Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 3 глава





граниченная власть концентрировалась в руках одного лица (дес-

пота), которому принадлежала светская и церковная власть. Этот

государственный режим опирался на огромный бюрократичес-

кий аппарат и характеризовался крайним произволом в управ-

лении, полным бесправием подданных, отсутствием правовых

и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве

доминировала карательная налоговая политика по отношению

к народу, жестоко подавлялась любая самостоятельность, тем

более недовольство со стороны подвластных. Психологической

основой деспотического государственного режима был страх.

Подобный режим встречался в древнейших государствах азиат-

ского способа производства в Ассирии, Вавилоне, Индии, Ки-

тае, в странах Ближнего Востока, Средиземноморья, Азии, Аф-

рики, Южной Америки.

Диктаторскому режимусвойственны те же черты, что и дес-

потическому: неограниченная власть, произвол, насилие, жес-

токость, беззаконие, всеобщий страх. В Древнем Риме (V— вв.

до н. э.) диктатором называлось должностное лицо, которое из-

биралось членами сената на 6 месяцев и наделялось на этот срок



всей полнотой власти. Как правило, диктатор избирался для

решения определенной чрезвычайной задачи: защиты государ-

ства от внешних врагов и т. п. Данная традиция выборности была

нарушена, в частности, Юлием Цезарем, который установил

личную диктатуру.

Исторической разновидностью диктаторского государствен-

ного режима являлся абсолютизм (V—VIIIвв.). Онхарактеризо-

вался концентрацией всех видов власти в руках монарха. После

буржуазных революций XVII—VIIIвв. абсолютные монархии ста-

ли преобразовываться в конституционные. Традиционный аб-

солютизм сохраняется и сейчас в целом ряде стран: Марокко,

Иордания, Саудовская Аравия.

Тиранический режимоснован __________на единоличном правлении,

однако в отличие от деспотии и диктатуры, власть тирана уста-

навливается путем незаконного захвата власти, сопровождаю-

щегося смещением законной власти с помощью государствен-

ного переворота. Для тирании также характерны произвол и тер-

рор, отсутствие нравственных и правовых начал в управлении,

бездействие законов. Однако в истории были случаи, когда ти-



ран, опираясь на поддержку народных масс, проводил реформы

в интересах бедных, улучшал социально-экономические усло-

вия их жизни. Этот способ правления был распространен в Древ-

ней Греции в VII-VII вв. до н. э.

Демократические режимысуществовали в античности и сред-

невековье в городах-полисах и городах-коммунах. Они не полу-

чили широкого распространения, что было обусловлено низ-

ким уровнем культуры населения, безразличием к нуждам об-

щества.

18. Механизм государства: понятие и структура

Механизм государства —система разнообразных постоянно

действующих органов, организаций и учреждений, находящих-

ся во взаимосвязи друг с другом и осуществляющих государствен-

ную власть и управление делами общества.

Благодаря данному механизму государство обеспечивает за-

конность и правопорядок, гарантирует права и свободы граж-

дан, согласовывает несовпадающие интересы, другими слова-

ми, выполняет внешние и внутренние функции, осуществляет

свои цели и задачи. Вне и без государственного механизма нет и

не может быть государства.

Механизм государства обладает следующими характерны-

ми чертами, которые позволяют отличить его от негосударствен-

ных структур политической системы общества и отдельно взя-

тых государственных органов.

Во-первых, механизм государства —это целостная система

государственных органов, основанная на единстве принципов

его организации (например, принцип разделения властей, за-

конности и др.) и деятельности, общности целей и задач.

Во-вторых, этот механизм характеризуется сложной струк-



турой, элементы которой наделены определенными полномо-

чиями, связаны друг с другом иерархической соподчиненнос-

тью, когда нижестоящие органы подчинены вышестоящим.

В-третьих, он состоит из особого слоя людей, выделенного

из общества и занимающегося профессионально управлением.

В-четвертых, государственный механизм располагает необ-

ходимыми средствами: материальными, информационными,

организационными, принудительными и др.

Центральное место в механизме государства занимает госу-

дарственный аппарат. Важнейшими и неотъемлемыми его час-

тями выступают государственные органы, которые заполняют

собой все содержание и формируют всю его структуру.

Структура государственного аппарата представлена тремя

основными блоками органов:

1) органы законодательной власти;

2) органы исполнительной власти;

3) судебные и правоохранительные органы для обеспече-

ния государственно-властных велений.

В-пятых, структура государственного механизма, принци-

пы взаимодействия между его элементами определяются содер-

жанием тех функций, которые они выполняют. В свою очередь,

функции государства получают реальное воплощение при по-

мощи механизма государства.

