Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 9 глава





прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

8. В зависимости от сферы действия выделяют общефеде-

ральные нормы, действующие на территории всей страны; реги-

ональные, действующие на территории субъектов РФ; локаль-

ные, действующие на территории конкретного учреждения, орга-

низации, предприятия.

9. По времени действия различают постоянные нормы, со-

держащиеся в законах, и временные, действующие определен-

ный срок в конкретном регионе в связи, например, со стихий-

ным бедствием и содержащиеся в указе Президента о введении

чрезвычайного положения.

10. В зависимости от юридической силы выделяют правовые

нормы законов и подзаконных актов.

11. В зависимости от субъектов правотворчества нормы пра-

ва подразделяются на нормы, принятые государственными орга-

нами и негосударственными институтами, например входе ре-

ферендума, или органами местного самоуправления.

ГЛАВА 7. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

54. Правовые отношения; понятие и признаки

Человеческое общество можно представить как совокуп-

ность общественных отношений: экономических, правовых,

политических, национальных, религиозных, моральных, куль-



турных и др.

Социальные отношения устанавливаются и регулируются в

ходе взаимодействия (или противодействия) сторон, т. е. лю-

дей, наделенных сознанием, волей и преследующих определен-

ные цели и интересы. Их взаимодействие упорядочивается раз-

личными нормами морали, религии, традиций, обычаев и, ко-

нечно же, права.

С помощью права государство регулирует общественные от-

ношения, стабилизирует, развивает, изменяет и прекращает их.

При этом регулируемые отношения не утрачивают своего фак-

тического содержания и остаются такими же, какими были до

опосредования их нормами права: или экономическими, или

политическими, или национальными. Они лишь изменяются,

приобретая новое качество, становясь более цивилизованными

и предсказуемыми. Другими словами, фактические обществен-

ные отношения облекаются в правовую форму. При этом участ-

ники общественных отношений с помощью права наделяются

правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями),

обязанностями (запретами, долженствованиями) и становятся



субъектами правовых отношений.

Таким образом, правовые отношения в самом общем смыс-

ле можно определить как общественные отношения, урегули-

рованные нормами права, участники которых имеют опреде-

ленные субъективные права и юридические обязанности, охра-

няемые и обеспечиваемые государством.

Надо иметь в виду, что существуют такие правовые отноше-

ния, которые по своему содержанию и форме не могут быть не

правовыми. К ним относятся конституционные, администра-

тивные, уголовные, процессуальные и др. Эти правоотношения

представляют собой самостоятельный вид и тип общественных

отношений.

Право выступает регулятором не всех общественных отно-

шений, а лишь тех, которые имеют существенное значение для

интересов государства, общества и личности. Это отношения

власти, управления, собственности, прав и обязанностей граж-

дан, трудовые, семейно-брачные отношения и т. п. А вот отно-

шения дружбы, любви, отношения, возникающие между педа-

гогом и учеником в образовательных, воспитательных, а также

творческих процессах, не нуждаются в правовой регламентации

со стороны государства. Здесь действуют иные регулятивные

механизмы: мораль, обычаи, традиции, ритуалы, обыкновения,

эстетические нормы и т. д.

Отсюда следует, что любое правовое отношение является

общественным, но не всякое общественное отношение высту-

пает как правоотношение.

Правовые отношения как вид общественных правовых от-

ношений обладают определенными признаками.

1. Правоотношения возникают, изменяются и прекраща-

ются на основе действующих норм права. Норма права



определяет, при каких условиях возникает правоотноше-

ние, кто может быть его участником, каков объем прав и

обязанностей каждого из них и т. д.

2. Правовые отношения возникают только в ходе действи-

тельного взаимодействия двух и более сторон. Одна из

сторон —управомоченная и имеет какое-либо право, дру-

гая —правообязанная и должна действовать так, чтобы

обеспечить реализацию этого права. Следовательно, их

интересы могут быть реализованы только через посред-

ство другого. Каждый из участников правоотношений

рассматривает себя как равного и самостоятельного в

смысле наличия у них юридического отношения прав и

обязанностей. Большинство правоотношений носит дву-

сторонний характер. Однако возможна ситуация, когда

каждый участник правоотношений является одновремен-

но и управомоченной и обязанной стороной (по догово-

ру купли-продажи покупатель имеет право получить

вещь, но обязан оплатить ее стоимость, а продавец, на-

оборот, вправе получить деньги, но обязан передать вещь

покупателю).

