Сделай Сам Свою Работу на 5

Конкурентоспособная продукция





Конкурентоспособность продукции есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя. Отсюда следует, что конкурентоспособность продукции всегда «привязана» к конкретному рынку (внутреннему, региональному, международному и т.д.).

Преимущества продукции на конкретном рынке характеризуют технический уровень, цена, дизайн, условия продажи, таможенные сборы, государственные налоги, послепродажное обслуживание и т.д., а также система мероприятий по продаже товаров на рынке (маркетинг, реклама, сертификация и т.д.).

В основе конструктивной оценки уровня конкурентоспособности продукции лежит сравнение совокупности значений показателей (технические, экономические, коммерческие и правовые) этой продукций и соответствующей совокупностью показателей продукции-конкурента.

Технические показатели – показатели назначения, дизайна, надежности, эргономичности, технологичности, транспортабельности, безопасности, стандартизации и унификации и др.



Экономические показатели – это полные затраты покупателя на приобретение и использование продукции. Сюда относятся: цена товара, затраты на упаковку, хранение и транспортировку, монтаж и наладку, эксплуатационные текущие затраты (расходы на оплату труда, топливо, энергию, материалы, затраты на все виды ремонта и т.д.).

При наличии достаточно полной информации о затратах покупателем на приобретение и эксплуатацию (или потребление) продукции для анализа уровня ее конкурентоспособности может использоваться отношение интегральных показателей качества.

где, Y(t) и Yб(t) – интегральные показатели качества, оцениваемого товаро-конкурента, в момент времени t; Пz и Пzб – суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления товара и товаро-конкурента за срок службы;

З и Зб – полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление оцениваемого товара и товаро-конкурента.

При K(t) ≥ 1 продукция конкурентоспособна; при K(t) < 1 – неконкурентоспособна.

Коммерческие показатели конкурентоспособности продукции характеризуют условия и коммерческие затраты на формирование спроса и стимулирование сбыта товаров на конкретном рынке. К ним относятся затраты на рекламу, таможенные расходы, налоги, условия продаж и расчетов, кредита, организация послепродажного обслуживания и т.д.



Правовые показатели включают особенности конкретных рынков, а именно: патентную защищенность изделия в стране-импортере; требования сертификации продукции, её соответствие определенным международным стандартам.

Уровень конкурентоспособности продукции целесообразно определить на основе смешанного метода оценки, при котором единичные показатели группируются или используются как самостоятельные. На следующем этапе оценки используется дифференциальный метод сравнения совокупности комплексных и единичных показателей конкурентоспособности. Полученные оценки уровня конкурентоспособности продукции могут быть использованы на предприятии для обоснования следующих решений:

– комплексного изучения мирового рынка по данному виду продукции (маркетинговые исследования);

– улучшения системы управления конкурентоспособностью на предприятии;

– разработки целевой программы повышения качества и конкурентоспособности продукции, изменения цены;

– обновления номенклатуры выпускаемой продукции и др.

Система обеспечения конкурентоспособности продукции на предприятии включает следующие основные элементы:

– разработку политики в области качества и конкурентоспособности продукции;

– организацию маркетинговой и внешнеэкономической деятельности;



– разработку целевой программы повышения качества и конкурентоспособности продукции;

– разработку целевой программы сокращения затрат на производство продукции;

– разработку системы управления качеством продукции.

Политика в области качества представляет собой свод принципов и законов, которым должны следовать все работники фирмы.

Маркетинговая служба предприятия должна регулярно вести роботу по изучению конъюнктуры рынка, ценообразованию, товароведению, рекламе, формированию спроса и стимулированию сбыта и др.

Основные направления работы предприятия по организации внешнеэкономической деятельности:

– подготовка и обучение кадров для внешнеэкономической деятельности;

– разработка плана или программы выхода на внешний рынок;

– создание банка данных по внешнеэкономической деятельности;

– установление деловых контактов со всеми организациями страны, занимающимися внешнеторговыми вопросами;

– определение ожидаемого эффекта от экспорта продукции и др.

В комплексной программе повышения качества и конкурентоспособности продукции выделены блоки:

– аналитический – содержатся данные анализа по качеству и конкурентоспособности продукции и прогнозы ее повышения;

– целевой – формируется главная цель и подцели программы, дается перечень и значения целевых показателей с указанием сроков их выполнения по каждому виду продукции;

– обеспечивающий, в который включены мероприятия, необходимые для выполнения всех заданий программы, определены необходимые материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы.

Возможный объём продаж является основой разработки плана производства и реализации продукции. Темпы роста объёма производства и реализации продукции непосредственно влияют на себестоимость продукции, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основные задачи:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

– выявление резерва увеличения выпуска продукции;

– разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 

7.2. Анализ выполнения плана производства и реализации продукции

 

Критерием оценки деятельности предприятие является выполнение заказов и договоров. Учет выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции производится по всей номенклатуре производимой продукций, по которой заключены договора на поставку.