Государственный механизм состоит из государственного

аппарата, государственных учреждений и государственных пред-

приятий. Каждый элемент наделен необходимой самостоятель-

ностью.

Государственный аппаратпредставляет собой систему взаи-

мосвязанных органов, которые наделены властными полномо-

чиями, и занятых в них государственных служащих, осуществ-

ляющих государственную власть.

Государственные учреждения—это государственные инсти-

тут и организации, которые выполняют те или иные функции

государства, но не наделены властными полномочиями. Это

образовательные и научно-исследовательские учреждения, би-

билиотеки, больницы, телеграфы, почты, учреждения транспор-

та и связи. Государственные учреждения выступают важнейшей

формой осуществления экономической, социально-культурной

деятельности государства.

Государственные предприятияпредставляют собой организа-

ции, лишенные также властных полномочий и созданные для

осуществления хозяйственной и иной деятельности, направлен-

ной на производство предметов первой необходимости, выпол-

нения различных работ и оказания услуг населению для удов-

летворения их потребностей, извлечения прибыли.

19. Органы государства: понятие, признаки,

виды

В научной литературе существует ряд отличающих друг от

друга определений понятия ≪государственный орган≫, которые

отражают различные взгляды и подходы к одному и тому же

явлению. Наиболее распространенным является следующее

определение. Государственный орган—это составная, относи-

тельно самостоятельная часть аппарата государства, обладаю-

щая установленной законом структурой, осуществляющая фун-

кции государства и наделенная для этого властными полномо-

чиями.

Орган государства обладает определенными специфически-

ми признаками, которые позволяют глубже понять механизм

государства в целом.

1. Орган государства формируется по воле государства и дей-

ствует по его поручению.

2. Орган государства образуется в порядке, установленном

законом.

3. Орган государства обладает властными полномочиями,

т. е. возможностью и способностью осуществлять госу-

дарственную власть, принимать значимые для общества

решения и обеспечивать их реализацию.

4. Виды и формы деятельности, осуществляемые государ-

. ственными органами, устанавливаются в законодатель-

ном порядке.

5. Каждый орган государства наделен собственной компе-

тенцией, т. е. кругом и объемом полномочий и обязан-

ностей, и сообразно своей компетенции выполняет свой-

ственные ему функции.

6. Органы государства обладают относительной экономи-

ческой и орагнизационной самостоятельностью и обо-

собленностью; в тоже время они тесно взаимодействуют

между собой.

7. Орган государства имеет определенную внутреннюю

структуру.

8. Он располагает необходимыми материальными и орга-

низационными средствами для осуществления своих

функций.

9. Государственный орган состоит из государственных слу-

жащих, находящихся в определенных правоотношениях

между собой и органом государства.

Государственные органы классифицируются по разным ос-

нованиям.

1. По порядку создания государственные органы делятся на:

а) избираемые на свободных выборах населением (парла-

мент, президент);

б) назначаемые каким-то другим органом или должност-

ным лицом (правительство);

в) создаваемые в порядке престолонаследия (монарх).

2. По характеру компетенции выделяют органы:

а) общей компетенции, решающие широкий круг вопро-

сов (парламент, правительство);

б) специальной компетенции, специализирующиеся на де-

ятельности в одной сфере общественной жизни, выпол-

нении одной функции (министерство культуры, мини-

стерство образования).

3. По объему властных полномочий органы государства под-

разделяются на:

а) высшие, полномочия которых распространяются на всю

территорию данного государства (правительство, парла-

мент);

б) высшие органы субъектов федерации (этот вид органов

имеется в федеративных государствах, состоящих из от-

дельных самостоятельных субъектов);

в) местные органы (этот вид органов не во всех странах вхо-

дит в систему государственной власти. Так, в РФ и Вели-

кобритании они являются органами местного самоуправ-

ления).

4. По территориальной юрисдикции выделяют государствен-

ные органы:

а) федеральные (например, Правительство РФ);

б) субъектов федерации (например, правительство Ростов-

ской области);

в) местные (например, налоговая инспекция города, района).

5. По способу принятия решений государственные органы

делятся на:

а) коллегиальные (коллективные), принимающие решения

большинством голосов посредством голосования (парла-

мент, высшие суды);

б) единоначальные, где решение принимается единолично

руководителем (президент, министерства).

6. По длительности действия различают:

а) постоянные органы, образование которых предусмотре-

но конституциями государств, и функционирующие на

постоянной основе (парламенты, правительство, верхов-

ные суды);

б) временные органы, формирование которых обусловлено

чрезвычайными обстоятельствами, например военным

положением.

