Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и основные направления общего предупреждения преступлений

Внутри системы специально-криминологического предупреж­дения преступлений отчетливо просматриваются различия между мерами неперсонифицированного характера, направленными на ус­транение криминогенных факторов, и индивидуализированными ме­рами, адресованными конкретным лицам. В этой связи совершен­но обоснованным представляется дифференциация специально-криминологического предупреждения преступлений на общее и индивидуальное.

Общее предупреждение— это деятельность, направленная на вы­явление и устранение объективных внешних причин, порождаю­щих преступления, и условий, способствующих их совершению. Она реализуется при активном использовании социальных, эконо­мических, политических, правовых и других антикриминогенных факторов.

Необходимо также отметить связь понятия общего предупреж­дения преступлений с понятием общей превенции, которое сформи­ровалось в рамках уголовного права и означает сдерживающее воз­действие уголовно-правовых норм на сознание и поведение людей за счет содержащейся в них информации о возможности наказания за совершение преступлений. Однако понятие общей превенции уже понятия общего предупреждения, поскольку первая представляет собой лишь отдельный элемент механизма предупреждения пре­ступлений в целом.

Говоря об общем предупреждении преступлений, следует из всего многообразия профилактических мер выделить те, которые направ­лены на выявление и ограничение действия наиболее значимых криминогенных факторов (причин преступности и условий, спо­собствующих совершению преступлений, стимулирующих или об­легчающих преступное поведение). Именно такие меры носят об­щепрофилактический характер и тесно связаны с общесоциальным воздействием на преступность. Само же общее предупреждение пре­ступлений состоит в деятельности, направленной на ограничение криминогенного воздействия тех элементов социальной среды, ко­торые предопределяют изменения в преступности как массовом со­циальном явлении.



Основные современные подходы к общему предупреждению преступлений получили свое развитие и закрепление в ряде норма­тивных правовых актов, регламентирующих соответствующую де­ятельность правоохранительных органов. В них, в частности, от­мечается, что предупреждение преступлений — одно из приоритет­ных направлений борьбы с преступностью, основными задачами которой являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Вместе с тем в предупредительной деятельности необходимо выделить конкретные меры, имеющие явно выраженное общепрофи­лактическое значение. К ним следует отнести: выявление и нейтра­лизацию криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений; создание на основе анализа криминогенной обста­новки условий, объективно препятствующих совершению преступ­лений на определенной территории (объекте); внесение представ­лений об устранении причин и условий преступлений в соответ­ствующие государственные органы и общественные организации; инициативное оказание услуг по охране имущества всех форм соб­ственности на основе заключения и исполнения договоров в по­рядке, определенном действующим законодательством; осуществ­ление правовой пропаганды и правового воспитания населения; формирование общественного мнения, объективно отражающего деятельность по предупреждению преступлений; организацию и осуществление технических и иных мер по обеспечению личной и общественной безопасности; патрулирование силами органов пра­вопорядка и общественности в местах с наиболее высоким уровнем преступности; проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по выявлению и пресечению деятель­ности преступных групп, задержанию преступников и других пра­вонарушителей, улучшению криминогенной обстановки на обслу­живаемой территории.

Этот перечень мер общего предупреждения преступлений мо­жет быть дополнен проведением криминологической экспертизы проектов и действующих решений органов законодательной и ис­полнительной власти, а также разработкой и реализацией комплек­сных и целевых федеральных и региональных программ борьбы с преступностью.

Как уже отмечалось, общее предупреждение преступлений при­звано противодействовать криминализации социальных процессов, позитивно влиять на создание и укрепление в обществе атмосферы законности, устранение угроз правам, свободам и законным интере­сам личности. Большую роль в достижении этих целей играет право­вое воспитание населения, разработка и внедрение стандартов безо­пасности от преступлений, а также использование специальных ме­тодов предупреждения отдельных групп преступлений; привлечение общественности, в том числе общественных объединений правоох­ранительной направленности (народных и казачьих дружин, отря­дов содействия милиции, охранных структур), к работе по предуп­реждению преступлений; информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств; осуще­ствление общей виктимологической профилактики.

