Сделай Сам Свою Работу на 5

Гражданское общество: определение





А. Общество с ничем неограниченной властью.

В. Общество диктатуры пролетариата.

С. Общество народа.

Д. Общество с развитыми социально-экономическими политико-правовыми отношениями, независимое от государства.

12.​ Разделение властей: определение

А. Политико-правовая доктрина конституционализма.

В. Политико-правовая доктрина правового государства, где существуют власти независимо друг от друга.

13.​ Революция.

А. Эволюционный переворот.

В. Анархический переворот.

С. Коренной переворот, скачкообразный переход от одной общественно-экономической формации к другой.

14.​ Общественный договор. Ж.Ж. Руссо: это:

А. Учение об анархистском государстве.

В. Учение о государстве согласно договора между людьми в котором предусматривается добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

15.​ Естественное право: определение

А. Совокупность принципов и прав вытекающих из самой природы человека и независящих от социальных условий.

В. Совокупность принципов зависящих от социальных условий.

16.​ Рационализм: определение

А. Средневековая схоластика.



В. Разум – источник знания и поведения людей.

Тест № 6

1.​ Абсолютизм: определение

А. Форма правления Сталина.

В. Форма правления, принадлежащая неограниченной власти в государстве – монарху.

2.​ Патриаршество: определение

А. Система правления католиков.

В. Система церковного управления во главе с патриархом.

3.​ Стяжательство: определение

А. Течение основанное на церковном управлении.

В. Создание экономически могущественной монастырской организации.

4.​ Челобитная: определение

А. Приказ.

В. Прошение, заявление, жалоба в Русском государстве в ХV – ХVII веках.

5.​ Нестяжательство: определение

А. Политическое течение народничества.

В. Религиозно-политическое течение в России. Аскетизм, отказ церкви от приобретения земельных имущественных ценностей.

6.​ Фашизм: определение

А. Политическое течение выражающее интересы левых.

В. Политическое течение выражающее интересы правых.

С. Реакционное политическое течение, пропаганда культа насилия, агрессия, расизм.



7.​ Макиавеллизм- это:

А. Термин, определяющий политику нравственности.

В. Определение политики, пренебрегающей нормами морали.

8.​ Лютеранство: определение

А. Протестантизм

В. Религия протестантизма.

С. Вероучение М.Лютера, вождя эпохи Реформации, об «оправдании верой», отрицание роли церкви как посредника между человеком и Богом.

9.​ Кальвинизм: определение

А. Нормативизм

В. Социализм

С. Протестантизм Ж.Кальвина, доктрина о божественном предопределении людских судеб, проповедь мирского аскетизма.

10.​ Коран- это:

А. Библия.

В. Свод правил.

С. Священная книга мусульман, первоисточник мусульманского права.

11.​ Сунна- это

А. Коран.

В. Библия.

С. Второй источник мусульманского права, сборник преданий (хадисов) о поступках, высказываниях Мухаммеда. Специфическое руководство для мусульман, «священное предание».

12.​ Халифат- это:

А. Сущность арабской власти.

В. Сущность мусульманской власти, специфическая форма правления. Халиф – заместитель пророка.

13.​ Шариат: определение

А. Буддистский образ жизни.

В. Политическая доктрина.

С. Мусульманский образ жизни, праведный путь. «Путь следования» предписывает верующим поведение в соответствии с религией, их объём обязанностей и прав.

14.​ Шиизм: определение

А. Исламская доктрина.

В. Течение в исламе, признающее наследственный принцип передачи власти имаму (духовному лицу) представителю Аллаха и пророка.

15.​ Суннизм: определение

А. Исламская политико-правовая мысль.

В. «Правоверное» течение в исламе, поддерживающее сильные общинные традиции, в т.ч. избрание халифа.



16.​ Иджма: определение

А. Исламская политико-правовая мысль.

В. Общее согласие общины. Источник мусульманского права. Опирается на аксиому о невозможности принятия общиной ложного решения.

Тест № 7

1.​ Джихад.

А. Мусульманская война.

В. «Усиление», «борьба за веру», «борьба на пути Аллаха». Обязанность мусульман тогда, кода они подвергаются наказанию.

2.​ Справедливость.

А. Этическая категория.

В. Понятие этики, разработанное Платоном в диалоге «Государство».

3.​ Античность: определение

А. Мировоззрение.

В. Идеология.

С. Греческо-римская давность. Классические проявления в области политики, права, философии.

