Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 1 глава
Многообразие представлений о государстве дает возмож-
ность не только создать комплексное представление о нем, но и
проникнуть в его сущность, т. е. раскрыть наиболее важные и
устойчивые внутренние свойства государства, определяющие его
природу, содержание, цели функционирования, социальное на-
значение. Без глубокого и разностороннего понимания сущно-
сти государства невозможно грамотное и эффективное управле-
ние им.
В объяснении сущности государства в отечественной науке
долгое время доминировала его марксистская трактовка как ору-
дие подавления одного класса другим. Преобладание классово-
го начала в деятельности государства вызвано общественным
разделением труда, появлением разных форм социального не-
равенства, расколом общества на классы с противоположными
интересами. Государство создается для того, чтобы урегулиро-
вать взаимоотношения между разнородными группами, слоя-
ми. Это делается в интересах экономически господствующего
класса, который овладевает государственной властью и устана-
ливает свою диктатуру, т. е. не ограниченную законом и опира-
ющуюся на силу, принуждение и власть.
Подобный подход содержал упрощенное, одностороннее
представление о сущности и назначении государства. Дело втом,
что подавляя сопротивление угнетаемых классов, осуществляя
управление обществом в интересах привилегированного мень-
шинства, государство в то же время стремилось удержать классы
от взаимного уничтожения, примирить их и согласовать инте-
ресы, сохранить целостность общества. Таким образом, государ-
ство является не только машиной подавления угнетенного клас-
са. Оно одновременно выполняет определенные функции в ин-
тересах всего общества, выступает инструментом поддержания
общественного порядка, выполнения общих задач, достижения
социального компромисса. Это указывает на то, что сущность
государства заключается в единстве двух его тесно взаимосвя-
занных сторон —классовой и общесоциальной.
Соотношение между классовым и общесоциальным в госу-
дарстве в разные периоды развития общества неодинаково. В
современных развитых странах приоритет принадлежит обще-
социальной стороне сущности государства. Такое государство
ориентировано на сохранение единства общества, достижение
≪общего блага≫, согласия и сотрудничесва различных слоев на-
селения и общественных сил, на обеспечение законности и пра-
вопорядка, управление делами общества в целом.
9. Типы государства: различные подходы
Важное значение в теории государства и права имеет про-
блема научной классификации (типологии) существовавших в
истории человечества и ныне существующих государств. Такая
типология позволяет объединить государства в однотипные груп-
пы на основе определенных критериев.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наи-
боле общие существенные черты и устойчивые признаки раз-
личных государств, относящихся к конкретной исторической
эпохе. Понятие ≪тип государства≫ выражает особенности воз-
никновения и эволюции государства, его социальное назначе-
ние, место и роль в жизни общества, социальной группы, от-
дельного человека.
В основу типологии государства могут быть положены фор-
мальные признаки (структура институтов власти, способы их
формирования, режимы взаимодействия властей и др.), соци-
альные (сущность и характер государственной власти, уровень
развития общества и др.) Так, французский философ XVI в.
Ж. Боден подразделял государства по географическому крите-
рию на южные, северные и средние. Немецкий ученый-юрист
Г. Еллинек выделил древневосточное, греческое, римское, сред-
невековое и современное государства. Основными признаками
такой классификации послужили организация и функции госу-
дарств, а также характер взаимоотношений между личностью и
государством.
В российской юридической науке наиболее распространен-
ными типологиями государств являются формационная и ци-
вилизационная.
Формационный подход к классификации государств был раз-
работан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основным критерием де-
ления государств на типы выступает общественно-экономичес-
кая формация, представляющая собой исторический тип обще-
ства, основанный на определенном способе производства.
Каждой общественно-экономической формации соответствует
конкретный тип производственных отношений и определен-
ный тип государства и права: рабовладельческий, феодальный,
капиталистический, социалистический. Тип государства, со-
гласно Марксу и Энгельсу зависит от принадлежности государ-
ственной власти определенному классу собственников, в руках
которого находятся средства производства. Переход от одного
типа государства к другому совершается через социальную рево-
люцию, в процессе которой изменяются сущность и социальное
назначение государства. Каждый последующий тип государства
должен быть исторически более прогрессивным, чем предыду-
щий. По прогнозу основоположников марксизма, последним
историческим типом государства должно было стать социалис-
тическое государство, которое призвано подготовить переход к
обществу без классов и затем отмереть.
