободен. Эти условия диктуются элементарными правилами проведения занятий.
Крайне важно, чтобы учащиеся, передвигаясь по учебной площадке, сохраняли правильные интервалы. Умение сохранять определенное расстояние между собой необходимо учащимся для их настоящих и будущих сценических - выступлений.
Желательно, чтобы уроки классического танца проходили перед зеркалом. Это позволяет учащимся смотреть на себя со стороны. Время от времени занятия перед зеркалом полезно прекращать. Такие периоды улучшают развитие самоконтроля и приближают учащихся к пространственным условиям сцены, где нет зеркала.
Содержание, характер и форма замечаний на уроке имеют исключительно важное значение для успешной работы преподавателя. Замечания могут относиться ко всему классу и к отдельным ученикам. В том и другом случае полезно делать предварительные замечания профилактического характера. Зная слабые стороны класса или ученика, преподаватель предварительно указывает, на что следует обратить особое внимание, что усилить, чего избегать. Такой прием применяют и при повторении задания, выполнений его с другой ноги или в обратном направлении.
Замечания «попутные», касающиеся экзерсиса и adagio, нужно и можно делать во время исполнения задания. Длительность и повторяемость движений названных частей урока вполне позволяют это.
Быстрый темп прыжков, напротив, не дает возможности высказывать замечания во время исполнения, поэтому их рекомендуется делать, когда задание выполнено.
В тех случаях, когда исполнение задания не вызывает особых замечаний, педагогу следует отметить это как достижение, не допуская, однако, самоуспокоенности учащихся.
В младших классах, особенно в первом, одновременно с устными замечаниями полезно подправлять учащихся руками, то есть осторожно, но все же достаточно твердо довести выворотность ноги до необходимой нормы или установить более правильное положение рук, корпуса и головы. Это поможет учащимся быстрее освоить правильность положения той или иной части тела. Однако чрезмерно увлекаться таким приемом не рекомендуется,- так как учащиеся должны сами добиваться лучших результатов исполнения.
В подобных случаях педагог вынужден находиться около одного из учеников, невольно теряя из поля своего зрения остальных. Следить за всеми учениками безусловно трудно, но в этом и заключается мастерство преподавателя, который должен уметь «выбирать» ошибки и поправлять в первую очередь наиболее грубые. Но это не означает, что можно оставлять без внимания второстепенные и малозначащие ошибки. Напротив, учащиеся должны чувствовать и знать, что за каждым из них ведется постоянное наблюдение и что каждая допущенная ими ошибка не ускользает от внимания учителя. Лучше всего находиться у зеркала (в центре), откуда возможно наблюдать за работой всех учеников. Начинающему преподавателю с первых же шагов работы необходимо развивать в себе эту способность.
Замечания следует делать в простой, ясной, краткой, утвердительной и логически последовательной форме, особенно в младших классах. Нельзя все смешивать в одном замечании. Надо четко разграничивать их содержание и придавать им соответствующий характер и форму изложения. Например, сначала указать на недостатки, относящиеся к движению ног, затем рук, корпуса и головы. Или прежде сказать о хореографии, затем о музыке, о внимании, памяти, устойчивости, мягкости, связи движения и т. д. и т. п.
29(СТР89-91)
Не рекомендуется делать слишком пространные и многословные замечания в ущерб практической работе. Это зачастую приводит к непроизводительной потере времени, учащиеся «остывают», и занятия становятся неполноценными. Сам предмет требует того, чтобы замечания педагога отличались целеустремленностью, образностью, четкостью, не были растянутыми и расплывчатыми. Они должны касаться существа учебного задания и излагаться так, чтобы учащиеся быстро и хорошо понимали, что от них требуется.
От содержательного и своевременного замечания в значительной мере зависит успеваемость учащихся. Однако можно делать очень правильное и своевременное замечание в самой строгой и сжатой форме, но вполне устранимые ошибки будут повторяться. Это означает, что педагог только указал ученику на ошибку, не заставив ее исправить. В таком случае неопытный педагог часто ищет оправдания в отсутствии у учащихся прилежания, внимания и т. д., что, однако, не оправдывает его самого. Преподаватель обязан постоянно помнить, что самое ценное в его работе — это умение довести дело до конца и обязательно добиться выполнения своих указаний, может быть, путем жесткой требовательности. Иначе замечания перестанут достигать цели, и учащиеся, привыкнув к малой требовательности педагога, будут выполнять учебные задания небрежно. Тогда уже не помогут никакие самые обоснованные и своевременные методические замечания.
