Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы анализа деятельности предприятия





Основные принципы анализа - это общие требования к его проведению, которые выработала практика. К ним можно отнести:

1.Анализ базируется на использовании системы конкретных показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия и ее отдельные стороны. Для этого используются показатели, имеющиеся в информационной базе анализа или дополнительно создаваемые на предприятия показатели, соответствующие особенностям производства.

2.Анализ проводят, начиная от обобщающих (итоговых) показателей и переходя к более частным показателям и факторам или наоборот. Этим достигается углубление анализа или его расширение и обобщение.

3.Анализ деятельности предприятия требует изучения изменения анализируемого показателя в динамике.

4. Анализ необходимо проводить при любом характере изменения фактических показателей отчетного периода от их уровня за предыдущий период.

5.Анализ при необходимости должен содержать обоснованность планируемого уровня показателей – сравнение с достигнутым уровнем за предыдущие периоды или прогрессивными нормативами.

6. Анализ должен содержать количественную оценку влияния факторов на анализируемый показатель.



7. Анализ наиболее полезен для предприятия при комплексности его выполнения. К понятию комплексности анализа относится: наличие единой цели анализа, всестороннее изучение объекта анализа, одновременность его проведения и системность.

8. Оперативность и своевременность выполнения анализа.

9. Конкретность и объективность анализа, т.е. правильный подбор информации для анализа, критическое и беспристрастное ее изучение.

Соблюдение принципов анализа позволяет избежать ошибок в организации и методике его проведения.

 

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите основные виды анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия.

2. В рамках какого метода анализа финансово- хозяйственной деятельности предприятия используются компьютерные технологии.

3. Отличаются или нет цели анализа и диагностики финансово- хозяйственной деятельности предприятий разных отраслей?

4.На основании каких нормативно-правовых актов проводится анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия?



5.Какой метод анализа и диагностики финансово- хозяйственной деятельности предприятия является в настоящее время основным и почему?

6.Какие показатели необходимо использовать для анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятий машиностроения?

 

Маржинальный анализ

Значение маржинального анализа

Применяемая в настоящее время методика анализа например, себестоимости продукции основана на традиционной системе бухгалтерского учета и калькулирования полной себестоимости продукции.

Такой анализ обычно является ретроспективным, так как проводится по итогам хозяйственной деятельности предприятия за прошедший период, когда уже ничего нельзя исправить, а выявленные резервы расцениваются как упущенные возможности.

При этом используется следующая модель взаимосвязи себестоимости (С) и прибыли (П):

,

где ОР- выручка от продаж;

С- себестоимость продукции

или ,

где q- количество реализованной продукции в натуральных единицах;

р- цена реализации данного вида продукции;

с- себестоимость единицы данного вида продукции.

Методика основана на предположении, что все факторы изменяются независимо друг от друга, размер прибыли пропорционален объему реализации, а себестоимость влияет на прибыль в той же сумме, в какой изменилась она сама, но с обратным знаком.

Однако, при увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных расходов не изменяется (при данном уровне использования производственных мощностей). И наоборот, при спаде производства себестоимость единицы продукции повышается, так как на нее приходится больше постоянных расходов. Более точная взаимосвязь между затратами, прибылью и объемом продаж устанавливается в системе управленческого учета затрат, называемой «директ-костинг». В рамках этой системы проводится маржинальный анализ, получивший такое название от понятия «маржинальный доход», который является производной величиной от выручки и затрат.



Система «директ-костинг» строится на базе деления всех затрат предприятия на переменные (условно-переменные) и постоянные (условно-постоянные) и учете неполной себестоимости, включающей только переменные издержки. Другие виды затрат возмещаются из выручки.

К условно- переменным относятся такие затраты, которые изменяются в зависимости от изменения объема производства: расходы сырья, материалов, топлива, энергии на продукцию, заработная плата рабочих-сдельщиков и т.п. С увеличением объема производства возрастают и суммарные переменные затраты.

К условно- постоянным относятся расходы, непосредственно не зависящие от объема производства и реализации продукции; амортизация, арендная плата, проценты за пользование банковским кредитом и т.п. Суммарные постоянные затраты при колебаниях объема производства не изменяются.

Следует отметить, что постоянные затраты не зависят от объема продукции лишь до определенного предела, т.е. до тех пор, пока наращивание объемов производства не потребует увеличения производственных мощностей, роста аппарата управления и т. п. Этот диапазон в литературе называется релевантным.

