Сделай Сам Свою Работу на 5

ВИДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Рис. 7.1

 

Они, как правило, связаны с улучшением материального благосостояния граждан, условий их труда и отдыха, укреплением дисциплины и организованности, а также с другими позитивными изменениями в обществе. Направ­ленные на решение указанных задач, эти меры попутно устраняют негативные процессы и явления, выполняя при этом опосредован­но функцию предупреждения преступлений.

Следует признать, что в настоящее время общесоциальный уро­вень в значительной мере ослаблен из-за наличия различных соци­ально-экономических негативных процессов, осложняющих жизнеобеспеченность членов нашего общества.

Специально-криминологический уровень предупреждения преступле­ний характеризуется совокупностью мер, специально направленных на устранение причин преступности или конкретных преступных про­явлений. Масштаб их применения, как правило, намного меньше, чем у общесоциальных мер, хотя в некоторых случаях он приобретает зна­чительные размеры и охватывает, например, целые отрасли народно­го хозяйства или распространяется на отдельные категории лиц (не­совершеннолетних преступников, рецидивистов и т.д.).

Специально-криминологическое предупреждение преступле­ний — это социальный процесс, основой которого является при­менение отвечающих требованиям общественной морали и закон­ности специальных методов и приемов, знаний и навыков регули­рования социальных отношений в целях ликвидации тех их отрицательных последствий, которые могут вызвать совершение преступлений.

Специальное криминологическое предупреждение называется таковым не только потому, что оно направлено на достижение ука­занных целей, но и потому, что требует специальных криминологи­ческих знаний, которые необходимы и при разработке комплекс­ных планов и целевых программ, и при выработке и реализации мер предупреждения отдельных видов преступлений и т.д.

Помимо отмеченной дифференциации предупреждения пре­ступлений в криминологической литературе в рамках общесоци­альных и специально-криминологических мер выделяются его уров­ни на основе вертикальной структуры их применения.



Первый уровень (высший) предусматривает решение крупных со­циальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности общества, выражающееся в социально-экономических преобразо­ваниях, усилении воспитательной и идеологической работы, а в целом — в совершенствовании общественных отношений на данном этапе развития общества. Этим обеспечивается планомерное опосредованное воздействие на все звенья антиобщественного по­ведения личности, начиная с момента ее формирования и кончая воздействием на уже сформированные мотивы поведения.

Второй уровень (средний) влечет за собой предупредительно-про­филактическое воздействие на конкретные социальные группы и общественные слои населения, подвергнутые влиянию отрицатель­ных тенденций. На этом уровне, например, могут приниматься меры по трудоустройству выпускников школ, не поступивших в высшие, средние или специальные учебные заведения, наведению должно­го порядка и культуры обслуживания в системе торговли и бытово­го обслуживания и т.п.

Третий уровень (низший) связан с индивидуально-профилакти­ческим воздействием на конкретных лиц. Задача такого воздействия состоит в позитивном изменении системы ценностных ориентации человека, в преодолении его антиобщественных взглядов и устано­вок, переориентации поведения в социально одобряемом направ­лении.

Все вышеназванные уровни предупреждения преступлений на­ходятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Персонализация применяемых мер служит основой для выделения общего и индивидуального предупреждения преступлений, имеющих свою специфику, выражающуюся как в способах и приемах воздей­ствия на объект регулирования, так и в самом характере объекта. Оба этих вида предупреждения преступлений находятся между собой в диалектической взаимосвязи и дополняют друг друга.