3. Правоотношения —это индивидуализированная связь

со строгой определенностью поведения субъектов, пер-

сонификацией их прав и обязанностей. Участники пра-

воотношения определены поименно, их действия ско-

ординированы. Однако индивидуализации может и не

быть, если между конкретными лицами возникают дос-

таточно простые правоотношения (например, договор

купли-продажи продуктов питания).

4. Правовые отношения имеют волевой, сознательный ха-

рактер. Это означает, что они, во-первых, возникают на

основе правовых норм, которые являются результатом со-

знательной деятельности людей, и в них выражена воля

государства. Во-вторых, участники общественных отно-

шений добровольно, сознательно вступают в правовые

отношения для того, чтобы добиться определенных ре-

зультатов (например, выполнить обязанности, отдать

свой голос за кандидата в депутаты, получить наследство,

приобрести определенные права и т. д.).

5. Правоотношения гарантируются и охраняются государ-

ством. Защита и охрана других общественных отноше-

ний осуществляется обществом или самим субъектом.

Участник же правоотношений имеет возможность обра-

титься в суд или другие компетентные органы за защи-

той своих прав и законных интересов. Государство уча-

ствует в правоотношениях и как гарант тех правомочий и

обязанностей, которыми наделены субъекты конкретных

правоотношений. В случае необходимости государство ис-

пользует принудительные меры государственно-властного

характера, пресекая незаконные правоотношения, приме-

няя юридические или другие санкции к участникам, на-

рушающим права контрагентов или недобросовестно вы-

полняющим свои обязанности.

6. Субъектами правоотношений могут быть не все лица, а

только обладающие определенными юридическими ка-

чествами (правоспособностью и дееспособностью);

7. Возникновению правоотношений обычно предшествует

юридический факт как реальное жизненное событие, с

возникновением которого у людей появляются опреде-

ленные юридические права или соответствующие обя-

занности.

55. Виды правоотношений

Многообразие __________конкретных правоотношений предполагает

необходимость их классификации по различным основаниям:

1) по отраслевой принадлежности, т. е. в зависимости от

предмета правового регулирования правоотношения под-

разделяются на конституционные, административные,

уголовно-правовые, финансовые, гражданские и т. д.;

2) в зависимости от функциональной роли правоотноше-

ния делятся на общерегулятивные, регулятивные и охра-

нительные. Первые возникают на основе норм конститу-

ционного права и принадлежат всем субъектам незави-

симо от их пола, возраста, национальности и пр. Это

право на труд, образование, на защиту чести и достоин-

ства и др. Основой регулятивных правоотношений явля-

ются нормы права или договор. Регулятивные правоот-

ношения предусматривают общие права и конкретные

субъективные юридические права и обязанности. Отно-

шения такого рода составляют фундамент правопоряд-

ка. Охранительные правоотношения связаны с государ-

ственным принуждением, реализацией юридической от-

ветственности и защитой субъективных прав. Они

складываются на основе охранительных юридических

норм;

3) в зависимости от характера правоотношений выделяют

материальные (трудовые, финансовые, гражданские и

т. д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, граж-

данско-процессуальные и др.);

4) по характеру юридической обязанности правоотношения

бывают активные и пассивные. Правоотношения актив-

ного типа складываются на основе обязывающих норм и

связаны с необходимостью совершить определенные дей-

ствия в пользу управомоченного (правоотношения зай-

ма, в налоговых правоотношениях —обязанность упла-

тить налог).

Основой пассивных правоотношений являются управомочи-

вающие и запрещающие нормы. Они характеризуются обязан-

/• ностью воздержаться от действий, запрещенных нормами права.

