Сделай Сам Свою Работу на 5

Школа «свободного права» («живое право»). Е.Эрлих

С развитием гражданского общества стал формироваться иной подход к проблемам права. Новые социальные явления не вмещались в устарелые понятия, но требовали правового признания. С критикой юридического позитивизма выступили теоретики и специалисты отраслевого права, в поле зрения которых были практика и применение права. Новое направление («свободное право») призывало искать право в жизни. Поскольку жизнь конкретна и разнообразна, право не может быть сведено к нормам закона.

Основатель теории «живого права» австрийский ученый Е.Эрлих (1862-1922) призывал исследовать лишь то, что входит в жизнь и становится живой нормой. Эрлих выделяет: общественное право (право первого порядка - организационные нормы, складывающиеся в обществе и спонтанно устанавливающиеся), государственное право(право второго порядка - нормы, создающиеся деятельностью государства для охраны права первого порядка и регулирования спорных отношений), право юристов,связанное с деятельностью судей, их свободным убеждением. Значение придавалось «свободному нахождению права», интуиции квалифицированных юристов («справедливости»).

Истинным правом, которым должно руководствоваться правосудие, может быть лишь то, что становится «живой нормой». Это «живое право», по Эрлиху, право, действительно существующее в обществе, возникает в результате взаимодействия права общественного, права юристов и права государственного. Беря свое начало во внутренней системе человеческих союзов, оно всегда имеет более широкое содержание, чем право, содержащееся в законе.

5. Институционализм М. Ориу

В основе теории французского правоведа М.Ориу (1856-1929) лежит понятие института. Общество представляет собой взаимодействие множества социальных институтов (партии, корпорации, профсоюзы, государство, церковь, коммерческие организации и др.), обладающих общими характерными чертами: организующей и направляющей идеей, структурой, нормативно упорядоченной внутренней жизнью, автономностью.

По концепции Ориу, институт - это функционирующая система упорядоченных отношений, в которой действуют и объективный, и субъективный факторы. Право понималось им, как действующий порядок отношений; в праве различались форма (юридические нормы и акты) и материя (содержание норм).

В теории институционализма выделялись два способа образования правовых норм: вертикальный (институционализация властных повелений) и горизонтальный (институционализация фактических отношений). Любая социальная норма, получившая признание членов сообщества и реализованная в конкретных отношениях, рассматривалась как норма права.

Государство, по концепции Ориу, должно быть публичной службой порядка, общенациональным институтом.

6. Теория конвергенции. П. Сорокин

Один из основоположников данной теории П.Сорокин (1889-1968), представитель русского зарубежья, рассматривал исторический процесс как смену трех социокультурных типов (чувственного, религиозного, интегрального) при доминировании одного из них. Сорокин определял каждый социокультурный тип как строй или порядок с присущей этому типу политической, социально-экономической, культурной, религиозной организацией, системой ценностей и типом личности.

Будущее мировой цивилизации Сорокин связывал с утверждением интегрального типа культуры. В своей концепции он обосновывал неизбежность сближения двух социальных систем в век научно-технической революции и провел анализ развития основных черт капитализма и социализма. Синтез их положительных черт, которые П.Сорокин выявил в естественных, социальных, гуманитарных науках и технологии, этике, криминальном праве, образовании, спорте, искусстве, религии, браке и семье, экономической системе, социальных отношениях, политической системе, давал обоснование созданию единого типа интегрального строя при условии всеобщего мира. П.Сорокин считал конвергенцию «обнадеживающим симптомом и жизнеспособным процессом».

Самостоятельная работа также предусматривает уяснение получивших развитие в XX в. основных положений теории элит (В.Парето и Г.Моска), солидаризма (Л.Дюги), психологической школы (Л.Петражицкий, З.Фрейд), социологии права (Р.Паунд), постиндустриального общества (Д.Белл), социального государства (Э.Губер, К.Мюрдаль).

Множество разнообразных политических и правовых учений XX в. отразило глубокие социальные изменения новейшей истории. Рост крупной индустрии, формирование так называемой управляемой рыночной экономики, расширение в странах сферы деятельности государственной власти, демократизация общественной жизни существенным образом повлияли на обновление социально-политической теории, вопросов правового характера, на развитие комплексных наук.