Группировка затрат на постоянные и переменные не может быть определена раз и навсегда даже для конкретного предприятия, а должна пересматриваться в соответствии с изменениями условий деятельности.

В экономической литературе для повышения точности и объективности разделения затрат на переменные и постоянные предлагается ряд специальных методов: метод высшей и низшей точки объема производства, графический метод, метод наименьшей точки и др.

В реальных условиях работы конкретных предприятий на величину затрат могут влиять не только изменения объема производства, но и другие факторы, например инфляционное изменение цен и тарифов на материальные ресурсы; совершенствование организационно-технического уровня производства; изменения в налоговом и бухгалтерском законодательствах и др.

В связи с этим маржинальный анализ себестоимости дает надежные результаты только при соблюдении следующих условий (в заданном релевантном диапазоне):

- равенства объема производства и объема продаж;

- подразделения всех затрат на переменные и постоянные;

- неизменности постоянных затрат относительно объема производства;

- пропорциональности изменения переменных затрат в связи с колебаниями объема производства;

- неизменности цен материальных ресурсов и продукции;

- отсутствия структурных сдвигов в объеме продукции.

Одним из основных в системе «директ-костинг» является понятие маржинального дохода (МД) (иначе - маржа, валовая маржа, валовая прибыль). Он представляет собой выручку от продаж сверх переменных затрат

С другой стороны, маржинальный доход является источником покрытия постоянных расходов (Спост.) и образования прибыли

При этом для каждого значения объема продукции прибыль определяется как разность между маржинальным доходом и постоянными затратами

Математическая модель получения выручки имеет вид:

Важным свойством маржинального дохода является его по линейная связь с выручкой. Поскольку Спер и ОР связаны между собой линейной зависимостью, то и МД связан с ОР линейной функцией (рисунок 4)

 
 

Рисунок 4. Зависимость маржинального дохода предприятия от выручки при изменении цены.

Отмеченная стабильность удельного веса маржинального дохода в выручке (при заданных ценах) имеет важное практическое значение.

Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

1) более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

2) определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

3) установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

4) исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

5) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

 

Методика маржинального анализа прибыли

Методика маржинального анализа прибыли, используемая в западных странах, в отличие от методики, применяемой на отечественных предприятиях, позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Это можно подтвердить с помощью сравнительного анализа.

По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, используют следующую модель:

,

где П – прибыль от реализации продукции;

VРП – объем реализации продукции;

Ц – цена реализации;

С – себестоимость продукции.

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Используя способ абсолютных разниц, на основании данных таблицы 6, можно установить как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Таблица 6. Данные для факторного анализа прибыли по изделию.

Показатель Значение показателя
t0 t1
Объем реализации продукции (VРП), шт.
Цена единицы продукции (Ц), тыс. руб. 3,1 3,7
Себестоимость изделия (С),тыс.руб. 2,6 3,1
В том числе переменные затраты (в) 1,85 2,0
Сумма постоянных расходов (А), тыс.руб.
Прибыль (П), тыс.руб.

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:

∆Пvрп = (VРП1 – VРПо)ּ (Цо – Со) = (5904-10045) ּ (3,1-2,6) = -2070 тыс.руб.

∆Пц = (Ц1 –Цо) ּ VРП1 = (3,7-3,1) ּ 5904= +3542 тыс.руб.

∆Пс = - (С1 - Со) ּ VРП1= - (3,1- 2,6) ּ 5904= -2952 тыс.руб.

Общее изменение прибыли составляет:

∆Побщ = - 1480 тыс. руб.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

П = VРП ּ (Ц - в) – А,

где в – переменные затраты на единицу продукции;

А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции

Данная формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Используя данные таблицы 5, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли с помощью приема цепной подстановки:

По = VРПо ּ (Цо- во) – Ао = 10045 ּ (3,1- 1,85) – 7534 = 5022 тыс.руб.;

Пусл1 = VРП1 ּ (Цоо) – Ао = 5904 (3,1- 1,85) – 7534 = -154 тыс.руб.;

Пусл2 = VРП1 ּ (Ц1о) – Ао = 5904 (3,7- 1,85) – 7534 = 3388 тыс.руб.;

Пусл3 = VРП1 ּ (Ц1 –в1) – Ао = 5904 (3,7- 2,0) – 7534 = 2503 тыс.руб.;

П1 = VРП1 ּ (Ц1 –в1) – Ао = 5904 (3,7- 2,0) – 6494 = 3542 тыс.руб.

Общее изменение прибыли составляет

∆Побщ = 3542 – 5022 = - 1480 тыс.руб.