4.​ Демократия: определение

А. понятие.

В. Идейное направление.

С. Политическая система.

Д. Народовластие. Выработанная у греков государственная система прогрессивных социально-общественных отношений.

5.​ Демос: определение

А. Политический режим.

В. В древней Греции народ, составляющий основную полноправную часть населения, в которую не входили рабы.

6.​ Полис: определение

А. Форма организации политико-правовой жизни.

В. Типичная форма организации общества для Древней Греции. Город – государство.

7.​ Полития: определение

А. Народоправие.

В. Республиканский строй в Древних Афинах. Смешанная форма государства, введённая

С. Аристотелем, сочетает олигархию и демократию.

Д. Аристократия с тимократией.

8.​ Республика: определение

А. Политико-правовое устройство общества.

В. Общее дело, соответствует понятию «государство» с выборным органом (Сенат, Совет, Собрание).

С. Государство.

9.​ Метод: определение

А. Принцип.

В. Путь исследования (познания). Совокупность приёмов теоретического и практического освоения действительности.

С. Система.

10.​ Концепция: определение

А. Метод.

В. Теория.

С. Понимание, система, трактовка предмета, явления, процесса. Основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их освещения.

11.​ Методология: определение

А. Путь исследования.

В. Теория.

С. Система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

12.​ Предмет: определение

А. Специальность.

В. Категория, обозначающая целостность, выделяемая из мира объектов в процессе познания.

С. Система идей.

13.​ Принцип: определение

А. Закономерность.

В. Первооснова, обобщающая и распространяющая какие-либо положения на все явления той области, из которой этот принцип выделен.

14.​ Теория: определения

А. Система принципов.

В. Система основных идей в определённой отрасли знания. Форма научного знания.

15.​ Юридическое мировоззрение: определение

А. Юридические взгляды.

В. Система взглядов на право и государство.

16.​ Юриспруденция- это:

А. Правоведение, юридическая наука.

В. Правовая наука.

С. Политическая наука.

Тест № 8

1.​ Учение.

А. Система идей.

В. Система воззрений мыслителя или учёного. Совокупность положений о какой-либо области явления.

2.​ Цивилизация.

А. Общественное развитие.

В. Социальное изменение.

С. Культура, определённая ступень общественного развития.

3.​ Буддизм.

А. Древнеиндийская идеология.

В. Религиозно-философское учение Древней Индии. Идея освобождения человека от страданий путём отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны.

4.​ Даосизм.

А. Политическая мысль Индии.

В. Политическая мысль Древнего Востока. Политическая мысль Др.Китая. Учение о дао, «пути», согласно которому человек должен следовать природе и жить естественной жизнью в духовном личном совершенствовании.

5.​ Конфуцианство.

А. Политико-правовое учение Китая.

В. Учение Конфуция, в основе принцип добродетели.

6.​ Легизм.

А. Политическая мысль Древнего Востока.

В. ИППУ Др.Индии.

С. Древнекитайская политико-правовая концепция чёткого и неукоснительного следования законам.

7.​ Моизм.

А. Мысль Др.Востока.

В. Учение моистов, интересы мелких собственников, отстаивает идеи всеобщей любви и социального равенства.

8.​ Рита.

А. Имя собственное.

В. Идеология Древнего Востока.

С. Божественный, всемогущий космический закон – порядок, установленный изначально на земле и на небесах высшей силой, требующей от человека определённого поведения.

9.​ Былина.

А. Политико-правовая мысль Древней Руси.

В. Русское народное сказание. Эпос.

10.​ Летопись.

А. Сказание.

Б. Идеология.

С. Историческое литературное произведение. На Руси были известны летописные своды.

11.​ Православие.

А. Идеология христианства.

В. Направление христианства, сложилось в Византии, утвердилось в Руси, России.

12.​ Русская правда.

А. Политические идеи русских.

В. Свод древнерусского права, включает Правду Ярослава Мудрого и другие источники.

13.​ Судебник.

А. Письменный памятник права.

В. Кодификация норм обычного права, уставная грамота, княжеские указы.

14.​ «Слово о законе и благодати» написал:

А. Д. Заточник.

В. Иларион.

С. Вл. Мономах.

15.​ Католицизм.

А. Православие.

В. Всеобщий, вселенский. Разновидность христианства в Зап. Европе.

Тест № 9

1.​ Теократия.

А. Власть.

