Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 9 глава
прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.
8. В зависимости от сферы действия выделяют общефеде-
ральные нормы, действующие на территории всей страны; реги-
ональные, действующие на территории субъектов РФ; локаль-
ные, действующие на территории конкретного учреждения, орга-
низации, предприятия.
9. По времени действия различают постоянные нормы, со-
держащиеся в законах, и временные, действующие определен-
ный срок в конкретном регионе в связи, например, со стихий-
ным бедствием и содержащиеся в указе Президента о введении
чрезвычайного положения.
10. В зависимости от юридической силы выделяют правовые
нормы законов и подзаконных актов.
11. В зависимости от субъектов правотворчества нормы пра-
ва подразделяются на нормы, принятые государственными орга-
нами и негосударственными институтами, например входе ре-
ферендума, или органами местного самоуправления.
ГЛАВА 7. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
54. Правовые отношения; понятие и признаки
Человеческое общество можно представить как совокуп-
ность общественных отношений: экономических, правовых,
политических, национальных, религиозных, моральных, куль-
турных и др.
Социальные отношения устанавливаются и регулируются в
ходе взаимодействия (или противодействия) сторон, т. е. лю-
дей, наделенных сознанием, волей и преследующих определен-
ные цели и интересы. Их взаимодействие упорядочивается раз-
личными нормами морали, религии, традиций, обычаев и, ко-
нечно же, права.
С помощью права государство регулирует общественные от-
ношения, стабилизирует, развивает, изменяет и прекращает их.
При этом регулируемые отношения не утрачивают своего фак-
тического содержания и остаются такими же, какими были до
опосредования их нормами права: или экономическими, или
политическими, или национальными. Они лишь изменяются,
приобретая новое качество, становясь более цивилизованными
и предсказуемыми. Другими словами, фактические обществен-
ные отношения облекаются в правовую форму. При этом участ-
ники общественных отношений с помощью права наделяются
правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями),
обязанностями (запретами, долженствованиями) и становятся
субъектами правовых отношений.
Таким образом, правовые отношения в самом общем смыс-
ле можно определить как общественные отношения, урегули-
рованные нормами права, участники которых имеют опреде-
ленные субъективные права и юридические обязанности, охра-
няемые и обеспечиваемые государством.
Надо иметь в виду, что существуют такие правовые отноше-
ния, которые по своему содержанию и форме не могут быть не
правовыми. К ним относятся конституционные, администра-
тивные, уголовные, процессуальные и др. Эти правоотношения
представляют собой самостоятельный вид и тип общественных
отношений.
Право выступает регулятором не всех общественных отно-
шений, а лишь тех, которые имеют существенное значение для
интересов государства, общества и личности. Это отношения
власти, управления, собственности, прав и обязанностей граж-
дан, трудовые, семейно-брачные отношения и т. п. А вот отно-
шения дружбы, любви, отношения, возникающие между педа-
гогом и учеником в образовательных, воспитательных, а также
творческих процессах, не нуждаются в правовой регламентации
со стороны государства. Здесь действуют иные регулятивные
механизмы: мораль, обычаи, традиции, ритуалы, обыкновения,
эстетические нормы и т. д.
Отсюда следует, что любое правовое отношение является
общественным, но не всякое общественное отношение высту-
пает как правоотношение.
Правовые отношения как вид общественных правовых от-
ношений обладают определенными признаками.
1. Правоотношения возникают, изменяются и прекраща-
ются на основе действующих норм права. Норма права
определяет, при каких условиях возникает правоотноше-
ние, кто может быть его участником, каков объем прав и
обязанностей каждого из них и т. д.
2. Правовые отношения возникают только в ходе действи-
тельного взаимодействия двух и более сторон. Одна из
сторон —управомоченная и имеет какое-либо право, дру-
гая —правообязанная и должна действовать так, чтобы
обеспечить реализацию этого права. Следовательно, их
интересы могут быть реализованы только через посред-
ство другого. Каждый из участников правоотношений
рассматривает себя как равного и самостоятельного в
смысле наличия у них юридического отношения прав и
обязанностей. Большинство правоотношений носит дву-
сторонний характер. Однако возможна ситуация, когда
каждый участник правоотношений является одновремен-
но и управомоченной и обязанной стороной (по догово-
ру купли-продажи покупатель имеет право получить
вещь, но обязан оплатить ее стоимость, а продавец, на-
оборот, вправе получить деньги, но обязан передать вещь
покупателю).