7. По характеру выполняемых задач выделяют:

а) законодательные органы (парламент);

б) исполнительно-распорядительные (правительство, ми-

нистерства, ведомства);

в) судебные;

г) контрольные органы (прокуратура, таможенные органы).

20. Политическая партия и партийная система

Особое место в системе общественных объединений, как и

вообще в политической системе любого демократического госу-

дарства, занимают политические партии.

Политическая партия —это общественное объединение, со-

зданное в целях участия граждан государства в политической

жизни общества посредством формирования и выражения их

политической воли, участия в общественных и политических

акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представле-

ния интересов граждан в органах государственной власти и орга-

нах местного самоуправления1.

Согласно действующему российскому законодательству, поли-

тическая партия должна отвечать определенным требованиям:

—иметь региональные отделения более чем в половине

субъектов Федерации;

—в ней должно состоять не менее десяти тысяч членов, при

этом более чем в половине субъектов РФ политическая

партия должна иметь региональные отделения численно-

стью не менее ста членов . В остальных региональных от-

делениях численность каждого из них не может состав-

лять менее пятидесяти членов;

—руководящие и иные органы политической партии, ее

региональные отделения и иные структурные подразде-

ления должны находиться на территории Российской

Федерации.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе

и программе.

Основными целями политической партии являются:

—формирование общественного мнения;

—политическое образование и воспитание граждан;

—выражение мнений граждан по любым вопросам обще-

ственной жизни, доведение этих мнений до сведения

широкой общественности и органов государственной

власти;

1 ФЗ ≪О политических партиях≫ № 95-ФЗ от 11 июля 2002 г. Коммен-

тарий к Федеральному закону. М., 2002.

—выдвижение кандидатов на выборах в законодательные

(представительные) органы государственной власти, уча-

стие в выборах.

Политические партии становятся посредниками между об-

ществом и государством и претендуют на участие в осуществле-

нии государственной власти. Партии выражают интересы опре-

деленной части общества, а государство как представитель все-

общих интересов должно активно содействовать тому, чтобы

деятельность партий не наносила ущерба интересам отдельной

личности и общества в целом.

Политические партии в политической системе образуют

партийную систему. Известны различные разновидности

партийных систем, которые обусловлены наличием нацио-

нальных, исторических, религиозных и других особенностей

различных государств. Различают многопартийные, двупартий-

ные и однопартийные (основанные на монополии одной пра-

вящей партии) системы.

Многопартийные системы наиболее типичны для парла-

ментской формы правления. Социальной основой многопар-

тийности является само общество, состоящее из различных со-

циальных групп, имеющих различные интересы. Различают

многопартийные системы с монопольно господствующей парти-

ей (когда абсолютное парламентское большинство принадле-

жит одной партии) и многопартийные системы без монополь-

но господствующей партии (когда ни одна партия не обладает

абсолютным парламентским большинством).

Двупартийная система представляет собой систему с двумя

крупными политическими партиями, каждая из которых имеет

возможность победить на выборах и сформировать свое прави-

тельство. Одна из партий выступает в роли правящей, другая — оппозиционной. При двупартийной системе возможно суще-

ствование и иных партий, однако они не имеют реальных шан-

сов встать у руля государства.

Многопартийные системы характерны для демократических

государственно-политических режимов.

Однопартийные политические системы свойственны авто-

ритарным политическим режимам. В них господствующую или

руководящую роль играет одна партия, которая выполняет иде-

ологические, а часто и государственные функции, являясь со-

ставной частью государства. Например, Советский Союз, где

руководящей партией являлась КПСС, а также это Куба, КНР.

21. Политическая система общества: политика

и структура

Система —определенный порядок в расположении и связи

частей чего-нибудь, в действии.

Политика—деятельность государственной власти, партии

или общественной группы в области внутригосударственных или

внешних отношений, которая направлена на защиту своих клас-

совых интересов, на осуществление задач данного государства,

партии, общественной группы.

Политическая система—это организационное выражение

всей совокупности государственных и негосударственных обще-

ственных организаций, участвующих в политической жизни

страны.

В политическую систему общества входят не все и не всякие

общественные объединения, а только те, которые юридически

признаны, т. е. легитимированы, получили официальный пра-

вовой статус, например, политические партии, общественные

объединения, которые зарегистрированы в порядке, установ-

ленном законом.

Все составные части политической системы общества нахо-

дятся в тесном единстве, но каждая из частей имеет собствен-

ную структуру, свои принципы организации и деятельности.

