Сделай Сам Свою Работу на 5

СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ПП)

 

Среди субъектов предупреждения преступности особое место принадлежит государственным органам законодательной и исполни­тельной власти и органам местного самоуправления. Реализуя прин­ципы народовластия, они осуществляют управление социально-экономическими процессами, реализуют государственное руковод­ство экономикой и социально-культурным строительством, здравоохранением, образованием, социальной защитой населения на подведомственных территориях. Из всех субъектов предупреди­тельной деятельности они наделены и обладают наиболее конкрет­ными и реальными возможностями в области предупреждения пре­ступности, а именно:

в пределах своей компетенции осуществляют руководство все­ми субъектами предупреждения на подведомственной территории;

осуществляют координацию деятельности государственных и об­щественных органов при реализации комплексных мер по предуп­реждению преступлений;

координируют на своей территории работу всех субъектов про­филактики преступлений, обеспечивая им условия надлежащего функционирования и реализации перспективных и первоочеред­ных задач в этой области;

совместно с другими субъектами предупредительной деятельно­сти разрабатывают и утверждают программы и комплексные пла­ны профилактики.

В условиях дальнейшей демократизации общества многократно возрастает роль и значение общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в укреплении законности, усилении охра­ны прав личности, воспитании людей в духе уважения к закону.

Необходимость участия граждан, общественных организаций и формирований трудовых коллективов в деле предупреждения пре­ступлений вызывается рядом объективных и субъективных факто­ров: расширением демократии и политического творчества масс; возрастанием уровня правосознания граждан, их социально-пра­вовой активности в преодолении недостатков и борьбе с негатив­ными явлениями; активной поддержкой массами проводимого го­сударством курса на предупреждение преступлений; комплексным подходом к осуществлению предупреждения правонарушений, не­обходимостью управления социальными процессами и регулиро­вания общественных отношений в сфере упрочения законности и укрепления правопорядка и др.



Участвующие в предупреждении преступлений общественные организации, самодеятельные добровольные формирования, ис­ходя из территориального масштаба их деятельности, места, ко­торое занимает предупредительная работа в числе их основных задач, функций и компетенции, можно разделить на три основ­ные группы:

а) массовые общественные организации, действующие на осно­ве уставов и положений (политические партии и молодежные фор­мирования, профсоюзы, кооперативные объединения, доброволь­ные спортивные объединения, творческие союзы, общественные и религиозные организации и фонды), имеющие вертикальную и го­ризонтальную структуры и действующие как в масштабах страны, так и отдельных регионов, районов, городов, а также предприятий и учреждений;

б) общественность, участвующая в деятельности государствен­ных, представительных и правоохранительных органов (комиссии по борьбе с пьянством, по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, по бытовому и трудовому уст­ройству, внештатные сотрудники милиции и общественные помощ­ники следователей, службы безопасности, частные детективные и охранные предприятия);

в) органы, организации, отдельные представители местной об­щественной самодеятельности (общественные объединения право­охранительной направленности, добровольные народные дружины, инспекции по делам несовершеннолетних на общественных нача­лах, общественные воспитатели, общественные пункты охраны порядка).

Первая группа общественных организаций осуществляет главным образом меры общего предупреждения преступлений (социально-экономические, культурно-воспитательные и т.д.)- Главная их зада­ча — раннее предупреждение антиобщественных проявлений.

Вторая, действуя на основе положений, утвержденных актами высшей государственной власти, а также на основе ведомственных нормативных актов, реализует меры общего и индивидуального предупреждения преступлений.

Третья группа формирований общественности наиболее много­образна и менее упорядоченна. Она занимается непосредственно общей и индивидуальной профилактикой правонарушений либо организацией общественной деятельности самодеятельных форми­рований по предупреждению антиобщественных проявлений.

Предупредительная деятельность общественных организаций строится в соответствии с их задачами и компетенцией. Как пра­вило, она включает проведение следующих мероприятий:

обсуждение вопросов предупреждения преступлений на текущий момент и в ближайшей перспективе; участие в текущем и перспек­тивном планировании предупредительной деятельности, в закреп­лении ее задач и форм в совместных с правоохранительными орга­нами нормативных и методических документах;

использование мер общественного воздействия в отношении лиц с отклоняющимся поведением с тем, чтобы предупредить дальнейшую деморализацию личности и обеспечить своевременную кор­рекцию ее поведения;

выявление криминогенно опасных очагов семейно-бытовых кон­фликтов и принятие мер к их устранению;

проведение индивидуальных и групповых бесед, обсуждение поведения конкретных лиц на собраниях, заседаниях выборных органов, осуществление общественного контроля за поведением лиц, склонных к совершению преступлений;

осуществление общественного контроля за соблюдением зако­нодательства о трудовой дисциплине и условиях труда, об охране собственности, борьба с пьянством и другими негативными явле­ниями;

проведение рейдов, патрулирования в общественных местах в целях предупреждения и пресечения преступных и иных антиоб­щественных проявлений.