Формационный подход к типологии государств имеет опре-
деленные достоинства:
—в нем подчеркиваются тесная связь госдарства с эконо-
микой и классовой структурой общества;
—в основе типологии государства лежит единый критерий — принадлежность государственной власти конкретному
экономически господствующему классу;
—развитие государства представляется как процесс после-
довательной смены одного типа государства другим: ра-
бовладельческого —феодальным, феодального —буржу-
азным, буржуазного —социалистическим.
Однако для данного подхода характерны некоторый схема-
тизм, однолинейность в понимании всемирно-исторического
процесса, претензия на универсальность.
Цивилизационный подход к классификации государств и об-
ществ был предложен западными мыслителями В. Гумбольд-
том, О. Шпенглером, А. Тойнби, М. Вебером, С. Хантингтоном
и др. Суть его в том, что в качестве критерия типологии госу-
дарств используется не ≪общественно-экономическая форма-
ция≫, а ≪цивилизация≫. Понятие ≪цивилизация≫ рассматрива-
ется как социокультурная система, имеющая определенные про-
странственные и временные границы, обеспечивающая высокую
степень дифференциации жизнедеятельности развитого обще-
ства и вместе с тем поддерживающая его необходимую интегра-
цию.
Цивилизационный подход стремится учесть не только ма-
териально-экономический фактор, но и географический, миро-
воззренческий, религиозный, психологический, культурный,
нравственный и другие, влияющие на развитие государства.
Иначе говоря, согласно цивилизационной теории, тип государ-
ства, его социальная природа определяются не столько объек-
тивно-материальными, сколько идеально-духовными, культур-
ными факторами общественного развития.
По мнению английского историка А. Тойнби, вся мировая
история насчитывает 26 цивилизаций: египетская, китайская,
западная, православная, арабская и другие, им соответствуют
определенные типы государств.
Цивилизационный подход не может заменить формацион-
ный, поэтому следует использовать и формационный и циви-
лизационный в определенном сочетании для более глубокого
понимания проблемы типологии государства.
В зарубежной науке в качестве критериев типологии госу-
дарства предлагаются следующие.
1. В зависимости от характера взаимоотношений государ-
ства и общества различают полицейское, правовое, со-
циальное государства;
2. В зависимости от политического режима выделяюттота-
литарные, авторитарные, либеральные и демократичес-
кие государства.
3. По отношению государств к религии они подразделяют-
ся на светские, клерикальные, теократические, атеисти-
ческие.
10. Понятие и классификация функций
государства
Функции государства (от лат. functio —исполнение, совер-
шение) —это основные направления внутренней и внешней
деятельности государства, в которых выражаются его сущность
и социальное назначение.
Функции государства обладают следующими существенны-
ми признаками.
1. Функции государства —это научная абстракция, позво-
ляющая расчленить единую государственную деятель-
ность на виды.
2. Через функции, которые возникают и развиваются в со-
ответствии с историческими задачами и целями, госу-
дарство реализует свое социальное назначение.
3. Функции государства —это главные направления его де-
ятельности в важнейших сферах общественной жизни:
экономической, политической, социальной,духовной,
правовой и др.
4. Функции государства обеспечивают решение крупных со-
циально-экономических, политических, культурных и дру-
гих задач и достижение общественно значимых целей.
5. Реализуются государственные функции с помощью сис-
темы специализированных органов, соответствующих ма-
териальных ресурсов и особых, в том числе властно-при-
нудительных, методов.
Функции государства разнообразны. Их можно классифи-
цировать по различным критериям.
По причинам (источникам) возникновения функции госу-
дарства подразделяют на вытекающие из классовых противоре-
чий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) и
функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обес-
печение правопорядка, охрана природы и окружающей среды).
По действию во времени функции государства делятся на
постоянные, т. е. осуществляемые в течение длительного време-
ни, и временные, выполняемые в чрезвычайных условиях, вы-
званные экстремальными обстоятельствами.
В зависимости от действий функций государства в простран-
стве их классифицируют на общегосударственные (нацио-
нальные), которые являются важными для всего населения стра-
ны, и локальные, представляющие интерес для конкретной ме-
стности (например, Дальнего Востока РФ) или какой-либо про-
фессиональной, половозрастной группы (учителей, молодежи
и др.).
С точки зрения значимости государственных функций их
условно разделяют на основные и неосновные. Основные функ-
ции —это те направления деятельности государства, которые
наиболее полно раскрывают сущность и назначение государ-
ства и в осуществление которых вовлечен механизм государства
в целом или большинство органов. Неосновные функции выс-
тупают составными частями основных, имеют локальный ха-
рактер, касаются конкретной стороны общественной жизни. На-
пример, в социальной функции государства можно выделить
новое направление: поддержка и защита интеллектуальной соб-
ственности.