3. Правоотношения —это индивидуализированная связь
со строгой определенностью поведения субъектов, пер-
сонификацией их прав и обязанностей. Участники пра-
воотношения определены поименно, их действия ско-
ординированы. Однако индивидуализации может и не
быть, если между конкретными лицами возникают дос-
таточно простые правоотношения (например, договор
купли-продажи продуктов питания).
4. Правовые отношения имеют волевой, сознательный ха-
рактер. Это означает, что они, во-первых, возникают на
основе правовых норм, которые являются результатом со-
знательной деятельности людей, и в них выражена воля
государства. Во-вторых, участники общественных отно-
шений добровольно, сознательно вступают в правовые
отношения для того, чтобы добиться определенных ре-
зультатов (например, выполнить обязанности, отдать
свой голос за кандидата в депутаты, получить наследство,
приобрести определенные права и т. д.).
5. Правоотношения гарантируются и охраняются государ-
ством. Защита и охрана других общественных отноше-
ний осуществляется обществом или самим субъектом.
Участник же правоотношений имеет возможность обра-
титься в суд или другие компетентные органы за защи-
той своих прав и законных интересов. Государство уча-
ствует в правоотношениях и как гарант тех правомочий и
обязанностей, которыми наделены субъекты конкретных
правоотношений. В случае необходимости государство ис-
пользует принудительные меры государственно-властного
характера, пресекая незаконные правоотношения, приме-
няя юридические или другие санкции к участникам, на-
рушающим права контрагентов или недобросовестно вы-
полняющим свои обязанности.
6. Субъектами правоотношений могут быть не все лица, а
только обладающие определенными юридическими ка-
чествами (правоспособностью и дееспособностью);
7. Возникновению правоотношений обычно предшествует
юридический факт как реальное жизненное событие, с
возникновением которого у людей появляются опреде-
ленные юридические права или соответствующие обя-
занности.
55. Виды правоотношений
Многообразие __________конкретных правоотношений предполагает
необходимость их классификации по различным основаниям:
1) по отраслевой принадлежности, т. е. в зависимости от
предмета правового регулирования правоотношения под-
разделяются на конституционные, административные,
уголовно-правовые, финансовые, гражданские и т. д.;
2) в зависимости от функциональной роли правоотноше-
ния делятся на общерегулятивные, регулятивные и охра-
нительные. Первые возникают на основе норм конститу-
ционного права и принадлежат всем субъектам незави-
симо от их пола, возраста, национальности и пр. Это
право на труд, образование, на защиту чести и достоин-
ства и др. Основой регулятивных правоотношений явля-
ются нормы права или договор. Регулятивные правоот-
ношения предусматривают общие права и конкретные
субъективные юридические права и обязанности. Отно-
шения такого рода составляют фундамент правопоряд-
ка. Охранительные правоотношения связаны с государ-
ственным принуждением, реализацией юридической от-
ветственности и защитой субъективных прав. Они
складываются на основе охранительных юридических
норм;
3) в зависимости от характера правоотношений выделяют
материальные (трудовые, финансовые, гражданские и
т. д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, граж-
данско-процессуальные и др.);
4) по характеру юридической обязанности правоотношения
бывают активные и пассивные. Правоотношения актив-
ного типа складываются на основе обязывающих норм и
связаны с необходимостью совершить определенные дей-
ствия в пользу управомоченного (правоотношения зай-
ма, в налоговых правоотношениях —обязанность упла-
тить налог).
Основой пассивных правоотношений являются управомочи-
вающие и запрещающие нормы. Они характеризуются обязан-
/• ностью воздержаться от действий, запрещенных нормами права.