К числу правоохранительных органов, как субъектов предупреж­дения преступлений, относятся органы внутренних дел, федераль­ной безопасности, юстиции, госкомитета по противодействию не­законному обороту наркотиков, таможенные органы, арбитраж, суды и прокуратура. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, при­влечения к административной и уголовной ответственности, при­менения гражданско-правовых, административно-правовых и уго­ловно-правовых санкций. Профилактическая деятельность пра­воохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (ук­репление трудовой дисциплины и организованности, прокурорс­кий надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйствен­ные отношения, и т.д.).

Важной особенностью правоохранительных органов как субъек­тов профилактики является то, что осуществляемые ими меропри­ятия предполагают обязательное включение в работу по устране­нию криминогенных факторов. Правоохранительные органы вы­являют нарушения закона и причины этого и предлагают устранить их должностным лицам, в компетенцию которых входит решение таких вопросов. Меры же, направленные на коррекцию личности, а также предупреждение рецидива преступлений, осуществляются самими правоохранительными органами с использованием в необ­ходимых случаях помощи других субъектов.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет пре­дупреждение преступлений в пределах своей компетенции, кон­кретных целей и задач. При этом следует отметить, что позитив­ное влияние системы правоохранительных органов на уровень преступности в значительной степени ограничено объективными обстоятельствами: правоохранительные органы не имеют возмож­ностей прямого воздействия на формирование у лица таких важ­ных элементов криминогенной мотивации, как потребности, ин­тересы, цели и средства достижения преступных намерений. Толь­ко частично они влияют на формирование правосознания путем общей и индивидуальной превенции, устранения причин и усло­вий конкретных преступлений, принятия уголовно-правовых мер воздействия на лиц, совершивших преступления, а также исправ­ления и перевоспитания осужденных. Однако эти обстоятельства не исключают участия правоохранительных органов в процессе предупреждения преступлений и профилактического воздействия на конкретное лицо.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предуп­реждения преступности. Это вытекает из особенностей их функ­ций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих пре­дупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первона­чальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в орга­ны милиции, которые выполняют основной объем работы по пре­дупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит прежде всего делу предупреждения пре­ступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступ­ления, принимая меры по обеспечению сохранности собственнос­ти, опираются в своей деятельности на помощь других государствен­ных органов, коллективы трудящихся и общественность.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, воз­никли межнациональные конфликты, участились проявления тер­роризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работинкам милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие как ОМОН (отряды милиции особого назна­чения) и подразделения по борьбе с организованной преступнос­тью, призванные действовать в экстремальных условиях.

Особо важное значение в предупредительной деятельности ор­ганов внутренних дел придается их связи с общественностью, опо­ре на общественные организации по месту жительства и в трудовых коллективах. Именно в этом состоит главный источник наращива­ния усилий в деле повышения эффективности деятельности по пре­дупреждению преступлений.

В предупредительной работе органов внутренних дел можно вы­делить следующие основные ее виды:

разработка и осуществление общих направлений предупрежде­ния преступлений на основе анализа состояния, структуры и дина­мики преступности;

конкретизация общих направлений до уровня решения отдель­ных задач на более уязвимых в криминогенном отношении терри­ториях и объектах народного хозяйства;

проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактическом учете либо нарушающими нор­мы общественной жизни;

работа с конкретными лицами, склонными к совершению пре­ступлений, и ранее судимыми с целью недопущения совершения ими преступлений;

предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел;

пресечение и раскрытие совершенных преступлений.

Место и роль прокуратуры в системе предупреждения преступле­ний определяется ее функцией высшего надзора за точным исполне­нием законов на территории всей страны. Выполняя эту "функцию, прокуроры не только сами решают стоящие перед ними задачи пре­дупреждения преступности, но и осуществляют контроль за деятель­ностью других государственных органов, исполнением законов, рег­ламентирующих их обязанности по предупреждению преступлений.

Предупредительная деятельность прокуроров состоит также в оказании воздействия на должностных лиц и граждан путем выявления и пресечения средствами общего надзора уже совершенных правонарушений и преступлений. Выявив их, прокурор принима­ет соответствующие меры к пресечению правонарушений и нака­занию виновных. Повышение эффективности этой деятельности прокуратуры достигается обеспечением широкой гласности.