Датой выполнения обязательств по поставкам продукции считается:

– при отгрузке продукции иногороднему получателю день сдачи продукции транспортной организации;

– при сдаче продукции на склад получателя по дате приема сдаточного акта.

Оценке выполнения плана производства осуществляется по направлениям;

– выполнение плана по объему продукции;

– анализ выполнений плана по номенклатуре;

– анализ сдвигов в структуре выпускаемой продукции;

– анализ ритмичности производства продукции;

– анализ качества продукции;

– анализ реализации продукции;

– анализ обновления продукции.

Существуют разные методы, которые позволяют всесторонне оценивать работу предприятия:

– сравнение цифровых данных;

– группировки;

– графики;

– способ цепных подстановок;

– корреляционный метод;

– применение средних величин и др.

Наиболее часто употребляется прием анализа – сравнение цифровых данных. Оценивается работа предприятия, изучается влияние отдельных факторов и выявляются резервы роста. Сравнивая отчетные показатели с плановыми, определяем степень выполнения плана. Путем сравнения отчетных показателей анализируемого периода с показателями предшествующего периода оцениваются темпы развития. Однако следует иметь в виду, что прием сравнения можно применять лишь в том случае, если сравниваемые показатели однородны по своему составу и методу расчета. В противном случае можно иметь ошибочные выводы и сделать необоснованные предложения по результатам анализа.

Цепные подстановки являются наиболее распространенным приемом определения степени влияния отдельных факторов на результаты деятельности. Сущность этого приема состоит в том, что степень влияния отдельного фактора на общий результат устанавливается последовательно путем замены базисной величины частных показателей, входящих в расчетную формулу, фактической величиной этих показателей. Замена базисной величины частного показателя фактической называется подстановкой.

Порядок подстановок

 

Показатели План Факт Отклонения (+, –)
Объём продукции, тыс. руб. П0 П1
Среднесписочная численность работающих, чел. Y0 Y1 DY
Выработка продукции одного работающего, руб. В0 В1 DB

 

Первоначально необходимо выяснить, какие факторы и в какой степени оказали влияние на перевыполнение плана выпуска продукции (DП). Объем продукции равен произведению численности работающих на их выработку:

плановый объём продукции П0 = Y0 ´ В0;

фактический – П1 = Y1 ´ В1,

т.е. на фактический выпуск продукции влияют:

а) изменение численности работающих (DY);

б) изменение выработки продукции на одного работающего (DB) под влиянием факторов;

Пx – П0 = ± X (влияние численности на изменение объёма продукции);

П1 – Пх = ± Z (влияние изменения выработки на объём продукции);

(±X) + (±Z) = DП

Влияние численности работающих на объем продукции определяется как

Y1×В0 – Y0×В0 = В0 (Y1 – Y0) = В0×DY;

 

влияние изменения выработки

 

Y1×В1 – Y1×В0 = Y11 – В0) = Y1×DВ.

 

Следует учесть, что последовательность подстановок не является произвольной, а вытекает из предварительного анализа связи и зависимости изучаемых факторов в процессе производства. В нашем примере численность работающих является первичным фактором, так как без работающих невозможно производство продукции. Правильному решению о последовательности подстановок способствует также разграничение частных показателей на количественные и качественные. Применяя прием цепных подстановок, сначала учитывают количественные показатели.

План по номенклатуре считается выполненным, если фактический выпуск по видам изделий не ниже планового. Для оценки выполнения плана по номенклатуре применяется несколько способов. Один из них – способ среднего процента, суть которого выполнение плана по каждому наименованию изделия (пример в табл. 13).

При анализе выполнения плана по номенклатуре могут быть использованы стоимостные показатели.

Структура продукции – это соотношение отдельных видов готовых изделий в общем объеме выпуска (табл. 14).

Если план по номенклатуре продукции не выполнен или выполнен, но с резкими колебаниями в уровне выполнения по отдельным изделиям, то это свидетельствует о нарушении структуры выпускаемой продукции. При таких нарушениях стоимостной показатель выпуска продукции может дать искаженную картину выполнения плана по объему производства, так как стоимость выпускаемой продукции не находится в прямой зависимости от ее трудоемкости. Предприятие может улучшить показатели выполнения плана в стоимостном выражении за счет увеличения выпуска более дорогостоящей, но менее трудоемкой продукции.

При наличии сдвигов в структуре выпускаемой продукции нельзя ограничиваться оценкой выполнения плана в стоимостном выражении, а следует также определить степень выполнения плана по выпуску продукции с учетом ее трудоемкости.

 

Таблица 13. Данные для определения выполнения плана по номенклатуре.

 

Номенклатура Количество, шт. Общая трудоемкость, нормо-ч
план факт. % выполнения план фактически
всего в пределах плана
Изделие А 96,6
Изделие В 100,0
Изделие С 101,6
ИТОГО      

 

Выполнение плана по номенклатуре

 

Таблица 14. Данные для оценки структуры продукции.

