Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 3 глава
граниченная власть концентрировалась в руках одного лица (дес-
пота), которому принадлежала светская и церковная власть. Этот
государственный режим опирался на огромный бюрократичес-
кий аппарат и характеризовался крайним произволом в управ-
лении, полным бесправием подданных, отсутствием правовых
и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве
доминировала карательная налоговая политика по отношению
к народу, жестоко подавлялась любая самостоятельность, тем
более недовольство со стороны подвластных. Психологической
основой деспотического государственного режима был страх.
Подобный режим встречался в древнейших государствах азиат-
ского способа производства в Ассирии, Вавилоне, Индии, Ки-
тае, в странах Ближнего Востока, Средиземноморья, Азии, Аф-
рики, Южной Америки.
Диктаторскому режимусвойственны те же черты, что и дес-
потическому: неограниченная власть, произвол, насилие, жес-
токость, беззаконие, всеобщий страх. В Древнем Риме (V— вв.
до н. э.) диктатором называлось должностное лицо, которое из-
биралось членами сената на 6 месяцев и наделялось на этот срок
всей полнотой власти. Как правило, диктатор избирался для
решения определенной чрезвычайной задачи: защиты государ-
ства от внешних врагов и т. п. Данная традиция выборности была
нарушена, в частности, Юлием Цезарем, который установил
личную диктатуру.
Исторической разновидностью диктаторского государствен-
ного режима являлся абсолютизм (V—VIIIвв.). Онхарактеризо-
вался концентрацией всех видов власти в руках монарха. После
буржуазных революций XVII—VIIIвв. абсолютные монархии ста-
ли преобразовываться в конституционные. Традиционный аб-
солютизм сохраняется и сейчас в целом ряде стран: Марокко,
Иордания, Саудовская Аравия.
Тиранический режимоснован __________на единоличном правлении,
однако в отличие от деспотии и диктатуры, власть тирана уста-
навливается путем незаконного захвата власти, сопровождаю-
щегося смещением законной власти с помощью государствен-
ного переворота. Для тирании также характерны произвол и тер-
рор, отсутствие нравственных и правовых начал в управлении,
бездействие законов. Однако в истории были случаи, когда ти-
ран, опираясь на поддержку народных масс, проводил реформы
в интересах бедных, улучшал социально-экономические усло-
вия их жизни. Этот способ правления был распространен в Древ-
ней Греции в VII-VII вв. до н. э.
Демократические режимысуществовали в античности и сред-
невековье в городах-полисах и городах-коммунах. Они не полу-
чили широкого распространения, что было обусловлено низ-
ким уровнем культуры населения, безразличием к нуждам об-
щества.
18. Механизм государства: понятие и структура
Механизм государства —система разнообразных постоянно
действующих органов, организаций и учреждений, находящих-
ся во взаимосвязи друг с другом и осуществляющих государствен-
ную власть и управление делами общества.
Благодаря данному механизму государство обеспечивает за-
конность и правопорядок, гарантирует права и свободы граж-
дан, согласовывает несовпадающие интересы, другими слова-
ми, выполняет внешние и внутренние функции, осуществляет
свои цели и задачи. Вне и без государственного механизма нет и
не может быть государства.
Механизм государства обладает следующими характерны-
ми чертами, которые позволяют отличить его от негосударствен-
ных структур политической системы общества и отдельно взя-
тых государственных органов.
Во-первых, механизм государства —это целостная система
государственных органов, основанная на единстве принципов
его организации (например, принцип разделения властей, за-
конности и др.) и деятельности, общности целей и задач.
Во-вторых, этот механизм характеризуется сложной струк-
турой, элементы которой наделены определенными полномо-
чиями, связаны друг с другом иерархической соподчиненнос-
тью, когда нижестоящие органы подчинены вышестоящим.
В-третьих, он состоит из особого слоя людей, выделенного
из общества и занимающегося профессионально управлением.
В-четвертых, государственный механизм располагает необ-
ходимыми средствами: материальными, информационными,
организационными, принудительными и др.
Центральное место в механизме государства занимает госу-
дарственный аппарат. Важнейшими и неотъемлемыми его час-
тями выступают государственные органы, которые заполняют
собой все содержание и формируют всю его структуру.
Структура государственного аппарата представлена тремя
основными блоками органов:
1) органы законодательной власти;
2) органы исполнительной власти;
3) судебные и правоохранительные органы для обеспече-
ния государственно-властных велений.
В-пятых, структура государственного механизма, принци-
пы взаимодействия между его элементами определяются содер-
жанием тех функций, которые они выполняют. В свою очередь,
функции государства получают реальное воплощение при по-
мощи механизма государства.