Управомоченное лицо совершает положительные действия, а обя-
занное воздерживается от нежелательного для контрагента пове-
дения, не препятствуя ему в реализации правомочий;
5) в зависимости от состава участников различают простые
правоотношения, возникающие между двумя субъекта-
ми (правоотношения купли-продажи, договор о едино-
личной услуге), и сложные, складывающиеся между не-
сколькими или даже неограниченным числом субъектов
(правоотношение отбывания уголовного наказания);
6) по целям воздействия правоотношения подразделяются
на статические, цель которых —закрепить сложившиеся
общественные отношения, и динамические, призванные
вызвать прогрессивные изменения в регулируемых обще-
ственных отношениях. Это деление достаточно условно;
7) в зависимости от продолжительности действия правоот-
ношения бывают кратковременными (правоотношения
мены) и долговременными (правоотношения граждан-
ства);
8) по степени конкретизации, определенности субъектов
выделяют абсолютные, относительные и общие правоот-
ношения. В абсолютных правоотношениях точно опре-
делена лишь одна сторона —носитель субъективного пра-
ва, например собственник вещи. Остальные —обязан-
ные лица, они всякий раз меняются и должны уважать
право управомоченной стороны и не чинить никаких
препятствий его реализации.
В относительных правоотношениях конкретно определены
все субъекты (например, должник и кредитор, продавец и поку-
патель, истец и ответчик).
Общие правоотношения выражают юридические связи бо-
лее высокого уровня между государством и гражданами, а также
последних между собой по поводу гарантирования и осуществ-
ления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь,
достоинство, безопасность и т. п.), а также обязанностей (со-
блюдать законы, правопорядок). Эти правоотношения возни-
кают на основе норм Конституции, других важнейших актов и
являются исходными для отраслевых правовых отношений.
56. Предпосылки возникновения
правоотношений
Для того чтобы достаточно глубоко раскрыть содержание
правовых отношений, их социально-правовую направленность,
необходимо уяснить, что собой представляют предпосылки пра-
вовых отношений.
Предпосылками правоотношений принято считать условия
(факторы), которые обусловливают их возникновение.
Выделяют два вида предпосылок:
1) социальные (общие).
2) юридические (специальные).
Социальные предпосылки рассматривают как условия воз-
никновения и существования любых отношений. К ним отно-
сятся, во-первых, вся совокупность экономических, политичес-
ких, идеологических, социальных, духовных и других факторов,
которые воздействуют на определенные общественные отноше-
ния и обусловливают необходимость их правового регулирова-
ния. Во-вторых, социальные предпосылки включают две (или
более) стороны, которые взаимодействуют между собой. В-тре-
тьих, наличие объекта, по поводу которого субъекты и вступают
в действительную юридическую связь.
Это могут быть материальные и духовные блага или поведе-
ние лица, по поводу которых возникает правоотношение (сред-
ства производства, промышленные и продовольственные това-
ры, различного рода услуги, результаты творческого интеллек-
туального труда и т. д.).
И, наконец, социальные предпосылки включают жизнен-
ные интересы и потребности людей, которые осознаются ими и
побуждают вступать в определенные правовые отношения для
того, чтобы удовлетворить эти потребности. Поэтому возникно-
вение правовых отношений, так же как моральных, политичес-
ких и других социальных отношений, зависит от осознания каж-
дым человеком своих насущных интересов и потребностей, нрав-
ственной зрелости, его инициативности и уровня активности.
Правовые отношения, однако, не могут возникнуть лишь на
основе общих предпосылок. Необходимы еще и юридические
(специальные) предпосылки.
Юридические предпосылки —это совокупность условий, не-
обходимых для возникновения правовых отношений. Они вклю-
чают норму права, правосубъектность (праводееспособность), юри-
дический факт, юридическое состояние и квази-факты.
Нормы права —это зафиксированное в официальном акте
государства общеобязательное правило поведения, наделяющее
субъектов правоотношения взаимными правами и обязанно-
стями.
Правосубъектность (праводееспособность) —это способ-
ность быть субъектом права, т. е. закрепленная в законе абст-
рактная возможность лица иметь права и нести обязанности, а
также способность лица своими действиями приобретать и осу-
ществлять права и нести обязанности.
Юридические факты —это фактические жизненные обсто-
ятельства, с которыми нормы права связывают возникновение,
изменение и прекращение правоотношений.
Юридические состояния и квази-факты —это обстоятель-
ства, существующие длительное время и непрерывно или перио-
дически, порождая юридические последствия, а также жизнен-
ные ситуации, имеющие вероятностный характер и рассматрива-
ющие право в качестве основания возникновения, изменения и
прекращения правоотношений.