В. Легитимная власть.

С. Форма правления. Власть в государстве в руках главы церкви.

2.​ Теология.

А. Религиозное учение.

В. Богословие, система вероучений.

3.​ Томизм.

А. Учение, основанное Ф. Аквинским.

В. Политико-правовая мысль.

4.​ Политический режим.

А. Политическая система.

В. Политическая идеология.

С. Составная часть понятия «форма государства». Включает методы и приёмы осуществления государственной власти.

5.​ Радикализм.

А. Идейно-политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую сиситему и настаивают на необходимости радикальных рефор, решительного образа жизни.

В. Политико-правовая доктрина.

6.​ Г.Гуго, Ф.Савиньи, Г.Пухта основатели:

А. Естественной школы права

В. Исторической школы права.

7.​ Э.Бёрк, Ж.Местр, Г.Боналд, К.Галлер- представители идеологии:

А. Консервативно- охранительная идеология.

Б. Либеральная идеология.

8.​ Б.Констан, А.де Токвиль, Дж.Милль- представители идеологии:

А. Консервативная идеология.

В. Буржуазный либерализм 19 века.

9.​ Анархизм.

А. Безгосударственное правление.

В. Идейно-политическая мысль.

10.​ Кто из мыслителей ввёл в научный оборот понятие «политика»?

А. Сократ.

В. Платон.

С. Аристотель.

Д. Конфуций.

11.​ Кому принадлежит высказывание «политика есть концентрированное выражение экономики»?

А. М. Веберу.

В. В. И. Ленину.

С. К. Марксу.

Д. М. Дюверже.

12.​ Какие политические течения эпохи античного мира получили обоснование в

Древнем Китае?

А. Брахманизм.

Б. Буддизм.

С. Даосизм.

Д. Конфуцианство.

Е. Моизм

Ж. Софизм

 

Рекомендации для самостоятельной работы студентов по изучению курса «История политических и правовых учений»

Рекомендации для самостоятельной работы по теме

«История политических и правовых учений как научная и учебная дисциплина в системе юридического образования»

История политических и правовых учений в современную эпоху перехода к информационному обществу, социальному, демократическому, правовому государству занимает важное место в системе юридического образования, является базовой подготовкой культурного и цивилизованного юриста. История политических и правовых учений входит в сово​купность теоретико-правовых дисциплин, не только изучающих закономерности развития государства и права, но и формирующих мировоззренческо-правовую подготовку, политическую и правовую культуру.

Основные задачи курса связаны: с изучением закономерностей развития политических и правовых доктрин на конкретном историко-правовом материале, с уяснением содержания и истории наиболее значи​тельных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох, с пониманием связи политико-правовых теорий с со​временными проблемами права и государства, с оценкой новизны того или иного направления поли​тической и правовой мысли и его вклада в многогранную палитру знаний и в решение самых разнообразных насущных государственно-правовых проблем.

Важно уяснить методологические подходы древних ученых. Платон, его представление о государстве как многогранном философском построении позволило развить понятие категории - «система». Анализ форм государства Аристотеля дает ответ на вопрос: почему сочетание двух неправильных государственных форм (олигархии и демократии) дает, с его точки зрения, ва​риант оптимального политического строя (политии), при котором достигается стабильность порядков и реализация системы мер по предотвращению узурпации власти.

Постановка вопроса о «равенстве» и «справедливости» у Пифагора (VI в. до н.э.) и его последователей предопределила последующие теоретические разработки данных понятий для понимания права при регулировании общественных отношений. При этом важно уяснить отражение категории «справедливость» у Платона, Аристотеля, Цицерона. И, безусловно, при самостоятельном авторском изучении темы следует обратить внимание на трактовку государства Цицероном как публично-правовой общности. Значительной оценки заслуживает развитие древнеримской правовой мысли и создание юриспруденции как самостоятельной науки, отразившей социальную и политико-правовую новизну в связи с переходом от республиканского Рима к новым формам власти и государствен​ного устройства.

При самостоятельной работе по данной теме необходимо проследить, как возникновение христианства и особенности раз​вития феодализма отразили монополизм римско-католической церкви на знания, политику и нравственность, как античная философия, на основе которой разрабатывались политические док​трины, заменяется особой церковной «наукой» схоластикой. Блаженный Августин и Фома Аквинский (Аквинат) становятся основными создателями христианской политической теории.