Наиболее действенным средством общего надзора при выявле­нии и устранении криминогенных обстоятельств является отмена незаконных актов. Тем самым обеспечивается не только предупреж­дение обусловливаемых ими преступлений (хищения, приписки, злоупотребления и т.д.), но и укрепление законности.

Судебные органы решают задачи предупреждения преступлений с помощью присущих им разнообразных средств и методов. В соот­ветствии с российским законодательством суды обязаны всей сво­ей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклон­ного исполнения законов, бережного отношения к государствен­ной и общественной собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

В числе разнообразных задач, решаемых судом, важное значе­ние имеет правильное определение мер наказания. Вынесение спра­ведливого приговора в отношении виновного является для склон­ных к совершению преступлений лиц наглядным примером того, какие последствия могут наступить в случае совершения противо­правных деяний. Акт правосудия оказывает превентивное воздей­ствие и на других граждан.

Формы предупредительной работы судебных органов весьма раз­нообразны: выездные заседания, привлечение представителей об­щественности к судебному разбирательству уголовных дел, частные определения о невыполнении обязанностей должностными лица­ми по выявлению и устранению причин и условий преступлений, контроль за исполнением приговоров, решений и определений.

Основным направлением предупредительной деятельности ор­ганов юстиции является работа по исправлению и перевоспитанию осужденных, а также правовая пропаганда. Они также осуществля­ют организационное руководство работой судов и таким образом имеют возможность влиять на их деятельность по предупреждению преступлений. На органы юстиции возложено не только непосред­ственное осуществление правовой пропаганды, но и методическое руководство этой работой. Они координируют деятельность правоохранительных органов по правовой пропаганде, разрабатывают средства и методы ее осуществления, организуют их внедрение в практику пропагандистской работы.

В системе мер, используемых различными субъектами для пре­дупреждения преступлений, следует особо выделить следующие:

экономические меры (стабилизация экономики; уменьшение степени дифференциации населения по уровню доходов; обеспе­чение прожиточного минимума для необеспеченных слоев населе­ния; обеспечение приоритета легальной экономической деятельно­сти; экономическое стимулирование добровольного отказа от со­вершения правонарушений в процессе экономической деятельности; борьба с безработицей; компенсация ущерба жерт­вам правонарушений и т.п.);

политические меры (демократизация политической жизни; борьба с коррупцией; борьба с неправомерным лоббированием ча­стных (корпоративных) интересов в органах власти; разработка го­сударственной стратегии борьбы с правонарушениями; стабилиза­ция политического режима; развитие международного сотрудниче­ства в сфере борьбы с преступностью и т.п.);

- правовые меры (принятие комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения пре­ступлений и иных правонарушений; устранение противоречий правового, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительно­го, административного, гражданского и других отраслей законо­дательства; восполнение пробелов в уголовно-правовой и адми­нистративно-правовой оценке общественно опасных деяний; правовое обеспечение механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и профилактики правонарушений; обеспечение стабильности правовых запретов в сфере с преступ­ностью и профилактики правонарушений, использование в пол­ной мере превентивных возможностей закона; своевременное и адекватное реагирование на административные и другие право­нарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые де­яния, использование предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административ­ным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выяв­лению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от

правонарушений и т.п.);

- психолого-педагогические и культурно-воспитательные меры (правовое воспитание населения; воспитание профилактической активности личности; формирование доверия к правоохранитель­ным органам; информирование о негативных последствиях нару­шений уголовно-правовых, административно-правовых запретов; демонстрация положительных результатов борьбы с преступностью и иными правонарушениями и т.п.);

- криминологические меры общей и индивидуальной профилак­тики (профилактические беседы; направление информации об ан­тиобщественном поведении лиц руководителям предприятий, уч­реждений, учебных заведений, общественных организаций; предуп­реждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение; виктимологическая профилактика);

- организационные меры (введение криминологической экс­пертизы всего законодательства; повышение эффективности уп­равленческой деятельности в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений; координация деятельности пра­воохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; вос­питание правовой культуры; информирование контрольно-реви­зионными, правоохранительными органами, судами организа­ций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совер­шения правонарушений, для принятия мер по их устранению или нейтрализации и т.п.);

- технические меры (разработка и внедрение технических средств, систем и технологий, обеспечивающих интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений; техничес­кое обеспечение правоохранительных органов, опережающее тех­ническое обеспечение преступной среды; развитие системы ком­муникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирова­ние на преступления и иные правонарушения; осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопас­ности дорожного движения и пожарной безопасности).

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.