Одной из тенденций политико-правовых исследований стала их специализация, что нашло свое отражение в появлении таких направлений и доктрин, как геополитика, бихевиоризм, плюралистическая демократия, технотронное общество, государство всеобщего благоденствия и др.

Обозначенные концепции дополнились получившими распространение в XX в. теориями постмодернизма, неолиберализма, неоконсерватизма.

Большое значение приобрели разработка юридических проблем, возрастание авторитета идеи правового и социального государства. Учение о правовом государстве и теоретически, и практически становится ведущим в общественном правовом сознании.

В современных условиях перехода к XXI в. политико-правовые исследования обогащаются новыми подходами благодаря ускорению исторического развития, процессам интеграции, дальнейшему совершенствованию внутреннего и международного правопорядка.

 

Учебная литература

1.​ ИППУ под редакцией В.С.Нерсесянца. Учебник. М., Юристъ, 2005.

2.​ Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. Хрестоматия. М., Юристъ, 2003.

3.​ Лейст О.И. История политических и правовых учений. Учебник. М., Юристъ, 2005.

4.​ История русской правовой мысли. Биография. Документы. Публикации. Издательство «Остожье». М., 1998.

5.​ Фролова Н.А. История политических и правовых учений. Методические материалы. М., Издательство РАГС, 2005.

6.​ Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского – «Воскресенье», -1993. с.238.

7.​ Энциклопедия правовой мысли. М., Юристъ, 2003.

Краткий словарь терминов

Абсолютизм- форма правления, при которой верховная власть принадлежит неограниченно первому лицу в государстве -монарху.

Азан - молитвенный призыв, пение «призывающего» (муэд​зина) перед обязательной молитвой.

Анархизм- общественно-политическое течение, выступаю​щее за безгосударственное устройство общества и освобождение личности от всех разновидностей власти (экономической, полити​ческой, духовной); отстаивал замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

Античность– греческо - римская Древность, имеющая сово​купность классических проявлений в области искусства, литера​туры, философии, политики.

Аракчеевщина- реакционная политика полицейского дес​потизма, проводившаяся графом А.Аракчеевым (военные поселе​ния, палочная дисциплина в армии, муштра, подавление свобо​домыслия).

Артхашастра- древнеиндийский трактат практических ре​комендаций по управлению государством.

Бланкизм- политическое течение, названное по имени французского коммуниста-утописта Л.О.Бланки, основывающее​ся на заговорщической тактике в революционном движении, ко​гда узкая группа революционеров-заговорщиков готовит восста​ние; тактика бланкизма признавалась в России одним из течений народников (П.Н.Ткачев).

Большевизм- течение политической мысли и политическая партия, возглавлявшиеся В.И.Лениным и организационно оформившиеся в 1903 г. на II съезде РСДРП.

Брахманизм- одно из ведущих направлений древнеиндий​ской идеологии, направленной на утверждение верховенства зна​ти и жрецов.

Буддизм- возникшее в Древней Индии религиозно-философское учение, выдвинувшее идею освобождения человека от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны.

Былина- русское народное сказание, эпос.

Бюргерство- средний слой, новая социальная группа (куп​цы, банкиры, руководители цеховых корпораций, зажиточные ремесленники и др.) западноевропейских городов Средневековья, социальная база будущих буржуа.

Варны- различные социальные группы свободных инду​сов, неравных по своим правам, общественному положению и обязанностям.

Вассал- феодал, получавший земельное владение (лен) от более крупного феодала с несением в его пользу ряда повинно​стей.

Веды- древнеиндийские священные книги, учебники рели​гиозных ритуалов.

Возрождение- эпоха Ренессанса, оказавшая значительное воздействие на культуру, эволюцию религиозного сознания и от​стаивающая гармоничное развитие человеческой личности.

Гандизм- многоплановое учение лидера национально-освободительного движения Индии и партии Индийский нацио​нальный конгресс - Махатма Ганди.

Гегельянство- идеалистическое течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Делится на несколько направлений: младогегельянцы (левое гегельянство) подчеркивают решающую роль личностного, субъективного фактора в истории; старогегельянцы (правогегельянство) рассматривают философ​скую систему Гегеля как рациональную форму богословия; «ор​тодоксальное» (промежуточное положение) гегельянство стреми​лось сохранить учение Гегеля в его «чистоте».

Генезис- возникновение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению, предмету.