Управомоченное лицо совершает положительные действия, а обя-

занное воздерживается от нежелательного для контрагента пове-

дения, не препятствуя ему в реализации правомочий;

5) в зависимости от состава участников различают простые

правоотношения, возникающие между двумя субъекта-

ми (правоотношения купли-продажи, договор о едино-

личной услуге), и сложные, складывающиеся между не-

сколькими или даже неограниченным числом субъектов

(правоотношение отбывания уголовного наказания);

6) по целям воздействия правоотношения подразделяются

на статические, цель которых —закрепить сложившиеся

общественные отношения, и динамические, призванные

вызвать прогрессивные изменения в регулируемых обще-

ственных отношениях. Это деление достаточно условно;

7) в зависимости от продолжительности действия правоот-

ношения бывают кратковременными (правоотношения

мены) и долговременными (правоотношения граждан-

ства);

8) по степени конкретизации, определенности субъектов

выделяют абсолютные, относительные и общие правоот-

ношения. В абсолютных правоотношениях точно опре-

делена лишь одна сторона —носитель субъективного пра-

ва, например собственник вещи. Остальные —обязан-

ные лица, они всякий раз меняются и должны уважать

право управомоченной стороны и не чинить никаких

препятствий его реализации.

В относительных правоотношениях конкретно определены

все субъекты (например, должник и кредитор, продавец и поку-

патель, истец и ответчик).

Общие правоотношения выражают юридические связи бо-

лее высокого уровня между государством и гражданами, а также

последних между собой по поводу гарантирования и осуществ-

ления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь,

достоинство, безопасность и т. п.), а также обязанностей (со-

блюдать законы, правопорядок). Эти правоотношения возни-

кают на основе норм Конституции, других важнейших актов и

являются исходными для отраслевых правовых отношений.

56. Предпосылки возникновения

правоотношений

Для того чтобы достаточно глубоко раскрыть содержание

правовых отношений, их социально-правовую направленность,

необходимо уяснить, что собой представляют предпосылки пра-

вовых отношений.

Предпосылками правоотношений принято считать условия

(факторы), которые обусловливают их возникновение.

Выделяют два вида предпосылок:

1) социальные (общие).

2) юридические (специальные).

Социальные предпосылки рассматривают как условия воз-

никновения и существования любых отношений. К ним отно-

сятся, во-первых, вся совокупность экономических, политичес-

ких, идеологических, социальных, духовных и других факторов,

которые воздействуют на определенные общественные отноше-

ния и обусловливают необходимость их правового регулирова-

ния. Во-вторых, социальные предпосылки включают две (или

более) стороны, которые взаимодействуют между собой. В-тре-

тьих, наличие объекта, по поводу которого субъекты и вступают

в действительную юридическую связь.

Это могут быть материальные и духовные блага или поведе-

ние лица, по поводу которых возникает правоотношение (сред-

ства производства, промышленные и продовольственные това-

ры, различного рода услуги, результаты творческого интеллек-

туального труда и т. д.).

И, наконец, социальные предпосылки включают жизнен-

ные интересы и потребности людей, которые осознаются ими и

побуждают вступать в определенные правовые отношения для

того, чтобы удовлетворить эти потребности. Поэтому возникно-

вение правовых отношений, так же как моральных, политичес-

ких и других социальных отношений, зависит от осознания каж-

дым человеком своих насущных интересов и потребностей, нрав-

ственной зрелости, его инициативности и уровня активности.

Правовые отношения, однако, не могут возникнуть лишь на

основе общих предпосылок. Необходимы еще и юридические

(специальные) предпосылки.

Юридические предпосылки —это совокупность условий, не-

обходимых для возникновения правовых отношений. Они вклю-

чают норму права, правосубъектность (праводееспособность), юри-

дический факт, юридическое состояние и квази-факты.

Нормы права —это зафиксированное в официальном акте

государства общеобязательное правило поведения, наделяющее

субъектов правоотношения взаимными правами и обязанно-

стями.

Правосубъектность (праводееспособность) —это способ-

ность быть субъектом права, т. е. закрепленная в законе абст-

рактная возможность лица иметь права и нести обязанности, а

также способность лица своими действиями приобретать и осу-

ществлять права и нести обязанности.

Юридические факты —это фактические жизненные обсто-

ятельства, с которыми нормы права связывают возникновение,

изменение и прекращение правоотношений.

Юридические состояния и квази-факты —это обстоятель-

ства, существующие длительное время и непрерывно или перио-

дически, порождая юридические последствия, а также жизнен-

ные ситуации, имеющие вероятностный характер и рассматрива-

ющие право в качестве основания возникновения, изменения и

прекращения правоотношений.

57. Взаимосвязь норм права и правоотношений

Наиболее сложным вопросом в современном отечественном

правоведении является вопрос о характере связи между юриди-

ческой нормой и правовым отношением. Правовая норма и пра-

воотношение органично взаимосвязаны между собой и пред-

ставляют такую динамичную систему, в которой эти два компо-

нента предполагают друг друга. Сложный и многосторонний

характер этой взаимосвязи проявляется в следующем.

