Сделай Сам Свою Работу на 5

Марксизм, марксизм-ленинизм, сталинизм в России и СССР.





1 .Особенности распространения марксизма в России.

2. Проблемы государства и права в работах Георгия Плеханова.

3. Учение Владимира Ильича Ленина о государстве и праве

4. Политико-правовая концепция Иосифа Сталина.

1. В 1880-е - 1910-е гг. в России получили широкое распростра​нение идеи марксизма. Особое распространение марксизм получил в рабочей среде. Практически во всех крупных промышленных городах существовали марксистские кружки.

Особенностью марксизма в России было то, что рабочие вос​принимали идеи К. Маркса и Ф. Энгельса не напрямую из первоисточников (это было крайне затруднительно в силу же​сткости цензуры и незнания большинством рабочих иностранных языков), а через интерпретаторов. Крупнейшими интерпре​таторами марксизма в России, доводившими (в своем понимании) идеи К. Маркса и Ф. Энгельса до масс, были: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

Особенно сильно учение Маркса было интерпретировано и дополнено В.И. Лениным, что позволяет говорить о появлении нового учения — марксизма-ленинизма.

2. Георгий Плеханов (1856—1918) отстаивал идею о проведении социалистической революций в период достижения капитализмом высокого уровня производства. Только на этом этапе, по мысли Плеханова, рабочий класс будет составлять большую часть населения. Он, как и Каутский, считал, что перейти к пролетарскому типу государства в одночасье не удастся. Поэтому надо провозгласить всеобщее избирательное право, свободу слова, печати и совести, сформировать парламент, состоящий из представителей различных партий, создать коалиционное левое правительство, провести социальные преобразования общества.



Отличительной чертой идей Плеханова от иных последователей марксизма в России было желание ненасильственного проведения реформ и отрицательное отношение к захвату власти одной партией.

3. Владимир Ильич Ленин (1870-1924) является одним из основоположников самостоятельного течения, существовавшего внутри марксизма, который был взят на вооружение радикально-революционным течением российской социал-демократии — большевизмом. Данное течение возникло в 1903 т. после раскола делегатов II съезда Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) на радикальных большевиков (сторонников Ленина) и умеренных меньшевиков (первоначально сторонников Мартова).



Выдвигая свою политико-правовую концепцию. Ленин пытался разрешить вопросы взаимоотношения классов внутри общества, определить сущность классовой борьбы, дать характеристику движущим силам в государстве, очертить круг проблем возникающих при переходе от государства буржуазного типа к государству пролетарскому.

Государство Ленин определял как "продукт и проявление непримиримости классовых противоречий".

Характерными чертами любого государства, по Ленину, были: классовая борьба внутри государства, формирование государственного аппарата из представителей высших сословий, проведение политики в интересах господствующего класса.

Делая вывод на основе предложенных фактов, Ленин утверждал, что "диктатура одного класса является необходимой для любого общества вообще". Признаки диктатуры: наличие властных полномочий; опора на насилие; полная свобода действий, не ограниченная никакими законами.

При подобной точке зрения на природу государства Ленин не верил в правовые и демократические принципы организации общества. Данные явления были восприняты Лениным как институты, служащие для обмана народных масс господствующим классом. При слове «демократия» он предлагал ставить вопрос: «для какого класса?».

Выступая защитником интересов народных масс, Ленин предлагал провести социалистическую революцию. Только революция была способна, по мысли Ленина, "сломать государственную машину" и создать свое, совершенно иное государство. Процесс разрушения старого государства заключался в проведении следующих мероприятий: ликвидации всех прежних административных и военных орга​низаций; замене чиновников представителями интересов трудового народа; отказе от следования прежним правовом принципам (принципу разделения властей, принципу равенства граждан перед законом и т. д.); учреждении нового типа государства как орудия, направленно​го на подавление сопротивления противников проведения революции; установлении «диктатуры пролетариата» и его партии.



По выполнении этих задач буржуазное государство сменится пролетарским а затем "отомрет", ибо в "обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно".

Эти идеи были реализованы Лениным и большевиками на практике в ноябре 1917 г. и после победы Великой октябрьской социалистической революции и в последовавшей кровопролитной гражданской войне (1917-1922 гг.), завершившейся установлением власти больше​виков и созданием нового государства СССР.