Глоссаторы (экзегеты)- толкователи законов, римского права. Школа глоссаторов была основана в Болонье.

Гражданское общество- общество с развитыми социаль​но-экономическими, политико-правовыми отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Гуманизм- совокупность идей, взглядов и представлений, выражающих истинную ценность человека как высшего начала бытия, на основе светского мировоззрения, противостоящего ду​ховному господству церкви.

Дань- натуральный (денежный) побор с покоренных пле​мен и народов. На Руси известна с IX в.; при татаро-монгольском иге собиралась в пользу Золотой Орды.

Даосизм- направление политической мысли Древнего Китая, учение о дао- «пути», согласно которому человек должен следовать природе и жить естественной жизнью в духовном лич​ном совершенствовании.

Движение Неприсоединения- движение, объединяющее страны, которые провозгласили основой своего внешнеполитиче​ского курса неучастие в военно-политических блоках; движением осуждается неоколониализм, расизм, отстаивается независимая политика неприсоединившихся стран.

Декабризм- общественно-политическое движение русских дворянских революционеров антифеодальной направленности, вылившееся в вооруженное выступление в декабре 1825 г. и от​стаивающее идеалы свободы, конституционализма и демократии.

Декреталии- постановления римских пап в виде посланий. Составляли главное содержание свода законов католической церкви - Корпуса канонического права.

Демократия- народовластие, первоначально выработанная у греков государственная система прогрессивных социально-общественных отношений.

Демос- в Древней Греции народ, составляющий основную полноправную часть населения, в которую не входили рабы.

Джихад- «усиление»: борьба за веру, «борьба на пути Ал​лаха». Первоначально понималась борьба в защиту и распростра​нение ислама. Оспаривалось в VII в. Ас-Саури утверждением, что джихад - лишь рекомендуемый мусульманам акт, становится их обязанностью тогда, когда они подвергаются нападению.

Диггеры- крайне левое крыло революционной демократии в период Английской буржуазной революции, объединявшее ин​тересы деревенской и городской бедноты. Видный теоретик -Дж.Уинстенли.

Диктатура- ничем не ограниченная власть (политическая, экономическая, идеологическая) лица, группы, класса.

Доктрина- систематизированное учение (философское, политическое, идеологическое), руководящий теоретический или политический принцип; иногда используется при обозначении взглядов с элементами догматики, защиты ранее устоявшихся понятий.

Дхарма- в Древней Индии закон жизни, богоустановлен-ный порядок, которому должна следовать каждая варна.

Евразийство- научный кружок, общественное движение русской молодой интеллигенции, направленное на осмысление проблем бытия и духовного начала на пространстве Евразии (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Флоровский, М.Шахматов, Г.Вернадский и др.).

Ереси- особое вероучение, отклоняющееся от официально​го вероучения какой-либо религии. Служили религиозной обо​лочкой социального протеста народных масс против феодального строя и поддерживающей его католической церкви.

Естественное право- совокупность принципов и прав, вы​текающих из самой природы человека и не зависящих от соци​альных условий. Идеологическое орудие борьбы буржуазии про​тив феодализма.

Закономерность- объективно существующая, повторяющая​ся связь явлений общественной жизни, этапов исторического про​цесса.

Законы Ману- политико-правовой памятник Древней Ин​дии, законоведческии трактат, содержащий кодекс социальной жизни древнеиндийского общества.

Западничество- направление русской общественной мыс​ли середины XIX в., отстаивающее развитие России по западно​европейскому пути.

Идеализм- философское направление, признающее идею, сознание, мышление, духовное-первичным, а материю природу, физическое - вторичным, производным, зависимым. Различаются; две формы идеализма: объективный и субъективный. Идеализм объективный утверждает, что основой всего Существующего яв​ляется духовное, идеальное начало; идеализм субъективный от​рицает объективное существование материального мира, призна​вая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощу​щение, восприятия.

Иджма- общее согласие общины, один из источников му​сульманского права. Опирается на аксиому о невозможности принятия общиной ложного решения.

Избранная рада- неофициальное правительство Русского государства в 40-50 гг. XVI в. при правлении Ивана IV, в которое входил и князь Андрей Курбский.

Имамат- одна из основных исламских категорий, руково​дство общей молитвой.

Император- повелитель, новый титул русских монархов, впервые введенный в России в 1721 г. и означавший дальнейшее усиление самодержавной, неограниченной власти царя.