Государственный механизм состоит из государственного
аппарата, государственных учреждений и государственных пред-
приятий. Каждый элемент наделен необходимой самостоятель-
ностью.
Государственный аппаратпредставляет собой систему взаи-
мосвязанных органов, которые наделены властными полномо-
чиями, и занятых в них государственных служащих, осуществ-
ляющих государственную власть.
Государственные учреждения—это государственные инсти-
тут и организации, которые выполняют те или иные функции
государства, но не наделены властными полномочиями. Это
образовательные и научно-исследовательские учреждения, би-
билиотеки, больницы, телеграфы, почты, учреждения транспор-
та и связи. Государственные учреждения выступают важнейшей
формой осуществления экономической, социально-культурной
деятельности государства.
Государственные предприятияпредставляют собой организа-
ции, лишенные также властных полномочий и созданные для
осуществления хозяйственной и иной деятельности, направлен-
ной на производство предметов первой необходимости, выпол-
нения различных работ и оказания услуг населению для удов-
летворения их потребностей, извлечения прибыли.
19. Органы государства: понятие, признаки,
виды
В научной литературе существует ряд отличающих друг от
друга определений понятия ≪государственный орган≫, которые
отражают различные взгляды и подходы к одному и тому же
явлению. Наиболее распространенным является следующее
определение. Государственный орган—это составная, относи-
тельно самостоятельная часть аппарата государства, обладаю-
щая установленной законом структурой, осуществляющая фун-
кции государства и наделенная для этого властными полномо-
чиями.
Орган государства обладает определенными специфически-
ми признаками, которые позволяют глубже понять механизм
государства в целом.
1. Орган государства формируется по воле государства и дей-
ствует по его поручению.
2. Орган государства образуется в порядке, установленном
законом.
3. Орган государства обладает властными полномочиями,
т. е. возможностью и способностью осуществлять госу-
дарственную власть, принимать значимые для общества
решения и обеспечивать их реализацию.
4. Виды и формы деятельности, осуществляемые государ-
. ственными органами, устанавливаются в законодатель-
ном порядке.
5. Каждый орган государства наделен собственной компе-
тенцией, т. е. кругом и объемом полномочий и обязан-
ностей, и сообразно своей компетенции выполняет свой-
ственные ему функции.
6. Органы государства обладают относительной экономи-
ческой и орагнизационной самостоятельностью и обо-
собленностью; в тоже время они тесно взаимодействуют
между собой.
7. Орган государства имеет определенную внутреннюю
структуру.
8. Он располагает необходимыми материальными и орга-
низационными средствами для осуществления своих
функций.
9. Государственный орган состоит из государственных слу-
жащих, находящихся в определенных правоотношениях
между собой и органом государства.
Государственные органы классифицируются по разным ос-
нованиям.
1. По порядку создания государственные органы делятся на:
а) избираемые на свободных выборах населением (парла-
мент, президент);
б) назначаемые каким-то другим органом или должност-
ным лицом (правительство);
в) создаваемые в порядке престолонаследия (монарх).
2. По характеру компетенции выделяют органы:
а) общей компетенции, решающие широкий круг вопро-
сов (парламент, правительство);
б) специальной компетенции, специализирующиеся на де-
ятельности в одной сфере общественной жизни, выпол-
нении одной функции (министерство культуры, мини-
стерство образования).
3. По объему властных полномочий органы государства под-
разделяются на:
а) высшие, полномочия которых распространяются на всю
территорию данного государства (правительство, парла-
мент);
б) высшие органы субъектов федерации (этот вид органов
имеется в федеративных государствах, состоящих из от-
дельных самостоятельных субъектов);
в) местные органы (этот вид органов не во всех странах вхо-
дит в систему государственной власти. Так, в РФ и Вели-
кобритании они являются органами местного самоуправ-
ления).
4. По территориальной юрисдикции выделяют государствен-
ные органы:
а) федеральные (например, Правительство РФ);
б) субъектов федерации (например, правительство Ростов-
ской области);
в) местные (например, налоговая инспекция города, района).
5. По способу принятия решений государственные органы
делятся на:
а) коллегиальные (коллективные), принимающие решения
большинством голосов посредством голосования (парла-
мент, высшие суды);
б) единоначальные, где решение принимается единолично
руководителем (президент, министерства).
6. По длительности действия различают:
а) постоянные органы, образование которых предусмотре-
но конституциями государств, и функционирующие на
постоянной основе (парламенты, правительство, верхов-
ные суды);
б) временные органы, формирование которых обусловлено
чрезвычайными обстоятельствами, например военным
положением.
