Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 6 глава
в сфере управления экономическими и социально-куль-
турыми вопросами; и вступают в силу со дня подписа-
ния, если в них не установлен другой срок;
—нормативные акты центральных органов исполнительной
власти (министерств, государственных комитетов и ве-
домств): издаются в виде приказов, инструкций, указа-
ний.
На уровне субъектов Федерации действуют республикан-
ские законы, акты президентов (в республиках), постановления
правительств республик, нормативные акты республиканских
центральных органов исполнительной власти, органов власти
края, области, автономной области, автономных округов, горо-
дов Москвы и Санкт-Петербурга.
Особой разновидностью нормативно-правовых актов счи-
тают локальные нормативные акты (уставы, положения и т. д.),
которые действуют в пределах данного предприятия, учрежде-
ния.
Ведомственные акты, содержащие нормы права, затрагива-
ющие права и свободы граждан, гарантии их осуществления,
подлежат обязательной государственной регистрации в мини-
стерстве юстиции. Государственная регистрация —это проведе-
ние правовой экспертизы данных актов, после чего они подле-
жат официальному опубликанию.
37. Действие нормативно-правовых актов
во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативно-правовых актов рассматривается в трех
сферах:
•во времени;
•в пространстве;
•по кругу лиц.
Действие нормативно-правовых актов во времени опреде-
ляется двумя позициями:
а) временем вступления в законную силу;
б) временем утраты законой силы.
Момент вступления' в законную силу нормативно-правово-
го акта определяется следующими позициями:
а) указывается в сопутствующем документе;
б)после опубликования;
в) по этапам;
г) с момента принятия;
д) с момента подписания;
е) по истечении десяти дней после опубликования;
ж) с момента получения акта адресатом;
з) с появлением условий, на которые он был расчитан.
Ведомственные нормативно-правовые акты вступают в силу
со дня присвоения им порядкового номера государственной ре-
гистрации.
Нормативно-правовые акты утрачивают силу в трех случаях:
1) по истечении срока действия, на который издан акт;
2) в результате отмены акта, путем публикации решения об
отмене в специальном перечне отмененных актов;
3) в связи с изданием нового нормативного акта, заменяю-
щего прежний.
Нормативно-правовой акт может временно утрачивать за-
конную силу. Основанием такой утраты является приостановле-
ние его действия.
По общему правилу: нормативно-правовые акты обратной
силы не имеют, но могут быть исключения. Это уголовные зако-
ны и нормативные акты административного законодательства,
смягчающие ответственность либо устраняющие наказуемость
деяния, а также нормативно-правовые акты или отдельные пред-
писания, которым законодатель по необходимости придает об-
ратную силу.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве зави-
сит от места государственного органа в иерархии правотворчес-
ких органов. Акты федеральных органов распространяют свое
действие на всю территорию, республиканские нормативно-пра-
вовые акты —на территории данной республики; акты местных
органов имеют силу на подведомственной им территории. Воз-
можны случаи, когда акты федеральных органов распространя-
ют свое действие только на определенную территорию (напри-
мер, введение чрезвычайного положения).
Рассматривая действие нормативно-правовых актов в простран-
стве, следует упомянуть понятие ≪территория≫ (от лат. terra —зем-
ля). Здесь следует говорить об условной территории. Под терри-
торией Российской Федерации понимаются суша, территори-
альные воды, воздушное пространство над ними и земельные
недра в пределах Государственной границы. Объектами, при-
равненными к государственной территории, являются морские
и воздушные суда, космические корабли и станции, над кото-
рыми поднят российский флаг, трубопроводы, подводные ко-
рабли и другие объекты, принадлежащие России, которые нахо-
дятся в свободном пространстве.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц заклю-
чается в том, что акты распространяются на всех лиц, находя-
щихся на территории их действия. Но существуют специальные
нормативно-правовые акты, которые распространяются только
на определенные категории граждан.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по
кругу лиц может не совпадать:
—нормы обязательного активного избирательного права,
которые не распространяются на некоторые категории
граждан (признанных судом недееспособными, находя-
щихся в местах лишения свободы по приговору суда, не
достигших 18 лет);
- установленные законом льготы в пенсионном обеспечении
распространяются на определенные категории граждан;
- некоторые законы адресованы только гражданам России
и не распространяются на иностранных граждан и лиц
без гражданства (например, Закон о воинской службе)
38. Правотворчество: понятие, принципы, виды
Правотворчество —это одно из основных и важных направ-
лений государственно-властной деятельности. Это деятельность
государственных органов, направленная на совершенствование
законодательства путем создания новых нормативно-правовых
актов, изменения и отмены устаревших норм. Правотворчество
всегда осуществляется управомоченными органами по разработ-
ке, переработке и изданию нормативных актов.
