|
Принесение пользы существам после просветления
Когда достигнуто просветление, польза живым существам приносится в силу сострадательного резонанса:
(8). Присутствие в просветлённом покое Дхармакаи запредельно всяким действиям и активностям, ибо её собственная сущность превосходит проявление и непроявление. Поэтому исчезает ограниченность восприятия и больше не появляется заблуждающееся переживание. Омрачённое переживание мира и существ отсутствует как таковое. Когда у человека проходит дисбаланс в секреции желчи, он больше не страдает от проблем помутнённого зрения, раздражения сетчатки и дальтонизма. Таким же образом в сфере просветлённого видения исчезает заблуждающееся переживание самсары вместе со всеми аспектами. Хотя оно отсутствует, живые существа не упускаются из сферы видения и действия сострадательного резонанса.
Тогда как уникальное просветление обладает единым вкусом Дхармакаи, из измерений спонтанно существующей пробуждённости и сострадательного резонанса появляются два типа воплощений Рупакаи, которые приносят пользу существам. Но поскольку сама сущность лишена заблуждения, то в просветлённом состоянии не возникает заблуждающегося восприятия, (а Рупакаи) переживаются в виде несуществующих проявлений учителей Дхармы. Это аналогично человеку с чистым сверхъестественным видением, который, не имея проблем с собственным восприятием, может видеть переживания страдающих от раздражения сетчатки, дальтонизма, помутнённого зрения или дремлющих людей. Такой человек может объяснить, что «данное переживание не существует на самом деле, а просто кажется». Именно таковы заблуждающиеся переживания живых существ — они лишь кажутся, но не существуют и лишены независимой природы, поэтому в конце концов они очищаются силой привыкания к факту их отсутствия. Сновидения исчезают в момент пробуждения от сна, так же как и проходит дальтонизм и раздражение сетчатки, когда устранён дисбаланс желчи. Точно так же наступает чистое видение просветления, — реально и неизбежно. Тут мы опять возвращаемся к тому, что просветление изначально.
Хотя в переживании Будд отсутствует какое-либо заблуждение, им ведомы переживания других существ, что даёт возможность приносить им пользу. Эманации Будд, осуществляющие пользу, возникают в силу их естественного сострадательного резонанса. В зависимости от чистоты персональной кармы некоторые существа удостаиваются чести видеть эти эманации. Если бы не было сострадательного резонанса, то Будды были бы отсечены от низлежащей самсары и не могли бы никого облагодетельствовать. Но это не так, — они приносят пользу до тех пор, пока существует самсара.
Осуществляя пользу, они не покидают основного пространства:
(9). Когда очищаются загрязнения тела, речи и ума, взору предстают мандалы трёх Кай, что условно описывается следующим образом: «ум достигает Дхармакаи, речь достигает Самбхогакаи, а тело достигает Нирманакаи». Это описание соответствует другому, где говорится, что «пять изначальных мудростей достигаются в результате трансформации пяти эмоциональных ядов». Пять ядов принципиально отличаются от пяти изначальных мудростей, поэтому данный процесс не характеризуется причинно-следственной связью, где производное исходит из производящего. Но поскольку это происходит в силу очищения, мы говорим о результате очищения, основываясь на том, что очищается. В данном объяснении я также имею в виду, что три Каи являются результатом очищения трёх врат.
Если вы спросите, где достигаются Каи просветления, то это происходит в мире Аканишта. Вы можете поинтересоваться, в каком направлении находится это место. Говоря в общем, под словом «Аканишта» подразумевается уровень достижения просветления всех Будд; это «место» превосходит все явления, и выше него ничего нет. Я не могу сказать, что «оно находится именно здесь», потому что это место лежит за пределами эгоцентричного восприятия и географических координат. Если вы спросите: «Где рождаются люди?», то можно ответить, что они рождаются в мире людей, однако я не смогу вам точно определить единственное место, так как человеческие миры так же бесчисленны, как и остальные из шести миров жизнеформ, простирающихся до «краёв» пространства. Говоря о том, что Будды достигают просветления в Аканиште, также нет смысла давать своему уму какой-то ориентир. Вы должны понимать под «Акаништой» такое место, где основное пространство становится единого вкуса с пробуждённостью.