7. По характеру выполняемых задач выделяют:
а) законодательные органы (парламент);
б) исполнительно-распорядительные (правительство, ми-
нистерства, ведомства);
в) судебные;
г) контрольные органы (прокуратура, таможенные органы).
20. Политическая партия и партийная система
Особое место в системе общественных объединений, как и
вообще в политической системе любого демократического госу-
дарства, занимают политические партии.
Политическая партия —это общественное объединение, со-
зданное в целях участия граждан государства в политической
жизни общества посредством формирования и выражения их
политической воли, участия в общественных и политических
акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представле-
ния интересов граждан в органах государственной власти и орга-
нах местного самоуправления1.
Согласно действующему российскому законодательству, поли-
тическая партия должна отвечать определенным требованиям:
—иметь региональные отделения более чем в половине
субъектов Федерации;
—в ней должно состоять не менее десяти тысяч членов, при
этом более чем в половине субъектов РФ политическая
партия должна иметь региональные отделения численно-
стью не менее ста членов . В остальных региональных от-
делениях численность каждого из них не может состав-
лять менее пятидесяти членов;
—руководящие и иные органы политической партии, ее
региональные отделения и иные структурные подразде-
ления должны находиться на территории Российской
Федерации.
Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе
и программе.
Основными целями политической партии являются:
—формирование общественного мнения;
—политическое образование и воспитание граждан;
—выражение мнений граждан по любым вопросам обще-
ственной жизни, доведение этих мнений до сведения
широкой общественности и органов государственной
власти;
1 ФЗ ≪О политических партиях≫ № 95-ФЗ от 11 июля 2002 г. Коммен-
тарий к Федеральному закону. М., 2002.
—выдвижение кандидатов на выборах в законодательные
(представительные) органы государственной власти, уча-
стие в выборах.
Политические партии становятся посредниками между об-
ществом и государством и претендуют на участие в осуществле-
нии государственной власти. Партии выражают интересы опре-
деленной части общества, а государство как представитель все-
общих интересов должно активно содействовать тому, чтобы
деятельность партий не наносила ущерба интересам отдельной
личности и общества в целом.
Политические партии в политической системе образуют
партийную систему. Известны различные разновидности
партийных систем, которые обусловлены наличием нацио-
нальных, исторических, религиозных и других особенностей
различных государств. Различают многопартийные, двупартий-
ные и однопартийные (основанные на монополии одной пра-
вящей партии) системы.
Многопартийные системы наиболее типичны для парла-
ментской формы правления. Социальной основой многопар-
тийности является само общество, состоящее из различных со-
циальных групп, имеющих различные интересы. Различают
многопартийные системы с монопольно господствующей парти-
ей (когда абсолютное парламентское большинство принадле-
жит одной партии) и многопартийные системы без монополь-
но господствующей партии (когда ни одна партия не обладает
абсолютным парламентским большинством).
Двупартийная система представляет собой систему с двумя
крупными политическими партиями, каждая из которых имеет
возможность победить на выборах и сформировать свое прави-
тельство. Одна из партий выступает в роли правящей, другая — оппозиционной. При двупартийной системе возможно суще-
ствование и иных партий, однако они не имеют реальных шан-
сов встать у руля государства.
Многопартийные системы характерны для демократических
государственно-политических режимов.
Однопартийные политические системы свойственны авто-
ритарным политическим режимам. В них господствующую или
руководящую роль играет одна партия, которая выполняет иде-
ологические, а часто и государственные функции, являясь со-
ставной частью государства. Например, Советский Союз, где
руководящей партией являлась КПСС, а также это Куба, КНР.
21. Политическая система общества: политика
и структура
Система —определенный порядок в расположении и связи
частей чего-нибудь, в действии.
Политика—деятельность государственной власти, партии
или общественной группы в области внутригосударственных или
внешних отношений, которая направлена на защиту своих клас-
совых интересов, на осуществление задач данного государства,
партии, общественной группы.
Политическая система—это организационное выражение
всей совокупности государственных и негосударственных обще-
ственных организаций, участвующих в политической жизни
страны.
В политическую систему общества входят не все и не всякие
общественные объединения, а только те, которые юридически
признаны, т. е. легитимированы, получили официальный пра-
вовой статус, например, политические партии, общественные
объединения, которые зарегистрированы в порядке, установ-
ленном законом.
Все составные части политической системы общества нахо-
дятся в тесном единстве, но каждая из частей имеет собствен-
ную структуру, свои принципы организации и деятельности.
