Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовая и политическая мысль Германии конца XVIII—XIX вв.





1.​ Иммануил Кант о проблемах государства и права.

2.​ Политико – правовая концепция Гегеля.

Характерными чертами немецкой идеологии рубежа XVIII— XIX вв. было: укрепление положения феодалов и дальнейшего усиления гне​та крестьян; экономическая отсталость страны; установление религиозного плюрализма; появление новых философских направлений - классического немецкого идеализма и диалектики.

1. Иммануил Кант(1724-1804) является родоначальником не​мецкой классической философии.

Отличительными чертами правовой доктрины Канта являются следующее положения: мораль и право едины по своему источнику и цели. Источником является разум индивида, а целью — установление всеобщей свободы; отличие морали от права заключено в способе принуждения.

Мораль основывается на принуждении человека внутренними, а право - внешними условиями.

Право является совокупностью условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеоб​щего закона свободы.

В совокупность условий Кант включал такие положения, как: наличие гарантий прав собственности и гарантий иных личных прав граждан; существование законов и гарантий их принудительного исполнения; всеобщее равенство перед законом; судебный порядок разрешения споров.



Взгляды Канта о сущности государства были следующими: государство — это соединение людей, подчиненных правовым законам. Оно строится на основе общественного договора и на​родного суверенитета, общественный договор является "идеей разума", которая помога​ет законодателю оформить закон таким образом, чтобы его смысл мог исходить из объединенной воли народа, народный суверенитет — это право народа устанавливать поря​док в государстве посредством принятия законов, которые вы​ражают его интересы. Относительно народного суверенитета высказывания Канта были умеренными. Он предлагал ввести представительство народа в законодательном органе, наделен​ном правом отклонять указы правительства лишь в исключи​тельных случаях, правовые законы напрямую связаны с теорией разделения вла​стей, то есть законодательный орган (парламент) должен из​давать законы, исполнительный орган (правительство) — вы​полнять, а судебные органы — охранять их.



Классификация форм государства Канта- республиканская форма правления, деспотическая форма правления.

При республиканской форме государства учитывался принцип разделения властей, в то время как деспотизм основывался на принципе самовластного исполнения государственных зако​нов, данных им самим.

Кант обращал внимание не только на внутреннее устройство государства, но и на его внешние связи. Он предлагал строить международные отношения на основе мира и сотрудничества, что в дальнейшем могло привести к учреждению мировой кон​федерации равноправных правовых республик.

2. Учение Георга Гегеля (1770—1831) представляет собой этап наивысшего развития немецкого идеализма.

Абсолютная идея — охарактеризована Гегелем как первичная реальность, то есть то, что не имеет начала и вечно. Она и яв​ляется источником всего. Смысл диалектического метода по Гегелю заклю​чен в представлении процесса развития абсолютного духа в ви​де следующих стадий: тезис, антитезис, синтез.

На основе этого процесс развития системы знаний представлен следующим образом: логика, философия природы, философия духа.

Государство и право Гегелем представлены как предмет изуче​ния философии духа. Она исследует процесс развития сознания человека. Дух в своем развитии проходит следующие ступени: субъективный дух. К этой совокупности знаний относятся нау​ки: психология, феноменология, антропология, объективный дух. Сюда отнесены абстрактное право, мораль, нравственность, абсолютный дух. Гегель включил в данную категорию искусст​во, религию и философию.



Категории "государство" и "право" были отнесены к сфере объ​ективного духа.

Составляющие элементы объективного духа (абсолютное право, мораль и нравственность) обладают следующими характери​стиками: абстрактное право определяется как теоретическая право​способность любого человека. Оно выражается в праве на соб​ственность, праве заключать договоры и праве требовать защи​ты своих прав от посягательства. Его положения представлены в идее запретов, мораль — представляет собой сферу не возможного (теоретиче​ского), а должного поведения человека. Здесь важную роль иг​рают такие понятия как добро, зло, совесть, вина. Нравственность – понятие, объединяющее мораль и абстракт​ное право. Нравственность формируется в семье, что является объединением людей на основе любви и взаимопомощи. Гражданское общество представлено как объединение людей, основанное на общем интересе, государстве. Государство — высшая форма нравственности, призванная объединить гражданское общество и семью.