Государственная власть является главной объединяющей,

организующей и принуждающей силой в обществе. Кроме госу-

дарства к элементам политической системы относят партии,

профсоюзы, молодежные организации, политические движения

и другие социальные институты. В той или иной мере они уча-

ствуют в политической жизни страны и таким образом вместе с

государством составляют политическую систему общества.

Возможна классификация политических систем по различ-

ным основаниям. Так, например, в зависимости от политичес-

кого режима различаются тоталитарные и демократические по-

литические системы; территориальные и географические ос-

нования позволяют говорить о европейских, азиатских,

североамериканских и других региональных политических сис-

темах. Религиозные, национальные, языковые, общие и особен-

ные черты предопределяют характеристики индуистских, му-

сульманских политических систем; с позиции типа государтсва

различают политические системы рабовладельческого, феодаль-

ного, буржуазного и социалистического общества.

Выделяют три основные модели политических систем:

1) командная система, при которой осуществляется коман-

дный стиль управления обществом, администрирование,

принуждение;

2) соревновательная, когда существует политическое про-

тивостояние, противоборство различных сил, их состя-

зательность в политическом процессе;

3) социоприменительная, которая характеризуется поис-

ками компромисса и консенсуса.

22. Место и роль государства в политической

системе общества

Государство занимает главное место в политической систе-

ме общества, это обусловлено рядом обстоятельств:

—государство —это единственная полновластная органи-

зация в масштабе всей страны, которая охватывает все

население, проживающее на его территории;

—государство —официальное лицо (представитель) внут-

ри страны и на международной арене;

—определяет основные направления развития общества,

располагает особым аппаратом, влияние которого обес-

печивается принудительной силой, наделено особыми

юридическими средствами воздействия на обществен-

ные отношения, которыми не располагает никто другой;

—государство обладает суверенитетом, верховенством по

отношению кдругим властям внутри страны.

Государство —главное звено в политической системе:

—центральный аппарат государственной власти (глава го-

сударства, правительство, парламент, Верховный суд),

образует высший уровень политической системы, здесь

принимаются нормативные акты, которые определяют

правовое положение и механизм действия всех элемен-

тов политической системы;

—аппарат управления и другие органы власти на местах

образуют средний уровень политической системы, кото-

рый является связующим звеном между высшим уров-

нем политической системы и обществом;

—нижний уровень политической системы —это массовый

уровень, который составляют политические группиров-

ки, народные движения, массовые политические и непо-

литические организации, пользующиеся политическим

влиянием.

Государство как политическая организация имеет открытые

и теневые структуры, которые призваны решать политические

задачи гласными и негласными методами.

Теневые структуры в решения государственных задач исполь-

зуют негласные методы деятельности. Иногда официальные го-

сударственные учреждения осуществляют негласные функции.

Необходимость теневых элементов и функций на внешнем и

среднем уровнях обусловлены наличием противостоящих и про-

тивоборствующих элементов в политическом обществе.

Политическое общество в целом играет роль арбитра, так

как стремится контролировать деятельность государственного

аппарата. Наибольшее влияние на государственную политику

оказывают партии____________—политический инстумент овладения госу-

дарственной властью и осуществления политики в интересах

определенных групп населения. Профсоюзы—это организация,

защищающая профессиональные интересы трудящихся по от-

ношению к государству. В условиях демократического режима

профсоюзы выдвигают экономические требования. Взаимоот-

ношения государства с профсоюзами строятся при отсутствии

государственного руководства. Профсоюзы имеют свои функ-

ции, обеспечивающие защиту интересов трудящихся.

Определенную роль в политической системе играет церковь,

как социальный институт, занимающийся духовной деятельно-

стью. Церковь неполитическая организация, которую консти-

туция исключает из политической системы (ст. 14 Конститу-

ции РФ 1993 г.), но она прямо и косвенно пользуется своим

духовным влиянием на политическую жизнь и таким образом

фактически является элементом политического общества.

Таким образом, государство и по вертикали и по горизонта-

ли тесно взаимодействует со всеми элементами политической

системы общества.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ПРАВА

23. Понятие и сущность права

Право, как и другие социальные нормы, представляет собой

совокупность, систему правил поведения. Приоритет права над

другими социальными нормами объясняется прежде всего тем,

что оно устанавливается государством, его органами, призван-

ными осуществлять управление делами общества.

Право представляет собой систему правил, установленных

государством либо принятых в установленном им порядке насе-

лением или государственными органами и государственными

органами и организациями. В этом принципиальное отличие

права от всех остальных социальных норм. Соответственно госу-

дарство выступает единственным социальным образованием, пра-

вомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.

