Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 6 глава





в сфере управления экономическими и социально-куль-

турыми вопросами; и вступают в силу со дня подписа-

ния, если в них не установлен другой срок;

—нормативные акты центральных органов исполнительной

власти (министерств, государственных комитетов и ве-

домств): издаются в виде приказов, инструкций, указа-

ний.

На уровне субъектов Федерации действуют республикан-

ские законы, акты президентов (в республиках), постановления

правительств республик, нормативные акты республиканских

центральных органов исполнительной власти, органов власти

края, области, автономной области, автономных округов, горо-

дов Москвы и Санкт-Петербурга.

Особой разновидностью нормативно-правовых актов счи-

тают локальные нормативные акты (уставы, положения и т. д.),

которые действуют в пределах данного предприятия, учрежде-

ния.

Ведомственные акты, содержащие нормы права, затрагива-

ющие права и свободы граждан, гарантии их осуществления,

подлежат обязательной государственной регистрации в мини-

стерстве юстиции. Государственная регистрация —это проведе-

ние правовой экспертизы данных актов, после чего они подле-



жат официальному опубликанию.

37. Действие нормативно-правовых актов

во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов рассматривается в трех

сферах:

•во времени;

•в пространстве;

•по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени опреде-

ляется двумя позициями:

а) временем вступления в законную силу;

б) временем утраты законой силы.

Момент вступления' в законную силу нормативно-правово-

го акта определяется следующими позициями:

а) указывается в сопутствующем документе;

б)после опубликования;

в) по этапам;

г) с момента принятия;

д) с момента подписания;

е) по истечении десяти дней после опубликования;

ж) с момента получения акта адресатом;

з) с появлением условий, на которые он был расчитан.

Ведомственные нормативно-правовые акты вступают в силу

со дня присвоения им порядкового номера государственной ре-

гистрации.

Нормативно-правовые акты утрачивают силу в трех случаях:

1) по истечении срока действия, на который издан акт;

2) в результате отмены акта, путем публикации решения об



отмене в специальном перечне отмененных актов;

3) в связи с изданием нового нормативного акта, заменяю-

щего прежний.

Нормативно-правовой акт может временно утрачивать за-

конную силу. Основанием такой утраты является приостановле-

ние его действия.

По общему правилу: нормативно-правовые акты обратной

силы не имеют, но могут быть исключения. Это уголовные зако-

ны и нормативные акты административного законодательства,

смягчающие ответственность либо устраняющие наказуемость

деяния, а также нормативно-правовые акты или отдельные пред-

писания, которым законодатель по необходимости придает об-

ратную силу.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве зави-

сит от места государственного органа в иерархии правотворчес-

ких органов. Акты федеральных органов распространяют свое

действие на всю территорию, республиканские нормативно-пра-

вовые акты —на территории данной республики; акты местных

органов имеют силу на подведомственной им территории. Воз-

можны случаи, когда акты федеральных органов распространя-

ют свое действие только на определенную территорию (напри-

мер, введение чрезвычайного положения).

Рассматривая действие нормативно-правовых актов в простран-

стве, следует упомянуть понятие ≪территория≫ (от лат. terra —зем-

ля). Здесь следует говорить об условной территории. Под терри-

торией Российской Федерации понимаются суша, территори-

альные воды, воздушное пространство над ними и земельные

недра в пределах Государственной границы. Объектами, при-

равненными к государственной территории, являются морские



и воздушные суда, космические корабли и станции, над кото-

рыми поднят российский флаг, трубопроводы, подводные ко-

рабли и другие объекты, принадлежащие России, которые нахо-

дятся в свободном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц заклю-

чается в том, что акты распространяются на всех лиц, находя-

щихся на территории их действия. Но существуют специальные

нормативно-правовые акты, которые распространяются только

на определенные категории граждан.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по

кругу лиц может не совпадать:

—нормы обязательного активного избирательного права,

которые не распространяются на некоторые категории

граждан (признанных судом недееспособными, находя-

щихся в местах лишения свободы по приговору суда, не

достигших 18 лет);

- установленные законом льготы в пенсионном обеспечении

распространяются на определенные категории граждан;

- некоторые законы адресованы только гражданам России

и не распространяются на иностранных граждан и лиц

без гражданства (например, Закон о воинской службе)

38. Правотворчество: понятие, принципы, виды

Правотворчество —это одно из основных и важных направ-

лений государственно-властной деятельности. Это деятельность

государственных органов, направленная на совершенствование

законодательства путем создания новых нормативно-правовых

актов, изменения и отмены устаревших норм. Правотворчество

всегда осуществляется управомоченными органами по разработ-

ке, переработке и изданию нормативных актов.

