Сделай Сам Свою Работу на 5

Стратегия стабилизации и выживания





В зависимости от скорости падения производства предприятием может использоваться один из следующих подходов:

 
 

Подход 1. Экономия с четким намерением быстрого оживления:

Цель стратегий:

а) ближайшая – остановить падение;

б) средняя – начать процесс улучшения экономического состояния предприятия;

в) дальняя – начать оживление в качестве начальной стадии цикла роста.

Стратегия экономии состоит из фаз:

- ревизии затрат. Действия руководства предприятия связаны с внутренними усилиями на сокращение затратной части продукции:

- консолидация. Предприятие должно определить время и скорость оживления экономической деятельности и составить программу увеличения прибыли;

- оживление. Переход от оборонительных действий к наступательным.

 
 

Подход 2. Сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление.

Этапы этой стратегии совпадают с этапами стратегии экономии затрат: уменьшение потерь, стабилизация, попытка оживления и выход на стратегию роста. Необходимо заняться реконструкцией основных фондов, запуском в производство нового изделия, требуются капиталовложения.



Подход 3. Стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния предприятия на рынке.

Черты стабилизационного стратегического плана:

- краткосрочный период: переориентация системы продукт – рынок.

Необходимо иметь баланс между выпускаемой продукцией и рынком сбыта, чтобы взаимопогашать флуктуации на отдельных сегментах рынка и таким образом обеспечивать стабильность функционирования предприятия в целом;

- долгосрочный период (программированный переход): если переориентация системы продукт – рынок не в состоянии обеспечить длительную стабилизацию, и тем более переход к стратегии роста, то предприятие осуществляет программированный переход на производство другой продукции.

 
 

Стратегия выживания – чисто оборонительная стратегия и применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия в состоянии, близком к банкротству. Цель стратегии – стабилизация обстановки, т.е. переход к стратегии стабилизации и в дальнейшем, к стратегии роста. Данная стратегия не может быть долгосрочной. Она требует, с одной стороны, решительных, быстрых действий, с другой, - реалистичности в принятии решений. Для этого необходимы:



- перестройка управления (назначение нового руководства);

- финансовая перестройка (создание долгосрочной программы в области финансов, разработка программы формирования ресурсов);

- перестройка маркетинга (удовлетворение потребностей потребителей).

 

Функциональные стратегии

 

Соответствующими подразделениями предприятия разрабатываются следующие функциональные стратегии:

- стратегия маркетинга;

- финансовая стратегия;

- стратегия НИОКР;

- стратегия производства;

- социальная стратегия;

- стратегия организационных изменений;

- экологическая стратегия.

Финансовая стратегия предполагает формирование и использование финансовых ресурсов для реализации стратегии предприятия. В финансах отражаются через экономические показатели все виды деятельности, происходит балансировка функциональных целей и их подчиненность достижению основных целей предприятия. С другой стороны, финансы являются источником, исходным моментом для выработки остальных функциональных стратегий, так как финансовые ресурсы часто являются одним из важнейших ограничений на масштаб и направление деятельности предприятия.

Процесс принятия финансовых решений, включая структуру и направления предпринимательской деятельности, управление задолженностью, дивидендами и активами, есть процесс стратегического управления, так как чаще всего касается долгосрочных перспектив развития. С точки зрения разработки финансовой стратегии анализ хозяйственной деятельности проводится в следующих направлениях:



- измерение возможности предприятия оплатить наступившие краткосрочные обязательства;

- измерение степени (предела), до которой предприятие может финансироваться за счет заемных средств;

- измерение эффективности использования предприятием своих ресурсов;

- измерение эффективности управления в целом, включая прибыльность деятельности.

Компоненты финансовой стратегии:

1. Структура предпринимательства:

- увеличение финансовых ресурсов предприятия;

- основные направления распределения прибыли.

2. Стратегия накопления и потребления, которая предусматривает определение оптимального соотношения между накоплением и потреблением.

3. Стратегия задолженности. Предприятие чаще всего не в состоянии финансировать свое развитие полностью сразу, только за свой счет собственных источников, поэтому оно прибегает к кредитам банка. Кредитоспособность предприятия – одно из основных его свойств для стабильного существования на рынке. Поэтому способы и методы получения кредитов и их погашения выделяются в специальную стратегию задолженности.

4. Стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ. Чаще всего данная стратегия включает в себя решение по капиталовложениям:

- на социальные программы;

- на улучшение и восстановление существующих активов (ОПФ);

- на новое строительство, приобретение и погашения, НИОКР и т.д.

При выработке финансовой стратегии необходимо придерживаться трех основных принципов:

- простота;

- защищенность;

- постоянство.

Финансовая стратегия должна быть проста по своему построению для восприятия всеми работниками предприятия. Постоянство финансовой стратегии вытекает из того факта, что в случае коренных изменений в своей реализации другие функциональные подразделения в определенный момент не смогут перестроиться, что сразу приведет к «дисбалансу» в экономическом состоянии предприятия.

Стратегия НИОКР предполагает следующие составляющие:

а) технологическое прогнозирование и планирование;

б) структура НИОКР:

- выявление наиболее эффективного соотношения между проведением собственных НИОКР, участием в межфирменном сотрудничестве, лицензий или «ноу-хау» для проведения новой технической политики на предприятии;

- определение оптимального баланса между НИ и ОКР;

- классификация НИОКР по степени воздействия на рынок:

НИОКР являются базовыми для существующего производства;

НИОКР являются базовыми для диверсификации (возможность реализации продукции в новых сегментах рынка);

управления НИОКР. Требования: гибкость, возможность быстрой перестройки.

Компоненты стратегии НИОКР

1. Базовые стратегии НИОКР: а) защитная стратегия НИОКР направлена на сохранение своих позиций на рынке. Она включает:

- технологические решения для поддержания жизненного цикла выпускаемой продукции;

- расчет схемы технологии для краткосрочного и долгосрочного ведения конкурентной борьбы;

б) наступательная стратегия НИОКР направлена на разработку новых технологических решений для реализации стратегии роста в форме интенсификации рынка и диверсификации;

в) совмещенные стратегии НИОКР (защитно-наступательные) применяются крупными предприятиями, которые обычно приобретают лицензии и «ноу-хау», а само предприятие осуществляет только технологическую доработку.

2. Стратегия проникновения НИОКР, если технология является ключом для проникновения на новый рынок.

3. Стратегия реакции НИОКР разрабатывается в случае возможности проведения «технологического прорыва» со стороны конкурентов. При этом предприятие может выбрать одну из стратегических альтернатив:

- сохранение существующего состояния (если недостаток в финансовых средствах);

- развитие существующих технологий;

- поддержание объема продаж без совершенствования технологий;

- введение в действие новой технологии.

Стратегия производства имеет следующие составляющие элементы:

- планирование производства и контроль;

- повышение производительности труда;

- человеческий фактор в производстве.

Компоненты стратегии производства:

а) базовая стратегия производства (определение технического уровня производственного процесса, уровень квалификации кадров);

б) производственно-инженерная стратегия (конструирование продукта);

в) стратегия размещения производства (транспортные расходы, наличие квалифицированной рабочей силы, источники сырья).

Социальные стратегия, ее компоненты:

а) базовая социальная стратегия (совершенствование социальной структуры производственного коллектива), улучшение условий труда, жилищно-бытовых и социально-культурных условий;

б) целевые программы для решения глобальных задач социального развития предприятия;

в) социальная защищенность работников предприятия (дополнительные компенсации работающим в условиях роста цен).

Стратегия организационных изменений для выработки оптимального баланса в системе «стратегия – структура – процесс принятия решений». Стратегия роста требует существенной перестройки организационной структуры (создание новых структурных подразделений, подбор и расстановка кадров и др.).

Экологическая стратегия. Её назначение – перспективное и оперативное управление природоохранной деятельности на предприятии.

 

Вопросы для самоконтроля.

 

1. Сущность стратегического планирования.

2. Этапы стратегического планирования.

3. Этапы составления стратегического плана предприятия.

4. Типы стратегии.

5. Цели стратегии.

6. Этапы стратегии роста.

7. Подходы к стратегии стабилизации и выживания предприятий.

8. Функциональные стратегии.

9. Финансовая стратегия и её компоненты.

10. Компоненты стратегии НИОКР.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.