Общее предупреждение преступлений состоит в деятельности, ко­торая обеспечивает позитивное воздействие на социальные процес­сы и способствует устранению действия криминогенных факторов. Оно осуществляется в рамках общества в целом, отдельных регио­нов, а также в отношении различных социальных групп и коллек­тивов и преследует цель мобилизовать членов общества на борьбу с теми явлениями социальной действительности, которые при опре­деленных условиях создают возможность перехода индивидов на антиобщественные позиции. По своей сути общее предупреждение преступлений направлено на такое управление социальными про­цессами, которое противодействует проявлению предпосылок ан­тиобщественного поведения и возможности его перерастания в преступное. Объектом общего предупреждения преступлений служат детерминанты преступности, криминогенные явления различного уровня: влияющие в целом на преступность, ее динамику и струк­туру; на отдельные виды и группы преступлений, на конкретные преступления и личность преступника.

Общее предупреждение преступлений связано с целенаправлен­ным воздействием субъектов этой деятельности на недостатки кри­миногенного характера в организации и управлении социальными общностями, государственными органами и общественными орга­низациями. С определенной степенью условности сферы примене­ния общего предупреждения преступлений можно подразделить (в зависимости от характера и содержания тех общественных отно­шений, которые подлежат урегулированию с точки зрения избав­ления от элементов криминогенности) на экономическую, идеоло­гическую, культурно-воспитательную, организационно-хозяй­ственную и иные.

Общее предупреждение преступлений может быть эффективным лишь тогда, когда оно сочетается с другими средствами предупре­дительного воздействия, в частности с индивидуальным предупреж­дением преступлений.

Индивидуальное предупреждение преступлений состоит в непос­редственной воспитательной работе с конкретным человеком, и лишь в том случае, когда его поведение свидетельствует о реальной возможности перехода на преступный путь. С практической сторо­ны индивидуальное предупреждение — это выявление лиц, склон­ных к совершению преступлений, изучение их, оказание на них положительного воздействия с целью недопущения совершения преступлений. Непосредственными объектами индивидуального предупреждения являются как конкретные лица, так и окружаю­щая их микросреда.

Меры индивидуального предупреждения преступлений призва­ны не только устранить либо исправить отрицательные черты внут­реннего мира, сложившиеся антиобщественные ориентации, но и постепенно сформировать такие качества, которые могут обеспе­чить неуклонное соблюдение социальных норм и правил обществен­ной морали.

Предупредительное воздействие на конкретную социальную сре­ду включает меры позитивного регулирования элементов материального и духовного порядка, оздоровляющие условия среды бли­жайшего окружения профилактируемого лица. Воздействуя на не­благоприятные условия, меры индивидуального предупреждения обеспечивают устранение либо нейтрализацию источников вред­ного влияния на личность.

При осуществлении индивидуального предупредительного воз­действия необходимо также исходить из того, что формирование преступного поведения не является единовременным актом, а про­исходит постепенно и на различных этапах жизнедеятельности ан­тиобщественная направленность индивида выражается по-разно­му и с неодинаковой степенью интенсивности. Здесь, по нашему мнению, речь следует вести не только о конкретных носителях ан­тиобщественных взглядов, но и о степени выраженности кримино­генной «зараженности» тех или иных явлений и процессов. Чем раньше на такие объекты будет оказано предупредительное воздей­ствие, тем больше вероятность получить ожидаемый профилакти­ческий эффект. Поэтому допустимо говорить о двух основных фор­мах индивидуального предупредительного воздействия: ранней и непосредственной. Основанием для такого разграничения служат степень социальной «испорченности» лица либо интенсивность проявления криминогенных элементов в том или ином явлении или процессе.

Раннее предупреждение, по времени значительно опережает воз­можные отрицательные последствия и применяется тогда, когда криминогенность только начинает проявляться, но еще не достиг­ла большой интенсивности. В этом случае наступление отрицатель­ных последствий хотя и возможно, но еще отдалено по времени. Сказанное можно проиллюстрировать на группе подростков. Как обычно, такие группы образуются на основе общих интересов и влечений, не носящих антиобщественного характера. Но как толь­ко в группе станут проявляться антиобщественные настроения либо к ней примкнут лица, совершающие правонарушения (хотя их от­рицательное влияние еще не стало преобладающим), необходимо раннее вмешательство в процесс дальнейшего формирования ха­рактера направленности группы и ее переориентация в социально полезном направлении. Если же антиобщественные позиции груп­пы подростков уже сформировались и лидерство в ней заняли те, кто склонен к совершению преступлений, то следует проводить непосредственное воспитательно-профилактическое воздействие как в отношении всей группы, так и каждого ее участника, вплоть да принятия административно-правовых мер.