Наш Учитель Самантабхадра Ваджрадхара продемонстрировал полное просветление в мире Аканишта и там же провозгласил множество разделов тантры. Это место считается «Великой Акаништой», наивысшим пиком всех миров и обителей, который также называется «Гханавьюха» («Пышно Украшенный Мир»). В нём находятся Бодхисаттвы десятого буми, Даки, Дакини и бесчисленные Махасиддхи. По этой причине во вступлении ко многим тантрам написаны такие слова: «В мире Аканишта, свободном от центра, края и пределов, в светоносном круге пробуждённости...»
Таким образом эманации исходят из чистого мира Аканишта во все бескрайние миры шести жизнеформ в десяти направлениях, гармонируя с личными переживаниями существ, чтобы те получили пользу. Например, Будда Шакьямуни появился в нашем мире, когда срок человеческой жизни был около ста лет.
Говоря в контексте Дхармакаи, её фундаментальная самосуществующая пробуждённость, обладающая тремя измерениями сущности, природы и сострадательного резонанса, является потенциальным источником возникновения двух Рупакай. Это называется «восхождением Рупакаи из Дхармакаи». В этом контексте (далее следует описание трёх Кай с точки зрения «пяти совершенств» (пун-сум цок нга) ) учитель — это совершенный мастер Самантабхадра. Учение — естественное великое совершенство, которое абсолютно необусловленно. Место (учения) — невообразимое пространство Дхармадхату. Окружение — пленум самосуществующей пробуждённости. Время (учения) — неизменное время совершенной Основы, что аналогично «неопределённому времени», описанному в тантре «Иллюзорной Сети».
Учитель в контексте Самбхогакаи — это любой из регентов пяти диаспор «Снежных Озёр». Место — мир Гханавьюха, чистая и самосветоносная земля Аканишта. Учение — Махаяна. Окружение состоит из Будд и Бодхисаттв, проявленных самим учителем и неотделимых от него, а также из Дакинь, Видьядхар и тех, чей удел равен Бодхисаттвам десятого буми. Время — бесконечность.
Учитель в контексте Нирманакаи именуется «Святым Лидером», ибо он ведёт за собой нечистых существ. Место - любой из миров усмиряемых существ, а многообразие этих миров неопределенно. Окружение состоит из бесчисленных людей, богов и других существ, нуждающихся в усмирении. Учение представлено разнообразными колесницами, соответствующими способностям живых существ. Время может быть как прошлое, так настоящее и будущее, и в частности, это такой период, когда учению сопутствуют четыре совпавших предыдущих совершенства. Польза приносится до тех пор, пока существует самсара.
Обладая единым вкусом в Дхармакае, три Каи находятся за пределами проявления и непроявления. Однако энергия сострадательного резонанса проявляется в виде двух Рупакай, называющихся «Самбхогакаей» и «Нирманакаей». В данном случае следствию приписывается название его причины, что аналогично утверждению «солнце показалось внутри (дома) «, когда солнечные лучи проникли в дом. Действительная Самбхогакая — это спонтанно присутствующее измерение ясной природы осознавания в контексте Дхармакаи. Она является потенциальным источником всего. Действительная Нирманакая — это измерение сострадательного резонанса, присутствующее в пробуждённости. Таким образом, три Каи составляют неделимое единство.
Говоря более пунктуально, Дхармакая — это пустотная сущность беспрепятственного осознавания. Её проявление - «океан» неконцептуальной пробуждённости. Самбхогакая — это спонтанное присутствие ясной природы. Её проявление — пять диаспор Будд, украшенных основными и второстепенными признаками просветления. Нирманакая - это потенциальный источник пробуждённости всеобъемлющего сострадательного резонанса. Её проявление состоит из учителей, воплощающихся для усмирения кого угодно. Очень важно понимать различие между тремя Каями и их проявлениями. Если вы этого не понимаете, то будете делать такие ошибочные выводы, что Дхармакая — нечто явное или что Самбхогакая и Нирманакая не могут восприниматься усмиряемыми существами. Такие ошибочные заключения могут быть сделаны, основываясь на доводах типа того, что три Каи идентичны в своей сущности и что у единой природы не может быть двух противоположных аспектов.
В данном случае ключевой принцип состоит в том, что все три Каи присутствуют в Дхармакае. Это обосновывает внешнее проявление двух Рупакай, которые предстают перед усмиряемыми существами. Это так же оправданно, как и излучение радужного света из кристалла при условии преломления в нём солнечных лучей, ибо призма пяти светогамм присутствует в нём потенциально.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|