Инвеститура- право назначения епископов светской выс​шей властью.

Индепенденты- политическая партия в Англии, представ​ляющая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазив​шегося нового дворянства; одно из течений протестантизма.

Инквизиция- трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересью. Характерным для инквизиции бы​ли тайное следствие, лжесвидетельство, применение пыток, кон​фискация имущества, произвол в отношении подследственных.

Институционализм- направление государствоведения в XX в., рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан - «институций» (семья - партия - профсоюзы и т. д.); вторичный термин - «ин-ституционализация» понимается как организационно-правовое закрепление общественных отношений.

Иррационализм- идеалистическое философское направле​ние, отрицающее возможность разумного, логического познания действительности; основным видом познания признается ин​стинкт, воображение, воля, интуиция, т. е. «бессознательное».

Историзм- принцип рассмотрения действительности, раз​вивающейся и изменяющейся во времени.

Кааба-образ камня, как символ ключа к небесному Храму божественное знамение.

Казачество- оформившееся в XVIII в. сословие, исполь​зуемое царским правительством для военной службы и охраны границ.

Кальвинизм- одно из направлений протестантизма, осно​ванное Жаном Кальвином, деятелем Реформации; основу кальви​низма составляла доктрина о божественном предопределении людских судеб, проповедовался мирской аскетизм.

Каноническое право- создатели школы, занимавшиеся системати​зацией папских декретов, решений церковных соборов.

Кантианство- критицизм, учение И.Канта и его последо​вателей.

Категорический императив- всеобщий, обязательный, нравственный закон, которому должны подчиняться все люди не​зависимо от их происхождения, социального положения и т.д.

Католицизм(от греч. - всеобщий, вселенский) - разновид​ность христианства, особо распространенная в Западной Европе в Средние века.

Кияс- решение дел по аналогии, способ толкования и при​менения права.

Клерикализм- политическое направление, использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы обще​ственной жизни.

Коллективистский анархизм- третье направление анар​хизма (после теорий М.Штирнера и П.Прудона), разработанное М.А.Бакуниным; социальный идеал виделся в обществе, осно​ванном на «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассо​циаций, в которых процесс производства и распределения носит коллективный характер; последователи учения выступали за уничтожение государства революционным путем.

Колониализм- политическое, экономическое, духовное порабощение стран, менее развитых в социально-экономическом отношении.

Колонизация- заселение и освоение окраинных, земель своей страны (так называемая внутренняя колонизация, харак​терная для России).

Консерватизм- идейно-политическое течение классового общества, выражающее неприятие нового и противостоящее про​грессивным тенденциям социального развития.

Конституционализм- система организации государствен​ной власти, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления, где законодательно определены отношения между обществом и государством.

Конфуцианство- учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н.э.), имеющее в своей основе принцип добродетели.

Концепция- понимание, система, трактовка предмета, яв​ления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их освещения.

Коран- священная книга мусульман, первоисточник мусульманского права. Юридические положения Корана зафикси​рованы в «правовых строфах», устанавливающих личный статус, регламентирующих судебную процедуру, касающихся вопросов гражданского, уголовного, финансового права и др.

Крещение- одно из таинств Русской православной церкви, обряд, ритуал омовения водой. Крещение жителей столицы Киев​ской Руси положило начало христианизации древнерусского об​щества и вытеснению языческих верований.

Левеллеры- левое крыло индепендентов, радикальная по​литическая партия, объединяющая мелкобуржуазные городские слои.

Легальный марксизм- идейно-политическое течение рос​сийской буржуазной интеллигенции; либеральная теория рефор​мирования буржуазного общества с использованием терминов и положений марксизма.

Легизм- древнекитайская политико-правовая концепция четкого и неукоснительного следования законам.

Легисты- западноевропейские средневековые юристы, внедрявшие в юридическую практику римское право в противо​вес церковному.

Летопись- историческое литературное произведение. На Руси были известны летописные своды.

Лютеранство- вероучение немецкого богослова Мартина Лютера, вождя эпохи Реформации, об «оправдании верой» (о «спасении» человека искренностью его веры), об отрицании роли церкви как посредника между человеком и Богом.

