Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 1 глава





Многообразие представлений о государстве дает возмож-

ность не только создать комплексное представление о нем, но и

проникнуть в его сущность, т. е. раскрыть наиболее важные и

устойчивые внутренние свойства государства, определяющие его

природу, содержание, цели функционирования, социальное на-

значение. Без глубокого и разностороннего понимания сущно-

сти государства невозможно грамотное и эффективное управле-

ние им.

В объяснении сущности государства в отечественной науке

долгое время доминировала его марксистская трактовка как ору-

дие подавления одного класса другим. Преобладание классово-

го начала в деятельности государства вызвано общественным

разделением труда, появлением разных форм социального не-

равенства, расколом общества на классы с противоположными

интересами. Государство создается для того, чтобы урегулиро-

вать взаимоотношения между разнородными группами, слоя-

ми. Это делается в интересах экономически господствующего

класса, который овладевает государственной властью и устана-

ливает свою диктатуру, т. е. не ограниченную законом и опира-

ющуюся на силу, принуждение и власть.



Подобный подход содержал упрощенное, одностороннее

представление о сущности и назначении государства. Дело втом,

что подавляя сопротивление угнетаемых классов, осуществляя

управление обществом в интересах привилегированного мень-

шинства, государство в то же время стремилось удержать классы

от взаимного уничтожения, примирить их и согласовать инте-

ресы, сохранить целостность общества. Таким образом, государ-

ство является не только машиной подавления угнетенного клас-

са. Оно одновременно выполняет определенные функции в ин-

тересах всего общества, выступает инструментом поддержания

общественного порядка, выполнения общих задач, достижения

социального компромисса. Это указывает на то, что сущность

государства заключается в единстве двух его тесно взаимосвя-

занных сторон —классовой и общесоциальной.

Соотношение между классовым и общесоциальным в госу-

дарстве в разные периоды развития общества неодинаково. В

современных развитых странах приоритет принадлежит обще-



социальной стороне сущности государства. Такое государство

ориентировано на сохранение единства общества, достижение

≪общего блага≫, согласия и сотрудничесва различных слоев на-

селения и общественных сил, на обеспечение законности и пра-

вопорядка, управление делами общества в целом.

9. Типы государства: различные подходы

Важное значение в теории государства и права имеет про-

блема научной классификации (типологии) существовавших в

истории человечества и ныне существующих государств. Такая

типология позволяет объединить государства в однотипные груп-

пы на основе определенных критериев.

Под типом государства понимаются взятые в единстве наи-

боле общие существенные черты и устойчивые признаки раз-

личных государств, относящихся к конкретной исторической

эпохе. Понятие ≪тип государства≫ выражает особенности воз-

никновения и эволюции государства, его социальное назначе-

ние, место и роль в жизни общества, социальной группы, от-

дельного человека.

В основу типологии государства могут быть положены фор-

мальные признаки (структура институтов власти, способы их

формирования, режимы взаимодействия властей и др.), соци-

альные (сущность и характер государственной власти, уровень

развития общества и др.) Так, французский философ XVI в.

Ж. Боден подразделял государства по географическому крите-

рию на южные, северные и средние. Немецкий ученый-юрист

Г. Еллинек выделил древневосточное, греческое, римское, сред-

невековое и современное государства. Основными признаками

такой классификации послужили организация и функции госу-



дарств, а также характер взаимоотношений между личностью и

государством.

В российской юридической науке наиболее распространен-

ными типологиями государств являются формационная и ци-

вилизационная.

Формационный подход к классификации государств был раз-

работан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основным критерием де-

ления государств на типы выступает общественно-экономичес-

кая формация, представляющая собой исторический тип обще-

ства, основанный на определенном способе производства.

Каждой общественно-экономической формации соответствует

конкретный тип производственных отношений и определен-

ный тип государства и права: рабовладельческий, феодальный,

капиталистический, социалистический. Тип государства, со-

гласно Марксу и Энгельсу зависит от принадлежности государ-

ственной власти определенному классу собственников, в руках

которого находятся средства производства. Переход от одного

типа государства к другому совершается через социальную рево-

люцию, в процессе которой изменяются сущность и социальное

назначение государства. Каждый последующий тип государства

должен быть исторически более прогрессивным, чем предыду-

щий. По прогнозу основоположников марксизма, последним

историческим типом государства должно было стать социалис-

тическое государство, которое призвано подготовить переход к

обществу без классов и затем отмереть.