Следует иметь в виду, что жесткие разграничительные линии между различными уровнями, формами и методами предупрежде­ния преступлений провести невозможно. На практике все они реа­лизуются в тесном переплетении между собой. Однако централь­ной идеей общего предупреждения преступлений является воздей­ствие на детерминационный комплекс преступности, что и предопределяет его специфику. Именно поэтому выявление и ана­лиз детерминантов преступности, ее видов и групп преступлений является логически и практически исходным моментом общего предупреждения преступлений. Невозможно сколько-нибудь эф­фективно воздействовать на преступность, не зная причин, ее по­рождающих, и тех объективных и субъективных условий, которые способствуют развертыванию действия этих причин. При широком детерминистском подходе преступность предстает не как результат жестких причинных связей, а как следствие сложной многоплано­вой детерминации, в том числе и самодетерминации.

Концептуальный анализ причин преступлений и условий, им способствующих, позволяет говорить о сложной многофакторной природе этих явлений. Они модифицируются специфическими осо­бенностями разных регионов, видоизменяются вместе с изменени­ями в социальной и правовой жизни общества. Поэтому попытки создать универсальную модель причинного комплекса преступно­сти, годную для всех времен и условий, являются малопродуктив­ными.

На практике процесс выявления причин преступности и усло­вий, способствующих совершению преступлений, часто сводится лишь к обобщению данных о типичных криминогенных факторах. Явная узость такого подхода может быть преодолена за счет соблю­дения ряда требований, дифференциации аналитической работы.

Главным методологическим требованием при изучении причин преступлений и условий, им способствующих, является учет зави­симости качественных и количественных характеристик преступ­ности от состояния социальной среды (прежде всего в таких сфе­рах, как экономика, политика, культура, нравственность).

Поэтому на первом этапе такого изучения необходимо устано­вить (хотя бы гипотетически) круг социальных явлений и процес­сов, наиболее тесно связанных с преступностью: рост группового криминального сознания, коррупция, неэффективность правоох­ранительной и правоприменительной деятельности, пьянство, ал­коголизм, наркомания, люмпенизация и маргинализация опреде­ленных групп населения, деформация их духовной жизни, невротизация и психопатизация представителей некоторых слоев населения и т.п.

На втором этапе следует выявить статистические «корреляци­онные» связи между криминогенными факторами и теми видами преступлений, которые определяют основной массив преступнос­ти: кражи, причинение вреда здоровью, грабежи, хулиганство, раз­бойные нападения и др.

На третьем этапе выявляются те условия, которые находятся в определенной зависимости от деятельности правоохранительных органов: система охранных мероприятий, организация надзора и контроля, технические средства защиты объектов, уровень право­вой информированности населения и т.д. Именно этот этап анали­тической деятельности создает реальные информационные пред­посылки для выработки и реализации целенаправленных и конк­ретных мер общего предупреждения преступлений.

Результатом анализа причин и условий преступности и ее видов должно стать принятие мер по их устранению или ограничению действия. При этом особенность деятельности правоохранительных органов в сфере устранения причин преступности состоит в ограниченности их возможностей. Что же касается нейтрализации условий, способству­ющих совершению преступлений, то здесь вклад этих органов может быть более весомым. В содержательном плане их деятельность пред­ставляет собой реализацию мер-сигналов и мер-действий.

Меры-сигналы включают в себя совокупность криминологичес­кой информации, в установленном порядке направляемой в те орга­ны, от которых зависит принятие решений по устранению выяв­ленных криминогенных факторов. Наиболее распространенными видами такой информации являются представления следователей, а также обобщенные информационные документы руководителей правоохранительных органов. В этих документах, направляемых в государственные органы, органы местного самоуправления, в об­щественные организации, их предприятия и учреждения, указыва­ются материальные, организационные, правовые, воспитательные, технические и иные обстоятельства негативного характера, способ­ствовавшие совершению преступлений или облегчившие наступ­ление преступного результата. Названные недостатки могут быть следствием нарушений норм законов или других нормативных ак­тов, а также результатом действия организационных, технических и других криминогенных факторов.

В обобщенных информациях необходимо также акцентировать внимание на осуществлении мероприятий по техническому укреп­лению мест сосредоточения материальных ценностей, повышении эффективности использования средств сигнализации и связи; воз­рождении на новой основе деятельности общественных формиро­ваний правоохранительной и профилактической направленности. Вносимые предложения об устранении причин и условий соверше­ния преступлений должны быть законными, обоснованными, кон­кретными, экономически и социально целесообразными.

