Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ





 

4.1. Сущность стратегического планирования

Стратегическое планирование – это систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчетов и выбора альтернатив. Простая организация может иметь одну стратегию, сложная – несколько на разных уровнях действия.

Чаще всего стратегическое планирование определяют как процесс моделирования или изучения будущего. Однако такое планирование призвано не столько нарисовать картину будущего, сколько улучшить процесс принятия текущих и оперативных решений, повысить их качество и действенность, дать им обоснование с позиций общих стратегических задач развития предприятия.

Планирование – процесс сложный, требующий больших затрат времени, энергии руководителя предприятия и специалистов. Поэтому, приступая к планированию, требуется, прежде всего, осознать его насущную необходимость для предприятия. Это первое обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание желающих освоить данный курс.

Другое обстоятельство – должна быть отражена суть нового содержания стратегического планирования: четкая ориентация планового процесса на рыночные нужды, учет рынка как главного фактора внешней среды, oт которого зависит будущее предприятия.



Необходимо рассмотреть три основные характеристики, определяющие жизнеспособность стратегического планирования:

1) аналитические предпосылки стратегического плакирования (анализ потребителя, конкурентов, внешней среды, рыночных характеристик, потенциала предприятия, динамики издержек, прогноз спроса, продаж, цен);

2) формализованные методы стратегического планирования (портфельный анализ, оценка привлекательности рынка и др.);

3) вопросы экономического прогнозирования как составного элемента стратегического планирования на предприятии.

Стратегическое планирование иногда отождествляют с перспективным планированием. Однако в отличие от последнего (который, как правило, ограничивался разработкой пятилетнего плана, не опираясь на эффективный механизм реализации), стратегическое планирование характеризует, прежде всего, особый механизм регулирования плановых решений (оформленных в виде стратегий, приоритетных направлений), способный сделать их действенными, т.е. реальными, выполнимыми. В перспективном (долгосрочном) планировании в значительной мере преобладают база, исходный уровень, сложившаяся тенденция развития.



Потребность в долгосрочном планировании вызвана двумя основными причинами:

― длительным циклом создания сложных объектов;

― необходимостью иметь четкие представления о масштабах развития экономики страны, ее отраслей и регионов на отдаленную перспективу.

Перспективный план позволяет определить реальные возможности развития, ресурсные ограничения, выявить количественные и качественные последствия развития.

Принцип непрерывности планирования сохраняет свое значение в условиях рыночной экономики. Это вытекает из того, что хозяйственные решения принимаются непрерывно.

На предприятии перспективное планирование есть система, включающая в себя долгосрочное и среднесрочное планирование. Долгосрочное планирование выражает больше стратегию развития предприятия (выбор направлений развития), имеет описательный характер, а цифровой материал используется в большой, степени для подтверждения высказываемых предложений.

Среднесрочный план более количественный, более детализированный стратегический план на первые годы деятельности предприятий.

Стратегическое планирование представляет собой активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на основе этого выбора общей стратегии развития, формирование специального механизма ее реализации. То есть под стратегическим планированием следует понимать процесс разработки стратегий и основных методов их осуществления.



Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде планов, пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности предприятия.

Стратегическое планирование включает и является обобщением долгосрочного, среднесрочного, годового, оперативного функционального планирования. Основная смысловая нагрузка в стратегическом планировании возлагается на долгосрочное планирование. Поэтому стратегическое планирование часто трактуется как процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития.

Зачастую стратегическое планирование как функция стратегического управления ограничивается процессом разработки стратегии и формированием стратегической политики (или политики приоритетов предприятия). Несмотря на ключевую роль стратегии в управлении предприятием, стратегическое планирование представляет собой единство выработки целей (и подготовки решений) с определением конкретных путей их реализации.

Отличительная черта стратегического планирования – его гибкость, обусловленная гибкостью плановых горизонтов времени, на который вырабатывается перспективная политика. Для его определения применяются различные критерии: «жизненный» цикл продукции; цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию; период времени, необходимый для реализации стратегических целей.

При опоре на категорию «жизненный цикл» горизонт планирования должен отличаться по видам деятельности и номенклатуре продукции. Он также тесно связан с характером и содержанием целей будущего развития, т.е. со стратегическими целями. В зависимости от содержания целей изменяется период их реализации, сдвигаются и горизонты планирования. В этой связи очевидна зависимость горизонта планирования от характера стратегической цели: если это выпуск новой продукции, то данный горизонт задается жизненному циклу ее существования; если стратегическая цель – модернизация и техническое перевооружение, то горизонт планирования во времени существенно расширяется. Плановый горизонт во многом зависит от масштабов предприятия, его размеров. Большое влияние на продолжительность планового горизонта оказывают функциональные сферы деятельности на предприятии.

Стратегическое планирование – это многоэтапный процесс, осуществляемый последовательно – параллельно и охватывающий множество решений.

1. Определение бизнеса.

Каждый менеджер, отвечая за определенный вид деятельности, обязан ответить на вопросы:

Чем я занимаюсь? В каком бизнесе нахожусь? Каковы его перспективы? Чем я должен заниматься в будущем?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выделить исходные параметры:

― описание производимого продукта с учетом его технико-экономических, потребительских свойств и технологичности;

― оценка масштаба рынка этого продукта, в данном случае речь должна идти о составе потребителей продукта, специфике их потребностей;

― рыночная сегментация, т.е. разграничение рынка данного продукта по составу, группам потребителей, специфики их потребностей, местоположению (географические и региональные характеристики).

2. Миссия (роль) бизнеса.

После ответа на вопросы: чем вы занимаетесь или собираетесь заниматься, следует задаться вопросом – для чего вы это делаете, т. е. какова миссия или роль вашего дела. Для ответа необходимо проектировать такие показатели как темпы роста продаж, размер доли рынка, уровень прибыльности, масштабы чистого дохода.

Таким образом, если «определение бизнеса» – это первый и качественный этап стратегического планирования, то его «миссия» – это совокупность количественных измерителей, выражающих цели развития.

Определение бизнеса и его миссии составляют содержание общей стратегии развития, конкретизируемой в стратегиях функциональных.

3. Функциональные стратегии – это стратегии в области маркетинга, производства, НИОКР, инвестиций, финансов, трудовых, ресурсов.

4. Бюджетирование (формирование бюджета).

Плановый цикл завершается формированием бюджетов, обеспечивающих реализацию стратегий, планов, программ.

Стратегические цели планирования:

― полное, своевременное, качественное удовлетворение потребностей народного хозяйства в высокоэффективной технике, обеспечение на этой основе материально-технических условий для осуществления глубокой реконструкции отрасли, народного хозяйства, повышения уровня комплексной автоматизации производства;

― значительное расширение масштабов производства и внедрения в народное хозяйство техники для новых технологий, обеспечивающих комплексное использование и экономию всех видов ресурсов;

― создание техники для решения крупных социальных задач;

― повышение конкурентоспособности продукции.

Принципы стратегического планирования:

― объективность при ориентации на цели глобального характера, которому предшествует анализ;

― вариантность плановых расчетов;

― комплексность разработки стратегии (финансовая, ресурсная, организационная обеспеченность).

Функции стратегического планирования:

– обеспечение хозрасчетной самостоятельности, расширение деятельности в области изучения и прогнозирования спроса; внедрение форм активного маркетинга и др;

– формирование информационно-аналитической базы для повышения обоснованности текущих планов;

– становление и реализация новых более широких форм взаимоотношений предприятия с вышестоящими органами управления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.