Формационный подход к типологии государств имеет опре-

деленные достоинства:

—в нем подчеркиваются тесная связь госдарства с эконо-

микой и классовой структурой общества;

—в основе типологии государства лежит единый критерий — принадлежность государственной власти конкретному

экономически господствующему классу;

—развитие государства представляется как процесс после-

довательной смены одного типа государства другим: ра-

бовладельческого —феодальным, феодального —буржу-

азным, буржуазного —социалистическим.

Однако для данного подхода характерны некоторый схема-

тизм, однолинейность в понимании всемирно-исторического

процесса, претензия на универсальность.

Цивилизационный подход к классификации государств и об-

ществ был предложен западными мыслителями В. Гумбольд-

том, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном

и др. Суть его в том, что в качестве критерия типологии госу-

дарств используется не ≪общественно-экономическая форма-

ция≫, а ≪цивилизация≫. Понятие ≪цивилизация≫ рассматрива-

ется как социокультурная система, имеющая определенные про-

странственные и временные границы, обеспечивающая высокую

степень дифференциации жизнедеятельности развитого обще-

ства и вместе с тем поддерживающая его необходимую интегра-

цию.

Цивилизационный подход стремится учесть не только ма-

териально-экономический фактор, но и географический, миро-

воззренческий, религиозный, психологический, культурный,

нравственный и другие, влияющие на развитие государства.

Иначе говоря, согласно цивилизационной теории, тип государ-

ства, его социальная природа определяются не столько объек-

тивно-материальными, сколько идеально-духовными, культур-

ными факторами общественного развития.

По мнению английского историка А. Тойнби, вся мировая

история насчитывает 26 цивилизаций: египетская, китайская,

западная, православная, арабская и другие, им соответствуют

определенные типы государств.

Цивилизационный подход не может заменить формацион-

ный, поэтому следует использовать и формационный и циви-

лизационный в определенном сочетании для более глубокого

понимания проблемы типологии государства.

В зарубежной науке в качестве критериев типологии госу-

дарства предлагаются следующие.

1. В зависимости от характера взаимоотношений государ-

ства и общества различают полицейское, правовое, со-

циальное государства;

2. В зависимости от политического режима выделяюттота-

литарные, авторитарные, либеральные и демократичес-

кие государства.

3. По отношению государств к религии они подразделяют-

ся на светские, клерикальные, теократические, атеисти-

ческие.

10. Понятие и классификация функций

государства

Функции государства (от лат. functio —исполнение, совер-

шение) —это основные направления внутренней и внешней

деятельности государства, в которых выражаются его сущность

и социальное назначение.

Функции государства обладают следующими существенны-

ми признаками.

1. Функции государства —это научная абстракция, позво-

ляющая расчленить единую государственную деятель-

ность на виды.

2. Через функции, которые возникают и развиваются в со-

ответствии с историческими задачами и целями, госу-

дарство реализует свое социальное назначение.

3. Функции государства —это главные направления его де-

ятельности в важнейших сферах общественной жизни:

экономической, политической, социальной,духовной,

правовой и др.

4. Функции государства обеспечивают решение крупных со-

циально-экономических, политических, культурных и дру-

гих задач и достижение общественно значимых целей.

5. Реализуются государственные функции с помощью сис-

темы специализированных органов, соответствующих ма-

териальных ресурсов и особых, в том числе властно-при-

нудительных, методов.

Функции государства разнообразны. Их можно классифи-

цировать по различным критериям.

По причинам (источникам) возникновения функции госу-

дарства подразделяют на вытекающие из классовых противоре-

чий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) и

функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обес-

печение правопорядка, охрана природы и окружающей среды).

По действию во времени функции государства делятся на

постоянные, т. е. осуществляемые в течение длительного време-

ни, и временные, выполняемые в чрезвычайных условиях, вы-

званные экстремальными обстоятельствами.

В зависимости от действий функций государства в простран-

стве их классифицируют на общегосударственные (нацио-

нальные), которые являются важными для всего населения стра-

ны, и локальные, представляющие интерес для конкретной ме-

стности (например, Дальнего Востока РФ) или какой-либо про-

фессиональной, половозрастной группы (учителей, молодежи

и др.).

С точки зрения значимости государственных функций их

условно разделяют на основные и неосновные. Основные функ-

ции —это те направления деятельности государства, которые

наиболее полно раскрывают сущность и назначение государ-

ства и в осуществление которых вовлечен механизм государства

в целом или большинство органов. Неосновные функции выс-

тупают составными частями основных, имеют локальный ха-

рактер, касаются конкретной стороны общественной жизни. На-

пример, в социальной функции государства можно выделить

новое направление: поддержка и защита интеллектуальной соб-

ственности.