Непосредственное предупредительное воздействие осуществляет­ся тогда, когда криминогенные элементы как в личности, так и в явлениях (процессах) уже достаточно закрепились (например, лицо уже находится в состоянии, близком к совершению преступления, или в интересующем нас явлении криминогенные элементы стали преобладающими). В этой ситуации наряду с профилактическими применяются и меры предотвращения преступлений в целях недо­пущения конкретным лицом замышленного или готовящегося уго­ловно наказуемого деяния, склонения к добровольному отказу от его совершения.

Процесс индивидуального предупреждения складывается из выполнения соответствующей работы на следующих основных этапах:

подготовительного, который заключается в выявлении и изу­чении лиц с антиобщественными установками и ориентациями, а также элементов микросреды, оказывающих на них отрицатель­ное влияние;

непосредственного, состоящего из комплекса мероприятий по организации, планированию и непосредственному практически-преобразовательному воздействию на личность и окружающую ее среду;

заключительного, когда осуществляется анализ и проверка ре­зультатов проведенных профилактических мероприятий, намеча­ются новые цели и задачи по закреплению достигнутого.

Важнейшим требованием, предъявляемым к индивидуально­му предупреждению преступлений, является педагогическая под­готовленность и психологическая обоснованность этой деятель­ности, поскольку речь идет о конкретной личности, нуждающей­ся в педагогической коррекции поведения и имеющей свои индивидуально-психологические особенности. Исходя из этого, можно выделить:

а) лиц, обнаруживших первые признаки социальной неустой­чивости поведения (нарушение простейших норм морали, правил общежития, совершение малозначительных правонарушений), лег­ко поддающихся отрицательному влиянию;

б) лиц, поведение и образ жизни которых свидетельствует о не­уважении к социальным нормам, о наличии системы в нарушении их требований;

в) лиц, ранее совершивших преступления.

Помимо этих типологических характеристик следует также учитывать индивидуальные особенности лиц, в отношении ко­торых осуществляется предупредительное воздействие (особен­ности их духовного облика, привычные формы поведения, жиз­ненный опыт, ценностные ориентации, специфика условий, в которых формировалась личность). Изучение и использование типологических особенностей позволяют выработать наиболее действенную программу социального оздоровления личности, избрать педагогически и психологически верные приемы воздей­ствия на нее.

В этой связи особую значимость приобретают такие педагоги­ческие меры индивидуального предупреждения преступлений, как воспитание в коллективе и через коллектив, умелое сочетание убеж­дения и принуждения, целенаправленность и непрерывность вос­питательного процесса, преемственность и систематичность вос­питательных мероприятий, индивидуальный подход.

Общее и индивидуальное предупреждение преступлений в ли­тературе часто обозначают как их профилактику. С таким их назва­нием следует согласиться, учитывая семантическую близость этих терминов. В то же время термин «профилактика» используется для характеристики не только криминологического вида деятельнос­ти, направленного на недопущение самой возможности соверше­ния преступления. Выделяется несколько иных разновидностей профилактики, к числу которых относятся:

моральная — утверждение нравственных принципов, предписа­ний и оценок, моделирующих определенный тип поведения и ста­вящих его под контроль общественной морали;

правовая — направленная на недопущение правонарушений и любых форм противоправного поведения;

уголовно-правовая — осуществляемая в отношении лиц, совер­шивших преступления и нуждающихся в исправлении и перевос­питании;

виктимологическая — направленная на лиц, которые могут стать жертвами преступления.

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.