Следует обратить внимание, что, используя труды Аристотеля, Аквинат разработал с точки зрения христианской теологии концепцию естественного права и иерархическую схему права. Поскольку все части вселенной, как считал Фома Аквинский, управляются божественным разумом, то на вершине этой иерархии -божественный закон, являющийся верховным. Доступный пониманию человека вечный закон воплощается в божественной мудрости. Но так как человеку свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения, то на этой основе им вырабатываются определенные рационалистические принципы, составляющиеестественный закон. И, наконец, Аквинат выделяет человеческий закон, который рассматривает как выраже​ние требований естественного закона и подкрепление их санкцией, принуждением.

При самостоятельной работе по данной теме следует обозначить, что история политических и правовых учений - это одновременно и научная, и учебная дисциплина комплексного историко-юридического характера.

Как научная дисциплина- история политических и правовых учений имеет предмет и принципы исследования, понятийный (категориальный) аппарат, методы исследования (научно значимые и познавательно ценностные), взаимосвязи с другими науками.

Как учебная дисциплина- история политических и право​вых учений формирует систему знаний по исследованию проблем политики, государства, права, законодательства. Предмет и содержание дисциплины востребованы в эпоху развития юридической науки. Изучение курса позволяет осмыслить, проанализировать, обобщить опыт юристов, оказавший воздействие на идейные движения, на эволюцию теоретического знания о государстве и праве.

Самостоятельная работа по данной теме носит принципиально важный характер, поскольку позволяет закрепить и осмыслить процесс становления теоретических представлений о государстве и праве в античных цивилизациях.

Личную правовую и познавательную базу следует обогатить философско-юридическими представлениями Пифагора, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона и других античных мыслителей. При этом важно углубиться в суть основных узловых понятий политико-правового мышления - «Власть» и «Закон». На этих категориях строились различные концепции идеальных го​сударств и совершенных общественных устройств и правовьгх институтов (см., например, работы: Платон «Государство», «За​коны»;Аристотель «Политика», «Афинская полития», «Этика», «Риторика»; Цицерон «О государстве», «О законах» и др.).

Символом религиозного освящения существующего порядка стал томизм, объявлявший, что порядок покоится на естественном праве, разуме и соответствует вечному закону.

Представляет интерес в данной теме своей новизной многообразие идей Марсилия Падуанского. Важно дать авторскую оценку новому политико-правовому звучанию его концепции народоправства: народ есть подлинный источник законов и права в целом, народ вправе назначать и сменять правителей, народ в лице выборных органов осуществляет контроль за правительством.

Следует также учесть, что Марсилий Падуанский отразил важнейшие явления Средневековья конца XIII- начала XIV вв., становление бюргерства, городского самоуправления, возникновение представительных учреждений.

При изучении темы «История политических и правовых учений» в XV-XVI вв., знакомстве с произведениями мыслителей данной эпохи необходимо выделить и обозначить возникновение принципиально новых направлений в политико-правовой идеологии XV-XVI вв.: политический анализ, разработка доктрины государственного суверенитета, создание модели бесклассового общества раннеутопического социализма.

При этом важно иметь в виду, что все они основывались на изучении государственно-правовой практики, осмыслении объективности замены отжившего феодального строя новым общественным устройством, перехода к новым параметрам государства, права, политики.

Особая разработка Н.Макиавелли коснулась форм государственного правления, причин их смены и закономерностей общественно-политических явлений. Следует обратить внимание на всестороннее исследование им категории «власть». Макиавелли рассматривает такие важнейшие аспекты, как личные качества субъекта (носителя) власти, методы государственного управления, особенности реализации власти в условиях создания централизованного государства. Все это развивало созданную им светскую политическую теорию и методологию политического анализа.

При самостоятельной работе необходимо уяснить новизну учения Ж.Бодена о суверенитете и его характеристиках, а также определение французским мыслителем правового принципа государства, что, безусловно, развивало политико-теоретическое знание.

Одновременно с этим, следует рассмотреть зарождение и развитие революционных идей (крестьянско-плебейское направление Реформации – Т.Мюнцер), гуманистического идеала справедливого общества (ранний социализм Т.Мора и Т.Кампанеллы).

В целом, прогрессивность сформулированных и теоретически обоснованных идей закладывала фундамент будущего гражданского общества, политического плюрализма, развивала новые подходы в исследовании государства, права, познания, социокультуры.