Классифицируют функции государства на основе принципа

разделения властей. При этом выделяют законодательные (пра-

вотворческие), управленческие (исполнительные), правоохра-

нительные, в том числе судебные, и информационные функ-

ции. Информационная функция характеризует деятельность

средств массовой информации, имеет свое содержание, струк-

туру и способы обеспечения.

По направленности действий функции государства подраз-

деляются на внутренние и внешние. Внутренние нацелены на

решение внутренних задач страны и связаны с осуществлением

внутреннего суверенитета. К их числу относятся экономичес-

кая, социальная, политическая, правовая, экологическая, фун-

кция развития культуры, науки, образования; функция охраны

прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопоряд-

ка, налогообложения и взимания налогов и др.

Внешние функции направлены на установление и поддер-

жание определенных отношений с другими государствами на

международной арене, осуществление внешнего суверенитета

государства. К внешним функциям относят функцию обороны,

обеспечения мира, поддержания мирового правопорядка, взаи-

мовыгодного сотрудничества в экономической, социальной,

культурной, торговой сферах; сотрудничества в решении гло-

бальных проблем современности (экологической, сырьевой,

энергетической, демографической и др.); функцию борьбы с

международной преступностью.

Рассмотрим некоторые их основных внутренних функций.

Экономическая функция включает в себя многогранную де-

ятельность государства по организации, координированию, ре-

гулированию экономических прцессов с помощью налоговой и

кредитной политики, государственного заказа, создания меха-

низмов, стимулирующих экономический рост, осуществления

санкций. В целом экономическая функция направлена на раз-

витие рыночных отношений.

Социальная функция ориентируется на создание условий, обес-

печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В содержание данной функции входит деятельность государства

по удовлетворению потребностей людей в работе, жилье, поддер-

жании здоровья; обеспечению государственной поддержки се-

мьи, материнства, отцовства и детства; предоставлению соци-

альных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, моло-

дежи, малоимущим слоям населения; защите социальных и

профессиональных прав и законных интересов работающих.

Политическая функция ориентирована на обеспечение по-

литической стабильности, эффективного функционирования

властных полномочий; выработку политического курса в соот-

ветствии с потребностями широких слоев населения; налажи-

вание отношений с общественными организациями и институ-

тами; информирование общественности о политических целях

и путях их достижения.

Содержание функции развития культуры, науки и образова-

ния составляет поддержка государством всех форм культуры:

литературы, театра, кинематографа, телевидения; обеспечение

сохранности памятников истории и культуры; развитие сети

библиотек, архивов и музеев; создание условий для удовлетво-

рения культурных потребностей населения, приобщения его к

достижениям мировой художественной культуры. В содержание

данной функции входят также государственная поддержка раз-

вития науки; создание необходимых условий для творческой

деятельности научных коллективов; организация проведения

исследований фундаментального значения; поддержка разви-

тия принципиально новых технологий и т. п. Кроме того, госу-

дарство уделяет большое внимание вопросам образования и вос-

питания.

В современном демократическом государстве на первый

план выдвигается задача охраны прав и свобод граждан. Осуще-

ствление правозащитной функции —одна из главных обязан-

ностей государства. В числе мер, проводимых государством по

осуществлению данной функции, наиболее важными являются

следующие:

—создание органов внутренних дел и прокуратуры, обес-

печивающих правовой режим;

—нормативно-правовое регулирование порядка реализа-

ции предоставленных гражданам прав и свобод, их защи-

ты в случае нарушения; порядка привлечения к ответ-

ственности лиц, виновных в совершении противоправ-

ных деяний;

—укрепление законности в деятельности государственных

органов, должностных лиц, борьба с коррупцией, зло-

употреблением властью;

—предоставления гражданам и иным лицам права защи-

щать свои права и свободы любым не запрещенным зако-

ном способом;

—обеспечение независимости судебных органов от иных

органов государственной власти;

—правовое воспитание населения, формирование у него

чувства уважения к законам и установок на правомерное

поведение.

11. Формы и методы осуществления функций

государства

Государство осуществляет свои функции в характерных для

него формах и специфическими методами. В юридической на-

уке существует двоякое понимание форм осуществления функ-

ций государства.

Во-первых, под формами принято понимать специфичес-

кие виды государственной деятельности, отличные от деятель-

ности негосударственных органов. К ним относятся законода-

тельная, управленческая (исполнительная), судебная и конт-

рольно-надзорная формы реализации функций государства.

