Сделай Сам Свою Работу на 5

Взгляды на государство и право представителей





Русского либерализма.

1. Политико-правовые взгляды Бориса Чичерина.

2. Теория местного самоуправления в работах Александра Градовского.

3. Учение Петра Струве о государстве и праве.

1. Борис Чичерин(1828—1904) в основу своей правовой концепции положил понятие "свобода личности". Содержание свободы составляли отрицательное начало и положительное начало.

Смысл отрицательного начала заключался в признании независимости личности от воли иного индивида. Смысл положительного начала заключался в обладании индивидом способностью самому принимать волевые решения и их выполнять. Право Чичерин делил на субъективное, объективное. Субъективное право — законная свобода человека что-либо делать или требовать. Объективное право — закон, определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений. Государственная концепция Чичерина основывалась на идеи превалирования интересов личности над интересами государства. Процесс объединения людей в государство Чичерин представил как последовательное появление институтов семьи, Церкви, гражданского общества, государства. Причиной возникновения государства Чичерин полагал стремление устранить беспорядок и достичь благополучия для каждого человека. Цель государства по достижению общественного блага осуществлялась постепенно. На первом этапе развития государства все люди, вне зависимо​сти от принадлежности к тому или иному сословию, должны были трудиться на благо всего общества. На втором этапе усилившееся государство стало освобождать некоторые сословия (дворян и горожан) от несения трудовых обязанностей, а на третьем этапе от несения трудовых повинностей будут освобождены все.



Государство, по мнению Чичерина, это прежде всего наличие свободы у человека, действие закона в обществе, присутствие верховной власти, наличие цели государства - достижение общего блага.

Государство представляет собой "союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое сверху верховной властью для общего блага".

Как наилучшую форму правления в государстве Чичерин предла​гал конституционную монархию. Именно в этой форме правления гармонично сплелись все названные выше признаки государства: правитель представляет верховную власть; аристократия представляет законность; народ представляет свободу; в совокупности все они действуют на достижение общего блага.



О степени воздействия того или иного сословия на управление государством Чичерин высказывал, что крестьяне не приучены управлять, так как все их интересы не выходят за рамки сельской общины. Поэтому их участие в управлении государством минимально. Горожане более привычны к участию в политике, поэтому их следует привлекать к решению государственных дел. Дворяне — сословие, прямой обязанностью которого является управление государством.

2. Александр Градовский(1841-1889) предлагал свою государственную концепцию. Все государства, по его мнению, разделяются на механические и органические.

В государствах механического типа государственный аппарат построен на началах жесткой централизации и отстранения народа от участия в управлений, что приводит к частым кон​фликтам.

В государствах органического типа в систему управления госу​дарством гармонично вписан институт местного самоуправления, что благотворно сказывается на состоянии общества.

Развитие института местного самоуправления возможно только при ограниченной монархии. Проводя анализ политической обстановки европейских стран, США и России, Градовский утверждал, что страной с наилучшим государственным устройством является Англия.

Относительно развития института самоуправления в России Градовский высказывал сомнения, так как сословия российского общества с самого зарождения государственности были на службе у государства. Данное обстоятельство является причиной неразвитости института местного самоуправления, а также неудач проведения земских реформ.



Градовский предлагал поддерживать развитие института местного самоуправления в России, так как это помогает индивиду обрести готовность к принятию государственно-важных решений, готовит человека к принятию на себя ответственности за свое решение, дает человеку ощущение причастности к решению государственных дел, развивает чувство патриотизма.

3. Петр Струве (1870—1944) попытался объединить в своей политико-правовой теории либеральные идеи и монархическое устройство государства. При этом он подвергнул резкой критике социализм.

По Струве, социализм разрушает моральную и духовную сферы жизни человека, а либерализм развивает идеи веротерпимости и следования моральным принципам.

Либеральная концепция придает большое значение личности, возвышая ее над государством. Возникающие между государством и личностью конфликты Струве предлагал решать, используя чувство патриотизма и развитие национального духа в личности.

Патриотизм направлен на слияние личных интересов и госу​дарственных задач.

Национализм является проявлением «борьбы различных культур, и только нация с высоким уровнем правосознания граждан и четкой деятельностью государственных органов может быть победителем.

Применяя свою теорию к российской действительности, Струве отмечал, что пришло время свершить "революцию во имягосударства", то есть, объединив верховную власть и свободный народ, создатьгосударство счеткими законами, уважени​ем свободы личности и высоким уровнем духовной культуры.

Религиозно-нравственная концепция права

Владимира Соловьева.

Владимир Соловьев(1853 - 1900) обосновал свою политико - правовую концепцию, базируясь на нравственных началах, за​ложенных в каждом человеке.

Историю развития общества Соловьев представил как процесс объединения свободных людей, наделенных разумом и способностью отвечать за свои действия. Само общество является "свободным союзом лиц".

Право Соловьев определял как "свободу, обусловленную равенством". Источниками права являются "стихийное творчество народа", "свободная воля отдельных лиц".

Исходя из этого Соловьев делал вывод, что право есть результат деятельности двух противоположных начал — индивидуалисти​ческого и общественного. На основании этого он подвергает критике как договорную теорию, придававшую большое зна​чение только личности, так и представителей исторической школы права, которые считали право результатом деятельности всего народа.

Соловьев утверждал, что любое право связано с понятием "справедливость", тем самым придавая своему учению морально-нравственный оттенок. Сравнивая понятия "право" и "нравственность", Соловьев помимо сходства выделил и различия: понятие "нравственность" включает в себя требование к индивиду стремиться к духовному совершенству, в то время как понятие "закон" заключается в выполнении "минимума нравственности"; нравственность не содержит в себе требований выполнять определенные действия закон же несет в себе требование вы​полнить вконкретной ситуации конкретные действия; положения нравственности основываются на добровольном их исполнении, исполнение же норм закона несет на себе харак​тер принуждения.

Но несмотря на эти различия, нравственность и закон нужда​ются друг в друге, так как без закона нравственность превра​тилась бы в пустой звук, а закон без нравственности — в произвол.

Соловьев приводит характеристики правильных законов: публичность, конкретность, реальная применимость права.

Воплощение права философ видит в государстве. Идеальное правовое государство Соловьева построено с учетом принципа разделения властей.

Несмотря на раздельное существование, органы любой из ветвей обязаны следовать единой цели — достижению общего блага. При этом начало полновластия проявляется в законодательной власти, а остальные две ветви ею обусловлены.

Само государство должно заботиться об установлении мира и добра в душе своих граждан. Целью, стоящей перед государст​вом, является "установление Царства Божьего в человечестве".

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.