Классифицируют функции государства на основе принципа
разделения властей. При этом выделяют законодательные (пра-
вотворческие), управленческие (исполнительные), правоохра-
нительные, в том числе судебные, и информационные функ-
ции. Информационная функция характеризует деятельность
средств массовой информации, имеет свое содержание, струк-
туру и способы обеспечения.
По направленности действий функции государства подраз-
деляются на внутренние и внешние. Внутренние нацелены на
решение внутренних задач страны и связаны с осуществлением
внутреннего суверенитета. К их числу относятся экономичес-
кая, социальная, политическая, правовая, экологическая, фун-
кция развития культуры, науки, образования; функция охраны
прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопоряд-
ка, налогообложения и взимания налогов и др.
Внешние функции направлены на установление и поддер-
жание определенных отношений с другими государствами на
международной арене, осуществление внешнего суверенитета
государства. К внешним функциям относят функцию обороны,
обеспечения мира, поддержания мирового правопорядка, взаи-
мовыгодного сотрудничества в экономической, социальной,
культурной, торговой сферах; сотрудничества в решении гло-
бальных проблем современности (экологической, сырьевой,
энергетической, демографической и др.); функцию борьбы с
международной преступностью.
Рассмотрим некоторые их основных внутренних функций.
Экономическая функция включает в себя многогранную де-
ятельность государства по организации, координированию, ре-
гулированию экономических прцессов с помощью налоговой и
кредитной политики, государственного заказа, создания меха-
низмов, стимулирующих экономический рост, осуществления
санкций. В целом экономическая функция направлена на раз-
витие рыночных отношений.
Социальная функция ориентируется на создание условий, обес-
печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В содержание данной функции входит деятельность государства
по удовлетворению потребностей людей в работе, жилье, поддер-
жании здоровья; обеспечению государственной поддержки се-
мьи, материнства, отцовства и детства; предоставлению соци-
альных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, моло-
дежи, малоимущим слоям населения; защите социальных и
профессиональных прав и законных интересов работающих.
Политическая функция ориентирована на обеспечение по-
литической стабильности, эффективного функционирования
властных полномочий; выработку политического курса в соот-
ветствии с потребностями широких слоев населения; налажи-
вание отношений с общественными организациями и институ-
тами; информирование общественности о политических целях
и путях их достижения.
Содержание функции развития культуры, науки и образова-
ния составляет поддержка государством всех форм культуры:
литературы, театра, кинематографа, телевидения; обеспечение
сохранности памятников истории и культуры; развитие сети
библиотек, архивов и музеев; создание условий для удовлетво-
рения культурных потребностей населения, приобщения его к
достижениям мировой художественной культуры. В содержание
данной функции входят также государственная поддержка раз-
вития науки; создание необходимых условий для творческой
деятельности научных коллективов; организация проведения
исследований фундаментального значения; поддержка разви-
тия принципиально новых технологий и т. п. Кроме того, госу-
дарство уделяет большое внимание вопросам образования и вос-
питания.
В современном демократическом государстве на первый
план выдвигается задача охраны прав и свобод граждан. Осуще-
ствление правозащитной функции —одна из главных обязан-
ностей государства. В числе мер, проводимых государством по
осуществлению данной функции, наиболее важными являются
следующие:
—создание органов внутренних дел и прокуратуры, обес-
печивающих правовой режим;
—нормативно-правовое регулирование порядка реализа-
ции предоставленных гражданам прав и свобод, их защи-
ты в случае нарушения; порядка привлечения к ответ-
ственности лиц, виновных в совершении противоправ-
ных деяний;
—укрепление законности в деятельности государственных
органов, должностных лиц, борьба с коррупцией, зло-
употреблением властью;
—предоставления гражданам и иным лицам права защи-
щать свои права и свободы любым не запрещенным зако-
ном способом;
—обеспечение независимости судебных органов от иных
органов государственной власти;
—правовое воспитание населения, формирование у него
чувства уважения к законам и установок на правомерное
поведение.
11. Формы и методы осуществления функций
государства
Государство осуществляет свои функции в характерных для
него формах и специфическими методами. В юридической на-
уке существует двоякое понимание форм осуществления функ-
ций государства.
Во-первых, под формами принято понимать специфичес-
кие виды государственной деятельности, отличные от деятель-
ности негосударственных органов. К ним относятся законода-
тельная, управленческая (исполнительная), судебная и конт-
рольно-надзорная формы реализации функций государства.