1. Норма права и правовые отношения являются элемента-

ми единого механизма правового регулирования и вы-

полняют в нем как собственные, так и некоторые общие

функции.

2. Норма права выступает одной из предпосылок возник-

новения, изменения или прекращения правоотношений.

Правоотношение имеется там, где существует предусмат-

ривающая его юридическая норма. Эта общая закономер-

ность проявляется в необходимости четкого законодатель-

ного регулирования, к примеру, форм государственного

правления и устройства, отношений собственности, граж-

данства, основных прав и свобод граждан и т. п. Другими

словами, субъекты не могут вопреки воле государства ус-

танавливать необходимые им правоотношения.

3. Нормы права —это статичная форма правовой регуля-

ции, а правоотношение —динамичная, т. е. правоотно-

шение является формой реализации юридической нор-

мы. Речь идет о том, что важно не только выработать и

установить нормы права, но и воплотить их в реальной

практике. Формой такой конкретизации и реализации

правовой нормы выступают права и обязанности конк-

ретных участников правовых отношений. Именно в пра-

вовом отношении и проявляется реальная сила государ-

ственного предписания, и достигается определенная

цель.

4. Норма права определяет участников правоотношения.

5. Структура нормы права предопределяет структуру пра-

воотношения. При этом норма права в своей гипотезе

указывает на условия возникновения правоотношения; в

диспозиции определяет субъективные права и юриди-

ческие обязанности субъектов правоотношения в санк-

ции содержит указание на возможные отрицательные

последствия в случае нарушения данной нормы и возни-

кающего на ее основе правового отношения.

В отечественной литературе по обшей теории права выска-

зываются различные мнения о характере взаимосвязи нормы

права и правоотношения. Так, некоторые исследователи счита-

ют некорректным закрепление какого-либо приоритета за пра-

вовой нормой и сведение связи юридической нормы и правоот-

ношения как причины и следствия. Их понимание сводится к

тому, что норма права и правовое отношение —это самостоя-

тельные формы существования права.

Согласно другой точке зрения, правоотношения выступают

средством регулирования общественных отношений. Последо-

вательность здесь такая: норма права —правоотношения —об-

щественные отношения.

Наконец, по мнению большинства ученых, правоотноше-

ние —это результат воздействия юридической нормы на обще-

ственные отношения, что можно представить в следующем: нор-

ма права —общественные отношения —правоотношения. Здесь

правовая норма и правоотношения соотносятся как причина и

следствие.

58. Понятие и виды субъектов правоотношений

Одним из структурных элементов правового отношения вы-

ступает субъект этого отношения.

Субъекты правоотношений —это их участники, наделен-

ные юридическими правами и обязанностями. В любом право-

отношении должно быть не менее двух участников, обладаю-

щих определенными качествами, совокупность которых и обра-

зует понятие субъекта правоотношения.

Субъект правоотношения —это субъект права, который по-

рождает правовое отношение, определяет его содержание и име-

ет возможность участвовать в различных правоотношениях с

другими лицами и организациями.

Круг участников правоотношений многообразен и зависит

от сферы общественных отношений, которые подвержены пра-

вовому регулированию, и в конечном счете от воли государства.

Выделяют две группы субъектов правоотношений: индиви-

дуальные (физические лица) и коллективные (юридические

лица).

К индивидуальным субъектам относятся:

—граждане;

—иностранцы;

—лица без гражданства (апатриды);

—лица с двойным гражданством (бипатриды).

Такое выделение различных субъектов правоотношений сре-

ди физических лиц имеет важное практическое значение. Дело

в том, что частные лица могут иметь разные по объему и содер-

жанию правомочия и нести разные обязанности. К примеру,

иностранцам предоставляется право вступать в те же правоот-

ношения, что и гражданам государства. Но для них устанавли-

ваются определенные ограничения, защищающие права граж-

дан государства (необходимость получения лицензий, квоты на

въезд в страну, ограничение прав на занятие некоторых должнос-

тей, на учреждение газет, создание политических партий и т. д.).