Суть правотворчества заключается в возведении государ-

ственной воли в закон, т. е. в форму юридических предписаний,

имеющих обязательный характер.

Процесс правотворчества можно разделить на две стадии:

1) предварительное формирвание государственной воли при

составлении проекта нормативно-правового акта;

2) закрепление государственной воли в нормах права, пре-

вращения проекта нормативно-правового акта в право-

вой акт, имеющий обязательный характер.

Правотворческий процесс основывается на принципах, ко-

торые способствуют его качеству и эффективности. Такими прин-

ципами правотворчества являются: демократизм, гуманизм, за-

конность, научность, профессионализм, гласность, техничность.

Демократизм проявляется в осуществлении и установлении

демократического порядка подготовки и утверждения норма-

тивных актов посредством привлечения граждан, трудовых кол-

лективов к осуществлению правотворческой деятельности, все-

народного обсуждения законопроектов с помощью средств мас-

совой информации, референдума как высшей формы проявления

демократии.

Гуманизм предполагает направленность правотворческого

процесса на создание нормативных актов, обеспечивающих за-

щиту прав и свобод личности, удовлетворение духовных и мате-

риальных потребностей индивида. Согласно этому принципу

человек и его интересы —это высшая ценность государства.

Законность —принцип законности выражается в строгом и

неуклонном соблюдении установленного порядка принятия и

опубликования нормативных актов. Нормативные акты долж-

ны приниматься строго в пределах компетенции правотворчес-

кого органа и соответствовать конституции страны и действую-

щим законом.

Научность. Научный характер правотворческого процесса

проявляется в целесообразности и соответствии назревшим по-

требностям общественного развития, его объективным законо-

мерностям. Правотворчество должно быть научно-обоснован-

ным, учитывать достижения науки и практики.

Профессионализм предполагает участие в правотворчестве

квалифицированных специалистов, работающих в соответству-

ющих отраслях права, имеющих профессиональную подготовку,

опыт работы.

Гласность. Этот принцип заключается в открытости право-

творческого процесса для общественности и проявляется в пуб-

ликации проектов.

Техничность как принцип предполагает совершенство при-

нимаемых актов, которое достигается путем использования вы-

рабатываемых юридической наукой и проверенных правотвор-

ческой практикой способов подготовки и оформления норма-

тивных текстов и правил законодательной техники.

В Российской Федерации существуют три основные формы

правотворчества:

—принятие нормативных актов органами государства;

—принятие нормативных актов непосредственно народом

(путем референдума);

—заключение различного рода нормативных соглашений.

Принятие нормативных актов органами государства заключа-

ется в праве издания нормативных актов, которым обладают выс-

шие представительные органы Федерации, представительные

органы ее субъектов и органы местного самоуправления. К пра-

вотворческим органам относятся Президент РФ, Государствен-

ная Дума, Правительство РФ, министерства, государственные

комитеты и ведомства Федерации, соответствующие органы рес-

публики, главы администраций национально-государственных

и административно-территориальных образований.

Принятие нормативных актов путем референдума выражается

во всенародном голосовании граждан по законопроектам, дей-

ствующим законам и другим вопросам государственного значе-

ния, итоги референдума обладают высшей юридической силой,

окончательны, не подлежат никакому утверждению и вступают

в законную силу в день опубликования.

Референдум как вид правотворческой деятельности пред-

ставляет собой один из путей расширения демократии и при-

влечения граждан к решению важнейших вопросов государствен-

ной жизни.

Заключение нормативных соглашений —это составление до-

говоров нормативного содержания между различными субъек-

тами права. Например, нормативные соглашения между Рос-

сийской Федерацией и ее субъектами, между самими субъекта-

ми, между государственными органами и общественными

объединениями и др.