Макиавеллизм- термин, заимствованный от имени италь​янского государственного деятеля и политического мыслителя Никколо Макиавелли, для определения политики, пренебрегаю​щей нормами морали.

Материализм- одно из направлений философской науки, исходящее из первичности материи, из единства мира и его мате​риальности; высшей его формой является диалектический мате​риализм (создатели К.Маркс и Ф.Энгельс).

Меркантилизм- учение и политика в период формирова​ния буржуазных капиталистических элементов, поддержания на​циональной промышленности и торговли.

Метафизика- в философском плане рассуждения о «ду​ховных первоначалах» бытия, о боге, душе, власти, законе, о предметах, недоступных чувственнОхму опыту; метод мышления, рассматривающий явления действительности, не в их развитии и взаимосвязи, а в состоянии покоя (противоположен диалектике, как методу и теории познания развития природы, общества, мышления); у Канта И. - учение о морали и праве.

Метод - путь исследования (познания); совокупность прие​мов теоретического и практического освоения действительности.

Методология- система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Моизм- учение моистов, выражающее интересы мелких собственников и отстаивающее идеи всеобщей любви и социаль​ного равенства.

Народничество- идеология и движение разночинной ин​теллигенции на буржуазно-демократическом этапе освободи​тельной борьбы в России (1861-1895 гг.); существовало в течени​ях революционного и либерального («теория малых дел») народ​ничества. Известны народнические кружки «чайковцев» (глава кружка Н.Чайковский) и «долгушинцев» (руководитель кружка А.Долгушин) с тактикой «хождения в народ», а также организа​ции «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля».

Нативизм- немодифицированность, индивидуальность, со​хранение культурных ценностей в неизменном виде.

Неокантианство- идеалистическое направление, возник​шее во второй половине XIX в. в Германии под лозунгом «Назад к Канту» и развивающее идеалистические и метафизические эле-

менты философии И.Канта; известность получили две школы -марбургская (Р.Штаммлер) и баденская (В.Виндельбанд).

Нестяжательство- религиозно-политическое течение в России, проповедующее аскетизм, отказ церкви от приобретения земельных и имущественных ценностей (т. е. от стяжания, как противоречащего евангельским идеалам). Основателем доктрины нестяжания является Нил Сорский.

Нормативизм- позитивистское направление в правовой науке XX в., считающее главной задачей юридической науки изучение действующих норм права вне зависимости от социаль​но-экономических условий, т. е. изучение права «в чистом виде».

Общественный договор- учение (теория) о происхожде​нии государства согласно договору между людьми, в котором предусматривается добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

Оппортунизм- соглашательство, приспособленчество, бес​принципность.

Общественно-экономическая формация- исторически определенный тип общества с присущим способом производства, экономическими и социальными отношениями.

Опричнина- система внутриполитических мер Ивана Грозного во второй половине XVI в., направленная на подавление боярской оппозиции ссозданием репрессивного механизма.

Органическая теория- теория Г. Спенсера, английского социолога, отождествляющая строение и функции государства со строением и функциями живого организма; государство - обще​ственный организм, состоящий из людей, как живой организм из

клеток.

Парламентаризм- система организации и функционирова​ния власти, характеризующаяся разделением законодательной и исполнительной функций при ведущем положении парламента, как выборного законодательного органа.

Патриаршество- система церковного управления во главе с патриархом. С введением в России патриаршества с 1589 года русская церковь получила полную самостоятельность.

Переходный период- особое и качественно самостоятель​ное состояние социальной системы, сопровождающееся неста​бильностью, кризисными явлениями, снижением управляемости и эффективности социального регулирования.

Перманентная революция- непрерывная революция, идея революции из вне, ее «экспорта»; авантюристическая концепция Л.Троцкого.

Письменность- письменные памятники народа или эпохи.

Плюрализм- один из принципов устройства правового го​сударства, утверждающий необходимость многообразия субъек​тов экономической, политической и культурной жизни общества.

Позитивизм- философское направление, утверждающее, что все позитивное (подлинное) знание есть совокупный резуль​тат специальных наук; наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, как исследовании мировоззренческих про​блем, а роль науки ограничивается описанием, систематизацией фактов и явлений.

Полис- типичная форма организации общества для Древ​ней Греции, город - государство (объединение с единой властью и общественной жизнью).

Полития- республиканский строй в Древних Афинах, по​нятие смешанной формы государства, введенной Аристотелем и сочетающей лучшие качества олигархии и демократии.