Государственная власть является главной объединяющей,
организующей и принуждающей силой в обществе. Кроме госу-
дарства к элементам политической системы относят партии,
профсоюзы, молодежные организации, политические движения
и другие социальные институты. В той или иной мере они уча-
ствуют в политической жизни страны и таким образом вместе с
государством составляют политическую систему общества.
Возможна классификация политических систем по различ-
ным основаниям. Так, например, в зависимости от политичес-
кого режима различаются тоталитарные и демократические по-
литические системы; территориальные и географические ос-
нования позволяют говорить о европейских, азиатских,
североамериканских и других региональных политических сис-
темах. Религиозные, национальные, языковые, общие и особен-
ные черты предопределяют характеристики индуистских, му-
сульманских политических систем; с позиции типа государтсва
различают политические системы рабовладельческого, феодаль-
ного, буржуазного и социалистического общества.
Выделяют три основные модели политических систем:
1) командная система, при которой осуществляется коман-
дный стиль управления обществом, администрирование,
принуждение;
2) соревновательная, когда существует политическое про-
тивостояние, противоборство различных сил, их состя-
зательность в политическом процессе;
3) социоприменительная, которая характеризуется поис-
ками компромисса и консенсуса.
22. Место и роль государства в политической
системе общества
Государство занимает главное место в политической систе-
ме общества, это обусловлено рядом обстоятельств:
—государство —это единственная полновластная органи-
зация в масштабе всей страны, которая охватывает все
население, проживающее на его территории;
—государство —официальное лицо (представитель) внут-
ри страны и на международной арене;
—определяет основные направления развития общества,
располагает особым аппаратом, влияние которого обес-
печивается принудительной силой, наделено особыми
юридическими средствами воздействия на обществен-
ные отношения, которыми не располагает никто другой;
—государство обладает суверенитетом, верховенством по
отношению кдругим властям внутри страны.
Государство —главное звено в политической системе:
—центральный аппарат государственной власти (глава го-
сударства, правительство, парламент, Верховный суд),
образует высший уровень политической системы, здесь
принимаются нормативные акты, которые определяют
правовое положение и механизм действия всех элемен-
тов политической системы;
—аппарат управления и другие органы власти на местах
образуют средний уровень политической системы, кото-
рый является связующим звеном между высшим уров-
нем политической системы и обществом;
—нижний уровень политической системы —это массовый
уровень, который составляют политические группиров-
ки, народные движения, массовые политические и непо-
литические организации, пользующиеся политическим
влиянием.
Государство как политическая организация имеет открытые
и теневые структуры, которые призваны решать политические
задачи гласными и негласными методами.
Теневые структуры в решения государственных задач исполь-
зуют негласные методы деятельности. Иногда официальные го-
сударственные учреждения осуществляют негласные функции.
Необходимость теневых элементов и функций на внешнем и
среднем уровнях обусловлены наличием противостоящих и про-
тивоборствующих элементов в политическом обществе.
Политическое общество в целом играет роль арбитра, так
как стремится контролировать деятельность государственного
аппарата. Наибольшее влияние на государственную политику
оказывают партии____________—политический инстумент овладения госу-
дарственной властью и осуществления политики в интересах
определенных групп населения. Профсоюзы—это организация,
защищающая профессиональные интересы трудящихся по от-
ношению к государству. В условиях демократического режима
профсоюзы выдвигают экономические требования. Взаимоот-
ношения государства с профсоюзами строятся при отсутствии
государственного руководства. Профсоюзы имеют свои функ-
ции, обеспечивающие защиту интересов трудящихся.
Определенную роль в политической системе играет церковь,
как социальный институт, занимающийся духовной деятельно-
стью. Церковь неполитическая организация, которую консти-
туция исключает из политической системы (ст. 14 Конститу-
ции РФ 1993 г.), но она прямо и косвенно пользуется своим
духовным влиянием на политическую жизнь и таким образом
фактически является элементом политического общества.
Таким образом, государство и по вертикали и по горизонта-
ли тесно взаимодействует со всеми элементами политической
системы общества.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ПРАВА
23. Понятие и сущность права
Право, как и другие социальные нормы, представляет собой
совокупность, систему правил поведения. Приоритет права над
другими социальными нормами объясняется прежде всего тем,
что оно устанавливается государством, его органами, призван-
ными осуществлять управление делами общества.
Право представляет собой систему правил, установленных
государством либо принятых в установленном им порядке насе-
лением или государственными органами и государственными
органами и организациями. В этом принципиальное отличие
права от всех остальных социальных норм. Соответственно госу-
дарство выступает единственным социальным образованием, пра-
вомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.