39, Понятие и стадии законотворчества

Под законотворчеством следует понимать правотворческий

процесс, предметом которого является принятие закона,

т. е. нормативно-правового акта, который регулирует важней-

шие общественные отношения.

Не имеет юридической силы закон, при принятии которого

не был соблюден порядок его подписания и обнародования.

Законодательный процесс складывается из ряда стадий. Ста-

дии законотворчества представляют собой последовательные и

взаимосвязанные правотворческие действия, из которых скла-

дывается процесс создания нормативных актов.

Для каждого государства количество стадий различно, это за-

висит от разных причин: от структуры парламента, от историчес-

ких традиций и т. п., но для любого законотворческого процесса

обязательны следующие стадии: а) внесение законопроекта (за-

конодательная инициатива); б) обсуждение законопроекта;

в) принятие законопроекта; г) подписание и опубликование.

Для Российской Федерации характерны следующие стадии

законотворческого прцесса.

1. Законодательная инициатива —т. е. внесение проекта на

рассмотрение органа, наделенного Конституцией пол-

номочиями по принятию законодательных актов. Эта

стадия находит свое воплощение в планах правоподгото-

вительных работ, принятие осуществляется в правотвор-

ческой практике. Субъекты права законодательной ини-

циативы в Российской Федерации определены ч. I ст. 104

Конституции РФ 1993 г.;

2. Подготовка текста законопроекта. Эта процедура вклю-

чает в себя несколько этапов: составление текста законо-

проекта, предварительное обсуждение законопреокта, со-

гласование и доработка законопроекта.

При составлении текста используют два принципа: парла-

ментский и ведомственный. С одной стороны, составлением

текста занимаются специалисты соответствующего ведомства, с

другой —над текстом работают постоянные комитеты и комис-

сии высшего законодательного органа.

Предварительное обсуждение проводится с привлечением

заинтересованных органов, а также широких масс обществен-

ности, в форме публикаций, заключений, отзывов.

Согласование проекта —это внесение предложений по тек-

сту проекта заинтересованными органами.

Доработка проекта осуществляется комиссией на основе по-

ступающих замечаний и предложений и заключается в редакти-

ровании текста.

3. Внесение законопроекта в соответствующий правотвор-

ческий орган. Таким правом пользуются представитель-

ные органы, организации и лица, наделенные им по

Конституции. Проект закона вносится вместе с пояс-

нительной запиской, которая содержит обоснования не-

обходимости его принятия, характеристику целей, задач

и основных положений. Если законопроект требует до-

полнительных материальных затрат, прилагается финан-

сово-экономическое обоснование.

4. Обсуждение проекта. Эта процедура осуществляется в

трех чтениях, а законопроект о государственном бюдже-

те в четырех чтениях. При первом чтении проекта заслу-

шивается доклад субъекта законодательной инициати-

вы, депутаты высказывают предложения и замечания в

форме поправок. По результатам обсуждения законода-

тельный орган либо одобряет, либо отклоняет основные

положения проекта. При втором чтении выступает пред-

ставитель комиссии, проводившей доработку, и в резуль-

тате законодательный орган принимает закон, либо от-

клоняет, либо возвращает на доработку. Третье чтение

представляет собой редакционную отработку законопро-

екта.

5. Принятие закона. Осуществляется путем голосования:

большинством или квалифицированным большинством.

Следует отметить, что для российского законодательного

процесса возможно появление дополнительных стадий, так как

принятый Государственной Думой закон направляется в Совет

Федерации для одобрения, и Совет Федерации либо его одоб-

ряет, либо он может отправить закон на доработку в Государ-

ственную Думу. Поэтому появляется дополнительная стадия — повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Феде-

рации.

6. Подписание закона. Одобренный Советом Федерации за-

кон в течение пяти дней направляется на подпись Пре-

зиденту, и в течение 14 дней Президент должен его под-

писать. Если Президент использует свое право на отла-

гательное вето, то возможно появление еще одной

дополнительной стадии —повторное рассмотрение Го-

сударственной Думой и Советом Федерации закона, от-

клоненного Президентом РФ.