Законодательная деятельность осуществляется представи-
тельными и законодательными органами и направлена на изда-
ние законов, обязательных для исполнения всеми государствен-
ными органами, общественными объединениями, органами
местного самоуправления, должностными лицами.
Управленческая (исполнительская) деятельность — это ос-
нованное на законах оперативное, повседневное осуществление
органами исполнительной власти функций государства в раз-
личных сферах жизни общества.
Судебная деятельность состоит в реализации функций го-
сударства через осуществление правосудия всеми звеньями су-
дебной системы.
Контрольно-надзорная деятельность представляет собой
выполнение функций государства с помощью системы средств
государственного надзора и контроля за законностью.
Во-вторых, под формой осуществления функций государ-
ства понимается однородная по своим внешним признакам де-
ятельность органов государства по реализации его функций. Эта
деятельность может быть правовой и неправовой или организа-
ционной. Правовые формы всегда являются организационны-
ми, так как обусловливают характер, направленность, упорядоч-
енность действий государственных органов и должностных лиц
на основе права и в рамках закона. Организационные формы
могут носить и неправовой характер.
Правовые формы осуществления функций государства —это
однородная по своим внешним признакам (характеру и юриди-
ческим последствиям) деятельность государственных органов
по разработке и принятию юридических актов. Среди правовых
форм выделяют правотворческую и правоприменительную дея-
тельность.
Правотворческая деятельнсть выражается в подготовке и
издании новых нормативно-правовых актов, на основе которых
государство реализует свои функции, а также в изменении и от-
мене старых юридических норм.
Правоприменительная деятельность состоит в принятии мер
по исполнению нормативно-правовых актов. Правопримени-
тельная деятельность осуществляется в форме:
—оперативно-исполнительной и
—правоохранительной.
Оперативно-исполнительная деятельность —это деятель-
ность исполнительных органов власти, направленная на реше-
ние повседневных вопросов развития общества путем издания
указов, постановлений, приказов и других правоприменитель-
ных актов, являющихся основанием для возникновения, изме-
нения и прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность как форма осуществле-
ния функций государства посредством властной оперативной
работы государственных органов выражается в контроле и над-
зоре за соблюдением и исполнением правовых норм; охране
норм права от нарушений; применении к нарушителю прину-
дительных мер. В результате правоохранительной деятельности
издаются акты применения норм права (постановления следо-
вателей, протесты и представления прокуроров, приговоры и
решения судов), которые необходимы для профилактики пра-
вонарушений, восстановления нарушенного права, обеспечения
прав и свобод человека, защиты законных интересов отдельных
граждан и всего общества в целом.
Организационные (неправовые) формы реализации функ-
ций государства воздействуют на условия деятельности населе-
ния, не влекут за собой юридических последствий и могут обре-
тать различные виды.
•Организационно-регламентирующая деятельность, пред-
ставляющая собой оперативную повседневную органи-
зационную работу, направленную на решение конкрет-
но-политических задач;
•Организационно-хозяйственная деятельность —это опе-
ративно-техническая, текущая хозяйственная работа, вы-
ражающаяся в экономическом обосновании, контрольно-
ревизионной деятельности, бухгалтерском учете, органи-
зации снабжения и сбыта и т. п., направленная на
материальное обеспечение выполнения различных госу-
дарственных функций;
•Организационно-идеологическая деятельность является
повседневной оперативно-разъяснительной, воспита-
тельной работой, необходимой для осуществления раз-
нообразных функций государства. Другими словами, го-
сударство для реализации своих функций использует
пропаганду и идеологию в целях формирования обще-
ственного мнения, разъяснения важности поставленных
задач.
Методы осуществления функций государства достаточно
многообразны. В отличие от негосударственных организаций
государство прибегает к методам властного воздействия, что
оказывается возможным благодаря наличию у государства осо-
бых ресурсов и средств. Так, выполняя охранительную функцию,
государство использует методы убеждения и принуждения. Для
реализации экономической функции применяются экономи-
ческие методы: прогнозирование, планирование, государствен-
ные субсидии и др.
12. Понятие и элементы формы государства
Любое государство представляет собой единство сущности,
содержания и формы, которые не являются раз и навсегда неиз-
менными. Они развивались под влиянием экономических, по-
литических, социальных, культурных и иных факторов, меня-
лись и представления о них и, в частности, по вопросу о формах
государства, несмотря на различные подходы к определению
формы государства, в научной отечественной и зарубежной ли-
тературе утверждалось мнение, согласно которому форма госу-
дарства—это организация государственной власти, выраженная
в форме правления, государственного устройства и государствен-
ного (политического) режима.