Необходимо учесть, что в этих трудах заложены элементы глубочайшего анализа, обобщения, познавательного начала, кри​тического осмысления существующего и того, что требует пол​ной или частичной замены в государственно-правовой и политической сферах.

При самостоятельной работе необходимо уяснить новизну учения Ж.Бодена о суверенитете и его характеристиках, а также определение французским мыслителем правового принципа государства, что, безусловно, развивало политико-теоретическое знание.

Рекомендации для самостоятельной работы по теме

«История политических и правовых учений Древней Руси»

Становление древнерусской государственности с образованием Киевской Руси на основе объединения территорий восточнославянских племен. Для древнерусского государства были характерны неразвитость рабовладения, формирование раннефеодальных отношений и раннеклассового общества.

На особенность государственного развития повлияли татаро-монгольское иго, а также фактор необходимости постоянной защиты своей территории от внешних врагов. Вечевые (народные) собрания в городах Древней Руси способствовали активизации политической жизни.

На мировоззрение древнерусской народности значительное влияние оказала христианизация Руси. Принятие в 988 г. христианства и дальнейшее его распространение в качестве государственной религии закрепляли основы феодализма, способствовали складыванию церковных организаций, возвышали титул Великого князя. Одновременно с этим, оставались актуальными идеи независимости Русского государства и дальнейшего единения русских земель.

Истоки идейно-мировоззренческих начал черпались из жанров русского народного творчества: сказаний, былин, повестей, летописей, ставших новой формой политико-правовой литературы.

Распространение письменности, книжного образования, установление торгово-международных связей способствовали развитию русской самостоятельной политической и правовой мысли. Это нашло отражение в политических трактатах и первых правовых документах, среди которых большую значимость имели Русская Правда, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие памятники.

Тематика всех первых политических трактатов и правовых памятников Древней Руси в своей основе имела двоякую направленность. Одновременно с государственно-патриотической темой звучала социально-политическая проблематика. Это было обусловлено особенностями развития Древней Руси и становления молодой русской цивилизации.

В письменных произведениях русских мыслителей, в разнообразии жанров политической литературы нашли отражение такие важнейшие вопросы, как происхождение государства, независимость и единство русских земель, внешняя политика, статус верховной власти, взаимоотношения князя с подданными, ответственность власти перед народом, соотношение светской и духовной властей, морально-нравственный облик правителя и др.

Уже самые первые произведения политико-правового характера в эпоху Киевской Руси отличались глубиной содержания, культурой, оригинальностью формы.

«Слово о Законе и Благодати»киевского митрополита Илариона содержит религиозно-правовую концепцию. Автором различаются категории Закона- как внешнего установления и Истины- как высокого нравственного состояния человека. Путь к совершенствованию человечества, по мнению Илариона, лежит в распространении морально-этического идеала христианства, в замене Закона Истиной. В «Слове» доминируют идеи мира, законности власти, правосудия, обеспечения интересов подданных, политической и культурной независимости Русского государства.

«Русская Правда»стала основным источником древнерусской правовой мысли и сохранилась в качестве ведущего свода законов. Русская Правда содержала не только юридические нормы, но и отражала политические отношения. Одним из сложных был вопрос о наследовании, в том числе великокняжеского престола. Ослабление централизованной власти усиливало политический сепаратизм.

«Повесть временных лет»- наиболее ранняя летопись отразила вопросы происхождения Русского государства, законности княжеской династии, суверенности государственной власти.

Княжеские усобицы волнуют летописца Нестора, его идеи созвучны необходимости достижения внутреннего политического и социального мира.

«Поучение Владимира Мономаха»содержит главную тему - идею единства Русской земли, укрепления порядка в государстве. В политических взглядах князя ведущее место заняли проблемы осуществления верховной власти, принципы законодательства, ответственности перед подданными. Приоритет отдавался миру, милосердию, соблюдению законов, светской власти.

«Слово о полку Игореве»,являясь литературным произведением, несет в своей основе значительный общественно-политический смысл. Автор анализирует причины поражения русской дружины, призывает князей к объединению и совместной защите государства. Раздоры и междоусобицы разоряют Русь, и она становится добычей врагов. «Слово» развивало лучшие традиции русской политической мысли.

Самостоятельная работа по ИППУ Древней Руси XIII-XIV вв связана с историческими повестями периода татаро-монгольского нашествия носили в основном политический характер и отразили новую ситуацию, в которой находилось Русское государство. В произведениях данного цикла: «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. – звучали идеи и призывы отстоять государственную независимость, сплотиться всем силам для изгнания завоевателей. Трактаты отражали мужество русских воинов, защищав​ших родную землю, их патриотизм и высокий моральный дух.