Меры действия — это весь комплекс мер, реализуемых для выяв­ления и устранения (нейтрализации) причин и условий преступле­ний. При этом меры-действия реализуются правоохранительными органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими субъектами предупреждения преступлений.

Общепрофилактическая деятельность правоохранительных ор­ганов по защите личности и всех форм собственности достаточно многообразна и многопланова. Сущность этой деятельности состоит в создании условий, объективно препятствующих совершению пре­ступлений на определенной территории или объекте. В распоряже­нии органов внутренних дел для этого имеются определенные ин­формационные и другие меры, которые наиболее активно реали­зуются в повседневной деятельности их подразделений. Так, на основе анализа криминальной ситуации и состояния преступно­сти милиция реализует общепрофилактические функции на ули­цах, в общественных местах и жилых микрорайонах. Предупреж­дение наиболее распространенных видов «уличной» преступнос­ти (преступлений против жизни, здоровья и собственности граждан) достигается целым комплексом разнообразных средств, к которым прежде всего следует отнести методы наблюдения, проверки, конт­роля, реализуемые в ходе патрульно-постовой службы. В особо сложных в оперативном отношении районах и городах регулярно проводятся оперативно-поисковые и надзорно-профилактические операции, а также проверки мест концентрации граждан с антиоб­щественной направленностью (притоны, рынки, зоны коммерчес­кой торговли, гостиницы, общежития). Очень важно активное при­менение норм действующего законодательства об ответственности за хулиганские проявления, незаконное ношение и хранение ору­жия, угрозу убийством, причинение вреда здоровью, вовлечение не­совершеннолетних в преступную деятельность, что способствует эффективному предупреждению более тяжких преступлений.

В последнее время в целях общего предупреждения преступле­ний все активнее применяются технические средства, техническое укрепление жилых помещений, подъездов домов, чердаков и под­валов, улучшение освещенности улиц и т.п.

Промышленность освоила и предлагает пуленепробиваемые материалы, затемненное остекление, специальные окна, балконные двери, сейфы, решетки, исключающие или затрудняющие проник­новение и взлом. В этой связи органам внутренних дел целесооб­разно собирать информацию о том, как преступники преодолева­ют технические средства защиты, анализировать и доводить ее до сведения промышленных предприятий, чтобы внести соответству­ющие конструктивные изменения в выпускаемую продукцию.

Весьма актуальными задачами общепрофилактической деятель­ности органов внутренних дел являются восстановление и разви­тие сети общественных формирований правоохранительной на­правленности, налаживание и укрепление деловых связей с насе­лением, общественным активом, выступления работников милиции (прежде всего — участковых уполномоченных) по вопросам борь­бы с преступностью и обеспечения общественного порядка перед жителями и в трудовых коллективах.

Организация и осуществление постоянного взаимодействия правоохранительных органов с иными государственными органа­ми, органами местного самоуправления, предприятиями, учреж­дениями и организациями, благотворительными и иными фонда­ми, общественными объединениями, средствами массовой инфор­мации должны быть направлены на активизацию и конкретизацию их участия в предупреждении правонарушений. Необходимо так­же развивать взаимодействие по этим вопросам с религиозными организациями, с органами опеки, попечительства, здравоохра­нения, образования, служб занятости, центрами социальной за­щиты детей и подростков, домами ночного пребывания и центра­ми социальной реабилитации. Последние могут быть эффектив­но использованы для оперативной и профилактической работы с лицами, занимающимися бродяжничеством и попрошайниче­ством.

Материальная, организационная и правовая база общего пре­дупреждения преступлений резко расширяется в связи с вступле­нием в силу Федерального закона «Об основах социального обслу­живания населения в Российской Федерации». В соответствии со ст. 17 этого Закона в Российской Федерации должны быть созда­ны: комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; со­циально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; со­циальные приюты для детей и подростков; центры психолого-пе­дагогической помощи населению; центры экстренной психологи­ческой помощи по телефону; дома ночного пребывания и иные учреждения, предоставляющие социальные услуги. Названные уч­реждения призваны оказывать людям помощь в трудных жизнен­ных ситуациях, объективно нарушающих жизнедеятельность лю­дей в связи с болезнью, сиротством, безнадзорностью, безработицей, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением с детьми.

Вся совокупность разработанных общепредупредительных ме­роприятий может стать разделом целевой региональной программы

борьбы с преступностью.