Современные политики и философы обвиняют В.И.Ленина о контроле над мыслями. На Западе строгостей в этом плане было больше, чем в СССР. Например, по сравнению с католической цензурой советская выглядела невинным агнцем. Около пяти тысяч книг, составляющих мировую классику, было запрещено для чтения и объявлено безнравственными папскими эдиктами. Среди них также выдающиеся произведения, как «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, «Мадам Бовари» Гюстава Флобера. Запрещены были все книги Стендаля, Бальзака, Дюма-отца и Дюма-сына, Большинство романов Эмиля Золя. Все они объявлялись вредными для допропорядочных католиков.

А некоторые наши публицисты и юристы зациклились на списке литературы, которую Советская власть считала недопустимой выпускать в силу её порнографического и человеконенавистнического характера.

Коммунисты ничего нового в этом плане не изобрели. Заботились о нравственном здоровье народа.

Сталин стал крупным теоретиком политико-правового учения, получившего в советский период наименование «учение Ленина-Сталина».

Его основные идеи были построение сильного социалистического государства трудового народа (рабочих, крестьян, интеллигенции), вся власть в центре и на местах принадлежит Советам рабочих и крестьянских депутатов, Коммунистическая партия- руководящая и направляющая сила в государстве, господство государственной собственности, управление экономикой в руках государства, подчинение права государству, тотальный контроль над обществом, преследование инакомыслящих.

Большинство советского народа поддерживало политику партии и советского правительства. Победа СССР в Великой Отечественной войне над фашистской Германией её сателлитами (Италии, Испании Румынии, Финляндии, Норвегии, Венгрии и других стран Западной Европы) – яркое тому доказательство.

В 50-е годы XX столетия самим Сталиным и его ближайшими соратниками в учение Ленина-Сталина были внесены существенные коррективы. Отказались от тезиса Троцкого «социалистическая революция в мировом масштабе». Социализм можно построить в рамках одного государства, но оно должно быть экономически и в военном отношении сильным с тем, чтобы противостоять внешней агрессии, что и показала победа советского народа над фашизмом.

СССР вошел в клуб великих держав наряду с США, Великобританией, Францией и Китаем.

В конце жизни, в период тяжелой болезни (1921-1924 гг.), В.И. Ленин поставил под сомнение многие свои прежние взгляды. В частности, им были предложены идеи пе​рехода к ограниченному государственному капитализму через создание крупных трестов, находящихся в собственности пролетарского государства, возобновления нормальной торговли как внутри страны, так и с капиталистическими странами. Од​нако преждевременная смерть Ленина в 1924 г. оставила открытым вопрос о том, являлись ли последние идеи Ленина на​чалом пересмотра прежних взглядов или лишь временным так​тическим отступлением.

4. Иосиф Сталин(1878-1953), являясь учеником Ленина, провозгласил себя "продолжателем дела Ленина" большую часть своей жизни и политической деятельности отстаивал радикальный мар​ксизм-ленинизм. Укрепившись у власти, в 1929—1930 гг., Сталин полностью отошел от новой экономической политики (НЭПа), начатой Лениным в 1921 г., так как она лишь на время укрепила экономику страны.

Партия отказалась от термина "большевик" в своем названии (с 1952 г. - КПСС); была реабилитирована "русская идея", частично — религия; идея всеобщего интернационализма стала вытесняться велико​русским национализмом, незримо проходил процесс всеобщей культурной и языковой русификации населения СССР; начался процесс постепенного лишения коммунистической пар​тии управленческих функций, которые стали передаваться госу​дарственным органам (Совету Министров, исполкомам и др.). Данные процессы были прерваны смертью Сталина в 1953 г.

Марксистские "ревизионистские" течения.

1. Понятие и специфика термина "ревизионизм"

2. Дореволюционный "ревизионизм"

3. "Ревизионизм" 1920 – 1930-хх гг.

4. Изменения в коммунистической идеологии в 1980-е-1990-е гг.

1. "Ревизионизм" подразумевает марксистские идеологические течения, которые не вписывались в официальные доктрины марксизма, марксизма-ленинизма и сталинизма. Это своеобразные "коммунистические ереси", которые время от времени подрывали господствующую идеологию. В 1930-е — 1970-ее гг. данный термин в СССР был почти ругательным. В данной работе он употребляется полуофициально, чтобы показать, какие отклонения существовали в официальной доктрине марксизма.

2. К "ревизионистским" течениям были причислено идейное направление "меньшевиков", существовавшее с 1903 г. в рамках РСДРП. Лидером данного направления первоначально был Юлий Мартов.

Ревизионистами объявлялись такие лидеры европейской социал-демократии как Бернштейн и Каутский,

Меньшевики составили оппозицию группе Ленина в РСДРП (большевикам), которые слишком радикально интерпретирова​ли марксизм. В отличие от большевиков, меньшевики выступали: за эволюционный путь развития страны, приход к власти через победу на выборах и участие в прави​тельстве, признание ряда достижений буржуазной демократии.