В том числе за счет изменения:

- количества реализованной продукции

∆Пvрп = Пусл1 – По = (-154) – 5022 = - 5176 тыс.руб.;

- цены реализации

∆Пц = Пусл2 – Пусл1 = 3388 – (-154) = +3542 тыс.руб.;

- удельных переменных затрат

∆Пв = Пусл3 – Пусл2 = 2503- 3388 = -885 тыс.руб.;

- суммы постоянных затрат

∆ПА = П1 – Пусл3 = 3542 – 2503 = +1039 тыс.руб.

Сравнение результатов расчетов по двум моделям показывает их существенное различие. За счет уменьшения объема выпуска данного изделия и, как следствие этого, уменьшения объема продаж и роста его себестоимости предприятие получило меньше прибыли не на 2070 тыс. руб., а на 5176 тыс. руб.

Следовательно, рассмотренная методика позволяет правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

В условиях многопродуктового производства прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов:

- объема реализации продукции (VРП);

- структуры реализованной продукции (УДi);

- себестоимости (Сi);

- уровня среднереализационных цен (Цi).

По традиционной методике прибыль от реализации продукции можно определить на основе следующей модели:

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 14.

 

Таблица 7. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

 

Показатель Базовый период Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода Отчетный период
Выручка (нетто) от реализации продукции товаров, услуг (В)    
Полная себестоимость реализованной продукции (3)
Прибыль (П)

 

Порядок расчета показателей:

1) Определим сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого необходимо рассчитать индекс объема реализации продукции. На данном предприятии его величина составляет:

2) Затем базовую сумму прибыли необходимо скорректировать на индекс объема реализации продукции

15477 ∙ 0,9 = 13930 тыс. руб.

3) Определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат

тыс.руб.

4) Определим, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактических объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

тыс. руб.

В систематизированном виде порядок расчета данных показателей представлен в таблице 8

Таблица 8 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

Показатель прибыли Факторы Порядок расчета Прибыль, тыс.руб.
Объем продаж Структура продаж Цены Себесто- имость
По t о t о t о t о Во - Зо
Пусл1 t 1 t о t о t о По ∙ Jрп
Пусл2 t 1 t 1 t о t о Вусл- Зусл
Пусл3 t 1 t 1 t 1 t о В1 - Зусл
П1 t 1 t 1 t 1 t 1 В1 –З1

 

По данным таблицы 8 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

- объема реализации продукции

;

- структура товарной продукции

;

- отпускных цен

;

- себестоимости реализованной продукции

;

Итого + 3120тыс. руб.

По методике маржинального анализа для изучения влияния факторов на изменения суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятия используется следующая модель:

 

Таблица 9 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию.

 

Вид продукции Объем продаж, шт. Структура продаж Цена тыс. руб. Переменные затраты на изделие, тыс. руб. Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс. руб.
t0 t1 t0 t1 t0 t1 t0 t1 t0 t1
А 0,51 0,68 5,0 6,0 2,8 3,20
Б 0,49 0,32 3,1 3,7 1,85 2,00
Итого 1,0 1,0 - - - -

 

Используя данные таблицы 9 рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подставки:

20500 ∙ 0,51 ∙ (5-2,8)+ 20500 ∙ 0,49 ∙ (3,1-1,85) – 20080= 15477 тыс. руб.;

18450 ∙ 0,51 ∙ (5-2,8)+ 18450 ∙ 0,49 ∙ (3,1-1,85) – 20080= 11921 тыс. руб.;

18450 ∙ 0,68 ∙ (5-2,8)+ 18450 ∙ 0,32 ∙ (3,1-1,85) – 20080= 14901 тыс. руб.;

18450 ∙ 0,68 ∙ (6-2,8)+ 18450 ∙ 0,32 ∙ (3,7-1,85) – 20080=30989 тыс. руб.;

18450 ∙ 0,68 ∙ (6-3,2)+ 18450 ∙ 0,32 ∙ (3,7-2,0) – 20080=25085 тыс. руб.;

18450 ∙ 0,68 ∙ (6-3,2)+ 18450 ∙ 0,32 ∙ (3,7-2,0) – 26568 = 18597 тыс. руб.;

11921 – 15477 = - 3556 тыс. руб.;

14901 – 11921 = + 2980 тыс. руб.;

30989 – 14901 = + 16088 тыс. руб.;

25085 – 30989 = - 5904 тыс. руб.;

18597 – 25085 = - 6488 тыс. руб.;

Итого+3120тыс.руб.
 