Суть правотворчества заключается в возведении государ-
ственной воли в закон, т. е. в форму юридических предписаний,
имеющих обязательный характер.
Процесс правотворчества можно разделить на две стадии:
1) предварительное формирвание государственной воли при
составлении проекта нормативно-правового акта;
2) закрепление государственной воли в нормах права, пре-
вращения проекта нормативно-правового акта в право-
вой акт, имеющий обязательный характер.
Правотворческий процесс основывается на принципах, ко-
торые способствуют его качеству и эффективности. Такими прин-
ципами правотворчества являются: демократизм, гуманизм, за-
конность, научность, профессионализм, гласность, техничность.
Демократизм проявляется в осуществлении и установлении
демократического порядка подготовки и утверждения норма-
тивных актов посредством привлечения граждан, трудовых кол-
лективов к осуществлению правотворческой деятельности, все-
народного обсуждения законопроектов с помощью средств мас-
совой информации, референдума как высшей формы проявления
демократии.
Гуманизм предполагает направленность правотворческого
процесса на создание нормативных актов, обеспечивающих за-
щиту прав и свобод личности, удовлетворение духовных и мате-
риальных потребностей индивида. Согласно этому принципу
человек и его интересы —это высшая ценность государства.
Законность —принцип законности выражается в строгом и
неуклонном соблюдении установленного порядка принятия и
опубликования нормативных актов. Нормативные акты долж-
ны приниматься строго в пределах компетенции правотворчес-
кого органа и соответствовать конституции страны и действую-
щим законом.
Научность. Научный характер правотворческого процесса
проявляется в целесообразности и соответствии назревшим по-
требностям общественного развития, его объективным законо-
мерностям. Правотворчество должно быть научно-обоснован-
ным, учитывать достижения науки и практики.
Профессионализм предполагает участие в правотворчестве
квалифицированных специалистов, работающих в соответству-
ющих отраслях права, имеющих профессиональную подготовку,
опыт работы.
Гласность. Этот принцип заключается в открытости право-
творческого процесса для общественности и проявляется в пуб-
ликации проектов.
Техничность как принцип предполагает совершенство при-
нимаемых актов, которое достигается путем использования вы-
рабатываемых юридической наукой и проверенных правотвор-
ческой практикой способов подготовки и оформления норма-
тивных текстов и правил законодательной техники.
В Российской Федерации существуют три основные формы
правотворчества:
—принятие нормативных актов органами государства;
—принятие нормативных актов непосредственно народом
(путем референдума);
—заключение различного рода нормативных соглашений.
Принятие нормативных актов органами государства заключа-
ется в праве издания нормативных актов, которым обладают выс-
шие представительные органы Федерации, представительные
органы ее субъектов и органы местного самоуправления. К пра-
вотворческим органам относятся Президент РФ, Государствен-
ная Дума, Правительство РФ, министерства, государственные
комитеты и ведомства Федерации, соответствующие органы рес-
публики, главы администраций национально-государственных
и административно-территориальных образований.
Принятие нормативных актов путем референдума выражается
во всенародном голосовании граждан по законопроектам, дей-
ствующим законам и другим вопросам государственного значе-
ния, итоги референдума обладают высшей юридической силой,
окончательны, не подлежат никакому утверждению и вступают
в законную силу в день опубликования.
Референдум как вид правотворческой деятельности пред-
ставляет собой один из путей расширения демократии и при-
влечения граждан к решению важнейших вопросов государствен-
ной жизни.
Заключение нормативных соглашений —это составление до-
говоров нормативного содержания между различными субъек-
тами права. Например, нормативные соглашения между Рос-
сийской Федерацией и ее субъектами, между самими субъекта-
ми, между государственными органами и общественными
объединениями и др.