Общая направленность предупредительных разделов целевых программ состоит в выявлении, устранении или нейтрализации криминогенных факторов. Эта цель конкретизируется примени­тельно к региональным особенностям преступности, особенностям детерминации различных видов и групп преступлений, кримино­генной мотивации различных категорий преступников и преступ­ных групп, деятельности субъектов предупреждения преступлений.

В профилактических разделах программ борьбы с преступнос­тью значительное место отводится мерам непрямого действия, со­здающим организационную и информационную базу для их реа­лизации: выявлению и анализу причин и условий преступлений, организации (планированию, координации, взаимодействию) процессов предупреждения преступлений.

По своей природе правоохранительные органы имеют отноше­ние к выполнению всего предусмотренного программой комплекса мер по предупреждению преступлений. Однако очевидно, что, на­пример, экономические меры не являются для них основными. В то же время правовые, организационные и технические меры до­минируют в содержании их профилактической деятельности.

В наибольшей степени деятельности правоохранительных орга­нов присущи общепрофилактические меры, которые связаны с информационно-аналитическими, охранительными, оперативно-розыскными, надзорно-контролирующими и воспитательно-пра­вовыми видами работ. Кроме того, эти органы являются главными разработчиками и исполнителями мер по предупреждению «тради­ционной» общеуголовной преступности (посягательств на лич­ность, собственность), а также рецидивной, профессиональной, организованной, экономической преступности.

В качестве частных вариантов программно-целевого подхода к общему предупреждению преступлений можно рассматривать комплексные и целевые оперативно-профилактические операции органов внутренних дел. При этом комплексные операции (напри­мер, «Сигнал-кольцо») решают задачу одновременного и скоординированного воздействия на криминогенные группы населе­ния и обстоятельства, определяющие оперативную обстановку в регионе. Целевые операции имеют более узкий характер и реша­ют задачу концентрированного воздействия на отдельные кате­гории правонарушителей и виды преступлений («Мак», «Подро­сток» и др.).

Планы проведения оперативно-профилактических операций, как правило, включают следующие основные структурные блоки:

— краткая характеристика оперативной обстановки (в регионе, городе, районе);

- цели и задачи операции;

— система мер предупреждения преступлений;

— силы и средства, используемые в ходе операции, ее организа­ционное, материально-техническое обеспечение;

— система оперативного управления операцией;

- показатели результативности операции.

Одним из важных направлений общепрофилактической деятель­ности правоохранительных органов является изучение и формиро­вание общественного мнения о криминогенной обстановке и мерах по ее оздоровлению.

Общественное мнение — это сложное интеллектуальное и соци­ально-психологическое явление, выраженное в оценочных сужде­ниях отдельных социальных групп и слоев населения относитель­но различных социальных процессов. Оно зависит не только от уровня информированности населения, но и от субъективных пред­ставлений отдельных граждан. Отрицательное мнение некоторой части населения о деятельности правоохранительных органов мо­жет быть, например, следствием как реальных факторов, так и вну­шения со стороны других людей, либо неадекватного восприятия действительности.

Изучение правоохранительными органами общественного мне­ния (с точки зрения повышения эффективности общепрофилак­тической деятельности) предполагает использование и анализ ин­формации, содержащейся: в заявлениях, сообщениях, письмах граждан; в предложениях, поступивших во время выступлений (бе­сед) перед населением и в ходе приема граждан по личным вопро­сам; в публикациях и выступлениях в средствах массовой инфор­мации; в материалах, обобщающих результаты программированных опросов населения, работников органов внутренних дел, правона­рушителей и др.

Формирование общественного мнения реализуется через те же каналы, что и его изучение: выступления в средствах массовой ин­формации, перед населением, в коллективах и т.д. Главное в этой деятельности — формирование позитивного отношения к предуп­реждению преступлений и ее субъектам, внедрение в обществен­ное сознание идеи о необходимости участия общественности в этой работе, виктимологическая профилактика.

Относительно новым, но весьма эффективным элементом об­щепредупредительной деятельности может стать проведение крими­нологических экспертиз проектов экономических, социальных и пра­вовых документов.