57. Взаимосвязь норм права и правоотношений
Наиболее сложным вопросом в современном отечественном
правоведении является вопрос о характере связи между юриди-
ческой нормой и правовым отношением. Правовая норма и пра-
воотношение органично взаимосвязаны между собой и пред-
ставляют такую динамичную систему, в которой эти два компо-
нента предполагают друг друга. Сложный и многосторонний
характер этой взаимосвязи проявляется в следующем.
1. Норма права и правовые отношения являются элемента-
ми единого механизма правового регулирования и вы-
полняют в нем как собственные, так и некоторые общие
функции.
2. Норма права выступает одной из предпосылок возник-
новения, изменения или прекращения правоотношений.
Правоотношение имеется там, где существует предусмат-
ривающая его юридическая норма. Эта общая закономер-
ность проявляется в необходимости четкого законодатель-
ного регулирования, к примеру, форм государственного
правления и устройства, отношений собственности, граж-
данства, основных прав и свобод граждан и т. п. Другими
словами, субъекты не могут вопреки воле государства ус-
танавливать необходимые им правоотношения.
3. Нормы права —это статичная форма правовой регуля-
ции, а правоотношение —динамичная, т. е. правоотно-
шение является формой реализации юридической нор-
мы. Речь идет о том, что важно не только выработать и
установить нормы права, но и воплотить их в реальной
практике. Формой такой конкретизации и реализации
правовой нормы выступают права и обязанности конк-
ретных участников правовых отношений. Именно в пра-
вовом отношении и проявляется реальная сила государ-
ственного предписания, и достигается определенная
цель.
4. Норма права определяет участников правоотношения.
5. Структура нормы права предопределяет структуру пра-
воотношения. При этом норма права в своей гипотезе
указывает на условия возникновения правоотношения; в
диспозиции определяет субъективные права и юриди-
ческие обязанности субъектов правоотношения в санк-
ции содержит указание на возможные отрицательные
последствия в случае нарушения данной нормы и возни-
кающего на ее основе правового отношения.
В отечественной литературе по обшей теории права выска-
зываются различные мнения о характере взаимосвязи нормы
права и правоотношения. Так, некоторые исследователи счита-
ют некорректным закрепление какого-либо приоритета за пра-
вовой нормой и сведение связи юридической нормы и правоот-
ношения как причины и следствия. Их понимание сводится к
тому, что норма права и правовое отношение —это самостоя-
тельные формы существования права.
Согласно другой точке зрения, правоотношения выступают
средством регулирования общественных отношений. Последо-
вательность здесь такая: норма права —правоотношения —об-
щественные отношения.
Наконец, по мнению большинства ученых, правоотноше-
ние —это результат воздействия юридической нормы на обще-
ственные отношения, что можно представить в следующем: нор-
ма права —общественные отношения —правоотношения. Здесь
правовая норма и правоотношения соотносятся как причина и
следствие.
58. Понятие и виды субъектов правоотношений
Одним из структурных элементов правового отношения вы-
ступает субъект этого отношения.
Субъекты правоотношений —это их участники, наделен-
ные юридическими правами и обязанностями. В любом право-
отношении должно быть не менее двух участников, обладаю-
щих определенными качествами, совокупность которых и обра-
зует понятие субъекта правоотношения.
Субъект правоотношения —это субъект права, который по-
рождает правовое отношение, определяет его содержание и име-
ет возможность участвовать в различных правоотношениях с
другими лицами и организациями.
Круг участников правоотношений многообразен и зависит
от сферы общественных отношений, которые подвержены пра-
вовому регулированию, и в конечном счете от воли государства.
Выделяют две группы субъектов правоотношений: индиви-
дуальные (физические лица) и коллективные (юридические
лица).
К индивидуальным субъектам относятся:
—граждане;
—иностранцы;
—лица без гражданства (апатриды);
—лица с двойным гражданством (бипатриды).
Такое выделение различных субъектов правоотношений сре-
ди физических лиц имеет важное практическое значение. Дело
в том, что частные лица могут иметь разные по объему и содер-
жанию правомочия и нести разные обязанности. К примеру,
иностранцам предоставляется право вступать в те же правоот-
ношения, что и гражданам государства. Но для них устанавли-
ваются определенные ограничения, защищающие права граж-
дан государства (необходимость получения лицензий, квоты на
въезд в страну, ограничение прав на занятие некоторых должнос-
тей, на учреждение газет, создание политических партий и т. д.).