39, Понятие и стадии законотворчества
Под законотворчеством следует понимать правотворческий
процесс, предметом которого является принятие закона,
т. е. нормативно-правового акта, который регулирует важней-
шие общественные отношения.
Не имеет юридической силы закон, при принятии которого
не был соблюден порядок его подписания и обнародования.
Законодательный процесс складывается из ряда стадий. Ста-
дии законотворчества представляют собой последовательные и
взаимосвязанные правотворческие действия, из которых скла-
дывается процесс создания нормативных актов.
Для каждого государства количество стадий различно, это за-
висит от разных причин: от структуры парламента, от историчес-
ких традиций и т. п., но для любого законотворческого процесса
обязательны следующие стадии: а) внесение законопроекта (за-
конодательная инициатива); б) обсуждение законопроекта;
в) принятие законопроекта; г) подписание и опубликование.
Для Российской Федерации характерны следующие стадии
законотворческого прцесса.
1. Законодательная инициатива —т. е. внесение проекта на
рассмотрение органа, наделенного Конституцией пол-
номочиями по принятию законодательных актов. Эта
стадия находит свое воплощение в планах правоподгото-
вительных работ, принятие осуществляется в правотвор-
ческой практике. Субъекты права законодательной ини-
циативы в Российской Федерации определены ч. I ст. 104
Конституции РФ 1993 г.;
2. Подготовка текста законопроекта. Эта процедура вклю-
чает в себя несколько этапов: составление текста законо-
проекта, предварительное обсуждение законопреокта, со-
гласование и доработка законопроекта.
При составлении текста используют два принципа: парла-
ментский и ведомственный. С одной стороны, составлением
текста занимаются специалисты соответствующего ведомства, с
другой —над текстом работают постоянные комитеты и комис-
сии высшего законодательного органа.
Предварительное обсуждение проводится с привлечением
заинтересованных органов, а также широких масс обществен-
ности, в форме публикаций, заключений, отзывов.
Согласование проекта —это внесение предложений по тек-
сту проекта заинтересованными органами.
Доработка проекта осуществляется комиссией на основе по-
ступающих замечаний и предложений и заключается в редакти-
ровании текста.
3. Внесение законопроекта в соответствующий правотвор-
ческий орган. Таким правом пользуются представитель-
ные органы, организации и лица, наделенные им по
Конституции. Проект закона вносится вместе с пояс-
нительной запиской, которая содержит обоснования не-
обходимости его принятия, характеристику целей, задач
и основных положений. Если законопроект требует до-
полнительных материальных затрат, прилагается финан-
сово-экономическое обоснование.
4. Обсуждение проекта. Эта процедура осуществляется в
трех чтениях, а законопроект о государственном бюдже-
те в четырех чтениях. При первом чтении проекта заслу-
шивается доклад субъекта законодательной инициати-
вы, депутаты высказывают предложения и замечания в
форме поправок. По результатам обсуждения законода-
тельный орган либо одобряет, либо отклоняет основные
положения проекта. При втором чтении выступает пред-
ставитель комиссии, проводившей доработку, и в резуль-
тате законодательный орган принимает закон, либо от-
клоняет, либо возвращает на доработку. Третье чтение
представляет собой редакционную отработку законопро-
екта.
5. Принятие закона. Осуществляется путем голосования:
большинством или квалифицированным большинством.
Следует отметить, что для российского законодательного
процесса возможно появление дополнительных стадий, так как
принятый Государственной Думой закон направляется в Совет
Федерации для одобрения, и Совет Федерации либо его одоб-
ряет, либо он может отправить закон на доработку в Государ-
ственную Думу. Поэтому появляется дополнительная стадия — повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Феде-
рации.
6. Подписание закона. Одобренный Советом Федерации за-
кон в течение пяти дней направляется на подпись Пре-
зиденту, и в течение 14 дней Президент должен его под-
писать. Если Президент использует свое право на отла-
гательное вето, то возможно появление еще одной
дополнительной стадии —повторное рассмотрение Го-
сударственной Думой и Советом Федерации закона, от-
клоненного Президентом РФ.