Законодательная деятельность осуществляется представи-

тельными и законодательными органами и направлена на изда-

ние законов, обязательных для исполнения всеми государствен-

ными органами, общественными объединениями, органами

местного самоуправления, должностными лицами.

Управленческая (исполнительская) деятельность — это ос-

нованное на законах оперативное, повседневное осуществление

органами исполнительной власти функций государства в раз-

личных сферах жизни общества.

Судебная деятельность состоит в реализации функций го-

сударства через осуществление правосудия всеми звеньями су-

дебной системы.

Контрольно-надзорная деятельность представляет собой

выполнение функций государства с помощью системы средств

государственного надзора и контроля за законностью.

Во-вторых, под формой осуществления функций государ-

ства понимается однородная по своим внешним признакам де-

ятельность органов государства по реализации его функций. Эта

деятельность может быть правовой и неправовой или организа-

ционной. Правовые формы всегда являются организационны-

ми, так как обусловливают характер, направленность, упорядоч-

енность действий государственных органов и должностных лиц

на основе права и в рамках закона. Организационные формы

могут носить и неправовой характер.

Правовые формы осуществления функций государства —это

однородная по своим внешним признакам (характеру и юриди-

ческим последствиям) деятельность государственных органов

по разработке и принятию юридических актов. Среди правовых

форм выделяют правотворческую и правоприменительную дея-

тельность.

Правотворческая деятельнсть выражается в подготовке и

издании новых нормативно-правовых актов, на основе которых

государство реализует свои функции, а также в изменении и от-

мене старых юридических норм.

Правоприменительная деятельность состоит в принятии мер

по исполнению нормативно-правовых актов. Правопримени-

тельная деятельность осуществляется в форме:

—оперативно-исполнительной и

—правоохранительной.

Оперативно-исполнительная деятельность —это деятель-

ность исполнительных органов власти, направленная на реше-

ние повседневных вопросов развития общества путем издания

указов, постановлений, приказов и других правоприменитель-

ных актов, являющихся основанием для возникновения, изме-

нения и прекращения правоотношений.

Правоохранительная деятельность как форма осуществле-

ния функций государства посредством властной оперативной

работы государственных органов выражается в контроле и над-

зоре за соблюдением и исполнением правовых норм; охране

норм права от нарушений; применении к нарушителю прину-

дительных мер. В результате правоохранительной деятельности

издаются акты применения норм права (постановления следо-

вателей, протесты и представления прокуроров, приговоры и

решения судов), которые необходимы для профилактики пра-

вонарушений, восстановления нарушенного права, обеспечения

прав и свобод человека, защиты законных интересов отдельных

граждан и всего общества в целом.

Организационные (неправовые) формы реализации функ-

ций государства воздействуют на условия деятельности населе-

ния, не влекут за собой юридических последствий и могут обре-

тать различные виды.

•Организационно-регламентирующая деятельность, пред-

ставляющая собой оперативную повседневную органи-

зационную работу, направленную на решение конкрет-

но-политических задач;

•Организационно-хозяйственная деятельность —это опе-

ративно-техническая, текущая хозяйственная работа, вы-

ражающаяся в экономическом обосновании, контрольно-

ревизионной деятельности, бухгалтерском учете, органи-

зации снабжения и сбыта и т. п., направленная на

материальное обеспечение выполнения различных госу-

дарственных функций;

•Организационно-идеологическая деятельность является

повседневной оперативно-разъяснительной, воспита-

тельной работой, необходимой для осуществления раз-

нообразных функций государства. Другими словами, го-

сударство для реализации своих функций использует

пропаганду и идеологию в целях формирования обще-

ственного мнения, разъяснения важности поставленных

задач.

Методы осуществления функций государства достаточно

многообразны. В отличие от негосударственных организаций

государство прибегает к методам властного воздействия, что

оказывается возможным благодаря наличию у государства осо-

бых ресурсов и средств. Так, выполняя охранительную функцию,

государство использует методы убеждения и принуждения. Для

реализации экономической функции применяются экономи-

ческие методы: прогнозирование, планирование, государствен-

ные субсидии и др.

12. Понятие и элементы формы государства

Любое государство представляет собой единство сущности,

содержания и формы, которые не являются раз и навсегда неиз-

менными. Они развивались под влиянием экономических, по-

литических, социальных, культурных и иных факторов, меня-

лись и представления о них и, в частности, по вопросу о формах

государства, несмотря на различные подходы к определению

формы государства, в научной отечественной и зарубежной ли-

тературе утверждалось мнение, согласно которому форма госу-

дарства—это организация государственной власти, выраженная

в форме правления, государственного устройства и государствен-

ного (политического) режима.