Право представляет собой упорядоченную, логически строй-

ную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых ак-

тах и иных письменных источниках.

Одним из основных условий эффективного действия норм

права является их согласованность друг с другом. Все действую-

щие нормы права призваны обеспечивать полное и последова-

тельное регулирование общественных отношений.

Все нормы права имеют официальный характер. Они содер-

жатся в письменных документах —нормативно-правовых актах и

иных источниках. Устные распоряжения и предписания право-

творческих органов или должностных лиц не являются правом.

Правовые нормы предполагают не только их обязательное

закрепление в письменных источниках, но и опубликование для

широкого круга лиц.

Формальная определенность норм права является их необ-

ходимым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается

другое свойство права — его общеобязательность.

Общеобязательность права означает, что все лица, которых

касаются нормы права, обязаны их неукоснительно исполнять.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ органы государствен-

ной власти, органы местного самоуправления, должностные

лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти-

туцию РФ и законы.

Общеобязательность права распространяется и на государ-

ство. Один из основных принципов правового государства тре-

бует осуществления его деятельности в строгом соответствии с

конституцией страны.

Нормативность в указанном значении представляет собой

действие права как регулирующей системы, состоящей из нор-

мативных принципов и предписаний, правил поведения обще-

го характера, распространяющихся на всех и каждого, на любой

круг лиц в данном государстве, а также способность права в со-

ответствии с предписаниями закона охватить по фиксирован-

ным признакам любой круг явлений и процессов.

Наряду с нормативностью не менее важным свойством пра-

ва, выражающим его принципиальные особенности, качества,

являются определенность содержания и государственная обес-

печенность.

Определенность содержания, т. е. одно из существенных

проявлений определенности права в целом, представляет собой

способность права (главным образом при помощи письменных

нормативных документов —законов, иных источников права)

предельно точно фиксировать в формализованном виде необхо-

димые стороны и грани, детали и подробности внешнего пове-

дения лиц, их поступков, в том числе —самым точным образом

определить границы внешней свободы, а также последствия на-

рушения этих границ.

Государственная обеспеченность —прочность, надежность,

высокая гарантированность действия права, возможность сде-

лать реальным (преимущественно посредством государственной

власти, ее принудительной силы) вводимый порядок прав и обя-

занностей, ≪перевести≫ его в реальные жизненные отношения,

что позволяет обществу или личности при помощи юридичес-

ких механизмов ≪настоять на своем≫, добиться результата, обо-

значенного правом.

24. Понятие права в субъективном

и объективном смысле

Право в объективном смысле —это обеспеченная законом

мера возможного поведения граждан или организаций, направ-

ленная на достижение целей, связанных с удовлетворением их

интересов. Субъективные права связаны с возможностями или

свободой поведения, принадлежащим лицам, субъектам, как бы

≪прикрепленным≫ к субъектам; отсюда и название —права

субъективные. Субъективные юридические права (а также обя-

занности, ответственность) возникают и действуют на основе

законов общеобязательных норм.

Предпосылкой субъективного права является правоспособ-

ность, т. е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъек-

тивное право как элемент конкретного правоотношения возни-

кает на основании юридического факта.

Субъективное право включает как возможность самостоятель-

но совершать определенные действия (поведения), так и воз-

можность требовать определенного поведения от другого лица,

поскольку такое поведение обусловливает осуществление

субъективного права.

Юридическая область жизни общества харатеризуется тем,

что в ней наряду с категорией субъективного права существует

объективное право, т. е. особое социальное образование, осо-

бый институт общества в целом, находящийся в одном ряду (и в

тесном взаимодействии) с такими институтами общества, как

государство, демократия, мораль.

Объективное право не ≪прикреплено≫ к какому-либо субъек-

ту, а существует как объективный факт —действующее наличное

образование всего общества. Его называют также позитивным

правом. В отличие от морали, обычаев и особенно требований

естественного права объективное право является ≪позитивным≫,

потому что определенные нормы поведения специально созда-

ются (или признаются) людьми и властно утверждаются в об-

щественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого

императивного критерия для обязательного поведения.

Одна из основных особенностей объективного (позитивно-

го) права как основы юридических прав и обязанностей заклю-

чается в том, что оно представляет собой нормативное образо-

вание, т. е. состоит из юридических норм, из которых образует-

ся право конкретной страны.

Юридическая норма —это общеобязательное правило пове-

дения, выраженное в законах, иных признаваемых государством

источниках и выступающее в качестве основания и критерия

правомерно дозволенного с юридической стороны (а также юри-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.