В то же время суровую требовательность не следует возводить в систему. Отношения между учителем и учениками всегда должны быть предельно ясными и взаимоуважительными. Если ученик или группа учеников ленится, проявляет инертность, неуравновешенность в труде и т. п. — это просчет учителя, который отвечает за все, что делается у него на уроке: и за выучку и за воспитание сознательной дисциплины.
Учитель должен проявлять строгость, взыскательность, но не резкость и тем более грубость, не травмировать психику ученика
Разумеется, проявлять требовательность вовсе пе означает, что учитель должен все время силой «тащить» ученика к знаниям. Надо добиться того, чтобы учитель и ученик взаимно помогали друг другу достигнуть хороших учебных результатов. Конечно, талантливые и послушные ученики более приятны в работе и чаще радуют учителя своими успехами, но ученики «трудные» более полезны для роста его педагогического мастерства. Словом, начинающий преподаватель обязан изучать закономерности и процессы психической деятельности человека, овладевать психологией как наукой, которая позволит глубже и точнее разбираться в вопросах воспитания личности ученика.
Молодой преподаватель классического танца обычно затрудняется ясно и кратко проанализировать и оценить контрольный урок, зачет или экзамен, показанный кем-либо из его товарищей по работе.
Участвуя в методических обсуждениях, необходимо быть последовательным и точным в своих высказываниях. Сначала можно определить, как коллега составил урок: достаточно ли сложно, полезно, строго учебно, без прикрас, внешних комбинированных эффектов или, напротив, слишком просто, примитивно, с намерением «красиво скрыть» при помощи своего балетмейстерского таланта технические и другие недочеты учащихся.
Далее рекомендуется отметить, как «поставлено тело» учеников (ноги, руки, корпус, голова), какие именно просчеты в исполнительских приемах и элементах были допущены, какие из них хорошо или слабо отработаны. Затем следует остановиться на воспитании музыкальности, индивидуальности и артистизме ученика, отметить, как выполнена программа предмета, воспитано ли трудолюбие и сознательная дисциплина, оценить работу преподавателя и концертмейстера, сделав это, разумеется, объективно, доброжелательно и в то же время решительно и вполне откровенно, — с пользой для учеников.
Эта схема позволит начинающему преподавателю не только полезно, ясно и четко выразить свое мнение относительно виденного урока, зачета или экзамена, но и самому достаточно критично оценить свою работу.
Хорошую и особенно отличную работу преподавателя надо, конечно, воспринимать с большим уважением и признательностью, но излишние восторги здесь неуместны, так как они не приносят истинной пользы, а лишь отнимают время и иногда задерживают профессиональный рост учителя, следовательно, и успеваемость учеников.
Отчитываясь в своей работе, молодой преподаватель также должен уметь последовательно и кратко доложить членам методического совета, как он работал с учениками, какие ставил перед собой задачи, каков был творческий контакт с концертмейстером, какие были трудности и какие еще есть, как выполнена учебная программа.
В ходе обсуждения начинающий преподаватель должен понять полезность откровенной критики его работы, особенно со стороны старших, опытных мастеров. Выслушать критику выдержанно, с благодарностью, как бы огорчительна она ни была. Самоуверенность и тем более самоуспокоенность никогда еще никому не приносили истинной пользы.
Классический танец как учебный предмет в советских хореографических училищах изучается ученицами и учениками раздельно, так как отличается по своему исполнительскому стилю, приемам и материалу программы.
В первых двух классах (ученики девяти-одиннадцати лет) это различие внешне еще не столь приметно, но в дальнейшем оно выявляется достаточно определенно. Если, например, девочки, особенно подростки в переходном возрасте (преимущественно от двенадцати до шестнадцати лет), уже стремятся быть убедительно-грациозными, изящными, то ученики в этом же возрасте проявляют еще некоторую мальчишескую нескладность. Вообще девочки, как правило, двигаются гораздо смышленее, ловчее и увереннее, так как психофизически развиваются несколько раньше, чем мальчики.
Юноши к семнадцати-девятнадцати годам (в переходном возрасте от отрочества к зрелости) только еше начинают обретать некоторую мужественность и гармоничность движения, в то время как девушки этого же возраста уже чувствуют себя гораздо самостоятельнее, увереннее и активнее.
С большим вниманием, по-рыцарски относясь к исполнительской грации своих сверстниц, ученики должны сохранять особенности своей возрастной манеры движения, не отставая в развитии ее техники. Во время урока учитель обязан всех своих воспитанников — и вихрастых непокорных мальчишек, и «чопорных» подростков, и застенчивых или слишком эмоциональных юношей — оберегать от той грации, которая естественна и необходима в классах учениц и так нежелательна в классах учеников.