Следует подчеркнуть, что понятие ≪форма государства≫ по-
зволяет, во-первых, рассмотреть государство как целостную сис-
тему,состоящую из взаимозависимых элементов. Они раскры-
вают то, как организована верховная государственная власть,
каковы источники ее образования, принципы взаимоотноше-
ний органов государственной власти между собой и с населени-
ем, как власть распределяется на территории государства и ка-
кими методами и способами осуществляется.
Во-вторых, понятие ≪форма государства≫ раскрывает орга-
низацию государственной власти.Прежде всего оно указывает на
государство как субъект власти, затем на порядок образования
органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Понятие ≪форма государства≫ определяет, каким образом и меж-
ду кем власть распределяется на территории государства, и, на-
конец, раскрывает приемы и методы реализиации власти.
В-третьих, форма государства посредством своих элементов
(формы правления, формы государственного устройств, государ-
ственного режима) отражает основные признаки государства,
как особой политической, структурнойи территориальной____________орга-
низации общества.
Государство как политическая организация оказывает реша-
ющее воздействие на общество в целом, отдельные социальные
группы и индивидуум. И это возможно только благодаря нали-
чию у него средств и методов властного воздействия, составляю-
щих государственный режим.
Государство как структурная организация общества представ-
ляет собой систему органов и институтов публичной власти, ко-
торые определенным образом сформированы, организованы, об-
ладают разнообразными средствами влияния на население, мо-
нополией на легитимное насилие. Структурная организация
общества достигается благодаря форме правления.
Государство как территориальная организация общества
объединяет людей по месту жительства. Государственная власть
распространяется на население и территорию, на которой оно
проживает. Управление территорией осуществляется благодаря
делению ее на административно-территориальные единицы, ав-
тономные политические образования, государственные обра-
зования. Территориальную организацию политической власти
отражает понятие ≪форма государственного устройства≫.
Форма государства зависит от конкретно-исторических ус-
ловий его возникновения и развития, исторического типа госу-
дарства, соотношения политических сил в обществе, националь-
ного состава населения, совокупности унаследованных от про-
шлого институтов, исторических традиций, обычаев, размеров
территории и др.
13. Форма государственного правления
Одним из главных элементов формы государства является
форма правления.
Форма правления—это организация высших органов влас-
ти, включающая порядок образования ее органов, причины взаи-
модействия между собой и с населением, степень участия на-
родных масс в их формировании.
Форма правления включает в себя элементы, позволяющие
отличить ее от других форм государства —формы государствен-
ного устройства и формы государственного режима.
К ним относятся:
—способы формирования высших органов государственной
власти (престолонаследие, выборы, назначение);
—структура высших органов государственной власти (зако-
нодательные органы —парламент; исполнительные орга-
ны —президент, премьер, правительство; судебные орга-
ны; глава государства —монарх, президент);
—распределение компетенции между высшими органами
верховной власти;
—принципы взаимоотношений между органами государ-
ственной власти;
—взаимоотношения государственных органов с населением.
Существуют две основные формы правления —монархия и
республика.
Монархия—форма правления, при которой верховная госу-
дарственная власть принадлежит единоличному главе государ-
ства —монарху (королю, царю, императору) и передается по
наследству.
В зависимости от степени концентрации верховной власти
в руках главы государства, способов взаимодействия различных
органов государственной власти, того, кто формирует правитель-
ство и перед кем оно несет ответственность, монархии делятся
на абсолютную и конституционную.
Абсолютная монархияобладает рядом юридических признаков:
—монарх —пожизненный и единоличный носитель вер-
ховной власти, передающий ее по наследству;
—концентрация в руках главы государства всех ветвей власти:
—отсутствие представительных учреждений, ограничива-
ющих власть монарха;
—монарх представляет государство по собственному праву;
—внутренняя и внешняя политика осуществляется монар-
хом с помощью министров, которые назначаются главой
государства и перед ним ответственны;
—отсутствие юридической ответственности монарха перед
населением;
—полное бесправие народа, который не участвует в управ-
лении государством и контроле за верховной властью.
Примером современной абсолютной монархии являются
султанат Оман, Бутан, Бруней. Разновидностью абсолютной
монархии выступает теократическая монархия, при которой гла-
ва государства одновременно представляет светскую и религи-
озную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).
Конституционная (ограниченная) монархия—это форма прав-
ления, при которой власть монарха ограничена каким-либо ор-
ганом или конституцией. Конституционная монархия имела две
разновидности: дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая монархияпредставляла собой переходную
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|