Право представляет собой упорядоченную, логически строй-
ную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых ак-
тах и иных письменных источниках.
Одним из основных условий эффективного действия норм
права является их согласованность друг с другом. Все действую-
щие нормы права призваны обеспечивать полное и последова-
тельное регулирование общественных отношений.
Все нормы права имеют официальный характер. Они содер-
жатся в письменных документах —нормативно-правовых актах и
иных источниках. Устные распоряжения и предписания право-
творческих органов или должностных лиц не являются правом.
Правовые нормы предполагают не только их обязательное
закрепление в письменных источниках, но и опубликование для
широкого круга лиц.
Формальная определенность норм права является их необ-
ходимым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается
другое свойство права — его общеобязательность.
Общеобязательность права означает, что все лица, которых
касаются нормы права, обязаны их неукоснительно исполнять.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ органы государствен-
ной власти, органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти-
туцию РФ и законы.
Общеобязательность права распространяется и на государ-
ство. Один из основных принципов правового государства тре-
бует осуществления его деятельности в строгом соответствии с
конституцией страны.
Нормативность в указанном значении представляет собой
действие права как регулирующей системы, состоящей из нор-
мативных принципов и предписаний, правил поведения обще-
го характера, распространяющихся на всех и каждого, на любой
круг лиц в данном государстве, а также способность права в со-
ответствии с предписаниями закона охватить по фиксирован-
ным признакам любой круг явлений и процессов.
Наряду с нормативностью не менее важным свойством пра-
ва, выражающим его принципиальные особенности, качества,
являются определенность содержания и государственная обес-
печенность.
Определенность содержания, т. е. одно из существенных
проявлений определенности права в целом, представляет собой
способность права (главным образом при помощи письменных
нормативных документов —законов, иных источников права)
предельно точно фиксировать в формализованном виде необхо-
димые стороны и грани, детали и подробности внешнего пове-
дения лиц, их поступков, в том числе —самым точным образом
определить границы внешней свободы, а также последствия на-
рушения этих границ.
Государственная обеспеченность —прочность, надежность,
высокая гарантированность действия права, возможность сде-
лать реальным (преимущественно посредством государственной
власти, ее принудительной силы) вводимый порядок прав и обя-
занностей, ≪перевести≫ его в реальные жизненные отношения,
что позволяет обществу или личности при помощи юридичес-
ких механизмов ≪настоять на своем≫, добиться результата, обо-
значенного правом.
24. Понятие права в субъективном
и объективном смысле
Право в объективном смысле —это обеспеченная законом
мера возможного поведения граждан или организаций, направ-
ленная на достижение целей, связанных с удовлетворением их
интересов. Субъективные права связаны с возможностями или
свободой поведения, принадлежащим лицам, субъектам, как бы
≪прикрепленным≫ к субъектам; отсюда и название —права
субъективные. Субъективные юридические права (а также обя-
занности, ответственность) возникают и действуют на основе
законов общеобязательных норм.
Предпосылкой субъективного права является правоспособ-
ность, т. е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъек-
тивное право как элемент конкретного правоотношения возни-
кает на основании юридического факта.
Субъективное право включает как возможность самостоятель-
но совершать определенные действия (поведения), так и воз-
можность требовать определенного поведения от другого лица,
поскольку такое поведение обусловливает осуществление
субъективного права.
Юридическая область жизни общества харатеризуется тем,
что в ней наряду с категорией субъективного права существует
объективное право, т. е. особое социальное образование, осо-
бый институт общества в целом, находящийся в одном ряду (и в
тесном взаимодействии) с такими институтами общества, как
государство, демократия, мораль.
Объективное право не ≪прикреплено≫ к какому-либо субъек-
ту, а существует как объективный факт —действующее наличное
образование всего общества. Его называют также позитивным
правом. В отличие от морали, обычаев и особенно требований
естественного права объективное право является ≪позитивным≫,
потому что определенные нормы поведения специально созда-
ются (или признаются) людьми и властно утверждаются в об-
щественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого
императивного критерия для обязательного поведения.
Одна из основных особенностей объективного (позитивно-
го) права как основы юридических прав и обязанностей заклю-
чается в том, что оно представляет собой нормативное образо-
вание, т. е. состоит из юридических норм, из которых образует-
ся право конкретной страны.
Юридическая норма —это общеобязательное правило пове-
дения, выраженное в законах, иных признаваемых государством
источниках и выступающее в качестве основания и критерия
правомерно дозволенного с юридической стороны (а также юри-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|