Социологического позитивизма.
1. Политико-правовая концепция Огюста Конта.
2. Учение Герберта Спенсера о государстве и праве.
3. Социально-политическая концепция Людвига Гумпловича.
4. Государство и право в работах Рудольфа фон Иеринга.
5. Учение Евгения Эрлиха о "Живом праве".
6. Социологическое учение Роско Паунда.
1. Огюст Конт(1798-1857), так же как и Сен-Симон, за основу развития общества принимал изменения во взглядах личности. Он придерживался классификации этапов развития общества, предложенной Сен-Симоном, разделяя историю развития общества на теологический, метафизический, позитивный периоды.
В теологический период развития для общества было характернообъяснение всех событий как результата проявления воли сверхъестественных существ; доминирование религиозного мировоззрения.
Метафизическому периоду присущи такие черты, как уменьшение влияния религии, развитие наук, появление идей общественного договора, естественного права, развитие республиканских теорий. В позитивный период ускорилось развитие промышленности и науки, произошло зарождение демократии, либерализма и индивидуализма.
Также Конт предлагал свой проект идеального государства (социократии), в котором дает характеристики основных его сфер.
По предложенному Контом "Плану реорганизации социальной жизни", предполагалось разделить все общество на следующие группы: женщин, являющихся олицетворением нравственности и воплощением чувств; священников-позитивистов, в чьи задачи входило образование, воспитание, исправление преступников; патрициат, который должен был, заниматься экономикой, развитием промышленности; пролетариат, который занят производительным трудом.
Для экономической сферы характерны следующие черты: собственность - основа разделения на классы, наличие собственности и капитала - заслуга гражданина, результат его труда и предпринимательских способностей, задача государства – всемерное поощрение труда и получения прибыли.
Для политической сферы характерны такие черты, как установление гармонии между классами, предоставление возможности управления всем классам.
О правовой сфере Конт высказывал, что право для всех едино - это необходимость исполнять свой долг, а замена норм законов возможна только нормами позитивистской религии. В сфере международных отношений Конт выступал за мир, критиковал колониализм, протестовал против агрессивных войн.
Учение Конта оказало большое влияние на последующее развитие философской и политической мысли. Под его влиянием сформировались учения Спенсера, Дюркгейма, Вебера и других философов.
2. Герберт Спенсер(1820-1903), представитель английского позитивизма, явился основателем органицизма - науки, предметом которой было общество, развивающееся по эволюционному закону.
Спенсер выделял следующие типы обшеств: воинственный; промышленный.
Обществу с воинствующим типом организации общества были присущи функции защиты своих членов от внутренней и внешней опасности.
Отличительными чертами общества воинствующего типа были построение общества на началах натурального хозяйства, самодостаточности и независимости от иных государств, принудительное объединение всех членов общества, как и военных в армии, в единую систему, построение государственной иерархии с четким разделением обязанностей, определение государством запретов и обязанностей каждого члена общества, подавление политической активности личности.
Для промышленного типа общества присущи следующие черты: построение общества на началах равенства; поощрение проявления инициативы и предприимчивости; определение государством только запретов для своих граждан.
Главное отличие воинственного типа государства от государства с промышленным типом заключено в том, что при воинствующем обществе "индивиды служили для целей общества", а при промышленном обществе — оно само служит для целей индивидов.
Спенсер дает классификацию прав личности, включая в нее личные права, в число которых входят свобода совести, право на свободное передвижение и безопасность, право собственности и т. д. К политическим правам относит избирательное право, иные права, направленные на обеспечение личных прав.
Социальные права Спенсер отрицал, выступая против законов о социальном обеспечении.
Спенсер негативно относился и к социализму, полагая, что это течение может привести к установлению тирании.
3. Людвиг Гумплович (1838—1909) свои работы посвятил исследованию вопросов государства.
Гумплович называл борьбу за существование одной из основных причин возникновения государства. Именно этот фактор оказывает решающее влияние на ход истории.
Методом борьбы выступает объединение слабых для борьбы с сильными.
Эволюцию государства Гумплович описал следующим образом: первый этап — при междоусобных войнах люди уничтожали племя побеждённых, второй этап — победители стали превращать побеждённых в рабов, что привело к организации государства как структуры, способной удержать под контролем большое количество рабов.
Далееборьба народов превращается в классовую борьбу. Само государство Гумплович характеризовал как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать определенный порядок.
Помимо обеспечения правопорядка государство, по мнению Гумпловича, также обеспечивает человеку свободу, собственность, семейную жизнь, личные права, достойное человеческое существование.
Правовой вопрос Гумплович рассматривал также с эгалитаристских позиций. Право является "лишь воплощением предписаний государственной власти". Поэтому в догосударственный период прав человека не существовало, как не существовало и понятия "неотчуждаемые права человека".
4. Рудольф фон Иеринг(1818—1892) в течение своей научной деятельности рассматривал государство и право.
Иеринг подверг право двойному исследованию: анатомическому, то есть изучающему понятие права, его составные части и их отношения друг к другу; физиологическому, то есть изучающему функции права. Древо есть совокупность жизненных условий общества, обеспеченных внешним принуждением.
Источником права является общество. Разграничения права и закона Иеринг не проводит, считая эти категории практически тождественными. Функции права заключены в принуждении человека следовать предписаниям государства.
В государственнической концепции Иеринг утверждает, что государство есть организация социального принуждения, что все идеи о правовом государстве беспочвенны.
5. Евгений Эрлих(1862-1922) свою правовую концепцию строил, исходя из положения, что право существует "не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе". Правов определении Эрлиха - порядок, существующий в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях различных ассоциаций.
Для познания сущности права Эрлих предлагал изучать нормы, на которых строятся взаимоотношения внутри общественных союзов, правила, регулирующие способы разрешения конфликтов.
"Живое право " существует в виде права союзов, права юристов, права государства.
Право союзов представляет собой некий социальный порядок, устанавливаемый внутри той или иной общественной системы. Право юристов представляет собой деятельность по защите социального порядка и по созданию "норм решений" того или иного дела.
Право государства включает в себя нормы поведения, касающиеся только должностных лиц и деятельности государственных органов.
6. Роско Паунд(1870-1964) определял право как "инструмент социального контроля", тем самым придавая юриспруденции социологический оттенок. Сам социальный контроль Паунд предлагая рассматривать как совокупность его составляющих, то есть правопорядка, нормативного начала правовых предписаний, идеального правового начала.
Ранее функции социального контроля выполняли мораль и религия, но на этапе Нового времени их заменило право. Право Паунд рассматривал с нескольких точек зрения, разделяя его на "право в книгах", "право в действии".
Различия двух видов права заключались в расхождении между смыслом нормы права и действием человека, разнице между целями закона и фактическими последствиями его применения.
Утверждая, что закон подвержен уравниванию и обобществлению и не способен чутко реагировать на изменения в обществе, Паунд предлагал расширить границы деятельности правоприменительных органов; позволить судьям при вынесении решения ориентироваться в большей степени на жизненный опыт, чем на нормы закона.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|