Политический режим- составная часть понятия «форма государства», включающая методы и приемы осуществления по​литической (государственной) власти.

Правовая культура- высокое место права в общественной жизни, уровень его развития; общее состояние законодательства, правосознания граждан, работы правотворческих и правоприме​нительных органов.

Правовое государство- тип государства с функционирова​нием конституционного правления, развитой правовой системой, эффективной судебной властью, при наличии реального разделе​ния властей с социальным контролем политики и власти.

Православие- одно из направлений христианства, сло​жившееся на территории Византийской империи и утвердившее в древнерусском государстве.

Предмет - категория, обозначающая целостность, выделяе​мая из мира объектов в процессе познания.

Преемственность- связь между различными этапами раз​вития, сущность которой состоит в сохранении определенных элементов.

Пресвитериане- в период английской буржуазной рево​люции религиозно-политическая партия, выражающая интересы богатого купечества, банкиров и части обуржуазившегося дво​рянства.

Принцип- первооснова, обобщающая и распространяющая какие-либо положения на все явления той области, из которой он (принцип) выделен.

Просвещение- идейное течение эпохи перехода от феода​лизма к капитализму.

«Просвещенный абсолютизм»- доктрина просвещенной абсолютной монархии в России; политика укрепления абсолют​ной власти с использованием отдельных положений просвети​тельской идеологии XVIII века.

Протестантизм- религия, возникшая в XVI в. в результате второго раскола христианства и отвечающая социально-политическим интересам третьего сословия (буржуа) в период первичного накопления капитала. Основной догмат - индивидуа​лизм в делах веры.

Пуританизм- общественно-религиозное учение, идеологи​ческая платформа английской буржуазной революции. Последо​ватели учения - пуритане (английские кальвинисты) выступали за преобразования англиканской церкви в духе протестантизма, за решительное осуществление идей Реформации в Англии.

Радикализм- идейно-политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаи​вают на необходимости радикальных реформ, решительного об​раза действий.

Развитие- направленное, необратимое, закономерное из​менение материальных и идеальных объектов.

Разделение властей - политико-правовая доктрина, соглас​но которой в правовом государстве должны существовать само​стоятельно и независимо друг от друга ветви (направления, функции) государственной власти: законодательная, исполни​тельная, судебная, - с эффективным взаимодействием и взаим​ным контролем.

Разночинцы- юридически не оформленная категория на​селения в России XIX в., выходцы из разных сословий (духовен​ства, купечества, мещанства), носители демократической идеоло​гии.

Расизм- реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию и войны принадлежностью людей к различным расам.

Рационализм- учение в теории познания, направленное против средневековой схоластики и религиозных догм и счи​тающее разум источником знания и основой поведения людей.

Революция- коренной переворот, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому; в социальной ре​волюции - переход от отжившей общественно-экономической формации к более прогрессивной.

Республика- от лат. - общее дело, соответствующее поня​тию «государство» с выборным государственным органом (На​родное Собрание, Сенат или Совет).

Реформация- общественно-религиозное и политическое движение, принявшее форму борьбы против католической церк​ви, главной идеологической опоры феодализма, и предусматри​вающее проведение религиозных преобразований в духе протес​тантизма.

Реформизм- оппозиционное марксизму политическое те​чение, выступающее за осуществление социальных изменений путем реформ, не затрагивая основ существующего строя, и от​рицающее революционную классовую борьбу.

Реформирование- преобразование, изменение, проводи​мое путем реформ, усовершенствований, модернизации.

Рита- божественный или всемогущий космический закон -порядок, установленный изначально на земле и на небесах выс​шей силой и требующий от человека определенного поведения.

Русская Правда-свод древнерусского права, включающий Правду Ярослава Мудрого и другие источники.

Сатьяграха- тактика ненасильственного сопротивления, проводившаяся в соответствии с твердыми принципами, осно​ванными на духе ненасилия (стойкость, твердость, упорство в от​стаивании истины, правды).

Синдикализм- мелкобуржуазное течение в рабочем дви​жении, рассматривающее в качестве единственного пути к социа​лизму экономическую борьбу и считающее, что профсоюзы (син​дикаты) должны управлять общественным производством.