Таблица 10. Сравнительный анализ результатов факторного анализа прибыли

Фактор Факторные модели
традиционного анализа маржинального анализа
Объем продаж -1547 -3556
Структура продаж +1568 +2980
Цены на продукцию +16088 +16088
Себестоимость продукции -12989 -12392
В том числе: переменные затраты   -5904
постоянные затраты   - 6488
Итого +3120 +3120

 

Как видно из таблицы 10 результаты факторного анализа прибыли по двум моделям значительно различаются. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше приходится постоянных затрат на единицу продукции.

Сравнительный анализ различных методик факторного анализа прибыли доказывает преимущество методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода позволяет более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов предприятий.

 

Методика маржинального анализа показателей рентабельности.

Абсолютные показатели прибыли не всегда дают четкое представление об эффективности деятельности предприятий, так как одни и те же суммы прибыли могут быть получены в различных экономических условиях. Для измерения эффективности деятельности предприятий применяются показатели рентабельности, величина которых показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Методика анализа рентабельности, применяемая на многих предприятиях не учитывает взаимосвязь «затраты – объем - прибыль».

По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Методика маржинального анализа показателей рентабельности позволяет наиболее полно изучить взаимосвязи между показателями и измерить влияние факторов, что подтверждается сравнительным анализом.

По традиционной методике уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения следующих факторов:

- среднереализационных цен;

- себестоимости единицы продукции

По данным таблицы 11 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности изделия Б способом цепной подстановки.

Таблица 11 Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции Цена, руб. Себестоимость, руб. Рентабельность, % Изменение рентабельности, %
t0 t1 t0 t1 t0 усл. t1 Общее В том числе за счет
цены себестоимости
А 5,0 6,0 4,0 4,8 - +19 -19
Б 3,1 3,7 2,6 3,1 19,2 42,3 19,4 +0,2 +23,1 -22,9
и т.д.                    

 

Общее изменение рентабельности по изделию Б:

∆Rобщ = R1 – R0 = 19,4 – 19,2 = + 0,2 %

в том числе за счет изменения:

а) среднего уровня отпускных цен

∆Rц = Rусл – R0 = 42,3 – 19,4 = +23,1 %

б) уровня себестоимости продукции

∆Rс = R1 – Rусл = 19,4 – 42,3 = - 22,9 %

По методике маржинального анализа факторный анализ рентабельности одного вида продукции проводится по следующей модели:

Используя данные таблицы 4 проведем факторный анализ рентабельности изделия Б.

= ;

= ;

= ;

= ;

= ;

Общее изменение уровня рентабельности составляет

∆Rобщ= R1-R0= 19,4-19,2 = 0,2%

В том числе за счет изменения:

- объема реализованной продукции

∆Rvрп = Rусл1-R0 = (-0,8) -19,2 = - 20 %;

- цены реализации

∆Rц = Rусл2 – Rусл1 = 18,4 – (-0,8) =+19, 2 %;

- удельных переменных затрат

∆Rв = Rусл3 – Rусл2 = 12,9 - 18,4 = - 5,5 %;

- суммы постоянных затрат

∆Rа = R1 – Rусл3 = 19,4 -12,9 = + 6,5 %;

Сравнение полученных результатов с данными таблицы 18 показывают, что они значительно различаются.

По традиционной методике объем продаж на изменение уровня рентабельности не влияет.

По методике маржинального анализа за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20 %. Это более достоверные результаты, так как они учитывают взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли, что проявляется и при анализе рентабельности продукции в целом по предприятию.

По традиционной методике уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка:

- изменения структуры реализованной продукции;

- изменения себестоимости продукции;

- изменения средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

,

где Прп – прибыль от реализации до выплаты процентов и налогов;

Зрп – сумма затрат по реализованной продукции.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблиц 7 и 8.

∆Rобщ= R1 – R0 = 23,7 – 22,8= +0,9 %

∆Rvрп = Rусл1 – R0 = 22,8 – 22,8= 0

∆Rуд =Rусл2 – Rусл1 = 23,6 – 22,8= +0,8 %

∆Rц =Rусл3 – Rусл2 = 48,2 – 23,6 = +24,6 %

∆Rс =R1 – Rусл3 = 23,7 – 48,2 = - 24,5 %

Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением уровня цен и удельного веса более доходных видов продукции в общем объеме продаж. Рост себестоимости реализованной продукции на 12989 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 24,5%.