Следует подчеркнуть, что понятие ≪форма государства≫ по-

зволяет, во-первых, рассмотреть государство как целостную сис-

тему,состоящую из взаимозависимых элементов. Они раскры-

вают то, как организована верховная государственная власть,

каковы источники ее образования, принципы взаимоотноше-

ний органов государственной власти между собой и с населени-

ем, как власть распределяется на территории государства и ка-

кими методами и способами осуществляется.

Во-вторых, понятие ≪форма государства≫ раскрывает орга-

низацию государственной власти.Прежде всего оно указывает на

государство как субъект власти, затем на порядок образования

органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Понятие ≪форма государства≫ определяет, каким образом и меж-

ду кем власть распределяется на территории государства, и, на-

конец, раскрывает приемы и методы реализиации власти.

В-третьих, форма государства посредством своих элементов

(формы правления, формы государственного устройств, государ-

ственного режима) отражает основные признаки государства,

как особой политической, структурнойи территориальной____________орга-

низации общества.

Государство как политическая организация оказывает реша-

ющее воздействие на общество в целом, отдельные социальные

группы и индивидуум. И это возможно только благодаря нали-

чию у него средств и методов властного воздействия, составляю-

щих государственный режим.

Государство как структурная организация общества представ-

ляет собой систему органов и институтов публичной власти, ко-

торые определенным образом сформированы, организованы, об-

ладают разнообразными средствами влияния на население, мо-

нополией на легитимное насилие. Структурная организация

общества достигается благодаря форме правления.

Государство как территориальная организация общества

объединяет людей по месту жительства. Государственная власть

распространяется на население и территорию, на которой оно

проживает. Управление территорией осуществляется благодаря

делению ее на административно-территориальные единицы, ав-

тономные политические образования, государственные обра-

зования. Территориальную организацию политической власти

отражает понятие ≪форма государственного устройства≫.

Форма государства зависит от конкретно-исторических ус-

ловий его возникновения и развития, исторического типа госу-

дарства, соотношения политических сил в обществе, националь-

ного состава населения, совокупности унаследованных от про-

шлого институтов, исторических традиций, обычаев, размеров

территории и др.

13. Форма государственного правления

Одним из главных элементов формы государства является

форма правления.

Форма правления—это организация высших органов влас-

ти, включающая порядок образования ее органов, причины взаи-

модействия между собой и с населением, степень участия на-

родных масс в их формировании.

Форма правления включает в себя элементы, позволяющие

отличить ее от других форм государства —формы государствен-

ного устройства и формы государственного режима.

К ним относятся:

—способы формирования высших органов государственной

власти (престолонаследие, выборы, назначение);

—структура высших органов государственной власти (зако-

нодательные органы —парламент; исполнительные орга-

ны —президент, премьер, правительство; судебные орга-

ны; глава государства —монарх, президент);

—распределение компетенции между высшими органами

верховной власти;

—принципы взаимоотношений между органами государ-

ственной власти;

—взаимоотношения государственных органов с населением.

Существуют две основные формы правления —монархия и

республика.

Монархия—форма правления, при которой верховная госу-

дарственная власть принадлежит единоличному главе государ-

ства —монарху (королю, царю, императору) и передается по

наследству.

В зависимости от степени концентрации верховной власти

в руках главы государства, способов взаимодействия различных

органов государственной власти, того, кто формирует правитель-

ство и перед кем оно несет ответственность, монархии делятся

на абсолютную и конституционную.

Абсолютная монархияобладает рядом юридических признаков:

—монарх —пожизненный и единоличный носитель вер-

ховной власти, передающий ее по наследству;

—концентрация в руках главы государства всех ветвей власти:

—отсутствие представительных учреждений, ограничива-

ющих власть монарха;

—монарх представляет государство по собственному праву;

—внутренняя и внешняя политика осуществляется монар-

хом с помощью министров, которые назначаются главой

государства и перед ним ответственны;

—отсутствие юридической ответственности монарха перед

населением;

—полное бесправие народа, который не участвует в управ-

лении государством и контроле за верховной властью.

Примером современной абсолютной монархии являются

султанат Оман, Бутан, Бруней. Разновидностью абсолютной

монархии выступает теократическая монархия, при которой гла-

ва государства одновременно представляет светскую и религи-

озную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия—это форма прав-

ления, при которой власть монарха ограничена каким-либо ор-

ганом или конституцией. Конституционная монархия имела две

разновидности: дуалистическую и парламентскую.

Дуалистическая монархияпредставляла собой переходную

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.