Вторая группа —коллективные субъекты правоотношений — представлена следующими организациями:

—государство в целом;

—государственные органы, учреждения и предприятия;

—негосударственные организации (частные фирмы, ком-

мерческие банки, иностранные фирмы, акционерные об-

щества);

—общественные объединения (партии, союзы, ассоциации

и др.);

—административно-территориальные единицы (города,

округа, области, края, районы);

—субъекты федеративного государства; .

—избирательные округа;

—религиозные организации.

Государство выступает особым субъектом права. Являясь

субъектом международного права, оно взаимодействует с други-

ми государствами. Внутри страны государство вступает в госу-

дарственно-правовые отношения с другими участниками этих

отношений —гражданами, юридическими лицами, субъекта-

ми федерации (если государство федеративное). Государство

применяет меры юридической ответственности к преступни-

кам в уголовно-правовой сфере. Во многих имущественных, в

том числе бюджетных, отношениях государство может высту-

пать как юридическое лицо.

К государственным органам как субъектам права относятся

исполнительные, законодательные, судебные, правоохранитель-

ные, таможенные и другие органы. Обладая властными полно-

мочиями, они имеют право издавать нормативно-правовые и

индивидуально-правовые акты и обеспечивать их строгое ис-

полнение с помощью материальных организационных и при-

нудительных средств. Органы государства действуют от имени и

по поручению государства, реализуя его функции в той или иной

сфере жизни общества.

Коллективные субъекты (организации) правоотношений в

сфере частного права выступают в качестве юридических лиц,

если они обладают рядом организационных, имущественных и

правовых признаков:

1) организационное единство, т. е. наличие в коллективном

субъекте управленческих, организационных связей и

структур, необходимых для ведения хозяйственной (ком-

мерческой), некоммерческой и иной деятельности, обо-

значенных в уставе и учредительном договоре;

2) обособленное имущество, находящееся в собственности,

хозяйственном ведении или оперативном управлении;

3) как правило, наличие текущих и расчетных счетов в бан-

ках;

4) приобретают и осуществляют от своего имени имуще-

ственные и личные неимущественные права и несут со-

ответствующие обязанности;

5) отвечают по своим обязательствам этим имуществом;

6) выступают в качестве истца или ответчика в суде, арбит-

ражном или третейском суде.

Для признания организации или учреждения юридическим

лицом требуется регистрация в государственных органах.

В литературе выделяют в качестве субъектов права и соци-

альные общности —народ, нация, народность, население реги-

она, трудовой коллектив.

59. Правоспособность и дееспособность

субъектов права. Правосубъектность

В реальной жизни не все индивиды и организации могут

быть субъектами правоотношений, что связано с физиологи-

ческими, психологическими, экономическими факторами. Уча-

стниками правовых отношений являются те субъекты, которые

находятся в сфере объективного права и обладают правоспособ-

ностью и дееспособностью.

Под правоспособностью понимается абстрактная способ-

ность (возможность) субъекта права иметь юридические права и

нести обязанности, предусмотренные законом. Правоспособ-

ность юридического лица возникает с момента регистрации ус-

тава и прекращается вместе с его ликвидацией. Правоспособ-

ность физического лица начинается с момента рождения и пре-

кращается со смертью. Ею обладают в равной мере все граждане

без исключения, независимо от пола, возраста, национально-

сти, профессии и т. д. Правоспособность не передается другим

и является предпосылкой существования субъективного права.

Главное в правоспособности —не права, а возможность или

способность их иметь.

Правоспособность бывает общей, отраслевой и специаль-

ной.

Общая правоспособность —это возможность иметь любые

права и обязанности, предусмотренные действующим законо-

дательством.

Отраслевая представляет собой возможность приобретать

права и обязанности в тех или иных отраслях права (например,

избирательная, трудовая, брачная, уголовная и т. д.).

Специальная правоспособность означает способность лица,

при которой требуются специальные познания или талант (на-

пример, правоспособность судьи, врача, ученого и т. д.).

Специальная правоспособность характерна также для юри-

дических лиц. Определяется она целями и задачами их деятель-

ности.

Чтобы стать реальным участником правоотношений, пра-

воспособный субъект должен быть дееспособным. Дееспособ-

ность —это реальная способность (возможность) субъекта пра-

ва самостоятельно своими осознанными действиями приобре-

тать и осуществлять юридические права и нести обязанности.

У юридических лиц, органов государства и общественных

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.