Цель криминологической экспертизы состоит в оценке возмож­ных криминальных последствий принимаемых решений в различных областях социальной жизни. Криминологическая экспертиза пред­ставляет собой изучение, анализ, оценку экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий, включаемых в ре­шения, с целью определения их возможного влияния на преступность, ее причинный комплекс, социальные последствия и другие кримино­логически значимые факторы. Наряду с законопроектами кримино­логической экспертизе могут подвергаться проекты концепций, фе­деральных и региональных целевых программ и других управленчес­ких решений в сфере борьбы с преступностью.

На основе криминологической экспертизы должны вноситься соответствующие коррективы в систему мер, оказывающих влия­ние на криминологическую обстановку. Практическая реализация криминологической экспертизы представляет собой значительные трудности, поскольку любые крупные решения в социально-эко­номической и правовой сферах зачастую принимаются исходя из приоритетности других (не профилактических) задач. Однако цен­ность криминологической экспертизы состоит не только в прогно­зировании криминальных последствий, хотя без этого невозможна сама экспертиза, но и в опережающей разработке профилактичес­ких мер, блокирующих или смягчающих возможные негативные последствия принимаемых решений.

На местном уровне это означает, что представители правоохра­нительных органов должны, по крайней мере, входить в состав экспертной криминологической комиссии, высказывать свое мнение в средствах массовой информации, вносить предложения альтер­нативного характера, позволяющие устранить источники повышен­ной криминальной опасности.

Правовое воспитание и пропаганда, оказание консультационной помощи населению в его защите от преступных посягательств, изда­ние соответствующей специальной литературы — еще одно направ­ление общепрофилактической деятельности правоохранительных органов. Проблема правового воспитания (в силу ряда историчес­ких причин) для нашей страны достаточно остра. Слишком часто «революционное право» и целесообразность заменяли законность, что в итоге приводило к правовому нигилизму и правовой инфан­тильности. Очевидно, что решение этой проблемы — задача мно­гих социальных институтов общества. Специфика деятельности правоохранительных органов состоит в том, что они реализуют глав­ным образом административно-правовые и уголовно-правовые ме­ханизмы правового воспитания. Общепрофилактический эффект здесь достигается как применением уголовных и административ­ных мер воздействия и соответствующим информированием об этом населения, так и разъяснением норм права различным слоям об­щества с целью позитивного влияния на правосознание людей. Суть такой деятельности состоит в предупреждении граждан о недопус­тимости совершения противоправных поступков и информирова­нии их о правовых и социальных последствиях нарушения право­вых норм. В частности, в современных условиях особо актуальным для граждан становится такой уголовно-правовой институт, как необходимая оборона. Знание о существовании и правилах приме­нения уголовно-правовой нормы, признающей правомерными дей­ствия лица, находящегося в состоянии необходимой обороны, зна­чимо как для правопослушных граждан, так и для лиц, склонных к совершению преступлений. Опасение встретить решительный от­пор со стороны потерпевшего или очевидцев преступного посяга­тельства, а в случае совершения преступления — оказаться задер­жанным гражданами может повлиять на лицо, намеревающееся совершить преступление, не меньше, чем угроза привлечения к уго­ловной ответственности.

В целом для активизации общепредупредительной функции пра­ва необходимо направлять усилия всех субъектов предупреждения преступлений на правовое информирование населения. Это осо­бенно актуально в связи с принятием нового уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства.

Оказание консультативной помощи населению в его защите от преступных посягательств стало практиковаться в нашей стране относительно недавно, хотя в других странах виктимологической профилактике уделяется большое внимание. Перспективность этого направления обусловлена общей тенденцией расширения контак­тов правоохранительных органов с населением. Конкретные фор­мы названной работы состоят в издании и распространении плака­тов, памяток, буклетов по профилактике преступлений, демонст­рации соответствующих телепередач. По опыту других стран необходимо издавать доступную специальную литературу, содержа­щую рекомендации по обеспечению личной безопасности граждан, защите их жилищ, транспортных средств, имущества и т.п.

Значительную роль в общепредупредительной деятельности мо­жет сыграть разработка и внедрение стандартов безопасности от преступлений. Стандарты безопасности — это государственные пра­вила и нормативы (градостроительные, экологические, техничес­кие, информационные, медицинские и др.), исполнение которых, наряду с решением других задач, обеспечивает защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Норматив­ной правовой базой внедрения соответствующих стандартов мог бы стать предлагаемый многими учеными и практиками закон «Об ос­новах государственной системы предупреждения преступлений».



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.