После завершения всех этих процедур Президент в течение
семи дней подписывает закон.
7, Официальное опубликование закона. Принятые законы
публикуются в специальных изданиях и официально ог-
лашаются. Неопубликованные законы в Российской Фе-
дерации не принимаются.
Ведомственные акты публикуются министерствами, ведом-
ствами в издаваемых ими бюллетенях. Акты местных органов
власти публикуются в соответствующих бюллетенях.
40. Систематизация нормативно-правовых
актов: понятие и виды
Под систематизацией нормативно-правовых актов понима-
ется деятельность, направленная на совершенствование и упо-
рядочение нормативных актов, приведение их в определенную
систему. Сущность систематизации заключается в устранении
противоречий, несогласованности и других недостатков дей-
ствующего законодательства. Цель систематизации —упорядо-
чение действующего законодательства и придание ему стабиль-
ности.
Приведение нормативно-правовых актов в упорядоченную
систему осуществляется несколькими способами:
—путем издания сборника нормативных актов;
—путем переработки и дополнения действующих норм пра-
ва, т. е. создания новых нормативных актов;
—путем объединения нескольких нормативных актов в один
укрупненный акт.
В результате систематизации нормативно-правовых актов
устраняются противоречия между правовыми нормами, изме-
няются или отменяются устаревшие нормы и создаются новые,
более совершенные, отвечающие потребностям общества. Нор-
мативно-правовые акты группируются по определенным сис-
темным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодатель-
ства и другие систематизированные акты.
Выделяют три основных вида систематизации нормативных
актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.
Инкорпорация представляет собой объединение норматив-
ных актов в сборники в определенном порядке без каких-либо
изменений, содержания. Инкорпорацией занимается система-
тизирующий орган, не имеющий полномочий отменять, или
изменять правовые нормы (например, министерство). Инкор-
порация бывает различных видов:
а) в зависимости от принципа объединения инкорпорация
классифицируется на:
—хронологическую (по годам);
—систематическую (по предмету правового регулиро-
вания).
б) в зависимости от объема охватываемого нормативного
материала на:
—генеральную (полную) —в собрание включаются все
действующие акты определенного уровня или типа;
—частичную —собрания и сборники составляются по
определенным вопросам, сферам государственной де-
ятельности, определенным отраслям законодатель-
ства;
в) по источнику инкорпорация она может быть официаль-
ной и неофициальной:
—официальная осуществляется государственными орга-
нами или по их поручению;
—неофициальная —организациями и частными лица-
ми по своему усмотрению.
Внешняя обработка законодательства при инкорпорации
осуществляется по определенным правилам:
—в акт инкорпорации не включаются нормы, отмененные
или утратившие силу;
—нормативно-правовые акты располагаются в хронологи-
ческом или алфавитно-предметном порядке;
—само содержание нормативно-правовых актов не изме-
няется, но в сборнике отражаются изменения и допол-
нения, внесенные законодательным органом.
Кодификация —это деятельность законодательных государ-
ственных органов по созданию нового сводного систематизиро-
ванного норативно-правового акта, путем переработки действу-
ющего законодательства, чтобы обеспечить единое, внутренне
согласованное регулирование определенной сферы обществен-
ных отношений.
Существуют следующие виды кодификации:
1) всеобщая —принятие серии кодификационных актов по
всем основным охраняемым отраслям законодательства;
2) отраслевая —охватывает законодательство той или иной
отрасли права;
3) комплексная (специальная) —кодификация комплекс-
ных отраслей права либо объединение норм различных
отраслей, регулирующих однохарактерные отношения.
Формы кодификационных актов:
1) основы законодательства —нормативно-правовые акты,
устанавливающие важнейшие положения отраслей пра-
ва или сфер государственного регулирования, основы
образуют нормативную базу для кодификационной дея-
тельности субъектов федерации. Она характерна для фе-
деративных государств;
2) кодексы —содержат нормы права, направленные на ре-
гулирование качественно обособленных общественных
отношений, требующих правовой упорядоченности;
3) уставы —регулируют определенную сферу государствен-
ной деятельности, например, военную службу, работу же-
лезнодорожного транспорта и т. д.;
4) положения —акты определенного действия, которые до-
статочно регулируют статус либо организацию деятель-
ности государственных органов, организаций.