«Моление Даниила Заточника»продолжало тему укреп​ления государства, мудрого князя, способного защитить Русь от внешних врагов и заботящегося о благе подданных. Идея сильно​го государя, миролюбивой внешней политики предполагала огра​ничение боярства, местничества и, одновременно, подчеркивала задачу собирания всех русских земель под властью Великого князя.

«Задонщина»и другие историко-политические памятники времен Куликовской битвы, подъема народного сознания рас​крывают истоки победы Руси над игом, силу духа ее воинов, символизируют идею будущего единства русских земель во главе с Москвой.

Освободительная борьба способствовала складыванию кон​цепции общерусского единства.

Политическая и правовая мысль Древней Руси в своем развитии была неотделима от ориентации развития общества и древнерусского государства. Произведения отечественных публицистов несли идеи величия Руси, ее политической и религиозной независимости, культурной самобытности.

Древнерусские мыслители, осознавая исторические условия, внешнеполитические факторы и сложность внутриполитических проблем, в своих трудах утверждали необходимость единения русских земель, централизации власти, соотношения политики и морали. Это отразило дальновидность древних летописцев, ведь вопросы сохранения и укрепления целостности государства, совершенствования нравственно-правовых отношений между властью и народом остаются злободневными и по сей день.

Политические идеи свободной Руси способствовали формированию политического мышления, складыванию государственной мысли, развитию права и культурных традиций.

Рекомендации для самостоятельной работы по теме

«Политическая мысль Средневековой России XI-XIVвв. ИППУ России XIV-XVI вв.»

Российскими мыслителями, публицистами, общественно-политическими деятелями XV-XVI вв. был верно обозначен тот круг вопросов, который подчеркивал их актуальность, проблемность и значимость для дальнейшего развития государства и пра​ва. Это прежде всего относилось к вопросу независимости Рос​сии, укреплению самодержавной власти, отношениям государст​ва и церкви, проблеме государственного управления и участия в нем «служивых людей», проблеме законности и правосудия. Не​сущей линией теоретической полемики и творческой публици​стики продолжала оставаться идея национального возрождения России, повышения ее авторитета и величия (особенно после преодоления княжеской обособленности и изгнания татаро-монгольского ига). Идеи сохранения православия, объединитель​ной политики Москвы звучат в теории «Москва-третий Рим».

При рассмотрении темы необходимо выделить следующие аспекты.

Во-первых, полемический характер взглядов и доктрин стя​жателей и нестяжателей. Эта социально-политическая полемика отразила проблему отношений государства и церкви. К тому же она носила и экономический характер, т.к. церковь была богатым фео​дальным собственником и имела большие владельческие права

Религиозно-этический идеал нестяжателей, общинное уст​ройство жизни, творение душевной милостыни, свобода воли че​ловека - все это полемизировало с политической позицией стяжателей-иосифлян, защищавших могущество церкви и считав​ших, что царской власти, полученной от Бога, должны быть под​чинены все, в том числе и церковь, при условии заботы царя о ее интересах.

При этом важно обозначить и общее начало, присущее этим направлениям общественно-политической мысли.

Во-вторых, борьба за укрепление самодержавия нашла свое выражение в полемике самодержца Ивана Грозного и тиранобор​ца Андрея Курбского. В противоположность политическим взглядам Ивана Грозного о неограниченной верховной власти, о реализации «самовластия», А.Курбский отстаивал идею о том, что цель верховной власти состоит в справедливом управлении державой во благо всех подданных, отдавая при этом приоритет ограниченной монархии.

В-третьих, анализ негативных явлений в государственной жизни России публицистом Иваном Пересветовым и кардиналь​ность предлагаемых им изменений и реформ в государственно-правовой сфере. Это прежде всего изменение формы власти, переход к монархии, ограни​ченной сословно-представительным органом с законодательными функциями, ликвидация системы наместничества как пережитка удельной раздробленности, проведение военной реформы и создание постоянного российского войска, укрепление законности в государстве и идея утверждения в России справедливого строя с соблюдением «правды во всем».

В-четвертых, мотивы обращенности к естественному праву (Н.Сорский, М.Грек, А.Курбский и др.), что роднило позиции российских мыслителей с передовыми взглядами западноевро​пейских ученых и публицистов.