После завершения всех этих процедур Президент в течение

семи дней подписывает закон.

7, Официальное опубликование закона. Принятые законы

публикуются в специальных изданиях и официально ог-

лашаются. Неопубликованные законы в Российской Фе-

дерации не принимаются.

Ведомственные акты публикуются министерствами, ведом-

ствами в издаваемых ими бюллетенях. Акты местных органов

власти публикуются в соответствующих бюллетенях.

40. Систематизация нормативно-правовых

актов: понятие и виды

Под систематизацией нормативно-правовых актов понима-

ется деятельность, направленная на совершенствование и упо-

рядочение нормативных актов, приведение их в определенную

систему. Сущность систематизации заключается в устранении

противоречий, несогласованности и других недостатков дей-

ствующего законодательства. Цель систематизации —упорядо-

чение действующего законодательства и придание ему стабиль-

ности.

Приведение нормативно-правовых актов в упорядоченную

систему осуществляется несколькими способами:

—путем издания сборника нормативных актов;

—путем переработки и дополнения действующих норм пра-

ва, т. е. создания новых нормативных актов;

—путем объединения нескольких нормативных актов в один

укрупненный акт.

В результате систематизации нормативно-правовых актов

устраняются противоречия между правовыми нормами, изме-

няются или отменяются устаревшие нормы и создаются новые,

более совершенные, отвечающие потребностям общества. Нор-

мативно-правовые акты группируются по определенным сис-

темным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодатель-

ства и другие систематизированные акты.

Выделяют три основных вида систематизации нормативных

актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация представляет собой объединение норматив-

ных актов в сборники в определенном порядке без каких-либо

изменений, содержания. Инкорпорацией занимается система-

тизирующий орган, не имеющий полномочий отменять, или

изменять правовые нормы (например, министерство). Инкор-

порация бывает различных видов:

а) в зависимости от принципа объединения инкорпорация

классифицируется на:

—хронологическую (по годам);

—систематическую (по предмету правового регулиро-

вания).

б) в зависимости от объема охватываемого нормативного

материала на:

—генеральную (полную) —в собрание включаются все

действующие акты определенного уровня или типа;

—частичную —собрания и сборники составляются по

определенным вопросам, сферам государственной де-

ятельности, определенным отраслям законодатель-

ства;

в) по источнику инкорпорация она может быть официаль-

ной и неофициальной:

—официальная осуществляется государственными орга-

нами или по их поручению;

—неофициальная —организациями и частными лица-

ми по своему усмотрению.

Внешняя обработка законодательства при инкорпорации

осуществляется по определенным правилам:

—в акт инкорпорации не включаются нормы, отмененные

или утратившие силу;

—нормативно-правовые акты располагаются в хронологи-

ческом или алфавитно-предметном порядке;

—само содержание нормативно-правовых актов не изме-

няется, но в сборнике отражаются изменения и допол-

нения, внесенные законодательным органом.

Кодификация —это деятельность законодательных государ-

ственных органов по созданию нового сводного систематизиро-

ванного норативно-правового акта, путем переработки действу-

ющего законодательства, чтобы обеспечить единое, внутренне

согласованное регулирование определенной сферы обществен-

ных отношений.

Существуют следующие виды кодификации:

1) всеобщая —принятие серии кодификационных актов по

всем основным охраняемым отраслям законодательства;

2) отраслевая —охватывает законодательство той или иной

отрасли права;

3) комплексная (специальная) —кодификация комплекс-

ных отраслей права либо объединение норм различных

отраслей, регулирующих однохарактерные отношения.

Формы кодификационных актов:

1) основы законодательства —нормативно-правовые акты,

устанавливающие важнейшие положения отраслей пра-

ва или сфер государственного регулирования, основы

образуют нормативную базу для кодификационной дея-

тельности субъектов федерации. Она характерна для фе-

деративных государств;

2) кодексы —содержат нормы права, направленные на ре-

гулирование качественно обособленных общественных

отношений, требующих правовой упорядоченности;

3) уставы —регулируют определенную сферу государствен-

ной деятельности, например, военную службу, работу же-

лезнодорожного транспорта и т. д.;

4) положения —акты определенного действия, которые до-

статочно регулируют статус либо организацию деятель-

ности государственных органов, организаций.