 

Наименование изделия Выпуск продукции, шт. Оптовая цена, тыс. руб. Трудоемкость ед. продукции по плану, н-ч Выпуск продукции
в стоимостном выражении, т. р. в тыс. нормо-ч
план факт. план факт. план факт.
А 112- 2,25
Б 2,10 3;5 153,3 255,5
ИТОГО         405,3 479,5
%           103,9   94,0

 

Из приведенных данных в табл. 14 следует, что план по выпуску продукции в стоимостном выражении выполнен на 103,9%, а в нормо-часах на – 94 %.

Чтобы определить допустило ли предприятие структурные сдвиги в выпуске продукции, необходимо сравнить уровни выполнения плана в рублях и нормо-часах. В результате такого сравнения определяется несовпадение выполнения плана по этим показателям в процентах.

Если процент выполнения плана в стоимостном выражении меньше процента выполнения плана по трудоемкости, то это свидетельствует о сдвигах в структуре, о выпуске менее дорогостоящей, но более трудоемкой продукции.

Для определения изменения структуры продукции можно также использовать нормированную зарплату производственных рабочих (табл. 15)

 

 

Таблица 15. Данные для анализа сдвигов в структуре продукции

 

Показатели План Фактически % выполнения плана
Объем продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. 100,6
Нормированная зарплата производственных рабочих на плановый и фактический выпуск продукции, тыс.руб. 97,0
Расход нормированной зарплаты на рубль продукции, руб./руб. 0.158 0,152 96,4

 

Сравнивая процент выполнения плана по нормированной зарплате с процентом выполнения плана в стоимостном выражении и нормо-ч, определяем какие произошли сдвиги в структуре выпускаемой продукции. Из табл. 15 видно, что темпы роста выпуска продукции в ценах (100,6) выше темпов ростa нормированной зарплаты (97,0 %). В данном случае предприятие увеличило в своем выпуске долю дорогостоящей, но менее трудоемкой продукции. По причине сдвигов в структуре выпуска фактический коэффициент трудоемкости составляет 0,964, т.е. снизился на 0,036 (1 – 0,964).

В ходе анализа следует установить влияние структурных сдвигов выпуска продукции на объем выпуска в ценах. Вначале следует определить размер влияния в процентax: 100,6 – 97 = + З,6. Следующий этап – это определение изменения в денежном выражении;

тыс. руб.

В результате допущенных структурных сдвигов в выпуске продукции ее объем увеличился на 4284 тыс. руб. или на 3,6 %.

Показателем, характеризующим уровень ритмичности производства, является коэффициент ритмичности:

,

где, y – величина, выпуска продукции за определенный отрезок времени в любых единицах измерения; n – количество отрезков времени.

Например, выполнение плана по декадам в процентах:

I декада – 25 % II декада – 35 % Ш декада – 40 %
100 %

 

Значение Кр указывает на неиспользованные возможности цеха (предприятия); необходимо стремиться к Кр = I. При определении Кр необходимо условие выполнения плана на 100%. Кр также определяется аналогично показателю номенклатуры. При этом перевыполнение плана в отдельные периоды (дни, декады) в расчет не принимается.

При плановом выпуске продукции 4000 тыс. руб. и коэффициенте ритмичности Кр = 0,8 цех не додал продукции в установленные планом сроки на 880 тыс. руб. 4400 (I – 0,8).

 

 

Анализ качества продукции

 

Для анализа качества продукции используются показатели:

– удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продукции в действующих ценах;

– удельный вес экспортной продукции в общем объеме продукции.

1. Объем недополученной продукции за счет производственного брака

,

где, – потери брака в отчетном году (без учета сумм, удержанных с виновников брака); – полная фактическая себестоимость товарной продукции отчетного года; N1 – товарная продукция в фактически действовавших ценах за отчетный год.

2. Потери прибыли за счет производственного брака складываются из потерь в связи с удорожанием продукции и потерь в связи с недополучением определенного объема продукции

или

,

где – потери от брака отчетного года, включенные в себестоимость товарной продукции.

Для анализа реализации продукции используется баланс предприятия и форма «Отчет предприятия о выполнении плана по продукции»

 

,

 

где и - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода, тыс. руб.; – объем товарной продукции, тыс., руб.; Np – объем реализованной продукции, тыс. руб.

Резервы увеличения выпуска и реализации товарной продукции

,

где – резервы увеличения выпуска товарной продукции за счет улучшения использования трудовых ресурсов; – то же за счет улучшения использования основных производственных фондов; – то же за счет улучшения использования материальных ресурсов; – то же за счет ликвидации брака; DР – среднегодовая выработка одного работающего; Тn – потери рабочего времени, дни; f Н – запасы неустановленного оборудования, тыс руб.; Кф – фондоотдача оборудования, руб./руб.; МФ – материалоотдача; DMS – перерасход материальных затрат, тыс. руб.; Sб – себестоимость бракованной продукции; – себестоимость товарной продукции без учета производственного брака; NТ – объем товарной продукции.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.