Относительно сущности права Гегель высказывал следующие идеи: проводил различия между философским и прикладным понятия​ми права. Философское понятие представлено как "идея права", а прикладное понятие используется юриспруденцией на прак​тике. "Идея пра​ва" определяется как положения законов природы, в то время как позитивное право — это нормы определенного государства, чье исполнение гарантировано его охранительными органами.

Гражданское обществопредставлено Гегелем как совокупность потребностей, правосудия, полиции, корпорации.

Структуру гражданского общества составляют сословия, связанные с землей (крестьяне и дворяне), представители промышленной сферы (рабочие, фабриканты), общее сословие (чиновники).

В гражданском обществе основу составляет закон экономики. Государство же стремится синтезировать экономический закон и законы этики. Именно оно выступает связующей силой для гражданского общества и семьи.

Концепция Гегеля о сущности государства заключалась в том, что государство — высшая форма нравственности; цель государства — благо всего общества, а не граждан.

Представление Гегеля о формах государства связано с классификацией этапов истории. Вся история представлена периодами: восточного царства; греческого царства; римского царства; германского царства. Каждому из исторических периодов соответствовала своя форма государства: восточная теократия; демократия; аристократия; конституционная монархия. Каждая из эпох отмечена доминированием над остальным ми​ром одной конкретной нации (греков, римлян и др.).

Внутреннее устройство государства Гегель представлял следую​щим образом:Установление монархии как идеальной формы правления; применение принципа разделения властей. Власть должна быть разделена на законодательную, правительственную и королев​скую ветви. Судебная власть представлена как часть прави​тельственной или королевской, а сама королевская власть яв​лялась основой первых 2 властей. Учреждение структуры государственных органов следующего образца:монарх, правительство, двухпалатный парламент. Королю принадлежит последнее слово при принятии закона. Правительство выступает как совещательная инстанция. Пар​ламент является лишь выразителем интересов сословий, его решения не имеют силы без одобрения короля. В сфере международных отношений Гегель выступал за войну, признавая за ней укрепляющее воздействие на народ. При этом он выступал за военные действия, проводимые по опре​деленным правилам и не направленные против частных лиц и семей.

Историческая школа права

1.​ Учение о государстве и праве в произведениях Густава Гуго.

2.​ Политико-правовая концепция Фридриха Савиньи.

3.​ Георг Пухта о сущности государства и права.

1. Историческая школа правабыла реакцией феодалов Германии на произошедшую революцию во Франции. К представителям идей исторической школы права относятся Густав Гуго, Фрид​рих Савиньи и Георг Пухта.

Густав Гуго(1764—1844) стал основоположником этой школы. Его теория о праве и законе основана на следующих идеях: помимо закона существует несколько иных источников права. К этим источникам Гуго относил обычное право, которое яви​лось характерным отличием доправового общества от госу​дарства; право развивается параллельно с языком; нормы права появляются независимо от воли законодателя; положения закона не всегда совпадают с практикой.

Гуго в своих работах намеренно обходит вниманием многие факторы, влияющие на раскрытие сущности права, и содержа​ние его работ является поддержкой феодального строя и соци​ального неравенства.

2. Фридрих Савиньи (1779—1861) продолжил развивать идеи Гуго. По мнению Савиньи, не стоило придавать деятельности зако​нодателя большого значения, так как особенные черты каждого народа определяют особенности права в каждой стране. Поэтому право развивается само по се​бе под воздействием внутренних сил; процесс развития права представлен 2 стадиями — стадией ес​тественного права и стадией ученого права.

Стадии естественного права характерно существование его в сознании народа и проявление его в положениях обычного права.

Стадий ученого права характерно существование его как в соз​нании народа, так и в произведениях юристов, выражающих дух народа.

Савиньи, как и Гуго, выступал за придание доминирующей роли обычному праву и тем самым поддерживал существую​щий феодальный строй Германии.

3. Георг Пухта (1798—1846), разделяя взгляды Гуго и Савиньи, предлагал следующие тезисы:право есть выражение общей воли народа; право, представляя собой единое целое, развивается органиче​ски и имеет свою историю; право подвержено влиянию идей ученых-юристов; право и государство имеют своим источником волю Бога, сле​довательно, надлежит подчиняться любой власти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.