Ученики так же, как и ученицы всех классов, должны быть хорошо воспитаны, обладать хорошим вкусом, музыкальностью, благородной манерой движения, артистизмом и т. д., но в соответствии со своим возрастом.
Учебная практика показывает, что опытные преподавательницы классического танца, ведущие младшие классы мальчиков (первый — третий), отрабатывают отличную точность движения и другие исполнительские элементы, что, конечно, очень важно и ценно. Признательность и благодарность их труду велика и безгранична. Однако воспитание мальчишеской психологии для будущего танцовщика все-таки может быть где-то незаметно упущено. А ведь все начинается с младших классов. В них закладывается та первооснова, то невидимое пока что зернышко мужского исполнительского стиля, которое впоследствии может дать неправильные ростки — появление излишне грациозной, женственной манеры движения.
Думается, что со временем все младшие классы мальчиков поведут опытные преподаватели-мужчины. Теперешнее положение надо рассматривать лишь как временное исключение, как недостаток хороших учителей-мужчин.
В самом деле, ведь не доверяют же ведение младших классов учениц преподавателю-мужчине даже самой высокой квалификации, так как во всех женских классах сложились особая учебная специфика, свой стиль, характер и множество других исполнительских тонкостей, которые учитель-мужчина может не знать и легко упустить.
Провести несколько уроков в младших классах учениц или учеников дело не очень сложное, но в течение длительного периода воспитывать и раскрывать индивидуальность, музыкальность, вкус и артистизм будущего исполнителя — задача очень трудная и специфически тонкая, требующая от педагога чувства подлинной природы мужского и женского танца.
Напоминаю, что слишком изящный исполнительский стиль, копирующий грацию женщин, противоречит естественной природе мужского танца, порождая лишь эстетство и фальшь, которые противостоят реалистической школе искусства советского классического балета.
Определить разницу между исполнительским стилем ученика и ученицы можно следующим образом. Например, при выполнении какого-либо battement, port de bras, позы, прыжка и т. п. форма и темп движения в основном одинаковы, но меняется его характер. У мальчиков, как правило, более определенно выражены волевое начало, физическая сила, простота, лаконизм и строгость исполнения.
30(СТР92-94)
Если ученица и ученик фиксируют один и тот же поворот или наклон головы, то мальчик должен исполнить его более решительно, более определенно, с большей волевой пластической окраской, чем девочка. Действия шеи, рук, корпуса и ног ученика также должны отличаться по своему характеру от изящной и смягченной пластики танца учениц. Таким образом, воспитание исполнительского стиля ученика и ученицы требует своей психологической направленности и строгого учительского вкуса, а не вообще достижения «красивой» и виртуозной манеры движения будущей танцовщицы или танцовщика.
Поэтому профессиональная школа должна очень разборчиво, тщательно и ответственно подбирать и готовить кадры молодых учителей для мужских классов и особенно младших, не перекладывая эту работу на преподавательниц даже самой высокой квалификации.
Может быть, учебную программу предмета «Классический танец» следовало бы составить отдельно для учениц и учеников, внеся в нее соответствующее пояснение и коррективы. Это помогло бы наилучшим образом выявить суть и характер обучения и воспитания будущих балерин и танцовщиков, то есть раскрыть методику ведения предмета в целом.
Школьная судьба каждого учителя классического танца складывается весьма различно. Одни по своим возможностям и склонностям специализируются в средних классах, другие — в младших, старших или выпускных. Опыт подтверждает, что очень редко встречаются учителя, которые могут одинаково хорошо вести занятия во всех классах на протяжении всего курса обучения.
Чтобы окончательно утвердиться на какой-либо ступени (младшая, средняя, старшая) как отличному специалисту, необходимо совершенствовать свое мастерство с первого года работы в школе и в младших классах, что, к сожалению, не всегда удается осуществить по различным причинам. Тем не менее это позволит молодому преподавателю хорошо понять и освоить элементарные основы школьной работы, ее «азы», направление и технику ведения самого урока, чтобы в последующих классах более уверенно и планомерно развивать свое мастерство, разумеется, под наблюдением и руководством опытных педагогов. Наконец, накопив достаточный опыт, можно закрепиться в том или ином классе на длительное время, то есть окончательно утвердиться в своем преподавательском «амплуа».