Консолидация законодательства —это форма систематиза-

ции, при которой объединяются несколько нормативно-право-

вых актов, действующих в одной и той же сфере общественных

отношений, в единый свободный нормативно-правовой акт без

изменения содержания.

Консолидация используется в правотворческой деятельно-

сти с целью упорядочения нормативных актов по вопросам уп-

равления, налогообложения и административной деятельнос-

ти, когда можно свести воедино разрозненные нормативные

предписания.

Учет —представляет собой деятельность по сбору, хранению

и поддержанию в рабочем состоянии сведений о действующем

законодательстве. Учет ведется всеми государственными органа-

ми. Сбор подлежащих учету нормативных актов (законов, указов,

распоряжений, постановлений и т. п.) осуществляется различ-

ными способами: ручным, механизированным и автоматизиро-

ванным. При ручном способе ведется журнальный и картотеч-

ный учет. Механизированный способ учета осуществляется пу-

тем применения технических средств, которые позволяют быс-

тро обработать большой массив информации. Автоматизиро-

ванный способ обработки и поиска правовой информации ос-

новывается на использовании компьютеров, позволяющих бы-

стро обработать любой объем информации.

ГЛАВА 5. СИСТЕМА ПРАВА

41. Понятие и структурные элементы системы

права

Система права представляет собой нормативное образова-

ние, которое включает в себя нормы права, правовые институты

и отрасли права, тесно взаимодействующие между собой и обу-

словленные системой общественных отношений:

В качестве структурных элементов системы права выступают:

—отдельные юридические нормы;

—правовые институты;

—отрасли права.

Юридическая норма —один из основных элементов системы

права, выступающий как регулятор конкретных видов обще-

ственных отношений.

Правовой результат достигается действием не одной право-

вой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родствен-

ных норм имеются правовыми институтами. Главным в объеди-

нении правовых норм в правовой институт является признак

однородности сферы регулируемых ими общественных отноше-

ний.

Например: институт основ статуса человека и гражданина в

конституционном праве, в гражданском —институт собствен-

ности и наследования и т. д.

В правовом институте объединяются нормы самого различ-

ного вида. С учетом их классификации в него могут входить нор-

мы различной юридической силы, различные по территории

действия и по другим признакам.

Существует такое понятие, как отраслевой институт и комп-

Лексные институты.

Отраслевой институт образует нормы одной отрасли права.

Например, институт наследования.

Комплексные институты объединяют нормы разных отрас-

лей права, например, институт избирательного права, куда вклю-

чены нормы конституционного и административного права.

Отрасль права —это совокупность правовых институтов, ре-

гулирующих относительно самостоятельную сферу сходных от-

ношений, например, брачно-семейных, имущественных и др.

Отрасль права —крупное подразделение системы права.

Система права складывается из отраслей, а сами отрасли — из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли

права образует подотрасль права. Подотрасль права —это уже

не институт, но и не отрасль права.

Например: авторское, изобретательное, жилищное право — подотрасли гражданского права; муниципальное —подотрасль

административного.

42. Предмет и метод правового регулирования

как основания деления системы права на

отрасли

В основе деления системы права на отрасли лежат два кри-

терия: предмет правового регулирования и метод правового ре-

гулирования.

Под предметом правового регулирования следует понимать

сферу качественно однородных общественных отношений, ко-

торые регулирует определенная отрасль права.

Он является основным критерием, так как общественные

отношения объективно существуют, их определенный характер

требует и соответствующие правовые формы.

Например, трудовые отношения —это предмет регулирова-

ния трудового права.

Предмет правового регулирования не может быть единствен-

ным критерием деления права на отрасли, так как:

—составляющие его общественные отношения весьма раз-

нообразны;

—одни и те же общественные отношения регулируются раз-

личными отраслями и способами.

Поэтому вспомогательным критерием выделения отраслей

права служит метод правового регулирования.

Под методом правового регулирования понимают совокуп-

ность юридических средств, способов, приемов правового воз-

действия на общественные отношения, составляющие предмет

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.