Дополнением к самостоятельной работе может быть сравне​ние особенностей реформаторских проявлений в России и стра​нах Западной Европы.

Рекомендации для самостоятельной работы по теме

«ИППУ периода английской буржуазной революции»

Знакомство с тематикой политических и правовых учений в период первых европейских буржуазных революций предусмат​ривает рассмотрение основных положений теоретиков естествен​ного права: Г.Гроция, Б.Спинозы, Т.Гоббса, Д.Локка, чуть позже в XVIII в. - Дж.Пристли. В их работах рассматриваются основ​ные аспекты формирующегося юридического мировоззрения, даются научные трактовки нового правопонимания, получает развитие общая теория о государстве и праве.

Если у Г.Гроция и Б.Спинозы можно проследить возникно​вение и развитие теории естественного права, а также общест​венного договора, то в учении Т.Гоббса следует дополнительно обратить внимание, как мыслитель обосновывает принципы ча​стного права, полагая, что в области частноправовых отношений подданным в государстве должны предоставляться широкая пра​вовая инициатива, гарантированные и защищенные права и свободы.

Анализируя особенности политико-правовой мысли XVII века необходимо отметить зарождение идей раннего либерализма в концепции Д.Локка, его положения о необходимости разделе​ния властей, о правах человека и задачах государства.

Также следует определить новизну и особенности естест​венно-правовых учений XVII-XVIII вв. Германии и Италии, представителями которых явились идеологи немецкого и италь​янского просвещения (С.Пуфендорф, Х.Томазий, Х.Вольф, Ч.Беккариа и др.). Полезно провести сравнительный анализ их идей, выявить, насколько своеобразие социально-политических условий государств повлияло на характер политико-правовых теорий. При этом следует учесть, что немецкими и итальянскими мыслителями сделаны позитивные наработки в освобождении юриспруденции от влияния теологии, систематизации доктрины естественного права, в исследованиях об универсальных челове​ческих ценностях, что послужило в дальнейшем развитию теории правового государства.

Рекомендации для самостоятельной работы по теме

«ИППУ в России XVII-XVIII вв.»

В самостоятельной работе необходимо первоначально про​анализировать сформировавшиеся в России политико-правовые направления XVII века: абсолютистское, крестьянское, теократиче​ское.

При рассмотрении абсолютистского направления рекомен​дуется: во-первых, обратиться к позиции царя Алексея Михайлови​ча, которая им высказана в главе «О государевой чести» в Соборном Уложении 1649 г., во-вторых, выстроить новизну понимания русскими мысли​телями С.Полоцким и Ю.Крижаничем просвещенной монархии, месте и роли законов в таком государстве, самой личности правителя, в-третьих, отметить развитие и значимость идей, с которы​ми выступил, по выражению В.О.Ключевского, «государственный человек XVII века» А.Л.Ордин-Нащокин. В сфере экономической им обосновывалась концепция меркантилизма, ориенти​рующая экономику на превышение экспорта над импортом, госу​дарственный протекционизм, накопление и бережливость.

Для эпохи российского абсолютизма оставалась актуальной известная проблема соотношения церковной и светской власти, положения церкви в государстве.

В данном аспекте рекомендуется дополнительно остано​виться на теократической концепции власти патриарха Никона, направлениях церковной реформы и взглядах оппозиционных течений, в основном, старообрядцев, защитников старой веры, наследников нестяжателей.

Что касается периода Петровских преобразований, важно проследить, как изменения организации государственной власти и системы управления, сама сущность и динамика реформ, позиция в них Петра I отразились в творчестве и деятельности «птенцов гнезда Петрова», среди которых значительное место занималиФ.Прокопович и В.Татищев.

Важной составляющей самостоятельной работы является анализ идей и предложений И.Т.Посошкова на базе его основного труда «О скудости и богатстве», сочинений «Денежное письмо» и «О ратном поведении». Характерной чертой всех его произведений явилась практическая польза для государства, обоснованная автором от предлагаемых мероприятий, которая стала результатом не только размышлений, но, главное, реальным знанием И.Посошковым проблем государственной жизни.

В целом, мыслителями Петровской эпохи были выражены самые насущные для России вопросы государственного управления, власти, социальной жизни, организации экономики, военного дела, просвещения, правосудия, то есть целый комплекс проблем, затрагивающих важнейшие государственно-правовые институты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.