Некоторые начинающие преподаватели «находят себя» довольно быстро, другие — трудно и медленно, что зависит от множества причин. Одна из них — случайные назначения или частые перебрасывания из одного класса в другой. Они вредно отражаются на работе начинающего учителя, следовательно, на успеваемости учеников и школы в целом.
Вообще воспитание начинающего преподавателя — дело сложное, требующее от художественного руководства школы и товарищей по работе большой заботы, внимания, выдержки и знаний. Поручить какой-либо класс или группу учеников начинающему преподавателю — значит помогать ему постоянно, систематически, конечно, квалифицированно. Иначе отличный исполнитель не сможет стать отличным преподавателем, мастером своей новой специальности.
Однако некоторые хореографы склонны утверждать, что научиться педагогическому мастерству нельзя, надо с ним родиться. Конечно, талант необходим каждой специальности (например, балетмейстеру), но к таланту надо приложить и глубокие профессиональные знания, подлинное трудолюбие и культуру.
Знания, умение, труд и талант — вот тот синтез, который необходим для становления каждой специальности хореографа. Один талант — это только ценнейшие предпосылки, возможности, которые оформляются и развиваются при помощи специальной подготовки или специального образования. И пусть у нас будет как можно больше отличных и разных преподавателей, пусть творческая индивидуальность каждого из них формируется и развивается самостоятельно, отличаясь своим неповторимым талантом, стилем и методом ведения предмета. Но пусть всех преподавателей объединяет отличная выучка их воспитанников, а также высокие художественные принципы советской хореографической школы и советского балетного искусства.
Таковы примерно некоторые особенности ведения работы преподавателя классического танца в мужских классах школ, методика, которой дается здесь лишь как отправное начало, как направление, помогающее воспитывать исполнительский стиль будущего артиста советского балета.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ
Периодически в установленные сроки преподаватель классического танца должен давать оценку успеваемости учащихся и фиксировать ее в виде отметок в специальных документах учета (табель, классный журнал, дневник).
Отметки — не просто формальный показатель качества успеваемости, а действенное средство воспитания, которое стимулирует отношение каждого ученика к более активному и сознательному труду. Преподаватель лично отвечает за качество успеваемости своих учеников, следовательно, и за оценку этого качества.
Позволю себе дать краткие, но наиболее существенные сведения и советы по данному вопросу.
Существуют оценки промежуточные и итоговые. Первые фиксируют проверку текущей успеваемости учащихся, вторые подводят итог за определенный период времени учебного года: за четверть, за полугодие или за весь год. Помимо этого, выводится экзаменационная оценка и общеитоговая, которая слагается из годовой и экзаменационной.
Промежуточные отметки являются очень важными звеньями в системе учета, на них ориентируется преподаватель, когда выводит итоговую оценку успеваемости.
Каждый ученик будет проявлять максимум прилежания и упорства в работе, зная, что оценка его успеваемости дается преподавателем систематически, а не от случая к случаю и что усилия, которые ученик прикладывал для достижения лучших результатов успеваемости, будут учтены в отметке за пройденный период времени, а не за последние два-три урока, когда менее прилежные учащиеся обычно «подтягиваются», надеясь нагнать упущенное и получить более высокую оценку.
Промежуточная оценка позволяет преподавателю отметить недобросовестное отношение ученика к занятиям и своевремевно как в училище, так и в семье принять соответствующие меры воспитательного характера или помочь неуспевающему ученику, который по болезни отстал и нуждается в дополнительных уроках.
Текущий учет успеваемости рекомендуется проводить во всех классах один раз в две недели, выставлять в классных журналах и дневниках учащихся соответствующие отметки. Таким образом, каждая четверть разделяется примерно на четверть части и контролируется преподавателем дополнительно.
Однако одним текущим учетом успеваемости ограничиться нельзя, так как он фиксирует лишь отдельные, кратковременные периоды обучения (в среднем двенадцать уроков по два часа каждый). Необходимы итоговые оценки, которые показывают, как учащиеся успевают в целом в четверти, полугодии и в течение всего учебного года, достаточно ли прилежно и систематически трудятся весь этот период.
Определяя итоговую оценку успеваемости, необходимо принимать во внимание промежуточные отметки, полученные учащимися за истекшую четверть. В то же время четвертная оценка не должна выводиться простым арифметическим подсчетом промежуточных оценок. Ее надо выставлять на основании фактических знаний учащихся. Поэтому наибольшее значение здесь надо придавать последним промежуточным отметкам.