Славяне восточные- родственные по происхождению пле​мена, имеющие общность языка, культуры, территории, экономики (поляне, древляне, уличи, кривичи, северяне, вятичи и др.).

Славянофильство- одно из направлений русской общест​венной мысли середины XIX в., выступающее за отличный от За​пада путь развития России на основе ее самобытности, патриар​хальности, православия.

Сменовеховство- общественно-политическое течение рус​ской буржуазной интеллигенции (главным образом, эмигрант​ской) в 20-е гг. XX в.

Софисты- древнегреческие учителя наук, философы-просветители.

Справедливость- одно из понятий этики, разработанное

Платоном в диалоге «Государство» и развитое Аристотелем, Ци​цероном и другими античными мыслителями.

Старообрядчество- идейно-религиозное направление, воз​никшее в результате раскола русской православной церкви в , XVII в., сторонники которого отказались признать церковную | реформу патриарха Никона и стремились сохранить атрибуты старой веры.

«Царь-солнце» - сравнение царя с солнцем в виде образной формулы, введенное в XVII в. Симеоном Полоцким возвышение царя, утверждаемого по величию почти равным Богу.

Стоицизм- философское направление в античном общест​ве и философская школа стоиков, отстаивавших идеал единства мира, нравственное самоусовершенствование, послушание и по​литическую пассивность.

Стяжательство- течение, основанное Иосифом Волоцким, направленное на создание экономически могущественной мона​стырской организации. Стяжательская позиция теоретически оп​равдывалась использованием церковной собственности на «бла​гие дела» (строительство монастырей, помощь бедным и др.).

Социализация- процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализм- учение, сторонники которого (социалисты) в качестве цели, идеи выдвигали установление социального строя, основанного на общественной собственности на средства произ​водства; первая, низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации. Социалистические учения середины XIX в. носили критически-утопический характер.

Судебник- кодификация норм обычного права, уставная грамота, княжеские указы.

Сунна- второй источник мусульманского права, сборник преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Мухаммеда. Специфическое руководство для мусульман, «священное преда-

ние».

Суннизм- доминирующее, «правоверное» течение в исла​ме, поддерживающее сильные общинные традиции, в т.ч. избра​ние халифа.

Схоластика- средневековая религиозно-идеалистическая «школьная» философия, основанная на церковных догматах. Представители - схоласты стремились рационально обосновать христианское вероучение.

Сюзерен- крупный феодал, сеньор в средневековой Европе (барон, граф, герцог, князь).

Теократия- форма правления, при которой власть в госу​дарстве находится в руках главы церкви.

Теология- богословие, систематизация вероучения данной религии.

религии.

Томизм- ведущее направление в католической философии основанное Фомой Аквинским.

Теория- система основных идей в определенной отрасли знания; форма научного знания.

Теория насилия- теория Людвига Гумпловича, австрий​ского социолога и юриста, обосновывающая происхождение го​сударства в результате применения внешнего или внутреннего насилия одних людей над другими.

Традиционализм— направление общественно-полити​ческой мысли, наследующее существующие институты, обычаи,

порядки.

Улемы- «знатоки веры».

Умма- исламская община, прочная структура которой рег​ламентируется шариатом.

Утилитаризм- этико-правовое учение, основанное И.Бентамом, считающее полезность (пользу) основой нравственности и принципом оценки всех явлений.

Учение- система воззрений мыслителя или ученого; сово​купность положений о какой-либо области явления.

Фашизм- реакционное политическое течение, выражаю​щее интересы агрессивных империалистических кругов, пропа​гандирующее культ насилия, агрессию, расизм; неофашизм -фашизм, видоизменивший свои позиции и действия в соответст​вии с современными условиями при сохранении своей идейно-политической основы.

Федерализм- система государственного устройства, осно​ванная на федеративных началах.

Халифат- преемство, ключевая категория, включающая два взаимосвязанных аспекта. 1) сущность мусульманской вла​сти; 2) специфическая форма правления (глава общины - халиф - заместитель пророка).

Хисба - надзирательство за соблюдением религиозных и моральных предписаний, а также за общественными местами.

Центризм- оппозиционное марксизму политическое тече​ние, замаскированное «левой» фразой и занимающее промежу​точное положение между марксизмом и оппортунизмом.

Цивилизация- культура, определенная ступень общест​венного развития.

Цивилизм- одн



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.