Консолидация законодательства —это форма систематиза-
ции, при которой объединяются несколько нормативно-право-
вых актов, действующих в одной и той же сфере общественных
отношений, в единый свободный нормативно-правовой акт без
изменения содержания.
Консолидация используется в правотворческой деятельно-
сти с целью упорядочения нормативных актов по вопросам уп-
равления, налогообложения и административной деятельнос-
ти, когда можно свести воедино разрозненные нормативные
предписания.
Учет —представляет собой деятельность по сбору, хранению
и поддержанию в рабочем состоянии сведений о действующем
законодательстве. Учет ведется всеми государственными органа-
ми. Сбор подлежащих учету нормативных актов (законов, указов,
распоряжений, постановлений и т. п.) осуществляется различ-
ными способами: ручным, механизированным и автоматизиро-
ванным. При ручном способе ведется журнальный и картотеч-
ный учет. Механизированный способ учета осуществляется пу-
тем применения технических средств, которые позволяют быс-
тро обработать большой массив информации. Автоматизиро-
ванный способ обработки и поиска правовой информации ос-
новывается на использовании компьютеров, позволяющих бы-
стро обработать любой объем информации.
ГЛАВА 5. СИСТЕМА ПРАВА
41. Понятие и структурные элементы системы
права
Система права представляет собой нормативное образова-
ние, которое включает в себя нормы права, правовые институты
и отрасли права, тесно взаимодействующие между собой и обу-
словленные системой общественных отношений:
В качестве структурных элементов системы права выступают:
—отдельные юридические нормы;
—правовые институты;
—отрасли права.
Юридическая норма —один из основных элементов системы
права, выступающий как регулятор конкретных видов обще-
ственных отношений.
Правовой результат достигается действием не одной право-
вой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родствен-
ных норм имеются правовыми институтами. Главным в объеди-
нении правовых норм в правовой институт является признак
однородности сферы регулируемых ими общественных отноше-
ний.
Например: институт основ статуса человека и гражданина в
конституционном праве, в гражданском —институт собствен-
ности и наследования и т. д.
В правовом институте объединяются нормы самого различ-
ного вида. С учетом их классификации в него могут входить нор-
мы различной юридической силы, различные по территории
действия и по другим признакам.
Существует такое понятие, как отраслевой институт и комп-
Лексные институты.
Отраслевой институт образует нормы одной отрасли права.
Например, институт наследования.
Комплексные институты объединяют нормы разных отрас-
лей права, например, институт избирательного права, куда вклю-
чены нормы конституционного и административного права.
Отрасль права —это совокупность правовых институтов, ре-
гулирующих относительно самостоятельную сферу сходных от-
ношений, например, брачно-семейных, имущественных и др.
Отрасль права —крупное подразделение системы права.
Система права складывается из отраслей, а сами отрасли — из подотраслей, институтов и норм права.
Система однородных институтов определенной отрасли
права образует подотрасль права. Подотрасль права —это уже
не институт, но и не отрасль права.
Например: авторское, изобретательное, жилищное право — подотрасли гражданского права; муниципальное —подотрасль
административного.
42. Предмет и метод правового регулирования
как основания деления системы права на
отрасли
В основе деления системы права на отрасли лежат два кри-
терия: предмет правового регулирования и метод правового ре-
гулирования.
Под предметом правового регулирования следует понимать
сферу качественно однородных общественных отношений, ко-
торые регулирует определенная отрасль права.
Он является основным критерием, так как общественные
отношения объективно существуют, их определенный характер
требует и соответствующие правовые формы.
Например, трудовые отношения —это предмет регулирова-
ния трудового права.
Предмет правового регулирования не может быть единствен-
ным критерием деления права на отрасли, так как:
—составляющие его общественные отношения весьма раз-
нообразны;
—одни и те же общественные отношения регулируются раз-
личными отраслями и способами.
Поэтому вспомогательным критерием выделения отраслей
права служит метод правового регулирования.
Под методом правового регулирования понимают совокуп-
ность юридических средств, способов, приемов правового воз-
действия на общественные отношения, составляющие предмет
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|