По методике маржинального анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используется следующая факторная модель:

На основании данных таблицы 4 и факторного анализа прибыли рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции способом цепной подстановки:

=

=

=

=

=

=

Изменение уровня рентабельности за счет:

- объема продаж

- структуры продаж

- цен

- переменных затрат

- постоянных затрат

--------------------------------------------------

ИТОГО + 0,9 %

 

Сравнение полученных результатов с данными факторного анализа рентабельности по традиционной методике, показывает преимущество методики маржинального анализа, учитывающей влияние объема продаж. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10 %, что привело к снижению рентабельности на 3,9 %.

Аналогичная тенденция прослеживается при анализе других показателей рентабельности.

Факторный анализ рентабельности продаж (оборота) проводится по следующим моделям:

- при традиционном анализе

где В - выручка от реализации продукции

- при маржинальном анализе

Факторный анализ рентабельности совокупного капитала проводится по следующим моделям:

- при традиционном анализе

где БП - брутто-прибыль до выплаты налогов и процентов;

KL - среднегодовая стоимость всего совокупного капитала;

КОБ - коэффициент оборачиваемости капитала;

ВФР - внереализационные финансовые результаты

- при маржинальном анализе

где ПФР - прочие финансовые результаты.

Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

 

Способы определения порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости предприятия.

 

 
 

Одной из наиболее важных задач, решаемых с помощью системы «директ-костинг» является анализ безубыточности производства. Его цель заключается в определении финансовых результатов при изменении уровня производственной деятельности. Полученная информация имеет существенное значение для руководства предприятия, так как позволяет правильно обосновать производственные мощности и установить, при каких объемах выпуска производство будет рентабельным, а при каких оно не будет давать прибыли.

Безубыточность может быть выражена выручкой, которую необходимо получить (ОРКР), либо количеством продукции в натуральных единицах, которое нужно продать (qКР), чтобы обеспечить покрытие полных затрат. Точка qКР находится на месте пересечения линии выручки с линией полной себестоимости продукции (рисунок 5).

Рассмотрим аналитические способы определения порога рентабельности (безубыточного объема продаж, критической точки производства). По определению критическая точка отражает тот объем продаж, при котором прибыль равна нулю (П = 0), а выручка - полной себестоимости продукции: (ОР = С или ОР = СПЕР + СПОСТ). Если выручку представить как произведение количества реализованной продукции (q) и ее цены (Р), т.е. ОР = qּP, то для монономенклатурного производства получим следующее выражение:

q ∙ р = CПОСТ+ СПЕР ∙ q

Это уравнение является основным для получения различных оценок.

Безубыточный объем производства продукции в натуральном выражении будет равен

Учитывая, что цена за вычетом переменных расходов представляет собой маржинальный доход по изделию, формула 21 примет следующий вид:

,

Используя основную формулу, можно определить критическую продажную цену (нижнюю цену изделия), при которой прекращается покрытие полных затрат

,

Рассмотрим следующий пример.

Предприятие производит продукцию одного наименования, при этом

р = 1000 руб., СПЕР = 600 руб., СПОСТ =80000 руб.

Количество изделий, которое предприятию необходимо произвести, чтобы достичь безубыточной работы:

qкр = 80000 : (1000 - 600) = 200 шт.

Если умножить правую и левую части равенства на цену изделия, то получим формулу для определения критического объема продаж в стоимостном выражении:

или ,

где dпер – доля переменных затрат в цене изделия;

dМД – доля маржинального дохода в выручке от продаж

,

В рассматриваемом примере порог рентабельности равен

.руб.

Приведенная выше методика может применяться только теми предприятиями, которые производят либо один вид продукции, либо продукцию, которую можно привести к единому условно-однородному измерителю.

Методика анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли для многономенклатурных предприятий разработана еще недостаточно, поэтому в практической деятельности отечественных предприятий маржинальный анализ пока еще широко не применяется.

Важной задачей анализа в системе «директ-костинг» является определение запаса финансовой устойчивости (зоны безопасности) предприятия. Если известен порог рентабельности, то запас финансовой устойчивости (ЗФУ) определяется следующим образом:

ЗФУ = ОР – ОРкр

т.е. он представляет собой превышение фактически достигнутой (или планируемой) выручки от продаж над критическим объемом. В относительном выражении (в процентах к фактически полученному (планируемому) объему продаж)

∙ 100

Зона безопасности показывает, на сколько процентов объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Если, наоборот, выручка оказывается ниже порога рентабельности, то у предприятия возникают убытки, ухудшается финансовое состояние. В этом случае необходимо сокращать постоянные затраты для снижения порога рентабельности.

Рассмотрим условный пример (таблица 12)

Таблица 12. Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости предприятия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.