Одним из ключевых вопросов, приведших к расколу на II съезде РСДРП (Лондон, 1903 г.) стал вопрос о членстве в пар​тии. Меньшевики выступали за нефиксированное членство, основанное лишь на признании программы партии. Ленин и большевики выступили за жесткое фиксированное членство, ограниченный прием в партию и строгую партийную дисциплину. В дальнейшем противоречия между двумя течениями стали возникать практически по всем базовым идеологическим вопросам.

3. В 1930-е гг. в роли ревизионистов выступили противники идеологии И.В. Сталина. Чаще всего в советской прессе их именовали "троцкистами" и "бухаринцами" - по именам главных идеологических и политических соперников И. Сталина — Л. Троцкого и Н. Бухарина. Их основными идеями были: теория перманентной революции (т.е. революции, которая должна продолжаться всегда и не прекращаться); необходимость победы социализма во всех странах (из-за невозможности построить социализм в отдельной стране, нахо​дящейся в кольце враждебных капиталистических государств); критика идей И. Сталина и практики его руководства.

Идеи Троцкого не тождественны идеям Бухарина, обе идеоло​гии гораздо сложнее, но упрощенно они сводились к вышепе​речисленному с той особенностью, что Троцким предлагался более радикальный революционный путь развития с использо​ванием тотального государственного принуждения. Бухарин же выступал с более умеренных позиций, допускал в социалисти​ческом государстве большее экономическое и идеологическое многообразие. Их обоих объединяло то, что они оба (каждый по своему), были критиками сталинизма.

4. Следующая волна "ревизионизма" захлестнула социалистический мир в 1950-е — 1960-е гг. Официально этот термин советская пропаганда применяла к руководству в прошлом "братских" партий социалистических стран, которые, против воли СССР, начали строить собственную модель социализма, отличающуюся от сталинизма.

Главными "ревизионистами" (т.е. теми, кто хочет подвергнуть социализм "ревизии") были объявлены югославский лидер Иосиф Броз Тито и китайский лидер Мао Цзэдун.

Тито обвинялся в том, что отошел от многих догм социализма, господствовавших в СССР. Югославия при Тито взяла курс на более либеральную экономику с элементами рынка, на более свободную от догм трактовку марксизма, на больший идеологический плюрализм.

Ревизионизм Мао Цзэдуна имел несколько иную природу. Китай взял курс на более авторитарную форму социализма, чем существовала в СССР в 1950-е гг. Китайские идеологи по-иному трактовали роль классов в революционной борьбе, отдавая приоритет крестьянству и выделяя в самостоятельный класс военных. Китай не придерживался принципа "пролетарского интернационализма" и не признавал лидирующую роль СССР в мировой социалистической системе, проводил собственную политику.

Ярлык "ревизионистов" также был приклеен И. Надю и А. Дубчеку (лидерам соответственно Венгрии и Чехословакии), попытавшимся отвергнуть навязанную этим странам советскую модель казарменного социализма.

Несмотря на яростную критику зарубежных "ревизионистов", фактически в роли ревизионистов в 1956 г. выступили советский лидер Н.Хрущев и советское руководство. Под лозунгом развенчания "культа личности И.Сталина" была полностью дискредитирована вся политика Сталина, как ее плюсы, так ее минусы. При этом сам Н. Хрущев и его соратники были активными участниками критикуемой ими политики и сами в дальнейшем совершили немало ошибок. Несмотря на справед​ливость отдельных положений политики развенчания "культа личности", многие обвинения в адрес Сталина являлись бездо​казательными и тенденциозными, однако они привели к иска​женному восприятию действительной роли Сталина в истории и оказали влияние на самосознание народа.

Достаточно расплывчатая идея перестройки советского общества была выдвинута в 1985 г. новым руководством СССР во главе с М.С. Горбачевым. Концепция перестройки была недостаточно продумана. Ведущие идеологи того времени сами до конца не разобрались в природе того общества, в котором они жили, и не могли представить всех последствий принимаемых решений. В итоге, были поставлены взаимоисключающие цели, что привело к краху коммунистической идеи, ее дискредитации во всем мире и распаду СССР. Несмотря на то, что перестройка дала стране идеологическое многообразие, рыночную экономику, она была проведена очень болезненно для большей часть населения СССР. Она обострила социальные проблемы в России и других странах, бывших союзных республик СССР.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.