По такому же принципу определяется и годовая оценка. Какую бы оценку ни выводил преподаватель, он не должен проявлять излишнюю мягкость или непомерную требовательность. Объективность и точность — вот руководящий принцип для преподавателя в оценке успеваемости. Ведь в конечном итоге результат успеваемости учащихся есть показатель работы самого преподавателя. Поэтому не следует преувеличивать или занижать оценки, напротив, необходимо доказать учащимся, что только справедливая оценка может принести им настоящую пользу и что наилучших результатов успеваемости они могут достигнуть только в том случае, если будут сами правильно, объективно относиться к выставленной оценке. Такое отношение учащихся к оценке не возникает само по себе, а систематически воспитывается преподавателем путем беспристрастного и вместе с тем требовательного отношения к успеваемости всех своих учеников.
Оценивая текущую и итоговую успеваемость, следует принимать во внимание не только исполнительские умения, но и знания учеников, которые проверяются устным опросом. Например, на темы исполнительских приемов, художественного вкуса, музыки, позы, жеста и т. д.
Классический танец является дисциплиной сугубо практической, а не теоретической.
31(СТР95-98)
Поэтому существует мнение, что, если преподаватель хорошо показывает и объясняет задание, а учащиеся хорошо выполняют его, незачем им задавать устные вопросы и попусту терять драгоценное время, ибо каждый ученик на каждом уроке, выполняя учебное задание, фактически отчитывается в своих знаниях и умениях. Думается, что это не совсем верно, так как для более всесторонней и объективной оценки успеваемости преподаватель обязан не только видеть каждого ученика, его исполнительские достижения и отношение к повседневной работе, но также знать подлинность и глубину понимания им действия.
Без устной проверки очень трудно, а иногда и невозможно установить, как ученик выполняет учебное задание — интуитивно или сознательно.
Устные вопросы следует задавать каждому ученику, но только те, которые имеют прямое отношение к выполнению текущего задания, и очень экономно по времени, чтобы не ослабить темп проведения урока. Выслушивая устные ответы, преподаватель должен приучать своих учеников к связному, четкому, образному и краткому изложению мысли, а также к правильному произношению музыкальных и танцевальных терминов.
Существует еще один способ проверки и укрепления знаний, но, к сожалению, редко практикуемый, — это письменные домашние работы. Автор пользовался в своей педагогической работе подобным способом проверки и рекомендует осуществлять это так. Во всех классах один раз в две недели дается письменное задание, оценка за которое фиксируется только в дневнике ученика, но обязательно учитывается в промежуточной оценке1. Темы домашних работ рекомендуются следующие. В младших классах — запись терминов классического танца; описание и правила выполнения изучаемых движений с указанием размера и характера используемой музыки. В средних классах — то же самое, но с добавлением: изложение выполненных комбинированных заданий, самостоятельное составление учебных примеров с указанием музыкального материала. В старших классах — темы домашних работ те же, что в средних классах, с добавлением: изложение всего пройденного урока; самостоятельное составление отдельных частей урока и, наконец, целого урока. Составление целого урока можно поручать учащимся примерно раз в четверть и только в двух последних классах. К сожалению, методика проведения домашних письменных работ еще недостаточно разработана и практически мало проверена. Но несомненно одно: они полезны, так как воспитывают у учащихся углубленный самоконтроль и более внимательное отношение к танцевальному и музыкальному материалу, следовательно, и творческое понимание учебных задач предмета.
Подобная домашняя работа необходима не только будущему танцовщику, но и будущему преподавателю, балетмейстеру, репетитору, ибо каждый из них должен хорошо и всесторонне знать школу классического танца. Поэтому в хореографических училищах необходимо установить особое время, которое предназначалось бы только для критического разбора письменных домашних работ. На таких занятиях преподаватель обязан проанализировать работу каждого ученика: как она изложена и какой заслуживает оценки с учетом всех ее достоинств и ошибок. Кроме того, на подобных занятиях преподаватель сможет поделиться с учащимися своим педагогическим и сценическим опытом, который непосредственно связан с изучением и осмыслением искусства классического танца. Такую работу осуществлять на рядовых уроках, конечно, невозможно.
Оформляется оценка успеваемости учащихся при помощи пятибалльной системы, согласно которой баллом «5» обозначается отличная успеваемость, баллом «4» — хорошая, баллом «3» — удовлетворительная, баллом «2» — плохая, баллом «1» — очень плохая. Основные показатели, которыми должны руководствоваться преподаватели при оценке успеваемости, сводятся к следующему: 1) в какой мере ученик освоил объем программы; 2) в какой степени он осмыслил ее содержание; 3) как, в каком качестве умеет практически владеть пройденным учебным материалом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|