Вторая группа —коллективные субъекты правоотношений — представлена следующими организациями:
—государство в целом;
—государственные органы, учреждения и предприятия;
—негосударственные организации (частные фирмы, ком-
мерческие банки, иностранные фирмы, акционерные об-
щества);
—общественные объединения (партии, союзы, ассоциации
и др.);
—административно-территориальные единицы (города,
округа, области, края, районы);
—субъекты федеративного государства; .
—избирательные округа;
—религиозные организации.
Государство выступает особым субъектом права. Являясь
субъектом международного права, оно взаимодействует с други-
ми государствами. Внутри страны государство вступает в госу-
дарственно-правовые отношения с другими участниками этих
отношений —гражданами, юридическими лицами, субъекта-
ми федерации (если государство федеративное). Государство
применяет меры юридической ответственности к преступни-
кам в уголовно-правовой сфере. Во многих имущественных, в
том числе бюджетных, отношениях государство может высту-
пать как юридическое лицо.
К государственным органам как субъектам права относятся
исполнительные, законодательные, судебные, правоохранитель-
ные, таможенные и другие органы. Обладая властными полно-
мочиями, они имеют право издавать нормативно-правовые и
индивидуально-правовые акты и обеспечивать их строгое ис-
полнение с помощью материальных организационных и при-
нудительных средств. Органы государства действуют от имени и
по поручению государства, реализуя его функции в той или иной
сфере жизни общества.
Коллективные субъекты (организации) правоотношений в
сфере частного права выступают в качестве юридических лиц,
если они обладают рядом организационных, имущественных и
правовых признаков:
1) организационное единство, т. е. наличие в коллективном
субъекте управленческих, организационных связей и
структур, необходимых для ведения хозяйственной (ком-
мерческой), некоммерческой и иной деятельности, обо-
значенных в уставе и учредительном договоре;
2) обособленное имущество, находящееся в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении;
3) как правило, наличие текущих и расчетных счетов в бан-
ках;
4) приобретают и осуществляют от своего имени имуще-
ственные и личные неимущественные права и несут со-
ответствующие обязанности;
5) отвечают по своим обязательствам этим имуществом;
6) выступают в качестве истца или ответчика в суде, арбит-
ражном или третейском суде.
Для признания организации или учреждения юридическим
лицом требуется регистрация в государственных органах.
В литературе выделяют в качестве субъектов права и соци-
альные общности —народ, нация, народность, население реги-
она, трудовой коллектив.
59. Правоспособность и дееспособность
субъектов права. Правосубъектность
В реальной жизни не все индивиды и организации могут
быть субъектами правоотношений, что связано с физиологи-
ческими, психологическими, экономическими факторами. Уча-
стниками правовых отношений являются те субъекты, которые
находятся в сфере объективного права и обладают правоспособ-
ностью и дееспособностью.
Под правоспособностью понимается абстрактная способ-
ность (возможность) субъекта права иметь юридические права и
нести обязанности, предусмотренные законом. Правоспособ-
ность юридического лица возникает с момента регистрации ус-
тава и прекращается вместе с его ликвидацией. Правоспособ-
ность физического лица начинается с момента рождения и пре-
кращается со смертью. Ею обладают в равной мере все граждане
без исключения, независимо от пола, возраста, национально-
сти, профессии и т. д. Правоспособность не передается другим
и является предпосылкой существования субъективного права.
Главное в правоспособности —не права, а возможность или
способность их иметь.
Правоспособность бывает общей, отраслевой и специаль-
ной.
Общая правоспособность —это возможность иметь любые
права и обязанности, предусмотренные действующим законо-
дательством.
Отраслевая представляет собой возможность приобретать
права и обязанности в тех или иных отраслях права (например,
избирательная, трудовая, брачная, уголовная и т. д.).
Специальная правоспособность означает способность лица,
при которой требуются специальные познания или талант (на-
пример, правоспособность судьи, врача, ученого и т. д.).
Специальная правоспособность характерна также для юри-
дических лиц. Определяется она целями и задачами их деятель-
ности.
Чтобы стать реальным участником правоотношений, пра-
воспособный субъект должен быть дееспособным. Дееспособ-
ность —это реальная способность (возможность) субъекта пра-
ва самостоятельно своими осознанными действиями приобре-
тать и осуществлять юридические права и нести обязанности.
У юридических лиц, органов государства и общественных
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|